Исполком – Исполнительный комитет ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории К-т – комитет Коминтерн – Коммунистический интернационал ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛИТО – Литературный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР М-рь – монастырь МАМЮ – Московский архив Министерства юстиции МАО – Московское археологическое общество МВД – Министерство внутренних дел МВЖК – Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел МГПИ – Московский государственный педагогический институт. В 1930–1941 – им. А.С. Бубнова; в 1941–1990 – им. В.И. Ленина; ныне Педагогический государственный университет им. В.И. Ленина МГУ – Московский государственный университет МДА – Московская духовная академия МИД – Министерство иностранных дел Мин-во – министерство Мин-во нар. просв. – Министерство народного просвещения МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории МОПИ – Московское общество испытателей природы М.У. – Московский университет МУЗО – Музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения Наркомфин – Народный комиссариат финансов НИИ – Научно-исследовательский институт НКВД – Народный комиссариат внутренних дел Об-во – общество ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛЕАЭ – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии ОЛРС – Общество любителей российской словесности ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного Исторического музея ОР – Отдел рукописей ОРЯС АН – Отделение русского языка и словесности АН Политбюро – Политическое бюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР Прав-во – правительство примеч. – примечание ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСРЛ – Полное собрание русских летописей Рабфак – рабочий факультет РАИМК – Российская академия истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

“Вашим письмом от 5.1.62. Вы доставили мне сердечную неожиданную радость. Я благодарю Вас за Ваши теплые пожелания к моему 87-летию. Я пишу Вам утром в понедельник, День Святого Духа, за моим столом в комнате для консультаций, действительно, “в кругу моих пациентов”, как Вы хотели меня увидеть согласно Вашему письму. Госпиталь должен работать по воскресеньям и праздничным дням. Нас здесь семеро врачей и пятнадцать европейских медсестер. Обслуживающего персонала из черных – шестнадцать. Если Вы имеете возможность приехать к нам, то добро пожаловать. И оставайтесь здесь с нами. Место есть”. Далее Альберт Швейцер пишет о том, что он очень рад, что Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. Наконец, настало время единства церковной деятельности. И это единство должно углубляться. Замечание великого гуманиста было тем более к месту, что именно Владыка Иоанн, известный широтой своих взглядов, вошел в состав первой делегации, ездившей в 1961 году на форум религиозных деятелей планеты, который проходил в Индии. “Я всегда занимался русской ортодоксальной церковью, в которой было сохранено и продолжает жить греческое начало, – заканчивает свое письмо А. Швейцер. – В революцию я боялся за нее. Однако она, как отважный корабль, выстояла в шторм. Это радостно для всех христиан”. Рассказывают, что на Ближнем Востоке, планируя свои поездки по епархии, Владыка Иоанн пользовался каждой возможностью, чтобы встретиться с советскими геологами. Приехав из США в отпуск, митрополит Нью-йоркский и Алеутский прочитал в Московском обществе испытателей природы доклад об Иеллоустонском парке. К тому времени многие его знакомые геологи уже переехали из Ташкента в Москву, и все собрались, привлеченные расклеенными по городу афишами с именем докладчика. Это была сердечная встреча более чем после двадцатилетней разлуки! Уже упомянутая здесь Мария Николаевна Соловьева рассказывала, как где-то году в семидесятом, когда Владыка возглавлял Ярославскую епархию, в Переславле-Залесском можно было наблюдать такую картину: глубокой ночью, под покровом темноты, в сторону Спасо-Преображенского собора пробирались две таинственные фигуры. Одна – мужская, в рясе и кедах 46 размера, другая – маленькая женская с геологическим молотком в руках. Оглянувшись по сторонам, они несколько раз ударили молотком по белокаменной стене древнего строения и спешно ретировались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

А дальше было вот что. Когда Агриппина Илизаровна умерла, Мария Николаевна до сорокового дня продолжала спать на сундучке в спаленке мамы. Так она решила. Предполагалось, что после сорока дней она в полную силу включится в работу. Ей предстояло много сделать: защитить уже готовую докторскую диссертацию, написать десятки статей (на тот момент уже было опубликовано 160), довести до защиты аспирантов. Она писала стихи и прозу, ее начали печатать разные издательства. Ей было 70 лет. Она ничем не болела. Но у Господа свои приоритеты. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а это и был сороковой день, она на этом сундучке умерла, сделав все самое важное в своей жизни. Накануне Введения, а это и был сороковой день ее мамы, она на этом сундучке умерла, сделав все самое важное в своей жизни Митрополит Иоанн говорил, что любовь заложена в нас Богом. Это естественное чувство, и его надо усиливать и развивать. Развивать не просто ощущениями, но делами, делами любви. Таким образом, любовь естественно присуща человеку, а ненависть совсем ему не присуща, она проявляется как грех и совсем не обязательна. Все это про Марию Николаевну. Ну и, конечно, про митрополита Иоанна… Письма митрополита Иоанна (Вендланда) Марии Николаевне Соловьевой Митрополит Иоанн (Вендланд) Дорогая Мария Николаевна! С Новым Годом и Рождеством Христовым! А еще поздравляю Вас с ПЕРВОЙ ПРЕМИЕЙ за «Карбон восточно-европейской платформы». (Карбон – углерод, из которого получаются карбоновые волокна. Используется в космической отрасли, самолетостроении, медицинской технике. – Э.М. ). Это очень радостно, а также радостно, что Вы делали доклад в Московском обществе испытателей природы. Спасибо за айсберг. Подумать только, что на тех кручах Вы лазали. Дай Бог Вам здоровья, многих лет и дальнейших успехов! Ваш Митрополит Иоанн. 10 января 1983 г. Дорогая Мария Николаевна! Очень давно не видел Вас и уже хочется встретиться и поговорить с Вами. Кстати, есть некоторые научные (или наукообразные?) интересы, которые я хотел бы предложить вниманию Вашего критического ума.

http://pravoslavie.ru/153824.html

Востоком со времени Второй мировой войны» (Библиогр.). «ЖМП», 1957, 4. 35 . Конрад Онаш «Господь Вседержитель». (Библиография). «ЖМП», 1955, I. VII. По страницам церковных журналов 36 . Греция – «Экклесиса». (Библиограф обзоры). «ЖМП», 1957. 7. 37 . Югославия – «Вестник». «ЖМП», 1957 г., 38 . Болгария – «Церковный Вестник». Передовая статья из «Церковного Вестника», 1956, 45. «ЖМП», 1957, 4. 39 . Д-р И.Г. Панчевский «Забота о Богопознании». Его же. Средства Богопознания. «ЖМП», 1957, 2. VIII. По физическому страноведению 40 . Гыданский полуостров. Физико-географическое описание и истории исследования. Изд. Главсевморпути, 1952 г. 41 . Экспедиции Комсеверпути на Гыданский север. «Летопись Севера», 1957 г. 42 . Природные особенности Ухтомского района Московской обл., бюллетень Московского Общества Испытателей природы, 1957. 43 . Проф. М.С. Бонднарский. Его жизнь и научная деятельность. Журнал «Георафия в школе», 1954, I. 44 . «Леса Грузии». Статья, опубликованная Московским Радиоцентром в марте 1950 г. 45 . «Арктическая экскурсия учителей ударников». Журнал «География в школе». 1937, 6. 46 . Ряд статей по методике преподавания географии в журнале «География в школе» за разные годы. Памяти профессора Михаила Агафангеловича Старокадомского Дорогие отцы и братья! Много тёплых и хороших слов можно сказать в адрес приснопамятного Михаила Агафангеловича Старокадомского. Говорить о нём легко и просто, так как с его именем у нас соединены только добрые воспоминания. От нас из мира земного бытия и в мир небесный – вечный, ушёл широко эрудированный глубокий богослов-патролог, исключительной души человек, добрый христианин, преданный и верный гражданин нашей великой страны. Представитель старой духовной академии, он служил живым связующим звеном между прежней духовной школой и теперешней. Всё доброе, что им было усвоено в Киевской Духовной Академии и затем собрано на богатом жизненном пути, он принёс на алтарь служения возрождённой духовной школе. Начав преподавание в Московской Духовной Академии Патрологии, он избирает для своей пробной лекции тему: «Святой Игнатий Богоносец и его послания, как живой памятник церковного предания». Этот выбор для первого выступления перед учёным Советом Академии послужил наглядным свидетельством молитвенного общения почившего со святым апостольским Мужем. Уже тогда перед учёным Советом предстал мудрый опытный педагог, умеющий с чёткой ясностью, доходчивостью, с несомненной церковностью донести содержание своих слов до аудитории. И во все последующие годы он раскрывал перед студентами Духовной Академии житие, творения и богословие святых Отцов Церкви – как благодатную истину и высокое любомудрие. Присутствующие здесь его ученики хорошо это знают и, думаю, могут это подтвердить.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ваши труды читаются с необыкновенной приятностью и приносят великую пользу» 47 . Действительно, хотя при многочисленности учено-литературных произведений графа, при поспешности в заготовлении некоторых из них, автору трудно было избежать некоторых незначительных исторических и археологических промахов, хронологических неточностей и под., повторений сказанного другими и даже самим автором в разное время 48 : однако при своих несомненно высоких достоинствах вообще, научных и литературных, они, во всей их совокупности, представляют собой богатый и дорогой вклад в нашу отечественную литературу. Заслуга автора их для науки, Отечества и Церкви бесспорна и очень велика. Не без основания потому различные ученые общества и учреждения издавна спешили избрать графа Михаила Владимировича в свои действительные и почетные члены. Прежде всех (еще в 1838 году) избрало его в свои члены Общество испытателей природы и Русское Общество любителей садоводства, также Физико-медицинское общество и Общество сельского хозяйства (в 1841 г.); за тем (в 1847 г.) Московское Общество истории и древностей Российских. Далее, он избран был и состоял действительным и почетным членом Императорского Русского Археологического Общества, Императорского Московского Археологического Общества (с 1869 года), Московского Общества любителей духовного просвещения, Ростовского музея древностей и т.д., наконец, почетным членом Киевской (с 1869 г.) и Московской (с 1885 г.) духовных академий. Особенно дорогим для себя считал покойный граф избрание его в почетные члены Московской Духовной Академии. Отвечая на принесенное ему от нее в юбилейный 1888 год приветствие, он говорил: «Чувствую глубоко, но не нахожу в себе сил для выражение благодарности к привету Московской Духовной Академии, – той Академии, у порога которой я провел лучшие годы моего отрочества и ранней юности, которой так много обязан моим образованием, чрез благодетеля моего Ф.А. Голубинского и других почтенных наставников, лекциями коих я пользовался. Она воспитала меня, она же впоследствии удостоила высокого звания своего почтенного члена, и теперь почтила его своим вниманием. Сердечная привязанность и благоговейное почтение к ней не угаснет во мне до гробовой доски» 49 . И подлинно, его привлекало к Сергиеву Посаду и держала почти безвыездно в последнем за истекшие доселе 13–14 лет столько же чувство привязанности к почившим здесь же, в ограде Лавры, супруге и детям, рядом с могилами которых он приготовил и себе могилу, сколько и чувство любви к Московской Духовной Академии, с которой он связан был если менее тесными, то во всяком случае гораздо более продолжительными узами. Недаром, конечно, он не забыл Академию и перед смертью , оставив по завещанию в пользу нуждающихся ее студентов значительную сумму денег, а библиотеке академической передал значительную часть своих книжных сокровищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти поэта Жемчужникова Сегодня мы также вспоминаем летчика В.Г.Козенкова и милиционера В.М.Адамишина 07.04.2024 54 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и чтит память преставления свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Сегодня, 25 марта/7 апреля мы вспоминаем писателя-зоолога Леонида Павловича Сабанеева, скончавшегося в 1898 году. Он родился 10 декабря 1844 г. в Ярославле, в семье инженер-полковника П.Н.Сабанеева. Учебу начал в Ярославском кадетском корпусе, а затем во 2-ом Кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, откуда вскоре перешел в ярославский Демидовский лицей. По окончании лицея поступил вольным слушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. После окончания университета Сабанеев по поручению Общества испытателей природы три года работал в экспедиции на Урале. В 1873 г. приступил к изданию журнала «Природа», с 1878 г. также издавал и редактировал журнал «Природа и охота», который имел большой успех в России. С 1888 по 1897 гг. Сабанеев редактировал «Охотничью газету». Шталмейстер императорского двора Л.П.Сабанеев приобрел известность как зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела. Он создал широко известный классический труд «Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье) наших пресноводных рыб». Леонид Павлович указывал в целом ряде своих сочинений, что наша охота и наша обильная фауна имеет большое значение для национального богатства. Ученый нашел возможным при содействии Имперского общества охоты сделать одновременную «перепись» охоте на всем пространстве России. Мысль эта была приведена в исполнение от имени Общества охоты. Выяснилось, что всюду количество промысловых и охотничьих животных заметно уменьшалось, и главными причинами этого повсюду были губительные способы ведения промыслов и размножение хищных животных, истребляющих полезную дичь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/07/de...

14 Урусов Сергей Николаевич (1816–1883) – выпускник Московского университета, юрист, тайный советник, сенатор, государственный секретарь, министр юстиции, служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Госсовете, Святейшем Синоде и был членом главного управления цензуры духовного ведомства. 15 Оболенский Александр Петрович (1780–1855) – князь, сенатор, московский почетный опекун, действительный тайный советник, судья московского совестного суда, управляющий Военно-сиротским училищем. 16 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860) – обер-прокурор Святейшего Синода, историк, археолог, первый исследователь Куликова поля, основатель Музея Куликовской битвы, сенатор, действительный тайный советник, писатель, поэт, благотворитель. 18 Константин Павлович (1779–1831) – Цесаревич и Великий Князь, второй сын Павла I и Марии Федоровны. На протяжении 16 дней, с 27 ноября по 13 декабря 1825 года, официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его императором и самодержцем Всероссийским Константином I, но он не царствовал и своего вступления на престол не признал; командующий войсками, расположенными в герцогстве Варшавском, главнокомандующий Польской армией, командир Литовского корпуса, депутат польского сейма от пригорода Варшавы-Праги, исполняющий обязанности наместника Польши. 19 Дребуш Александр Феодорович фон (1783–1855) – сенатор, статский советник, минский губернатор, лютеранин по вероисповеданию, участник битвы под Аустерлицем. 20 Полуденский Петр Семенович (1777–1852) – деятель Опекунского Совета, тайный советник, сенатор. 21 Бегичев Дмитрий Никитич (1786–1855) – писатель, попечитель московского дома трудолюбия, сенатор. 22 Протасов Александр Павлович (1790–1856) – сенатор, тайный советник, масон и мистик, член Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства, почетный член Московского Общества испытателей природы. 23 Масонство, франкмасонство (от франц. franc-maèon – вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

д. Зная отлично древнюю русскую историю, он, в виду того или другого современного события, живо и ясно припоминал что-либо сходное с этим событием из дровней истории, – и вот уже чрез это рисовался в его ум план интересной статьи или исследования, как это, например, было в 1865 году при чтении в Московском Успенском соборе манифеста о кончине Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича и о назначении наследником престола Великого Князя Александра Александровича (в Боге почившего Государя Императора), плодом чего была статья графа, тогда же напечатанная в Московских Ведомостях (от 22 апреля 1865 года), удостоившаяся внимания и благоволения Августейших Родителей почившего Цесаревича и перепечатанная во многих русских и иностранных повременных изданиях 151 . – При таких-то условиях и с такими-то природными задатками и свойствами выступил покойный граф Михаил Владимирович на служение указанному идеалу, в области учено-литературной. Еще в 1834 году, при окончании курса наук в университете будучи 22 лет от роду, он получил от университета серебряную медаль за сочинение по хирургии „De laesionibus, quae amputationem requirunt, пес non de varia perficiendi illam ratione» 152 . Затем, после практических занятий по медицине в Ново-Екатерининской с и по выдержанней устных испытаний на степень доктора 153 , граф в 1838 году напечатал и публично защитил диссертацию на степень доктора медицины, под заглавием: „De smrychnino» (Mosquae 1838. Pagg. 48). Но и быв удостоен высшей ученой степени, „высших почестей», как значилось в полученном им дипломе, звание врачебного и, по всегдашней, унаследованной от отца 154 , любви к ботанике 155 , в том же 1838 году еще напечатав одну статью естественно-научного характера, именно: „Наблюдения над временем цветения растений Московской флоры» 156 , граф Михаил Владимирович не увлекся новым своим положением и не установил себя на врачебном и естественно-научном поприще, а вскоре избрал совершенно иной путь общественного служения. Тогда же (с 1838 по 1841 год) избранный в члены Общества испытателей природы, Российского Общества любителей садоводства, Физико-Медицинского Общества и Общества сельского хозяйства, граф только в последнем Обществе и нисколько лет после (до 1857 года в качестве секретаря и затем до 1878 года в нештатной должности казначея) продолжал принимать более или менее деятельное учащие, да и то, с одной стороны, потому, что его удерживал в нем искренний друг его, добрейший, бескорыстный, неутомимый труженик, покойный С.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кипарисовый гроб был положен в дубовый, обложенный изнутри свинцовыми листами. 5 сент. 1877 г. над погребением Н. освящена придельная ц. во имя прп. Нила Столобенского. На гробнице Н. имелась надпись: «Здесь почиет архиепископ Нил,/Известно Богу - он праведно жил,/Трудился святителем под 40 лет,/Труд его знает ученейший свет./В град Ярославль, великий и славный,/Позвал владыку Бог вседержавный;/И долго владыка здесь Богу служил,/И здесь же владыка сном смертным почил...» ( Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. 436. Л. 79 об.). К 2018 г. захоронение Н. на территории совр. Ярославского гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, вероятно, сохранилось, однако точное место его погребения никак не обозначено. Н. являлся почетным членом КазДА (1844), Русского археологического об-ва (1852), Африканского ин-та в Париже (1853), Московского об-ва испытателей природы (1856), Казанского ун-та (1856), Русского географического об-ва (1857), С.-Петербургского ун-та (избран 27 янв. 1869). Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1835) и 1-й степени (апр. 1838), св. кн. Владимира 2-й степени большого креста (10 апр. 1842), панагией с драгоценными камнями (5 апр. 1847), орденом св. блгв. кн. Александра Невского (30 марта 1852), панагией, украшенной алмазами, за участие в коронации (26 авг. 1856), алмазным крестом для ношения на клобуке (5 мая 1858), бронзовым наперсным крестом в память о Крымской войне (1853-1856), золотой коронационной медалью, большой серебряной медалью в память воссоединения униатов с правосл. Церковью, большой серебряной медалью по случаю освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1858 г., серебряной медалью с изображением имп. Александра I по случаю восстановления памятника-часовни на Бородинском поле. Н. С. Лесков назвал Н. прототипом главного героя своего рассказа «На краю света» ( Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 89). Соч.: О бесноватых, упоминаемых в Евангелии//Некоторые упражнения студентов СПбДА 6-го учеб.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

13 июня 1850 года Угодно было Вашему сиятельству знать мое мнение о пользе предполагаемого общедоступного журнала естественных наук, и особенно можно ли надеяться, что он послужит «к улучшению материальной жизни народа» и «к утверждению в народе истинной нравственности и религиозности». Князь С. М. Голицын. В. А. Тропинин. 1820-е гг. ИАХМ «Новый Иерусалим» Не совсем удобно судить о сем, когда нет в виду программы предполагаемого журнала. Но если судить по известному состоянию и движению естественных наук, то представляемые ими познания далеки от того, чтобы служить «к улучшению материальной жизни народа». Нынешние испытатели природы большею частью занимаются открытием новых и описанием известных видов существ того или иного царства природы, не заботясь открывать в созданиях следы премудрости Божией. Из продолжаемого таким образом накопления материалов, не знаю, много ли приобретает истинная наука и жизнь народа. А когда естествоиспытатели касаются естественных произведений допотопного мира, тогда отрывочные сведения обыкновенно дополняют произвольными теориями, которые, входя в общенародную известность, ничего не могут произвести, как разве поколебать веру в Священные Предания о начале мира, потому что разногласия сих теорий с сими Преданиями легко бросаются в глаза, а о соглашении оных большая часть естествоиспытателей не заботится. Посему весьма сомнительно, чтобы журнал естественных наук послужил «к утверждению в народе истинной нравственности и религиозности». Впрочем, дело может быть и свыше надежды. Если журнал явится и покажет исполнение того, что обещает, то заслужит поощрения. […] 21 августа 1852 года Псалом поет: открый ко Господу путь твой.., и Той сотворит 67 . Но надобно уметь открыть ко Господу путь, и особенно исправлением путей нашей жизни. […] 3 февраля 1854 года Дошла и до нашего пустынножительства весть о новом посещении Божием 68 , которое вновь призывает Вас явить опыт веры, не колеблемой преходящим образом мира сего, и сыновнего послушания воле Отца Небесного. Надеюсь, что Ваш внутренний человек будет верен, тверд и мирен в сем испытании. Но молю Вас, помощью Божиею и силою преданности в волю Божию, удержать и Вашего внешнего человека от многого потрясения, и печаль умерить, и мир души сохранить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010