д. к вскъ рожденный Бга побждаетъ и есть побда побдивша вра наша. (ст. 1. 2, 14 и д. 4, 4. 16. 33). Кто есть побждай токмо врй, к есть Снъ (4, 15. Рим. 8, 37 , 1Кор. 15, 57 ). 4. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? 4–5. Всякий рожденный от Бога (7) и проч.: любящими Бога могут быть только рожденные от Него, так как любовь к Нему немыслима без истинной веры в Него – дара, которым обладают только дети Божии (1 ст.); могут ли, после сего, быть тяжки для любящих Бога заповеди Его, когда они, как причастники Божеского естества, в вере сообщенной им, имеют всемогущую Божию силу? – (См. примеч. к 4, 4. Ср. 3, 9). – Любящему Бога все легко потому, что все возможно верующему ( Мрк. 9, 23 . Мф. 17, 20 ) – Мир: вообще все враждебное царству Божию и все препятствующее исполнению воли Божией, общению с Богом и достижению спасения (8). – Победа победившая мир – вера: выражение, указывающее несомненность и величие победоносной силы верующего, – кто имеет истинную веру, тот имеет победу; так как ничто не может устоять пред Ним, ибо Тот, Кто в Нем, больше того, кто в мире (4, 4. см. примеч.). – С понятием веры нераздельно понятие победы, и все, что только можно представить себе величественного и ободряющего со словом победа, существенно принадлежит вере. – Наша: такую всепобеждающую силу имеет только наша вера. т. е. Апостолов и истинных последователей их и учеников, – тех, которые Иисуса исповедуют Сыном Божиим и истинным Богом, победившем мир ( Иоан. 16, 33 ) для возрождения нашего и для нашей победы над миром. – 5 ст. – Кто побеждает мир и проч.: вопросительною формою изречении Апостол не допускает никакого сомнения в силе веры истинных христиан, если предмет её – Сын Божий. Нельзя не видеть в словах 4-го и 5-го стихов цели Апостола ободрить и укрепить читателей послания против обольщений тех лжеучителей, о которых он говорит в начале 4-й главы; и там он уверял учеников своих, что они сильное врагов веры в Божество Иисуса (4, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Деян.3:6 .  Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. «Что имею, даю тебе». Еще до совершения чуда Апостол имеет полную уверенность в его совершении Эта уверенность основывалась, без сомнения, на обетованиях Господа апостолам ( Мрк. 16, 18 ; Лук. 9, 1 , Иоан. 14, 12 и др.) и чувствовалась в ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею, даю». «Во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Не своею силою, но именем Господа Иисуса Христа Петр совершает это чудо. Деян.3:7 .  И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и коле­ни, «Взяв его за правую руку, поднял». К слову Апостол присоединяет и внешнее действие, как некогда поступал и Сам Господь. Деян.3:8 .  и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. «Ходя и скача» – выражение восторженно-радостного настроения души исцеленного. Деян.3:9 .  И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; «И весь народ», т.е. собравшийся и собиравшийся во дворах храма, «видел его», т.е. уже не хромым, а здоровым и веселым. Деян.3:11 .  И как исцелен­ный хромой не отходил от Петра и Иоан­на, то весь народ в изумле­нии сбежал­ся к ним в при­твор, называемый Соломонов. «Притвор, называемый Соломонов» – обширная крытая галерея, чрез которую и вели в храм красные ворота. Здесь столпился народ после того, как с быстротою молнии пронеслась весть о чуде, лучшею проверкою которого служил всем так хорошо известный бывший хромой, восторженно прославлявший Бога, не отходя от Апостолов. Деян.3:12 .  Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израиль­ские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благо­честием сделали то, что он ходит? В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на Апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?, или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?... Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию»... (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 17, 29 . «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»... Объясн. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например – Крещение Господне: Мф. 3, 14–17 , Преображение Господне: Мф. 17, 1–5 , Господь Вседержитель: Евр. 1, 3 ; Откр. 14, 14 , Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф. 2, 14 , апостол Петр: Мф 16. 17 ; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла. Гол. 4, в. Прем. Сол. 14, 12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян. 7, 43 , Артемида и Диопет: Деян. 19. 35 ; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к св. иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов. Втор. 27,15 . «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника и поставить его в тайном месте». Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян. 14, 11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим; 2Цар. 6, 11, 12 ; 2Пар. 8, 11 . О почитании святого Креста Лук. 9, 23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом; Гал. 6, 14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мрк. 15, 21 ; Евр. 13, 13 ; Иоан. 3, 14–15 . Кол. 2, 14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1 Петр, 2, 24. Второз. 21, 22–23; ср. Гал. 3, 13 . «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то тело его но должно ночевать, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Для их учения было препятствием то, что Бог Сам открыл о Себе». Итак, на отдельных примерах, мы убедились, что Иисус Христос – Бог, равный Своему Отцу, и далее мы увидим, что имя Иегова, которым, по мнению «Свидетелей Иеговы», именуется только Отец, может употребляться и к Сыну. Глава 4. Второе Пришествие Христа Интересно их учение и о втором Пришествии Иисуса Христа: «Мы не должны соглашаться с тем, что Второе пришествие Господа нашего будет видимым человеческими глазами», – говорит их проповедник. Но Священное Писание свидетельствует, что Второе пришествие будет видимым для людей. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» ( Мрк.13:26 ). «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом. Как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» ( Откр.1:7 ). Организация учит (или уже правильнее сказать учила?), что Христос уже пришел в 1914 г., но Он, якобы, невидим для людских глаз. Но из приведенных выше отрывков видно, что пришествие Христа будет видимым. Невидимым же образом Господь не переставал находиться с нами. «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). Глава 5. Воскресение Христа во плоти «Свидетели Иеговы» учат, что Иисус Христос воскрес духом, а не плотью, якобы плоть Его была навсегда уничтожена. Но давайте задумаемся над следующими словами самого Спасителя перед учениками после своего воскресения: «Осяжите и видите Меня, так как дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня, имеющего»( Лк.24:39 ). Похоже «Свидетели Иеговы» не хотят видеть и слышать такие места из Писания, которые явно не соответствуют их трактовкам. Предлагаю рассмотреть два утверждения «Свидетелей Иеговы» и пару мест из Писания, сопоставив которые, можно убедиться в необоснованности данного учения. Если предположить, что Христос воскрес духом, а не телом, то почему все люди будут воскрешены телами? Ведь есть достаточно ясные слова апостола Павла про то, что как воскрес Иисус, так и нам надлежит воскреснуть: «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам надлежит ходить в обновленной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Е) В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста «двух Свидетелей,» которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо ( Откр. 2:3–12 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор верующего во Христа человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории – Его второе пришествие на землю. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей этого события ( Матф. 16:27 ; гл. 24; Мрк. 8:38 ; Лук. 12:40; 17:24 ; Иоан. 14:3 ). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ); напоминают часто апостолы: ап. Иуда ст. 14–15, 1Иоан. 2:28 , 1Петр. 4:13 , многократно ап. Павел: 1Кор. 4:5 , 1Сол. 5:2–6 и др.). Сам Господь начертал перед Своими учениками образ Своего пришествия в следующих чертах: Оно будет внезапным, для всех явным: Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Матф. 24:27 ). Прежде всего – явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (ст. 30). Это будет, по общему толкованию свв. Отцов, знамение животворящего Креста Господня. Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (ст. 30), со святыми Ангелами ( Мар. 8:38 ). Он сядет на престоле славы Своей ( Матф. 25:31 ). Таким образом, второе пришествие будет иным, чем первое, когда Господь смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной. Он придет праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но да спасется им мир, приходил дать Свою душу для избавления многих. Воскресение мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею» (Лк.1:57–58). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13,15–17). О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, — и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. — Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:15,17). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Иоан.1:30). За мною — по времени; прежде меня — по престолу. Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит — Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, — он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, — то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1, ср. Мрк.1:2) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Если человек один молится Богу, то он также должен говорить «Отче наш», потому что все люди – братья между собой, поэтому они должны просить благ у Бога как для себя, так и для своих ближних. Первое прошение. Первое прошение молитвы Господней: «Да святится им Твое». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам свято сохранять Его имя в душе, с благоговением произносить Его устами, особенно во время молитвы, и делать добрые дела во славу Божию. Второе прошение. «Да приидет Царствие Твое». Этими словами мы просим Бога, чтобы наступило на земле Его благодатное Царство, которое состоит в том, чтобы люди жили на земле по правде и по закону Божию в мире и согласии между собой. Если люди будут жить на земле по заповедям Божиим, то они будут чувствовать в душе мир совести и духовную радость, а это называется благодатное Царство Божие. Потом должно просить у Бога и Царства Славы, т.е. вечного блаженства в будущей загробной жизни. Третье прошение. «Да будет воля Твоя яко на небесе и на земли». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он помог нам исполнять Его святую волю на земле так же, как Ангелы и святые люди исполняют ее на небе. Высочайший образец и пример исполнения воли Божией показал Иисус Христос, Который в продолжение всей Своей земной жизни свято исполнял волю Отца Небесного. Накануне крестных страданий в саду Гефсиманском Он пламенно молился и говорил: «Отче Мой! если не может миновать Меня сия чаша страданий, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26:42 ). Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду. ( Мф. 26:36–46 ; Мрк. 14:32–42 ; Лк. 22:39–46 ). Следуя Иисусу Христу, мы должны совершенно предать себя в волю Божию, потому что Бог лучше нас знает, что нам полезно и даст нам все необходимое для спасения. Четвертое прошение. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Этими словами мы просим Бога, чтобы Он дал нам все необходимое для нашей жизни, как то: пищу, одежду и жилище. Мы должны просить у Бога необходимого только днесь, т.е. на нынешний день. Это значит, чтобы мы не заботились чрезмерно о будущем, а более надеялись на Бога, Который может и чудесным образом напитать верующих, когда они обращаются к Нему с пламенной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Жизнь Церкви в Духе Святом Новая жизнь Церковь пребывает в окружении грешного, непросвещенного мира. Однако сама она представляет собой новое творение, созидающее новую жизнь. И каждый член ее призывается к восприятию и созиданию в себе этой новой жизни. Ей должен предшествовать разрыв его, будущего члена Церкви, с жизнью «мира.» Впрочем, когда говорится о разрыве с «миром,» то это не значит удалиться от жизни на земле, из пребывания среди остального человечества, часто неверующего и развращенного. «Ибо, – пишет ап. Павел, – иначе надлежало бы нам выйти из мира сего» ( 1Кор. 5:10 ). Но для вступления в Церковь должно выйти из власти дьявола и стать в этом грешном мире «странниками и пришельцами» ( 1Петр. 4:11 ), положить резкую границу между собой и «миром» и для этого открыто и прямо отречься от дьявола. Ибо нельзя служить двум господам. Должно очистить в себе старую закваску, чтобы быть новым тестом ( 1Кор. 5:7 ). Поэтому от глубины христианской древности момент вступления в Церковь предваряется особым «отречением от дьявола,» за которым следует уже крещение с омытием греховной скверны. Об этом подробно читаем в «огласительных словах» св. Кирилла Иерусалимского . Из этих поучений оглашенным видим, что запретительные молитвы, означающие отгнание дьявола, имеющиеся в нынешнем православном требнике, и само «отрицание от сатаны» человека, пришедшего к крещению, очень близки по содержанию к древнехристианскому чину. После этого открывается вход в благодатное Царство, рождение в новую жизнь «от воды и Духа,» о чем учил Спаситель в беседе с Никодимом ( Иоан. 3:5–6 ). Как совершается затем возрастание в этой новой жизни, об этом тоже знаем из слов Самого Спасителя: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мрк. 4:27–28 ). Таким образом, вся эта новая жизнь – если только она принята внутренне, если человек искренне желает пребывать в ней, если прилагает со своей стороны усилия сохранить ее – действует в нем таинственной силой Духа Святого, хотя этот невидимый процесс может им почти не ощущаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Значит, не раз называл Отец Своего Сына сыном, как единственного Сына, и этими словами как бы рукой указывал Своего Единородного, очевидно, ради тех, кто покушается разделить Его с Отцом, кто утверждает, что безвременный родился во времени, кто причисляет к твари Создателя твари, кто порабощает освободителя, кто изобретает второго сына. Потому-то постоянно и подтверждается: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: того послушайте» (Мф. 17:5; Мрк. 9:7; Лк. 3:22, 9:35). Если Он скажет: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30); если Он скажет: «Видевший Мене видел Отца» (Ин. 14:9); если Он скажет: «Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:10, 11, 10:38), слушайте Его. Если Он скажет: «пославший Меня» (Ин. 12:49) «Отец... более Меня» (Ин. 14:28) — удивляйся Его смотрительному снисхождению. Если Он скажет: «сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22:19), и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28) — слушайте Его. Не как бы отделяя плоть Свою от божества, говорит Он это, потому что не отделяется плоть в этих словах, но телесное присвояется Божеству и Божественное усвояется телу, и не другому кому-либо то и другое принадлежит помимо Его. Если Он скажет: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38); так как Он усвоил Себе наши ду­шевные состояния, сами по себе непостыдные, — слушайте Его. Никакого ведь нет в Нем разделения между плотью и божеством; все Богоприличное и человеческое мы исповедуем и возводим к единому лицу и единой ипостаси и природе воплотившегося Бога нашего Иисуса Христа. Этому научены мы от Бога и Отца; этому наставлены от единородного Сына Божия; в этом утверждены мы Духом Святым; это возвещено священными писаниями, это проповедано святыми отцами.    Итак, это мы приняли, это узнали, это и будем содержать. Зачем же сражаемся мы попусту друг с другом? Зачем поражаем друг друга — мы, наученные любить и ненавидящих нас? Зачем, забывая веровать, состязаемся о вере? «Рожден, не рожден; пострадал, но не пострадал; воскрес, но не воскрес».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И апостолы преобрели эту веру и передвигали горы и изменили лицо земли. Но и у великих учеников Христовых великая вера явилась не сразу. Господь обличал их неверии, и вместе с отцом бесноватого отрока, которого они не могли исцелить, каждый из них повидимому был должен воскликнуть: «верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мрк. 9, 24 ). Они говорили Господу: «умножь в нас веру» ( Лук. 17, 5 ). Евангельская история представляет нам, что вера учеников Господа не возрастала непрерывно, и не восходила от силы в силу непрестанно. Когда Господа не приняли в самарийском селении, Иаков и Иоанн уверенно предложили Ему, что они низведут огонь с неба, который истребил бы это селение ( Лук. 9, 54 ). Очевидно, они чувствовали в себе ту веру, которая двигает горы. Семьдесят учеников, возвратившись из посольства, с радостью возвестили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лук. 10, 17 ). Позже, – мы видим, апостолы по неверию не могут исцелить бесноватого, еще позже видим уныние и отречение Петра и разсеяние апостолов. Так, вера великих благовестников христианства подвергалась и искушениям и колебаниям, пока наконец не сделалась совершенной и непоколебимой. В настоящее время в христианском мире вера есть благодатный дар, получаемый вместе со святым крещением. Христианские дети тверды в вере. Но вере большинства суждено пройти чрез испытания. Мыслителю они являются в виде умственных искушений, человеку практических забот в виде нравственных невзгод и мнимых или действительных несправедливостей. Только жизнь немногих проходит озаренная вся ровным и непоколебимым сиянием негаснущего света Христова. Но вера должна быть уделом всех. Искушения должны быть препобеждены. «Верен Бог , говорил апостол, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринф. 10, 13). Обязанность всякого человека пожелать веры, как истинного блага, и употребить должные нравственные усилия, чтобы приобрести таковую, чтобы стать достойным сосудом Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010