130 Там же, ср. письмо архиепископа тверского Григория Постникова к митрополиту московскому Филарету от 12 декабря 1844 г.: «на днях услышал я, пишет он между прочим, что некоторые люди распространяют мысль, будто у православной церкви есть правило не всем христианам дозволять чтение Слона Божия. Откуда являются такие люди и что у них за цель? Правило о недозволении всем христианам читать Св. Писание есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной... Одна мысль о запрещении чтения Св. Писания простым христианам приводить меня в страх. Не могу постигнуть, откуда происходит такое мнение. Не есть ли оно изобретение всегда скрытно действующих агентов латинства?» См. в «Правосл. Обозр.. за 1861 г. т. V, стр. 3, 16. 132 Слова письма святителя московского к архиепископу казанскому Григорию Постникову от 16 апреля 1851 года. См. Чт. в Общ. люб. дух. просв, за 1877 г. т. III, стр. 172: «Материалов для истории русской церкви». Эти слова важны еще и в том отношении, что в них идет речь об «устройстве» даже академии (казанской) по этому «особенному направлению духовно-учебного управления», с которым ректор должен быть в особенно-близком отношении, в чем также нельзя не видеть вышеупомянутого стремления к сосредоточению власти над духовно-учебными заведениями в руках обер-прокурора Св. Синода. 133 Срав. цит. статью И. А. Чистовича в «Христ. Чт.» за 1872 г. ч. 2, стр. 88 и нашу статью в «Русск. Вестн.», за 1883 г. стр. 371. 135 См. о том подробнее в статье нашей, помещ. в «Русск. Вестн.», за 1883 г. стр.373–376. Здесь же приводятся как первоисточники, так и второстепенный свидетельства о том же. 136 И. А. Чистовича цит. ст. в «Христ. Чт.». за 1872 г. ч. 2, стр. 91. Указание на это предложение без обозначения личности графа Протасова, сделано было Филаретом еще в 1845 году. См. его записку от 8 мая 1845 г. «О догматическом достоинстве и о хранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славянского перевода Св. Писания», стр. 28. Москва. 1858. Прямое же указание на графа Протасова, как делавшего это предложение см. в письме того же Филарета к обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому от 16 августа 1857 года (следовательно уже после смерти графа Н. А. Протасова). См. в той же статье Чистовича в «Христ. Чт.». за 1873 г. ч. 2, стр. 67–68. Сравн. цит. статью нашу в «Русск. Вестн» в 1883г. стр. 371 и примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ep. Ioan. Hier. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Иннокентий, папа Римский (Innocent.) Ep. ad Ioan. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Ep. ad Hieronym. Epistola ad Hieronymum Stromata Ориген (Orig.) De prine. De principiis Exp. in Prov. Expositio in Proverbia Fragm. in Prov. Fragmenta in Proverbia Орозий (Orosius) Apol. Liber apologeticus contra Pelagianos Dialogus de vita Joannis Chrysostomi Hist. Laus. Historia Lausiaca Петр Диакон (Petrus Diacon.) De vir. ill. De viris illustribus Проспер Аквитанский (Prosp.) Chron. Chronicon Apologia ad Anastasium Romanae urbis episcopum Apol. contr. Hieronym. Apologia contra Hieronymum De adult. lib. Origenis De adulteratione librorum Origenis Praef. in lib. De princ. Praefationes in libros Origenis De principiis Сириций, папа Римский (Siricius) Ep. Epistolae Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сульпиций Север (Sulp. Sever.) Dial. Dialogi Феодор Мопсуестийский (Theodor. Mops.) Comm. in Iona. Commentarius in Ionam prophetam Феофил Александрийский (Theophil. Alex.) Ep. Epiph. Epistola ad Epiphanium Ep. synod. Epistola synodica ad episcopos Palaestinos et ad Cyprios III. Справочные издания и патрологические серии BHL Bibliotheca Hagiographica Latina. Bruxellis, 1898–1899. Corpus Christianorum. Series Latina. Brepols, 1954–. Corpus Christianorum. Series Graeca. Brepols, 1977–. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866–. Clavis Patrum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961. Clavis Patrum Graecorum/Ed. M. Geerard. Brepols, 1974–1998. Vol. 1–5. Dictionnaire de theologie catholique. T. I–XV. Paris, 1903–1950. Die griechischen christlichen Sriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Berlin–Leipzig, 1897– Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Sources Chretiennes. Paris, 1942– Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Николаевский Ив. Филипп, магистр ΧΧΙV курса, директор несвижской учительской Семинарии. Шниповский Мих. Льв., кандидат того же курса, инспектор витебских народных училищ. Тяжелов Александр Афан., магистр ΧΧV курса, инспектор народных училищ тверской губернии. ‘ Акоронко Ник. Франц., старший кандидат того же курса, инспектор народных училищ минской губернии. Соловьев Алексей Ив, кандидат того же курса, инспектор народныхучплвщ в киевском учебном округе. Микулинский Ив. Степ, кандидат того же курса, инспектор гродненских народных училищ. Павловский-Михайлов Фед. Яков., магистр ΧΧVΙΙ курса, учитель бельской (в царстве польском) гимназия. Страхов Мих. Ив., магистр того же курса, инспектор народных училищ, в петербургском округе. Токаревский Ив. Мих., кандидат того же курса, директор учительской Семинарии в селе Новом (ярослав. губ.). Воспитанники м. д. Академии на службе по военному ведомству Покровский Петр Евдокимович, магистр VI курса. (1828). По окончании курса определен профессором московской Семинарии по классу еврейского и немецкого языков. В 1834 году принял сан священства и определен к московской Параскевиевской, в охотном ряду церкви. В 1855 г. назначен настоятелем московского Архангельского собора. В ноябре 1871 г. назначен главным священником армии и флотов. В 1878 году почетный член м. д. Академии. Попка Иван Диомидович, екатеринодарского уезда села Тимошевского, священников сын. Прислан из астраханской Семинарии для поступления в московскую духовную Академию в 1838 году и по выдержании экзамена занял в списке 16-е место. В 1839 г. оставил Академию по причине часто повторявшейся вследствие золотушного расположения головной боли и воспалительного состояния глаз. Ныне генерал-лейтенант черноморского войска. Говоров Козма Гаврил., кандидат XIV курса (1844). Статский Советник. Окончив курс, поступил на должность учителя рязанской Семинарии, из которой потом переведен в тамбовскую на класс чтения св. Писания. Из Семинарии перешел на службу учителем в тамбовскую гимназию, отсюда в воронежскую михайловскую военную гимназию. По выслуге пенсии оставил службу и скончался в 1874 году. Погребен в Троицкой Сергиевой лавре. Известен составленным им учебником, введенным в руководство под названием: «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений. Сочинение это печаталось во множестве экземпляров. Курс 1 и 2, изд. 3. Воронеж 1866. – Изд. 9, Вор. 1872 (8 000 экз.). – Изд. 10. М. 1872 (21 600 экз.). – Издан. 11. М. 1873 (30 000 экз.) – Курс 3-й первоначально печатался в Филологических Записках 1863–1864, потом вышел отдельно, Воронеж 1864 г. – Третье изд. Ворон. 1865–1866. – Издание 8, Воронеж 1871 (6 000 экз.). – Издание 10, Москва. 1874 (18 000 экз.). – Его же Сокращенная практическая русская грамматика. Спб. 1871 (10 000 экз.). О романтической поэзии (Филолог. Зап. 1871).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

190, «умозрительные идеи настолько же мало могут служить высочайше решающими нормами для религии, насколько и здравый человеческий разум», не говоря уже о том, что это значительно отвлекло бы нас в сторону от нашей прямой задачи. Употребляемый нами термин «ум» может заменять собою два другие: «рассудок» и «разум» (Verstand; Vernunft). 424 Творения св. отцов в рус. перев. Москва. 1844. Ч. III. стр. 7. Pilgram . Controversen mit Ungläubigen über die Realitat des Wissens und die Logik des Glaubens. Freiburg im Breisgau. 1855. S. 105–6: «В реальной связи вещей бытие есть первое, а мышление – второе; не просто включено в мышление, но и предполагается им то, что я существую… В акте мышления я прежде всего сознаю не то, что я есмь мыслящий , но то, что я, мыслящий, есмь , существую». См. о субъективных условиях богословского ведения в нашей статье: «Научно-богословск. самооправдание христианства». «Странн.» 1893. Дек. стр. 612–31. 427 Не входим в подробности касательно рационализма, потому что, с одной стороны, частию он входит в качестве составного момента в понятие ортодоксизма, а, с другой, – в последних своих выводах настолько противорелигиозен и противоцерковен, что православный богослов решительно не находит для себя возможным рассуждать с ним о Церкви и религии, не договорившись прежде об основных данных последней, отвергаемых рационализмом. Но это слишком далеко отвлекло бы нас от нашей прямой задачи. 431 Hettinger II. 16–17: «В новейшее время многие протестантские богословы вместе с Шлейермахером находили возможным знаменитое изречение св. Иринея: «Ubi enim Ecclesia, ibi et Spiritus Dei; et ubi Spiritus Dei, ibi Ecclesia et omnis gratia» разделить таким образом, чтобы первая половина представляла католическое, а вторая – протестантское воззрения на отношение христианства к Церкви. То воззрение ставит отношение отдельного верующего ко Христу в зависимость от его отношения к Церкви, а это – отношение отдельного верующего к Церкви – в зависимость от его отношения ко Христу; почему там существует, будто, посредственный, а здесь – непосредственный союз верующего со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Вот от нее-то и пошел донос самого грязнейшего содержания, и следственная власть ухватилась за него обеими руками. В доносе между прочим она повествует, что я растратил славянские деньги. Этого было достаточно для прокуратуры, чтобы наслать на меня следователя с товарищем прокурора, чтоб сделать выемку. Напрасно я возражал, что это есть незаконное вмешательство в частные отношения, что в суммах, которые мне поручались, я полновластный распорядитель, отчетом обязанный только жертвователям. Следствие пошло. Если Вам рассказывать все натяжки, все притеснения, наконец все подтасовки, до которых низошел следователь, когда я, жалуясь на него, просил прекратить неправильно вчиненное следствие: если Вам рассказывать эти подробности, Вы с трудом поверите. Им хочется дотащить меня до скамьи подсудимых; им хочется моего позора, и вероятно, они доведут. Обвинение в растрате, разумеется, нелепо в самом существе. Вы это чувствуете, не входя даже в подробности. Если бы я даже решительно ни копейки не расходовал, какая же растрата, когда деньги есть? Но расход далеко превышает приход. Да дело и не в том; это мои друзья очень понимают; им желательно вывести другие обстоятельства на свет, и притом со своим освещением, произвести скандал. Если бы не третьи лица, чести которых касается грязь, частию выведенная, частию измышленная донощицею, ничего не желал бы так и я, как полного оглашения. А кстати, я просил, чтобы мне выдали копию с доноса, дабы жаловаться на клевету (имею полное основание). Отказали, дав только прочитать. Да, мне тяжело, многоуважаемый князь, и только сочувствие близких, знающих меня, меня подкрепляет. Черняев поселился в Москве. А в политике что делается? Итак, Англия получит порт в Черном море, близ Батума! 1220 Как Вам это покажется? Ваш Н. Гиляров-Платонов 29 октября 1879 Москва. Печатается впервые по черновому автографу: РНБ. Ф. 847. 516. Л. 1–2 об. Василий Иванович Капнист (1829–1893) – граф (с 1876 г.), статский советник (1873), камергер, весьма влиятельное в Москве лицо; старший сын московского гражданского губернатора (1844–1855) И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Андрей Александрович Титов † 24 октября 1911 года в Ростове-Ярославском Утром 25 минувшего октября весь Ростов облетело печальное известие о внезапной кончине Андрея Александровича Титова , последовавшей поздно вечером 24 октября. Известие это поразило всех своей неожиданностью. Никто не хотел ему верить, никто не мирился с мыслию, что не стало всем хорошо знакомого, жизнерадостного, обладавшего, по-видимому, прекрасным здоровьем человека, которого в самый день смерти многие видели на обычном месте в его мануфактурном магазине; видели веселым, здоровым, оживленно беседовавшим со своими знакомыми. В лице почившего Андрея Александровича наше общество, небогатое людьми, потеряло гуманного, просвещенного коммерсанта, видного общественного деятеля, крупную учено-литературную силу. Андрей Александрович Титов родился в Ростове 16 октября 1844 года. Он принадлежал к старинной купеческой фамилии, получил домашнее образование и в 22-летнем возрасте наследовал от деда своего, Ивана Андреевича Титова, значительное торговое мануфактурное дело; сравнительно быстро расширил его и в 1883 году учредил Торговый Дом под фирмою « А. Титов и Ф. Малоземов». Торговля производится в Ростове, Ярославле и Нижегородской ярмарке. В роду Титовых торговое дело ведет свое начало с 1817 года – таким образом, Андрею Александровичу не суждено было дожить только не многих шести лет до столетнего юбилея своей торговой фирмы. В 1897 году, в компании с покойным шурином своим, известным ярославским деятелем Иваном Александровичем Вахромеевым, Андрей Александрович учредил в Ростове Товарищество ростовского цикорного производства под фирмою «И. Вахромеев и К о » и состоял бессменно председателем правления Товарищества до дня своей кончины. В коммерческом мире Андрей Александрович пользовался большой известностью и доверием. Торговая Москва знала его хорошо и ценила те честные принципы покойного, выразителем которых он неизменно являлся как в своем деле, так и в сношениях с торговыми людьми. В Ярославле Андрей Александрович состоял членом учетного комитета в Отделении Государственного Банка и членом Ярославской Биржи.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/a...

Прошу я и все мы, твои здешние приятели: что можешь, сделай! Будь здоровым и во всём удачлив. Если я в чём пред тобою согрешил, прости по случаю наступления поста. Комаровскому скажи мой наидружественнейший поклон. Нельзя ли его как-нибудь в Москву? Мы бы с ним зарылись в Кельтах и тому подобных. Впрочем, это, я думаю, не совсем будет согласно с твоими желаниями. Прощай. Твой А. Хомяков Москва. 26. Мая 18 дня (1844) Любезный друг Ты обдал и меня, и Павлова совершенным холодом своими юридическими тонкостями о титулярных советниках и пр. Да разве мы, люди Московские, такие невежи, чтобы не знать, что на милость образца нет? Всё можно; только так как ты не обязан быть всемогущим, то моя просьба ограничивается весьма небольшим. Гр. Толстая, сестра П. 85 , говорила ему по чьей-то просьбе про это зимой, и он сказал «очень хорошо»; потом князь Вяземский получил по этому же делу такой же ободрительный ответ и, наконец, когда Кошелев был в Петербурге, то князь Вяземский, просивший снова неизвестно через кого (через графиню Т. или другую), сказал Кошелеву, что просимые особы поручили напомнить им о Павлове в Мае месяце при обещаниях всякого блага. Сделай одолжение, поговори с Вяз...: расскажи ему то, что ты ко мне писал, т. е. все затруднения, и напомни ему про сообщённые нам обещания. Кн. Вяз... интересуется Павловым; он от сердца постарается за него. На тебя же я вполне надеюсь, что ты в совете сделаешь всё возможное. Павлову же честолюбие довольно чуждо; но у него истинная необходимость в том, что для нас было бы только прихотью. Благодарю тебя за твою дружбу, за твоё письмо, за хлопоты, которые тебе навязываю и в которых я бы извинялся, если бы не уверен был, что ты сам в них принимаешь участие. В числе этих хлопот полагаю и оленей для Алеутов, о которых недурно вспомнить при случае. В этом письме найдёшь объявление. Ты сам уже теперь Pater Familias: тебе надобно интересоваться Библиотекой для воспитания. В ней участвуют почти все Университетские деятели, участвую и я. И так интересуйся, рекомендуй, хвали; скажи Одоевскому, чтобы он дал статьи; если есть у тебя досуг, напиши сам; поощряй дам участвовать в этом добром деле, разбирать билеты и давать статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Дополнение состоит в том, что выше линии ΜΝ проведена параллельная ей (а следовательно и линии АС) новая прямая линия, а стороны треугольника Ав2С продолжены за вершину его (b2) до пересечения с этою линией в точках Р и Q. Таким образом построен новый треугольник Pb2Q, имеющий вершину (b2) – общую с вершиною (b2) треугольника Ав2С, и стороны которого в2Р и b2Q суть продолжения сторон Св2 и Ав2 сего треугольника. Общая вершина этих треугольников (b2) соответствует единому центру самосознания Богочеловека, и этот центр есть вместе с тем (или – именно) средоточие или центр сознания божественного Логоса (Бога-Сына), или – Его Ипостась. Из сего центра Он объемлет и включает в свое единое самосознание, в свою единую Ипостась как Божественную свою природу (линия АС), так и человеческую (линия PQ); сознает их одинаково Ему принадлежащими, одинаково своими. Линии АС, и PQ (основания треугольников) очевидно неслиянны в существе Богочеловека, которому соответствует на чертеже вся геометрическая фигура Ab2QPb2C; но они и неразделимы в известном смысле, ибо можно сказать, что они вместе с (линиями) Рв2С и Qb2A составляют неотделимые от этой фигуры (без уничтожения ее), или – нераздельные с нею и между собою, части ее. Все сейчас сказанное, кажется, достаточно удовлетворительно соответствует изложению Халкидонского догмата и Иоанном Дамаскиным (см. «Точное изложение православные веры». Москва. 1844, с. 143–144 и 160–161) «Признаем соединение двух естеств чрез сложение» (κατ σνθεσις) (может быть(?) единение – через синтез в одной Ипостаси, – в одном и том же самосознании), «непреложно, неслиянно, неизменно, нераздельно и неотлучно; и – в двух естествах, пребывающих совершенными», (т. е. истинными, подлинными), «исповедуем одну Ипостась Сына Божия воплотившегося, (т. е. Богочеловека), признавая в нем одну и ту же Ипостась Божества и человечества Его и исповедуя, что оба естества по соединении остаются в Нем целыми, и не представляя каждого естества существующим (в Нем) особо и отдельно, но признавая их взаимно соединенными в одной сложной Ипостаси (μα πστασις σνθετος)»; (т. е., быть может, можно сказать и так: взаимно объединенными в Нем (Ab2QPb2C) при посредстве единой Ипостаси, единого самосознания (b2), содержание которого слагается из содержаний сознаний подлинно Божественного и подлинно человеческого (площади треугольников Ав2С и Pb2Q). Сказать кстати, в таком изложении догмата совершенно исчезают выражения и представления о срастворениии, о «соединении чрез взаимопроникновение», об «ассимиляции» и т.п. естеств, каковые представления, на наш взгляд, как-то слишком материально пытаются уяснить верующим догмат. Не оттого ли, отчасти, они и вызывали столько споров и пререканий и ни одно не получило или не заслужило общего признания в догматике.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Однако, несмотря на то что выпускается он четвертым по списку, его дальнейшая карьера идет достаточно тяжело: по окончании университета он определяется канцелярским чиновником в московскую контору Святейшего синода, в 1836 году заслужив повышение до протоколиста. От дальнейшей канцелярской рутины его спасает Михаил Петрович Погодин, учивший его в бытность Беляева студентом и обративший внимание на трудолюбивого и внимательного выходца из священнического сословия (в свою очередь, Беляев с любовью и признательностью отзывался о своем наставнике; впрочем, отношения их были не без шероховатостей, что, учитывая специфический нрав Михаила Петровича, скорее житейская норма). Благодаря Погодину Беляев поступает в Архив при Московском департаменте Правительствующего Сената, а затем в Сенатский архив старых дел. Здесь он получает возможность научных занятий, разбирая старые архивные дела и постепенно становясь знатоком приказного московского делопроизводства. Попутно Погодин, любивший извлекать все возможные выгоды и привлекать труд молодых, особенно когда воспользоваться им можно было без денежного обременения, поручает Беляеву описание своего древлехранилища и дает работу в «Москвитянине», где в 1842–1846 годах будут публиковаться преимущественно рецензии Беляева, а в 1844 году он издаст первое свое исследование – «Город Москва с его уездом». С 1848 года Беляев становится секретарем Императорского московского общества истории и древностей российских (членом-соревнователем которого он был с 1842 года, а в 1846 году стал действительным членом). В этой должности ему пришлось много потрудиться над выпусками повременного издания Общества – «Временника…», в котором он публиковал результаты своих архивных разысканий. Секретарские обязанности приносили отнюдь не только радости: так, в письме к А. Н. Попову , человеку, весьма близкому к славянофильскому кругу, на тот момент уже успевшему переселиться в Петербург, Беляев признавался: «Я еще не сетовал бы, что мне не помогают; но вот грустно, что встречаешь препятствия и неудовольствия даже в настоящее время, а впоследствии не оберешься вздоров и, может быть, порядочных неприятностей за все труды и хлопоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

В это самое время он и задумал написать историю греческой революции. Умер Финлей в Афинах в январе 1876 года. План Финлея написать историю греческой революции заставил его заняться прошлыми судьбами Греции. Постепенно из-под пера Финлея появился целый ряд отдельных трудов по истории Греции. В 1844 году вышла его книга " Греция под римским владычеством " (Greece under the Romans), охватывавшая события со 146 года до н.э. до 717 года н. э. В 1854 году появилось двухтомное сочинение Финлея " История Византийской и Греческой империй с 716 по 1453 год " (A History of the Byzantine and Greek Empires from 716 to 1453). За этим следовали два сочинения по новой и новейшей истории Греции. Позднее автор просмотрел все свои труды и подготовил их к новому изданию. Но Финлей умер, не успев довести начатого дела до конца. После его смерти общая " История Греции с эпохи покорения ее римлянами до настоящего времени - с 146 года до н. э. по 1864 год " (A History of Greece from its Conquest by the Romans to the Present Time. B. C. 146, A. D. 1864) была издана в 1877 году в семи томах Тозером (Tozer), который в первом томе напечатал и автобиографию Финлея. Последним изданием теперь и надлежит пользоваться. В русском переводе существует лишь одно сочинение Финлея - " Греция под римским владычеством " (Москва, 1876). С точки зрения Финлея, история Греции под иностранным владычеством повествует об упадке и бедствиях той нации, которая в древнем мире достигла высшей степени цивилизации. Две тысячи лет страданий не стерли национального характера, не потушили национального самолюбия. История народа, который в течение веков сохранил свой язык и свою национальность, и энергия, которая ожила с такой силой, что образовала независимое государство, не должны находиться в полном пренебрежении. Условия Греции в долгие времена ее рабства не были условиями однообразного вырождения. Под владычеством римлян и впоследствии османов греки представляли собой лишь незначительную часть обширной империи. Благодаря своему невоинственному характеру они не играли важной политической роли, и многие из крупных перемен и революций, имевших место во владениях императоров и султанов, не оказывали прямого влияния на Грецию.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010