или Иллирия — римская провинция, о которой св. Ап. Павел в послании к Римлянам упоминает, как о границе его апостольской деятельности (15:19). Иллирией греки называли всю страну, лежавшую к западу от Македонии между Дунаем и Адриатическим морем. Римляне различали: Illyria barbara — северная горная страна и Illyria graeca — приморская страна, заселенная греческими колонистами. В Иллирии проповедовали некоторые из 70 апостолов. место вечных мучений (Мф.10:28). Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха сожигались дети (3 Цар.11:7; 4 Цар.16:3–4). Царь Иосия отменил ужасный и богопреступный обычай такого жертвоприношения; после этого в долину Енном стали сваливаться трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота; для уничтожения смрада и заразы всё это предавалось огню. Отсюда и выражение геенна огненная (Мф.5:22, 29;13:9; Мрк.9:47), геенна огнь неугасающий (Мрк.9:43, 45). страна к северу от Македонии, смежная с Фракиею. или миля (римская) равнялась восьми стадиям; стадий же — приблизительно 88 нашим саженям. император 70–79 гг. знатный в силу своего происхождения. Аполлинарий скончался около 75 г. по Р. Хр.; тело его покоится в Равенне, в церкви его имени, а честная рука находится в Риме, в храме, ему посвященном. Память святых мучеников Трофима и Феофила с 284 г. по 305 г. подвигов и страдания святых мучеников Трофима и Феофила, а также и прочих с ними мучеников, числом тринадцать, — неизвестно с точностью. Одни указывают его в малоазийской провинции Ликии; но с большею вероятностью следует считать отечеством святых мучеников остров Крит на том основании, что канон в честь их составлен св. Андреем Критским (память его 4-го июля, под каковым числом см. и житие его). — Время мученической кончины святых падает на эпоху Диоклитиановых гонений (нач. IV b.). Страдание святой мученицы Христины на острове Волсены (в нынешнем Тосканском герцогстве), впоследствии, по преданию, будто бы поглощенный водою; другие разумеют известный город Тир на Востоке, и нужно заметить, что память св. Христины издревле особенно чтилась на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, и по еврейскому названию времен дня, был час шестой (Лк.23:44; Мф.27:45; Мрк.15:43). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма» [ 18 ] до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни (Мф.27:45; Мрк.15:33; Лк.23:44). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение — угасание солнца, тьма, обнявшая всё земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие(Лк.23:49; Мф.27:55; Мрк.15:40), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его и из них Евангелист называет Марию Магдалину опять первою (Мф.27:56; Мрк.15:40). Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его Апостолами!.. И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом [ 19 ] Аримафейским и Никодимом [ 20 ] от креста ко гробу [ 21 ], была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мрк.15:47) и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк.23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два Евангелиста поставляют ее опять первою, между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем, а третий — только одну ее (Мф.28:1; Мрк.16:1; Иоан.20:1) и именует в этом благородном деле.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

отцы и учители в послеапостольское время, – так, несмотря на все это, сектанты-рационалисты: «евангельские христиане», баптисты и «пятидесятники», в последние годы объединившиеся в «Союз евангельских христиан-баптистов» с управительным органом «Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов» (сокращенно «ВСЕХБ»), продолжают, по примеру протестантских исповеданий и сект, свое отрицательное отношение к Священному Преданию. Так, например, председатель «ВСЕХБ» А. Жидков в статье «Наш отчет» пишет: «церкви евангельских христиан-баптистов имеют одно единственное основание своей веры – Библию, Слово Божие, составляющее Ветхий и Новый Заветы, исключая всякое человеческое предание и святоотеческие постановления» 18 «Если для некоторых христианских вероисповеданий, – читаем в статье Моторика, – Библия – Слово Божие», «кроме Библии имеются еще равные предания и постановления соборов, то для нас, верующих, Библия является единственным источником веры и фундаментом нашего вероисповедания. Кроме Библии, у нас больше нет ничего. Она является единственным источником познания Бога и духовной жизни в Нем» 19 . На чем же сектанты основывают свое отрицание Священного Предания? Во-первых, главным образом они ссылаются на Евангелия от Матфея 15 гл. 1–9 ст. и Марка 7 гл. 1–13 ст. и поясняют, что здесь Христос якобы отрицает всякое предание, следовательно, и «Священное Предание». Указывают они еще и на ап. Павла, который якобы также отверг «предания», что-де видно из его послания к Галатам 1 гл. 14ст. Обращаемся к текстам указанных сектантами мест из Ев. Матфея и Марка. Оказывается, что евангелисты говорят не о «Священном Предании», которое, по повелению апостолов, как об этом мы уже указали, христиане должны содержать и которое не только не противоречит Священному Писанию , но само является единственным и основным источником для Священного Писания и восполняет его незаписанными в нем «Словами Божиими». Говорят же Евангелисты о «преданиях еврейских старцев» ( Мф. 15:2 ; Мрк. 7:3–5 ), о «предании человеческом» ( Мрк. 7:6 ), об «учениях и заповедях человеческих» ( Мф. 15:9 ; Мрк. 7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

И вот среди ночного еще сумрака (Иоан.20:1), первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от озлобленных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда Апостолы Распятого с разбитою душою заперлись в своем помещении, — Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожающую опасность, бесстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро [ 22 ] (Лк.23:56; Мрк.16:1), приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания. О страже, приставленной иудеями к пещере гроба Христова, и о запечатании первосвященниками входа в нее Мария Магдалина не знала, так как всё это произошло уже после удаления всех почитателей Иисуса из сада (Мф.27:62–66) Иосифа Аримафейского. Но теперь, на пути из Иерусалима к пещере гроба Христова, Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом таким большим, тяжелым камнем, которого не в силах отвалить от входа ни она, ни спутницы ее. И вот, в смущении об этом препятствии, мироносицы говорят между собою: — Кто отвалит нам камень от дверей гроба?.. (Мрк.16:3) Размышляя об этом, Мария Магдалина, опередя прочих мироносиц и подойдя ближе к пещере гроба, взглянув, вдруг видит, что, смущавший ее камень уже отвален от входа в пещеру… (Иоан.20:1; Мрк.16:4). У иудеев того времени, камень, закрывавший доступ ко гробу умершего, считался неприкосновенным, как бы освященным. И отваление камня от входа в пещеру гроба Христова показывало, что с телом Погребенного там произошло что-то особенное. Что же именно? — Проще и прежде всего была мысль, что тело Иисуса взято кем-либо из этой пещеры Иосифа Аримафейского и могло быть положено в другом месте. И эта мысль, лишиться возможности воздать Ему последнюю честь, столь поразила Марию Магдалину, что она немедля же, не входя в пещеру, побежала назад в Иерусалим, чтобы известить Апостолов Петра и Иоанна о случившемся при гробе Христовом. Она была уверена, что, извещенные ею, Апостолы примут самое деятельное участие в разыскании тела Иисуса: — Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его, — говорит она Апостолам (Иоан.20:2).

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Следовательно, будет установлена и новая суббота (день покоя). Очевидно, здесь Исаия говорит пророчески о новой субботе, т. е. воскресном дне. И другие пророки говорили об этом воскресном дне, но только называя его пророчески: «в один день»: Зах. 3. 8–10 , «в тот день»: 9, 16; 13, 1. Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу»: 1Петр. 1, 11 , а она (слава) явилась именно в день воскресный, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца»: Рим. 6, 4 . Пророк Иезекииль вот что говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог»: Иезек. 39, 13. По примеру Иисуса Христа, апостолы посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времен апостольских ведет свое начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной Церкви получает особенно важное значение: Мрк. 16, 9 ; Иоан. 20, 19 ; Деян. 20, 7–8 . На этот именно день установлены и дела милосердия: 1Кор. 16, 1–2 . Апостол и евангелист Иоанн Богослов в этот, воскресный, день удостоился слышать голос Божий: Откр. 1, 10 . О почитании храмов Божиих Мрк. 13, 1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит. Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие зданея? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, но уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождеству Христову. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мрк. 11, 17 ; Мал. 1, 11 ; Деян. 15, 16–17 , и до второго пришествия Христа: 2 Фесс. 2, 4. Иер. 7, 4–5 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком и соперником его». Объясн. Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

И после смерти Исцелителя Своего Мария Магдалина не покидает Его: она сопровождала перенесение тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от креста ко гробу , была при погребении Его, смотрела, где полагали Христа (Мф.27:61; Мрк.15:47) и когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Его тело, то пламенная благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и с ее стороны возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю. Она покупает миро и ароматы (Лк.23:56), чтобы помазанием тела погребенного Христа воздать Ему, по еврейскому обычаю, возможную почесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два Евангелиста поставляют ее опять первою, между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем, а третий — только одну ее (Мф.28:1; Мрк.16:1; Иоан.20:1) и именует в этом благородном деле. И вот среди ночного еще сумрака (Иоан.20:1), первого дня недели, после скорбной Субботы, среди опасности от озлобленных иудеев, уже покушавшихся наложить руки на учеников Христовых, и в то время, когда Апостолы Распятого с разбитою душою заперлись в своем помещении, — Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая угрожающую опасность, бесстрашно идет ко гробу Спасителя, неся ароматы и миро (Лк.23:56; Мрк.16:1), приготовленные для помазания тела Христова, чтобы оказать Почившему последнюю дань любви и почитания. О страже, приставленной иудеями к пещере гроба Христова, и о запечатании первосвященниками входа в нее Мария Магдалина не знала, так как всё это произошло уже после удаления всех почитателей Иисуса из сада (Мф.27:62—66) Иосифа Аримафейского. Но теперь, на пути из Иерусалима к пещере гроба Христова, Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом таким большим, тяжелым камнем, которого не в силах отвалить от входа ни она, ни спутницы ее. И вот, в смущении об этом препятствии, мироносицы говорят между собою:

http://pravoslavie.ru/47926.html

Поется им по тойже главе Предтечеве. [МРК] Аще ли святых 40 мученик случится в среду 4-ю постов. Поем службу их прежде во вторник тоя седмицы. Точию во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры триоди, самогласен дне дважды, и Креста 4, и мучеников 4. Слава, мучеников: И ныне, Креста. Другия же стихиры Креста поем в среду на хвалитех. Таже вход: прокимен и чтения дне. и Да исправится молитва моя. Аще же не будет преждесвященныя. И во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры Креста на 6: Святых же мучеников 40, отдается праздник на часех, якоже указася Предтечи, в понедельник 2-я недели постов. [МРК] Аще ли случится 40 мученик в четверток великаго канона. И поется служба их вся во вторник напред тояже недели. [МРК] Аще ли случится 40 мученик в субботу акафиста. И поем службу их в неделю 5-ю постов. 10. Святаго мученика Кодрата, и дружины его. Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: На утрени, канон, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 4: 11. Иже во святых отца нашего Софрониа, патриарха Иерусалимскаго. Стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: На утрени, канон, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 4. По 6-й песни, Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Иже божественною ревностию подвигся, и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив, и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в патриарсех иерусалимский Софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляеми зовем ти: радуйся, светлая православных похвало. В тойже день преставление, иже во святых отца нашего Евфимиа архиепископа, Новгородскаго чудотворца. Совершается собор его в Новеграде, и во обители его. Тропарь, глас 4: Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. Того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем. Кондак, глас 8: Яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси святителю Евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия, и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю богомудре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Кондак глас 6. Подобен: еже о нас: Все воинство мира оставльше, на небесех владыце прилепистеся, страстотерпцы господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше блаженнии, достойно восприясте славу с небес, и венцев множество.   И икос. По 9–й песни, светилен мученков: Слава, ин: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас тойже: страстотерпцы христовы: И ныне, блажим тя Богородице Дево: На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Слава, глас 2: Истины чашею: И ныне, Непроходимая дверь: Таже, благо есть: единожды. Трисвятое. тропарь святых. ектениа и 3 поклоны великия: час 1, с кафисмою, и отпуст. Во время же свое бывает, 3–й, 6–й, и 9–й час по чину их, с кафисмами: и блаженны поскору, и прочее. На коемждо часе по 3 поклоны великия. В тойже день вечера, по обычной кафисме, на Господи воззвах, ставим стихов 10. и поем триоди самогласен дне дважды, и мученичен, и подобны 3: и святых 4, глас 1: Лик четверодесятосиянный: дважды: глас 2: езеро яко рай: Слава, глас тойже: пророчески убо вопияше: И ныне богородичен: Все упование: Аще к среде или пятку, крестобогородичен: вход с евангелием. Прокимен дне, и чтение триоди. И Да исправится молитва моя: ектениа малая. Посем прокимен, глас еси Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Стих: спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. Апостол ко евреем, зачало 331. Аллилуиа, глас 4: Воскликните господеви вся земля, пойте же имени его. Стих: яко искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. евангелие матфеа, зачало 80. и прочее божественная литургиа преждесвященных. Причастен, Радуйтеся:   МРК Аще случится 40 мученк в субботу 1–я недели постов, и 2–я, и 3–я, и 4–я.   Поется служба их непременно, якоже предуказася на обретение честныя главы предтечевы.   МРК Аще случится 40 мученк в неделю 1–ю постов, или 2–ю, и 3–ю, и 4–ю, и 5–ю.   И поем службу их по предтечеве главе неизменно.   МРК Аще случится 40 мученк в понедельник 2–я недели постов, или 3–я, или 4- я, или 5–я, или 6–я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

д. К человеку, идущему уплатить свой долг кредитору, сирота взывает о помощи или даже и не взывает, а просто лишь жалобно смотрит на него, что может подей­ствовать сильнее всяких слов. Получается столкновение обязанностей: с одной стороны, справедливость побуждает человека идти к заимодавцу и возвратить ему вышеупомя­нутый долг, а с другой, чувство жалости и любви к че­ловечеству заставляет его одеть, „согреть...сироту“. Думаем, что каждый человек, хотя бы отчасти лишь настроен­ный в нравственно-добром смысле, скорее отдаст пред­почтение требованиям любви, а не требованиям сухой справедливости, особенно если данный кредитор живет не в столь плачевном положении, в каком рассматриваемый сирота. Тот должник, которого моралисты приводят в рассматриваемом примере, так именно и поступил. Итак, вышеуказанное правило является нарушенным, хотя существо дела от этого лишь только выиграло... Впрочем, некоторое значение выставляемых морали­стами правил, в одних случаях большее, в других – меньшее, все-таки не может быть отрицаемо (ср. выше). Так, правило, предписывающее, напр., тщательно каждому присматриваться, в самом ли деле в данном случае субъект стоит пред коллизией, иметь свою силу. Ирод с клятвою обещал плясунье дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай, мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя (Мф. XIV, 6–8. Mpk. VI, 22–25 ). Ирод опечалился (Мф. ст. 9. Мрк. ст. 26) 88 . Он стоял пред коллизией: с одной стороны, он опасался уби­вать св. Иоанна Крестителя, так как боялся народа, считав­шего его пророком (Мф. ст. 5); кроме того, он знал, что это – муж праведный и святой, и потому берег его, многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мрк. ст. 20). С другой стороны, ради клятвы и возлежавших с ним 99 , он сознавал, что не может не исполнить и желания плясуньи. Коллизия разрешилась, как известно, в смысле удовлетворения последней ( Мф. 9–11 ст. Мрк. ст. 26–28). Данная коллизия, происшедшая вследствие неосторожности и непредусмотрительности (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  Поется им по тойже главе предтечеве.   МРК Аще ли святых 40 мученк случится в среду 4–ю постов.   Поем службу их прежде во вторник тоя седмицы. Точию во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры триоди, самогласен дне дважды, и креста 4, и мученков 4. Слава, мученков: И ныне, креста. Другия же стихиры креста поем в среду на хвалитех. Таже вход: прокимен и чтения дне. и да исправится молитва моя.   Аще же не будет преждесвященныя. И во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры креста на 6: святых же мученков 40, отдается праздник на часех, якоже указася предтечи, в понедельник 2–я недели постов.   МРК Аще ли случится 40 мученк в четверток великаго канона.   И поется служба их вся во вторник напред тояже недели.   МРК Аще ли случится 40 мученк в субботу акафиста.   И поем службу их в неделю 5–ю постов.   10. святаго мученка кодрата, и дружины его.   Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: небесных чинов: На Утрени , канон, глас 4. По 3–й песни, седален, глас 4:   11. Иже во святых отца нашего софрониа, патриарха иерусалимскаго.   Стихиры, глас 4. Подобен: яко добля: На Утрени , канон, глас 4. По 3–й песни, седален, глас 4. По 6–й песни,   Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Иже божественною ревностию подвигся, и истинных повелений устне распростер, церковная основания благоузаконив, и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в патриарсех иерусалимский софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляеми зовем ти: радуйся, светлая православных похвало.   (:. В тойже день преставление, иже во святых отца нашего евфимиа архиепископа, новгородскаго чудотворца.   Совершается собор его в новеграде, и во обители его.   Тропарь, глас 4: Избран быв богови от юности, святителю евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различныя недуги. того моли о нас совершающих честную память твою, да тебе вси непрестанно ублажаем.   Кондак, глас 8: яко архиереем сопрестольник, и святителем изрядный поборник был еси святителю евфимие: не престай сохраняя отечество твое, град же и люди, иже тебе верою почитающия, и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вси вопием: радуйся святителю Богомудре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010