236 См. : Ведомость 17 (О приходе церковных денежных сумм и капиталов за 1914 г.), 18 (О расходе церковных денежных сумм и капиталов за 1914 г.)//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. С. 42–43, 46–47. 238 См.: Отчет эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1895 г.//Московские церковные ведомости. 1896. Оф. отд. 22. С. 44; 23. С. 48. 240 См. : О назначении пенсий и единовременных пособий//Московские церковные ведомости. 1896. 13–14. Оф. отд. С. 28–29. 241 Все данные, приведенные в таблице и далее, по 1904 г., см. в «Отчете эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1904 г.» и «Приложении» к нему (Московские церковные ведомости. 1906. Оф. отд. 1. С. 3–4; 2. С. 7–8). 242 Все данные по 1914 г. см. в «Отчете эмеритальной кассы духовенства Московской епархии за 1914 г.» и «Приложении» к нему (Московские церковные ведомости. 1916. Оф. отд. 14–15. С. 126–135; 16. С. 141–145; 17. С. 153–159; 18–19. С. 169–171; 23–24. С. 218–225). 243 С 1912 г. пособия стали выплачиваться также достигшим совершеннолетия дочерям священников, если они не смогли выйти замуж и сохранить таким образом свое «место». Однако число таких выплат весьма незначительно (в 1914 г.–1 чел.). 246 См.: Россия. 1913 г.: Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. Уровень жизни населения (потребление, заработная плата, цены). Табл. (28.10.2009). 258 Бронзов А. Еще к вопросу о духовенстве//Церковный вестник. [СПб.]. 1909. 13–14. 27 марта. С. 416.» 267 См. : Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Т. 1–3. Прибавления. 288 См.: Толстой И.И. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого. 31 октября 1905 г. – 24 апреля 1906 г. М., 1997. С. 111. 289 Например, в начале XX в. в Санкт-Петербурге килограмм хлеба стоил 5 коп., мяса – 30 коп., осетрины – 8 коп., 100 г шоколада – 5 коп., метр сукна – 3 руб., хорошая кожаная обувь – 7 руб. В провинции цены были еще ниже (См. : Кожинов В. Россия. ВекХХ (1901–1939). М., 2002. С. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Польское национально-освободительное восстание 1863–1864 гг., подавляемое генералом М. Н. Муравьевым, вызывало широкий отклик в российской прессе. Польское национально-освободительное восстание 1863–1864 гг., подавляемое генералом М. Н. Муравьевым, вызывало широкий отклик в российской прессе. Возможно, имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу некоторых слухов» (Московские ведомости. 1863. 26 апреля). Возможно, имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу некоторых слухов» (Московские ведомости. 1863. 26 апреля). В одной из своих передовых статей М. Н. Катков писал: «Нас упрекают в жестокости. Мы скорее должны упрекать себя в том, что мы слишком уступчивы, слишком расположены к угодливости, слишком мало наклонны ценить свое по достоинству. Имея за себя несомненное право, мы как бы конфузимся своего права и, будучи чисты совестью, нередко действуем так, как действуют люди, у которых нечиста совесть. Вместо того, чтобы открыто и твердо исполнить то, что велит долг, мы стараемся в ущерб делу, на нас возложенному, показаться любезными и гуманными, и когда возвращаемся к исполнению своего долга, то, естественно, подпадаем упреку в доверчивости и иезуитизме» (Московские ведомости. 1863. 13 июля). В одной из своих передовых статей М. Н. Катков писал: «Нас упрекают в жестокости. Мы скорее должны упрекать себя в том, что мы слишком уступчивы, слишком расположены к угодливости, слишком мало наклонны ценить свое по достоинству. Имея за себя несомненное право, мы как бы конфузимся своего права и, будучи чисты совестью, нередко действуем так, как действуют люди, у которых нечиста совесть. Вместо того, чтобы открыто и твердо исполнить то, что велит долг, мы стараемся в ущерб делу, на нас возложенному, показаться любезными и гуманными, и когда возвращаемся к исполнению своего долга, то, естественно, подпадаем упреку в доверчивости и иезуитизме» (Московские ведомости. 1863. 13 июля). Колюбакин Николай Петрович (1812–1868) — генерал-лейтенант. Колюбакин Николай Петрович (1812–1868) — генерал-лейтенант.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Полемика эта вызвана была предположением передать все рукописи Типографской библиотеки в Синодальную. П. А. Безсоновым в V-й книге Русской Беседы за 1859 г. был напечатан по поводу этого исторический очерк под заглавием: «Типографская библиотека в Москве», вышедший потом и отдельно – М. 1859 г., стр. 1–66. Статья эта была благосклонно встречена в литературе, и в газетах появились голоса в пользу ее и против уничтожения, как тогда говорили, Типографской библиотеки. Так в Московских Ведомостях за 1859 г. появились: 1) письмо Μ. П. Погодина 233, стр. 1690), 2) отзыв М. Лонгинова о статье П. Бессонова 247, стр. 1781–1782) и 3) заметка неизвестного (подписана Z, 258, стр. 1852). В Петербургских Ведомостях того же года появилась рецензия Ламанского статьи П. Бессонова 230, стр. 1015–1016); за 1860г. 78, 12 апреля, стр. 390, статья С. Шевырева – «Заметки о библиотеках в Москве, особенно Типографской (по случаю статей А. Е. Викторова ...)»; в Русской газете за 1859 г., 38, 23 сентября, стр. 235, небольшая заметка Μ. П. Погодина по поводу слуха передать Типографскую библиотеку в Императорскую Публичную библиотеку в Петербурге. Авторы всех этих статей без какой-либо проверки, на веру, принимают все показания П. Бессонова, передают содержание его статьи и высказывают свои пожелания о непоступлении Типографской библиотеки в какое-либо другое место. – По поводу этого очерка Бессонова А. Е. Викторов поместил в Московских Ведомостях 1859 же года в 285 (стр. 2021–2024), 288 (стр. 2040–2041), 291 (стр. 2057–2060) статью под заглавием «Библиотека и историческая деетельность Московской Синодальной типографии» (и отдельно М. 1859 г. стр. 1–55); продолжение этих статей напечатано в газете Наше Время за 1860 г., 5, 14 февраля, (стр. 75–79); 8, 6 марта, (стр. 125–127); 10, 20 марта, (стр. 156–160); 12, 3 апреля, (стр. S9–194). Ответ г. Бессонова (совсем слабый) появился в Русской же Беседе за 1860 г. кн. I, стр. 35–62 (и отдельно, М. 1860 г., стр. 35–62). – «Краткий очерк истории Московской Синодальной типографии» (обзор ее деятельности) см. в Московских Ведомостях за 1853 г. (Литературный отдел), 152, стр. 1567 и 153, стр. 1577–1579. – Черновики статей А. . Викторова – в Московском Публич. и Румянц. музеях ркп. 2833.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

…силу крепостных верков… — Верки (от нем. Werk — строения, укрепления) — общее название различных оборонительных построек в крепостях. 485 Теперь там Тотлебен… — Газеты пестрели сообщениями о прибытии Тотлебена на театр военных действий. См.: Нов. время. 1877. 15 (27) сент. 19 (31) сент. 28 сент. (10 окт.). Моск. ведомости. 1877 19 окт. 486 В Азии кончилось большой победой. — Подразумевается разгром турецкой армии Мухтара-паши при Авлиаре (под Карсом) в октябре 1877 г. 487 Балканская же армия наша многочисленна и великолепна… — По свидетельству газеты «Голос» (1877. 13 (25) июня. общее количество русских войск к началу переправы через Дунай превышало цифру 200 000. Несколько позднее газета «Новое время» (1877. 11 (23) авг. утверждала, что «на театре военных действий 400 тысяч человек». В сентябре-октябре 1877 г. на Балканский театр военных действий прибыли целиком (или значительная их часть) русские резервы — прекрасно вооруженная гвардия и гренадеры (160 000 человек). 488 «Со станции Бирзулы пишут в „Одесский вестник“, что 3-го октября («Моск. ведомости», ». — Цитата приведена Достоевским из газеты Московские ведомости (1877. 11 окт. 489 Все русские газеты толковали недавно ( и до сих пор толкуют) о самоубийстве генерала Гартунга, в Москве, во время заведания окружного суда… — Происходивший в московском Окружном суде процесс по обвинению генерал-майора Леонида Николаевича Гартунга, мужа дочери А. С. Пушкина Марии (1834–1877), и некоторых других лиц в похищении денежных документов (векселей и т. п.) длился семь дней (с 7 по 13 окт. 1877 г.). Подробные отчеты о нем печатались в газете «Московские ведомости» с 8 по 14 окт. 1877 г. (см. Гартунг, который не был лично виновен в похищении, застрелился 13 октября 1877 г., в последний день заседания суда. Об откликах прессы на этот процесс и его неожиданно трагический финал см. ниже. Подробнее: Кирпотин В. Мир Достоевского. М., 1983. С. 345–349. 490 …дисконтером… — человек, занимающийся учетом векселей (от англ. discounter). 491

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БАГРЕЦОВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виновным себя не признал. 25 октября 1937 года был приговорен к расстрелу " тройкой " при УНКВД СССР по Восточно-Казахстанской обл. Расстрелян в 2 часа ночи 28 ноября 1937 года под Семипалатинском , вместе с остальными шестью осужденными по этому делу. 15 марта 1966 года реабилитирован прокурором Семипалатинской области по 1937 году репрессий. Награды Сочинения Литература Использованные материалы    " Выпускники Московской духовной академии 1898 года " , генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html   Служебные перемены по епархии, Костромские епархиальные ведомости. 1911. 6 (15 марта), с. 71,   Справочная книжка Костромской губернии на 1915 год. Адрес-календарь/Издание губернского статистического комитета под редакцией Вахрамеева, Кострома, губернская типография, 1915, с.163.   Высочайшим приказом по гражданскому ведомству, от 16 сентября 1912 г. за 60//Церковные Ведомости. 1912. 43 (27 октября), с. 395.   Отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Макарьевского духовного училища за 1915 год//Калужские ЕВ. 1916. 8 (15 апреля), с. 141; Адрес-Календарь. Общая Роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1916 год. Часть 1, стб. 1317.   Высочайшим приказом по гражданскому ведомству, от 8 февраля 1916 года за 10//Церковные Ведомости. 1916. 21 (21 мая), с. 227.   Церковные ведомости. 1907. 18 (6 мая), с. 132. Редакция текста от: 02.09.2021 15:17:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676507.h...

  См. напр.: Бендин А. Ю . Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863–1914 гг.). Минск, 2010; Долбилов М. Д . Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010. См.: Лабоха Г. М . Да пытання i paзbiцця культу прападобнай Полацкая у «мahacmыpcki» перыяд (канец XII – пачатак XVI ст.)//Studia Historica Europa Orientalis. 2012. 5. С. 182, 184. Легенду о Параскеве подробно проанализировал А.П. Сапунов, у него же есть интересная заметка о кресте (см.: Сапунов А. П . Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой//Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. 14. С. 1–29; Он же. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой//Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. 15. С. 31–45; Он же. Крест, приписываемый Параскеве, княжне полоцкой//Полоцкие епархиальные ведомости. 1888. 15. С. 45–49), само «житие» Параскевы сохранилось в книге базилианского монаха И. Стебельского (см.: Stebelski I. Dwa wielkie wiata na horyzoncie poockim z cieniów zakonnych powstajce czyli ywoty . panien i matek Ewfrozyny i Parascewii zakonnic i hegumenij. Lwów, 1866. S. 93–144). См. вышеупомянутые работы А. П. Сапунова. См.: Кашкоров И . Витебский ксендз о Святой княжне Евфросинии//Русское знамя. 1910. 121. С. 1; Олег . В ожидании Полоцкой святыни//Московские ведомости. 1910. 111. С. 3. Wróblewski A . B. Andrzej Bobola T. J. umczony za wiar d. 16 maja 1657 r. Lwów, 1907. S. 14, 68; witomian A . Dzieje bogosawionego ojca Andrzeja Boboli kaplana Towarzystwa Jezusowego za wiar katolick od schyzmatyków okrutnie zamczonego 1657 roku. Pary, 1854. S. 23. См.: Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого. Казань, 1885. С. 74. Иосафат Кунцевич был убит в 1623 г. недовольными его деятельностью православными именно в Витебске. См.: Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого. С. 143. Там же. С. 176–178. Там же. С. 201. Там же. С. 209, 213. См.: Pie na cze Andrzeja Bobolego umczonego za wiar w roku 1657, beatyfikowanego przez Piusza IX w 1853. Pary, 1853. S. 2–3.

http://bogoslov.ru/article/6192153

См.: Антонов Д. Я., Антонова И. А. Метрические книги России XVIII – начала XX в. М., 2006; Боярченков В. В. Исповедные росписи Сапожковского уезда второй четверти XVIII в.: Источниковедческие наблюдения//Актуальные вопросы истории, философии, права и педагогики. Сборник статей Национальной научно-практической конференции с международным участием. Рязань, 2019. С. 11–15; Варламова Н. А. Исповедальные ведомости 1737 г. как источник по истории населения Петербурга//Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 11. Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1988. С. 187–196; Маркова М. А. Источники по истории населения Санкт-Петербурга и столичной губернии: 1730–1740-е гг.//Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник. Барнаул, 2007. С. 103–120; Миронов Б. Н. Исповедные ведомости – источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII – первой половины XIX в.//Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XX. Л., 1989. С. 102–117; Миронов Б. И. Исповедный и метрический учет в имперской России//Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографический источник. Барнаул, 2007. С. 8–47; Морозова Э. А. Изучение истории крестьянских семей первой половины XIX в. на основе сводной базы данных по ревизским сказкам и исповедальным ведомостям//Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 30. М., 2002. С. 189–192; Постников А. Б. Исповедные росписи как источник по истории Псковской церкви и духовенства в 1727–1762 гг.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016. 6(73). С. 21–44; Федорец А. И. Московские исповедные ведомости середины XVIII века как источник социально-демографической информации по истории города//Per aspera… Сборник научных статей победителей конкурса студенческих работ исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и материалы научных конференций. Вып. 2. М., 2010. С. 6–18; Щербачев О. В. Исповедные ведомости московских сороков как источник по генеалогии дворянства середины XVIII века//Известия Русского генеалогического общества. Вып. 12. СПб., 2003. С. 25–52.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

(униат. Киев. и Подол.), 1708 г. (униат. Полоцк.) и правосл. до 1700 г. (Рижск.), 1720 г. (Харьк.) и 1722 г. (Вятск., Забайк., Казан., Омск., Перм., Рязан., СПБ., Тамб., Тобол, и Яросл.); Исповедные ведомости 1718 г. (СПБ.) и 1719 г. (Волог.). Клировыя ведомости 1728 г. (Тверск.) и 1741 г. (Вятск.). Затем второе по количеству место занимают протоколы, с 1708 г. (Новгород.), хотя некоторые консистории за первые годы существования удерживали протоколы в делах. Журналы с 1733 г. (Вологод.) и докладные реестры с 1711 г. (Нижегор. и Рязан.). Что касается собственно дел, то Могилевская консистория показала с 1584 г., Московская с 1680 г., Астраханская с 1699 г., Вологодская и Курская с 1702 г., Вятская с 1701 г., Тобольская с 1706 г. В размещении дел в архивах полное разнообразие: по дела размещаются хронологически, то по разрядам, то но столам, церквам, городам, уездам. Для существа дела система размещения не важна, – лишь был бы какой-нибудь порядок. Описи кое-какая есть, алфавиты же представляют роскошь, доступную немногим. Входящие и исходящие журналы, самые ранние с 1723 г. в Астраханской консистории и с 1727 г. в СПБургской. Попадаются ревизские сказки с 1728 г. (Нижегород.). Описи церковных имуществ 1575 г. (Могилев.), 1724 г. (Полоцк.) и 1741 г. (Киевск.). В редких случаях встречаются особо хранимыми указы Св. Синода с 1721 г. полное собрание (в Псков. и Киев. консисториях). Выписывались даже в Архив для пользования. Столбцы полов. XVII ст. (в Вологодской и Московской консисториях). Визиты церквей 1681 г. (Литовсв.). Монастырские ведомости 1812 г. (Кишиневск.). Благочиннич. журналы 1734 г. формуляры, семинарские ведомости. Планы и документы с 1522 г. (Полоцк.). Генеральная перепись духовенства и разбор детей их (Смолен. 1722 г.). Подписки новокрещенных, или, наприм., особо собранные распоряжения Тамбовск. преосвящ. Феофила с 1788 г. (21 книга). Хранятся в консисториях дела закрытых духовных правлений, но некоторые оставлены на месте под надзором протоиереев (Вологод.), закрытых или разделенных на две духовных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Страницы всех наших духовных периодических изданий обязательно должны быть открыты для вполне свободных, ничем не стесняемых заявлений и обсуждений всего, что касается как предстоящей церковной реформы, так и всех явлений современной жизни, поскольку они соприкасаются с пастырством. Прямая же обязанность всех епархиальных архиереев, подсказываемая самыми насущными интересами церкви и православия, требует от них не только не препятствовать или как–нибудь стеснять свободные собрания и обсуждения духовенством всех вопросов, относящихся к церковной реформе и новому положению церкви, а всячески поощрять их и поддерживать. Время замалчиваний, запрещений, утаиваний от пастырей жизненных и кровных для них вопросов, время недоверия, со стороны архипастырей, к пастырским собраниям и обсуждениям, должно прекратиться навсегда; пастыри во всей своей совокупности, а не в лице только случайных архиерейских избранников, должны быть открыто признаны архипастырями своими главными полноправными советчиками и сотрудниками в устроении как всех епархиальных дел, так и в решении общих церковных вопросов. Недоверия, разделения между архипастырями и пастырями, никак не должно быть, – они должны составлять из себя одно, иметь одну душу, иначе между ними может произойти очень нежелательный по своим последствиям раскол.   Н. Каптерев. 1 Особенно много статей, относящихся к церковной реформе, мы встречаем в наших столичных газетах, каковы: Новое Время, Русь, Слово, Русское Слово, Рассвет, Новости, Московские Ведомости, Биржевые Ведомости, Русский Листок, Русские Ведомости, Санкт-Петербургские Ведомости, Заря, Петербургский Листок и др. Кроме столичных и провинциальные газеты также занялись решением вопроса о церковной реформе. Из них по этому вопросу пишут: Варшавский Дневник, Одесские Новости, Одесский Листок, Киевское Слово, Киевская Газета, Южный Край, Южное Обозрение, Севастопольский Вестник, Западный Вестник, Рижский Вестник, Либавский Вестник, Белорусский Вестник, Приволжский Край, Казанский Телеграф, Приазовский Край, Пятигорский Листок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Даже находясь в апогее своего политического влияния, Победоносцев не забывал о духовно-идеологических инструментах воздействия на общество, в частности о периодической печати, о тех возможностях, которые она открывала для влияния на общественное мнение. Выше отмечалось, что в 1887 г. он принял активное участие в выборе нового редактора «Московских ведомостей» и затем поддерживал тесный контакт с назначенным на эту должность С. А. Петровским . Сановник старался стать своеобразным идейным руководителем газеты. В частности, он осуществлял посредничество между редакцией и цензурными органами, сообщал Петровскому информацию о положении в верхах, предостерегал от необдуманных шагов и сообщал, какие публикации могут вызвать недовольство властей. Из Петербурга в редакцию «Московских ведомостей» летели советы «быть осторожнее и нюхать воздух», избегать полемики, «которая может вовлечь вас в опасные места и навлечь вам неприятность», и др. 694 Редакция «Московских ведомостей», в свою очередь, охотно принимала советы и покровительство могущественного сановника и предоставляла ему страницы газеты для публикаций. Победоносцев обнародовал в «Московских ведомостях» ряд принципиально важных для него материалов (например, статью на смерть Александра III), затрагивал злободневные вопросы управления духовным ведомством, в ряде случаев вел полемику, в том числе с оппонентами из консервативного лагеря. «Поклоннику греков Тертию Ив[ановичу] полезно дать урок, и всего приличнее в Моск[овских] ведомостях», – писал он относительно выпадов Филиппова в «Гражданине» против политики духовного ведомства на Ближнем Востоке 695 . Помимо «Московских ведомостей» обер-прокурор держал в сфере внимания и другие консервативные издания, например «Русский вестник», оказывал покровительство «Русскому архиву» П.А. Бартенева. Издание Бартенева Победоносцев также использовал для публикации материалов, связанных с деятельностью духовного ведомства, а в конце жизни, после отставки, посылал туда собственные биографические материалы 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010