10) Паисий (Величковский) , старец. Крины сельные, или цветы прекрасные. О Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. – Киев: «Задруга», 1997 (по изд. 1910). 11) Ефрем Святогорец архимандрит, игумен афонского монастыря преподобного Филофея. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 12) Игнатий Брянчанинов (святитель). Аскетические опыты. В 2-х т. – Мн.: Лучи Софии, 2001. 13) Преподобный Силуан Афонский . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 14) Епископ Варнава (Беляев) . Опыт изложения православной аскетики. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2002. 15) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. 16) Неизвестный афонский исихаст. Трезвенное созерцание. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. 17) Святитель Феофан Затворник Вышенский . Путь к спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта-Пресс, 2005. 18) Отец Иоанн Журавский. О внутреннем христианстве. – Мн.: Лучи Софии, 2002. 19) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь, 2000. 20) Духовная жизнь по алфавитному патерику. Исихазм как освоение внутреннего мира/Митр. Антилохий (Родович). – М.: Образ, 2004. 21) Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. 4.5. Апологетический раздел 4.5.1. Один из астрофизических доводов «Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден» ( Иудиф.9:5–7 ). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Тысячелетиями человечество стремится уразуметь свое место и назначение в мире. И в поиске ответов на это фундаментальные вопросы сталкиваются, прежде всего, два вида сознания, основанные на созидательной (позитивной, положительной) духовности или на противоположной ей – разрушительной (негативной, отрицательной) духовности. Причем вторая разновидность духовности нередко маскируется под якобы бездуховность, атеизм, материализм, стремится придать себе видимость научного статуса. При появлении христианства борьба этих двух несовместимых между собой духовностей крайне обострилась. Для оправдания себя профанный (светский) атеистический рассудок, оправдывая свою склонность к якобы бездуховности (одного из бесчисленных проявлений бесовщины), со средних веков приписывает единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви мифическую косность, примитивность, неразумность, враждебность гуманизму, разуму, науке и прогрессу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1397 г. Описание: История Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре. После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином. 4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись  рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244600...

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном , встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери , принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из [Успенский собор Московского собора]. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. В 1922 году из монастыря изъяли церковные ценности, в том числе напрестольные кресты, драгоценные оклады Евангелий и икон, серебряные ковчеги с мощами Марии Египетской и Михаила Тверского. В том же 1922 году монастырь стал обновленческим (официально признанной тогда православной церковной организации); здесь начал служить епископ Антонин (Грановский). Однако уже в июле 1923 года монастырь перешёл в патриаршую (тихоновскую) юрисдикцию.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь 20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru публикует серию работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука. Вид монастырского двора изнутри, в центре - церковь Марии Египетской, 1885 г. Основан в 1395 г., назван Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ ордынского царя Темир-Аксака 26 августа. На месте, где встречен жителями Москвы чудотворный образ, называвшемся в древности Кучково поле, воздвигнут Сретенский монастырь и 26 августа установлено совершать в монастырь из Успенского собора крестный ход. «Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.». «По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»)».

http://pravoslavie.ru/5797.html

В свое время он был настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря 14 мая. ПРАВМИР. Митрополитом Псковским избран епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря. Архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы епископ Тихон (Шевкунов) избран Митрополитом Псковским. Это решение принято членами Священного Синода, заседание которого состоялось 14 мая в Санкт-Петербурге. Должность главы Патриаршего совета по культуре будет за ним сохранена. Он является наместником московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря и ректором Сретенской духовной семинарии. Помимо этого священнослужитель является ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре и сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Он также руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru. СПРАВКА: Епископ Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился в Москве 2 июля 1958 года. Он окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа», после чего поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. Духовником будущего священнослужителя стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 2 июля 1991 года в Донском монастыре Москвы был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, патриарха Московского. Во время служения в Донском монастыре участвовал в обретении мощей Патриарха Тихона. С 1993 по 1995 года являлся настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, расположенного в Сретенском монастыре. 16 июля 1995 года решением Священного синода был назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря. Через 3 года возведен Патриархом Алексием II в сан архимандрита. В 2012 году поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха. В 1999 году архимандрит Тихон становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища (в 2002 году она преобразована в Московскую Сретенскую духовную семинарию).

http://pravmir.ru/molniya-mitropolitom-p...

Н. Моск. Сретенский мон-рь/Изд.: архим. Серафим (Богоявленский). М., 1885. С. 1-30; Токмаков И. Ф. Краткий ист. очерк моск. Сретенского мон-ря//Там же. 1885; Денисов. 1908. С. 422-423; Иосиф, иером. Моск. Сретенский мон-рь. М., 1911; Скворцов Н. А., прот. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Соболев Н. Н. Резные изображения в Моск. церквях//Старая Москва. М., 1914. Вып. 2. С. 87-118; Воробьёв М. И. Росписи собора Владимирской Богоматери Сретенского мон-ря и их реставрация//Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 206-212; Либсон В. Я. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. С. 132-134; Романов Г. А. Крест резной: Моск. Сретенский мон-рь. М., 1992; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1995; Русский синодик: Помянник моск. Сретенского мон-ря: Ист. справ. М., 1995; Гребенюк В. П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997; Окунев Н. П. Дневник москвича. М., 1997. 2 кн.; Чугреева Н. Н. «Царская» икона из Сретенского мон-ря в собрании музея им. Андрея Рублева//Золотой рожок: Юбил. сб. науч. статей сотрудников ЦМиАР. М., 1997. Вып. 1. С. 114-120; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря в Москве: Вновь открытый памятник нач. XVIII в.//ПКНО, 2006. М., 2008. С. 401-404; она же. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство Средневек. Москвы. М., 2010. С. 225-229, 361-371, 384-385; Иоанн (Лудищев), иером. История Сретенского мон-ря в период от учреждения Свят. Синода до 1786 г.//Сретенский сб. М., 2010. Вып. 1. С. 171-254; он же. Мат-лы к изучению истории Сретенского мон-ря//Там же. Вып. 2. С. 244-402; он же. История моск. Сретенского мон-ря: 1919-1923 гг.//Там же. 2012. Вып. 3. С. 245-326; он же. Сретенский мон-рь в 1924 г.: (По док-там архивов)//Там же. 2013. Вып. 4. С. 188-203; он же. Мученик за веру архим. Сергий (Плаксин) - наместник Сретенского мон-ря//Там же.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

В первый день визита в Россию Митрополит Герман посетил Сретенский монастырь (версия для печати)/Православие.Ru В первый день визита в Россию Митрополит Герман посетил Сретенский монастырь Православие.Ru , 7 июня 2004 г. Москва, 7 июня 2004 г. 5 июня в Москву прибыл Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады Герман. Предстоятель Православной Церкви в Америке приехал для того, чтобы лично поздравить Патриарха Алексия с интронизацией и 75-летним юбилеем, а также передать самые искренние поздравления от лица всего духовенства Православной Церкви в Америке и миллионной американской паствы. В первый день своего визита в Москву Митрополит Герман посетил древнейшую святыню Москвы - Сретенский мужской ставропигиальный монастырь, где он служил за всенощным бдением. Ему сослужили епископ Дмитровский Александр, протопресвитер Родион Кондратик, наместник монастыря архимандрит Тихон, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей, а также духовенство из братии монастыря. За всенощным бдением молился архиепископ Питтсбургский и Западной Пенсильвании Кирилл, приехавший вместе с делегацией из Америки. Это первый визит Митроплита Германа в Сретенский монастырь в качестве предстоятеля Православной Церкви в Америке, но он не раз посещал монастырь вместе с делегацией Православной Церкви в Америке, будучи архиапископом Филадельфийским. Вообще Православную Церковь в Америке со Сретенским монастырем связывает давняя дружба. Именно здесь проходил послушание архимандрит Закхей, нынешний представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. В конце всенощного бдения Митрополиту Герману было преподнесено в дар иллюстрированное Евангелие, только что вышедшее в издательстве Сретенского монастыря. После службы состоялась встреча Митрополита Германа с наместником монастыря архимандритом Тихоном. Во время визита Митрополита Германа будут сопровождать, приехавшие вместе с ним: архиепископ Питтсбургский и Западной Пенсильвании Кирилл, управляющий делами Православной Церкви в Америке протопресвитер Родион Кондратик, архидиакон Алексей Климичев, сотрудники канцелярии ПЦА Джон Миндала, Джейсон Вэнсуч, Питер Илчук, а также представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей. В ходе своего визита в Москву Митрополит Герман планирует также посетить Троице-Сергиеву Лавру, Донской и Свято-Данилов монастыри, а также Представительство Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Делегация Болгарской Православной Церкви посетила Московский Сретенский монастырь 25 мая 2014 г. 21:50 25 мая 2014 года Святейшей Патриарх Болгарский Неофит , совершающий мирный визит в Русскую Православную Церковь, посетил в Москве Сретенский ставропигиальный мужской монастырь . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Феоктиста (Димитрова), диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви А.И. Карамихалевой. В числе сопровождавших Патриарха при посещении обители был первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , а также настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. На территории Сретенского монастыря Предстоятеля Болгарской Православной Церкви встречал наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов) . Отец Тихон рассказал высокому гостю об истории Сретенского монастыря. Святейший Патриарх Неофит и члены делегации проследовали в соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, где поклонились мощам священномученика Илариона (Троицкого). Предстоятель Болгарской Церкви обратился к присутствовавшим в храме: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры! Как воспитанник Московской духовной академии я всегда с трепетным волнением посещаю старопрестольную Москву, а особенно — святую Сретенскую обитель, которая всегда будет хранить живую память об исторических связях наших Православных Церквей и народов. Поклоняясь сегодня в этой древней монашеской обители, обращаю духовный свой взор сквозь столетия назад, во времена святого Киприана (Цамблака), когда чудотворная Владимирская икона Божией Матери принесла избавление этому граду, а на месте ее встречи основан был Сретенский монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/3659570.ht...

Патриаршее приветствие участникам торжеств по случаю 625-летия Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы 8 сентября 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам торжеств по случаю 625-летия Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Его Высокопреподобию игумену Иоанну (Лудищеву), наместнику Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Братии и прихожанам Сретенского мужского монастыря г. Москвы Ваше Высокопреподобие! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с 625-летием обители. Сретенский мужской монастырь был основан в трудное для нашего Отечества время. Орды жестоких завоевателей подошли к Москве и были готовы не только уничтожить город, но и опустошить всю русскую землю, обескровленную междоусобицами и томившуюся под тяжелым игом. С последней надеждой на спасение народ устремил свои взоры к Той, Которая Одна могла отвести належащие страшные беды. По молитвам Царицы Небесной, по Ее заступничеству Господь приклонил Свою милость — враг неожиданно ушел и навсегда покинул пределы Руси, как будто устрашенный некой невидимой силой. В память о встрече Владимирского образа Божией Матери, перед которым наши предки совершали коленопреклоненную молитву об избавлении Москвы, и был основан Сретенский монастырь, ставший с тех пор значимым духовным центром Первопрестольного града и местом паломничества множества верующих. Обитель развивалась и благоукрашалась на протяжении столетий, с ней были неразрывно связаны важные исторические события. Однако, к сожалению, в минувшем XX в. она разделила печальную судьбу большинства православных святынь в России, была подвергнута разрушениям и пришла в запустение. Но по милости Божией и усилиями многих неравнодушных людей сегодня обитель возрождена и радует взор не только восстановленным Сретенским храмом, но и построенным в память о новомучениках и исповедниках величественным собором в честь Воскресения Христова. Ныне на территории монастыря, осуществляющего активную просветительскую и социальную работу, также успешно ведет свою деятельность Сретенская духовная академия — одно из ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви. Желаю всем вам крепкого здравия, неуклонного возрастания в добродетелях и помощи от Господа и Его Пречистой Матери в ежедневных трудах на ниве спасения. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Отошел ко Господу насельник Сретенского монастыря иеродиакон Макарий (Лободюк) 13 августа 2010 года после продолжительной и тяжелой болезни скончался насельник московского ставропигиального Сретенского монастыря иеродиакон Макарий (Иван Станиславович Лободюк). Отец Макарий родился в 1972 году в г. Воркуте в семье геолога. После окончания школы поступил в Ленинградский государственный университет. Однажды он поехал к старцу протоиерею Николаю Гурьянову на о. Залит, и старец указал ему путь жизни для спасения — монастырь. Еще с юности Иван часто посещал Псково-Печерский монастырь. Затем, неся послушание на скотном дворе и других хозяйственных работах, он прожил в нем два года. Его рассказы об этом периоде жизни всегда были наполнены живыми воспоминаниями о своих первых шагах в церковной жизни. С благодарностью и теплотой рассказывал он о насельниках обители. Когда в 1995 году в Москве было открыто подворье Псково-Печерского монастыря, Иван пришел сюда одним из первых послушников. Некоторое время он нес послушание в издательстве Сретенского монастыря и много сделал для привлечения к работе в нем профессиональных сотрудников. На ночной службе 1 января 1999 года Иван принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь Оптинского старца преподобного Макария. Вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона, а в 2000 году, на праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, был награжден патриархом Алексием двойным орарем. Отец Макарий был замечательным диаконом, молитвенное служение которого украшало всенощные бдения и праздничные литургии в Сретенском монастыре. Его возглашения диаконских прошений, священнодействия, чтение святого Евангелия были величественны и торжественны. Отца Макария любили все, потому что он сам любил всех и никогда не имел в сердце ни на кого зла, никогда не мог никого умышленно обидеть. Он был веселый человек, который умел доброй шуткой, одним словом поднять настроение. Последние несколько лет отец Макарий тяжело, неизлечимо болел. Зная свой диагноз, он никогда не отчаивался, не терял присутствие духа, но нес крест болезни со смирением и благодарностью Богу. Больше того, он всегда находил силы пошутить над своими физическими немощами, чтобы ободрить собратий, которые с болью видели его все более ухудшающееся состояние.

http://pravoslavie.ru/38682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010