В январе текущего года, при первом посещении Троицкой Сергиевой лавры и духовной академии, новый Архипастырь Московский, Высокопреосвященнейший Леонтий, в беседе с профессорами и служащими академии, между прочим, говорил, что академическая церковь очень нуждалась бы в расширении и улучшении. Обратив свое внимание на эту потребность, он выразил надежду, что при помощи Божией, ему удастся достигнуть её удовлетворения. Добрые надежды очень часто в жизни остаются лишь надеждами; но на этот раз исполнение высказанного желания последовало с удивительной быстротой. В январе, когда впервые выражена была мысль о потребности расширения и улучшения академического храма, в распоряжении академии не было, как говорится, ни гроша для осуществления этой мысли, а между тем к началу июня уже составлен был широкий план предположенных построек, четвёртого числа этого месяца состоялось торжество закладки, а к 20-му числу сентября все дело совершилось и новый академический храм, расширенный, благоустроенный и украшенный, вполне готов был к освящению. Никаких официальных ходатайств об ассигновании сумм в данном случае не потребовалось. Свет оказался не без добрых людей, и все устроилось благодаря усердию частных благотворителей. Во главе этих добрых людей стал сам преосв. Владыка, а его благому почину усердно и щедро последовали церковный староста и почетный блюститель академии и многие другие благотворители как из сторонних лиц, так и из бывших питомцев академии 1 . Войдя в лаврские ворота, богомолец может заметить, что над густыми деревьями сада величественно возвышается осенённая святым крестом глава, не скромная белая, как было прежде, а ярко блестящая новою позолотой. Изящные, украшенные красивою резьбой и крестом, ворота всем указывают неведомый прежде для многих путь к академическому храму. По широкой аллее сада богомолец вступает в расписное каменное крыльцо старинных царских чертогов, составляющих в настоящее время главный корпус академических зданий, а затем вновь устроенные обширные сени и чугунная лестница прямо приводят его к церковным дверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту присвоено звание почетного члена Санкт-Петербургской православной духовной академии 29 мая 2014 г. 11:41 28 мая 2014 года в продолжение официального визита в пределы Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский Неофит посетил Санкт-Петербургские духовные школы . Его Святейшество сопровождали: митрополит Видинский Дометиан, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, митрополит Русенский Наум, генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви , начальник Синодального богослужебного отдела архимандрит Дионисий (Мишев), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , а также генеральный консул Республики Болгария в Санкт-Петербурге П.Х. Несторова; со стороны Русской Православной Церкви — первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Представительства Русской Православной Церкви в Болгарии иеромонах Зотик (Гаевский), сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев. У парадного входа академии высокого гостя встречали ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий , учащие и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ. Святейший Патриарх Неофит в сопровождении владыки Амвросия проследовал в академический храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова и поклонился чтимой иконе Божией Матери «Знамение». Приветствуя Предстоятеля Болгарской Православной Церкви, архиепископ Амвросий отметил, что Его Святейшество хорошо знаком с системой духовного образования Русской Православной Церкви, поскольку обучался в аспирантуре Московской духовной академии . По словам владыки, Болгарию, ее народ и Церковь связывает с Санкт-Петербургскими духовными школами многолетняя дружба и сотрудничество: «В дореволюционный период кандидатские диссертации в Санкт-Петербургской духовной академии защитили почти тридцать студентов из Болгарии… Связь наших стран не прерывалась никогда — даже в трудные советские годы.

http://patriarchia.ru/db/text/3662917.ht...

Этот аскет-профессор, этот инок-мирянин, с подвижнической жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами, это было необыкновенное явление. Оно едва ли повторится. Оно было созданием особого духовного строя в известный период Московской академии.... Гиляров-Платонов Летом 1828 года бакалавр Московской духовной академии иеромонах Афанасий, посланный ревизором в Костромскую семинарию, облюбовал для академии бойкого шестнадцатилетнего философа Александра Горского. Спустя пять лет, в августе 1833 г. конференция Московской академии вызвала из Московской семинарии бакалавром на церковную историю многообещающего магистра восьмого курса Александра Васильевича Горского. Прошло 42 года и наша академия лишилась своего ректора, – ученого, известного в России и за границей, протоиерея Горского. Это случилось 25 лет тому назад 11 октября 1875 года. Московская духовная академия, взявшая себе Горского с лет его отрочества, только на один год его отпустила от себя в близкую семинарию, оплакала кончину, похоронила его останки вблизи своих стен и «гроб его с нами»... Он принадлежит академии, этот достойнейший из её сынов, слава русской науки, украшение родной церкви. День 25-летия со дня его кончины наш академический великий праздник, а вместе с тем и праздник русского духовного просвещения. Прося снисхождения и терпения просвещенного собрания, я попытаюсь рассказать жизнь Александра Васильевича, как изображает ее мертвая бумага и живое наше академическое предание 1 . I. Воспитание Горский родился в Костроме в 1812 году (16 августа). Семья Горских была видная в городе. Отец – Василий Сергеевич, получил образование в Троицкой Лаврской семинарии и был сначала профессором своей Костромской семинарии, затем перешел в собор в священники. Оставив должность преподавателя, он сделался смотрителем духовного училища, а получив сан протоиерея кафедральнаго собора, оставляет и смотрительство, ограничиваясь уроками в дворянских семействах. Письма Василия Сергеевича заставляют видеть в нем интеллигентного по своему времени человека, бывшего профессора российской словесности и красноречия, не лишенного поэтического чувства, с умом крепким от природы, с здравомыслием, не поврежденным наукой, с определенными нравственными устоями 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 11 апреля 2024 г. 15:40 Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 28.05.1930–26.01.2024 26 января 2024 года на 94-м году жизни преставился ко Господу старейший архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Анатолий (Кузнецов). PDF-bepcuя. Преосвященный Анатолий (в миру  Евгений Власович Кузнецов) родился 28 мая 1930 года в городе Иркутске в многодетной семье инженера Власа Игнатьевича Кузнецова. Мать, Мария Ильинична, происходила из священнического рода. В 1937 году, в период массовых политических репрессий, отец Евгения был арестован и расстрелян.  С раннего детства Евгений, воспитывавшийся в православной семье, полюбил церковные богослужения и уже в юные годы стал прислуживать в алтаре местной приходской церкви.   В 1945 году по окончании средней школы (тогда семилетки) Евгений стал служить алтарником в Крестовоздвиженской церкви города Иркутска. С 1947 по 1949 год исполнял обязанности псаломщика в Воскресенской церкви села Верхоленского под Иркутском, а в 1949 году стал иподиаконом архиепископа Иркутского и Читинского Палладия (Шерстенникова; †1976).   Осенью 1949 года поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году по первому разряду. Во время обучения в семинарии был призван в Советскую армию, проходил службу на Тихоокеанском флоте в 1951–1954 годах. Тридцать первого октября 1954 года архиепископом Палладием был рукоположен в сан диакона, после чего продолжил богословское образование в Московской духовной семинарии. Первого июля 1956 года архиепископом Можайским Макарием (Даевым; †1960) был рукоположен во пресвитера в храме Положения Ризы Господней на Донской города Москвы. В 1956 году был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1960 году со степенью кандидата богословия. Решением Ученого совета академии был оставлен при МДАиС профессорским стипендиатом на кафедре Священного Писания Нового Завета Московской духовной семинарии. С 1966 года — преподаватель на кафедре Священного Писания Ветхого Завета в Московской духовной академии. С февраля 1967 года — доцент Московской духовной академии. Одиннадцатого октября 1960 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого мученика Анатолия Никомидийского в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В октябре 1963 года возведен в сан игумена, а к Пасхе 1968 года в сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Варфоломей (Ремов), архп.б. Сергиевский-Загорский, вик.Московской епархии Сын священника Успенской на М.Дмитровке церкви г. Москвы. Монашество принял в академии. В 1912 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен исп.должность доцента академии в сане иеромонаха. В 1914 году получил степень магистра богословия за свой труд «Книга пророка Аввакума». Введение и толкование. (Сергиев Посад). И утвержден доцентом. Год возведения в сан архимандрита неизвестен. С 1916 года экстраординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. 28 июля 1921 года хиротонисан во епископа Сергиевского-Загорского, вик.Московской епархии. После закрытия Московской духовной академии настоятельствовал в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Последовательно после Петровского монастыря настоятельствовал и старчествовал в храме Рождества Богородицы, что на Путниках. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа. Последние годы жизни провел на покое. Скончался 26 июня 1936 года. Был знатоком церковно-славянского языка. Митр. Сергий дал ему ответственное послушание – исправлять все церковные службы, песнопения и акафисты, поступающие в Московскую Патриархию на отзыв. Добросовестно нес он свое послушание до дня кончины, отметая опытной рукой цензора и знатока своего дела все мусорное, плагиатное и оставляя бисеры в наследие Русской Православной Церкви. Труды: «Книга пророка Аввакума» Введение и толкование. (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1913. «Пророк веры». «Богосл. Вестн.» 1914, январь, стр.13. «Пророк последних дней первого Иерусалима». (Юбилейный сборник). Год неизвестен. Рецензия: Рождественский Д.В. прот. «Учебное руководство по Священному Писанию », ч.1. «Христианин». Год неизвестен. Статья: «Об изучении Священного Писания ». «Христианин». Год неизвестен. Указ. на лит. труды «Богосл. Вестн.» 1915, Χ-ΧΙ-ΧII, стр.65 (отчет). «Какой должна быть обличительная проповедь ». «Голос церкви» 1914. «Поем воскресшему из мертвых». (Из пасхальных размышлений).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49403.html 14 января 2008 Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста Источник:  http://bogoslov.stack.net Богослов Почему так велико значение святителя Иоанна Златоуста для христианской Церкви? Как правильно понимать слова св. Иоанна Златоуста о чистоте священства? Почему гонителями св. Иоанна Златоуста были архиереи? На эти и другие вопросы отвечает заслуженный профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Алексей Ильич, каково значение св. Иоанна Златоуста для христианской Церкви? – Нет ни одного христианского народа, который бы не знал имени этого великого святителя. Его слава широко зазвучала уже при жизни, она еще более распростра­нилась после его страдальческой кончины вдали от родной кафедры. Благодарные потомки вот уже 1600 лет с благоговением вспоминают его имя, назидаясь святостью его жизни и подвижническими трудами во имя Христово, не перестают молитвенно обращаться к нему. Церковные труды святителя Константинопольского охватывают, можно сказать, все сферы христианской жизни, включая и самый широкий круг богословских наук. Всюду он показал себя удивительно творческой личностью, ставшей примером для огромного числа не только его современников, но и всех последующих поколений христиан народов Востока и Запада. Его поразительная по масштабам деятельность оказала могущественное влияние и на народы славянские во всех, фактически, сторонах их жизни: духовной, нравственной, на­учно-богословской, церковно-практической, социальной, культурной, политической, эко­номической и др. Поэтому его имя считается у них до сего дня непререкаемым авторитетом в разрешении многих вопросов христианской веры и жизни. Особенно большое влияние оказало его ревностное, не превзойденное в своем искусстве проповедническое служение, ставшее образцом для каждого пастыря-проповедника слова Божия.

http://religare.ru/2_49403_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как св.Даниил Московский космонавтам помогал 12 апреля - День космонавтики 01.04.2005 459 Время на чтение 6 минут Святой благоверный князь Даниил Московский не прославился великими ратными подвигами, как его отец Александр Невский или внук Дмитрий Донской, но также считается покровителем русского воинства. Почему же имя св. Даниила стоит среди имен самых великих святых земли Русской? Заслуги святого Даниила не в победоносных битвах, а в мудрости, с которой молодой князь выигрывал сражения, не пролив ни капли русской крови. Он мирил своих старших братьев, шедших друг на друга в междоусобных бранях, уходил от кровопролитных столкновений с татарами и собирал Русь вокруг своего крепнущего на глазах Московского княжества. А недавно я узнал, что благоверный князь Даниил Московский является еще и покровителем... космонавтов. Вот что рассказал вашему корреспонденту доцент Военно-воздушной академии имени Гагарина, доктор философии полковник В.В.Петров. Радиограмма из космоса - Валентин Васильевич, как сложилось сотрудничество космонавтов со Свято-Даниловым монастырем? - Я веду занятия в академии и отряде космонавтов вот уже тридцать лет. Сейчас, кроме своей специальности, преподаю основы православной культуры. Но еще в советское время возил курсантов академии в Троице-Сергиеву лавру. В ту пору ректором Духовной академии в Лавре был владыка Филарет. С ним мы очень хорошо взаимодействовали, и наши отношения сохранились, когда владыку перевели в Свято-Данилов монастырь. Поэтому мы к нему и обратились в декабре 1987 года... Тогда Владимир Титов впервые полетел в космосна год. Наступал год Тысячелетия Крещения Руси. Когда встал вопрос о том, кто полетит, весь отряд проголосовал против кандидатуры начальства и за то, чтобы полетел Владимир. Мы считали, что лучше, чем он, никто не подготовлен. Человек он, кстати, православный, сибиряк. До этого уже трижды стартовал в космос. Первый раз был отказ - корабль не состыковался со станцией. Второй раз, в 83-м году, корабль взорвался на старте, и только благодаря нашей технике ребята остались живы. Они катапультировались с высоты выше ста метров. Это достаточная высота, чтобы уцелеть (американцы при таких же обстоятельствах потеряли троих космонавтов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Первым словом Христа, когда Он впервые вышел на общественное служение, был призыв: «ПОКАЙТЕСЬ!» В греческом языке этот глагол в повелительном наклонении настоящего (и продолжительного) времени очень точно передаёт смысл заповеди Христа. Спаситель как бы говорит «кайтесь постоянно». Беседа в Московской Духовной Академии проходила 19 мая 2009 г. во время посещения архимандритом Ефремом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие отец Ефрем, дорогие отцы, братья и сестры, сегодня в Московской Духовной Академии с визитом находится игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон – архимандрит Ефрем. На Святую Гору Афон часто устремляются православные паломники для того, чтобы поклониться святыням Афонских монастырей, но особым интересом пользуется опыт духовной жизни афонских монахов. Отец Ефрем уже не впервые здесь в Московской Духовной Академии, мы уже имели возможность встречаться в этом актовом зале и слушать наставления о. Ефрема. Сегодня представилась такая же возможность. С большой радостью предоставляем слово отцу Ефрему. Архимандрит Ефрем. Мне также очень приятно снова встретиться с вами. В последнее время мы с умилением наблюдаем, что на Афон приезжает всё больше и больше паломников из России. Они приезжают с большим благоговением и многие из них хотят путешествовать по Афону пешком. Некоторые даже дают своеобразный обет Божией Матери, что будут паломничать по святыням Афонской горы пешком и действительно исполняют его. Мир сейчас переживает очень трудную эпоху – это очевидный факт. Человек сейчас пребывает в многомятежной и запутанной социально-психологической атмосфере, многие люди совершенно потеряны духовно и не знают главного смысла своей жизни, не знают, так сказать, откуда они пришли и куда направляются. Хотя в Европе была сделана попытка обозначить христианские корни, но, к сожалению, её встретили с большим несогласием Я думаю, причины этих противоречий в том, что европейцы приняли некое ложное христианство. Это христианство никоим образом не даёт покой душе человека

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010