Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1560 - 1584. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеозерский (Кожозерский) монастырь Координаты: 63.157146, 38.082733 Проезд:из Москвы до г. Вологда, а оттуда поездом «Вологда – Мурманск» до станции Нименьга; на поезде «Москва – Архангельск» до станции Обозёрская, далее поездами местного сообщения до станции Нименьга; от станции Нименьга на попутном лесовозе 80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Путь по тропе до монастыря составляет 30 км. До паломничества нужно позвонить и предупредить о приезде. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кожеозерский Богоявленский монастырь, заштатный, общежительный, в Онежском уезде, в 110 верстах на юго-восток от города Онеги, на Лопском полуострове, омываемом водами озера «Коже». Начало монашеской общины положено здесь во 2 половине XVI века священно иноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом (см. 27 июня). В 1764 году монастырь был упразднен; в 1853 году возобновлен. В 1885 году из часовни над гробницей преподобного Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В монастыре находятся: мощи преподобного Никодима под спудом (см. 3 июля), серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвованный княгиней, старицей Еленой Куракиной, в 1642 году) и икона Богоматери — Неопалимая Купина (данная Пафнутием, митрополитом Сарским и Подонским в 1605 году пр. Никодиму). Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Начало Кожеозерскому общежитию было положено Нифонтом и Серапионом в 1565 году. Через некоторое время на Кожозеро пришли старец Ануфрий и священноиноки Евстратий и Игнатий. Постепенно братия умножалась. Видя это священноинок Нифонт поручил собравшихся пустынножителей Серапиону, а сам отправился пешком в Москву для сбора пожертвований и испрошения разрешения на устройство монастыря. Достигнув столицы он скончался и был похоронен в одной из московских обителей.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Обращённый в приходскую церковь . Находился в Московской Епархии в Уездном городе Волоколамске. В нём ЦЕРКОВЬ во имя св. священномученика Власия и КОЛОКОЛЬНЯ каменные, построенные в 1494 и 1495 годах, а ОГРАДА деревянная. Прибавление из VI тома Водожеский Богородицкий монастырь мужской находился в Вологодской, а после отошёл к Ростовской Епархии и стоял в Водожеской волости на Лому, на берегу реки Сарры, впадающей в Ростовское озеро. В этом монастыре имеются мощи Пр. Игнатия пустынника, скончавшегося в 28 день Декабря 1591 года. См. Ломовский. Водский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Новгородский. Водский Спасский или Спасопреображенский монастырь Девичий, упразднённый, находился близ Великого Новгорода на Водской, что ныне Санкт-Петербургская, дороге недалеко от Духовской заставы, по левую сторону дороги в Санкт-Петербург при реке Веряже. В 1615 году при описи Великому Новгороду после Шведского разорения упоминается в нём церковь каменная во имя Преображения Господня. В 1670 и 1678 годах пожни оного отписаны к Шилову монастырю, а потом вскоре и самый монастырь равно как и Шилов упразднены; теперь и признаков не находится обеих обителей сих. Вожеозерский Спасский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился на острове озера Воже, сперва в Вологодской, потом бывшей Олонецкой, а наконец Новгородской Епархии в Кирилловском уезде расстоянием от Кириллова к северу в 100, от Новгорода в 700 вёрстах, построен Пр. Мартинианом, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, в конце XV века преставившимся. Преп. сей Мартиниан, пребыв несколько времени в Кириллове монастыре, где и в монашество пострижен, с дозволения Пр. Кирилла удалился в безмолвное место на помянутый остров Воже озера, и когда стеклось к нему туда довольное число братии, желающих иночества: то, по убеждению их, поставил он деревянную церковь во имя Преображения Господня и основал этот монастырь. Потом вскоре по приглашению монашествующих Ферапонтова монастыря переселился к ним, и поставлен там Игуменом над ними. См. Ферапонтов Белоезерский монастырь. Ныне в монастыре сем строения две ЦЕРКВИ деревянные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Богоявленском монастыре Алексий предал земле тело своего родителя Феодора; там же погребен и последний московский тысяцкий Василий Вельяминов, пред смертью своею облеченный в схиму 1374 года, за четыре года до блаженной кончины Святителя Алексия. Место могилы Вельяминова нам неизвестно. Нашествие свирепого Тохтамыша угрожало не только Богоявленскому монастырю, но и всей Москве истреблением; после взятия города, он велел выжечь церкви; но этот монастырь, как гласит домовая книга 1600 года, «Божественною невидимою силою сохранен». Из летописи этой нам неизвестно, пострадал ли он от моровой язвы 1427 года и уцелел ли во время осады Москвы 1451 года, когда Кремль отстоял Святитель Иоан, между тем как татары Сеид Ахметовой орды предали грабежу и пламени предместья. Когда Великий Князь, по возвращении своем в оставленный им стольный град, велел гражданам строить жилища на прежних местах, обещая помощь и льготу: тогда, вероятно, восстановлен был и Богоявленский монастырь 5 , которому, по словам летописи монастырской, «многими леты во многих запалениях огненных, огнь не прикоснуся и не вреди». В 1467 году, по челобитью игумена Антония, «Великий Князь Иоанн Васильевич повелел давать в Богоявленский монастырь с дворца своего на Богоявленьев день полтретьи бочки рыбы разной, игумену на пять блюд, колач крупичат, да на 66 братьев по колачу двадцатному, игумену ведро меду княжева, да на братию 53 ведра квасу лучшего, да осьми сторожам по колачу расхожему и ведро меду расхожего; сверх того, по его повелению, отпускался туда по все годы с дворца годовой корм и оброк, чтобы старцы молили Бога за государево здравие и поминали всех государевых родителей, 130 ведер квасу лучшего, 40 пуд с пудом и четвертью меду пресного, 30 бочек рыбы разной, пуд масла коровьего, 300 яиц, осминник масла конопляного, четверик пшена Русского, 10 четвертей муки пшеничной поперечной на просфоры в новую меру, да 23 четверти пшеницы на кутью». К празднику еще отпускали два налепа полугривенник, свеча выходная полторы гривенки, к водосвятию четыре свечи средних тонких, кружка вина церковного, две кружки меду 6 . Монастырю пожалованы были тарханные грамоты от Великих Князей и Царей, преимущественно от Царей Ивана Васильевича и Бориса Годунова на недвижимые имения с угодьями и крестьянами, которых числилось за монастырем 1080 душ. Из дел Статс-Конторы (вязка 30, дело 44) видно, что с «1719 года от Его Императорского Величества» давалось этой обители на просвиры 29 копеек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

У Убожедомский Покровский монастырь См. Покровский Московский Убожедомский. Угличский Алексеевский монастырь См. Алексеевский Угличский. Угличский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Угличский. Угличский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Угличский. Угличский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Угличский. Угличский Покровский монастырь См. Покровский Угличский. Угрешский Николаевский монастырь 3 класса мужской, находится в Московском уезде от столичного города Москвы к юго-востоку в 15 вёрстах на левом берегу реки Москвы. Основан в начале XVII столетия пришедшими из разорённой от Литовцев Вологодской Дюдиковой пустыни монахами; а по монастырским запискам значится, что основан он ещё в 1371 году при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, которому при походе его с воинством против Мамая явилась Икона Св. Николая Чудотворца на сосне, на том самом месте, где стоит этот монастырь, а по одержании над Мамаем преславной победы по его Княжескому соизволению сооружён тут храм во имя Св. Николая Чудотворца и обитель устроена. Самое же место прозвано Угреша. В настоящее же время здания в этом монастыре имеются все каменные. Из примечательнейших вещей находится книга, содержащая подробное житие Св. Николая Чудотворца, писаная в лицах по золоту разными красками, обложена бархатом в серебряной оправе, пожалованная в 1671 году, Сентября 8 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича. Крестьян было за этим монастырём 3.787 душ и Настоятельство Игуменское. По Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 8 с Настоятельством также Игуменским, которое и доныне продолжается. Удомельский или Удоменский Богословский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в Новгородской, а потом в Тверской Епархии в Вышневолоцком уезде и был приписан к Борисоглебскому Новоторжскому монастырю, расстоянием от Вышнего Волочка к северу в 35, от Валдая к востоку в 85, а от Новгорода в 250 вёрстах при озере Удомельском. Крестьян было за ним 16 душ. В 1764 году Настоятелем был Строитель Иеромонах Гавриил. Удомельский Пятницкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1993 г. в А. р. м. было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря , преобразованное в 1994 г. в Патриаршее подворье. Обязанности настоятеля подворья в А. р. м. исполняет настоятель храма Нерукотворного образа прот. Вячеслав Савиных. В 2000 г. храмы и корпуса А. р. м. находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской обл. и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование. 16 дек. 1994 г. состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в к-ром начались регулярные богослужения. С 1995 г. трудами насельников подворья началось восстановление Богоявленского собора, с 1996 г.- братского корпуса и др. зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов. 26 дек. 2003 г. Патриаршее подворье указом Св. Синода преобразовано в жен. мон-рь. Арх.: РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 63, 70, 472; Ед. хр. 69А. Л. 332-335; Ф. Р-9. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 19; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 152об.; Ф. Р-158. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 11, 12, 17, 15-22, 25, 54; Ед. хр. 5. Л. 84; Ед. хр. 41. Л. 2-4; Архив Гос. музея-заповедника «Ростовский кремль» (ГМЗРК). А-110. Л. 3, 50; А-110. Л. 143; А-128. Л. 5об.; БТИ г. Ростова. Инвентарная книга по домовладению ул. Желябовская, 32. Лит.: Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862; Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894; Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции//Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47; Баниге В. С. , Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века)//КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126; Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в.//История и культура Ростовской земли: Тез.

http://pravenc.ru/text/62894.html

В 1960-80-х годах памятники архитектуры древней обители были отреставрированы. Отреставрирована была и Богоявленская трапезная церковь. В ней разместили экспозиции филиала Московского краеведческого музея. 15 мая 1989 года Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь возвращён РПЦ. С 2004 года церковь Богоявления вновь реставрировалась. В нижней части храма возможно скоро будет открыта картинная галерея с собраниями картин владыки Питирима - митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии, много приложивший сил в восстановление и благоустройство этой святой обители. Богоявленская церковь с трапезной палатой сохранила свои древние стены, которые видел ещё прп. Иосиф Волоцкий. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Богоявленская церковь с трапезным корпусом (1506–1510, 1682)была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения. Безапсидный храм, расположенный в сев.-вост. углу здания, первоначально был ориентирован на север (с заметным смещением к востоку), имел позакомарное покрытие и главу. Древний трапезный зал представлял собой почти квадратную в плане одностолпную палату (13×14 м), перекрытую крестовыми сводами. Сохранились раздаточное окно и нижняя часть входа в келарскую, заложенного при расширении трапезной и переделке сводов. Фасадные окна имели перспективные обрамления в виде прямоугольных уступов, одно из них сохранилось на вост. фасаде; на сев. фасаде и вост. стене келарской такие окна восстановлены в 1968 г. Ок. сер. XVI в. трапезная была перестроена на средства архиеп. Новгородского Феодосия (в 1551-1563 он проживал на покое в И. В. м.). Она была расширена к западу и югу (ее новый размер - 22×20 м) и перекрыта вспарушенными крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Окна с гладкими откосами были выложены на юж. и зап. фасадах. В подклете было устроено 6 дополнительных помещений. Вход в подклет храма - с северной стороны, в подклет трапезной - с южной и западной.

http://sobory.ru/article/?object=14091

Роспись, что в епархии преосв. Филарета, м. нижегородского и алаторского вотчинных монастырей. В Нижнем-Новгороде – Печерский; великого патриарха Иоакима московского домовой Благовещенский монастырь; в Нижегородском уезде – патриарший домовой Дудин монастырь; Макариев монастырь Желтоводского; Орана-Иоля-Словенская пустынь; в Лысцеве – Богородицкий монастырь; в г. Алаторе – Троицкий монастырь приписан к Троице-Сергиеву монастырю; в г. Курмыше – Рождественский, приписанный к Воскресенскому монастырю. А сколько за теми монастырями вотчин и крестьян, и бобыльских дворов, о том ведомо в поместном приказе и приказе казанского дворца по переписным книгам прошлого 186 года. Безвотчинные монастыри – в Нижнем Новгороде – монастырь Св. Духа; в Нижегородском уезде – Ворсомский, Островский Троицкий монастырь; Зеленых гор Отеревская пустынь; в Мурашкине – Преображенский монастырь; в Ядрине – пустынь Казанской Богородицы. Роспись, что в Коломенской епархии городов и в котором городе что монастырей. Г. Коломна – внутри города Брянский девичий монастырь; на посаде – Спасский монастырь; в уезде – Голутвин, да Бабренев; г. Кашира – против города на другой стороне от города верста Троицкий Белопесоцкий монастырь;– в уезде – пустыня Соколова, Березенский монастырь, Севолодский монастырь; Тула – на посаде – Иоанна Предтечи, да ружный девичий монастырь, в уезде – Венев монастырь; Дедилов – в уезде Богоявленский монастырь; Венев – в уезде Богоявленский монастырь; Ефремов – в уезде Спасский монастырь; Кромы – в уезде Троицкий монастырь; Крапивна – на посаде Троицкий монастырь; г. Орел на посаде Богоявленский монастырь, а что за ними крестьян и бобыльных дворов, того неведомо. Вологодской епархии города, монастыри и пустыни. Вологда, Белоозеро, Чарондская Округа. В Вологодском уезде степенные монастыри: Спасо-каменный, Спасов-Прилуцкий, Павлов (Обнорский), Глушицкий, Корнильев; нестепенные монастыри и пустыни: Николаевский-Озерский, Спасо-Нуромский, Иннокентиев, Лопотов, Спасо-Рабанский, Евфимьев, Катромской, Спасо-Печенкской, Арсеньев, Песочный, Сямский, Пречистенский Подольный, Александрова пустынь, Репная пустынь. Белоозерский уезд – степенные монастыри: Кириллов Белоозерский Ферапонтов; нестепенные: Троицкий-Усть-Шехонский, Кириллов-Новоозерский, Никицкий, Благовещенский на Ворбозоме, Воронина пустынь, а те все монастыри и пустыни с вотчинами, а в Чарондском округе вотчинных монастырей и пустынь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В преддверии Дней славянской письменности и культуры в Коломне освящен Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря 18 мая 2007 г. 11:30 15 мая в Коломне освящен один из старейших храмов Подмосковья — Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря. Торжество состоялось в преддверии Дней славянской письменности и культуры, которые в этом году пройдут в Коломне. Возрожденная обитель, построенная в конце XIV столетия с благословения преподобного Сергия Радонежского, станет основным местом празднования. Словно специально к празднику Коломна оделась в яблоневый и вишневый цвет. Освящение Богоявленского собора Старо-Голутвина монастыря — одного из старейших храмов в Подмосковье — событие, которого здесь ждали давно. «Еще год назад он лежал в руинах, и казалось совершенно невозможным восстановить его в первозданном виде. Но усердием многих благотворителей, из которых, прежде всего, надо поблагодарить губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова , храм этот сияет благолепием», — сказал протоиерей Николай Погребняк, благочинный церквей Балашихинского округа. Торжественное богослужение и Крестный ход в восстановленном соборе провел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Среди прихожан и гостей храма — подмосковный губернатор Борис Громов. «Коломна является духовным центром Московской области, да и не только Московской. За последнее время она преобразилась, тем более при подготовке к такому большому празднику, который начнется через несколько дней», — отметил Борис Громов, губернатор Московской области. История Старо-Голутвина монастыря тесно связана с историей Государства Российского. Он был основан в 1385 году по велению князя Дмитрия Донского, в честь победы над войском Мамая на Куликовом поле. Благословение на строительство монастыря дал сам преподобный Сергий Радонежский. По преданию он лично участвовал в закладке, возведении и освящении первого монастырского храма Богоявленского собора. «Преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле. В знак благодарности за победу преподобный Сергий благословил здесь основать монастырь. Это место им было благословлено, и он посещал его. Уже более 600 лет этому монастырю», — рассказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

http://patriarchia.ru/db/text/244605.htm...

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Неизвестная надкладезная часовня. Часовня. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1726 - 1775. Башня была реконструирована в 1830-1840-х, колодец засыпан в ХХ в.. Ссылки:   Адрес: г. Коломна, ул. Голутвинская, 2 Координаты: 55.079805, 38.833831 Проезд: на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси 3, 5, 6, 11 или трамваем; на автобусе: от станции метро Выхино до ж/д вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем; на автомобиле: После въезда (со стороны Москвы ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси 3, 5, 6, 11 или трамваем; на автобусе: от станции метро Выхино до ж/д вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем; на автомобиле: После въезда (со стороны Москвы) в город необходимо двигаться всегда прямо по длинной центральной улице Октябрьской революции. Затем после ж/д переезда со шлагбаумом через 500 м на светофоре повернуть налево (есть указатель " Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария " ). Затем через 100 м переезжаем ж/д переезд без шлагбаума и еще через 100 м конечная остановка. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего известного придворного архитектора - Матвея Фёдоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 г ., по его чертежам были построены - архиерейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И напоследок, в 1780 г . он спроектировал 6 башен (в том числе и надкладезная башня над источником прп. Сергия) и ограду для Голутвинского монастыря. Башни построены в стиле русской псевдоготики (неоготики), но, несмотря на их явный прозападный стиль (восьмиконечные звёзды), при их постройке использованы чисто русские декоративные элементы - своеобразные кружева, имеющие подобие накладного орнамента (на самом деле это встроенные в стены башен цельные белокаменные блоки), и кольца, как бы опоясывающие башни в двух местах. Башни монастыря - это самое высокое творение арх. М.Ф. Казакова в городе, они напоминают башни Брусенского монастыря, но превосходят последние по размеру. Надо заметить, что в этом же году М.Ф. Казаков осуществляет свой проект здания Сената (с зелёным куполом) в Московском кремле.

http://sobory.ru/article/?object=09872

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. находился в Юрьевецком у. Костромской губ., в 73 верстах к юго-западу от г. Юрьевца на р. Лух (левый приток р. Клязьмы) (совр. с. Худынское Лухского р-на Ивановской обл.). Основан прп. Макарием Унженским , житие к-рого является главным источником истории Б. м. Ок. 70-80-х гг. XIV в. прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский мон-рь , ушел к сев. границе Нижегородского княжества и поселился «безмолвного ради пребывания» на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы. Вскоре к прп. Макарию стали приходить иноки, братия построила храм в честь Богоявления Господня, положивший начало Б. м. В 30-х гг. XV в. прп. Макарий оставил обитель; согласно житию, он «нарек от братии игумена» и, передав ему «все строение и братию», ушел на сев.-вост. границу Нижегородского княжества, где основал Макариев Желтоводский мон-рь . В XVIII в. Б. м., небольшой и бедный, был обращен в приходскую церковь с. Богоявленского, возникшего из монастырской слободы. Последний упоминаемый в документах настоятель - строитель Нифонт (1716). В 1841 г. вместо деревянного возвели каменный Богоявленский храм, один из приделов к-рого посвящен прп. Макарию Унженскому. Храм не закрывался и в наст. время является действующим. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 336. Л. 60-61 [Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского]. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 212; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998. С. 169; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 15-18. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/149607.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010