президента Тейлора, который обвинялся в развязывании гражданской войны в Л. и в провоцировании конфликта в Сьерра-Леоне. В июне 2006 г. Тейлор был доставлен в Гаагу (Нидерланды), чтобы предстать перед Международным уголовным судом. В апр. 2012 г. он был признан виновным в военных преступлениях и приговорен к 50-летнему тюремному заключению, которое он по наст. время отбывает в Великобритании. Тейлор стал 1-м африкан. лидером, осужденным международным трибуналом. Затяжная гражданская война в Л., в ходе к-рой погибли ок. 250 тыс. чел., сопровождалась массовыми репрессиями в отношении мирного населения, обострением межэтнических противоречий, хаосом в экономике, голодом и обнищанием огромного числа жителей страны. Сотни тысяч людей были вынуждены эмигрировать (по разным оценкам, в соседних с Л. странах насчитывается от 700 тыс. до 1 млн беженцев). В этих условиях представители христ. конфессий принимали участие в урегулировании конфликта и оказывали помощь пострадавшим от последствий гражданской войны. В 90-х гг. XX в. в миротворческих целях была создана Комиссия католической Церкви Либерии за справедливость и мир. Прибывшая в Л. еще в нач. 90-х гг. XX в. католич. благотворительная орг-ция «Каритас» в 1999-2003 гг. оказывала помощь вынужденным переселенцам, организуя поставки продовольствия и медикаментов. С 2003 г. она реализует программы долгосрочного развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения и социальных программ. На президентских выборах 2011 г. победу вновь одержала Джонсон-Серлиф, получившая 90,7% голосов избирателей. Ее деятельность была признана международным сообществом; в 2011 г. ее наградили Нобелевской премией мира за ненасильственную борьбу за безопасность женщин и их право на участие в миротворческой деятельности. В марте 2014 г. в Л. началась эпидемия лихорадки Эбола. В авг. в стране было объявлено чрезвычайное положение и закрыты государственные границы. К осени 2015 г. от лихорадки умерло ок. 4 тыс. чел. Президент Джонсон-Серлиф в борьбе с эпидемией сумела мобилизовать внутренние силы страны и заручиться международной поддержкой.

http://pravenc.ru/text/2463651.html

Война нанесла тяжелый урон экономике. Была разрушена нефтяная промышленность (довоенный уровень добычи нефти достигнут только в 1994), израсходованы золотовалютные резервы. Значительное число жителей покинуло страну. Сразу после освобождения из К. было депортировано 400 тыс. палестинцев, обвиненных в сотрудничестве с оккупационным режимом. В результате численность населения сократилась до 1,2 млн чел., а доля коренных жителей выросла до 46%. В последующие годы быстрый прирост населения возобновился, хотя власти пытаются проводить более жесткую миграционную политику. В 1992 г. возобновило работу Национальное собрание, в к-ром доминируют оппозиционно настроенные депутаты-исламисты. Национальное собрание инициировало расследования коррупции в правительстве (ок. трети членов к-рого принадлежат к правящей династии). В 2003 г. К. оказал активную поддержку США и их союзникам в подготовке и проведении военной операции по свержению режима С. Хусейна в Ираке. В дек. 2004 г. эмират присоединился к Стамбульской инициативе сотрудничества, предусматривающей усиление присутствия НАТО в регионе Ближ. Востока и Персидского зал. После смерти эмира Джабера III аль-Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха (2006) в К. разразился острый политический кризис. Его преемник был низложен через 2 недели, а власть перешла к избранному Национальным собранием Сабаху аль-Ахмеду аль-Джаберу ас-Сабаху. В февр.-марте 2011, в дек. 2012 и апр. 2014 г. в К. прошли массовые акции протеста, организованные оппозицией. Протестующие требовали проведения демократических реформ, избирательной реформы, предоставления прав гражданства араб. жителям К. В янв. 2015 г. состоялся визит в К. Патриарха Антиохийского Иоанна X. В ходе этого визита в ц. Благовещения в Эль-Кувейте состоялась интронизация митр. Багдадского и Кувейтского Гаттаса (Хазима). Лит.: Abu Hakima A. History of Eastern Arabia 1750-1800: The Rise and Development of Bahrain and Kuwait. Beirut, 1965; Бодянский В. Л. Восточная Аравия. М., 1986; Burrell R. M. al-Kuwayt//EI. 1986. Vol. 5. P. 572-576; Hamad M. bin Seray. Christianity in East Arabia//Aram. 1996. Vol. 8. N 2. Р. 315-332; Yapp M. The Near East since the First World War: A History to 1995. L.; N. Y., 1996. P. 201-206, 370-372, 495-496; Anscombe F. F. The Ottoman Gulf: the Creation of Kuwait, Saudi Arabia and Qatar. N. Y., 1997; Гаибов В. А., Кошеленко Г. А. Христианские археологические памятники на Востоке (1-е тысячелетие н. э.)//ХВ. М., 2006. Т. 4(10). С. 136-176; Мелкумян Е. С. Новейшая история Кувейта. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/2462175.html

Отношения с Молдавским княжеством после вступления в 1634 г. на престол Василе Лупу (1634-1653) оставались напряженными, особенно после неудачных попыток Лупу захватить в 1635-1637 гг. Матея Басараба в плен. В 1648 г. Матей Басараб заручился поддержкой Дьёрдя II Ракоци, в то время как Василе Лупу, опиравшийся на помощь казаков и татар, вынашивал планы захвата престолов Валашского княжества и Трансильвании. В 1653 г., в условиях готовившегося в Молдавском княжестве боярского заговора под предводительством Георге Штефана (господарь в 1653-1658), трансильванские и валашские войска вторглись в Молдавское княжество с целью низложения Василе Лупу. При поддержке казаков гетмана Т. Б. Хмельницкого Василе Лупу вернул себе престол и с одобрения великого визиря попытался устранить Матея Басараба, предоставившего убежище Георге Штефану. 26 мая 1653 г. стороны сразились у с. Шопля, 27 мая - у с. Финта, в этой битве Матей Басараб был ранен и скончался 9 апр. 1654 г. ( Decei . 1972. P. 70-80; Eremia . 2003. P. 107-112). При Матее Басарабе особое развитие в Валашском княжестве получили культура и церковная жизнь: усилиями и на средства господаря было выстроено или перестроено ок. 40 мон-рей (Арнота, Кэлдэрушани и др.), он основал неск. мон-рей за пределами страны (напр., в Свиштове и Видине). Митр. Унгро-Влахийский Феофил (1640-1648) в своей культурной деятельности пользовался щедрой поддержкой господаря, его жены Елены и ее брата секретаря Удриште Нэстурела. При Матее Басарабе в княжестве оформились 3 культурных течения: славянское (поддерживали правящий дом и особенно Удриште Нэстурел), греческое (поддерживали греческие клирики и учителя) и валашское (румынское; поддерживала бóльшая часть духовенства и верующих). Усилиями господаря и митр. Феофила была возобновлена печатная деятельность, угасшая в кон. XVI в. По их просьбе митр. Киевский Петр ( Могила; 1632-1647) прислал в 1635 г. печатный станок (помещен в мон-ре Кымпулунг). Также митр. Петр отправил в Валашское княжество неск. ведущих киевских типографов во главе с Т. А. Вербицким (руководил типографией Киево-Печерской лавры); в кон. 1642 г. Вербицкого сменил Иван Кунотович (руководил типографией Львовского правосл. братства). Они обучили неск. мастеров. Были изданы 3 книги на слав. языке: Молитвенник (1635) с длинным предисловием Матея Басараба об истории приобретения печатного станка из Киева, Антологион (1643) и Псалтирь (1650). Много книг в этот период вышло на румын. языке ( Pcurariu. IBOR. 1994. Vol. 2. P. 62). Валашское княжество во 2-й пол. XVII в., правление мч. Константина Брынковяну.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО одно из крупнейших религиозно-философских об-в в России (РФО) в нач. ХХ в., пришедших на смену Религиозно-философским собраниям (1901-1903) С.-Петербурга. Действовало в Киеве с 1908 по 1919 г.; воссоздано в 2003 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . Создание и организационная структура Возникновение религиозно-философских об-в как офиц. структур стало возможным благодаря указу от 4 марта 1906 г. «О временных правилах, об обществах и союзах». В окт. 1906 г. было зарегистрировано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва (Московское РФО), летом 1907 г.- С.-Петербургское РФО. Но Киевскому РФО в дек. 1907 г. было отказано в регистрации из-за отсутствия в его уставе информации о местонахождении правления и о наличии в составе лиц, к-рые не могут быть членами об-ва. 23 янв. 1908 г., после внесения соответствующих изменений в устав, Киевское РФО было зарегистрировано. Учредителями об-ва выступили профессор КДА В. З. Завитневич , профессор Нежинского историко-филологического ин-та и Высших коммерческих курсов П. В. Тихомиров , исполняющий должность доцента КДА П. П. Кудрявцев и приват-доцент Киевского ун-та св. Владимира А. Ф. Одарченко . Если уставы Московского и С.-Петербургского РФО в значительной мере дублировали друг друга, то устав Киевского РФО был прописан подробнее и имел ряд отличий. В частности, в нем было указано, что членами об-ва могут быть также и лица, не проживавшие в Киеве. При этом перечислялись те категории лиц, которые не могут быть членами Киевского РФО, оговаривалось участие в собраниях представителей печати, объяснялись принципы организации работы совета и проведения общих собраний. Об-ву разрешалось начать свою деятельность 6 марта 1908 г. Заседания проходили преимущественно в Киевском общественном собрании (сначала в Музыкальном переулке, 1, а затем по ул. Владимирской, 45), в 1909 г. неск. заседаний прошли в Украинском клубе (ул. Владимирская, 42), в янв. 1917 г.- в помещении Педагогического музея имени Его Имп. Высочества наследника Цесаревича Алексия (ул. Владимирская, 57), в марте того же года - в Киевском ун-те св. Владимира, в апр. и июне - в Коммерческом ин-те; в мае и окт. 1918 г.- в гимназии А. В. Жекулиной (ул. Львовская, 27).

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Согласно Каталогу Либерия (сер. IV в.), М. занимал кафедру 8 лет 3 месяца и 25 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Понтификат его предшественника Гая (см. ст. см. ст. Гаий ) завершился 22 апр. 296 г.; М. был возведен на кафедру 30 июня 296 г. и скончался в 304 г., «в консульство Диоклетиана 9-е и Максимиана 8-е, когда произошло гонение и преемственность епископов прервалась (cessauit episcopatum) на 7 лет, 6 месяцев, 25 дней». О дне кончины или погребения М. в Каталоге не говорится. В рим. календаре «Depositio episcoporum» память М. указана под 15 янв., однако в более поздних источниках (Иеронимов мартиролог, Liber Pontificalis, рим. литургические книги) 16 янв.- день памяти Маркелла I, преемника М. По мнению Л. Дюшена , в «Depositio episcoporum» содержится ошибка, в действительности речь идет о поминовении Маркелла I (LP. T. 1. P. LXXIII; Duchesne. 1898. P. 389-390; Kirsch. 1924. S. 100-101, 121; MartHieron. Comment. P. 42-43). Это объяснение было принято большинством исследователей, в т. ч. Й. П. Киршем, И. Делеэ , Р. Дейвисом и А. Ди Берардино. Только А. Аморе считал, что 15 янв. в Риме совершалось поминовение М. ( Amore. 1957; Idem. 2013. P. 65-66), но его аргументы были признаны неубедительными (напр.: Episcopo. 2003. P. 16-17). В источниках содержатся противоречивые датировки понтификата М. Так, в «Хронике» Евсевия-Иеронима о «Марцеллиане» говорится как о 28-м епископе Рима, занявшем кафедру в 297 г. (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 226. (Eusebius Werke; 7)). Эти сведения повторяются в «Хронике» Проспера Аквитанского. Перечисляя Римских епископов, Оптат Милевский упоминал М., но не Маркелла I ( Optatus. Contra Parmenianum Donatistam. II 3// Optat de Mil è ve. Traité contre les donatistes/Éd. M. Labrousse. P., 1995. T. 1. P. 246, 309. (SC; 412)), а в списке блж. Августина, напротив, назван только Маркелл I ( Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях Августина есть упоминания о М. В Индекс-каталоге и большинстве других перечней Римских понтификов преемником Гая назван Маркелл I, имя М. отсутствует (см.: LP. T. 1. P. 13-41). Тем не менее изображение М. было среди фресковых папских портретов (V в.?) в римской базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) (см.: Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 34). Согласно Liber Pontificalis, М. занимал епископскую кафедру 8 лет 4 (или 2) месяца и 16 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Его понтификат начался 1 июля 296 г. и завершился в 304 г.; затем Римская кафедра вдовствовала 7,5 года (LP. T. 1. P. 72-73, 162).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Kulturgeschichte d. Mittelalters: FS f. R. Schmidt-Wiegand zum 60. Geburtstag/Hrsg. K. Hauck e. a. B.; N. Y., 1986. Bd. 1. S. 191-219; Schmid K. Die «Liudgeriden»: Erscheinung und Problematik einer Adelsfamilie//Geschichtschreibung und geistiges Leben im Mittelalter: FS H. Löwe/Hrsg. K. Hauck, H. Mordek. Köln; W., 1978. S. 71-101; Siems H. Studien zur Lex Frisionum. Ebelsbach, 1980; Werner M. Adelsfamilien im Umkreis der frühen Karolinger. Sigmaringen, 1982; K ö hl W. Liudger: Wandlungen einer Biographie//Jb. f. Westfälische Kirchengeschichte. 1990. Bd. 84. S. 17-29; idem. Das Bistum Münster. B.; N. Y., 2003. Bd. 7/3. (Germania Sacra. N. F.; 37/3); Kaus E. Zu den Liudger-Viten des 9. Jh.//Westfälische Zschr. Paderborn, 1992. Bd. 142. S. 9-55; Schmidt H. Gerbert//Biographisches Handbuch zur Geschichte des Landes Oldenburg. Oldenburg, 1992. S. 231-232; St. Liudger, Zeuge des Glaubens: Apostel der Friesen und Sachsen: Gedenkschrift zur Erinnerung an die Geburt des Heiligen vor 1250 Jahren, 742-1992. Essen; Werden, 1992; Freise E. Vom vorchristlichen Mimigernaford zum «honestum monasterium» Liudgers//Geschichte der Stadt Münster. Münster, 1993. Bd. 1. S. 1-51; Freitag W. Heiliger Bischof und moderne Zeiten: Die Verehrung des hl. Ludger im Bistum Münster. Münster, 1995; Padberg L., von. Heilige und Familie: Studien zur Bedeutung familiengebundener Aspekte in den Viten des Verwandten- und Schülerkreises um Willibrord, Bonifatius und Liudger. Mainz, 19972; Wood I. N. The Missionary Life: Saints and Evangelisation of Europe, 400-1050. N. Y., 2001. P. 100-122; Angenendt A. Liudger: Missionar-Abt-Bischof im frühen Mittelalter. Münster, 2005; Heiligen Liudger: Zeuge des Glaubens, 742-809: Gedenkschrift zum 1200. Geburtstag. Essen, 2009. Г. И. Борисов Рубрики: Ключевые слова: ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.)

http://pravenc.ru/text/2110611.html

Опубликовал много статей о болг. церковном вопросе в журналах «Советник» (Съветник), «Македония», «К-польский вестник» (Цариградски вестник). П. записывал болг. народные песни и переводил на болг. язык греч. и рус. произведения; так, с греч. языка перевел Пространное Житие равноап. Климента Охридского (Български книжици, Цариград, 1858. Ч. 1: Jahyapuj. Кн. 1. С. 6-14; Кн. 2. С. 43-50; Февруарий. Кн. 1. С. 68-74; Кн. 2. С. 107-110; Anpuлuja. Кн. 1. С. 193-194). Похоронен близ болг. храма св. Стефана в К-поле. П. способствовал развитию болг. языкознания, выделив в болг. языке 2 наречия (1-е распространено в Сев. Болгарии и Фракии, 2-е - в обл. Македония) и подчеркнув, что оба наречия могут служить лит. языком (Мисли за болг. язик//Български книжици. 1858. Ч. 1. Jahyapuj. Кн. 1. С. 36). Соч.: Кратка священна история на ветхо- и новозаветната църков. Цариград, 1857; Началное учение за децата. Цариград, 1858; Кратка славенска грамматика. Цариград, 1859; 2010. Лит.: Димитров Л. Обществената и книжовна дейност на хаджи Партения Зографски//Дебърски глас. София, 1910. Год. 1. Бр. 36. С. 2-4; Бр. 37. С. 2-3; Бр. 39. С. 2-3; Бр. 40. С. 2-3; Бр. 42. С. С. 2-3; Бр. 43. С. 2; Бр. 44. С. 2-3; Томов Ф. Живот и дейност на Хаджи Партения, архим. Зографски, еп. Кукушко Полянски и митр. Нишавски//Македонски преглед. София, 1936. Год. 10. Кн. 1/2. С. 31-101; Илиев Н. Нови данни за митр. Партений Нишавски//ДК. 1976. Год. 77. Кн. 8; Дракул С. Акценти од kopecnohдehцujama на Napmehuj Зографски, Константин Динков и на Дojpahцu (1859-1863)//Национално-културната дejhocm во Jyжhobapдapckuom регион: Со посебен осврт на Гebreлucko-Дojpahckuom kpaj во текот на XIX и почетокот на XX в. Мат-ли од Симпозиумот одржан во Стар Дojpah на 27 и 28 июня 1987 г. Ckonje, 1988. С. 123-130; Пенев П. Партениевият превод на Климентовото пространно житие//Научни трудове. Сер. Филология/Пловдивски ун-т. Пловдив, 2000. Т. 38. 1. С. 79-98; Сто дваесет и пет години од смртта на Napmehuj Зографски: Мат-ли од науч. собир одржан во Ckonje, 4 апр. 2001. Ckonje, 2001; Цацов Б. Архиереите на БПЦ. София, 2003. С. 280-281; Бонева В. П. Българското църковнонационално движение, 1856-1870. София, 2010. С. 210, 245, 338, 421, 426, 496, 531, 706, 707, 708, 958-960, 979-980, 1090.

http://pravenc.ru/text/2579091.html

чиновников. С 1 янв. 1959 г. Слонимский горпищеторг прекратил продажу хлеба и др. продуктов семинарии. На желавших поступить в Минскую ДС власти оказывали давление и препятствовали поступлению, вслед. чего резко сократилось число абитуриентов. С кон. 50-х гг. широко практиковался призыв семинаристов в армию. После 1959 г. власти препятствовали приезду и прописке семинаристов в Жировицах, старались убрать из семинарии и Жировицкого мон-ря «неугодных» преподавателей и монахов. В 1961 г. прием на 1-й курс в Минскую ДС уже не производился. Во время весенних и летних каникул партийные орг-ции на местах усилили работу с учащимися семинарии и добились того, что многие не вернулись на учебу. К нач. 1961/62 уч. г. прибыли всего 25 чел. В 1963 г. состоялся последний, 15-й, выпуск семинарии - 5 чел. Хотя духовная школа объявила новый набор, он не состоялся - власти предприняли усилия, чтобы не допустить абитуриентов до экзаменов. 10 марта 1964 г. Учебный комитет при Синоде принял решение о ликвидации Минской ДС. Здание семинарии перешло к монахиням закрытых Полоцкого и Гродненского мон-рей, часть архива и б-ки передали в МДА. Инициатором нового возрождения минских духовных школ стал митр. Филарет (Вахромеев). Постановлением от 14 окт. 1988 г. Совет по делам религий разрешил возобновить деятельность Минской ДС. 11 апр. 1989 г. вышло постановление Синода РПЦ о возрождении духовной школы в Жировицах. Семинария расположилась на территории Успенского мон-ря в здании, в к-ром до 1839 г. находилось Жировицкое униат. уездное духовное училище, в 1839-1845 гг. размещалась Литовская ДС, затем до 1917 г. Жировицкое ДУ, в советское время Жировицкий сельхозтехникум. 23 июля 1989 г. Антиохийский патриарх Игнатий IV освятил семинарию, 15 сент. в ней начался учебный процесс. В 1990 г. при семинарии открылось заочное отделение. В 1991 г. семинария обрела статус высшего учебного заведения с 5-летним сроком обучения, в 1996 г. при ней открылась регентская школа (в 2003 преобразована в регентское уч-ще, с 2007 регентское отд-ние семинарии, в 2015 отд-ние переведено в состав Слонимского ДУ).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

На выборах 2000 г. Народная партия одержала победу. Однако ряд реформ в сфере образования (введение новых правил сдачи экзаменов, сокращение числа гос. школ) и социальной политики (уменьшение социальных выплат, рост безработицы) вызвал массовое недовольство правительством. С 2000 г. было прекращено гос. финансирование католической Церкви в И. (сохранялось финансирование католических школ и ун-тов, содержание священников в вооруженных силах, тюрьмах и больницах). Присоединение И. к военной коалиции США и Великобритании во время вторжения в Ирак (2003) было негативно воспринято большинством населения страны. После террористического акта на мадридском вокзале Аточа (11 марта 2004), в результате к-рого погибло 198 чел., Народная партия потерпела поражение на выборах (март 2004). Вопреки заявлениям властей, обвинивших в террористическом акте ЭТА, ответственность за его проведение взяла на себя «Аль-Каида» - этот факт общественное мнение связало с участием испан. войск в ирак. войне. 14 марта 2004 г. ИСРП одержала победу на выборах в кортесы и сформировала правительство под рук. Х. Л. Родригеса Сапатеро, который в апр. того же года объявил о выводе испан. войск из Ирака. Продолжая политику европ. интеграции, 20 февр. 2005 г. правительство организовало референдум, на к-ром большинством голосов был одобрен проект общеевропейской конституции. Правительство расширило автономию регионов, в 2006 г. были утверждены статуты Каталонии, Валенсии и Андалусии, увеличившие степень их автономии вплоть до признания суверенитета во внутренней политике. Социальные реформы 2005-2006 гг. привели к резкой конфронтации гос-ва и католич. Церкви в И. В мае 2005 г. правительство Сапатеро представило в кортесы законопроект, разрешавший искусственное оплодотворение, 1 июля того же года в И. были узаконены однополые союзы и усыновление детей лицами, получившими гос. регистрацию однополого сожительства. Однако, несмотря на организованные католич. Церковью массовые демонстрации протеста, в к-рых приняли участие до 1,5 млн чел., кор.

http://pravenc.ru/text/674995.html

25 июня 1806 г. З. выехал из Иерусалима и морем вернулся в Акко . Затем посетил Хайфу, гору Кармель, Тир, горы Центр. и Юж. Галилеи . В Акко составил большое описание жизни арабов Сирии (Beiträge zur Kenntniss der arabischen Stämme in Syrien und im wüsten und peträischen Arabien). Из Акко З. отправился в Каир, присоединившись к каравану, к-рый шел через Хеврон, Беэр-Шеву и синайскую пустыню Эт-Тих. По пути исследовал Синайский п-ов, в т. ч. гору Синай. Из Каира совершил неск. путешествий, посетил, в частности, оазис Файюм. В Египте З. пробыл 2 года и собрал богатую коллекцию рукописей, древних артефактов и мумий, к-рую отправил своему покровителю, герцогу Готы. В апр. 1809 г. покинул столицу Египта и через Суэц отправился на Синайский п-ов. З. переправился в Джидду на вост. берегу Красного м. Переодевшись паломником, посетил Мекку (где сделал точный план Каабы ) и Медину в Аравии, в марте 1810 г.- Аден и Моху в Йемене. 2 июня приехал в Сану, столицу Йемена. В Зафаре при обследовании древних руин на камнях, использованных для строительства стен, нашел фрагменты химьяритских надписей. Подобные надписи обнаружил и на камнях в стене мечети в Манкате. З. умер на пути в Сану при невыясненных обстоятельствах (возможно, был отравлен). Дневники З. были изданы посмертно проф. Дерптского ун-та Ф. Крузе (1790-1866). Соч.: Reisen durch Syrien, Palästina, Phönicien, die Trans-Jordan-Länder, Arabia, Petraea und Unter-Agypten/Hrsg. F. Kruse. B., 1854-1859. Hildesheim, 2004r. 4 Bde; Der Weg in den Orient: der Forscher U. J. Seetzen: von Jever in den Jemen (1802-1811)/Hrsg. J. Schienerl. Oldenburg, 2000. Лит.: Ben-Arieh Y. The Rediscovery of the Holy Land in the 19th Cent. Jerusalem, 1983 2; Путинцева Т. А. Следы ведут в пески Аравии. М., 1986. С. 129-210; U. J. Seetzen (1767-1811): Leben und Werk: die arabischen Länder und die Nahostforschung im napoleonischen Zeitalter: Vortr. d. Kolloquiums vom 23. und 24. Sept. 1994 in d. Forschungs- und Landesbibliothek. Gotha, 1995; Goren H. Zieht hin und erforscht das Land: Die deutsche Palästinaforschung im 19. Jh. Gött., 2003.

http://pravenc.ru/text/199703.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010