В московском Новодевичьем монастыре совершена лития по графу А.С. Уварову — основателю Исторического музея 3 июня 2008 г. 10:31 Поминальная служба на восстановленном месте захоронения основателя Исторического музея графа А.С. Уварова в Новодевичьем монастыре состоялась 2 июня. Архиепископ Можайский Григорий совершил литию в памятный для Государственного Исторического музея (ГИМ) день — 125 лет назад музей был построен и, после освящения его митрополитом Московским Иоанникием, принял своих первых посетителей. К этой знаменательной дате были приурочены памятные мероприятия в Новодевичьем монастыре у надгробия графа Алексея Сергеевича Уварова (1828-1884) — видного ученого, археолога, общественного деятеля, сыгравшего решающую роль в основании и открытии Российского Исторического музея. После кончины А.С. Уварова над его могилой был сооружен мраморный мавзолей, разрушенный в 20-30-е гг. ХХ века. Стараниями Государственного Исторического музея к 125-летнему юбилею надгробие было приведено в порядок, на оставшемся фундаменте возведен гранитный постамент с распятием и плита с именем графа, благоустроена окружающая территория. Открывая церемонию, директор ГИМ Александр Шкурко сказал: «В этот день мы решили принести дань уважения графу А.С. Уварову — фактически первому директору нашего музея, заслуги которого в его создании трудно переоценить». Выступавший отметил, что церемония проводится 2 июня — в день церковного поминовения святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя графа Уварова, «и это тоже во славу этого замечательного человека». Заместитель директора ГИМ Владимир Егоров напомнил основные вехи биографии А.С. Уварова, отец которого, будучи министром народного просвещения при Николае I, стал «автором единственной существующей в нашей истории национальной идеи» («Самодержавие, Православие, народность» — Ред. ). В. Егоров отметил особые заслуги А.С. Уварова в развитии отечественной археологии: так, в окрестностях Суздаля молодой ученый раскопал за два сезона более 7 тыс. курганов, и, хотя качество этих раскопок вызывает справедливую критику, «этот рекорд не был никем побит». Безусловной заслугой графа Уварова считается обретение места захоронения князя Дмитрия Пожарского у стен Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где было восстановлено его надгробие — разрушенное в советские годы и вновь восстанавливаемое в наши дни.

http://patriarchia.ru/db/text/415537.htm...

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. 25 апреля 2012 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

http://patriarchia.ru/db/text/2241507.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Новодевичий монастырь в Москве ждет масштабная реставрация 28.05.2014 Московский Новодевичий монастырь - один из самых известных архитектурных памятников столицы, где к тому же возрождена монастырская жизнь, - впервые за свою историю подвергнется масштабной реставрации, сообщает сайт Московской патриархии. Ее должны закончить за десять лет - к 500-летнему юбилею обители. " Масштабных работ Новодевичий монастырь не видел на протяжении всей своей истории, поэтому, несмотря на то что здания архитектурного комплекса относительно сохранны, ансамблю, несомненно, требуется полномасштабная научная реставрация " , - сказал патриарший наместник Московской епархии митрополит Ювеналий в интервью " Журналу Московской патриархии " . Он напомнил, что в марте президент России дал поручение председателю правительства " принять комплекс мер по воссозданию исторического облика Новодевичьего монастыря " , что " является признанием государством необходимости полномасштабной научной реставрации уникального древнего памятника, замены его ветхих внешних и наружных инженерных сетей и утверждения охранной зоны " . По словам управляющего Московской епархией, " как о сроках работ, так и об объемах совокупного финансирования говорить пока рано: существуют лишь предварительные смета и концепция " . Вместе с тем восстановление ансамбля Новодевичьего монастыря " будет приурочено к его 500-летию и реализовываться посредством включения в федеральную целевую программу " Культура России (2012-2018 годы) " . Митрополит Ювеналий также рассказал, что после передачи монастыря Церкви здесь был учрежден Церковный музей Московской епархии, " сохраняя опыт прежних лет, он стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность " . " После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений.

http://drevo-info.ru/news/17193.html

Из праотцев принято было изображать следующих, каковые встречаются и в издаваемом мною иконостасе: Адама, Сифа, Еноха, Ноя, Симеона, Иуду, Завулона, Иосифа, Авеля, Авраама, Иакова, Рувима, Левия, Исаака, Неофалима и Вениамина. В главном иконостасе Московского Успенского собора встречаем еще следующие изображения праотцев: Асира, Дана, Гада и Иссахара. В соборном храме Высоцкого монастыря встречаем, между прочими, и изображения: Евы, Сима, Иова и Лота. В XVII веке, во второй его половине, в наши иконостасы прибавлял­ся иногда еще новый шестой пояс с иконами, изображающими страсти или страдания Спасителя. Изображения эти копировались с западных печатных оригиналов, например, с библии Пискатора 84 , каковые оригиналы не отличались достоинством рисунка, и потому копии с них, несмотря на то, что выполнялись лучшими иконописцами того времени, не могли быть лучше оригиналов, обладая при этом всеми их не­ совершенствами. При устройстве или возобновлении иконостасов во второй половине XVII века новый пояс этот занял место первоначально непосредственно над местными иконами. Это мы видим, например, на помещаемом при сем рисунке 29), изображающем иконостас церкви села Тайнинского, близ Москвы. Тоже находим мы и в иконостасе трапезной Успенской церкви Московского Новодевичьего монастыря. При настоящем тексте помещается рисунок 30), изображающей икону овальной формы из иконостаса вышеуказанной церкви Новодевичьего монастыря (устроенной в 1687 г. 85 ). Иконы эти писаны иконописцем греком Апостолом Юрьевым и отличаются от икон подобного сюжета издаваемого иконостаса своим достоинством, доказывающим что иконописец этот обладал лучшею техникой и более основательным знанием западных оригиналов, так что его рисунки более умело выполнены, чем иконы подобного сюжета издаваемого иконостаса, фототипические снимки с которых помещаются ниже, a тем более подобных же икон иконостаса церкви села Тайнинского, хотя как те, так и другие, очевидно, писаны тоже царскими иконописцами. Иконостас церкви села Тайнинского, близ Москвы

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в Митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Ныне же согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь станет доступной для поклонения православных. Нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен, то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая».

http://drevo-info.ru/news/6091.html

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию по случаю 800-летия Александра Невского. Освящение колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга 13 сентября 2021 года 13 сентября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова и  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  посетил Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина) и сестры обители. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение восстановленной колокольни обители со святыми вратами и надвратным храмом. На богослужении присутствовали представители государственной власти, духовенство  Санкт-Петербургской митрополии , благотворители и прихожане обители. Среди молившихся были настоятельница  Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке  г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова). Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Воскресенского Новодевичьего монастыря (регент — Владимир Давыдов). По завершении чинопоследования освящения звонницы Святейшего Патриарха приветствовала игумения София (Силина), которая преподнесла Его Святейшеству символический колокол с изображением благоверного князя Александра Невского и колокольни обители. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Уважаемые высокие представители государственной власти! Матушка игумения, дорогие отцы, братья! Я с особым чувством ступил на землю этой святой обители, которая действительно воссияла всей своей красотой. В свое время это место было закрыто для верующих, здесь было невозможно совершать богослужения. Хорошо помню все эти времена, и потому с особым чувством участвую в освящении храмов, колоколен, других святынь в родном для меня городе, поскольку все это — знаки реального возрождения духовной жизни Санкт-Петербурга.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

В праздник Положения честнóй ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне митрополит Ювеналий совершил Литургию в храме Ризоположения Московского Кремля 15 июля 2012 г. 18:39 15 июля 2012 года, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честнóй ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме Ризоположения Московского Кремля — домовом храме московских Первосвятителей. Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Владимир Диваков , благочинный Центрального округа г. Москвы, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; иеромонах Николай (Литуновский); священник Димитрий Поповский, ключарь Новодевичьего монастыря ; священник Михаил Конюхов, эконом Новодевичьего монастыря; духовенство Московской епархии. За богослужением пел малый хор Новодевичьего монастыря. По окончании Литургии перед иконой праздника было совершено славление и возглашены уставные многолетия. Сегодня Церковь прославляет память святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского, — небесного покровителя владыки Ювеналия. По окончании богослужения митрополита Ювеналия от лица духовенства г. Москвы с днем тезоименитства поздравил протоиерей Владимир Диваков и пожелал Его Высокопреосвященству здоровья, долгоденствия и благодатной помощи Божией в предстоянии у Престола Божия и архипастырских трудах. «За годы Вашего управления Московская епархия , являющаяся одной из самых крупных епархий, достигла своего расцвета и явилась достойным примером для всей Церкви. Ваше самоотверженное и усердное служение стало образцом христианского служения Церкви и людям для архипастырей, пастырей и благочестивых мирян», — сказал отец Владимир и преподнес владыке Ювеналию букет цветов. В ответном слове митрополит Ювеналий сердечно благодарил Святейшего Патриарха Кирилла за возможность в знаменательный для него день совершить богослужение в древнем храме Кремля и всех собравшихся — за теплые слова поздравления и совместные молитвы. Епархия г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

2968. ЕГО ЖЕ. Празднование в Новодевичьем монастыре . – 1987, 11, 11. 2969. ПОСЕЩЕНИЕ Новодевичьего монастыря. (Хроника). – 1988, 4, 64. 2970. ПОСЕЩЕНИЕ Новодевичьего монастыря высокими гостями из США. – 1988, 4, 4. 2971. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 24 ноября 1994 года: 1. Возобновить монашескую жизнь в Московском Новодевичьем монастыре с поручением руководства обителью митр.Крутицкому Ювеналию. 2. Назначить монахиню Серафиму (Черную) с возложением наперсного креста по игуменской должности. – 1994, 11–12, 10. 2972. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. (Слово митрополита Крутицкого Ювеналия, произнесенное по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Новодевичьего монастыря при вручении игуменского жезла настоятельнице монастыря игумении Серафиме (Черной) 27 ноября 1994 года). – 1995, 5, 37. 2973. НИКОЛЬСКАЯ О. “Обитель созидается молитвой…” (интервью с игуменией новой обители монахиней Серафимой). – 1995, 5, 38. 2974. ГЕННАДЬЕВА О. Московская заступница. – 1999, 10, 12. 2975. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: В связи с кончиной настоятельницы монастыря игумении Серафимы (Черной) назначить на эту должность игумению Серафиму (Исаеву), освободив ее от должности настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря Можайского района. –2000, 2, 6–7. -------- 2976. МИХАЙЛОВА Н. “Светися, светися, Новый Иерусалиме…”-1997, 10, 41. 2977. ЖИЛКИНА М. Освящение храма Рождества Христова Новоиерусалимского монастыря. – 1998, 2, 45. 2978. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 22 февраля 1995 года: 1. О строительстве и учреждении мужского монастыря во имя новомучеников Российских близ г. Алапаевска Екатеренбургской епархии. 2. Назначить строителем обители иером. Моисея (Пилатова). – 1995, 1–4, 7. -------- 2979. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: 1. Благословить преобразование прихода Благовещенского собора в г. Кемь в Благовещенский мужской монастырь во имя новомучеников и исповедников Российских. 2. Утвердить наместником обители иером.Александра (Марченко). – 2000, 6, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фотовыставка об истории Новодевичьего монастыря открылась в Санкт-Петербурге сентября 2016 В культурно-досуговом центре городской библиотеке имени Владимира Маяковского 9 сентября открылась фотовыставка " Вехи истории Новодевичьего монастыря " . Представлены фотографии, повествующие о дореволюционной истории обители, ее восстановлении и современной жизни. Каждая фотография несет послание о сути монашеского делания и о значении монастыря в истории России. На выставке был представлен проект аудиогида " Доброе слово " , осуществляемый при поддержке грантового конкурса " Православная инициатива " , который воссоздает историю монастыря в звуковом формате. Настоятельница монастыря игумения София (Силина) рассказала, что до 1917 года в нем было восемь храмов и колокольня, которую собираются восстанавливать: закладка будет осуществлена в ближайшее время. Матушка София добавила, что монастырь - настоящее место спасения, и не только для насельников, но и для мирян, прихожан и паломников. " Выставка интересна и красива. Это важно, учитывая, что библиотеку часто посещает молодежь, - заметил заместитель главы администрации Московского района Никита Александров. - Аудиогид " Доброе слово " - это вообще уникальный проект, его можно разместить в Интернете, установить приложение на смартфон и слушать в свободное время " . Директор библиотеки Зоя Чалова подчеркнула, что совместные проекты с Новодевичьим монастырем привлекают посетителей, а в итоге делают их жизнь духовно богаче. Председатель епархиального паломнического отдела Владимир Дервенев отметил, что экспозиция создана с использованием новейших технологий, что увеличит интерес к ней молодежи.   Клирик монастыря, руководитель проекта " Аудиогид " Доброе слово " иерей Дионисий Харин напомнил, что в следующем году будет отмечаться 20-летие возрождения монашеской жизни в Новодевичьей обители, и выставка посвящена  этой памятной дате: " Мы хотели подчеркнуть вехи развития монастыря и некоторые трагические моменты, связанные с советским периодом. Здесь не только исторические фотографии, но и его издания, информация о почитаемых святынях, видео о современной жизни обители " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Игуменство После смерти ее мужа – известного искусствоведа – она всю свою жизнь без остатка посвятила миссионерскому служению. А в 80 лет ее ждало новое поприще. Именно ей митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий предложил стать игуменьей только что возвращенного Церкви московского Новодевичьего Монастыря. Благословение на принятие пострига передал ей о. Иоанн (Крестьянкин). И еще 5 лет, уже в монашестве с именем Серафима (в память о деде и о его небесном покровителе – Преп. Серафиме Саровском) она трудилась, возрождая древнюю обитель. Первое время в монастыре не было ничего. Монахини ночевали на чердаке Успенского храма на расстеленных прямо на полу одеялах. Скоро об этом заговорили в Москве. Нашлись жертвователи, благотворители. Прославленный русский монастырь восстанавливали «всем миром». В памяти сестер Новодевичьего монастыря и знавших ее священников матушка Серафима осталась примером духовного аристократизма. Будучи строгой к себе, она была снисходительной к другим и очень терпеливой. Ее келейница рассказывает, что, когда келья игумении находилась в двухэтажном корпусе у самой дальней стены монастыря, напротив нее была трапезная, и при постоянном стечении народа, матушку наверняка должен был беспокоить шум, поскольку трапезничали тогда все вместе (сестры, священники, помощники),  однако ни единой жалобы, ни единого упрека от нее не слышали. Требовательность ее была связана, как правило, с рачительным отношением к монастырскому имуществу, свету, воде…Она не поощряла безответственности. Что же касается человеческих отношений, вспоминают об ее исключительной деликатности. Она не любила жалоб и, вообще, сутяжничества всякого рода, и случалось, что разгорячившихся просила только  обратить евангельские заповеди в закон поведения для самих себя… Когда открылось место гибели митрополита Серафима (Чичагова), игуменья Новодевичьего монастыря сделала много для того, чтобы были, наконец, рассекречены бутовские архивы, а на полигоне был создан мемориальный комплекс «Памяти жертв сталинских репрессий». До последнего она оставалась энергичной и деятельной. Хлопотала об издании духовных трудов митрополита Серафима, его музыкальных произведений, работ по медицине.

http://pravmir.ru/igumeniya-serafima-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010