Монахов иверян , вверженных в море за обличение царя Михаила (1261–1281), латинствовавшего и патриарха Векка. Обновление Богоматери Всецарицы ( Παντσσης) на о. св. Гликерии, т. е. на Лемносе, где были мощи ее?) Пр. девицы Гликерии в Новгороде. Мощи обретены чрез 50 лет по кончине в 1572 году 14 июня. V. Полувия еп. Неап. (12 мая). Мефодия патарского. Минеи слав. XII и XIII в. (20 июня). Муч. Менигна белильника. Мак. (22 нояб.). Савина муч. Петр. (16 мар. или вместо архиепископа кипрского 12 мая). Мучч. Ираклия, Павлина и Венедима . Печ. Пролог 51 (18 мая). Стефана , еп. сурожского. 1621 (15 дек.). Пр. Макария глушицкого. 1621. 201. 51 (12 окт.). 14 I. Св. муч. Исидора в Хиосском острове, † 251. Почти все за Конст. МКр. М. 11 и 12 в. Исидора Тихиота ( ν τ Χι). Канон Феофана по Греч. М. 1870 г., что и у нас. Служба. (Кал. и Флор. 1 окт. 17. Копт. 1425 марта 14 и сестры его. А. У. Н. 15 мая. М. Р. 15 мая и 5 февр.). Св. муч. Максима при Декии. Вас. Петр. 240. Рум. Сирл. и др. †. (МГр. и Никод. 7 мая. М. Р. Ф. А. У. 30 апр. Р. Н. 21 апр.). Пр. Серапиона синдонита в нач. 5 в. Ч. М. В Прологе повесть. (Мак. МГр. М. Р. мР. А. У. Н. 21 марта. Киев. и друг. 7 апр. 1621 марта 22. Белоз. 493 июля 14 и 28 авг.). Св. блаженного Исидора твердислова, Христа ради юродивого, ростовского чудотворца, † 1474 мая 14. У. 336. Св. XVI в. Мак. 1610. 1625 и др. Соф. М. XVI в. 395. Синод. М. 1570 г. Служба Мощи под спудом. II. Мучч. Александра, Варрвара и Аколуфа усеченных. Петр. Клар. 1370 и др. Собор их у св. Ирины при море. (Аколуф у нас 19 мая). Леонтия , патриарха иерусалимского, (1223–1261 г.). Муч. Марка , усеченного мечем в Смирне в 1643 г. Солов. Муч. Иоанна болгарского, † 1802. См. новый греч. Лимонарь. III. Теребинской иконы Божией Матери в теребинской пустыне Тверской епархии. Ярославской печерской иконы Богоматери. Явилась в 1823 году. IV. Богородицы в Диакониссовых в Царьграде. Тур. (Сн. 28 июля). Исидора и Виктора . Хлуд. 28 и 31 (без сомнения Виктор воин мученик в Сирии при Антонине. См. Р. М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. муч. Георгия нового в Средце болгарском, пострадавшего от турок в 1514 году. Мак. 1621. 1639. Служба. В Сборнике XVI в. Канон Василия при митрополите Макарии 51 втор. 27 мая). Обретение мощей пр. Макария , игумена калязинского в в 1521 году. У. Синод. 1553 г. 1621.1625. 1639. Синод. М. 1570 г. О службе на обретение мощей сн. Опис. Рум. Музея стр. 596. (Рум. 397 мая 27. В Белоз. 516 пренесение мощей его 9 октября. Сн. 17 марта память его). II. Новомуч. Александра , дервиша солунского, пострадавшего в Смирне в 1794 году. Солов. V. Св. Ферапонта кипрского. УКр. Лавр. и др. (25 мая). Ап. Иуды , брата Господня. Неап. Син 1. Иер. Акад. МКр. Соф. М. 11 в. и многие (19 июня). Св. Ферапонта сардийского. Акад. 1. Рум. Сирм. и др. (27 мая). Св. Тимофея , еп. прусского. Бодлеян. Ч. М. 1370 и др. (10 июня). Св. Сергия и Вакха в Руфинианах. Дом. (7 окт.). Св. Еввиота или Евсевиота, Алипия, Павла и Иулианы . Шиф. Дом. Маз. (27 мая и 4 марта). Св. муч. Феодоры . Св. 382 (27 мая). 27 I. Св. священномуч. Ферапонта , еп. сардийского при Валериане. Иер. Кал. Петр. 43. Готф. Коал. 2. Мст. Терн. Хил. и др. Соф. М. 1463. Канон Иосифа. Служба. (Вас. 245 мая 25. Акад. 1. 240. Клар. Рум. 26 мая. МКр. Маз. 28 мая. 247. 249. 1469 янв. 4). Свв. мучч. Феодоры девицы и Дидима воина в Александрии в 304 году. Вас. Син. 1. Екл. Петр. Сир. Сирл. 240. (Св. 382 мая 26. М. Гр. Мак. 5 апр. †. Мил. 6 апр. Сирм. 27 апр. М. Р. мР. А. У. Н. 28 апр. Иерон. 12 дек.). Пренесение мощей трех святителей: Киприана, Фотия и Ионы , митрополитов киевских и всея России в 147? г. во время разборки прежнего успенского собора. У. 336. Следов. Nc. XVI в. 1621. 1639. (Белоз. 493 мая 25. НПодл. мая 26. Соф. служебник XVI в. XI 568 июня 5. Сн. о св. Ионе 31 марта, о св. Киприане 16 сент. о св. Фотии 2 июля). Пр. Ферапонта белозерского, † 1426. 1621. Мил. Пролог 1662. †. По Белоз. 516 положение тела его ныне в Лужках, иже в Можайске. Филим. 14 февр. Житие его написано. вскоре после собора 1547 года митрополит Макарий установил праздновать память его местно. Ключев. стр. 273. Мощи под спудом в соборном храме лужецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

244. 247. 248. 249. † См. Филарета: Св. южных славян. Преставление св. о. н. Киприана , митрополита киевского и всея России, † 1406 г. Устав Толст. в. Псалтирь Толст. XVI в. † В Службе Григория сузд. Белоз. 516. Св. 1646. Мощи в московском успенском соборе под спудом. III. Иконы Божией Матери: Призри на смирение . Явилась 1420 на озере Каменном, ныне она в Пскове. Пр. Прокопия , основателя обители на р. Сазаве в Чехи, † 1 апр. 1053 г. Св. южн. слав. Двух братьев мучеников Исаака и Иосифа . Пострадал в г. Карну (Арзерум) усечением глав от сарацынского эмира в 808 году. (По старым грузинским памятникам 26 сент.). IV. Пр. отца Еввиота студийского. Соф. У. XII-XIII в. V. Мартина папы. Петр. Екл. Гр. 111. Рум. св. 109. Хлуд. 144. 1429. Сирл. и др. (14 апр.). Веры, Надежды, Любви . Вас. (17 сент.). Лукии . Екл. (17 сент. МГр.). Муч. Агафоклии . Вас. Нан. 2. Антон. (17 сент.). Максима, Феодота и Асклипиодота . Сирл. (15 сент.). Отцов пятого вселенского собора . Екл. (25 июля). Явление иконы пречистой Богородицы Илариону, еп. ростовокому, на месте глаголемое: Толга 201. 382. 378 и 54 (авг. 8). 17 I. Свв. мучч. Веры, Надежды, Любве и матери их Софии в Риме при Адриане ок. 137. Син. 1. Нан. 1. Сир. 43 . М. Нан. Акад. оба. Готф. Вен. Мст. Коал. 2 и др. МКр. М.11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. (Син. 1 втор. янв. 30. Копт. 25 янв. и 25 июля. ДоМак. Мил. 29 июля. Мак. 30 июля. Ап. 346 авт. 3. Вас. 16 сент. Екл. 30 сент. М. Р. София 30 сент., дочерей 1 авг.). Св. муч. Агафоклии , пострадавшей от своих господ. Петр. Екл. 1295 . Хлуд. св. 31. М. Р. (Слепч. 1 сент. Вас. Нан. 2 сент. 16. Син. 1 сент. 18). В Син. 1 ныне Феоклии. Св. муч. Феодотии , † ок. 230 г. в Никее. 1295. МГр. † (Сирл. МГр. втор. 21 окт. Акад. 22 окт. Вас. Рум. 23 окт.). Мучеников 156 при Максимине (в числе их епископов Пелея и Нила , пресвитера Зинона, Патермуфия и Илии ) в Палестине в 310 г. и ок. 310. Хлуд. 144. МГр. (Вас. Сирм. и др. М. Р. Иерон. мР. А. У. Н. 19 сент.). II. Лукии в мире и Геминиана сына ее мечем в Риме при Максимиане ок. 303 г. Син. 1. Вас. (Син. 1 втор. 13 сент. М. Р. А. Екл. 16 сент. По западным и Лукия мученица).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

173 Ответ на 108 вопрос Перевод с греческого, изд. 1900 года с разрешения св. Синода. 174 Римл. X:14 — 15. 175 Мф. XX, 25—27. 176 Мф. XVI, 19; XVIII, 17—18; Иоанн. XX, 23 и др. 177 Послание к Коринфянам, гл. XXXVII — XXXVIII стр. 138 русского перевода. 178 1 Корф. 4 — 10, 28 — 30. 179 1 Корф. XII, 12 — 13. 180 1 Корф. XII, 12 — 13. 181 1 Коре. XII, 13. 182 1 Коре. XII, 14 — 20. 183 1 Корф. XII, 26. 184 1 Корф. XII, 15 — 16. 185 1 Корф. XII, 25. 186 Еф. IV:16. 187 Еф. I:23. 188 Еф. I:22. 189 Римл. XII:5. 190 Еф. IV:15 — 16. 191 Еф. IV. 16. 192 Римл. XII, 6 — 8. 193 1 Корф. XII, 18. 194 1 Корф. XII, 28. 195 1 Корф. XII, 17. 196 1 Корф. XII, 29. 197 Слово 3-е о священстве, творения, т. 1 стр. 13 — 14. 198 214 письмо к Халкидонянам, т. 7, стр. 120 русского перевода. 199 В данном случае мы пользуемся обычными терминами католического богословия: de jure divino u de jure humano для обозначения существенного различия Божеских и собственно человеческих учреждений. 200 Мы называем волю Божию о Церкви «внешней основой» для всегдашнего существования в ней особых священнослужителей лишь для того, чтобы отчетливее представить отличие православного учения по этому предмету от протестантских заблуждений, также допускающих необходимость существования в Церкви особых церковнослужителей. Таким образом, термин «внешний» обозначает у нас самодовлеющий источник для существования иерархии помимо воли на то самого общества; но никак не хотим мы определить словом «внешний» самый характер священнослужения в нашей Церкви, так как оно является в действительности удовлетворением глубочайшей внутренней потребности самого общества верующих. 201 Мр. III:13 — 14; VI, 7; Лук. VI:13; Иоанн, XV, 16. 202 Лук. X:I, Этим местом и ограничивается евангельское указание на тех семьдесят учеников, которых церковное предание называет также апостолами и на которых большею частью видит указание в 1 Корф. XV, 7 ст. 203 Мф. XIX:28; Лук. XXII:30. 204 Иоанн. XV, 16, 19. 205 Мрк. XV:16; Мф. XXVIII:19 — 20; X, 1 — 40; Деян. I, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Вас. и др. М. Р. (в Р. М. неверно Феодора и Асклипиодота. Сирл. 16 сант. сн. 19 февр.) Св. муч. Максима . Вас. 239. М. Р. Из той же дружины. (Сирл. 16 сент.). II. Виссариона , архиеп. ларисского в XVI в. Основал дусикский монастырь Спасителя. см. Никод. Пр. Герасима , основателя монастыря св. Троицы именуемого Зурвии близ Макриницы в Зогоре, в Мизии, в мире. Никод. Глава его чудотворящая находится в том монастыре. Есть там и служба. Св. новомуч. Иоанна критского, пострадавшего в Новом Ефесе в 1811 г. Никод. и Новой Лимонарь. III. Новоникитской иконы Божией Матери. Явилась в 372 году великомуч. Никите (См. выше). Список у Спаса в Москве за золотою решеткою. Преп. Иосифа -, ученика Иоанна зедазнийского, † 570 г. (Сн. 7 мая). IV. Преврение Савла . Акад. (Сн. 1 сент. Подобное в Р. М. 25 янв. обращение Павла). V. Память шестого вселенского собора . Кап. Иер. Флор. 1. Сик. 1 и 2. Нан. 2. Асс. и др. (23 янв.). Мартина папы. Вас. Маз. (14 апр.). Муч. Мелитины . Вас. (16 сент.). Отдание праздника Воздвижения . У в. (21 сент.). Св. Симеона , сродника Господня. Св. 382 (см. 13 сент. IV). Сав. царей Константина и Елены . Син. 1 и 2. (21 мая). Прор. Ионы . 1621. (22 сент.). Препп. Ионы и Вассиана пертоминских. Филим. (12 июня). 16 I. Св. всехвальной великомуч. Евфимии , † в Халкидоне ок. 304 г. при Диоклитиане. Конст. и все. М. Р. Иерон. Б. и все † М. 11 и 12 в. МКр. Канон 1. монаха 2-й. Служба. (Ф. 7 апр. Р. Н. втор. 13 апр. Син. 2. авг. 11. Сн. июля 11. С нею пострадали Виктор и Сосфен воины. Они в Р. М. мР. А. У. В. Н. сент. 10). Св. муч. Севастианы в Ираклии при Домитиане (81–96). Петр. 1296. Сирл. М. Р. (Иер. Нан. 2. Муз. МКр. 3 мая. Сирм. 16 окт., Нан. 3. МГр. 24 окт. В Нан. 3 она игумения). Св. муч. Мелитины из Маркианополя фракийского при Антонине. Петр. 239. 1295. (Вас. М. Р. И6 сент. 244. 247 сент. 17). Пр. Дорофея пустынника египетского, † в конце 4 в. при Феодосии В. (379–395). 239. В 248 со сказанием из Лавсанка Палладия, ученика сего Дорофея, гл. 2. Св. муч. Людмиллы , бабы св. Вечеслава, князя чешского, † 927.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Seit 30.7.1968 В von Astrachan‘ und Enotaevka (МР 1968, 9,4). Er war Teilnehmer an der Konferenz katholischer Bischöfe der USA und des Nationalrats der Kirchen Christi in den USA, die 1970 in Zagorsk stattfand; ebenso nahm er an Arnoldshain V teil. Am 12.6.1972 verteidigte er die Magisterthese: «Osnovy pravoslavnogo uenija о linom spasenii po Sv. Pisaniju i svjatooteeskim vyskazyvanijam» (МР 1972,8,26–27). Er war Leiter der Vertretung des Moskauer Patriachats bei der Konferenz «Erlösung heute» in Penteli (Athen) im Mai 1972, 1974 Mitglied einer Delegation in Finnland. 25 .7.1975 Ernennung zum Redaktionsmitglied der «Bogoslovskie trudy» (МР 1975,10,2). Am 2.9.1977 wurde er zum EB erhoben (МР 1977,11,2). Seit 27.12.1979 EB von Vologda und Velikij Ustjug (МР 1980, 2,2). Mitglied der Kommission für christliche Einheit (МР 1980, 3,3) . Furov zählt ihn zur 3. Gruppe der Hierarchen, die politisch unzuverlässig sind. Im Oktober 1980 nahm er an «Arnoldshain IX» teil (МР 1981,2, 9)im Mai 1981 an dem 4. Theologischen Gespräch mit der Evangelischen Kirche in der DDR (МР 1981,2,9). Am 28.5.1982 erhielt er den Sergij-Orden 2. Kl. (МР 1983, 5,9). Werke: Reformacija XVI veka, как cerkovno-istorieskoe javlenie, in: Bogosl. trudy 6(1971)155–164. Evcharistija i edinenie Christian, ebda 7(1971)222–231. Werke: Spasenie i opravdenie (Opyt kratkogo raskrytija pravoslavnoj sub " ektivnoj soterologii) , ebda 7(1971)231–239. Komentarij к 3-j glave Evangelija ot Ioanna, ebda 10(1973) 102–109. Osnovy pravoslavnogo uenija о licnom spasenii po sv. Pisaniju i svjatooteÖeskim vyskazyvanijam, ebda 10(197 3)171–174. Evcharistija как novozavetnoe ertvoprinošenie, ebda 11(1973) 164–173. Nekotorye vvodnye zameanija к tematike nastojašego sbornika, ebda 21(1980)3–4. Evcharistija po ueniju Pravoslavnoj Cerkvi (Doklad), ebda 21(1980)171–189. Blagodatnoe preobrazovanie-preobraenie mira i svjataja Evcharistija (Doklad), ebda 91–102. Evcharistija i svjašenstvo (Doklad), ebda 103–117. Propoved‘ v nedelju о mytare i farisee ( Lk 18,10–14 ), in: МР 1966,1,41–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

АТРИБУЦИЯ Гонкий рисунок удлиненных фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность самого шитья почти без оттенений в личном, скромный набор золотных швов дают основание не выводить изображение за пределы конца XVI – начала XVI I в. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 14, 15526. 75. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ Москва(?), конец XVI – начало XVII в. Атлас (XVI п., Италия), холст (XVI в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье 38х29 Находилась в коллекции П.И. Харитоненко. Поступила через Госфонд в 1927 г. 624 Инв. ТК-2692 Кат. 75 На среднике подвесной пелены к иконе по малиновому атласу вышито поясное изображение Богоматери Толгской. Младенец, обхватив ручкой шею Марии, прижимается к ее щеке. Личное шито зеленовато-серым крученым шелком «атласным» швом «по форме». Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы Младенца обведены темно-коричневой нитью. Одежды и нимбы шиты золотной пряденой нитью с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Контуры нимбов, перекрестье на нимбе Христа, звезды на очелье и плече Богоматери прошиты золотной нитью. По сторонам нимбов на фоне золотной нитью шиты монограммы мр у и хс, на нимбе Христа – он. Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми «по веревочке» золотыми полосами по тому же малиновому атласу, что и на среднике, пряденым серебром вязью с наличием узорных букв шит тропарь: заступнице христиномъ непостыдна ходатаице ко творцу непре//ложьна не презри гршных молени гласы но пре//двари ко благии помощь нашу врно вопиющих ти ускори//на млтву и потщис на умоление заступающи присно бце чтущихъ т. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых каймах направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка у пелены отсутствует. На оборотной стороне произведения обнажен подложенный под малиновый атлас фона белый холст, на котором видно шитье цветными шелковыми некручеными и кручеными нитями.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Суздаль, мастерская Покровского монастыря, первая половина XVI в. Шелк, тафта (XVI в., Восток), бархат (XVI в., Италия), холст (Россия), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро, стекло; ткачество, шитье, тиснение, позолота. 68х55,5 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 480 Инв. ТК-2694 Кат. 25 На среднике подвесной пелены к моленной иконе по красному шелку вышито поясное изображение Богоматери с Младенцем палевой руке. Ее голова повернута в сторону Младенца, правая рука прижата к груди. Младенец изображен прямолично, левой рукой он опирает о колено свернутый свиток; правой, отведенной в сторону, благословляет. Личное шито некрученым тонким шелком серовато-песочного цвета плотно «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов и волосы Младенца – темно-коричневые, зрачки глаз – желтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты тонким некрученым голубым шелком «в раскол». Мафорий Марии – сканым золотом с малиновым шелком. Каймы на ее плечах шиты песочным шелком «в раскол», с золотой бахромой. Квадрат на очелье и круг на плече – пряденым золотом. Пряденой же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток, зарукавья, нимбы (швы – «ягодка с одним стежком», «городок», «денежка»). На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной «веревочкой». Контуры изображения и отдельные детали обведены настилом из белой нити под обнизь жемчугом. Фон средника сплошь зашит пряденым серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне настилом белой нитью с обводкой золотной «веревочкой» выложены монограммы: мр у, хс . На обрамленных с двух сторон настилом под жемчуг широких каймах по темно-фиолетовому бархату по настилу белыми льняными нитями выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включенных в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких «домиками», гладких треугольных, круглых выпуклых с тиснеными розетками, сердцевидных и ромбовидных с тиснеными на них лилиями и завитками). Подкладка из желтой тафты. На подкладке в верхнем углу пришита ярко-желтая хлопчатобумажная ткань с надписью чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18975//ДН. 1441, пришиты шесть матерчатых петель и два металлических колечка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1969 Москва; 1979 Нью-Йорк, 82; 1979–1980 Париж, 82; 1985–1986 Белград – Скопле, 51; 1991–1992 Москва; 1992 Москва; 2002–2003 Москва, 54. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12663; Маясова 1971 (1). С. 15, ил. 15; Маясова 1998. С. 47–50; Лифшиц 1998. Ил. с. 80; Маясова 1999. С. 210–212, ил. 2; Гусева 1999. С. 122, ил. с. 123, примеч. 11. 11. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), изображение и надписи – конец XV в., орнаментальная кайма – середина XVI в. Тафта (XV в., Восток), золотный алтабас (XVI в., Турция), узорный золотный атлас (XVI и XVIII вв., Турция), хлопчатобумажная крашенина, шелковые, хлопчатобумажные и пряденые золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, тиснение. 65х62 (средник); 99х95 (с орнаментальной каймой); 99х131 (вся) Происходит из Покровского монастыря в Суздале. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 395 Инв. ТК-2777 Кат. 11 На среднике из алтабаса с красным контурным растительным узором по золотому фону размещено шитое по тафте песочного цвета изображение поясной Богоматери с Младенцем на левой руке. Правая рука ее прижата к груди, голова повернута к Младенцу, сидящему прямолично со свернутым свитком в одной руке и с простертой благословляющей другой. По сторонам изображения на голубой тафте в двух кругах, обведенных белым настилом под жемчуг, настилом же выложены монограмма мр у и на двух полосах такой же тафты надписи: хс. Личное шито светло-коричневым некрученым шелком крупными стежками без выделения объема. Черты ликов и контуры рисунка отмечены черным шелком, губы – красным. Некрученым же голубым шелком крупными стежками шиты чепец и зарукавья у Богоматери и коричневым – ее мафорий. Полосы по очелью и вороту ее одежды, одежда Младенца и нимбы шиты пряденым золотом «рядками». Тонкой золотной нитью очерчено зарукавье у Богоматери, красной нитью – складки на одежде Младенца и перекрестье на его нимбе. Контуры фигур и круги (от камней?) на нимбе Богоматери выстланы белыми нитками под жемчуг. На обрамленных с двух сторон жемчужными полосами широких каймах из темно-синей тафты жемчугом по настилу вынизан узор из соединяющихся ромбов с отростками, кругами и трилистниками, с включенными в него серебряными позолоченными тиснеными плашками разной формы (круглыми с оттиснутыми розетками, треугольными и четырхлепестковыми). К этим каймам пришиты другие: слева – из золотного атласа с узором крестов в кругах, справа и внизу – из золотного атласа с цветочным узором. Подкладка из зеленой хлопчатобумажной крашенины. На подкладке пришиты бумажка с надписью черными чернилами: 469//Глав. Опи; и вторая – с такой же надписью, а также шесть матерчатых петель и одно металлическое кольцо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010