«Пророк предвозвещает здесь страдания Владыки и спасение уверовавших в него», – говорит о псалме 15 блаженный Феодорит. 158 Псалом 17 Святитель Филарет Московский пишет, что «В псалме 17 псалмопевец обещает к своему исповеданию Бога Спасителя приобщить язычников (стих 50: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему»), что, по изъяснению апостола ( Рим.15:8–9 ), совершил Иисус Христос». «Разумею то, – говорит святитель, – что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему». Поэтому можно всю эту торжественную песнь Давида почитать прообразованием победной песни Воскресшего Иисуса Христа». 159 Обратим внимание и на другие места этого псалма. Стих 10: Говорится здесь о Боге: «Наклонил Он небеса и сошел». В славянском тексте: «И приклони небеса, и сниде». Святитель Афанасий Великий , толкуя эти слова, говорит, что они «самым ясным образом пророчествует о сошествии Господа». 160 «И мрак под ногами Его». Афанасий Великий объясняет, что псалмопевец здесь «дает разуметь сокровенность домостроительного пришествия и невидимость Божию, чтобы сказанное им не увлекло нас в плотские понятия». 161 Пришествие в мир Спасителя не сделало видимым Божественную Природу. Стала видима и изобразима Ипостась Бога Сына, но не Божественная Природа. Блаженный Феодорит Кирский также слова 10 стиха: «Приклони небеса и сниде» считает пророчеством о пришествии в мир Спасителя, Сына Божиего: «Слова «приклони небеса и сниде» будем разуметь так, что (Бог) явил собственное Свое пришествие». 162 Стих 11: «И воссел на херувимах и полетел, и понесся на крыльях ветра». «Этим, – говорит святитель Афанасий, – изображает (псалмопевец) Вознесение Его; Херувимами и крылами ветреными называет или то облако, которое взяло Его и о котором написано в Деяниях: и сии рек, зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1. 9 ), или быстроту явления, скорость пришествия и помощи». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное  чтение». 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По «Старческому наставлению» игумена Валаамского Назария.  Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что «любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного» 92 . Сребролюбцы — несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они — в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы «всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, — говорит Господь,— чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). «Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу»,— говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13),— учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Более открытый источник церковного единства, по учению апостола, есть Господь Иисус Христос, Который и нарицается в том же послании Главою Церкви, соответственно этому называемой Телом Его ( Еф. 1, 22–23; 4, 15–16 ). Соединяющийся со Христом соединяется в Нем со всеми верными Ему столь же неразрывным, сколь и непостижимым союзом, – союзом более тесным, нежели общество просто человеческое, союзом не только единой власти, взаимных нужд, общей пользы, но и союзом единой жизни ( 1Кор. 12, 26 ) ( 113, 413 ). В чистом единении веры и любви еще на земле должна образоваться способность к высочайшему соединению с Богом и святыми на Небе. Филарет, митрополит Московский ( 113, 414 ). Церковь – собрание верных, живущих по всему миру, право и истинно верующих в Бога и Христа, Сына Божия, просвещаемых проповедью слова Божия, приемлющих, как должно, Святые Тайны. Греческое слово «екклесия» – церковь означает «призвание» , потому что верные, находящиеся в Церкви, «вызваны» из области сатаны в Царство Христово, от тьмы в Его чудный свет, как учит апостол: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 2322 ). Греческое слово ekklhsia (ekklisia) – собрание христиан, церковь происходит от глагола ekklew (ekkleo) – вызывать, призывать. Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, Новозаветная Церковь , народ Божий... новый Израиль, этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 220 ). Церковь соединяет Бога и человека Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры – делом веры, принятие отсюда залога вечных благ. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 500 ). Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда ( 38, 62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В книге Деяний Святых Апостолов и святоотеческой экзегетике псалом 108 рассматривается как мессианский. Доик является прообразом предателя Иуды. «Настоящий псалом, – говорит святитель Афанасий Великий , – изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому». 230 «Псалом сей, – говорит блаженный Феодорит, – предвозвещает спасительное страдание, неистовство иудеев и предательство Иуды». 231 Святитель Филарет Московский также видит в псалме «проклятие на Иуду»: «Этот псалом есть слово Христа, молитвенное о Себе и пророчественное о Своем предателе». 232 Стих 1: «Боже хвалы моей! Не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые (слав.: уста грешнича) и уста коварные (слав.: уста льстивые)». Эти слова являются молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу, в которой Он просит, чтобы Отец прославил Его как Бога, несмотря на неверие и предательство Иуды. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится как человек, исполняя меры естества человеческого; а как Бог приемлет Он молитвы искренне молящихся. Ибо и божественном Евангелии нарицает оное славою и говорит: прииде час, да прославится сын человеческий ( Ин.12:23 ). А устами грешника и устами льстиваго наименовал Иуду, потому что тайно договаривался он с иудеями о предательстве». 233 Святитель Афанасий Великий толкует немного иначе: «Уста грешнича – т.е. уста диавола, потому что он поистине грешник. Уста льстивого, т.е. Иуды, потому что оба говорили против Христа». 234 Стих 8: «Да будут дни его кратки и достоинство его да возьмет другой». Апостол Петр, в речи, предшествовавшей избранию апостола на место отпадшего Иуды ( Деян.1:16–23 ), приводит слова псалмов 68 и 108, как относящиеся к предателю Иуде: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; … В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс. 68, 26 ); и достоинство его да приимет другой ( Пс. 108, 8 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Вообразив Ильинскую церковь и шестилетнего мальчика, читающего Апостол, невольно вспомнишь беседу Спасителя с будущими апостолами: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18, 1-4). Покойный отец, обучая сына грамоте, очевидно, читал Святое Писание, засевая в душу послушного отрока любовь ко Всевышнему и ближнему, приучая к смирению и уничижению. А посему Ваня Попов рос кротким, и сроду не хвалился тем, что в шесть лет с Божией помощью читал в церкви Апостол и Псалтирь. Хотя, повторим, чтение на церковнославянском наречии даже избранным книгочеям бывало не по силам, к сему и грамотев-то среди крестьян днем с огнем, а ночью с лучиной не сыщешь. Смалу не любил будущий святитель, когда его хвалили. Будучи взрослым, прочёл статью в газете, где – сплошная щедрая хвала. Похоже, не из лести, из восхищения, выдумали сочинители, что Ваня Попов на Пасху Христову читал в церкви богослужебные книги, будучи четырёх лет от роду. Смутился будущий святитель, досадливо поморщился и письменно ответил: «…Говорится, что я чтырехъ лтъ на пятомъ читал уже Апостолъ за лumyprieю . Это слишкомъ много сказано! Этого пропустить уже нельзя, иначе это можетъ подать инымъ новодъ думать обо мн что нибудь необычайное, или приравнивать меня, Богъ знаетъ, к кому! Нетъ, это было далко не такъ. Чтырёхъ лтъ на пятомъ я лишь началъ учиться грамот и не у кого либо другого, а у своего отца, который, будучи долго боленъ, почти всегда лжалъ в постели. Апостолъ же я читалъ не въ Пасху, а въ Рождество Христово. Я это очень хорошо помню, и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. после смрти отца моего (в 1803 г.). Следовательно, я читалъ Апостолъ, когда былъ шести лтъ на сдьмомъ…» Но вернёмся воображением в Ильинскую церковь, где шестилетний Ваня Попов читал книгу Апостол… Подившись эдакому чуду, прихожане печально вздыхали, ибо парнишка удручал бедным одеянием:

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/14/...

Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына,- как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? Филарет, митрополит Московский (114, 214-215).  БЛАГОДАРЕНИЕ Жертва хвалы Такой жертвы требует от нас Бог: Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115, 8). Эта жертва Ему угодна, как говорит Пророк: " Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец " (Пс. 68, 31-32). Эту жертву должны приносить христиане вечером, утром и в полдень, по примеру Псалмопевца: " Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять " (Пс. 54, 18). Лучше же во всякое время благословлять Господа, как тот же Пророк Божий говорит о себе: " Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих " (Пс. 33, 2). Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь. Святитель Тихон Задонский (104, 40). Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за все дарованное, чтобы за это дать нам еще большее воздаяние. Святитель Иоанн Златоуст (38, 560). Прошел ли день благодари Даровавшего нам солнце для исполнения дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских нужд (8, 62). Надеваешь хитон-благодари Давшего; облекаешься в плащ усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы для зимы и лета, сохраняющие нашу жизнь. Святитель Василий Великий (8, 62).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Замечаем по себе, что сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное,- неспокойны, даже если и стараемся успокоить себя и никто из других людей не беспокоит нас. Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Замечаем еще за собою, что желания наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это такое было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять ищет оно Бога, и Бог есть единое истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженными навеки. Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но и смотреть сквозь него, становится окном в невидимое. Филарет, митрополит Московский (113, 25). ...Сверхъестественное Кого Бог просвещает озарением, тем дает видеть сокровенное в Божественном свете; и просвещаемые видят это по мере любви и хранения заповедей и посвящаются в глубочайшие и сокровенные таинства (59, 104). Дарующий нам то, что выше чувства, дает нам благодатью Святого Духа и другое чувство, выше прежнего, чтобы мы им чувствовали чисто и ясно Его дары, превосходящие чувства. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 553). В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 95). " ...Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " Христос, Спаситель наш, учит: " Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11, 27). И святому Петру говорит: " Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " (Мф. 16, 17). Отсюда видим, что для познания Бога нужно откровение. 389 Слово Божие проповедует Бога, но без Бога - Бога познать мы не можем. Слеп и темен наш разум: он требует просвещения от Самого Бога, Который творит свет из тьмы. Надо внимать светильнику Божиего слова, но просвещения просить от Самого Бога. Только вышеестественный свет разгоняет тьму. Святое Писание наш светильник, но нужно чтобы открылось внутреннее око, способное видеть этот сияющий светильник. Слепой не видит, надо иметь зрячие глаза. Поэтому пророк молится: " Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего " (Пс. 118, 18). Святитель Тихон Задонский (104, 196). Бог для всех непостижим и неизмерим, кроме тех, которые вкусили принятое от Него же Самого и сознают свою немощь. Преподобный Макарий Египетский (33, 201). Не ты познал Бога через праведность, но Бог познал тебя по благости. Святитель Василий Великий (7, 269). Помни: Бога без Бога познать мы не можем. И чем более кто познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его. Святитель Тихон Задонский (82, 363). Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек (108, 274).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Иисус Христос, пожив на земле тридцать три года с половиной, совершил дело спасения людей, явственно показав Свою Божественную силу; Невинный, Он предал Себя на мучения, чтобы избавить грешный мир от вечных мук; не возбранил распинателям пригвоздить пречистые руки Свои ко кресту и лить пречистую кровь Свою. Бесстрастный Бог, Он пострадал за людей, Бессмертный – умер; после смерти в третий день, как Бог, Он воскрес; по воскресении много раз явственно являлся верующим в Него благочестивым людям. Когда наступил день вознесения Его на небо, собрав избранных Своих, Он сказал им: «Вот исполнилось то, что Я говорил: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ); идите во весь мир и проповедуйте все, что слышали от Меня: кто послушает вас, уверует в Меня и крестится, тот спасен будет; а кто не уверует, осужден будет ( Мк.16:16 ); Я буду всегда с вами, до скончания века ( Мф.28:20 )». Сказав это, Он благословил их и вознесся на небо. Избранные Им двенадцать апостолов пошли ко всем народам, проповедовали богооткровенную веру. Господь поспешествовал им повсюду, являя чрез них чудодейственную силу Свою: исцеляя больных, изгоняя бесов, соделав верующих в Него неустрашимыми пред лицом мучителей своих, призывая грешников к покаянию, неверующих приводя к вере. Многие народы приняли крещение. Избранные Им святые апостолы написали все, что Господь говорил и чему учил и что сотворил, живя на земле. Верующие в Господа Иисуса Христа называются христианами. Души тех христиан, которые при жизни своей жили благочестиво, по смерти не бывают низводимы во ад, не предаются диаволу, но, чистые и светлые, возносимы бывают в места светлые и блаженные, и тела некоторых из них по смерти остаются нетленными. Многие больные, приходящие к святым мощам для поклонения, получают исцеления, бесноватые – от бесов освобождение. Таковые христиане, угодившие Богу, называются святыми. Святых угодников Божиих много; из них особенно прославившиеся в нашей стране: святитель Николай, целитель Пантелеймон, святитель Иннокентий Иркутский. Святые угодники Божии и при жизни своей силой Божией исцеляли больных, изгоняли бесов, иные воскрешали мертвых, и по смерти помогают тем, кто с верой призывает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Крестная смерть Сына Божия была следствием любви Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Эти слова и раскрывают с наибольшей полнотой «великую тайну» Боговоплощения и крестной смерти Спасителя. Из них следует, что Бог принес в жертву Своего Сына по любви ко всему миру, а не к какому-либо отдельному народу или какой-либо группе людей. Спасение Из этих же слов вытекает, что спасение и жизнь вечная становятся достоянием только тех, кто уверовал во Христа. Перед Своим вознесением на небо Иисус сказал ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:15–16 ). Без веры в Иисуса как Бога и Спасителя, без принятия Крещения и жизни по Его заповедям спасение невозможно. Спасение – важнейший термин христианского богословия. Боговоплощение, согласно Символу веры , произошло «ради нашего спасения». Для этой же цели Сын Божий жил на земле, совершал чудеса, наставлял людей, пострадал, умер на кресте и воскрес из мертвых. «Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим Воскресением», – говорит святитель Филарет 49 . Агнец Божий. Барельеф монастыря Сан-Пере-де-Родес. Испания. 10 век Человек не может спастись своими силами: это один из основных постулатов христианского богословия. Чтобы спастись и достичь соединения с Богом, нужен Спаситель. Таким Спасителем для всего человеческого рода стал Иисус Христос, пострадавший и умерший за людей. Его Божественная благодать 50 спасает тех, кто уверовал в Него и живет по Его заповедям. Отвечая на вопрос, за всех ли людей пострадал и умер Христос, святитель Филарет Московский пишет: «Со Своей стороны Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за всех людей и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях... Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания своей плоти с её страстями и похотями» 51 . На вопрос о том, почему страдания и смерть Иисуса Христа для нас спасительны, святитель отвечает: «Потому, что Он воскрес, и этим положил основание нашему блаженному воскресению» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мудрый Филарет († 1867), митрополит Московский, стоял за необходимость перевода, а милостивый Филарет († 1857), митрополит Киевский, явился прямым противником перевода. Каждый из них имел в пользу своего мнения достаточные основания – в последовавшее за тем время перевод, как известно, исполнен был. Согласно чаяниям московского святителя, он содействовал успехам просвещения. Однако сбылись опасения и киевского святителя, так как на почве пользования новым русским переводом Библии развились и окрепли новые виды рационалистического сектантства, каковы штундизм и пашковщина. Между тем оба эти святителя справедливо почитались и почитаются как мужи высокого духа и великие предстоятели пред Богом. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:130 ). Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:9 ). Глава 9. Русские святые из мирян 134 Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. ( 1Тим.2:34 ). Среди гор и лесов юго-западного края, поближе к Червонной Руси, есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преподобного Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной Церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все эти лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели праведность и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010