Кто крышует религиозный фальсификат? Заметки по поводу 19.07.2018 10:07:55 Василий Семенович Анисимов Фальсификат во всех сферах нашей жизнедеятельности давно стал нормой. Подделывают все: от картин, документов, новостей (фейк-ньюс), исторического прошлого, церковных таинств до бытовой техники, лекарств и продуктов питания. Едим мел вместо антибиотиков, сою вместо мяса, вдохновляемся симулякрами забугорья (типа «безвиза», ЕС, НАТО) вместо обустройства счастливой жизни на родной благодатной земле, отрекаемся от своих отцов, дедов и пращуров, их трудов и подвигов, самоистребляемся в братоубийственных распрях, ищем помощи Божией в богоотступных расколах. Живем во лжи, насыщаемся ею и сами становимся ложью.   О патриотическом бескорыстии Один из самых подлых фальсификатов – патриотический. Кто только ни писал у нас о «переобувшихся в воздухе» компартийных гауляйтерах, сексотах КГБ, идеологических бонзах, в мгновение ока преобразившихся из пламенных строителей коммунизма, вернее, из надзирателей над ними - в неистовых националистов. Диссиденты, эмигранты советских времен не верили ни своим глазам, ни своим ушам: душители, гонители, стукачи, не покидая властных кресел, стали вождями украинской нации! Патриотизм (любовь к родной земле), по известной формуле Д. Лихачева, подменили национализмом (ненавистью к другим). И понеслось! Сегодня мы видим, что Украину «так не кохав», как это делают наши главные патриоты – Порошенко, Яценюк, Турчинов, Парубий, Гройсман и присные. Только клочья летят! Кровь, разорение, люди разбегаются – страна, по словам Юлии Тимошенко, приступила к «самоликвидации». Патриотической. Конечно, в основе любого фальсификата – алчность и корысть. Как ни убеждал общественность сексот КГБ с позывным «товарищ Антонов», он же кавалер ордена Красного Знамени Михаил Антонович Денисенко (Филарет), что по «патриотическим побуждениям» устроил раскол, ему никто не поверил. До 1991 года был сталинистом, сдавал священников КГБ, учил, что «украинского языка не существует, есть лишь польско-жидовский гибрид», призывал «давить демократию танками», как и Кравчук, был путчистом, а после провала путча, когда забрезжила (за все содеянное) перспектива тюрьмы и сумы, – немедля провозгласил себя патриотом и вождем нации. Националисты всех времен, начиная от племянника Петлюры Мстислава Скрыпника до Вячеслава Черновола, призывали гнать проходимца в три шеи, чтоб не позорил страну, но Филарет держался, как клещ. Мстислав даже придумал термин «филаретовщина» и объявил ее «главной бедой Украины».

http://radonezh.ru/2018/07/19/kto-kryshu...

Максим (Жижиленко), еп. Серпуховским Врач. Брат профессора А.Л.Жижиленко. Хиротонисан тайно в феврале 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Димитрием (Любимовым) в Ленинграде во епископа Серпуховского. 1928–1929 гг. – епископ Серпуховский. Принадлежал к иосифлянскоглу расколу. Скончался в 1930 году. Литература: Архим. Иоанн (Снычев) «Церковные расколы», стр.304. ФАМ. Maksim (Michail Aleksandrovi) iilenko wurde am 2.3.1885 in Kalisz (Polen) geboren, wo sein Vater Prokuror des Kreisgerichts war; die Familie hatte neun Kinder, alle studierten in Kalisz. Er studierte am dortigen Gymnasium sieben Jahre. Nach dem Tod der Eltern (1905 bzw. 1906) zog er zu seinem Bruder nach Petersburg, wo er die 8. Klasse beendete. Sein Bruder Aleksandr A. trat als Verteidiger beim Prozeß gegen den M Veniamin in Leningrad an. Nach dem Abitur studierte er Medizin an der Universität in Moskau. 1911 heiratete er eine Kommilitonin, die jedoch nach eineinhalb Jahren in Jejsk, wohin sie mit ihren Eltern gezogen war, starb, weil sie die Schwangerschaft nicht unterbrechen wollte. Nach dem Universitätsstudium arbeitete er als Psychiater in Sokolniki. 1914 diente er als Militärarzt an der österreichischen Front. Hier wäre er beinahe an Typhus gestorben. Eine Zeitlang dozierte er als Professor in der Provinz, dann wurde er Chefarzt des Taganka-Gefängnisses in Moskau. Nach 1921 wurde er heimlich zum Priester geweiht, arbeitete aber als Chefarzt weiter. Er kannte Patriarch Tichon persönlich, ja, er war mit ihm befreundet. Mit dessen Segen sollte er heimlich zum Mönch – und falls notwendig – zum Bischof geweiht werden. Die Mönchsweihe fand 1927 statt, die Bischofsweihe ebenfalls 1927 durch den Josif1janer-Bischof Dmitrij (Ljubimov) von Gdov. Nach der Ankunft В Maksims in Sepurchov wandten sich alle 18 Pfarreien den Josifljanern zu, ebenso ein Teil der Pfarreien in den benachbarten Städten Kolomna, Zvenigorod, Volokalamsk, Pereslavl Zalesskij u.a. Doch Mitte 1929 wurde В Maksim verhaftet und zu drei Jahren im Solovki-Lager verurteilt, wo er Ende Oktober 1929 eintraf. Auch hier arbeitete er als Arzt. Er soll am 6.7.1930, nach anderen Quellen im Dezember 1930 oder Juni 1931 in Moskau erschossen worden sein, weil er M Sergij (Stragorodskij) nicht anerkennen wollte. Literatur: M. Pol’skij, Novye mueniki II, 19–33. Regel ‘ son 469, 597–600. I.M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints, passim, bes. 52–68. Vest.russ.chr.dv. 94(1969)154. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Mark (Šavykin Leonid Leont " evi), В von Ladoga Geboren am 10.7.1910 in dem Kurort Rajvola in der Karelischen Landenge. Sein Vater war Waffentechniker und stammte aus einer russisch-orthodoxen Familie in Petersburg. 1927 Abschluß der Realschule, weitere Ausbildung in Helsinki. Nach Ableistung des Militärdienstes fuhr er in das Valaam – Kloster, wo er vom Igumen Pavlin als Novize aufgenommen wurde. In der Freizeit studierte er unter der Leitung erfahrener Starzen in der reichen Bibliothek die theologische Literatur. Am 4.4.1934 Mönchsweihe durch lg. Chariton, am 29.6.1934 wurde er von EB German von Karelien und ganz Finnland zum Ierodiakon und am 14.12.1942 in Kuopio zum Ieromonach geweiht. Nach dem Zweiten Weltkrieg befand er sich im Novo-Varlaam- Kloster. Im Herbst 1947 diente er als Missionar und als Hilfspriester in verschiedenen Pfarreien Finnlands, zuletzt in der Stadt Kotka. 1954 wurde er in die USA gesandt. Am 25.9.1954 wurde er zweiter Priester an der Dreifaltigkeitskathedrale in San Francisco. Im Februar 1956 erhielt er das Brustkreuz und wurde Igumen. Seit Herbst 1956 war er Vorsteher der Peter-Paul-Kirche in Phenix, Arizona, dann wurde er von M Leontij (Turkevi) zum Vorsteher der Dreifaltigkeitskirche in Springfield, Vermont, ernannt. Unter der Trennung zwischen der Finnischen und der Russisch­Orthodoxen Kirche leidend, bat er um Aufnahme in die Jurisdiktion des Moskauer Patriarchats und wurde vom Exarchen M Boris (Vik) am 17.1.1959 aufgenommen und zum Vorsteher der St. Nikolaj – Kathedrale in San Francisco bestimmt. Seit 1.2.1959 diente er dort. In den 10 Jahren seines Wirkens breitete sich die Pfarrei aus, ein Pfarrhaus wurde gebaut, die Kirchenausstattung erneuert. Am Tage der Weihe des neuen Kathedralbaus, am 24.7. 1960, wurde er zum Archimandriten erhoben. 17 .1.1969 Ernennung zum В von San Francisco und zw. Vw der Ep. Edmonton und Kanada. 2 .2.1969 Bischofsweihe in der Nikolaus-Kathedrale in New York durch M Nikodim (Rotov), EB Ionafan (Kopolovi), В Dosifej (Ivanenko) und Aleksij (van der Mensbrügge). 10 .4.1970 wegen der Autonomie-Erklärung der Orthodoxen Kirche in Amerika vom Bischofssitz von San Francisco befreit (MP 1970, 5, 23) und zum zw. Vw der Pfarreien in Kanada, mit dem Sitz in San Francisco, ernannt. 26 .5.1970 von der Vw der Pfarreien in Kanada befreit (MP 1970, 7, 9). 11 .8.1970 erhielt er den Titel В von Ladoga (MP 1970, 9, 2). 27 .3.1973 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Kl. (MP 1973, 5, 2). 29 .12.1983 wurde er in den Ruhestand versetzt (MP 1984, 2, 4). Literatur: MP 1969, 2, 1; 5, 12–18. StdO 1969,6,12–20. MP 1971, 1, 12. StdO 1984 , 6, 2. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Makarij (Svistun Leonid Nikiti), EB von Ivano-Frankovsk und Kolomyja Geboren am 14.9.1938 in Kiev, sein Vater war Arbeiter. 1956 beendete er die Mittelschule und studierte bis 1960 im GS Kiev. 1965 schloß er die GA Moskau als cand. theol. ab mit der Arbeit «Die Mönchsmaler in der Geschichte der altrussischen Kunst». 1968 beendete er die Aspirantur an der GA Moskau, wobei er am ökumenischen Institut in Bossey, Schweiz, studierte. Im März-April 1968 nahm er an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag teil, ebenso als Delegierter der ROK an der 4. Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala. Am 22.5.1968 wurde er von M Nikodim (Rotov) zum Diakon, und am 28.8.1968 zum Priester geweiht. Dann wurde er für die Ep. Kiev freigestellt. Am 28.9.1968 erhielt er durch M Filaret (Denisenko) die Mönchsweihe und wurde zum kljuar der Vladimir-Kathedrale in Kiev ernannt. Zugleich blieb er Mitglied der Filiale des Außenamtes in Kiev. Am 31.5.1970 wurde er zum Archimandriten erhoben Am 26 .5.1970 Ernennung zum В von Uman‘, V der Ep. Kiev. Am 7.6.1970 in Kiev zum В geweiht. Er sollte die Pfarreien des Moskauer Patriarchats in Kanada verwalten. Am 11.8.1970 wurde er mit der zw. Vw der Pfarreien in den USA beauftragt (MP 1970, 9, 2). Am 25.12.1974 zum Vertreter des Moskauer Patriarchats beim Weltrat der Kirchen in Genf ernannt, zugleich zum Vorsteher der dortigen Mariä-Geburt-Kirche (MP 1975,2,3). 5 .9.1977 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Kl. (MP 1977, 11,3). 7 .9.1979 Erhebung zum ЕВ (MP 1979,10,2). 12 .10.1982 zum EB von Ivano-Frankovsk und Kolomyja ernannt (MP 1982,12,6; StdO 1983,1,3). Vom 26. bis 28.9.1983 Teilnahme an der Christlichen Friedenskonferenz in Genf (MP 1984,2,4). Werke: Posešenie Ekzarchom Ukrainy Argentinskich prichodov, in: MP 1970,8,18–19. Primirenie i mirotvoríestvo, in: MP 1979,11,59–62. Rede beim Pomestnyj Sobor RPC, 237. Literatur: MP 1970,8,9–18. MP 1970,9,2; StdO 1970,10,15–18. MP 1970,11,13f. MP 1971,3,12. MP 1979,10,2;11,Ц. MP 1981,9,2; 9,4; 9,6. MP 1982,8,8; 12,6. MP 1983,5,8. MP 1984,2,4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

137. Из инструкции начальника центрального отдела разработки восточных вопросов реихслеитера А. Розенберга будущему рейхскомиссару Украины, Берлин, 7 мая 1941 г. 138. Из инструкции А. Розенберга рейхскомиссару Украины. Берлин, 18 ноября 1941 г. 139. Из доклада К. Розенфельдера руководству Восточного министерства «Церковное положение на Украине». Берлин, 1 декабря 1941 г. 140. Проект письма министра занятых восточных территорий Розенберга рейхскомиссару Украины о методах регулирования церковного вопроса. Берлин, январь 1942 г. 141. Приказ командующего полицией безопасности и СД в рейхскомиссариате «Украина» начальникам полиции в генерал-бецирках о линии церковной политики. Киев, 2 февраля 1942 г. 142. Деяние 4 окружного Собора епископов Православной Церкви на Украине в Почаевской Лавре. Почаев, 5/18 августа 1941 г. 143. Деяние 14 окружного Собора епископов Православной Церкви на Украине в Почаевской Лавре. Почаев, 8/21 августа 1941 г. 144. Директива Берестсчской управы об украинизации православных церквей. Берестечко, 24 сентября 1941 г, 145. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 142» оперативных команд и групп полиции безопасности и СД. Берлин, 5 декабря 1941 г. 146. Из частного письма митрополита Алексия (Громадского) об осуждении деятельности автокефалистов. Почаев, 3 сентября 1942 г. 147. Из информационного сообщения 11 оперативной группы Д полиции безопасности и СД о положении в регионе. Штаб-квартира, 7 декабря 1942 г. 148. Из записи совещания чиновников рейхскомиссариата «Украина» 26–28 августа 1942 г. Ровно, 28 августа 1942 г. 149. Предписание генералкомиссара сп. Мстиславу (Скрыпни-ку) покинуть Киев. Киев, 22 сентября 1942 г. 150. Циркуляр рейхскомиссара Э. Коха генералкомиссарам о разделении Православной Церкви на несколько частей. Ровно, 1 октября 1942 г. 151. Из аналитической записки Министерства занятых восточных территорий об ошибках в политике руководства рейхскомис-сариата «Украина». Берлин, 20 октября 1942 г. 152. Из «Сообщения с занятых восточных территорий 34» штабного управления шефа полиции безопасности и СД. Берлин, 18 декабря 1942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин (Дьяков Константин Григорьевич), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 21 мая 1871 года. Окончил Харьковскую духовную семинарию. 23 окт.1891 года возведен в сан иерея к соборной церкви гор. Чугуева. В 1897 года переведен в Харьков священником Христо-Рождественской церкви и назначен законоучителем средних учебных заведений. В 1924 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии с врем. управлением Харьковской епархией. С 18 мая 1927 года постоянный член временного Патриаршего Св. Синода. 12 ноября 1927 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским и Экзархом Украины. 2 апр.1931 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре. С 26 июня 1934 года – митрополит Киевский, Экзарх Украины. 25 дек.1936 года награжден предношением креста за богослужением. С 16 сент.1937 г. епархией не управлял. Скончался 23 октября 1938 года. Литература: «ЖМП» 1931, 5, стр.1,3. -«- 1932, стр.5. -»- 1932, 9–10, стр.2. -«- 1932, стр.1,2. -»- 1933, стр.4. - " - 1934, 20–21, стр.3. ФМП 34, стр.14. ФПС I, 211, стр.8. ФПС II, стр.5· ФПС IV, стр.4. ФПС V, 107. ФАМ I, 45, стр.12. /Газ. «Безбожник» (Киев), 1938, 5./ Da die Staatsbehörden bestimmt hatten, daß der Exarch am Sitz der Ukrainischen Regierung in Char‘kov residiere, nahm EB Konstantin den Titel des EB von Char‘kov an; erst als die Regierung ihren Sitz nach Kiev verlegte, hieß er M von Kiev. Er durfte aber seine Gottesdienste nicht in der großen Kathedrale in der Innenstadt feiern, sondern in der Ozeranskaja, im Stadtteil Solomenko. Nach einem Kathedralgottesdienst schleuderte eine jüdische Frau ihm einen Stein ins Gesicht. Er blieb, obwohl er blutete, unbeweglich und beherrscht und nahm damit der von antireligiösen Kräften inszenierten Provokation jeden Erfolg (F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 115/16). Nach M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88, wurde er im Oktober 1937 verhaftet und nach 12 Tagen erschossen. Seiner Verwandten A.L. soll er erschienen sein und auf sein Grab hingewiesen haben. Sie fand es am Lukjanovskij Friedhof, in der Nähe des Gefängnisses. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88. Regel‘son 414, 416, 556. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 7U, 115–116, 125, 127. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 15U. Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo (Moskau 1937, 37). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

5 декабря в Партийной канцелярии состоялось совещание референтов, представлявших различные ведомства, о конфессиональном обслуживании иностранной рабочей силы. На нем было решено позволить православным священникам различных юрисдикции и национальных групп в строго ограниченном количестве заниматься окормлением восточных рабочих. Потребность в священниках должны были определять РСХА и Рабочий фронт. Указанные два ведомства, в рамках достигнутого 5 декабря соглашения, в дальнейшем разрешили окормление восточных рабочих ряду священников автокефальной Украинской Церкви. Об этом Партийная канцелярия сообщила 22 февраля 1945 г. РКМ, подчеркнув, что речь идет о лицах, подчиняющихся раскольническому епископу Мстиславу (Скрыпнику). Чтобы последний мог исполнять свои юрисдикционные функции, ему предложили выдать удостоверение следующего содержания:… Мстислав в Потсдаме руководит деятельностью священников, которым разрешено окормление украинских рабочих в рейхе; епископ является представителем главы Украинской автокефальной Церкви митрополита Поликарпа, он может совершать богослужения, проповедовать и т. д. 639 До практической реализации этого плана не дошло. Упомянутый епископ, во время войны тесно сотрудничавший с нацистскими ведомствами, в конце 1944 г. проживал на территории Словакии и не смог переехать в Потсдам. Германские историки Ф. Хейер и X. Вайче упоминают, что …Мстиславу было поручено рейхсфюрером СС Гиммлером духовное окормление восточных рабочих в Судетах, но он уже не мог выполнить это задание 640 . Война заканчивалась, и в ее последние месяцы особенно активизировалась душепопечительская деятельность священнослужителей Германской епархии. В начале января 1945 г. в Берлин прибыли два монаха братства преп. Иова (эвакуированного из Словакии и Германию). Один из них – будущий архиепископ, а тогда архимандрит Нафанаил опубликовал в 1947 г. очень интересные воспоминания о религиозной жизни русских берлинцев во время четырех последних месяцев войны: «Какой изумительный подвиг совершался на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Тиаго (Джеймс, Иаков), бывший архиепископ Коимбры и Авеиро (на покое) 632 . Путь исторического становления «Православной церкви Португалии» был омрачён частыми расколами её иерархов, которые и в настоящее время представляют альтернативные каноническому Православию организации. В частности, Португальским синодом были рукоположены следующие архиереи, ныне пребывающие в различных раскольнических группировках (в скобках первая дата соответствует архиерейской хиротонии, а вторая – переходу в другую юрисдикцию): 1 . Евлогий (Хесслер), епископ Миланский (9 сентября 1984–1990); 2 . Грегорио (Басолини), епископ Туринский (23 сентября 1984–1990); 3 . Вигилий (Морал), епископ Парижский (31 октября 1987–1996) 633 ; 4 . Виктрис, епископ Лозаннский (3 мая 1998 года – ?); 5 . Антонио (де Россо), епископ Априлиа и Латиума (30 сентября 1986–1991) 634 . IV.10.17. «Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки» («Священный миланский синод») Основателем данной псевдоцерковной структуры является митрополит Миланский Евлогий (в миру Клаус Хесслер), бывший иерарх «Православной церкви Португалии» 635 . Не признав вхождения «Православной церкви Португалии» в состав Польской Православной Церкви, произошедшего 26 сентября 1990 года, архиепископ Евлогий (Хесслер) уже 27 сентября 1990 года заявил об образовании новой церковной юрисдикции, получившей наименование «Православная автономная митрополия Западной Европы» («Священный миланский синод»). Из состава Португальского синода, помимо самого митрополита Евлогия, в «Священный миланский синод» перешли следующие иерархи: 1 . Грегорио (Басолини), архиепископ Туринский 636 ; 2 . Вигилий (Морал), епископ Парижский. Претендуя на сохранение за собой правопреемства от «Православной церкви Португалии», «Священный миланский синод» продолжил «межцерковное» общение с «УПЦ США и Рассеяния», возглавлявшейся «митрополитом Филадельфийским» Мстиславом Скрыпником. Последний поддержал линию архиепископа Евлогия (Хесслера), поскольку не приветствовал решение португальских епископов о присоединении к каноническому Православию 637 . Помимо общения с украинскими схизматиками, «Священный миланский синод» поддерживал общение с отдельными иерархами «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции, что проявлялось в совместных епископских хиротониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kliment (Perestjuk Andrej Adamovi), fr. EB von Sverdlovsk und Kurgan Geboren am 15.10.1904 im D Astrachanka, Primorskij Kraj; sein Vater war Bauer. 1916 Abschluß der Pfarrschule. Von 1917 bis 1925 war er poslušnik im Troice-Nikolaevskij- Kloster in Ussurijsk. 1925 wurde er psalomšik im D Vozdvienka, Ep. Vladivostok, seit 1929 diente er als Hypodiakon bei В Panteleimon und als psalomšik an der Kathedrale von Chabarovsk. 19 .12.1931 Mönchsweihe durch В Nestor von Kamatka und Petropavlovsk. 28 .12.1931 Ierodiakon, danach Dienst an der Mariä-Schmerz- Kirche des Kamatka-Hofes in Charbin. 25 .5.1933 Ieromonach mit der Ernennung zum Dekan der Kirche und der Bruderschaft am Kamatka-Hof. 1937 wurde er in das Kloster von der Gottesmutter von Kazan» in der Ep. Charbin aufgenommen.· Seine theologische Ausbildung erhielt er in dem dreijährigen Kurs in Charbin, den er 1934 abschloß, dann am Theologischen Institut St. Vladimir. Von 1941 bis 1945 lehrte er am GS Charbin. Von 1937 bis 1951 diente er auch als Ieromonach, dann als Igumen in verschiedenen Pfarreien der Ep. Charbin. Am 4.3.1951 wurde er mit dem Brustkreuz geschmückt. Am 26.10.1951 wurde er Archimandrit und Vorsteher des Männer­klosters von der Kazaner Gottesmutter in Charbin. Im September 1955 Rückkehr in die Sowjetunion; er wurde von EB Palladij zum Priester und seit 1956 zum Kljuar an der Kathedrale von Irkutsk bestimmt. 1957 Vorsteher der Pokrov-Kirche in Ussurijsk und Dekan des Primorskij okrug, Ep. Chabarovsk. 8 .10.1966 Ernennung zum В von Sverdlovsk und Kurgan. 23 .10.1966 Bischofsweihe durch Patriarch Aleksij u.a. (МР 1966 ,12 ,22–27) . 23 .10.1976 erhielt er als zw. Vw der Ep. eljabinsk ein Lobschreiben des Sowjetischen Friedensfonds (MP 1977,3,35). 2 .9.1977 zum Erzbischof erhoben (MP 1977,11,2). 8 .8.1980 in den Ruhestand versetzt (MP 1980,9,10). Furov zählt ihn zur 2. Gruppe der dem Staat gegenüber loyalen, aber eifrigen Hierarchen. Eine Gruppe von 250 Gläubigen der Einwohner von Sverdlovsk wandte sich in einem Schreiben an Dr. Philipp Potter, General­sekretär des Ökumenischen Rates der Kirchen, um gegen EB Kliment zu protestieren. Durch seine Schuld seien nur noch drei Priester in der Stadt, früher waren es sieben und drei Diakone. Sie beschuldigten den EB auch, die Zahl der Gottesdienste gekürzt zu haben und in der Kathedrale selbst nur selten zu zelebrieren. So habe er z.B. Ostern und dann erst an Christi Himmelfahrt in der Kathedrale die Liturgie gefeiert (Religion und Atheismus in der UdSSR. Monatl. Informationsdienst, Königstein, Aug./Sept. 1976 , Nr. 9.10, S. 38). Literatur: StdO 1967,1,11–16. MP 1974 ,5,5. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ф. К-польский Патриархат). 10 апр. 1970 г., за неделю до кончины патриарха Алексия I, Синод РПЦ даровал автокефалию Православной Церкви в Америке и автономию Японской Церкви. Не признавая каноничность этого деяния, патриарх Афинагор в послании от 24 июня 1970 г. указал на то, что предоставление автокефалии «относится к компетенции всей Церкви» (Там же). В ответных посланиях местоблюстителя Пимена (впосл. патриарха Московского и всея Руси) отстаивалось право любой Поместной Церкви даровать автокефалию своей части и постулировалось соответствие всем необходимым для этого условиям. События 1970 г. существенно осложнили дальнейшее развитие отношений КПЦ и РПЦ. 22 янв. 1971 г. патриарх Афинагор восстановил свою юрисдикцию над Западноевропейским Экзархатом рус. приходов, придав ему форму Архиепископии рус. правосл. приходов в Зап. Европе с канонической связью с К-полем через митрополита Галльского. Теперь уже упразднение этой юрисдикции в 1965 г. было названо временным и необходимым «для обеспечения необходимого единодушия во всеправославном сотрудничестве и созыве подготавливаемого Собора» (Там же). Решение вызвало негативную реакцию новоизбранного патриарха Московского Пимена, к-рый выразил надежду на исправление ситуации (послание от 31 мая 1971 г.). В 1971 г. также активизировались контакты КПЦ с раскольнической «УПЦ в США»: в частности, патриарх Афинагор принял ее главу Мстислава Скрыпника и отправил приветствие в адрес ее Собора. Патриарх Пимен в послании патриарху Афинагору от 16 марта 1972 г. изложил историю данного раскола и призвал содействовать его преодолению путем восстановления канонических отношений этой структуры с РПЦ. Тогда же планировался визит патриарха Пимена в Стамбул, к-рый не состоялся в связи с резким ухудшением состояния здоровья патриарха Афинагора. В последнем письме к Константинопольскому патриарху от 29 марта 1972 г. патриарх Пимен писал: «Нашим сокровенным желанием искони являлось неизменно находиться в постоянном общении с Вашей святыней и… пребывать в ненарушаемом мире и ничем не омрачаемой радости искреннего, духовного и братского общения с… первым среди равных… братьев наших Первоиерархов» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010