В СССР украинские националистические и сепаратистские настроения целенаправленно нейтрализовывались, что самым непосредственным образом сказывалось и на подавлении стремления к церковной автокефалии. Однако во второй половине 1980 годов общественно-политическая обстановка в стране радикальным образом переменилась. Перестроечные преобразования сделали возможным активное возрождение национальной идеи у большинства народов союзных республик. С февраля 1989 года в Киеве начал свою работу «Инициативный комитет по возрождению Украинской Автокефальной Православной Церкви», заявивший о том, что только УАПЦ имеет право на выражение интересов украинского народа. Деятельность данного комитета положила начало новой генерации «автокефалистского» раскола в Украине. В октябре 1989 года епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук) 827 , движимый сугубо личными корыстными соображениями, заявил о своём выходе из состава Московского Патриархата и о возрождении Украинской автокефальной православной церкви. Весной 1990 года уже запрещённый в священнослужении священноначалием РПЦ епископ Иоанн, совместно с епископом «серафимо-геннадиевской» группировки Викентием (Чекалиным) 828 , совершил ряд «епископских» хиротоний, тем самым дав начало «иерархии» Украинской автокефальной церкви. В июне 1990 года для возглавления УАПЦ был приглашён «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник, возглавлявший один из осколков УАПЦ второй генерации, именуемый «Украинской православной церковью США и Рассеяния» 829 . Вскоре Мстислав был провозглашён «патриархом Киевским и всея Украины». Первый президент независимой Украины, бывший коммунистический функционер высшего ранга Леонид Кравчук оказывал значительную поддержку идее автокефалии, что вызвало широкомасштабное разрастание «автокефалистской» схизмы. После того, как в июне 1992 года бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) ушёл в раскол и образовал так называемую Украинскую православную церковь киевский патриархат (УПЦ КП), была предпринята попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП. Однако «патриарх Киевский» Мстислав Скрыпник отверг это начинание. После смерти в 1993 году Мстислава Скрыпника новым руководителем УАПЦ был избран «патриарх Киевский и всея Украины» Димитрий Ярема 830 , возглавлявший эту раскольническую группировку вплоть до своей кончины в феврале 2000 года. Третьим предстоятелем возрождённой УАПЦ с 2000 года является «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий Кудряков 831 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Социологические исследования показывали, что униаты в Галиции не представляли большинства, во Львовской области их было 28 %, в Тернопольской – 12 %, в Ивано-Франковской – 22 %. Несмотря на это в 1990 г. в указанных областях у Русской Церкви осталось совсем немного храмов. Значительная часть была захвачена униатам и, немалое количество ушло в расколы. Расколы Возникновение расколов стало еще одной церковной проблемой конца 1980 – начала 1990-х гг. Особенно болезненными были расколы на Украине. 1 ноября 1989 г. находившийся на покое епископ Иоанн (Боднарчук) заявил о своем выходе из подчинения Русской Церкви. На заседание Священного Синода епископ Иоанн не явился, сообщив, что переходит в подчинение созданной в годы Второй мировой войны «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), глава которой «митрополит» Мстислав (Скрыпник) проживал в Америке. Вслед за епископом Иоанном в раскол перешло и несколько украинских приходов. 14 ноября 1989 г. Священный Синод лишил этого архиерея сана за учинение раскола и объявил его священнодействия безблагодатными. Решение было подтверждено Архиерейским Собором, состоявшимся 30–31 января 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре. Решение Собора не остановило раскольников. Весной 1990 г. Боднарчук вместе с «епископом» катакомбной серафимо-геннадиевской ветви Викентием Чекалиным поставил несколько «архиереев», положив начало новой лжеиерархии. В июне 1990 г. автокефалисты провели в Киеве свой «Собор». Боднарчук был поставлен «патриаршим местоблюстителем», в то время как «патриархом всея Украины» был провозглашен Мстислав (Скрыпник). В ноябре того же года в Софийском соборе Киева состоялась «интронизация» Скрыпника. Однако отношения между Боднарчуком и Скрыпником не сложились. Своим «местоблюстителем» последний поставил «епископа» Антония (Масендича). Как и униаты, представители автокефалистского раскола часто действовали путем насилия, изгоняя верных канонам пастырей и захватывая храмы. К концу 1991 г. раскольникам принадлежало около 500 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через месяц после появления этого письма митрополита Алексия переговоры с деятелями УАПЦ перешли в завершающую стадию. Был составлен так называемый акт объединения, который, в действительности таковым не являлся. Более того, в итоге именно этот спорный документ, вопреки ожиданиям раскольников, стал причиной окончательного и полного разрыва между Автономной Церковью и УАПЦ. 8 октября 1942 г. митрополита Алексия (Громадского) в Почаеве неожиданно посетили «иерархи» УАПЦ: «архиепископ» Никанор (Абрамович) и «епископ» Мстислав (Скрыпник), участвовавшие перед этим в Луцке в совещании «епископата» УАПЦ, на котором раскольниками были выработаны условия объединения с Автономной Церковью. Экзарх Украинской Автономной Православной Церкви в конце концов подписал составленный на Луцком соборе УАПЦ акт, в котором признавал автокефалию украинской Церкви. В документе также говорилось, что единение с Поместными Православными Церквами Украинская Автокефальная Православная Церковь имеет через митрополита Дионисия (Валединского), который до созыва «Всеукраинского Поместного Собора» является «местоблюстителем Киевского митрополичьего престола». Церковной жизнью до созыва этого «Всеукраинского собора» должен был управлять «Священный синод», в состав которого предполагалось ввести трех «поликарповских» архиереев и двух — со стороны Автономной Церкви. Секретарем «синода» должен был стать также автокефалистский «епископ» Мстислав (Скрыпник). Документ завершался утверждением, что «все различия канонического характера, которые вызвали разъединение, были рассмотрены и больше не Согласно принципам, изложенным в этом договоре, фактически произошло бы не объединение, а поглощение Автономной Церкви раскольнической УАПЦ, поскольку ни один из пунктов документа не отражал интересов канонической православной Церкви (если не считать 2 из 5 мест в «синоде», «зарезервированных» для канонических епископов). Следует также отметить, что последний пункт соглашения — относительно канонических нарушений автокефалистов, которые в тексте завуалировано называются «каноническими разногласиями», — сформулирован весьма расплывчато. Непонятно, как следует понимать слова о том, что различия канонического порядка «были рассмотрены и больше не существуют»: либо раскольниками эти нарушения упразднены, либо, напротив, приняты митрополитом Алексием, либо вообще между обеими сторонами имел место некий компромисс? Автокефалисты старались срочно распространить весть об объединении с «автономистами» как о свершившемся факте. И. Власовский писал, что «архиепископ» Никанор (Абрамович) вернулся из Почаева в Луцк с вестью, что «уже нет Автономной Сикорский срочно разослал послание к духовенству и верным УАПЦ, в котором выражал большую радость по поводу якобы свершившегося объединения и благословлял служить в церквах по этому случаю благодарственные

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии. После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук ). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

http://pravenc.ru/text/76508.html

   Важнейшим результатом архиерейского Собора явилось решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией, о чем записано в соответствующем определении Собора и в грамоте, адресованной епископату Украинской Православной Церкви. В заключение ее особо подчеркнуто, что Русская Православная Церковь уповает на то, что Украинская Православная Церковь не изменит «у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов».    По окончании архиерейского Собора Святейший Патриарх Алексий II выехал в Киев, чтобы торжественно вручить митрополиту Киевскому грамоту о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Пребывание в Киеве предстоятеля Русской Церкви, которого решительное большинство православных на Украине встречало с искренней радостью как своего духовного отца, омрачено было действиями сепаратистов-руховцев, униатов и автокефалистов. Из Галиции в Киев направлены были сотни автобусов с боевиками. Националисты-галичане избивали участников крестных ходов – священнослужителей и мирян, которые двигались по улицам древней столицы Руси к Софийскому собору, в котором первосвятителем совершена была Божественная литургия.    Ранее, в июне 1990 г., автокефалистами в Киеве был проведен первый «собор» УАПЦ (Украинской Автокефальной Православной Церкви), который избрал лишенного епископского сана В. Боднарчука, именовавшего себя архиепископом Аьвовским и Галицким Иоанном, «патриаршим местоблюстителем», а проживавшего в Соединенных Штатах Мстислава (Скрыпника), переступившего через порог 90-летия, провозгласил «патриархом всея Украины».    В ноябре 1990 г. древний Софийский собор пережил событие, подобное тому, которое совершено было в нем в 1921 г., при зарождении самосвят-ства,— «патриаршую интронизацию» Мстислава Скрыпника, приехавшего впервые после войны на родину. После этого своим местоблюстителем Мстислав назначил не Боднарчука, а именовавшего себя епископом Ровенским Антония (Масендича), чем, разумеется, сделал Боднарчука своим врагом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Чтобы обеспечить себе господствующее положение в УПЦ КП, Филарет назначал на ключевые посты в раскольническом сообществе своих ставленников. С этой целью «заместитель патриарха» проводил многочисленные «епископские хиротонии». Нередко филаретовских «епископов» ставили на кафедры, которые существовали в УПЦ КП практически номинально: за пределами Зап. Украины мн. епархии раскольников включали лишь по неск. приходов, и то, как правило, малочисленных. Так, напр., к 1 янв. 1993 г. в Днепропетровской и Полтавской епархиях УПЦ КП было всего по 5 приходов, в Житомирской и Харьковской - по 4, в Запорожской и Одесской - по 3, в Сумской - 2, в Донецкой, Кировоградской и Луганской - по 1 религиозной общине. Новые «епископы», ставленники Филарета, в короткий срок заняли в УПЦ КП доминирующее положение и оттеснили «архиереев», начинавших деятельность в УАПЦ. Прежний авторитарный стиль церковного руководства Филарет демонстрировал и в новых условиях. Мн. «епископы» УПЦ КП не пожелали терпеть произвола «заместителя патриарха» и стали приносить покаяние, возвращаясь в лоно канонической Церкви. Только за 1,5 года, прошедшие с момента создания УПЦ КП, ее покинуло 12 раскольнических «архиереев», в т. ч. один из создателей УПЦ КП Антоний (Масендич). Внутри УПЦ КП далеко не все были согласны с узурпацией власти Филаретом. Против диктатуры «заместителя патриарха» выступали прежде всего идейные националисты, понимавшие, что Филарет примкнул к расколу лишь из конъюнктурных соображений. Раскольники из зарубежной укр. диаспоры после смерти Скрыпника не захотели оставаться в юрисдикции УПЦ КП и, избрав своим главой митр. Константина (Багана), вскоре перешли в юрисдикцию К-польского Патриархата. На Украине недовольные тем, что идею автокефалии «оседлал» Филарет, сплотились вокруг «архиепископа Львовского» Петра Петруся и «протоиерея» Владимира Яремы . Большинство западноукраинских раскольничьих приходов отказалось подчиняться Филарету, они настаивали на восстановлении УАПЦ. УПЦ КП покинуло свыше 1/3 общего числа ее приходов. Фактически весной 1993 г. на Украине оформились 2 самостоятельные раскольнические конфессии, причем обе формально возглавлялись «патриархом» Мстиславом, но управлялись совершенно др. лицами. Окончательное восстановление УАПЦ и ее полное размежевание с УПЦ КП произошло после смерти Скрыпника (11 июня 1993).

http://pravenc.ru/text/171683.html

1961 год – Пимен (Извеков), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 1972 год – Святейший патриарх Пимен направил послание патриарху Константинопольскому Афинагору в связи с разного рода контактами между представителями «Украинской Православной Церкви в США» и Константинопольским Патриархатом. В послании говорилось: «…Нас весьма удивили сообщения о взаимообщении “епископа” Мстислава (Скрыпника) с экзархом Вашего Святейшества в Америке высокопреосвященным архиепископом Иаковом, а также о приеме Скрыпника Вашим Святейшеством в июле истекшего года и о приветственных посланиях Вашего Святейшества так называемому Седьмому Собору УПЦ в США в октябре 1971 г . и новоизбранному “митрополиту” УПЦ в США Мстиславу (Скрыпнику) с употреблением той традиционной формы обращения к нему, которая применяется в Православной Церкви исключительно к законным иерархам». Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, Управляющий делами Московской Патриархии, Председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви. 1980-е гг. Март 1986 года — Последовала реакция властей на письмо митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) М. С. Горбачеву. Горбачев не понял и не принял позиции управляющего делами Московской Патриархии, письмо митрополита Алексия было разослано всем членам Политбюро ЦК КПСС. Одновременно Совет по делам религий указал, что поднимать такие вопросы не следует. Ответом властей на письмо в полном соответствии со старыми традициями было распоряжение отстранить митрополита Алексия от ключевой в то время должности управляющего делами, что и было исполнено Синодом. 1992 год – Скончался Леонтий (Гудимов), митрополит Донецкий и Славянский. Александро-Невский собор в Таллине 1999 год – Приход Александро-Невского собора в Таллине получил гражданскую регистрацию. Приход приобрел право юридического лица и особое покровительство Патриарха Московского и всея Руси, отразившееся в гражданском наименовании — «Таллинский ставропигиальный Александро-Невский приход». Этот юридический статус предусматривает совмещение церковно-приходской деятельности с функциями представительства Московского Патриархата в Эстонии. В задачу представительства входит осуществление контактов с представителями православных и других христианских конфессий в Эстонии и взаимодействие с государственными и общественными структурами Эстонской Республики, направленное на урегулирование церковных проблем в Эстонии и улучшение взаимоотношений Русской Православной Церкви с Эстонским государством.

http://pravoslavie.ru/5387.html

Ее предводитель лжемитрополит Феофил (Булдовский), возглавивший лубенский раскол в 20-х гг. и изверженный из сана священноначалием Русской Православной Церкви, объявил себя в ноябре 1941 г. митрополитом Харьковским. Утвердившись в Харькове, лжемитрополит Феофил распространил свою юрисдикцию и на Полтавскую епархию, где, однако, его попытки подчинить себе духовенство и верующих встретили энергичное сопротивление со стороны церковных деятелей автономной ориентации, во главе которых стоял переведенный на Полтавскую кафедру епископ Вениамин (Новицкий). По мере продвижения германских войск на Восток, Феофил включил в свою церковную область также Воронежскую и Курскую епархии. Поскольку Феофил действовал вне пределов рейхскомиссариата, его отношения с автокефалистами во главе с Поликарпом (Сикорским) довольно долго не носили административного характера. Лишь в июле 1942 г. с ним встретился Степан Скрыпник, к тому времени уже хиротонисанный во епископа Переславского с именем Мстислав; он вел с ним переговоры по поручению администратора Поликарпа о подчинении его автокефальному центру в Луцке. Скрыпник и Феофил (Булдовский) были знакомы еще со времен Гражданской войны. Сам Феофил так впоследствии говорил о Мстиславе: «О, это страшный человек. Это бандит в епископском клобуке. Он из тех, что могут убить, удавить человека, если он станет ему препятствием… Епископ Мстислав – доверенное лицо гестапо и администратора Поликарпа (Сикорского)». Результатом переговоров Феофила с Мстиславом было подчинение лжемитрополита Харьковского и Полтавского юрисдикции Поликарпа (Сикорского). Но большая часть украинской паствы занятых областей находилась в юрисдикции Автономной Церкви Украины, которая не порывала канонической связи с Патриархией, хотя автономия ее и не была признана главой Русской Православной Церкви митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем) . Глава Автономной Церкви митрополит Волынский и Житомирский Алексий (Громадский) 8 мая 1943 г. был убит националистами, близкими к Поликарпу (Сикорскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Для иллюстрации приведу постановление «Украинской рады доверия на Волыни» (УРДВ), которую возглавил С. Скрыпник (будущий епископ УАПЦ Мстислав). На учредительном собрании в Ровно 31 августа — 1сентября, ссылаясь на государственный акт «Украинской народной республики» (УНР) в Варшаве от 1 января 1919 г., который провозглашал автокефалию Украинской Православной Церкви, члены УДВР заявили, что Церковь на Украине как «мощный фактор национально-религиозного и морального воспитания народа» должна быть «национальной и украинской». В УДВР считали, что центру такой Церкви следует находиться на территории Украины, а ее иерархами должны быть этнические украинцы. В связи с этим украинские политики выступили категорически против оставления Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата, а также «против попыток подчинить украинскую церковь чужой Варшаве и печальной памяти Варшавской Как видно, украинские националисты в первые месяцы оккупации выступали за независимость Украинской Церкви от любых религиозных центров, рассчитывая в этом на помощь немецких властей. Несмотря на то что многие из членов УДВР (в их числе упомянутый С. Скрыпник) в недавнее время выступали инициаторами украинизаторского движения в Польской Православной Церкви и были близки к Варшавскому митрополиту Дионисию (Валединскому), они отвергали возможность распространения его юрисдикции на территории Украины. Опасения украинских активистов относительно возможного подчинения Украинской Церкви митрополиту Варшавскому оказались небезосновательны. Первые шаги в этом направлении митрополит Дионисий совершил уже на следующий день после нападения Германии на СССР. Поскольку отдельная гражданская администрация для украинских земель — рейхскомиссариат «Украина» — была создана оккупантами только в конце августа 1941 г., Дионисий рассчитывал вновь распространить свою митрополичью власть на ранее подлежавшие его юрисдикции территории Волыни и Полесья и еще дальше — на Восток Украины. Протоиерей Тимофей Миненко сообщает, что митрополит Дионисий делился планами расширения своей юрисдикции только в узком кругу приверженцев, поскольку среди духовенства и церковной общественности нашлось немало противников той церковной политики, которую он проводил в довоенное

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Но уже летом 1991 г. в расстановке политических сил на Украине произошли большие изменения. После того как в июне 1990 г. Верховным Советом УССР была принята Декларация о гос. суверенитете Украины, все заметнее становилась тенденция к распаду СССР и выходу Украинской Республики из его состава. В таких условиях большая часть партийной номенклатуры в целях сохранения своего положения в быстро меняющихся условиях вступила в альянс с националистическими кругами и изменила политическую ориентацию. Сепаратизм стал уже не только особенностью одних западноукр. политиков, но и идеологией республиканских властей. Поворотным моментом в отношениях Украины и России стала попытка гос. переворота в авг. 1991 г. в Москве, к-рая ускорила распад СССР и образование на его территории независимых гос-в. Вскоре после августовского путча Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из состава СССР. Сменившие политические ориентиры представители бывш. партийной номенклатуры разделили власть с галицкими националистами и сохранили господствующее положение в руководстве независимой Украины. За основу новой гос. идеи в Киеве были приняты давно оформившиеся в Галиции националистические принципы, к-рые с этого времени стали насаждаться по всей стране. Разрыв с Россией стал требованием, настойчиво предъявляемым сверху ко всем сферам жизни - культурной, экономической и церковной в т. ч. Л. М. Кравчук, к-рый в недавнем прошлом был секретарем ЦК КПУ по идеологии, а в дек. 1991 г. стал 1-м президентом получившей независимость Украины, решил наряду с др. атрибутами независимой укр. государственности добиваться создания независимой УПЦ, к-рая разорвала бы юрисдикционную связь с Москвой. Однако ни раскольническая т. н. Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), ни тем более УГКЦ, на стороне к-рых были лишь зап. украинцы, диаспора и националистически настроенная часть интеллигенции, не пользовались поддержкой большинства населения страны. Практически все приходы униатов и автокефалистов были в то время сосредоточены на западе Украины. Ни УАПЦ, ни УГКЦ не подходили на роль наиболее влиятельной конфессии Украины, способной поддержать новую власть. Кравчук также сознавал, что УАПЦ и ее глава - «патриарх» Мстислав Скрыпник - не признаны ни одной Поместной Православной Церковью в мире. К тому же Скрыпник постоянно пребывал в США и, как и вся диаспора, не был подконтрольным Президенту Украины политическим партнером.

http://pravenc.ru/text/171683.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010