«Когда Он воссел одесную Бога Отца, когда посредством Святаго Духа действительно начал устроять из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей, — Церковь Свою, — говорит митрополит Филарет Московский, — царствие это из Иудеи во все страны света распространилось с такой скоростью, что при жизни апостолов простиралось уже от Индии до Испании, от Скифии до Ефиопии, и с такой силой, что победило кровью мученичества гонение кесарей; тогда, не обинуясь (уклоняясь), могли апостолы сказать Господу на Его предсказание, что воистину, еще не вкусив смерти, видели они Царствие Божие, пришедшее в силе». Но слова Господа, ради пользы душевной, можно объяснять и в духовном смысле. «Царствие Божие внутрь вас есть», — говорит Он в другое время (Лк. 17:21). По изъяснению апостола Павла, оно есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Где Господь со Своей благодатью, там и правда, и мир, и радость о Господе, там и рай, и Царство Небесное. И Господь Сам сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Чтобы не затворились перед тобой двери Царства Небесного в будущей жизни, позаботься, чтобы это Царство Божие заранее сошло в твое сердце, чтобы, когда настанет для тебя час исхода из этой жизни, тебе иметь уже в своем сердце верный залог и как бы начаток будущего блаженства в таинственном общении с Господом в Его благодатном приближении к твоему сердцу. Правда, «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20); не следует усиленно искать благодатных утешений, которых мы никогда не должны считать себя достойными, но все же Господь обещает Своим последователям: «Придите ко Мне... и Я успокою вас»  (Мф. 11:28)... Хочешь ли ощутить чувством сердца этот внутренний покой с Господом? Помни, что только «чистые сердцем Бога узрят»: значит, трудись для очищения своего сердца от всего, что может осквернить его; соблюдай заповеди Христовы, с радостью неси крест, какой Бог пошлет, и больше всего старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, по слову Христову: «если... не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»  (Мф. 18:3). Будь верным сыном матери своей Церкви, и ты еще на земле сердцем познаешь, что есть Царствие Божие, ощутишь силу его, внидешь во врата его... «В ком прежде смерти нет Царствия Божия, пришедшего в силе, — говорит святитель Филарет Московский, — тот после смерти не придет в Царствие Божие, пребывающее в славе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Таковыми были Досифей Самарянин, называвший себя христом, Симон волхв, тоже Самарянин, хотевший купить за деньги дары Духа Святого и дерзко споривший с апостолом Петром; Менандр, ученик Симона, Февда, который увел за собой множество Иудеев на берег Иордана, обещая разделить воды подобно Илие и Елисею; какой-то египтянин, упоминаемый в книге «Деяния святых апостолов», и другие. «Война, как говорит Господь, будет двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов; но первая гораздо жестче, потому что откроется при обстоятельствах смутных и ужасных, когда люди будут находиться в страхе и смущении» (свт. Иоанн Златоуст). ТАКЖЕ УСЛЫШИТЕ О ВОЙНАХ И О ВОЕННЫХ СЛУХАХ. СМОТРИТЕ, и как бы ни были страшны эти слухи, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ, ИБО НАДЛЕЖИТ ВСЕМУ ТОМУ БЫТЬ. Не бойтесь, что при этом смятении прекратится проповедь Евангелия: все, что Я сказал, сбудется без всякого вреда для нее. «Если бы события происходили случайно, — говорит митрополит Филарет Московский, — то нельзя было бы поставить предел страху; но когда знаете, что все события, не только благоприятные, но и могущие потревожить и устрашить, каковы известия о «войнах и военных слухах», бывают как «надлежит быть», под невидимым управлением Промысла Божия, в направлении к благим целям Божеского мироправления, тогда хотя бы все народа мира восстали, чтобы устрашить вас, этот страх, если уповаете на Бога, может быть так мал, как малы пред Богом все народы, а они, по слову пророка, «как капля из ведра и... как пылинка на весах» (Ис. 40:15). Итак, храните веру, правду, упование на Бога, и не будьте боязливы, вверяя себя Божию Провидению»... «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». Святитель Филарет Московский замечает: «ум пытливый может сказать: каким образом «надлежит быть» и таким событиям, как брани, бедствия, страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения? Это возражение может показаться сильным, но на самом деле оно только дерзновенно, потому что через него земной прах покушается взлететь на небо, судить Творца и Судию мира и постигнуть тайны Его мироправления. Дадим совопроснику краткий ответ. Не слышал ли ты, что Христос о бранях и о бедствиях Своих последователей сказал: «надлежит всему тому быть»? Можешь ли сомневаться в том, что Христос есть самая Премудрость, самая Правда, самая Благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, «надлежит быть», то непременно бывает и будет сообразно с премудростью, правдой и благостью? Можешь это усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

 -Отец Олег, это, наверное, все-таки вы должны советовать как священник. Я могу сказать, что, безусловно, каждый человек в церковь приносит свое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, бывает ревность не по разуму. Мы видим, к сожалению, что бывают не только радикальные исламисты, но и радикальные православные, которые используют недопустимые вещи для вроде бы хороших дел. Для того, чтобы нести веру христову, учить добру. И это добро пропагандировать. Но, к сожалению, эта ревность не по разуму приводит к обратным результатам. Хотя я думаю, что они находят и среди отцов оправдание своим действиям. Часто приводится случай, когда Николай Угодник дал пощечину Арию и цитата Златоуста, что можно освятить десницу…Думаю, что они содержат эти слова в уме, когда творят какие-то такие странные вещи.  -Мне представляется, что святые отцы, когда они прибегали к каким-то радикальным средствам- это было проявление любви. Я думаю, что святитель Николай просто испытал ужас по поводу Ария, который начал богохульствовать. И не зная, как его остановить- человек просто погружался в преисподнюю, когда изрыгал эти богохульства-он просто ударил его. Как если бы ребенок тянул руку к электричеству, и его могло ударить сильным разрядом тока, родитель отшвырнет ребенка. И вот действия отцов иногда внешне могли выглядеть как такое слишком спонтанные, экспрессивные, но это связано с любовью. Потому что когда мы читаем первое послание Коринфянам, 13 глава, там сказано: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви - то я ничто. 3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. То- есть если ты не имеешь веры и любви, то какой толк от твоей догматической начитанности?  Здесь важно понять мотивацию. Почему человек ведет себя экспрессивно? Ведь Бог прежде всего судит наши намерения. Какие у нас намерения. А когда меня приглашают на какие-то мероприятия, я говорю, что я пойду только в том случае, если мне разрешат рассказать вот этим людям, которые протестуют, что они должны сделать, чтобы измениться. А просто идти и позорить людей, или поливать грязью- это не по- христиански. Потому что святые отцы нам заповедовали не подходить к человеку, если ты, видя его какие-то недостатки, не можешь ему предложить какой-то выход из этой ситуации. А ведь зачастую молодые люди ведут себя очень странно. Мне рассказали недавно случай: конгресс молодежи заграницей. Там один молодой человек из числа московских миссионеров, просто подсаживался к разным людям и поливал московских священников грязью как мог. Причем самым бесстыдным образом. Во всех этих случаях он ни разу не созванивался с этими священниками. Не высказал озабоченности по поводу тех обвинений, которые он предъявляет в их адрес.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

А.И. Дворжанский Скачать epub pdf Детство, учеба, монашество В семье причетника Воскресенской церкви Павловского Посада Богородского уезда Московской губернии Димитрия Егорова 30 мая 1784 года родился сын, которого при святом крещении нарекли Иларионом, что с греческого означает «тихий». Это имя как нельзя лучше подошло к мальчику, который с детских лет отличался тихим нравом и смирением, за что в Московской Перервинской семинарии, куда его отдали учиться, они получил свою фамилию – Смирнов. Может быть, именно здесь и запали в его душу слова Апостола Павла, писанные им к Тимофею, которые нарисовали ему образ истинного служения Иисусу Христу. До конца своих дней он помнил данный Апостолом «рецепт» праведной жизни, умещающийся в нескольких словах: «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4:12 ). Свое образование Иларион Смирнов продолжил в семинарии Троице-Сергиевой Лавры, которую окончил в 1805 году и был оставлен в ней учителем, а через четыре года уже был назначен префектом (инспектором) семинарии. В том же 1809 году Иларион стал монахом, – дабы, отрешившись от обычных мирских страстей, всецело обратить себя на служение Господу Богу, свой путь духовного восхождения к Которому он постоянно выверял, вспоминая слова Апостола: «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрыми подвигами веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван…» ( 1Тим. 6, 11–12 ). К этому обязывало его и полученное им при пострижении новое имя – Иннокентий (в честь Иркутского Чудотворца), что означает невинный. Чтобы быть этого имени достойным, приходилось вести непрестанную борьбу с любыми проявлениями собственного «я» – самолюбием, самомнением, самоугождением. Помогало ему в этом постоянное обращение к Господу нашему Иисусу Христу. «Имя Иисуса Христа, как пламенное оружие в руках серафимов, ограждает нас от нападения искушений. Пусть это одно неоцененное великое имя пребудет в сердце нашем. Пусть это имя будет и в уме, и в памяти, и в воображении нашем, и в глазах, и в слухе, и на дверях, и на празе, и за трапезой, и на одре. Оно укрепит ум наш на врагов и, подавая вечную жизнь, научит нас мудрости без всякого мудрования», – учил он тех, кто обращался к нему за помощью в своей борьбе со страстями. И сам всегда помнил об этом, и жил этим, «укрепляясь в благодати Христом Иисусом» ( 2Тим. 2:1 ), как заповедовал своим последователям Апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Архив Проповеди Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Иоанн Богослов в молчании Белозерск. 1679 г. Если я говорю языками человечес­кими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1-2, 13). Други наши, сегодня день преставле­ния святого апостола и евангелиста Иоан­на Богослова и сегодня же день прослав­ления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апо­стола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неиз­менно согревает души наши. Долго, очень долго он один был власти­телем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Про­мысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего из­бранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Про­славление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожив­шая обретением нетленных его мощей, вли­ваются в мощный поток церковной памя­ти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещ-нице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христи­анства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий уда­ленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, поче­му так соединил Господь двух избранни­ков Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим при­стальнее на жизнь их и почерпнем из ис­точника приснотекущего живую воду, да­ющую бессмертие душе.

http://pravoslavie.ru/put/041008115649.h...

Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей – этих духовных цветов. Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождения от Неё Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: Се, дева во чреве пришлет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14; Мф.1:23 ), то просила Бога, чтобы Он удостоил Её быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама – и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему ( Лк.1:38 ). По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии – всё это Божия Матерь слушает со смирением, на всё смотрит смиренно и слагает в Своём сердце ( Лк.2:19 ). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Её Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог . Мы Её видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его ( Лк.8:19–21 ). «Говоря таким образом, – рассуждает святитель Московский Филарет, – Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поскольку слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своём. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведённом изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», – сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» ( Филарет Московский , свт. Слова и речи. Ч. 1. М., 1845. С. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор.13:1—2,13). Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. Святая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова три раза в году, и память о нем всегда неизменно согревает души наши. Долго, очень долго он один был властителем нашего внимания и любви в этот день, 26 сентября. Но вот три года назад Промысел Божий властно поставляет рядом с апостолом любви еще одного своего избранника — Первосвятителя, Патриарха Московского и всея России Тихона. Прославление Первосвятителя, состоявшееся именно в этот день, и память о нем, ожившая обретением нетленных его мощей, вливаются в мощный поток церковной памяти, хранящей волей Божией предания о каждом человеке, жившем Богом, жившем Церковью, и особо поставляющей на свещнице праздников церковных имена тех, кто во всей полноте исполнили жизнью своей волю Божию и учение Божие. Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства и звено последнее — святитель–мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности, и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя . По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский , вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий . Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который прочитал громко: " Тихон , митрополит Московский - аксиос " . Ликующее тысячеустое " аксиос " сотрясло огромный переполненный храм. По отпусте знаменитый своим могучим басом протодиакон Успенского собора Константин Ро­зов возгласил многолетие: " Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России " . В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подво­рье . Весть об избрании его патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Киевским Владимиром, Петроградским священномучеником Вениамином и Тифлисским Платоном . После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: " ...Сейчас я изрек по чиноположению слова: " Благодарю и приемлю и нимало вопреки гла­голю " . ...Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки на­стоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: " Плач, и стон, и горе " , и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль . Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею , и мне придется говорить ко Господу: " Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя все­го народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ре­бенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня " ( Чис. 11, 11 -14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло поми­мо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию " .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Исаии гл. 38. Из этой главы в Катехизисе делается такое же употребление, какое мы видели выше относительно 14 гл. книги Исход; но только там вопрос касался Моисея, а здесь – пророка Исаии, который, в удостоверение истины предсказания своего о выздоровлении царя Езекии, «возвратил солнечную тень на десять степеней» 829 . Эти последние слова в Катехизисе относятся собственно к 8 стиху указанной главы и вполне соответствуют подлиннику, что всякий может видеть, сличив их хотя с Синодским изданием русского перевода Библии. Исаии 53, 5. Он страждет за наши преступления, поражается за наши беззакония; на Нем наказание для спасения нашего, ранами Его мы исцеляемся 830 . Перевод Макария: Он изранен был за преступления наши, и избит за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и от ран Его мы исцелеваем. Перевод Синодского издания 1875 года: Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего (было) на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все три перевода более или менее точно передают не только смысл, но и слова еврейского подлинника, равно как и близки к переводам LXX и славянскому; но насколько два последних, особенно же перевод Синодского издания, превосходят перевод Филарета своею точностью и близостью в отношении к подлиннику и переводам LXX и славянскому, настолько же уступают ему в ясности. Мы в особенности говорим о передаче слов подлинника: musar schelomenu alaiv словами: наказание мира нашего на Нем, не довольно понятными в славянском и означенных русских переводах, между тем как те же слова подлинника получают ясность в переводе Филарета: на Нем наказание для спасения нашего 831 . Иеремии 17, 5. Так говорит Господь : проклят человек, который надеется на человека, и плоть поставляет себе подпорою, а от Господа отступило сердце его 832 . Перевод Макария: так говорит Иегова: проклят тот человек, кто надеется на человека, и плоть считает своею опорою; а от Иеговы отклоняет сердце свое. Перевод Синодского издания 1875 года: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Сличая все эти три перевода с подлинником еврейским, мы приходим к убеждению, что ближе всех к подлиннику стоить перевод святителя Московского, как по передаче слов подлинника, так и по распорядку слов в переводе. Так напр. евр. слово: som точнее передано в переводе Филарета словом: поставляет, нежели как оно передано в переводе Макария: считает, или в Синодском издании: делает 833 ; равным образом и в распорядке слов перевода в Катехизисе Филарета представляется верное следование подлиннику (здесь речь конечно о последних словах), а между тем напр. Синодское издание удаляется от порядка слов подлинника в последнем предложении, не говоря уже о вставке слова: который, не имеющего для себя основания в подлиннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет России от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 24)… Памятуйте же, отцы и братие, и канонические правила, и завет святого апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры», уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях… Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову: и Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь ( 2Кор. 13: 11 ). Смиренный Тихон, Божией милостию Патриарх Московский и всея России всем верным чадам Православной Российской Церкви Возлюбленные о Господе братие и чада! Долг архипастырской любви, объемлющей болезни и скорби всего православного народа русского, повелевает нам снова обратить к вам наше отеческое слово… Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее. Где же причина этой длительной болезни, повергающей одних в уныние, других – в отчаяние? Вопросите вашу православную совесть, и в ней найдете ответ на этот мучительный вопрос. Грех, тяготеющий над нами, – скажет она вам, – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох, и трость, и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (см. Ис. 3: 1–3 ). Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (см. Иов: 12: 25). Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010