Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

На возвратном пути из Вышгорода мать задремала и уронила в реку младенца, который немедленно утонул. Огорчённые родители стали призывать на помощь св. Николая и в крайней горести прибыли в своё жилище. В ту же ночь перед заутреней пономари Киево-Софийского собора, пришедши отпирать церковь , услышали из неё крик младенца, и потом нашли в ней самого младенца мокрого, который лежал перед иконой святителя Николая. Немедленно дали знать об этом митрополиту, а митрополит велел объявить по всему городу. Родители младенца вскоре нашлись и узнали в нём своего утопшего сына к изумлению всех. С того времени образ, перед которым найден мокрый младенец, стал называться образом Николая Мокрого. Ныне этот образ находится в приделе Киево-Софийского собора, устроенном во имя святителя Николая. Киевская чудотворная икона св. Николая «Мокрого» (XI в.) Дворищенский образ св. Николая, находящийся в Новгородском Дворищенском соборе. Сия икона святителя Николая явилась в 1113 году близ Новгорода в одном потоке на острове Липно, находящемся на озере Ильмене. Новгородский князь Мстислав I Владимирович, получивший чудесное исцеление от этой иконы, основал на месте явления её монастырь, называвшийся Липенским-Николаевским, и в самом Новгороде на княжьем дворе – на Ярославове дворище – заложил в 1113 г. каменную церковь во имя св. чудотворца Николая, где икона сохраняется доселе и называется дворищенской и самый храм дворищенским. Зарайская или Корсунская икона, пребывающая в Зарайске – в соборном Никольском храме. Прежде эта икона находилась в Корсуне, в церкви, св. Иакова, в котором крестился равноапостольный князь Владимир. В 1224 году один Корсунский священник, по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, с этой иконой отправился из Корсуня и прибыл в землю Рязанскую. Здесь встретили икону сам князь Рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин святогорец, и видя многочисленные чудеса от неё, создали во имя чудотворца Николая храм, в котором первоначально она и была поставлена. При этом храме в 1227 году погребены убиенный от Батыя князь Феодор Юрьевич Рязанский и супруга его с сыном княгиня Евпраксия, которая, услышав о убиении князя Феодора, «абие ринуся из превысокаго храма своего и со князем Иваном на среду земли и заразися до смерти с сыном своим, и от сея вины зовется великий чудотворец Заразки, яко благоверная княгиня с сыном себя заразиша». К образу св. Николая Зарайского древле питали великое благоговение; народ и великие князья ходили в Зарайск во поклонение чудотворному образу св. Николая. Зарайский чудотворный образ св. Николая (XIII в.) Ратный чудотворный образ, пребывающий в соборной церкви в Белгороде, Курской губернии, ежегодно 5-го мая выносимый с крестным ходом, в память избавления Белгорода, заступлением угодника Божия Николая, от нашествия Татар, в XIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

не фиксируется - Владычный двор. 2017. С. 236, 240). Софийский собор был освящен в 1050 г., в 1052-м в нем был погребен строитель собора блгв. кн. Владимир Ярославич. Согласно гипотезе А. Е. Мусина, в урочище Десятина к югу от новгородского Детинца (на месте буд. Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ) при новых князе и епископе создается городская таможня, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава Владимировича, собирался в т. ч. каждую 10-ю неделю в пользу епископии ( Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 50-53). В 1055/56 г. новому митр. Ефрему поступил донос на свт. Луку от холопа последнего Дудики, епископ был вызван в Киев на церковный суд во главе с митрополитом и лишен кафедры, но через 3 года Новгородский епископ был оправдан и после кончины погребен в Софийском соборе (см.: Мильков В. В. Новгородский свт. Лука: Характер деятельности и идейные аспекты творчества//Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. Вел. Новг., 2010. С. 209-211; Печников. 2015. С. 233-237; Гиппиус А. А. Клевета на еп. Луку: Эпиграфические свидетельства летописного эпизода?//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 806-817). Своеобразный дуумвират епископа и князя в Новгороде, проявившийся в деятельности св. блгв. кн. Владимира Ярославича и свт. Луки, продолжал существовать и во 2-й пол. XI в. (почти полностью совпадают княжения и епископства соответственно Мстислава Изяславича и Стефана (1059/60-1068), а также Глеба Святославича и Феодора (1068/69 - 1077-1078)). Еп. Стефан, вероятно, был вынужден бежать вместе с юным кн. Мстиславом в Киев в 1066/67 г., когда полоцкий кн. Всеслав Брячиславич предпринял поход на Новгород. Город был захвачен войсками Всеслава, а затем сожжен, собор Св. Софии был разграблен; о епископе в связи с этим ничего не сообщается. Вскоре Стефан, согласно новгородскому перечню епископов, был убит (удавлен) в Киеве своими холопами. Вполне вероятно, что это произошло во время киевского восстания 1068 г., поднятого против отца кн.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Для нас важно, что в куполе написан образ Спаса (Пантократор), ниже в три­буне Архангелы, а еще ниже, между окон, пророки, т. е. роспись подчинялась установлен­ному порядку. Теперь же роспись Св. Софии не то, что было первоначально – ни основной тип, не детали не отвечают требованиям XI ст. Только изображение Константина и Елены и Пророков дают понятия о древних Новгородских фресках, и в них поражает светлость красок. Собор был весь расписан, но роспись эта до нас не дошла, кроме помянутых изображений. Поэтому, для суждений о древних Новгородских фресках обратимся к сохра­нившимся фрескам Нередицкой церкви, пост­роенной в 6706 (1198) г. «Заложи церковь камину – князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мстисласль, во святаго Спаса Преображения Новгороде на горе, а прозвище Нередице, и начата делати месяца июня в 8 на святаго Феодора, а кончаша месяца сентября» (I Нов.). Как видите, построена она была в 3 мес. Вообще строились тогда церкви необык­новенно скоро – так церковь Преображения в Ст. Руссе в 70 дней, церковь Прокопия в Новгороде в 4 дня. Расписана была Нередицкая церковь в 1199 г. уцелевшие после пожара 1543 года фрески сохранились до наших дней, без всякого исправления, хотя это и нельзя считать научно доказанным. В Нередицкой церкви есть надписи на столбах (grafitti), но они не обследованы еще в научном отношении, и это прямо насущная научная задача. На южной стороне находится замечательное изображение кн. Ярослава Владимировича – это самое обычное изображение ктитора, подносящего построенную им церковь Христу. Князь Ярослав скончался около 1280 г. В 70-х годах минувшего столетия, В. А. Прохоров заметил на голове князя подобие татарской фески, он промыл изображение и оказалось, что фреска была исправлена, Я лично не раз бывал в Нередице, но нигде никаких следов исправления не видал. Если и была реставрация, то она состояла только в освежении красок, без изменения контуров, почему мы и можем на них смотреть как на фрески XII столетия. Приближаются они по стилю к Киевским фрескам XII столетия, но по сохранности своей превосходят все доселе известные в России и Византии фрески до XV столетия. Это фрески совершенно византийского образца и даже надписи на многих из них на жреческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

КОЗЬМЫ и ДЕМЬЯНА, ц. в Новгороде, построена в 1181 году. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА, что на ЛУБЯНИЦЕ, ц. в Новгороде, существующая с 1181 года. При этой церкви, в часовне, почивают под спудом мощи Блаженного Феодора, современника Блаженного Николая Качалова; он скончался в 1392 году. ТРОИЦЫ, что на ШАТИНИЩЕ, ц. в Новгороде, построена новгородцами в 1165 году. СВ. ИОАННА, что на ТОРГОВИЩЕ, ц. в Новгороде, построена каменная св. архиепископом Иоанном, в 1183 году. 40 МУЧЕНИКОВ, ц. в Новгороде, существует каменная с 1200 года. ЛУКИ ЕВАНГЕЛИСТА, что на ЛУБЯНИЦЕ, ц. в Новгороде, построена в 1207 году новгородцами, а каменная сооружена в 1424 году. АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, ц. в Новгороде, построена каменная в 1218 году посадником Твердиславом. СВ. ПРОКОПИЯ, что на КНЯЖЕМ ДВОРЕ, ц. в Новгороде, построена каменная в 1359 году св. Моисеем архиепископом новгородским. ПЕТРА МИТРОПОЛИТА Церкви, в Новгороде, построенные каменные в 1416 году св. Симеоном, архиепископом новгородским СВ. АФАНАСИЯ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА, ц. в Новгороде; на Софийской стороне, построена в 1554 году над могилою Блаженного Николая Качанова, которого мощи, по обретении их нетленными, почивают ныне в сем храме, под спудом. В 1831 году, по повелению императора Николая I, устроена для них прекрасная серебряная рака. КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, древняя церковь , в Новгороде, на посаде. Тут показывают гробницы каких-то двух братьев Соколенских, которые по старинным святцам показаны в числе святых. БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, на ГОРОДИЩЕ, ц. в одной версте от Новгорода. Она первоначально построена в 1099 году деревянная, а каменная воздвигнута, 1103, в. к. Мстиславом Владимировичем, когда он еще княжил в Новгороде. Здесь находился древний великокняжеский дворец, в котором живали подолгу в. к. Иоанн III и Царь Иоанн IV в свой приезд сюда. При Иоанне III построен был от сего дворца чрез Волхов к Юрьеву монастырю, большой мост на судах. Дворец этот был пожалован Петром Великим князю Меншикову; теперь же не осталось от него никаких следов, кроме обширного сада. – Некоторые полагают, что и Рюриково местопребывание было здесь же, на городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславовом.html

Чудов мужеский Кафедральный, в Москве, в кремле; построен Св. Алексеем Митрополитом в 1365 году. В нем 3 церкви: 1) в воспоминание чуда Архистратига Михаила, первоначально построенная святым Алексеем Митрополитом в 1365 году, а потом перестроена и освящена в 1504 году; 2) Соборная во имя Св. Алексея Митрополита, вновь устроена повелением Государя Царя Феодора Алексеевича в 1680 году. Намерение здателя было таково, чтоб мужеского пола приходящие стояли в Алексеевской, а женского пола в Благовещенской церкви, что продолжается и до ныне; в ней между сею и Благовещенской церковию почивают мощи Святителя Алексея в серебряной раке; 3) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. После разорения в 1812 году от неприятеля монастырь сей возобновлен весь к 1813 году. Чуркинская Николаевская мужеская, заштатная пустыня, Астраханской Епархии, в 60 верстах от Астрахани, на устье реки Чурки; построена в 1731 году Архимандритом Мефодием. В ней церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Шаргородский Николаевский Училищный мужеский, 1-го класса, степенью 18-й, Подольской Епархии, Ямпольского повета, в местечке Шаргороде. В нем церковь во имя Святого Николая Чудотворца. Шартоминский Николаевский мужеский, 3-го класса, Владимирской Епархии, в 13 верстах от города Шуи. В нем 3 церкви: 1) во имя Св. Николая Чудотворца; 2) во имя Казанской Богородицы; 3) во имя Сретения Господня. Юрьев мужеский, 1-го класса, степенью 3-й, Новгородской Епархии, в трех верстах от Новгорода, на весьма возвышенном и красивом берегу реки Волхова. Построен в 1119 году Великим Князем Мстиславом Владимировичем, нареченном во святом крещении Георгием или Юрием, а сыном его Великим Князем Всеволодом в 1140 возобновлен и распространен и по своей древности и огромности зданий принадлежит к первейшим Российским монастырям. В нем: 1) Соборная церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, построена в 1119 году, а освящена в 1140 году, потом в 1807 году возобновлена; в ней на хорах два придела: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Пресвятой Богородицы всех скорбящих радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наконец, историограф говорит, что святая икона Николая Чудотворца через 25 лет (т. е. в 1595 году) в придворной Благовещенской церкви во время пожара сгорела. Действительно, в то время был в Москве пожар, о котором сам Карамзин пишет следующее 33 : «В 1595 году, в отсутствие царя Феодора Иоанновича, ездившего в Боровскую обитель св. Пафнутия, сгорел весь Китай-город: чрез несколько месяцев он восстал из пепла с новыми каменными лавками и домами, но едва было снова не сделался жертвой огня и злодейства, которое изумило Москвитян своей безбожной дерзостью… К счастью, правительство узнало о сем заговоре; схватили злодеев и казнили». Из этого видно, что горел в 1595 году не Кремль, а Китай-город. Но придворная Благовещенская церковь , как известно, находится в Кремле. Следовательно, и с этой стороны мнение Карамзина о перевозке в Москву чудотворной иконы св. Николая и о сгорании её в придворной Благовещенской церкви не заслуживает вероятия. 1 Мстислав Владимирович вступил на Новгородское княжение 12-ти лет в 1088 году (Ист. Гос. Росс. Карамз., т. II, стр. 100), в 1117 году находился в Киеве при отце своём Владимире Мономахе , в 1125 году вступил на великокняжеский престол после отца своего, а в 1132 году 19 апреля скончался. 2 А на 20 году княжения Новгородского. Почему тот, а не другой год назначается болезни князя, решается после, при указании времени обретения иконы. 3 Время перенесения мощей Св. Николая относят к 1096 году; но вернее и согласнее с историей относить оное к 1087 году, как показано у гр. Толстого в Жизни Св. Николая Чудотворца, 1852, стр. 47 и прим. на стр. 80. 5 В 1 Новг. Лет. под 6800 годом сказано: «Заложи архиепископ Новогородский Климент церковь камену святого Николу на Липне»; а в 3 Новг. Лет. прибавлено: «от Великого Новаграда за 7 поприщ, спустя после приплытия святого образа 180 лет. Оставшаяся от монастыря Липенского церковь приписана к Сковородскому монастырю, где находится храмовая икона св. Николая, писанная в 1294 году, с летописною подписью. Ср. 3 Новг. Лет. под 6802 годом. Впрочем, в 1292 году, как надобно полагать, в Липенском монастыре построена была новая каменная церковь; а первоначальное основание её должно относить ко времени обретения иконы в XII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

    Боголеп новый чудотворец града Чернояра от рода болярска † 7200 и положен бысть в соборной церкви. 209. (Погод. 7140 КСоф. 7146. Филим. от Астрахани 300 поприщь 29 июля).     Боголеп см. Лонгин.     Борис Даниилович. 209. (Назван нижегородским, поставлен во владимирских святых, — вероятно, сын Даниила московского).     Варлаам пр. начальник Владычного монастыря Введения Пресв. Богороднцы в Серпухове, ученик св. Алексия митрополита в лето 6800. 209. (КСоф. в лето 6900. Филим. преставление его 5 мая. Истор. Р. Иерарх. † 6883 (1375).     Варлаам пресвитер керецкой (корецкой, по другим керенской) веси чудотворец Кольского острогу у моря окиана. 209. КСоф. (Погод. и Филим. память его 6 ноября).     Варлаам игумен махрищский, ученик св. Стефана махрищского, † 6900. 209. Погод. КСоф.     Варфоломей ученик пр. Сергия радонежского в Лавре его. 209 и др.     Варфоломей блаженный келарь, Иоанн златый и Игнатий иконник быша в лето 6950 (Погод. 6908 И вместо Н.). Чти об них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа высоцкого и положены в Симонове монастыре на Москве. КСоф. Погод.     Василий пр. новгородец, ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.     Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. (Филим. 3 июля).     Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.).     Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др.     Василий см. Никон.     Васса или Василисса, супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. (Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4).     Вассиан, пр. печерекий. КСоф. Погод.     Вассиан владимирский см. Прохор.     Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Иер. IV:344. Слов. истор. о св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Chon. Война Венгерского короля с Русскими: Nicet. Chon. Перенесение кн. Андреем Боголюбским Греческой иконы Богородицы из Вышгорода во Владимир и украшение образа: Ипат., Соф., Пер.-Сузд. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Константина: Лавр., Новг., Тверск. Никон. Отношение еп. Нифонта Новгородского к Цареграду; по клевете врагов, он будто бы похитил богатства Софийского храма и думал с ними уехать в Константинополь: Ипат., Сказ о Печерск. мон., Новг. 1. Митр. Константин: Ипат., Пер.-Сузд., Ж. Нифонта. Желание Константина составить синод в Константинополе для экзамена Сотириха, назначенного на Антиохийский престол: Acta, Ипат., Густ. Соглашение имп. Мануила с Андреем Боголюбским: Повесть на Сретение образа Владим. Богородицы, Пролог 1 авг. Киевский собор. Вступление еп. Льва на Ростовскую кафедру и изгнание его: Пер.-Сузд. Русские войска у имп. Мануила: Cinn. Киевский собор. Отношение митр Клима к Константину. Кончина митр. Константина. Прибытие посла Андрея Боголюбского – Якова Станиславича в Константинополь с просьбою об учреждении во Владимире особой митрополии: Никон. Наставление патр. Луки Хрисоверга кн. Андрею Боголюбскому о повиновении предстоятелю церкви: Р. И. Б. VI, Никон. Мануилов образ Спасителя, известный под именем Золотой рясы или ризы, до 1570 г. находился в Новгородском Софийском соборе: Новгор. 2. и 3. Донская рыба в Константинополе: Eust. Thess. Неприязненные действия Русских вместе со Стефаном Сербским против Византии: Cinn. Прибытие из Византии на Русь митр. Феодора: Ипат. 1161–2. Удаление Галицкого князя Ивана Берладника в Византию; отравление его в Солуни: Ипат. Посольство в Царьграде Полоцкого знатного гражданина Михаила. 1162–3. Изгнание кн. Андреем Боголюбским супруги и детей кн. Георгия Владимировичка (Мстислава с Васильком и Всеволода) в Константинополь: Ипат., Cinn. Пребывание Евфросинии Полоцкой в Цареграде и Иерусалиме: Повесть, Легенда. Принесение из Цареграда в Мариинскую пустынь иконы Богородицы, писанной ап. Лукою, по ходатайству Евфросинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010