Если бы кто вздумал еще жаловаться, что много средств употреблено для одной цели, – множество больных, множество лет, множество ежегодных чудес Ангельских для одной мысли о Христе и крещении: на сие ответствую: цель сия довольно велика сама в себе, и важна для человечества, чтобы сделать неприметною всякую жалобу на расточение средств, употребленных для достижения сей цели. Если испытатели природы производят продолжительныя работы, устрояют многодельныя орудия, употребляют огромныя издержки, чтоб открыть или объяснить какую нибудь частную и подчиненную истину естественную: то конечно стоило труда устроить в Иерусалиме овчую купель с ея принадлежностями, как небольшую «модель» великой купели, в которой возрожден целый мир Христианский, – как удобовразумительнаго указателя высокой истины и непостижимаго таинства Христа Спасителя и Бога. Но довольно о Христианских таинствах, которыя лучше и достойнее чтутся смиренным молчанием веры, нежели возносящимся испытанием разума. Возвратимся просто из больницы Иерусалимской в больницу Московскую. С радостию, с чувством внутренняго убеждения мы можем воздать долг хвалы и благодарности Благочестивейшим Самодержцам нашим, которые как во всякой добродетели, и во всяком благотворении, так и в попечении о болящих величественно предшествуют народу своим примером. По них с благодарностию можем вспомнить и некоторых из подданных, которые в подвигах человеколюбия довольно близко последовали Царскому примеру. Можно насчитать в сем граде более пяти, не «притворов», а великолепных домов, которые представляют добродетель милосердия в делах тем лучше, что не выставляют ея в названиях. Отче милосердия! призирай выну на дела сии оком благодати; и да будут помиловани милующие; да будут, по непреложному обещанию, «блажени милостивии» ( Мф.5:7 ). Нет, правда, здесь оной купели, достаточной против всякаго недуга, и врачи здесь не Ангелы. Вразсуждении сего я могу только указать нашим плотоносным врачам на пример безплотнаго Иерусалимскаго врача, для их размышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Плотская мудрость упражняется во многих неполезных умствованиях и входит в некоторые тонкости, которые настоящую истину только затемняют. Но премудрость духовная философствует делами, а не словами. Она тогда считает, что решила труднейший вопрос, когда успокоит смущение нашей совести и покажет дорогу, выводящую нас из лабиринта страстей. Плотская мудрость не имеет твердого основания и колеблется, как тростник на ветру. Но духовная премудрость тверда и несомненна и бывает закреплена внутренним свидетельством совести, оправдана Духом Святым, ибо она пишется «не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3, 3 ) Плотская мудрость высокомерна и велеречива, но премудрость духовная смиренна и проста. Плотская мудрость имеет уста, но и духовная свои уста имеет: та – гремящие высокомерием, а эта проповедует истину кротчайшим словом Иисусовым. Плотская мудрость бывает надменна и презрительна, и это ее необманчивый признак. Но духовная премудрость кротка и человеколюбива. Плотская мудрость малодушна и лицемерна. Но такое ли действие духовная премудрость имела в своих христианах? Лицемерили ли они, когда их приводили к тиранам? Малодушествовали ли, когда им показывали острые мечи, разожженные огни, раскаленные сковороды, клокочущие оловом котлы, самых лютых зверей и прочие мучительные орудия, какие только человеческая злоба может выдумать? Устрашились ли они настолько, чтобы умолчать Истину, которая была запечатлена глубоко в их сердце? Они единодушно до небес возносили свой голос: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян. 4, 19 ). Судите, а нам и смерть – приобретение. Усмотрев такое различие между плотской и духовной мудростью, уже без сомнения можем заключить, насколько одна человеку полезна и необходима и насколько, напротив, другая суетна и вредна. Что пользы человеку, если он будет прилежным испытателем природы, искуснейшим наблюдателем небесных течений и высокопарным оратором, но при всем том не почерпнет живой воды богопознания из источников израилевых и не будет знать тех таин, которые показывают путь к вечному счастью? Тогда такой человек несчастней всех и вся мудрость его будет поглощена. И потому, что мир не познал природной премудростию Бога, прогневавшись. Он благоволил «юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1, 21 ). И как мы блаженны, что нам, верующим во Иисуса Христа, эта божественная мудрость всегда благовествуется в Евангелии, и ее наш дорогой Учитель обещает нам дать: «Я дам вам уста и премудрость» ( Лк. 21, 15 )! «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» ( Пс. 33, 6 ). Платон, митрополит Московский ( 105, 386–389 ). Ум без веры – лукав и бесплоден

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Исполком – Исполнительный комитет ИФЛИ – Институт философии, литературы и истории К-т – комитет Коминтерн – Коммунистический интернационал ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛИТО – Литературный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР М-рь – монастырь МАМЮ – Московский архив Министерства юстиции МАО – Московское археологическое общество МВД – Министерство внутренних дел МВЖК – Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье МВТУ – Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана МГАМИД – Московский Главный архив Министерства иностранных дел МГПИ – Московский государственный педагогический институт. В 1930–1941 – им. А.С. Бубнова; в 1941–1990 – им. В.И. Ленина; ныне Педагогический государственный университет им. В.И. Ленина МГУ – Московский государственный университет МДА – Московская духовная академия МИД – Министерство иностранных дел Мин-во – министерство Мин-во нар. просв. – Министерство народного просвещения МИФЛИ – Московский институт философии, литературы и истории МОПИ – Московское общество испытателей природы М.У. – Московский университет МУЗО – Музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения Наркомфин – Народный комиссариат финансов НИИ – Научно-исследовательский институт НКВД – Народный комиссариат внутренних дел Об-во – общество ОИДР – Общество истории и древностей российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОЛЕАЭ – Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии ОЛРС – Общество любителей российской словесности ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного Исторического музея ОР – Отдел рукописей ОРЯС АН – Отделение русского языка и словесности АН Политбюро – Политическое бюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР Прав-во – правительство примеч. – примечание ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСРЛ – Полное собрание русских летописей Рабфак – рабочий факультет РАИМК – Российская академия истории материальной культуры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

5 нояб. 1804 г. имп. Александром I Павловичем был утвержден 1-й Общий устав ун-та, предоставивший ему автономию; управлял ун-том совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся ученым советом и высшей инстанцией университетского суда. Первым выборным ректором стал Х. А. Чеботарёв, проф. истории и словесности. Вместо 3 фак-тов было образовано 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных, или медицинских, наук и словесных наук - и 28 кафедр вместо прежних 10. В 1803 г. П. Г. Демидов пожертвовал ун-ту 100 тыс. р., часть доходов с капитала была использована на организацию кафедры натуральной истории, получившей по уставу 1804 г. название Демидовской. В 1805 г. открыта глазная больница, в авг. того же года - Клинический ин-т, 7 янв. 1806 г.- Повивальный ин-т и родильный госпиталь. В 1807 г. кнг. Е. Р. Дашкова передала в дар ун-ту кабинет натуральной истории и др. редкостей, экспонаты к-рого она собирала более 30 лет при участии августейших персон иностранных гос-в. В 1804 г. при ун-те было открыто Об-во истории и древностей российских, а также Об-во соревнования медицинских и физических наук (с 1845 Физико-медицинское об-во) и созданное Г. И. Фишером фон Вальдгеймом Московское об-во испытателей природы (МОИП). В 1811 г. учреждены Об-во математиков и Об-во любителей российской словесности, их почетными членами были И. В. Гёте , А. фон Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Б. Ламарк. К 1812 г. в ун-те было 215 студентов. Перед занятием Москвы франц. войсками ректор И. А. Гейм с профессорами выехал в Н. Новгород, куда перевезли наиболее ценные предметы из б-ки и музеев, а также сосуды, крест и Евангелие из университетской церкви. Удалось спасти лишь небольшую часть экспонатов из коллекций ун-та. Сгорели архив, б-ки профессоров, погибла коллекция рус. древностей, состоявшая из рукописей, старопечатных книг и монет. Ун-т остался без здания для занятий и без домовой церкви. Восстановление пострадавшего в огне корпуса началось в 1817 г. В том же году попечитель ун-та кн. А. П. Оболенский обратился к викарию Московской епархии архиеп. Августину (Виноградскому) с просьбой отдать под домовый храм вмч. Георгия на Красной Горке. В сент. 1817 г. под университетскую церковь был отдан только верхний придел во имя арх. Михаила, к-рый переосвятили во имя мц. Татианы и перенесли в него спасенную утварь из прежней Татианинской ц. Университетский храм располагался здесь до 1837 г.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби» . Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов» , то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, — такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним» . После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой... но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои» . Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37–38). И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10–12, 18–19, 23–24).

http://pravoslavie.ru/70247.html

14 Урусов Сергей Николаевич (1816–1883) – выпускник Московского университета, юрист, тайный советник, сенатор, государственный секретарь, министр юстиции, служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Госсовете, Святейшем Синоде и был членом главного управления цензуры духовного ведомства. 15 Оболенский Александр Петрович (1780–1855) – князь, сенатор, московский почетный опекун, действительный тайный советник, судья московского совестного суда, управляющий Военно-сиротским училищем. 16 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860) – обер-прокурор Святейшего Синода, историк, археолог, первый исследователь Куликова поля, основатель Музея Куликовской битвы, сенатор, действительный тайный советник, писатель, поэт, благотворитель. 18 Константин Павлович (1779–1831) – Цесаревич и Великий Князь, второй сын Павла I и Марии Федоровны. На протяжении 16 дней, с 27 ноября по 13 декабря 1825 года, официальные учреждения в Петербурге и Москве под присягой признавали его императором и самодержцем Всероссийским Константином I, но он не царствовал и своего вступления на престол не признал; командующий войсками, расположенными в герцогстве Варшавском, главнокомандующий Польской армией, командир Литовского корпуса, депутат польского сейма от пригорода Варшавы-Праги, исполняющий обязанности наместника Польши. 19 Дребуш Александр Феодорович фон (1783–1855) – сенатор, статский советник, минский губернатор, лютеранин по вероисповеданию, участник битвы под Аустерлицем. 20 Полуденский Петр Семенович (1777–1852) – деятель Опекунского Совета, тайный советник, сенатор. 21 Бегичев Дмитрий Никитич (1786–1855) – писатель, попечитель московского дома трудолюбия, сенатор. 22 Протасов Александр Павлович (1790–1856) – сенатор, тайный советник, масон и мистик, член Императорского Московского Общества Сельского Хозяйства, почетный член Московского Общества испытателей природы. 23 Масонство, франкмасонство (от франц. franc-maèon – вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникшее в начале XVIII века в Англии и распространившееся затем во Франции, Германии, Испании, России, Дании, Швеции, Индии, США и других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти поэта Жемчужникова Сегодня мы также вспоминаем летчика В.Г.Козенкова и милиционера В.М.Адамишина 07.04.2024 54 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и чтит память преставления свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Сегодня, 25 марта/7 апреля мы вспоминаем писателя-зоолога Леонида Павловича Сабанеева, скончавшегося в 1898 году. Он родился 10 декабря 1844 г. в Ярославле, в семье инженер-полковника П.Н.Сабанеева. Учебу начал в Ярославском кадетском корпусе, а затем во 2-ом Кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, откуда вскоре перешел в ярославский Демидовский лицей. По окончании лицея поступил вольным слушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. После окончания университета Сабанеев по поручению Общества испытателей природы три года работал в экспедиции на Урале. В 1873 г. приступил к изданию журнала «Природа», с 1878 г. также издавал и редактировал журнал «Природа и охота», который имел большой успех в России. С 1888 по 1897 гг. Сабанеев редактировал «Охотничью газету». Шталмейстер императорского двора Л.П.Сабанеев приобрел известность как зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела. Он создал широко известный классический труд «Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье) наших пресноводных рыб». Леонид Павлович указывал в целом ряде своих сочинений, что наша охота и наша обильная фауна имеет большое значение для национального богатства. Ученый нашел возможным при содействии Имперского общества охоты сделать одновременную «перепись» охоте на всем пространстве России. Мысль эта была приведена в исполнение от имени Общества охоты. Выяснилось, что всюду количество промысловых и охотничьих животных заметно уменьшалось, и главными причинами этого повсюду были губительные способы ведения промыслов и размножение хищных животных, истребляющих полезную дичь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/07/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (19.05.1792, г. Елец Орловского наместничества (Киев ?) - 16.04.1832, Москва), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН (1825). Биография Род. в семье дворянина, надворного советника и полкового лекаря хорватского происхождения Ф. Д. Калайдовича, с 1777 г. жившего в Ельце (согласно надписи на надгробном памятнике К., ученый род. в Киеве - Новые сведения о К. Ф. Калайдовиче//Библиогр. зап. 1892. 5. С. 353-354). К. учился в Елецком народном уч-ще и в Киево-Могилянской академии. В нач. XIX в. семья переехала в Москву, Ф. Д. Калайдович получил место лекаря при Московском университетском благородном пансионе. С 1799 по июль 1807 г. К. «на своем коште» учился в гимназии Московского ун-та, в 1807 г. поступил в Московский ун-т, к-рый окончил в 1810 г. со званием кандидата словесных наук. Интерес к естественным наукам, ботанике, минералогии (в 1810 К. был принят в имп. Московское об-во испытателей природы) сочетался у юноши с увлечением археологией, нумизматикой и лит. творчеством. В 1810-1812 гг. К. преподавал российскую историю и географию в гимназии Московского ун-та (без жалованья), тем же предметам обучал в университетском благородном пансионе. Тогда же начались занятия К. историей и археографией. 19 сент. 1811 г. 19-летнего К. приняли в действительные члены имп. московского Общества истории и древностей российских (ОИДР), в нояб. того же года Об-во одобрило предложенное К. издание памятников древнерус. письменности под общим названием «Русские достопамятности», поручив ему редактирование (прервано в 1812). 14 нояб. 1811 г. К. был избран в члены-сотрудники Общества любителей российской словесности . С 1811 г. ученый публиковал статьи в «Вестнике Европы», «Сыне Отечества», в «Трудах Общества любителей российской словесности». В июле 1812 г. К. с одобрения Н. М. Карамзина вступил в Московское ополчение («Ополчение московской военной силы»).

http://pravenc.ru/text/1319911.html

«И здесь-то (говорить Иннокентий) св. Антоний 458 является величайшим, если угодно так назвать, испытателем с одной стороны веры христианской и её св. Таинств, с другой – природы человеческой и её восприемлемости, – таким испытателем, подобного коему напрасно мы стали бы искать между мудрецами и естествоиспытателями, коих выставляет нам наука. Это видно из способа, который употреблен им для своей цели. Ибо в чем состоял сей способ? В том, на что мудрость обыкновенная не любит решаться, – в приложении к своей душе и жизни правил Евангелия в самой высшей их чистоте и строгости, – в осуществлении на деле со всей точностью требуемого христианством от того, иже хощет совершен быти. Чтобы убедиться в этом, следует познакомиться с жизнью св. Антония. Там увидят, правильно-ли мы говорим, когда усвояем св. Антонию чрезвычайные опыты и открытия в природе человеческой, опыты, совершенные не в видах какой-либо науки, а по любви к Богу и для спасения души своей, коим тем паче должна дорожить истинная наука. – Что касается до нас, то мы откровенно признаемся, что если научились знать сколько-нибудь природу человеческую в чистом её виде и не увлекаться разными поверхностными суждениями о ней, коих, как известно, такое множество и в школе и вне её, то сим обязаны мы не столько ученым книгам и рассуждениям, сколько святым опытам и необыкновенным деяниям таких святых мужей, каким был Антоний Великий . ...Не будем, подобно малым детям, увлекаться суетными видами величия мирского, большей частью нечистого и греховного; устремимся к приобретению не одних мертвых познаний, кои подают нам науки, но и того живого ведения, которое достойным преподает сам Дух Святый; а для сего смирим свой гордый по природе ум и подчиним его водительству святой веры. Ибо не напрасно сказано, что тайны царствия Божия утаены от премудрых и разумных, т. е., от тех, кои сами мнят себя видеть таковыми, и открываются младенцам ( Мф.11:25 ) 459 . ...Чтобы расположить к участию в молитве Апостола: «Не престаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых? ( Еф.1:16–18 ) даже и тех, кои почему-либо доселе не обращали на нее внимания, рассмотрим сущность её подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О достоинствах и свойствах этих произведений мы не можем сделать лучшего отзыва, нежели тот, который сделал о них в 1888 году в Бозе почивший преосвященный Алексий, архиепископ Литовский (в мире А.Ф. Лавров, † 1890), хорошо знавший и графа и его сочинения: «Все ваши литературные труды, – писал он ему в Ростове по случаю его юбилея, – посвящены русской истории и по преимуществу истории церковной и археологии. Художественность и ясность изложения, благородный и изящный язык, всесторонность исследования дают Вашим трудам место наряду с самыми лучшими церковно-историческими трудами нашего времени, каковы труды в Бозе почившего митрополита Макария, с которыми Ваши труды имеют замечательную близость по ясности изложения, благородству языка и основательности исследования. Ваши труды читаются с необыкновенной приятностью и приносят великую пользу» 460 . Действительно, хотя при многочисленности учено-литературных произведений графа, при поспешности в заготовлении некоторых из них, автору трудно было избежать некоторых незначительных исторических и археологических промахов, хронологических неточностей и под., повторений сказанного другими и даже самим автором —470— в разное время 461 : однако при своих несомненно высоких достоинствах вообще, научных и литературных, они, во всей их совокупности, представляют собой богатый и дорогой вклад в нашу отечественную литературу. Заслуга автора их для науки, Отечества и Церкви бесспорна и очень велика. Не без основания потому различные ученые общества и учреждения издавна спешили избрать графа Михаила Владимировича в свои действительные и почетные члены. Прежде всех (еще в 1838 году) избрало его в свои члены Общество испытателей природы и Русское Общество любителей садоводства, также Физико-медицинское общество и Общество сельского хозяйства (в 1841 г.); за тем (в 1847 г.) Московское Общество истории и древностей Российских. Далее, он избран был и состоял действительным и почетным членом Императорского Русского Археологического Общества, Императорского Московского Археологического Общества (с 1869 года), Московского Общества любителей духовного просвещения, Ростовского музея древностей и т.д., наконец, почетным членом Киевской (с 1869 г.) и Московской (с 1885 г.) духовных академий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010