С Ивана III московская политика выходит на более широкую дорогу: Московское государство заводит сложные дипломатические сношения с иноземными западноевропейскими государствами - Польшей и Литвой, Швецией, с орденами Тевтонским и Ливонским, с императором германским и другими. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. Вместе с расширением дипломатической сцены изменяется и программа внешней политики. Эта перемена тесно связана с одной идеей, пробуждающейся в московском обществе около этого времени, - идеей национального государства. Эта идея требует тем большего внимания с нашей стороны, чем реже приходится нам отмечать прямое участие идей в образовании фактов нашей древней истории. Сознание или, скорее, чувство народного единства Русской земли - не новый факт XV - XVI вв.: это дело Киевской Руси XI - XII вв., и, заканчивая изучение политического строя Русской земли в те века, я указывал на это чувство, даже пытался отметить некоторые его особенности. Я говорил, что в то время оно выражалось не столько в сознании характера и исторического назначения народа, сколько в мысли о Русской земле как общем отечестве (лекция XII). Трудно сказать, какое действие оказали на нее тревоги удельных веков. Но она, несомненно, тлела в народе, питаемая церковными и другими связями. Разрыв русской народности на две половины, юго-западную и северо-восточную, удельное дробление последней, иноземное иго - эти неблагоприятные условия едва ли могли содействовать прояснению мысли о народном единстве, однако были способны пробудить или поддержать смутную потребность в нем, и мы уже знаем, какую крупную роль сыграла она в ходе успехов Московского княжества. Я веду речь не об этой потребности, а об идее национального государства, о стремлении к политическому единству на народной основе. Эта идея возникает и усиленно разрабатывается прежде всего в московской правительственной среде по мере того, как Великороссия объединялась под московской властью. Любопытно следить, в каком виде и с какою степенью понимания дела проявлялась эта идея, которая не могла не оказать влияние на ход жизни Московского княжества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Теперь вся эта народность соединяется под одной государственной властью, вся покрывается одной политической формой. Это сообщает новый характер Московскому княжеству. До сих пор оно было одним из нескольких великих княжеств Северной Руси; теперь оно остается здесь единственным и потому становится национальным: его границы совпадают с пределами великорусской народности. Прежние народные сочувствия, тянувшие Великую Русь к Москве, теперь превратились в политические связи. Вот тот основной факт, от которого пошли остальные явления, наполняющие нашу историю XV и XVI вв. Можно так выразить этот факт: завершение территориального собирания северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и таким образом сообщило великому князю московскому значение национального великорусского государя. Если вы припомните главные явления нашей истории XV и XVI вв., вы увидите, что внешнее и внутреннее положение Московского государства в это время слагается из последствий этого основного факта. ПЕРЕМЕНА ВО ВНЕШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ И В ПОЛИТИКЕ МОСКВЫ. Вследствие этого, во-первых, изменилось внешнее положение Московского княжества. До сих пор оно почти со всех сторон было прикрыто от внешних врагов другими русскими же княжествами или землями вольных городских общин: с севера - княжеством Тверским, с северо-востока и востока - Ярославским, Ростовским и до конца XV в. Нижегородским, а с юга - Рязанским и мелкими княжествами по верхней Оке, с запада - Смоленским (до захвата его Витовтом в 1404 г.), с северо-запада - землями Новгорода и Пскова. С половины XV в. все эти внешние прикрытия исчезают, и Московское княжество становится глаз на глаз с иноземными государствами, не принадлежавшими к семье русских княжеств. В связи с этой переменой во внешнем положении княжества изменилась и внешняя политика московских князей. Теперь, действуя на более широкой сцене, они усвояют себе новые задачи, какие не стояли перед московскими князьями удельных веков. До сих пор внешние отношения московских князей ограничивались тесным кругом своей же братии, других русских князей, великих и удельных, да татарами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Когда он вступал на спорный великокняжеский стол, московская вотчина была разделена на целый десяток уделов, а когда он писал свою духовную, вся эта вотчина была в его руках, кроме половины одного из прежних уделов (верейская половина Можайского княжества). Сверх того, ему принадлежало Суздальское княжество, вотчичи которого служили ему или бегали по чужим странам, московские наместники сидели по рязанским городам, Новгород Великий и Вятка были во всей его воле. Наконец, он не только благословил своего старшего сына великим княжением, что еще колебался сделать его отец, но и прямо включил великокняжескую область в состав своей наследственной вотчины. Такие успехи достались Темному потому, что все влиятельное, мыслящее и благонамеренное в русском обществе стало за него, за преемство великокняжеской власти в нисходящей линии. Приверженцы Василия не давали покоя его соперникам, донимали их жалобами, протестами и происками, брали на свою душу его клятвы, пустили в дело на его защиту все материальные и нравственные средства, какими располагали. Внук Донского попал в такое счастливое положение, не им созданное, а им только унаследованное, в котором цели и способы действия были достаточно выяснены, силы направлены, средства заготовлены, орудия приспособлены и установлены, - и машина могла уже работать автоматически, независимо от главного механика. Как скоро население Северной Руси почувствовало, что Москва способна стать политическим центром, около которого оно могло собрать свои силы для борьбы с внешними врагами, что московский князь может быть народным вождем в этой борьбе, в умах и отношениях удельной Руси совершился перелом, решивший судьбу удельного порядка: все дотоле затаенные или дремавшие национальные и политические ожидания и сочувствия великорусского племени, долго и безуспешно искавшие себе надежного пункта прикрепления, тогда сошлись с династическими усилиями московского великого князя и понесли его на высоту национального государя Великороссии. Так можно обозначить главные моменты политического роста Московского княжества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

После монгольского разгрома северо-восточной и юго-западной Руси их судьбы надолго разошлись. И каждая часть прокладывала свою историческую тропу. Один из самых значимых властителей того времени князь Даниил Галицкий пытался проложить её в Европу. Он подписал несколько соглашений с Ватиканом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. В ущерб политическим и экономическим связям с другими русскими землями. В 1253 году папскими представителями Даниилу был присвоен титул короля Галичины и Владимирии ( rex Galiciae et Lodomeriae). При этом тот же титул продолжали носить Венгерские короли. Даниил очистил от татар Понизье и угрожал Киеву, которым по ярлыку владел Александр Невский. Однако, когда новый римский папа Александр IV разрешил Литовскому князю Миндовгу воевать Русскую землю, он прекратил отношения с Ватиканом, сохранив за собой и наследниками королевский титул. Но вскоре под угрозой нового монгольского нашествия Даниил был вынужден подчиниться Золотой орде и срыть, построенные им крепости. Надежда на западную помощь не оправдалась. Как всегда. В 1392 году война между Польшей и Литвой завершилась разделом Галицко-Волынского княжества. Галиция вошла в состав Королевства Польского, а Волынь отошла к Великому княжеству Литовскому. Галицко-Волынское княжество прекратило своё существование. Монгольское нашествие на многие века разделило некогда единую страну. Однако, если Владимирская (а позднее Московская Русь) сумела освободиться от ига монголо-татар, то юго-западные княжества, хотя и находившиеся в более выгодных исторических условиях, растворились в княжестве Литовском. В XIV веке образовались два центра собирания русских земель: Московское Царство и Великое княжество Литовское. Тогда Литва была православная с государственным русским языком и не менее могущественная, чем Московия. Государственный титул Царя Ивана III называл его властителем Великия, Белыя и Малыя Руси. Но в те времена Москве принадлежали Великая и восточная часть Белой Руси, а Малая и западная часть Белой – Литве. В 1569 году Великое княжество Литовское образовало общую с Польским королевством федерацию под названием «Речь Посполитая». Государственной религией стало католичество, а господствующим классом польская шляхта.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/09/...

7. Ответ на 4, Владимир Николаев: Неужели белорусы, молодежь, как самые близкие кровные русские братья, могли так антироссийски измениться, проеросоюзиться, проамериканиться, промасониться, прокатоличиться ??? Видите ли, уважаемый Владимир, в Беларуси уже довольно давно (даже не знаю с каких пор) идёт прополяцкая, антирусская пропаганда и переоценка истории. Она не криклива, но очень и очень наглядна, очами видна. Так, например, в белорусском учебнике истории 2004 года для ВУЗов история взаимоотношений Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского преподносится как история почти непрерывных драк, стычек, войнушек и взаимных набегов с грабежами. Вывод напрашивается сам собой: московиты, как и поляки, тевтоны, ливонцы также были охочи до чужого добра и были не против пошарить по чужим амбарам. Хотя это, конечно, ложь! В стране реставрируются замки былых хозяев Белой Руси - Радзивиллов, Сапегов и проч.. Если в небольшом городке есть какая-либо достопримечательность, то... только поляков - угнетателей белорусов. Герой Польши, США и Франции Тадеуш Костюшко ни с того, ни с сего стал и национальным героем Беларуси! Который всегда считал себя поляком и никогда - белорусом! А готические замки становтся культурным центром притяжения - здесь проводятся фестивали, праздники, викторины, рыцарские бои - в тевтонском духе... Не знаю с чьей подачи и с чьего разрешения делается это безобразие, может Лукашенко и не до того. Но учитывая эту его " многовекторность " , заигрывание с католиками, можно сделать вывод, что тихой сапой идёт переформатирование народного сознания. Всё больше и больше людей считают своей прародиной не Русь, а бесславно сгинувшее Великое княжество литовское. Горько! Белорусы не знают своей истории! Иначе не таскали бы по протестам бело-красно-белую фашистскую тряпку. 6. Ответ на 5, Валентин Николаевич: Здесь можно согласиться с тем, что олигархический список российской версии журнала " Форбс " в виде более 100 долларов российских миллиардеров является позорищем российской кремлевской власти, и доказывает как бы, ее действительно, несостоятельность и невозможность для производственно--эффективной белорусской экономики при таком списке, если он завалится на белорусскую землю, развиваться и сохраняться и дальше. Здесь опасения белорусских политиков и политологов абсолютно справедливы.Необузданные российская олигархия и подстать ей российское чиновничество при падающей российской экономике, промышленности и сельском хозяйстве, медицине, ЖКХ, медицине, образовании и так далее -- не подходят для белорусской земли ! Не подходят ! И не нужны там ! Как говорил великий Прханов, российская элита привыкла только воровать, а не производить ! Поэтому, отчасти очень горькие реальные нарекания белорусского политолога --справедливы.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/13/v_...

«...Захват церковных земель, церковного имущества, утвари, издевательства над право­славными священниками, их убийства (даже в алтаре), поругание святынь, разорение право­славных кладбищ и т.п. стало обычным делом и повторялось на всей православной территории Речи Посполитой. Тысячи сохранившихся до сегодняшнего дня документов являются свиде­тельством этой беспрецедентной в европейской истории политики государства по отношению к своему инославному населению» (44). Для православных епархий, оставшихся в пределах Речи Посполитой более значимым (в ближайшей перспективе) событием явилось политическое событие: заключение в 1686 г. между Россией и Польшей т.н. «ВЕЧНОГО МИ­РА». К заключению этого мира Польшу понуди­ла угроза турецкой экспансии. Московское государство в этой связи виделось Речи Поспо­литой, как очень полезный и необходимый союзник в противостоянии Турции, с которой она вела далеко не успешные военные действия. Это обстоятельство делало польское правитель­ство более внимательным и уступчивым к условиям предлагаемым Россией. Россия же не преминула внести в договор и вопрос о право­вом положении своих единоверцев – право­славных в Речи Посполитой. В девятом пункте договора было, в частности, записано: «Великий Государь, Его Королевское Величество церквам Божиим и епископиям: Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белорусской (к которой и относилась нынешняя наша епархия; прим. автора), и при них монастырям, архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанс­кой и иным имуществам, братствам, в которых обреталось и ныне обретается употребление благочестивой Греко-Российской веры, и всем тамо живущим людям в Короне Польской и Великом княжестве Литовском в той же вере остающимся, никакого утеснения, и к вере Римской и к Унии принуждения чинить не велит, и быть то не имеет: но по давным правам во всяких свободах и вольностях церковных будет блюсти; и (ежели бы) вышеупомянутым епископам в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском пребывающим по духовному их чину и обыкновению довелось приимати благословение и рукоположение от Киевского митрополита, и то никому из них власти Его Королевского Величества вредити не имеют...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С связи с вышеизложенным логичным будет предположить, что данный кошелёк с деньгами был утерян (или спрятан) до 1547 г. – времени венчания Ивана IV Васильевича на царство и начала выпуска монет с новой «легендой», включающей царский титул, а точнее – с учётом отсутствия на большинстве монет следов обращения – вероятно, в конце 1530-х гг. Владельцем его, скорее всего, мог быть купец из Великого княжества Московского, так как в составе найденного комплекса присутствуют только русские монеты. Весьма показательным является место обнаружения кошелька – район Гостиного острова, где действовала одна из самых крупных в Казанском ханстве и в Поволжье в целом ярмарок. При этом предполагаемое участие в ней после 1523 г. русского «гостя» может служить свидетельством имевших место нарушений запрета в отношении купцов из Великого княжества Московского торговать в Казани. Загадкой остаются обстоятельства утраты кошелька с деньгами. Помимо прочего, данная находка является одним из новых подтверждений вывода ряда современных исследователей о том, что «со второй половины XV века и до 1552 г. денежное обращение Казанского ханства обслуживалось русской удельной, великокняжеской и царской монетой» (крупные комплексы русских монет данного периода были найдены в начале 2000-х гг. в Казанском Кремле, в 2010 г. близ села Ленино -Кокушкино Пестречинского района Татарстана и т.д.) с. 140 – 142.]. Возможно, со временем будут сделаны и другие находки, которые прольют свет на историю знаменитой Казанской ярмарки. Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань) Список литературы: Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чистополе мужчина надругался над семилетней девочкой Напряженные поиски: итоги 12го дня спасения подростков в Уфе В России мать нашла чат школьника: в школу ходить небезопасно Власти Украины: Трипольскую ТЭС полностью уничтожили

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/23/...

К концу первой половины XV века двор великого князя московского наполняется пришельцами нового рода, князьями – потомками Рюрика и Гедимина, которые по своему происхождению становятся на первом плане, оттесняют старых бояр на второй, чем, разумеется, возбуждают к себе их неприязнь. Таким образом, вместо увеличения сил дружины от приплыва князей силы уменьшаются, ибо происходит разделение интересов. Притом князья являются в Москву с одними притязаниями на важное значение, без средств поддержать их. Некоторые удерживают за собою прозвания, от прежних княжеств своих заимствованные, но правителями этих княжеств не остаются, не имеют, следовательно, никакой самостоятельности, никакой опоры; они не сохраняют никакого значения в областях, где правительствовали их деды; их здесь скоро забывают, они не живут здесь, их место, как дружинников, постоянно в Москве подле великого князя. Они сохраняют несколько вотчин, но эти вотчины дробятся вследствие равного разделения между всеми сыновьями; кроме того, часть их еще отходит в монастыри на помин души. В том же самом положении относительно средств своих находятся все бояре, вся знать, т. е. все они бедны средствами. Князья и бояре бедны, а великий князь очень богат; он примыслил себе множество земель, а земля при младенческом состоянии Московского государства, государства земледельческого, при неразвитости промышленности и торговли, земля составляла единственное богатство, единственное средство содержания. Это земельное богатство дает средство великому князю окончательно утвердить свое могущество и положить зараз преграду притязаниям князей и знати; средство к тому – поместье. Раздачею земельных участков во временное владение за службу великий князь создает себе свое многочисленное войско, вполне от него зависящее, от него получающее содержание. У князей и бояр нет во владении больших областей, городов, даже укрепленных замков, где бы они могли жить более или менее независимо: издавна дружинники, не получившие на Руси значения землевладельцев, привыкли жить около князя, и теперь бояре, окольничие и думные люди, и князья, вошедшие в ряды их, живут постоянно в Москве и беспрестанно толпятся во дворце; в XV, XVI и XVII веках отношения остаются те же, какие были в Х и XI.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

11 а. Из Императорского общества Истории и древностей Российских – Чтения в обществе 1904, кн. 3–4, и 1905 г., кн. 1–3. 11 б. Из Императорского Русского Археологического Общества – а) Записки классического отделения, томы 1 и 3. СПб. 1904; б) Записки отделения русской и славянской археологий, том V, 2. СПб. 1904; в) Записки восточного отделения, т. XV, N 1–4. СПб. 1904. 12 . Из Императорского Православного Палестинского Общества – Сообщения Общества за 1904 год выпуски 1–4 с Приложением, и за 1905 год выпуски 1–2. СПб. 1904–1905. 18 . Из Императорского Варшавского Университета – а) —339— Записки Общества Истории, Филологии и Права, в. 8. Варшава, 1904; б) Варшавские Университетские Известия, 1904 г., в. 5–9, и 1905 г., в. 1–4. 14 . Из Императорского Казанского Университета – Годичный акт 5 Ноября 1904 г. Казань, 1904. 15 . Из Императорского Московского Университета – речь и отчет 12 января 1905 г. М. 1905. 16 . Из Императорского Киевского Университета – а) Малиновский, Рада великого княжества Литовского, II: 1. Томск, 1904; б) Челпаков, Проблема восприятия пространства, ч. 11. Киев, 1904; в) Мигулин, Русский государ. кредит, 1, Харьков, 1900; г) Киселев, Психол. основание уголовной ответственности. Харьков, 1903; д) Максимейко, Сеймы Литов. рус. государства. Харьков, 1902; е) Ляскоронский, Филипп Август. Киев, 1902; ж) Довнар-Запольский, Госуд. хозяйство вел. княжества Литовского, Киев, 1901; 3) Францев, Очерк по истории чешского возрождения. Варшава, 1902. 17 . Из Императорского С.-Петербургского Университета а) Записки историко-филологического факультета, ч. 75. СПб. 1904; б) Обозрение преподавания 04–05 г. СПб. 1904; в) Список книг библиотеки юридич. факультета. СПб. 1904; г) Список книг библиотеки 1903 г., 2, и 1904 г., 1, СПб. 1904–1905; д) Отчет 1904 г. СПб. 1905; е) Журналы заседаний Совета, 59. СПб. 1904. 18 . Из Императорского Томского Университета – Известия, кн. Томск, 1904. 19 . Из Императорского Юрьевского Университета – а) Ученые Записки, 1904 г., 4–6, и 1905 г., 1–2, и б) Сборник Учено-Литературного общества, т. II. Юрьев, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   5) Торжественный акт анафемы против тех князей, которые во главе с тверским князем Михаилом Александровичем, объединились «с нечестивым Ольгердом» (... ). Эти князья призываются раскаяться перед митрополитом, после чего они автоматически будут прощены и патриархом.    6) Особый акт об отлучения смоленского князя Святослава, которого митрополит Алексий уже «справедливо» предал анафеме.    Безоговорочная поддержка московской политики, содержащаяся в этих письмах, находится в противоречии с другим имеющимся в патриаршем реестре документом, который обнаруживает — в том же 1370 году и, возможно, в том же месяце июне — совершенно неожиданный образ действий Филофея. Речь идет о патриаршем акте, подготовленном канцелярией, — в реестре находится копия, — официально упраздняющем Литовскую митрополию, с последующим переводом литовского «епископа» в подчинение митрополиту Киевскому. Однако в последний момент патриарх не подписал этот документ: архивист должен был исключить его из реестра и внести объяснительную запись в положенном месте.    Неожиданное получение дополнительных сведений в ту минуту, когда письма к Алексию и князьям уже были подписаны и отосланы, кажется, единственно могло бы послужить причиной этой аннуляции, которая свидетельствует, между прочим, о довольно беспристрастной позиции Филофея в конфликте между Москвой и Литвой. Первостепенная задача патриархата состояла в сохранении единства, и тут Филофей обнаружил, что цель эта не может быть достигнута простой и неразборчивой поддержкой Москвы. В Тверском княжестве, в великом княжестве Литовском и королевстве Польском проживало значительное количество православных, которые нуждались в постоянном пастырском надзоре и назначении новых епископов. Митрополит, который, подобно Алексию, занимался делами управления в Москве, не мог больше выполнять эти обязанности. Нам неизвестно, какие конкретные обстоятельства вызвали аннулирование акта, проект которого был составлен в июне 1370 года. Возможно, что письмо Ольгерда, которое мы обсудим ниже, прибыло как раз в этот момент. Так или иначе, письменные документы последующих месяцев помогают понять те причины, которые привели к перемене позиции Константинопольского патриархата в 1370 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010