И наполнилась земля его конями и колесницы его неисчислимы. Ибо недостойно исчисления то, чем владеют вопреки повелению Божию. Поэтому и в Псалмах говорится: ложь конь во спасение ( Пс. 32:17 ), и в Исходе: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ), и в другом Псалме: сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем ( Пс. 19:8 ). Можно разуметь здесь и то и другое, – что и народ Иудейский, вопреки заповеди Божией, умножил себе коней и колесницы, и земля Иудейская наполнилась конями и колесницами победителей. Ст. 9. И наполнилась земля его идолами: покланялись делу рук своих, что сделали пальцы их, и преклонился человек, и унизился муж. Где некогда был храм и религия Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе ( Мф. 24:15 ). И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал покланяться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих, и поставляет идолов в земле своей, и преклоняется человек, и унижается муж, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом, если не выпрямит его Господь, по примеру той женщины, которую связал сатана на восемнадцать лет, чтобы постоянно смотрела не на небо, а на землю ( Лк. 13 ). Посему не отпускай им. Вместо этого LXX перевели: и не отпущу им. Если это говорит Бог , то нужно понимать так: так как они сделали это, то Я не пощажу их и не отпущу столь бесчисленных грехов. Если пророк, то нужно так понимать: посему не отпускай тем, которые совершили столько беззаконий. Если же понимаем это о Римлянах, то более верное толкование следующее: они, разрушая храм Божий, поклонялись не Тому, Который дал им победу, а идолам рук своих. Если же об Иудеях, то это – страшное решение пророка молиться, по-видимому, против своего народа, которому выше говорил: дом Иаковлев, придите и будем ходить во свете Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо, говорит Писание, «не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1 Кор. 11:9). А посему как муж есть «образ и слава Божия... жена же слава мужу» (1 Кор. 11:7), так мы — образ Божий и во славу Божию получили бытие, а Сын есть наш образ и существует для нашей славы, мы созданы для бытия, а Божие Слово, по вашему учению, творится не для бытия, но как орудие в нашу потребу, поэтому не мы от Него, но Он существует вследствие нашей потребности. И допускающие только эту мысль не превосходят ли меру всякого безумия? Если для нас получило бытие Слово, то не прежде нас Оно от Бога, потому что не Его имея в Себе, помышляет о нас, но нас имея в себе, как говорят они, помышляет о Слове своем. Если же это так, то может быть, Отец и не желал вовсе Сына, и не Его желая, сотворил Его, но нас желая, ради нас создал Его, потому что примыслил Его после нас. А таким образом, по учению этих нечестивцев, излишен уже Сын, получающий бытие как орудие, когда получают бытие те, для которых Он сотворен.    31) Не должно умалчивать и о том, как мудрствует истина, но тем паче прилично велегласно возвестить о сем. Не ради нас получило бытие Божие. Слово, напротив же того, мы ради Него получили бытие, и «о Нем создашася всяческая...» (Кол. 1:16). Не по нашей немощи Он как мощный получил бытие от Единого Отца, чтобы Им, как орудием, создать Отцу и нас. Да не будет сего! Не таково учение истины. Если бы угодно было Богу и не созидать тварей, тем не менее, было «Слово у Бога», и в Нем был Отец. Тварям невозможно было получить бытие без Слова, потому они получили бытие Им, что и справедливо. Поелику Слово есть собственный по естеству Сын Божией сущности, поелику Оно от Бога и в Боге, как Само изрекло о сем, то созданиям невозможно было не Им получить бытие. Как свет освещает все сиянием своим, и ничто не освещалось бы без сего сияния, так и Отец, как рукою, соделал все Словом и ничего не творит без Него. Поэтому, как предал о сем памяти Моисей, «рече Бог: да будет свет»; и: «да соберется вода», и: «да изведет земля», и: «сотворим человека» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

Ибо если ты перед чужими мужчинами скрываешь лицо твое покрывалом стыдливости, как можешь ты войти в баню с чужими мужами? Но если нет женской бани, и ты вынуждена мыться в бане для .мужчин и женщин – а это (собственно) неприлично, – то мойся в целомудрии и стыдливости, в чести и с умеренностью, также не во всякое время и не в каждый день, и не в полдень, но пусть, будете известно тебе время, в которое ты моешься, (именно) S 9/L 8//CA I. 10///десятый час 71 , ибо ты должна, как верующая жена, избегать всячески бесстыдного подсматривания, как это случается в бане 72 . ///Полагай конец твоему спору со всяким, особенно с твоим мужем 73 и останавливай его, как верующая жена, чтобы, при случае, твой муж, если он язычник, не гневался из-за тебя и не хулил Бога, и чтобы не постигло тебя горе от Бога; ибо горе тем, «ради которых хулится имя Божие между язычниками» 74 . Но если, с другой стороны, твой муж – верующий, то он, как знающий Писания, будет вынужден сказать тебе S 10/L 9//СА II. 1///слово Премудрости: «Лучше сидеть на углу кровли, нежели с болтливою и сварливою женою жить в доме» 75 . Ибо жена должна в целомудрии и смирении показывать страх Божий для обращения и умножения виры среди язычников, мужчин и женщин. И если мы вас, наши сестры,//дочери и члены, немного предостерегли и наставили, то идите и выбирайте также и вы, как мудрые, доброе и драгоценное, и беспорочное в жизни мира 76 , и поучайтесь и узнавайте, каким образом вы можете достигнуть царства нашего Господа и найти покой, угождая Ему добрыми делами. Глава IV /Поучает, каким должен быть тот, кто выбирается на должность епископа, и каков должен быть его образ жизни 77 ///Об епископах же выслушайте следующее: пастырь, – который поставляется в качестве епископа и верховного руководителя в пресвитерстве, в церкви и во всех общинах 78 – «должен быть без порока и незапятнанным чем-либо 79 , далеким от всякого зла, мужем не менее пятидесяти лет, свободным S 10/L 9//CA II 1///от юношеской непристойности и вожделений (злого) врага 80 , от злословия и презрения со стороны ложных братьев, которые делают это по отношению ко многим, ибо они не знают слова, сказанного в Евангелии 81 : «Всякий, кто скажет праздное слово, должен отдать Господу отчет за это в день суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Ибо сказано, что сеял муж израильский и приходили мадианитяне и Амалик и сыны Востока и истребляли плоды земли. 479 Ведь Амалик, [то есть] чревобесие, и Мадиам, [то есть] блудодеяние и сыны Востока, [то есть] тщеславие, истребляют весь урожай сердца, над которым, как кажется, без [должного] ведения трудится [Израиль]. И не оставляли ничего [необходимого] для жизни в Израиле, – говорит Писание, – ни овцы, ни вола, ни осла ( Суд. 6, 4 ). То есть [ничего] из разумной и гневной и пожелательной способности. Взошли же [мадианитяне] с имуществом своим, и шатрами, и с верблюдами их, которым не было числа ( Суд. 6, 5 ), то есть множеством образов страстей и воспоминаний их и фантазий. И обнищал Израиль, – говорит Писание, – от лица мадианитян, и возопили сыны Израилевы ко Господу, и послал Господь пророка к сынам Израилевым ( Суд. 6, 6–8 ); ведь в то время как нищает ум всякой добродетелью, помышления его в раскаянии вопиют ко Господу, и посылает Господь слово, напоминающее об исходе из Египта ( Суд. 6, 8 ), то есть об освобождении из мрака греховного. И пришел, – говорит Писание, – ангел Господень и сел под теревинфом (дубом) ( Суд. 6, 10 ), – намеком указывая на таинство креста и, – говорит Писание, – Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, то есть сочетал делание с ведением, это ведь значит точило винное. И явился ему ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, (муж) сильный крепостью! ( Суд. 6, 12 ); ведь подчинившего и поработившего страсти и имеющего власть над собой благодаря ведению и деланию по [отличительным] свойствам 480 его называет: Господь с тобою ( Суд. 6, 12 ). Выказывается и смирение этого ума из ответа, сказал ведь [Гедеон]: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И сказал ему ангел: иди в этой силе твоей и ею спаси Израиля ( Суд. 6, 14 ), то есть в силе делания и ведения. И сказал ангелу: если я обрел благодать пред очами Твоими,... не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе ( Суд. 6, 18 ). И Гедеон вошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал ( Суд. 6, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Исаии рядом с осужденным Вавилоном. Едом (), в переводе: земной (от ) обозначает также естественное человечество в противоположность избранному народу Божию. Главным моментом в настроении естественного человека, который указывается понятием Едома, служит непонимание, презрение, гибельное пренебрежение божественным спасением. От Восора более точное обозначение столицы и всего царства Едома; Боцра, или по русскому переводу Восор, существует до наших дней в виде деревни с старинными развалинами под уменьшительным названием El-Busaira. Недоумение небожителей обусловливалось, как видно далее, не одним червленым 288 цветом риз божественного Героя; общий вид одеяний Грядущего от Восора“ и их великолепие производили на них не меньшее впечатление. Тот, который приближался к ним, был великолепен в Своих украшениях 289 и выступал в полноте силы Своей“, т. о. внешний вид Грядущего от Едома“ свидетельствовал о Его божественном достоинстве и полном сознании этого достоинства. Выражение напоминает Ис. 42:13 : Господь выйдет как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих“. На вопрос небожителей отвечает божественный Герой, голос которого слышится как бы издали: Я, изрекающий правду 290 , сильный, чтобы спасать“. Здесь должно видеть указание на многочисленные мессианские откровения, имеющие предметом своим по преимуществу оправдание человека“. Их все исполняет грядущий величественный Муж, спасающий праведников и праведно судящий грешников и представителей зла.   Второй отдел. Пророчества Исаии о Царстве Мессии Главы 2:1–4 и 4:2–6 (ср. 60:3–11) II. Слово бывшее от Господа ко Исаии сыну Амосову о Иудеи, и о Иерусалиме (1). Яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов, и приидут к ней вси языиы (2). И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (3): и судити будет посреде язык, и изобличит люди многи: и раскуют мечи своя на орала, и копие своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Итак, в знаменитом городе том был некий муж, искушенный во всякой премудрости внешней, и нашего священного богословия учитель великий и первый из числа бывших там наставников, а имени его я не узнал и не слышал его никогда ни от кого. Этот-то, столь удивительный и знаменитый муж, объясняя, по обыкновению своему, своим ученикам богословские изречения блаженного апостола Павла, возгордился в мыслях по причине имевшихся у него многогранных познаний, и вырвалось, говоря словами Писания, «велеречие из уст» его, и он сказал, не устрашившись: «Это богословское изречение даже сам Павел не мог постигнуть и объяснить, как это сделал я». О, какое это безумное велеречие, и дерзость, и многолетнее неразумие! Как не понял он спасительного завета Спасителя, гласящего: «Ученик не выше учителя своего»; и еще: «Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его»? Но если он и забыл этот завет Владыки, то Божий суд, который всегда гордым противится, не замедлил, но тотчас его настиг, и мертвым его тут же сделал, и безгласным сотворил бывшего прежде громогласным и хвастливым; и вот он уже мертв и безгласен на учительском своем месте. Оказавшиеся же тогда там многочисленные его ученики, ужасом и страхом охваченные из-за случившегося по воле ничем не подкупного Судьи, сняв умершего оттуда и положив в гроб, в церковь его отнесли и совершили положенное над умершими обычное пение. Но, о страшный рассказ: мертвый ожил и, сев в гробе, воскликнул: «Я поставлен пред Судьей». И, сказав это, опять мертвым опустился без дыхания и без гласа. В то время как присутствующие были в ужасе от того, что они увидели и услышали, и «Господи, помилуй» долго с великим страхом взывали, вновь мертвый, ожив, сказал: «Я испытан был». И вновь мертвый опустился в гроб, и вновь еще больший страх объял присутствующих, великий ужас, и «с погребением не будем спешить, – говорят они, – услышим, чем кончится необычное это явление». Вновь умерший ожил и последний звук издал, сказав: «Я осужден». И больше уже не оживал и не говорил. Таков был конец знаменитого этого наставника, и таково было возмездие за безумное превозношение того, кто ослушался божественного проповедника, говорящего: «Но знание делает гордым, а любовь назидает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как удивительно и насколько противоречит всем утверждениям казенного атеизма это через все Священное Писание проходящее откровение! Ненасилует нас Бог, не устрашает Своим могуществом, не принуждает поверить в Него, но приходит к нам в тихом, едва различимом веянии, где мы встречаем Его не запуганными рабами, но как свободные сыны. Другая книга Священного Писания, Книга пророка Исаии, дает нам образ будущего Спасителя, в Котором совершится последняя, решающая встреча человека с Богом. Нет в Нем ни вида, ни величия, – говорит Исаия, – и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:2–6 ). Христиане всех времен видели в этом тексте пророчество о Христе и Его пришествии к людям. И действительно, что другое можно сказать о Христе, Чей образ извечно светит нам со страниц Евангелия? И не в том ли вся глубина, вся неповторимость христианства, что в средоточие его – Муж скорбей, в Ком встретились Бог и Человек, но Кто не имел ни вида, ни величия и был презираем всеми, искавшими Бога лишь в бурях, землетрясениях и огне, т. е. в подавлении и принуждении. Но не было никогда, да и сейчас нет никаких внешних причин, которые вынуждали бы человека верить в Христа, с любовью принимать Его в свое сердце и восклицать по примеру римского сотника, видевшего Его казнь: «Воистину Человек этот – Сын Божий» (см.: Мф.27:54 ). К Христу приводит только свобода, ибо весь Он, все Его учение, вся Его проповедь к нам есть веяние тихого ветра, и лишь на самой глубине своей – там, где царит тишина и куда не доходят бури и землетрясения человеческой истории, чувствует душа это тихое веяние, слышит глас хлада тонка. Свидетельства. Живая встреча (С. Булгаков)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как её маленькая собачка бегала неподалёку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении её собаки. - Ах, мой дорогой, - рассмеялась старушка. - Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает. " Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. " (Иак. 3:14) Злой дух Однажды к святому Антонию Великому пришёл Дьявол и начал рыдать. - Кто ты и что с тобой случилось? - спросил преподобный. - Святой отец, - ответил Дьявол, - я не человек, я - злой демон. - Что же тебе нужно? - Ничего более, - отвечал злой дух, - кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли он покаяние Дьявола? - Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, - сказал святой. В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу. - Господи! Открой мне, недостойному рабу твоему, простишь ли ты человека, превзошедшего грехами демонов? Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел божий и сказал: - Зачем ты молил Господа за Дьявола? Ведь он приходил искушать тебя! - Я этого не знал, - ответил Антоний. - Почему же Господь не открыл мне этого? - Не смущайся, - ответил Ангел. - Когда к тебе искуситель придёт снова, то скажи ему: " Ты - древнее зло, ты - сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром! " Сказав это, Ангел скрылся. На другой день Дьявол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

«Который берет на Себя грех мира» – точнее: уносит грех мира с Собою 12 . Креститель не указывает времени, когда Этот Агнец унесет на Себе грехи мира. Настоящее время глагола αρω означает, так сказать, не ограниченное известным временем действие: Христос «каждый день берет на Себя грехи наши, одни – через Крещение, другие – через покаяние» (блж. Феофилакт). Ин.1:30 .  Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Повторяя свое свидетельство о превосходстве Христа перед ним, Крестителем, Иоанн называет Христа «мужем», вероятно, имея в виду, что Он есть истинный Муж или Жених Церкви, тогда как сам Иоанн только друг жениха (ср. Ин.3:29 ). Ин.1:31 .  Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. Ин.1:32 .  И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Ин.1:33 .  Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Ин.1:34 .  И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Окружавшие Крестителя слушатели могли спросить себя: почему он с такой уверенностью говорит о явившемся Христе? Откуда ему известна та задача, которая лежит на Христе? Иоанн, понимая естественность такого недоумения, говорит, что и он также раньше не знал Христа, т.е. не был осведомлен относительно Его высокого предназначения, но Бог и послал его совершать крещение для того, чтобы он явил, указал народу Мессию, предварительно сам узнав Его. А узнал Креститель Мессию по особому признаку, указанному ему в откровении Богом. Этот признак – нисшествие и пребывание над головой Мессии Духа, Который должен был в виде голубя сойти с неба. Иоанн увидел такое знамение над главой Христа и понял, что Он именно и есть Мессия. Таким образом, из этих слов Крестителя с ясностью видно, что Иоанн сначала не знал, что Христос есть тот Мессия, которого тогда все ожидали. Очень вероятно, что он и вообще не знал Христа, так как всю жизнь провел в отдаленной от Назарета иудейской пустыне, где доселе пребывал Христос. Только после данного ему откровения и особенно после крещения Христова Иоанн стал свидетельствовать о Христе как о Сыне Божием (согласно некоторым кодексам как об «избранном Бога», но последнее чтение Тишендорф и другие критики отвергают). То, что Креститель, говоря о Христе как о Сыне Божием, разумел здесь единство Христа как Сына с Богом Отцом по существу, а не только по благодати, на Нем почившей, с ясностью видно из того, что Креститель неоднократно признавал вечное бытие Христа (см. стихи 15, 27, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто исполнил эту заповедь Христову о чистоте сердца, тому не будет нужды пользоваться тем снисхождением, какое Закон Моисеев давал жестокосердным Иудеям. Сказано также, что, если кто разведется с женою своею , кто захочет развестись с нею и жениться на другой, тот пусть даст ей разводную , – разводное письмо. Этот развод нужно было допустить в древние времена потому, что жестокий муж, которому жена была подчинена, как рабыня, мог убить ее, беззащитную. Во времена Иисуса Христа иудеи так развратились, что стали менять жен по прихоти, под самым пустым предлогом, лишь бы выдать прежней жене разводную на бумаге. Таким образом, они ни во что ставили Богом установленный закон брака, и в то же время укрывались буквой Закона Моисеева. Случалось, что иной сластолюбивый иудей прогонял несколько жен одну за другой, за женами уходили и дети, и сколько таких несчастных жен скиталось без приюта, сколько детей – без родительского крова! И вот Христос Спаситель, как полновластный Законодатель Нового Завета, совсем отменяет букву Ветхого Завета Моисеева, и показывает, какую святость и силу имеет первоначальный Закон Божий о браке: А я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, – когда жена не сохранила верности своему мужу, когда она изменит ему, – тот подает ей повод – дает разрешение прелюбодействовать , – от живого мужа грешить с другим, – и кто женится на разведенной тот прелюбодействует . Потому что, если бы он не взял ее, то она, может быть, возвратилась бы к первому мужу и примирилась бы с ним. Так свят и нерушим союз супружеский. Бог, сотворив мужа и жену, благословил и освятил их союз на всю жизнь: “и будут два одной плотью,” что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Единственный случай, когда Господь допускает развод, – это неверность жены или мужа: тогда само собой расторгается священный брачный союз и может быть развод. Но и тогда, по закону Церкви, хранительницы и истолковательницы закона Христова, преступница – жена (или преступник – муж) лишается права вступать снова в брак. – “Христос (говорит св. Златоуст) заключил для преступной жены двери вступать в брак с другим мужем для того, чтобы сделать ее верной мужу и целомудренной даже и против ее желания. Таким образом, и здесь Христос Спаситель не уничтожает ветхого закона, а раскрывает его первоначальную строгость, чистоту и святость… Наконец, позволив развод по вине прелюбодеяния, Он и здесь имеет целью целомудрие. Если бы повелено было мужу держать в своем доме жену, которая живет со многими, то этим самым поощралось бы прелюбодеяние.” “Не преступай клятвы” (5:33–37)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010