Как люди, потерявшие телесное зрение, нуждаются в проводниках, чтобы не пострадать, упав по неведению в яму, так и люди, у которых омрачены очи души, нуждаются в тех, кто бы наставил их в Богочестии, так как иначе они погибнут, по неведению упав в бездну зол. И прежде весь род человеческий страдал этим недугом слепоты; и как случается с людьми, страдающими недостатком зрения, что они вместо действительно существующего часто видят совсем несуществующее, так и люди, имеющие поврежденное зрение духовное, вместо одного и единственного Бога видели многих богов несуществующих. Тогда Врач тел и душ даровал людям закон и пророков, врачуя их слепоту и руководствуя их к познанию Его. Но люди отвергли это врачевание, предложенное им в законе и пророках. Они смежили очи свои, чтобы не видеть, и закрыли уши свои, чтобы не слышать, по словам пророка Исайи, чтобы не обратиться к Богу и не быть исцеленными (Ис. 6: 10). Подобное этому громогласно заявлял и другой пророк, Иеремия: " Врачевали мы Вавилон, но не исцелился " (Иер. 51: 9); врачевание на него не подействовало. Вавилон значит " смешение " , а смешанным, действительно, и является человечество в его слепоте. Но способ лечения есть дело наилучших врачей; лечение застарелых ран превышает силы учеников. Так и Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, видя, что нечестие людей не излечивается законом м пророками, сходит с высоты небес, рождается от святой Девы Маши, прежде всего крестом низлагает диавола, затем, пленив смерть, а своим тридневным воскресением даровав мир дальним и ближним, всех привел к познанию того, что Он Бог. " Смерть, где твое жало? " (1 Кор. 5: 55). От Бога это блаженство. Это провидев, пророк Давид говорил: " Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! " (Пс. 31: 1). " Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? " (Мрк. 2: 7; Лк. 5: 21)? Люди, ублажая людей, не приносят им пользы, а часто даже вредят, как говорит пророк Исайя: " вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили " (людие мои, блажащии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают) (Иса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1599...

Когда положенные сорок дней подходили к концу и уже наступил тридцать восьмой день, преподобный снова призвал названную выше жену и при всех святых отцах, находившихся в темнице, сказал ей: — Да воздаст тебе Бог сторицею за те милости, какие ты оказала мне, и призрит на тебя милосердым оком с высоты Своей. Ибо ты явила себя истинной ученицей Того, Который сказал: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40), и еще: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41); и в третьем месте: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк. 9:41). Все это ты исполнила, послужив мне, и потому не лишишься награды своей. Затем святой подал ей святые иконы, которые она раньше принесла ему, и сказал ей: — Прими драгоценное сокровище твое. Оно послужит для тебя защитою от всякого зла и будет свидетельством твоего православия в нынешнем и грядущем веке. Произнеся эти слова, святой тяжко вздохнул и проговорил: — Через день я оставлю земную жизнь и переселюсь в иной мир, где предстану пред Небесным Царем. При этих словах преподобного, женщина та горько заплакала. Потом взяв иконы и приняв от святого Стефана благословение, обернула иконы полотенцем и пошла в свой дом, скорбя по поводу разлуки с своим великим отцом и учителем. Преподобный же оставшееся время до дня смерти своей провел вместе с соузниками своими в пении священных песнопений, прославляя Господа Бога. Когда наступил тридцать девятый день, царь с своею третьею женою, именем Евдоксиею, стал праздновать языческий праздник, называемый врумалиями [ 37 ]; ибо нечестивый еретик, при многих своих богоненавистных злодеяниях, не оставлял и языческих празднований. Во время сего праздника некоторые из зловерных еретиков обвинили пред царем блаженного Стефана в том, что он превратил темницу в монастырь и прельщает своими речами многих приходящих к нему, увлекая их в идолопоклонство (так они называли иконопочитание). Царь, разгневавшись, тотчас же послал спекулятора, чтобы тот вывел Стефана за город и казнил бы его мечем. Но когда Стефан был веден связанным на усечение, царь стал жалеть, что осудил блаженного на такую быструю казнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда положенные сорок дней подходили к концу и уже наступил тридцать восьмой день, преподобный снова призвал названную выше жену и при всех святых отцах, находившихся в темнице, сказал ей: — Да воздаст тебе Бог сторицею за те милости, какие ты оказала мне, и призрит на тебя милосердым оком с высоты Своей. Ибо ты явила себя истинной ученицей Того, Который сказал: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40), и еще: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41); и в третьем месте: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк. 9:41). Все это ты исполнила, послужив мне, и потому не лишишься награды своей. Затем святой подал ей святые иконы, которые она раньше принесла ему, и сказал ей: — Прими драгоценное сокровище твое. Оно послужит для тебя защитою от всякого зла и будет свидетельством твоего православия в нынешнем и грядущем веке. Произнеся эти слова, святой тяжко вздохнул и проговорил: — Через день я оставлю земную жизнь и переселюсь в иной мир, где предстану пред Небесным Царем. При этих словах преподобного, женщина та горько заплакала. Потом взяв иконы и приняв от святого Стефана благословение, обернула иконы полотенцем и пошла в свой дом, скорбя по поводу разлуки с своим великим отцом и учителем. Преподобный же оставшееся время до дня смерти своей провел вместе с соузниками своими в пении священных песнопений, прославляя Господа Бога. Когда наступил тридцать девятый день, царь с своею третьею женою, именем Евдоксиею, стал праздновать языческий праздник, называемый врумалиями ибо нечестивый еретик, при многих своих богоненавистных злодеяниях, не оставлял и языческих празднований. Во время сего праздника некоторые из зловерных еретиков обвинили пред царем блаженного Стефана в том, что он превратил темницу в монастырь и прельщает своими речами многих приходящих к нему, увлекая их в идолопоклонство (так они называли иконопочитание). Царь, разгневавшись, тотчас же послал спекулятора, чтобы тот вывел Стефана за город и казнил бы его мечем. Но когда Стефан был веден связанным на усечение, царь стал жалеть, что осудил блаженного на такую быструю казнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Лук. 12, 32 . «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Объясн. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лук. 12, 1 ; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд. 19 ; но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр. 2, 1–3 . 1Петр. 3, 14–16 . «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание свое должны называться язычниками же: Мф. 18–17 , ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим. 2, 14–15 ; Деян. 10, 2 . К тому же, не принимающие здравого учения: 2Тим. 4, 3 и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим. 1, 7 называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим. 4. 1 ; Иуд. 1, 18–19 ; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Петр. 2, 15 ; 2Петр. 3, 16 . 1Кор. 12, 3 . «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Объясн. На основании этих одних слов нельзя считать излишним как научение истинам вере: Рим. 10, 14 , так и освящения таинствами: Иоан. 3, 5; 6, 53 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лук. 19, 40 , и ослица могла провещевать: Числ. 22, 28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению. Нельзя по одним этим словам узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы; Мрк. 1, 23–24 , и неверные иудейские заклинатели; Деян. 19, 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

На этот вопрос Господь отвечал прямо словами Второзакония (6:3): «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», указав, что это — «первая и большая заповедь» и прибавив, что «вторая подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Лев. 19:18). Св. Марк добавляет к этому, что этот ответ Господа привел в восторг самого законника, воскликнувшего: «хорошо, учитель. Истину сказал Ты». Искренность его тронула Иисуса и, видя, что этот грешник может исправиться, Господь сказал ему: «недалеко ты от царствия Божия». После всех этих неудачных покушений уловить Господа в слове, фарисеи уже не смели ни о чем спрашивать Его, но Он, чтобы показать им, как они сами несведущи в Писаниях и как невежественны в своих ложных понятиях о Мессии, Сам задал им вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть Сын?» Нисколько не задумываясь, они отвечали: «Давидов», конечно, потому, что Давиду было обещано, что из его рода должен произойти Мессия. Итак, вы думаете, как бы так ответил им Господь, что Христос только Человек, но «како убо Давид духом (по вдохновению от Духа Божия) Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене...» Если Мессия-Христос только потомок Давида, то как Он мог существовать тогда, когда Давид писал о Нем, а если Он существовал уже тогда, и Давид назвал Его Своим Господом, то, следовательно, Он не просто человек, как думали фарисеи, а в то же время и Бог, т.е. Богочеловек. Фарисеи, ослепленные буквой закона и потерявшие ключ к правильному пониманию его смысла, ничего не могли ответить на этот вопрос Господа. Таким образом Господь обличил их невежество в законе и одновременно дал нам свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии. Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными своими вопросами, а множество народа слушало Его с услаждением (Марк. 12:37). 13. ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПРОТИВ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ     (Матф. 23:1-39; Мрк. 12:38-40; Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

«Ни слова никому, если дорога вам жизнь, слышите, никому..». – бормотал смущенный Каиафа. Распорядившись отвести стражу в крепкое и безопасное место, первосвященник послал людей своих проверить их известие. Может быть, встретив по дороге св. жен, спешивших от гроба, они смутили их, окинув подозрительным взглядом. Пугливо пронеслись дальше мироносицы. «Имяше же их трепет и ужас: и никому же ничтоже реша: бояху бося..». ( Мрк.16:8 ). Но не одни незнакомые встречные, с удивлением взиравшие на мироносиц, на пути им должны были встретиться и те, до которых относилась радостная весть; то были Петр и Иоанн и за ними Магдалина. Под влиянием охватившего их ужаса, мироносицы, едва взглянув, а, может быть, и вовсе не заметив их, продолжали стремительный бег свой домой и, только очутившись дома, среди своих, они мало-помалу пришли в себя от ужаса и, успокоившись, «возвестиша вся сия» ( Лук.24:10 ). Получивши известие от Магдалины, апостолы Петр и Иоанн немедленно, еще до возвращения других мироносиц, устремляются к гробу удостовериться собственными глазами, что случилось. Юный Иоанн далеко позади оставил своего спутника и, прибежав первым, остановился в притворе, в безмолвном изумлении взирая на отверстый гроб. Со страхом заглянув в пещеру, он увидел, что пещера пуста. Чувство благоговейного страха удержало Иоанна. Но скоро подоспел Петр, который стремительно чрез низкую дверь проник в пещеру «и виде ризы едины лежащя, и сударь, иже был на главе его, не с ризами лежащ, но особь свить на едином месте» ( Иоан.20:7 ). Вслед за Петром в пещеру вступил и Иоанн «и виде и верова...» Вот первый верующий в воскресение Господа после св. жен, которым благовестили ангелы. Что же привело к вере Иоанна? Без сомнения то, что он со всей внимательностью любви принимал в свое сердце учение Иисуса. Но с особенной силой отпечатлелись в его духе слова Господа во время последней Его беседы с учениками, когда Он неоднократно говорил о Своей смерти и о Своем явлении им после воскресения. «Дети! Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы живы будете... Я иду приготовить вам место, и когда приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам, иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал, иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня... Вы теперь имеете печаль, но Я увижусь с вами опять, и возрадуется сердце ваше...» ( Иоан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Но им, еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, всё это было непонятно. Чудесная уплата церковной подати (Матф. 17:24-27). С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал Ап. Петру, где и как найти статир, то есть четыре драхмы, для уплаты подати за двоих. Это чудо, по словам толкователя Евангелия Еп. Михаила, ярко свидетельствует о Божестве Господа Иисуса: «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если познал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ.» Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном (Мф. 18:1-5; Мрк. 9:33-37; Лук. 9:46-48). После чудесной уплаты пошлины в Капернауме, ученики, спорившие между собою о том, кто из них больше, то есть кто из них будет первенствовать по власти и чести в том царстве Мессии, открытия которого они скоро ожидали, приступили ко Иисусу, «и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» Ответ Господа прямо и решительно направлен против всякого стремления среди учеников Его к первенству: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» «Не стремитесь к первенству в Моей Церкви,» как бы этим говорит Господь: «ибо с первенством соединены будут наибольшие труды и наибольшее самоотречение, а отнюдь не покой и слава, как вы думаете.» Призвав затем дитя, которое, по свидетельству Никифора, стало впоследствии священномучеником Игнатием Богоносцем, Епископом Антиохийским, Господь поставил его посреди учеников и, указывая на него сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное,» то есть если вы не оставите своих ложных мнений о царстве Мессии, и не оставите ваших тщеславных надежд на получение первых мест в этом царстве, то не войдете в него. Дети простосердечны, у них нет предвзятых мыслей о возвышении или приобретении, они робки и смиренны, у них нет еще зависти и тщеславия и желания первенствовать — этим качествам их и надо подражать тем, кто хочет войти в Царство Небесное.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

О недостойных пастырях Мф. 23, 2. 4. 6. 11–12. 14 . «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак все, что они велят, соблюдайте, по делам же их не поступайте... связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их... также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете большее осуждение». Объясн. На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи – самовольно, ибо они Богом не были посажены, как Левиты: Втор. 31, 9–11 . Православные пастыри признают седалище Христово, след., как ст. 2, так и вообще вся 23 глава к православным пастырям не относится. Причем, как видно из ст. 23, вся глава 23-я относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятины давали только пасомые: Евр. 7, 5 . В 4 стихе говорится о трудности исполнения раввинских правил, напр.: Мрк. 7, 5 , а не христианских обрядов. В ст. 6, 11, 12 и 14 говорится о фарисейской духовной гордости и напускном благочестии. Христианских пастырей осуждать в этом грешно: 1Тим. 5, 17. 19 ; Сир. 7, 31–32 , слушать учение пастырей нужно и тогда, когда бы они казались и не тем, чем должны быть: 2Кор. 13, 6–7; 4, 7 . О монашестве 1Тим. 4, 1–3 . «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступить в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушались благодарением». Объясн. Из 1 ст. этой главы видно, что все высказанное здесь должно относиться не к существующему издревле монашеству, а к тем, которые «в последнее время отступят от веры». Действительно, в наше время многие отступники, еретики, запрещают вступать в брак, запрещают пищу (напр. хлысты свинину, а штундисты пищу пасхальную). Все это они делают вопреки слову Божию: Евр. 13, 4 ; 1Кор. 7, 10 ; 1Тим. 4, 4–5 . Но монашество, дающее Богу обет девственности, по своему собственному желанию выбирает для себя лучший путь ко спасению: 1Кор. 7, 7–9 ; посвятив себя на служение Богу, монашествующие другим никогда не запрещают вступать в брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Объясн. Еще новорожденному Младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: золото, ладан и смирну. Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф. 26, 11 ; Лук. 21, 3 . О приношениях в храм пророчествовали: Малахия 1, 11, и Исаия 60, 7. Лук. 8, 3 . «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы, и всякие другие благотворения, соединенные с именем Христовым: Мф. 17, 27 ; Мрк. 12, 41 ; Мф. 25, 35 . О почитании св. икон Рим. 1. 21. 23. 25 . «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки аминь». Объясн. В этом месте изложено обличение римлян из язычников, в идолопоклонстве. Хотя римляне и могли приобрести познание об истинном Боге из рассматривания окружающей природы (ст. 20) и некоторые действительно узнали Бога (ст. 7–8), но другие не познали и, покорив под свою власть все народы древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоеванных ими народов: Прем. 12, 24 : здесь был Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык) и крокодилы египетские, и пр. и пр. Об этих-то богах ап. Павел и говорит Римлянам. К спасительным изображениям истинного Бога, т. е. св. иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа, слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол. 1, 15 ; Евр. 1, 3 ; Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф. 13, 55–56 ; Филип. 2, 6–8 . и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Петр. 2, 22 . Иоан. 3, 14 . «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознссену быть Сыну Человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Они первые нарушили мир всего мира, они первые подняли оружие, они начали хладнокровно обдуманное истребление людей, они стояли и стоят на страже зла. Они " взяли меч " , они " от меча и погибнут " (Мф. 26, 53), " что посеяли, то и пожнут " (Гал. 6, 7), ибо сказано еще в древности " Мне отмщение и Я воздам " . (Втор. 32, 35). Как воздаст? Через людей, которые будут исполнителями Его воли, как это часто было в Ветхом Завете. Справедливое возмездие для фашистов оправдывается всем ходом исторической жизни человечества. Раньше это возмездие принимало большею частью стихийные формы, теперь же, с ростом космополитической солидарности, цивилизации и культуры, оно примет форму общечеловеческого закона. Фашисты предстанут перед судом всего человечества, и этот суд будет подлинным " гласом Божиим " , " трубным гласом " , карающим сурово и справедливо. Да, Христос молился о прощении Своих мучителей, но ведь те " не знали, что делали " (Лук. 23, 34). О Иуде Он не молился, а сказал, что ему лучше было бы не родиться (Мрк. 14, 21). Фашисты, как и Иуда, знали что делали, зачем делали и как делали. Крым, Киев, Люблин, Майданек и другие места фашистских зверств невозможно забыть. Христом сказано: " Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить " (Map. 7, 2), или: " Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними " (Мф. 7, 12). Эти слова говорят сами за себя. В них нет древнееврейского " око за око " , в них заключено христианское понятие возмездия. Фашисты уничтожали женщин и детей. Значит ли это, что и мы должны поступать так же? Конечно, нет, это значит лишь то, что фашисты должны быть наказаны соответственно своей вине. Историческая ирония папских выступлений за " всепрощение " заключается в том, что он здесь сходится с непротивленческим учением. Для нас понятна борьба со злом, она заповедана словом Божием, ибо " какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? " (2 Кор. 6, 14). Не только " не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте " (Ефес. 5, 11) - учит апостол Павел. Апостол Иуда говорит: " к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте " (Иуд. 1, 22-23), " ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей " (1 Петр. 2, 15). Но " заграждали " " не как употребляющие свободу для прикрытия зла " (1 Петр. 2, 16), потому что " лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли " (1 Петр. 3, 12). " Итак покоряйтесь Богу, противостаньте диаволу " (Иак. 4, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/346/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010