— Какие проблемы для Управления делами являются сегодня самыми насущными? На что брошены основные силы вверенного Вам синодального учреждения? Сколько сотрудников у Вас в подчинении? Намерены ли Вы изменить формат работы Управления, добавить новые направления деятельности? — В Управление делами стекается большое количество писем представителей епархий, государственных структур и светских организаций, мирян. Летом этого года в Московской Патриархии была принята новая система делопроизводства, ускорившая процесс качественной обработки поступающей корреспонденции. Поскольку мы не успели набрать полный штат, то состав специалистов, на плечи которых ложится основной труд по анализу епархиальной жизни, пока ограничен, и это несколько замедляет нашу работу. Однако, несмотря на это, ни одно поступившее письмо не остается неизученным. За полгода нами были сформированы некоторые предложения относительно изменения структуры Управления делами. Но мне не хотелось бы говорить о них прежде времени. Для начала мы изучим динамику работы нашего синодального учреждения, а затем, может быть, станем уже что-либо менять в своей деятельности. — Можно ли вас сопоставить с Управлением делами Президента РФ? Есть ли какие-то аналогичные вопросы, которые Вам приходится решать в церковной сфере? Существует ли между Вашим и президентским управлениями взаимодействие, налажен ли диалог? — Управление делами главы российского государства скорее аналогично деятельности Административного секретариата и отчасти — Финансово-хозяйственного управления Русской Церкви. Наша же деятельность более сопоставима с работой Администрации Президента — органа, создающего условия для реализации президентом его конституционных полномочий. Вот и мы по поручению Патриарха рассылаем, контролируем исполнение циркулярных писем, указов, распоряжений, резолюций Его Святейшества и представляем ему соответствующие доклады. Как я уже говорил, Управление делами, анализируя происходящие в епархиях процессы, готовит для Патриарха подробные отчеты, но и здесь полную аналогию провести невозможно. Если работа Администрации Президента покрывает все области государственной деятельности, то Управление делами Московской Патриархии, взаимодействуя с епархиальными управлениями, изучает развитие внутренней церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/145496.htm...

– проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Подворья, сохранности и учета принадлежащего Подворью имущества. 8.4. Ревизионная комиссия подотчетна Епархиальному архиерею. Акты проверок подписываются всеми членами ревизионной комиссии и представляются председателем ревизионной комиссии на рассмотрение и утверждение Епархиальному архиерею. Епархиальный архиерей в случае необходимости принимает решение о предъявлении соответствующего судебного иска, направленного на защиту имущественных прав и интересов Подворья. 8.5. В ходе проверок ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Подворья необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Подворья. 8.6. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Подворья и созданных Подворьем юридических лиц принадлежит также Епархиальному архиерею. IX. Имущество и средства Подворья 9.1. Средства Подворья образуются из: – пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний; – пожертвований в связи с распространением предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в том числе, книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет); – иных пожертвований граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований; – поступлений в связи с реализацией предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы; – доходов, полученных от деятельности учрежденных Подворьем юридических лиц, направляемых на уставные цели Подворья; – иных не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, направляемых на уставные цели Подворья, в том числе доходов по акциям, иным ценным бумагам и банковским вкладам. Доходы от предпринимательской деятельности Подворья направляются на реализацию целей и задач деятельности Подворья, предусмотренных настоящим Уставом. 9.2. В случае недостатка средств Подворья на строительство, реставрацию или ремонт храма представители Подворья могут осуществлять сбор пожертвований на данные нужды Подворья за пределами принадлежащего Подворью земельного участка на основании выданных Подворьем доверенностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В 70-й статье устава духовных консисторий говорится, что рукоположение в священный сан есть дело, принадлежащее непосредственному рассмотрению и решению епархиального архиерея, который удостоверяется в достоинстве ищущего посвящения и, по рукоположении, снабжает его грамотой. Правильнее было бы сказать, что в существующей церковной практике не только рукоположение, как акт сакраментальный, но и определение на духовную должность, как акт юридический, есть дело, подлежащее непосредственному рассмотрению и решению епархиального архиерея, или, говоря языком западного канонического права, духовные должности замещаются в силу свободной епископской колляции. В настоящее время de jure не существует – ни приходских выборов, не только практиковавшихся в древней Руси в обширных размерах, но и переходивших даже в наем священно- и церковно-служителей на известный срок, с совершенным почти устранением епархиального архиерея от замещения духовных должностей в приходах 1059 , – ни прав патронатских, которые в неразвитом виде существовали и в московском государстве, в более развитом, хотя и довольно беспорядочном, виде в юго-западной Русо, благодаря ее непосредственному соседству и знакомству с западно-католическим церковным строем 1060 . Но само собой разумеется, что если de ju­re епархиальный архиерей действует в замещении духовных должностей независимо от постороннего влияния, то de facto он весьма часто ставится в необходимость внимать разным ходатайствам не только основательным, каковыми могли бы быть ходатайства лиц, действительно оказавших или оказывающих услуги известному церковному учреждению, но и не имеющим в своей основе ни одного из тех обстоятельств, из которых возникает западно-католический патронат. Принятие целесообразных мер к определению на духовные должности лиц достойных началось у нас довольно рано. Так еще в правиле митрополита Кирилла II 1274 г. требовалось, чтобы за достоинство кандидата поручились кроме отца духовного «семь попов иных с прочими добрыми свидетели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В первую очередь введение в научный оборот пусть и небольшой части церковных документов может сослужить добрую службу Русской Православной Церкви, во всем многообразии задач, стоящих сегодня перед нею. Опыт минувших поколений, архиереев, руководивших кафедрами далеко в не самое благоприятное для Церкви время, может быть полезен сегодняшнему поколению молодых епископов, священнослужителей и церковнослужителей. А при грамотном историческом анализе документов можно найти ответы и на многие вопросы, которые встанут перед Церковью в ближайшем будущем. История, как известно, носит цикличный характер, события повторяются, пусть и меняются обстоятельства восприятия того или иного исторического факта. Исследователю совсем не обязательно работать с документами личного содержания; скорее наоборот, особую важность представляют документы общецерковного характера. При таком условии маловероятно, что личность какого-то известного архиерея или его поступки, направленные на дело сохранения позиции Церкви в Советском государстве, станут поводом к его осуждению современными церковными кругами. Кроме официальных архивных фондов Московской Патриархии и иных Синодальных структур Русской Православной Церкви имеются и другие архивы иных церковных организаций, как то: духовных школ Русской Православной Церкви, архивы монастырей и епархиальных управлений. К сожалению, ситуация, сложившаяся с этими архивами, ещё более сложная. Архивы духовных школ Московского Патриархата могли бы многое поведать о возрождении духовных семинарий и академий в СССР, об утверждении программ, о первых слушателях, преподавателях, перспективах развития духовных заведений. Но как таковых архивов духовных школ нет. Чаще всего имеется некоторое помещение, где в хаотическом порядке сложены личные дела студентов и преподавателей. Не лучше дело обстоит и с епархиальными архивами. Так как штат епархиального управления ограничен, архивариус не выделяется в отдельную штатную единицу. Архивом занимается секретарь епархиального управления, а чаще всего делопроизводитель, который не в состоянии вести текущее делопроизводство епархиального управления и параллельно заниматься архивной работой, связанной с описью архивных дел, составлением указателей и иной работой, крайне необходимой для сохранения документов, отражающих функционирование епархии и работы архиерея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Архив Пн Решением Священного Синода образованы новые митрополии и епархии Русской Православной Церкви 27 июля 2012 г. 12:30 26 июля 2012 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод принял ряд решений об открытии новых митрополий и епархий Русской Православной Церкви. Рассмотрев ( журнал 61 ) рапорт архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла с предложением образовать новые епархии в Ульяновской области, Синод принял решение: 1. Образовать в административных границах Базарносызганского, Барышского, Инзенского, Николаевского, Павловского, Радищевского, Старокулаткинского районов Ульяновской области, — Барышскую епархию, выделив ее из состава Симбирской епархии . 2. Епархиальному архиерею Барышской епархии иметь титул «Барышский и Инзенский». 3. Епископом Барышским и Инзенским избрать игумена Филарета (Конькова), клирика Симбирской епархии. 4. Образовать в административных границах Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Теренгульского, Чердаклинского районов Ульяновской области, — Мелекесскую епархию, выделив ее из состава Симбирской епархии, с кафедральным центром в городе Димитровград, именовавшемся до 1972 года «Мелекесс». 5. Епархиальному архиерею Мелекесской епархии иметь титул «Мелекесский и Чердаклинский». 6. Епархиальному архиерею Симбирской епархии иметь титул «Симбирский и Новоспасский». 7. Временное управление Мелекесской епархией поручить Преосвященному Симбирскому и Новоспасскому Проклу. 8. Образовать в пределах Симбирской области Симбирскую митрополию, включающую в себя Симбирскую, Барышскую и Мелекесскую епархии. 9. Главой Симбирской митрополии назначить Преосвященного Симбирского и Новоспасского Прокла. Рассмотрев (журнал 62) рапорт архиепископа Курского и Рыльского Германа с предложением образовать новые епархии в Курской области, Синод принял решение: 1. Образовать в административных границах Дмитриевского, Железногорского, Конышевского, Льговского, Фатежского и Хомутовского районов Курской области, — Железногорскую епархию, выделив ее из состава Курской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/2369174.ht...

Кандидатуры членов Попечительской комиссии утверждаются Епархиальным архиереем в составе: Член Попечительской комиссии вправе ходатайствовать перед Епархиальным архиереем о досрочном прекращении своих полномочий, которые прекращаются по решению Епархиального архиерея. 4.2. Попечительская комиссия в соответствии с «Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей» и настоящим Положением: 4.3. Председатель Попечительской комиссии: 4.4. Попечительская комиссия ежегодно отчитывается о своей деятельности перед Епархиальным Советом. 4.5. Члены Попечительской комиссии вправе: 4.6. Председатель Епархиальной попечительской комиссии назначается Епархиальным архиереем из числа ее членов сроком на три года. Досрочное прекращение полномочий Председателя Епархиальной попечительской комиссии осуществляется по решению Епархиального архиерея. 4.7. Заседания Епархиальной попечительской комиссии правомочны при кворуме более половины ее членов. Епархиальная попечительская комиссия принимает решения простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании. 4.8. Епархиальная попечительская комиссия осуществляет свою деятельность безвозмездно. 4.9. Епархиальная попечительская комиссия принимает решения о предоставлении помощи из средств Епархиальной кассы взаимопомощи лишь при наличии средств и в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 5. Средства Кассы 5.1. Средства Кассы составляются из: 5.2. Порядок формирования средств Кассы определяется Епархиальным архиереем. 5.3. Средства Кассы являются целевыми и используются исключительно на цели, предусмотренные настоящим Положением. 5.4. Средства Кассы хранятся в соответствии с п. 1.2. на счете Епархии (субсчете). 5.5. Бухгалтерский учет и отчетность средств Кассы осуществляет бухгалтерия Епархии. 6. Ликвидация Кассы 6.1. Ликвидация Кассы взаимопомощи производится по решению Епархиального архиерея, с информированием Управления делами Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3479318.ht...

В случае, если дело не подлежит ведению епархиального суда данной епархии, епархиальный архиерей сообщает сведения о церковном правонарушении епархиальному архиерею той епархии, в юрисдикции которого находится обвиняемое лицо. 2. Общецерковный суд первой инстанции принимает дело к рассмотрению на основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода. Дело передается в Общецерковный суд первой инстанции при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о совершенном церковном правонарушении, полученное из иных источников. Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод определяют сроки рассмотрения дела в Общецерковном суде первой инстанции. Продление данных сроков осуществляется Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом по мотивированному ходатайству председателя Общецерковного суда. В случае обвинения лица, подсудного Общецерковному суду первой инстанции, в совершении особо тяжкого церковного правонарушения, влекущего за собой каноническое прещение в виде извержения из сана или отлучения от Церкви, Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод вправе до принятия Общецерковным судом первой инстанции соответствующего решения временно освободить обвиняемое лицо от должности или временно запретить в священнослужении. В случае, если дело, поступившее в Общецерковный суд, подлежит ведению епархиального суда секретарь Общецерковного суда сообщает сведения о церковном правонарушении епархиальному архиерею той епархии, в юрисдикции которого находится обвиняемое лицо. Статья 34. Подача заявления о церковном правонарушении. 1. Заявление о церковном правонарушении, подлежащее рассмотрению епархиальным судом, должно быть подписано и подано членом или каноническим подразделением Русской Православной Церкви на имя епархиального архиерея той епархии, в юрисдикции которой находится обвиняемое лицо. Заявление о церковном правонарушении, подлежащее рассмотрению епархиальным судом, подается (либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) в епархиальное управление.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

На стоглавом соборе правительство, в сознании важности положения и обязанностей бояр в сфере архиерейского управления, прямо и решительно высказало стремление подчинить архиерейских бояр своему контролю, потребовало от архиереев, чтобы они сносились с ним при выборе своих бояр и при их увольнении от занимаемой ими должности, при чем царь, конечно, всегда удерживал за собою право утверждать или не утверждать выбор и увольнение известного архиерейского боярина, или на место уволенного лица назначить собственного чиновника. Последнее уже несомненно существовало во времена патриаршества, когда цари решительно присвоили себе право назначать патриархам в бояре своих собственных чиновников, которые, председательствуя в патриарших приказах и удерживая таким образом в своих руках патриаршее епархиальное управление, в тоже время не переставали быть царскими чиновниками. Очевидно, что московское правительство воспользовалось архиерейскими боярами для того, чтобы иметь постоянное влияние на все архиерейское управление и даже контролировать его. Боярин назначался к архиерею царем из его чиновников и им же увольнялся от должности; следовательно, находясь на службе у архиерея, боярин, в тоже время, всегда считал своим начальником не архиерея, а царя, он зависел во всем от последнего, а не от архиерея, потому, естественно, во всей своей деятельности имел более в виду угодить светскому правительству, а не духовному. При столкновении интересов государственных и церковных, он конечно всегда охотнее жертвовал последними в пользу первых. Очень вероятно, что вступая в должность архиерейского боярина, царский чиновник получал, конечно не гласно, от светской высшей власти инструкции для своей деятельности, указания, как он должен вести себя относительно архиерея, как должен поступать в тех или других случаях, и после давал отчет государю о всей своей деятельности, о таком или ином положении всех епархиальных дел, так что все епархиальное архиерейское управление, в существе, дела находилось под постоянным контролем светской власти и без ее одобрения или неодобрения не могло сделать ни одного самостоятельного шага.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Синодальный отдел по тюремному служению и УФСИН России по Московской области провели семинар в Коломенской духовной семинарии 19 декабря 2015 г. 19:11 16-17 декабря 2015 года в рамках XIII Московских областных Рождественских образовательных чтений в Коломенской духовной семинарии прошел обучающий семинар «Особенности совместной деятельности духовенства и работников уголовно-исполнительной системы в сфере исправления, ресоциализации и духовно-нравственного просвещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России». Инициатором проведения мероприятия выступил Синодальный отдел по тюремному служению . Семинар стал пилотным проектом, его реализация позволит в ближайшие несколько лет разработать методические материалы, в которые войдут технологии и программы по социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в местах принудительного содержания, а также освободившихся из них. Семинар был организован совместно Синодальным отделом по тюремному служению, Отделом по тюремному служению Московской областной епархии и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области. Торжественное открытие состоялось 16 декабря в актовом зале Коломенской духовной семинарии. На открытии присутствовали: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , начальник Управления ФСИН России по Московской области, полковник внутренней службы А.Н. Тихомиров, благочинные Московской епархии, начальники и сотрудники подразделений УФСИН России по Московской области, члены епархиального отдела по тюремному служению, преподаватели Рязанской Академии права и Управления ФСИН России. С приветственным словом и докладом о тюремном служении в Московской епархии выступил митрополит Ювеналий. «Следует приложить все возможные усилия для духовного перевоспитания осужденных. В этом существенна роль тех священнослужителей, которые имеют к ним доступ. И здесь крайне важно взаимодействие между священнослужителями и их помощниками с одной стороны, и теми, кого Библия называет «темничными стражами». Необходимо развивать дальнейшее взаимодействие между уголовно-исполнительной системой и Русской Православной Церковью, искать новые формы сотрудничества», — отметил в своем слове владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/4299568.ht...

В 1877 г. Высокопреосвященный Иоанникий назначен был экзархом Грузии и членом Св. Синода. В новом крае были новые задачи; но и здесь нашла себе более чем где-либо место и применение та благодетельная система архипастыря, которая так много осчастливила Саратовскую и Нижегородскую кафедры. Бедность и нужда духовенства в Иверии архипастырем усмотрена гнетущая; а с ней царила страшная тьма и необразованность среди духовенства, особенно же в женской половине сословия. Новый экзарх самое живое участие принял в улучшении материального и воспитательного положения семинарии и немедленно приступил к учреждению епархиального женского училища. Всё своё жалование, за время служения в Грузии (4½ года), Высокопреосвященный Иоанникий жертвовал на нужды духовного образования детей грузинского духовенства (около 30 т. р.). Много экзархом Иоанникием сделано для распространения православия и просвещения среди туземцев и для улучшения церковных порядков. В истории грузинского экзархата время управления высокопреосвященным Иоанникием считается «светлой, благодетельной эпохой». 27 июня 1882 г. высокопреосвященный юбиляр возведён был в сан митрополита древлепрестольной Москвы и здесь явил себя достойнейшим преемником великих святителей Московских. Московской кафедре высокопреосвященный юбиляр также оставил неизгладимые следы своего мудрого, твёрдого, справедливого управления и создал памятники, которые сделали имя его и здесь незабвенным. Сюда нужно отнести учреждение и устройство второго женского епархиального училища, на которое пожертвовано архипастырем 10 т. руб., учреждение 10 стипендий при Филаретовском училище, а главное устройство общежитий при вифанской и московской семинариях и Перервенском училище, с изысканием средств для безмездного содержания всех воспитанников. Этим сделано духовенству епархии такое великое благодеяние, подобного которому доселе нигде не находится в летописях и в жизни духовно-учебных заведений других епархий. Подвиг этот поражает всех своей небывалостью и оказал московскому духовенству пособие, равняющееся не менее половины его годовых доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010