подлинника, однако, поскольку такой подлинник не был обнаружен, нек-рые исследователи предлагали считать книгу оригинальным сочинением на греч. языке (различные т. зр. по этому вопросу приводятся, напр., в кн.: Шарапов. 1910. С. 34-35). Значительная часть Е. в. к. состоит из текстов, параллельных фрагментам из 1-й Книги Ездры, Книги Неемии и 2-й Книги Паралипоменон. Ранние исследователи, начиная с И. Д. Михаэлиса , предполагали, что на основании Е. в. к. возможно сделать реконструкцию первоначального текста, из к-рого впосл. сформировались канонические 1-я Книга Ездры, Книга Неемии и Книги Паралипоменон ( Michaelis. 1783). В XIX - нач. XX в. среди библеистов было распространено мнение, согласно к-рому Е. в. к. представляет собой компиляцию фрагментов канонических книг (см.: Bertholdt. 1813. S. 1005-1013; Walde. 1913; рус. дореволюционный исследователь А. Шарапов (впосл. еп. Серафим) называл эту книгу «простой компиляцией», а нек-рые «уклонения от мысли еврейского текста» - неудачными поправками, внесенными в текст позднейшими редакторами книги - Шарапов. 1910. С. iii, v-vi, 29-61, 149- 150). По-видимому, ни одно из этих мнений нельзя считать вполне правильным - процесс создания Е. в. к. был гораздо сложнее ( Grabbe. 1998. P. 69) и до наст. времени остается не до конца изученным. Возможно, евр. и арам. тексты 1-й Книги Ездры, использовавшиеся при составлении Е. в. к., неск. отличались от МТ (Ibid. P. 80). Анализ текста книги показывает, что ее составитель не располагал греч. переводами др. книг ВЗ ( Pohlmann. 1980. P. 378-380). Согласно наиболее распространенной в наст. время т. зр., Е. в. к. представляет собой либо редакцию уже существовавшего греч. перевода канонических книг (им мог быть и перевод Септуагинты), либо независимый перевод древнеевр. и арам. текстов ( Petroff. 2007. P. 656). Е. в. к. (кроме отрывка 2 Езд 3. 1-5. 6) и различные фрагменты канонических книг ВЗ (1-й Книги Ездры, 2-й Книги Паралипоменон и Книги Неемии) являются параллельными (хотя и не всегда совпадающими дословно) текстами, при этом 2 Езд 1.

http://pravenc.ru/text/189577.html

В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних. Сделав этот вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви. Церковь — Царство Божие В священном писании Церковь именуется Царством Божиим, или Царством Небесным. В обычном употреблении этого слова, мы называем царством высокую стадию развития общества — государство с его законодательными, юридическими, исполнительными и другими инстанциями. Государство состоит из граждан, правительства, администрации; оно имеет свои законы, свой язык, обычаи, армию и т. д. Церковь есть Царство, но особое, благодатное. Она состоит из нравственно возрождающихся людей. Церковь имеет свою Главу — небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Сына Божия, имеет свои границы, законы, определенную внутреннюю структуру, служителей (иерархию) и своих верующих. Без этих качеств она была бы не царством, а чем-то бесформенным и неопределенным. Христианин пользуется привилегиями граждан духовного Царства, к которому он принадлежит, но вместе с тем он должен стараться быть полезным членом Церкви и содействовать общему благу. Священное Писание говорит о Церкви, как о Царстве Божием в следующих местах: Мт. 3:2, Мт. 4:17, Мт. 6:10, Мт. 6:33, Мт. 9:35, Мт. 18:3, Мк. 10:14—15, Лк. 12:32, Лк. 17:21, Иоан. 3:5, Иоан. 18:36, Рим. 14:17, 1 Кор. 4:20, Кол. 1:12—22. Часто Свои поучения Спаситель начинал словами: «Царство Божие подобно... Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия» , — благую весть о наступлении Царства Божия (Мт. 9:35). Таким образом, люди призваны спасаться не индивидуально, не разрозненно, но совместно, как одна семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Свое Царство. Условия для вступления в Царство: «Покайтесь» (дословно: перемените образ мыслей), «ибо приблизилось Царство Небесное» (Мт. 4:17). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения, в котором человек рождается для духовной жизни: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Неск. иной результат получился в ветхозаветном отделе перевода. Слав. версия и тут была текстологическим мерилом, хотя внешне работа была представлена как согласование евр. и греч. оригиналов. Перевод сделан с МТ, но в круглых скобках в текст введены добавления из LXX. Среди них встречаются незначимые вставки грамматического характера: «И явился Господь Аврааму, и сказал (ему)» (Быт 12. 7), «вот жена твоя; возьми (ее) и пойди» (Быт 12. 19). Отмечены также пояснения и распространения из LXX: «Иосиф, увидев между ними Вениамина (брата своего, сына матери своей), сказал» (Быт 43. 16), «(Беззаконник же) заколающий вола - то же, что убивающий человека» (Ис 66. 3) и т. п. Кроме того, введены почти все значительные по размеру добавления LXX: Втор 32. 43-44; Нав 24. 34-36; 3 Цар 2. 35 (портрет Соломона); 2 Пар 35. 20 и 36 (молитва Манассии), Есф 10. 3 и др. Добавления из LXX, отсутствующие в Елизаветинской Библии, не отмечены, напр., характеристика царствования Иосафата (3 Цар 16. 28) или резюме об Ахаве (3 Цар 22. 46). Не найдена форма для показа структурных различий между МТ и LXX там, где тождественное содержание иначе распределено по стихам текста, напр. в главах Исх 36-39, описывающих устройство храма, в Нав 15. 21-62 и др. Не отмечено наличие значительных добавлений МТ, напр. в Книге пророка Иеремии. Нередко смысл библейского текста извлекается не из евр. оригинала и даже не из LXX, а непосредственно из слав. версии. Напр., о ножах для обрезания говорится «острые (каменные) ножи» (Нав 5. 2), причем скобки должны показывать, что заключенное в них слово отсутствует в MT и взято из LXX. В действительности МТ дает     - «ножи кремневые», в LXX есть пояснение - μαχαρας πετρνας κ πτρας κροτμου, т. е. «ножи каменные из камня несекомого», в церковнослав.-          . Т. о., эпитет «каменный» принадлежит евр. тексту, так что не должен заключаться в скобки, тогда как «острый» просто заимствовано из слав. версии. Впрочем, благодаря использованию евр. текста зависимость Синодального перевода от слав. традиции заметна в сфере стилистики значительно меньше в ВЗ, чем в НЗ. Трудные пророческие тексты изложены удобопонятно, с сохранением стихотворной структуры оригинала и эмоциональной выразительности текста.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Нет ничего удивительного в том, что дух крестоборчества увлек пустосвятов в кромешную, тьму диких богохульств. Идолопоклонство перед стариною превратило их самих в новых язычников. Они не захотели понять, что Православная вера держится не стариною, а вечно живым Духом Божиим, для Которого ,,тысяча лет яко день вчерашний». Св. Церковь излагала свои решения не для того, чтобы отдавать предпочтение старине или новизне, а единственно с целью положительно указать верующим, что именно они должны признавать за истинное, как основанное на божественном Откровении, и на что должны смотреть, как на исходящее от собственных обыкновений человечества. Соответственно этому и еретические мнения отвергались и осуждались Св. Церковью не потому, что они были новы или стары, а единственно потому, что они были ложны, т. е. не согласны с духом Божественной истины. Уяснить эту истину – вот в чем назначение Св. Церкви, а не в исповедании старины или новизны, как думают раскольники. И сам Господь принес в мир меч разумения, отделяющий жизненное от одряхлевшего и обыденное от вечного ( Мт. 10:34–36 ). И нам Господь возвестил, что всякий просвещенный светом Вечной Истины должен поступать подобно хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мт. 13:52 ), т. е. определяет цену всему при свете Божественной Истины. Поэтому, если хотели раскольники устроиться, так сказать, отдельным от Св. Церкви хозяйством, то им следовало бы в таком случае хорошенько пересмотреть и определить, чем именно их сокровищница богаче церковной, а не кричать безрассудно, что старина, происшедшая от людей есть воплощение Божией Истины. Сама Св. Церковь подает им в этом пример. У нас и восьмиконечный Крест почитается наравне с четвероконечным и даже шестиконечным и почитается только как образное напоминание о чудесном спасении мира вольными крестными страданиями Распятого Господа. Крест для нас святыня, но не Бог . Об этом и Св. Иоанн Дамаскин говорит: – „Кланяемся образу честного и животворящего Креста, аще и из иныя вещи будет; но образ и воспоминание о Христе, яко Христов Символ почитаем: рече бо своим учеником Господь: – Тогда явится знамение сына человеческаго на небеси» ( Мт. 24:30 ) „еже есть Крест честный» (см. кн. 4 о вере Дамаскина гл. 12). Но какой именно при кончине мира Крест, – четвероконечный или восьмиконечный, о том мы не знаем, но исповедуем, что все это в свое время сбудется. „Небо и земля мимо идут, словеса же Христова не мимо идут» ( Мт. 25:35 ). „У Бога не останется бессильным никакое слово, „возвещено миру через Небесного Благовестника Архангела Гавриила. Вот каков взгляд Св. Церкви на изображение Креста. Раскольники же веруют только восьми концам и веществу, как Богу, поклоняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Однако само по себе предпочтение Израиля еще сохраняет в порядке Священной Истории свою силу: спасение должно быть прежде всего предложено избранному народу. Ср. слова Христа к посылаемым на проповедь ученикам, Мт 10:5: «На путь язычников не вступайте, и в город к самаритянам не входите, а идите прежде к потерянным овцам Дома Израилева», а также Мт 15:24. Бл. Иероним напоминает в этой связи: «Некогда Израиль был сыном, а мы были псами». Можно вспомнить также увещание апостола Павла, Еф 2:11–12: «…Помните, что вы, некогда по плоти язычники, которых называли необрезанными, […] были в то время без Христа, отчуждены от общины Израиля, чужды заветов обетования, не имели надежды и были в мире безбожники». 7:29  За то, что ты сказала так, иди, вышел из твоей дочери бес! То обстоятельство, что язычница после тяжелого испытания оказывается воспринята в милость Христа, существенно отличает Его позицию от позиции во многих отношениях близких Ему кумранитов. Византийский толкователь Эвфимий Зигавин, обобщая распространенное в святоотеческой экзегезе мнение, видит в героине этого эпизода что-то вроде персонификации грядущей Церкви из народов мира: «По иносказанию (ката λληγοραν) прообразует Хананеянка эту Церковь из язычников (την ξ θνν κκλησαν)» (PG 129, 812). 7:34  Испустил стон. Другой возможный перевод: «глубоко вздохнул». Эффата. Идентификация этой формы как арамейской или еврейской вызывает лингвистические дискуссии. Ср., например: J. Rabinowitz, «Be Opened»=Εφφαθα (Mark 7, 34): Did Jesus speak Hebrew? ZNW 53, 1962, p. 229–238; S. Morag, Effaqa (Mark 7, 34): Certainly Hebrew, not Aramaic? JSSt 17, 1972, p. 198–202. И слово «эффата», и ритуальное употребление слюны входило в раннехристианский чин крещения. 7:37  Глухим дает слух, а немым речь. Ср. Ис 35:5–6: «Тогда откроются очи слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда вскочит хромой, как олень, и язык немого будет петь». 8:6  На земле. В отличие от предыдущего чудесного насыщения (6:35–44), где говорится о расположении насыщаемых на зеленой траве, здесь обстановка предполагает скорее летнее (или осеннее) время, когда трава вся высохла.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

В этом все: трудись так, пока вкусишь Господа. Когда же, наконец, ум там, внутрь сердца, вкусит и сердцем ощутит, яко благ Господь; тогда не захочет уже отдаляться от места сердечного; тогда скажет и он, как св. Петр: добро есть нам зде быти, и уже всегда станет взирать туда внутрь сердца и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы, всеваемые диаволом. Для тех, которые никакого не имеют понятия о сем деле и не знают его, оно большею частию кажется трудноватым и утеснительным. Но те, которые вкусили сладости, какую оно имеет, и усладились ею в глубине сердца своего, эти взывают со св. Павлом и говорят: кто ны разлучит от любве Христовы и проч. [Римл. 8, 35]. Почему св. отцы наши, слыша Господа, говорящего, что из сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и что сия суть сквернящая человека [Мт. 15, 19 и 20], слыша также, что в другом месте Евангелия заповедуется нам очищать внутреннее стклянницы, да будет и внешнее ее чисто [Мт. 23, 26], оставили всякое другое духовное дело и стали всецело подвизаться в этом одном делании, т. е. в хранении сердца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно стяжут всякую добродетель, а без него не могут успеть ни в одной. Они все в нем преимущественно упражнялись и писали о нем. Кто хочет, пусть читает писания их, пусть прочитает, что написал о сем Марк подвижник, что сказал Иоанн Лествичник, препод. Исихий, Филофей Синайский, авва Исаия, Варсонофий Великий и другие. Если желаешь научиться тому, как следует сие делать (т. е. входить в сердце и быть там), я скажу тебе об этом. Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: беспопечение о всем, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всем, так чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтоб помысл твой не клонился ни к какой вещи. Потом сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двери, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Быть хорошим — это стремиться к добру, сохранению обетов, исполнению заповедей Божиих, чтобы услышать в своё время от Христа самое главное: «Войди в радость господина твоего» (Мт. 25:21). Светлана Коппел-Ковтун : Быть человеком — это о чём? И что делает человека слабым или сильным, прекрасным или ужасным? Игумен Серафим (Федик): Быть человеком — это не больше и не меньше, чем быть тем, чем создал нас Бог, творя по Своему образу и подобию, и это Божье творение остаётся человеком только тогда, когда стремится сохранить этот образ как можно более чистым и неповреждённым. Сохранение образа делает человека сильным, не хранение образа делает его слабым, когда человек, в результате неправедного поведения, превращается в нечто непохожее на человека. Потому очень важно сохранить в себе этот Богом данный нам образ — чтобы не случилось с нами ужасное при встрече с Богом, когда Он спросит: А ты кто такой? Я не знаю тебя. Выходит, что человек по поведению своему становится прекрасным или ужасным. Ответственность за сохранение в себе человека лежит на его плечах, отговорки не сработают. Во всякое время, при любых обстоятельствах можно сохранять человечность, только надо этого по-настоящему хотеть. Светлана Коппел-Ковтун : Чем хороший человек отличается от плохого? Игумен Серафим (Федик): Ответ прост — по делам его познаётся. Ибо сказано: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мт. 7:17), то же самое и с человеком. Или ты делаешь хорошие дела, или тебе приятно творить неприятности своему окружению. Ответственность за это на нас — не на кого её переложить. Разве только на словах, для своего успокоения и самообмана, но в реальности, перед Богом  — это не так. Светлана Коппел-Ковтун : Что такое вечность? Каковы отношения человека с вечностью? Зачем человеку этот опыт? Игумен Серафим (Федик) :  Если бы мы всё, что касается Бога, могли понять и объяснить, пребывая в теле, тогда мы стали бы богами. Смертный человек, который по словам псалмопевца живёт 70 или 80 лет, и то зачастую в больших трудах, не в силах постигнуть вечность. Отчасти что-то понимаем, только отчасти. Например, когда хотим выразить что-то значимое, великое, большое или продолжительное, мы говорим: это длилось целую вечность, это будет вечно...   Но сколько в этом истины, ответит только Тот, кто воистину вечен. Та же математика говорит, что  прямая линия бесконечна, но всё-таки понять это по-настоящему можно только при созерцании Лика Божьего. Полноты опыта вечности человек здесь приобрести не может, нас окружают только временные «вечности». Вспомним слова Спасителя: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мтф. 24:35). «О стихиях же Христос упомянул для того, чтобы показать как то, что Церковь превосходнее неба и земли, так и то, что Он есть творец всего существующего»  — пишет свт. Иоанн Златоуст.

http://radonezh.ru/2021/09/08/igumen-ser...

7:19–22). Но если предположить, что Спаситель ссылается здесь только на прямые пророчества Исаии в 35:5–6; 42:7 и 61:1, то непонятно, почему Он говорит, что « мертвые воскресают » – ведь этой идеи нет в указанных пророчествах. Значит, слова Христа выявляют осмысленную иудеями того времени в рамках их мессианских представлений мысль Исаии о воскрешении мёртвых ( Ис. 26:19 ) относящуюся к Мессии. Именно такое осмысление зафиксировано и в кумранской рукописи «Мессия неба и земли», что полностью согласуется с евангельскими словами. Можно допустить, что идея о воскрешении Мессией мёртвых получила широкое распространение в среде палестинских иудеев в поздний период Второго храма, поскольку, отвечая ученикам Иоанна Крестителя, Христос упоминает об этом как о непременной черте Своей деятельности. Сопоставительный анализ текста Евангелия, рукописи 4Q521 «Мессия неба и земли» и соответствующих мест из книги Исаии приведён на следующей странице в таблице 6.2. 473 Таблица 6.2. Текст Исаии: МТ и lQIsª Текст рукописи 4Q521 Ответ Иисуса Христа ученикам Иоанна узников вывести из заключения и сидящих во тьме из темницы (42:7); проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы (61:1) освободит узников (8) См. примечание откроются глаза слепых (35:5), открыть глаза слепых (42:7) откроет глаза слепых (8) слепые прозревают исцелять сокрушенных сердцем (61:1) восставит угнетенных (8) хромой вскочит, как олень (35:6), уши глухих отверз- нутся (35:5), язык немого будет петь (35:6) исцелять больных (12) хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат воскрешать мертвых (12) мертвые воскресают благовествовать нищим (61:1) нищим благовествовать (12) нищим благовествуется предводительствовать святым (13) блажен, кто не соблазнится о Мне ) Слов об освобождении узников нет в ответе Господа Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя, однако в других местах Он не только говорил о том, что пришёл освободить род человеческий, но и объяснял характер этого освобождения как освобождение от рабства греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Русский. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при 35-ом Сибирском стрелковом полку на мысе Поспелова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1897. Год утраты:приблизительно 1920 (разобрана) Архитектор:В.В. Курилов Адрес: Россия, Приморский край, г. Владивосток, Русский остров, Поспелово. Координаты: 43.060873, 131.891616 Проезд:из города автобусами 15, 29, 74 или 76, мт 22, 63 или 75 до остановки поворот на Поспелово, далее до поклонного креста идти в северном направлении чуть более 1 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Небольшая деревянная церковь в русском стиле выстроена в 1896-1897 гг. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона по проекту военного инженера В.В. Курилова в основном на средства купца М.И. Суворова. Главный объём крестообразного в плане здания с трапезной, над западной частью которой возвышалась небольшая колокольня, был увенчан восьмигранным шатром с главкой. Храм последовательно находился в пользовании разных воинских частей, с 1906 г. и до Первой мировой войны - в ведении 35-го Восточно-Сибирского (с 1910 г. - Сибирского) стрелкового полка. Утрачен в нач. 1920-х гг. На месте храма в 1999 г. установлен памятный крест. 35-й Сибирский стрелковый полк имел также соимённую походную церковь, основанную в 1904 г. Стратиевский О.Б. Остров Русский (страницы истории). Владивосток, 2013, с. 268-270, 273-274.   В 1897 году в северо-восточной части острова, у подножья мыса Поспелова возводится первый православный воинский храм. Строится он по инициативе и на пожертвования нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона, но основной вклад средств принадлежал подрядчику венного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову, который взял подряд на постройку фортов на острове Русском. На строительство этого храма во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя прислал свой денежный взнос из далекого Петербурга Иоанн Кронштадтский. В документах сохранились фотографии храма и его внутреннего убранства. В последние годы своего существования он был более известен как храм 35-го Сибирского стрелкового полка. В начале 1930-х годов он был разорен и вывезен в город по бревнышку. Прежнее его место установлено и расчищен фундамент.

http://sobory.ru/article/?object=35036

Отвечая им, Христос, по-видимому, указывает на некую парадигматическую симметрию между фигурами Иоанна и Илии. Здесь стоит вспомнить, что некоторые мессианские предсказания имеют в виду даже не две, а три мессианские фигуры – наряду со Священником Царю предшествует еще Пророк. Иоанн совмещает в себе и тот, и другой аспекты. Далеко не случайно, что проповедь Иисуса начинается тогда, когда проповедь Иоанна, заточенного в темницу, приходит к концу ( Мк 1:14 ). Этой роли выхода Иоанна на проповедь как предсказанного и. ожидаемого мессианского знамения не противоречит сложность личного отношения Иоанна и тем более общины его учеников к Иисусу. Казалось бы, слова, сказанные Иоанном еще в раннюю пору о Том, Кто идет за ним и сильнее его ( Мт 3:11 ; Мк 1:7 ; Лк 3:16 ), не говоря уже о красноречивом диалоге с Иисусом, по версии Мт предшествовавшим крещению ( Мт 3:14–15 ), не оставляют места ни для каких нерешенных вопросов; и все же последнее, что мы слышим о Иоанне, уже заточенном в темнице, где ему предстоит быть казненным, – это именно слово о его недоумении: «...Иоанн, прослышав в темнице о деяниях, которые совершал Христос, послал учеников задать Ему вопрос: «Ты ли – Тот, Кто должен придти, или ждать нам другого?» ( Мт 11:2–3 ). Ответ Христа завершается довольно строгим предупреждением: «блажен, кто не усомнится во Мне» ( Мт 11:6 ). И сейчас же следует общее суждение о Предтече, заключающее в себе содержательный и выразительный контраст: «Воистину говорю вам: не являлось между рожденных женщинами более великого, нежели Иоанн Креститель, однако наименьший в Царстве Божием больше, нежели он» ( Мт 11:11 ). Как резюмирует это суждение исследователь, «Креститель – не первый в новом мировом времени, но последний представитель окончившейся эры, хотя самый великий, но меньше наименьшего в Царствии Небесном» (Е. Stauffer, Die Theologie des Neuen Testaments, 4. Aufl., Gьmersloh, 1948, S. 9). Что касается учеников Иоанна, то некоторые из них, как эксплицитно сообщается в Ио 1:35–37, стали учениками Иисуса, но такой выбор был сделан далеко не всеми, и мы встречаем в Евангелиях картину определенного антагонизма со стороны общины Иоанновых учеников по отношению к Иисусовым ученикам (Ио 3:25–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010