Закрыть «Благодаря общественной поддержке за эти годы роль теологии возросла» В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации 16:45 01.04.2024 69 Время на чтение 6 минут Фото: patriarchia.ru В пятницу, 29 марта, в зале заседаний ученого совета Российской академий народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялось очередное общее собрание ректоров вузов – членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), сообщает Патриархия.ru. Ключевой темой обсуждения стало развитие теологической отрасли знания и роль ассоциации, объединяющей свыше 80 университетов и духовных школ России, в координации научной и образовательной деятельности в этой сфере. Заседание, которое прошло в смешанном очно-дистанционном формате, возглавил президент НОТА – ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Кирилл. В мероприятии участвовали представители Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике, Министерства науки и высшего образования России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук. По видео-конференц-связи к работе Общего собрания присоединился почетный президент НОТА, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. В числе ректоров духовных школ, членов совета НОТА и почетных гостей в заседании также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий, руководитель отдела по взаимодействию с высшей школой, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии, наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Мефодий (Зинковский), ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Екатеринодарской семинарии протоиерей Михаил Литвинко, ректор Тульской семинарии протоиерей Лев Махно, ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/bl...

«Достойный священник — друг Божий» Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении Антон Поспелов — Отец Иов, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником? — Священником я стал по послушанию. Сначала я был обычным прихожанином. Вся наша семья воцерковилась 17 апреля 1984 года. Хорошо помню: это был Великий Вторник. Потом я стал духовным чадом иерея Сергия Романова (сейчас он протоиерей). Он и возложил на меня послушание священнослужения. Когда я крестился и стал православным христианином, передо мной открылся особый мир, в который я вошел с великой радостью и надеждой. Исполнение того, что мне говорил духовный отец, было для меня аксиомой. По прошествии пяти лет после начала моей жизни в Церкви отец Сергий однажды мне сказал: «Вам надо преподавать в Духовной Академии». Это было для меня совершенно неожиданно. Преподавание в Духовной Академии казалось настолько не похожим на мои тогдашние научные занятия, что даже мысль об этом ни разу не приходила мне на ум. Сейчас я не сомневаюсь, что это соответствовало воле Божией, Его замыслу обо мне. А потому все и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской Духовной Академии и Семинарии — профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который, предложил мне курс под названием «Христианство и культура». Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к владыке Александру (Тимофееву) — тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: «А что это у вас?» Я сказал: «Это программа курса». Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: «Готовьте на Совет». Так я стал преподавателем Духовной Академии, никогда не стремясь к этому.

http://pravoslavie.ru/46552.html

Книга IV. Визиты предстоятелей Румынской и Русской Православных Церквей Часть I. Посещение Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом Московской Духовной Академии и Семинарии 7 октября 1966 г. Московские Духовные Школы принимали высокого гостя Русской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана, двух епископов Румынской Православной Церкви и трех протоиереев. У входа в храм Его Блаженство и спутников встретил Преосвященный Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии Епископ Дмитровский Филарет и хор учащихся. В самом храме высокого гостя встречали: академическое духовенство, профессора, преподаватели и все учащиеся Московских Духовных Школ. При пении тропаря Покрову Божией Матери Блаженнейший Юстиниан вошел в алтарь и приложился ко св. Престолу, а затем преподал всем общее благословение. С сердечной приветственной речью к Его Блаженству обратился Преосвященный Ректор Академии Епископ Филарет. В своей речи Преосвященный Ректор выразил общую радость по случаю посещения Его Блаженством Московских Духовных Школ. Сегодня у нас праздник, – продолжал Епископ Филарет, – и мы рады приветствовать дорогого гостя. Как сказали Ваше Блаженство, Вы уже седьмой раз посещаете Святую Лавру Преподобного Сергия и при этих посещениях бываете и в Духовной Академии... Между нашими Церквами существуют добрые отношения и это во многом определяет и отношение духовных школ Русской Православной Церкви и Румынской. Нам приятно отметить, что в прошлом году закончили нашу Академию два сына Румынской Православной Церкви Савва Марин и Иван Бажеу. Недавно успешно выполнил свой стипендиатский отчет и клирик Румынской Церкви иеродиакон Епифаний Норочел. Мы радуемся, что эти наши выпускники трудятся теперь на благо святой своей Церкви и что один из мирян уже принял священный сан, а второй пишет магистерскую диссертацию... Все это вселяет в нас глубокую надежду, что и впредь наши отношения будут крепнуть и возрастать. Преосвященный Епископ Филарет преподнес блаженнейшему Патриарху Юстиниану в дар от Московской Духовной Академии св. икону и пожелал ему доброго здоровья и успешного служения Святой Православной Румынской Церкви «право правяща слово Христовой истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Конференция «Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима» ЦВ 20 (417) октябрь 2009 /  22 октября 2009 г. Визит Патриарха Кирилла в Санкт-Петербург К 200-летию Санкт-Петрбургской духовной академии и 80-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) был приурочен визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжества в Академии и конференцию " Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима " , а также провел заседание Священного Синода. Вечером 8 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов Священного Синода и официальной делегации Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. Патриарха Кирилла встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, викарии Санкт-Петербургской епархии епископ Гатчинский Амвросий и епископ Выборгский Назарий, епархиальное духовенство. В аэропорту Святейшего Патриарха приветствовал вице-губернатор Санкт-Петербурга А.И. Вахмистров. Из аэропорта Патриарх Кирилл направился в Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке — традиционное место проживания Предстоятеля Русской Церкви во время пребывания в Санкт-Петербурге. 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества, посвященные 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения. Утром в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх удостоил богослужебных наград ряд преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане. Проректор СПбДА по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич был возведен в сан протоиерея. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Кнутова, студента II курса Московской духовной академии, клирика Покровского храма Московских духовных школ, во иерея.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

Архив Пн Конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право» открылась в Санкт-Петербургской духовной академии 15 марта 2022 г. 12:54 14 марта 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась Всероссийская с международным участием научно-богословская конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право», посвященная 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Участников и гостей приветствовал ректор академии епископ Петергофский Силуан : «Епископское служение — самое видное среди всех церковных служений. Еще священномученик Игнатий Богоносец в " Послании к смирнянам " сказал, что там, где епископ, должен быть и народ. Где находится Христос — там кафолическая Церковь. С давних времен епископ — это блюститель порядка, учитель веры, хранитель канонов и церковных традиций. Меняются эпохи, вместе с ними меняются и акценты епископского служения. В XX веке экклесиология как раздел богословского знания приобретает особую значимость и проблемность. Разное видение форм служения Церкви становится предметом жарких споров. Епископское служение также подлежит всестороннему осмыслению, особенно сейчас в свете вызовов, с которыми Церковь Христова столкнулась в начале XXI века. Одним из значимых моментов для академии является предстоятельство Святейшего Патриарха Кирилла. Сегодня, в день его 46-летнего архиерейского рукоположения, мы благодарственно вспоминаем его многолетние ректорские и преподавательские труды, проведенные здесь». Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий огласил приветствие Святейшего Патриарха Кирилла. К присутствующим обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий : «Отрадно, что форум приурочен к 75-летию Святейшего Патриарха Кирилла и проводится в месте, где прошли важные этапы жизни и служения Его Святейшества. Как первоепископ Русской Церкви он является примером апостольского служения. Именно при нем более чем в три раза стало больше епархий и епископов нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5908671.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Царица Небесная простирает Покров над землей нашей. 14 октября 2014 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Московских духовных школ в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Евгений, архиепископ Верейский, ректор Московской духовной академии! Дорогие отцы, братия и сестры! Профессора, преподаватели, студенты Московской духовной академии! Я всех вас поздравляю с юбилеем — с 200-летием духовной академии у Святой Троицы. Это замечательный юбилей, который совпал с 700-летним юбилеем преподобного Сергия. И замечательно, что эти даты так совпали, потому что если бы не было преподобного Сергия, то не было бы Лавры и, наверное, где-то в другом месте была бы Московская духовная академия. Но по Промыслу Божиему академия после Наполеонова нашествия, из разоренной Москвы, была переведена сюда, но уже на новых началах. Образовалась школа нового типа — духовная академия, которой раньше не было в России. Мы знаем, какой блистательной была история Московской духовной академии в дореволюционные годы. Мы знаем, как много замечательных архипастырей, пастырей, богословов вышло из этих стен. Совершенно справедливо сейчас было сказано, что в годы лихолетья многие из выпускников Московских духовных школ, многие из профессоров и преподавателей прошли подвигом исповедничества и мученичества, засвидетельствовав верность Церкви Божией, верность тем духовным принципам, которые были заложены еще при Крещении Руси и которые расцвели и принесли богатые плоды в жизни нашего народа. Видимо, неслучайно также и то, что именно день Покрова был избран в качестве престольного праздника Московской духовной академии. Праздник этот соединил Византию и Русь особыми духовными связями, и об этом нужно сказать особо. Как получилось, что историческое событие, имевшее место на берегах Босфора, — спасение царствующего града от нашествия иноплеменников, дивное видение преподобным Андреем Пречистой Богоматери с распростертым омофором во Влахернском храме, — почти полностью ушло из исторической памяти местной Константинопольской Церкви, но с необычайной силой было усвоено здесь, на нашей земле?

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Маханько М. А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии Рецензия на книгу:  Берташ А., свящ., Галкин А. Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2012. 144 с. В 2012 г. в издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышла книга священника А. Берташа и А. Галкина «Семинарский храм Санкт-Петербургской духовной академии». Автор настоящей рецензии – искусствовед и рассматривает изложенный в книге материал именно в той части, которая касается истории архитектуры, проектирования, строительства, возведения, украшения и наполнения необходимой утварью и изображениями. То изложение, которое имеет отношение до исторических обстоятельств, персоналий, вопросов из истории Церкви и ее маленькой ячейки, я принимаю на веру и оставляю на суд других специалистов, сведущих именно в данных областях. Насколько можно судить по интонации, представленным в книге фото и архивным материалам, именно эта, человеческая история организации была той тайной, к раскрытию которой, и сбережению которой для потомков стремились авторы. И в этом преуспели. Книга заявлена как альбом, что заранее создает иллюзию подарочного издания с обилием иллюстраций, которые способна предоставить полиграфия наших дней. Однако работа выглядит совершенно иначе. На страницах небольшого, почти карманного формата, подходящего скорее для жанра pocket-book, в строках убористого текста отложилась кропотливая работа авторов с архивными делами и старыми изданиями, мемуарной литературой и живыми свидетелями. Авторы предприняли попытку представить историю одного, в своем роде выдающегося, храма в разных аспектах. Это и история здания, архитектурного сооружения с уникальными подробностями строительства, которые позволили упомянуть не только императора Николая Павловича и обер-прокурора Священного Синода графа Н. А. Протасова, скульптора Ф. Демут-Малиновского и архитектора А. Ф. Щедрина, но и строительного подрядчика, рядовых строителей, лепщиков. Это и история пространства, наполненного иконными изображениями и необходимой утварью, сложная не только в силу общеисторических условий: храм претерпел значительное разорение в ХХ в., но и в силу художественных предпочтений получившего в новейшее время на какой-то момент иные, чужие, отличные от изначальных византинизирующие «одежды». Для авторов этот момент оказался настолько важен, что даже в оформлении издания было отдано предпочтение цветовой гамме «петербургского» стиля: напоминающие фарфоры Веджвуда или рельефы Ф. Толстого строгие сочетания серо-голубого тона и белого.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511212/

А. Мельков Ректор Московской Духовной академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки Источник Скачать epub pdf Имя протоиерея Александра Васильевича Горского, ректора Московской Духовной академии, тридцать лет преподававшего церковную историю в той же Академии, обладавшего обширной церковно-исторической эрудицией, в наше время почти не известно. И было бы несправедливо перед светлой памятью этого прекрасного ученого и преступно для всей исторической науки продолжать умалчивать о его деятельности как талантливого историка и основателя собственной научной школы. Эта интересная и сильная личность может и должна быть предметом научного изучения. Имя Горского неразрывно связано с историей Московской Духовной академии. Ему она обязана своим расцветом и первенствующим положением среди других Духовных академий России, которое она сохранила за собой до самого конца Синодального периода. О Горском, его трудах, научном образе его воззрений, его заслугах в области богословских наук, его значении в истории духовного просвещения написано немного 1 – гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, принимая во внимание то, что Горский был труженик науки, и труженик высокодаровитый. К сожалению, по целому ряду случайных причин многое в чтениях Горского по церковной истории дошло до нас в неполном и отрывочном виде. И даже человеку, принявшему на себя труд изучить его систему, едва ли удалось бы воссоздать ее во всей полноте. Образ Александра Васильевича Горского (1812–1875) – один из самых светлых в истории русской науки, «но есть в нем какая-то трагическая хрупкость. Изящества в этом образе больше, чем силы» 2 . Многим Горский мог казаться человеком запуганным. Не случайно историк С. М. Соловьев прямо обвинял митрополита Московского Филарета в том, что он своим деспотизмом заглушил огромное дарование Горского 3 . Этот отзыв часто принято повторять без проверки. Но такое обвинение совершенно ложно. Верно другое – то, что у Горского в характере и в мышлении всегда чувствовалась какая-то внутренняя связанность и нерешительность. Но это был не страх перед чьим-нибудь осуждением или мнением, пусть даже и мнением епископа, это была некая духовная мнительность. И «засушил» Горского вовсе не святитель Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Академия сегодня является крупнейшим центром по подготовке руководящего состава для структур всех уровней системы органов внутренних дел. 7 декабря. ПРАВМИР. 6 декабря 2011 г., в день памяти благоверного князя Александра Ярославовича Невского был освящен Домовый храм в честь этого святого в Академии управления МВД РФ в Москве. Академия сегодня является крупнейшим центром по подготовке руководящего состава для структур всех уровней системы органов внутренних дел. На освящении храма и торжественной литургии присутствовали викарий Московской епархии, епископ Воскресенский Савва, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор ПСТГУ, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого протоиерей Дмитрий Смирнов, директор портала «Правмир» протоиерей Александр Ильяшенко, заведующий сектором ФСИН Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев, начальник Академии управления доктор юридических наук, профессор Заслуженный юрист Российской Федерации генерал-полковник полиции Владимир Васильевич Гордиенко, слушатели академии и гости. Перед началом литургии епископ Савва совершил чин освящения храма. В проповеди перед причастием, протоиерей Александр Ильяшенко раскрыл духовное значение этого события освящения, приведя слова святителя Иоанна Златоуста, что «совершение литургии в храме покрывает все усилия и затраты на строительство храма»: «Храм освятила Божественная Благодать и Господь покроет грехи тех, кто участвовал в строительстве храма. Так радостно, что открыт новый храм, так радостно, что есть люди, которые находят силы и время посещать храм». Затем отец Александр рассказал о жизни Александра Невского, который является примером для всех воинов: «Это был бесстрашный воин, который принимал участие в сражениях, исход которых был не известен. Мы, по прошествии столетий, знаем, что он победил, а тогда враги приходили воевать на Русь, потому что они сами были уверены в победе». Вера князя Александра помогла ему победить шведов и немцев, и давала ему право сказать: «Не в силе Бог, а в правде».

http://pravmir.ru/v-akademii-upravleniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010