Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890). Часть 1 Архимандрит Серафим (Богоявленский) Архимандрит Серафим (Богоявленский) – один из удивительных церковных деятелей XIX века, чье имя незаслуженно забыто за годы смуты минувшего столетия. Он служил и полковым священником, и, долгое время, настоятелем домовой церкви Матросской военной богадельни на Сокольничьем поле в Москве, и настоятелем московского Сретенского монастыря. Архимандрит Серафим первым организовал в 1871 году публичные народные чтения и общенародное церковное пение, которое по его примеру распространялось и во многих других городах и селах нашей обширной России. К нему стекались тысячи людей (и в Матросскую богадельню, и в Сретенский монастырь), чтобы участвовать в общенародном пении Божественной литургии. Благодаря ему был издан «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» и началась реставрация фресок собора. Библиотекарь Главного архива Министерства иностранных дел в Москве Иван Федорович Токмаков в своей книге «Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря» писал: «Архимандрит Серафим назначен 21 февраля 1884 года из иеромонахов московского Богоявленского монастыря, с возведением в сан архимандрита; до того времени Серафим (в миру протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский) был двенадцать с лишком лет настоятелем при церкви Императорской Екатерининской богадельни в Москве» . В Чтениях Общества любителей духовного просвещения за 1880 год сохранились автобиографические воспоминания тогда еще протоиерея Димитрия Григорьевича Богоявленского о своем детстве, о службе полковым священником, о преподавании в военных учебных заведениях и деятельности в качестве настоятеля Воскресенской церкви при Екатерининской богадельне. Ниже публикуются его воспоминания. Происхождение мое очень незавидное. Отец мой был бедный причетник села Алексина Ковровского уезда Владимирской губернии, имел восемь человек детей. Рождение в такой бедной и многочисленной семье что могло обещать мне впереди, какая перспектива могла рисоваться в будущем, кроме горькой нужды и различного рода лишений и недостатков во всем. Так оно и было. Годы моего детства протекли мирно, безмятежно, в младенческой бессознательности бедного положения моих родителей, в обыкновенных забавах и играх невинного возраста. Счастливые были эти годы, доброе было это время! Не знал я, как и вообще все дети, ни нужды, не знал я ни горя, не имел никаких забот, кроме одной заботы, чтобы быть сытым, не быть голодным. Мрачную картину бедности моих родителей я нарисовать не мог: что они выбивались из сил, и как им было трудно прокормить и воспитать такую огромную семью, мне это не представлялось, до этого я не мог додуматься. Каждый день, набегавшись и наигравшись, я засыпал ночью так же сладко, как и дитя, растущее во всем довольстве и неге.

http://pravoslavie.ru/31770.html

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1560 - 1584. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, Кожеозерский (Кожозерский) монастырь Координаты: 63.157146, 38.082733 Проезд:из Москвы до г. Вологда, а оттуда поездом «Вологда – Мурманск» до станции Нименьга; на поезде «Москва – Архангельск» до станции Обозёрская, далее поездами местного сообщения до станции Нименьга; от станции Нименьга на попутном лесовозе 80 км до лесной тропы, ведущей в монастырь. Путь по тропе до монастыря составляет 30 км. До паломничества нужно позвонить и предупредить о приезде. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кожеозерский Богоявленский монастырь, заштатный, общежительный, в Онежском уезде, в 110 верстах на юго-восток от города Онеги, на Лопском полуострове, омываемом водами озера «Коже». Начало монашеской общины положено здесь во 2 половине XVI века священно иноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом (см. 27 июня). В 1764 году монастырь был упразднен; в 1853 году возобновлен. В 1885 году из часовни над гробницей преподобного Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В монастыре находятся: мощи преподобного Никодима под спудом (см. 3 июля), серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвованный княгиней, старицей Еленой Куракиной, в 1642 году) и икона Богоматери — Неопалимая Купина (данная Пафнутием, митрополитом Сарским и Подонским в 1605 году пр. Никодиму). Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Начало Кожеозерскому общежитию было положено Нифонтом и Серапионом в 1565 году. Через некоторое время на Кожозеро пришли старец Ануфрий и священноиноки Евстратий и Игнатий. Постепенно братия умножалась. Видя это священноинок Нифонт поручил собравшихся пустынножителей Серапиону, а сам отправился пешком в Москву для сбора пожертвований и испрошения разрешения на устройство монастыря. Достигнув столицы он скончался и был похоронен в одной из московских обителей.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11 Координаты: 55.079731, 38.832162 Проезд: Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги. Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря. Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Голутвин монастырь основан около 1374г. выдающимся церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским по заказу Дмитрия Донского. Существующий архитектурный ансамбль создан в XVIII - первой половине XIXb. Он включает: Богоявленский собор первой половины XVIIIb., Церковь Сергия (XVb., перестроена в 1828-1832гг.), Колокольню над Святыми воротами (конец XVIIIb.), Настоятельский корпус (начало XIXb.), Келейный корпус (начало XIXb.) и кирпичную ограду с псевдоготическим башнями (1778г., XIXb.). В 1929г. монастырь был закрыт, вновь стал действовать с 1994г. Ведутся восстановительные работы, но довольно медленными темпами, что видно на фотографиях.

http://sobory.ru/article/?object=01135

У Убожедомский Покровский монастырь См. Покровский Московский Убожедомский. Угличский Алексеевский монастырь См. Алексеевский Угличский. Угличский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Угличский. Угличский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Угличский. Угличский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Угличский. Угличский Покровский монастырь См. Покровский Угличский. Угрешский Николаевский монастырь 3 класса мужской, находится в Московском уезде от столичного города Москвы к юго-востоку в 15 вёрстах на левом берегу реки Москвы. Основан в начале XVII столетия пришедшими из разорённой от Литовцев Вологодской Дюдиковой пустыни монахами; а по монастырским запискам значится, что основан он ещё в 1371 году при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, которому при походе его с воинством против Мамая явилась Икона Св. Николая Чудотворца на сосне, на том самом месте, где стоит этот монастырь, а по одержании над Мамаем преславной победы по его Княжескому соизволению сооружён тут храм во имя Св. Николая Чудотворца и обитель устроена. Самое же место прозвано Угреша. В настоящее же время здания в этом монастыре имеются все каменные. Из примечательнейших вещей находится книга, содержащая подробное житие Св. Николая Чудотворца, писаная в лицах по золоту разными красками, обложена бархатом в серебряной оправе, пожалованная в 1671 году, Сентября 8 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича. Крестьян было за этим монастырём 3.787 душ и Настоятельство Игуменское. По Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 8 с Настоятельством также Игуменским, которое и доныне продолжается. Удомельский или Удоменский Богословский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в Новгородской, а потом в Тверской Епархии в Вышневолоцком уезде и был приписан к Борисоглебскому Новоторжскому монастырю, расстоянием от Вышнего Волочка к северу в 35, от Валдая к востоку в 85, а от Новгорода в 250 вёрстах при озере Удомельском. Крестьян было за ним 16 душ. В 1764 году Настоятелем был Строитель Иеромонах Гавриил. Удомельский Пятницкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Богоявленский мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] В центре Москвы, неподалеку от Красной площади, в Богоявленском переулке возвышается столпообразный соборный храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. Господствуя над китайгородской застройкой, он привлекает внимание прохожих своими нарядными украшениями, карнизами, балясинами и колонками, крупными иконами в центральной апсиде и восьмерике. Однако под богатством узорочья скрывается некая тайна. Разгадка ее заключается в истории Богоявленского монастыря, перенесшего многочисленные пожары, разорение татарами в 1382 году, поляками в 1612 году, французами в 1812 году и советскими властями на протяжении 1919—1929 годов, закрытие и разрушение монастырских зданий и новое возрождение в лице приходского храма Богоявления Господня. Имя этой тайне — Божие присутствие и Божия милость к этому святому месту. Еще в XIX веке управляющий монастырем, позже епископ Дмитровский Никодим (Белокуров) писал: «Да будет слава и благодарение Господу, сохранившему обитель сию в течение столь многого времени! Ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126:1)». Его современник, духовник обители иеромонах Пантелеимон повторил эту мысль: «В течение почти шестивекового существования сей обители ей суждено было, как легкой ладье среди бушующего моря, то опускаться в волны, то опять подниматься среди них, и Промысл Божий доселе хранил эту обитель не только от окончательного разрушения, но даже и от временного упразднения, превознесши ее паче многих других обителей первопрестольного града сего. Благословен Бог, благоволивый тако!» XIII—XVI века Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века и строился деревянным. По преданию, одним из игуменов обители являлся Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского . Будущий митрополит Алексий принял здесь постриг в 1313 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Касимов. Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления (Георгиевская) Карта и ближайшие объекты Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров. Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: " ...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Богоявленский монастырь, в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома.

http://sobory.ru/article/?object=02004

Х Харламиевский монастырь Или Пустынно-Харлампиевский Гамалеевский Рождества Богородицы , бывший в Киевской, а ныне в Черниговской Епархии, 2 класса мужеской монастырь находится близ местечка Воронежа в лесу при реке Шостка, подле села Гамалиевка, от которого и название своё получил. Основан этот монастырь в 1714 роду по грамоте Государя ПЕТРА I, данной от 25 Января того же года, иждивением Гетмана Ивана Скоропадского и супруги его Анастасии, дочери Марковой и учреждён девичьим. Потом, в 1729 году, Декабря 15, Анастасия перед кончиной своей по смерти уже супруга её, поручила монастырь попечительству брата своего Генерального Подскарбия Андрея Маркова с таковым завещанием, чтобы монахинь перевести из сего монастыря в мужской Мутинский, а из Мутинского монахов в этот Гамалеевский. Что по представлению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Киевского, Святейшим Синодом в 1733 году и дозволено, и с того времени Настоятельство было Игуменское до 1743 года, а в 1743 году, а в 1743 году по представлению его же Преосвященного, по докладу Святейшего Синода Именным Указом от 11 Июня учреждена Архимандрия. См. Гамалеевский. Харьковский Вознесенский Хорошевский монастырь См. Хорошевский Харьковский Вознесенский. Харьковский Покровский училищный монастырь См. Покровский Харьковский. Харьковский Преображенский монастырь См. Старо-Харьковский Преображенский. Хотьковский Покровский монастырь Девичий третьеклассный, Московской Губернии и Епархии, находится в Богородском уезде при реке Паже. В нём две церкви каменные, и обнесён таковой же оградой; состоит под начальством Игуменьи. Древность построения его доказывается тем, что родители Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, жившего в XIV столетии, Кирилл и Мария, переселившись из Ростова в Радонеж, перед кончиной своей приняли чин иноческий и погребены в этом монастыре. Также старший родной брат сего же Преподобного Стефан был там пострижен, и пожив потом немного с Преподобным Сергием пустыни, удалился оттуда в Москву в Богоявленский монастырь. Хвоинский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Петр (Котляревский) - настоятель Сретенского монастыря в 1738-1742 годы 13.11.2009 437 Время на чтение 6 минут Игумен Петр (в миру Прокопий Котляревский), " Полтавского уезда городка Великих Будыш козацкий сын " , родился в 1687 году. В монашество Прокопий пострижен в Рыхловском монастыре Черниговской епархии в 1710 году при игумене Дионисии (Добромильском) и нес там писарское послушание. Через два года он был посвящен в Чернигове митрополитом Сербским Нектарием в иеромонаха. Затем пришел в Москву в Богоявленский монастырь, но через два года вернулся обратно в Рыхловский монастырь, где прожил около двух месяцев. Из малороссийских монастырей набирали в то время монахов в Петербург в Александро-Невский монастырь. Иеромонах Петр (Котляревский), избегая этого, ушел в Иерусалим, но добраться до Святой Земли не смог из-за войны с Турцией. Много путешествовал по венгерским, итальянским, испанским, польским землям и вернулся в московский Богоявленский монастырь, откуда в 1718 году был направлен в Александро-Невский 12 января 1722 года иеромонах Петр (Котляревский) вместе с иеромонахом Герасимом пытались бежать в белороссийские монастыри. На наемных подводах из Московской ямской слободы они проследовали через Псков, направляясь к Невелю, за рубеж. В погоню за ними был послан подьячий Макар Назаров, который поймал их во Вдов-городе и 19 января вернул беглецов в Невский монастырь. По приказанию архиепископа Феодосия они были закованы в глухие кандалы и определены к " пилованью " дров. Назначен был каждому урок - по полсажени на день, как и всем обычным рабочим. Кормить их определено было после братии, от избытков братских, и содержать под крепким караулом в казенной Перед Пасхой 1722 года, 15 марта, не получая освобождения, иеромонах Петр (Котляревский) писал архиепископу Феодосию: " Приближающуся торжеству всемирному о избавлении рода человеческого, аз окаянный, что сотворю, окован сущий нищетою и железом? Да сподоблюся, по крайнейшему благоутробию Вашему, свободен бытии от уз и работы " . Освобождение было дано 18 апреля, со взятием письменного обязательства впредь подобного не

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Валдай. Иверский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1653. Ссылки:     Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, Сельвицкий остров Координаты: 57.989356, 33.301665 Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Едучи со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г. Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского. По книге: Справочник-путеводитель " Монастыри Русской Православной Церкви "/под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г. Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=00327

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010