Третья четверть XVII века, с частичной реконструкцией. 107х254 см. Из церкви Богоматери Одигитрии (1834-1836 гг.) с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ и АОМИИ Реставратор: О.А.Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005). vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Филипп, митрополит московский Третья четверть XVII века. 83х52,5 см. Из Никольской церкви (1670 г.) с. Волосово Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1962 г. Второй Онежской экспедицией ГЦХРМ, при участии АОМИИ Реставратор: А.П.Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 1999-2000). vk fb tw ok @ g+ lj Спас Нерукотворный XVII век. 61,5х47,5 см. Из Богоявленской церкви (1787 г.) с. Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: Н.В.Перцев (Ленинград, ГРМ, 1975). vk fb tw ok @ g+ lj Преподобные Зосима и Савватий соловецкие, с видом монастыря и избранными святыми Третья четверть XVII века. 103х85 см. Из церкви Рождества Христова (1762 г.) с. Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. совместной экспедицией АОМИИ и АОКМ. Реставратор: Н.В.Перцев (Ленинград, ГРМ, 1974). vk fb tw ok @ g+ lj Похвала Богоматери Третья четверть XVII века. 89х73 см. Из Ильинской церкви (1622 г.) д. Задняя Дубрава Плесецкого района Архангельской области. Вывезена в 1967 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: Ю.П.Саблин (Архангельск, АОМИИ, 1974). vk fb tw ok @ g+ lj Огненное восхождение пророка Илии Третья четверть XVII века. 133х92,5 см. Из Георгиевской часовни д. Кирилова Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ. Реставратор: В.М.Сорокатый (Москва, ВЦНИЛКР, 1974). vk fb tw ok @ g+ lj Явление Богоматери и Святителя Николая пономарю Юрышу Вторая половина XVII века. 32х27 см. Из собора Рождества Христова (1562 г.) г. Каргополя. Вывезена в 1958 г. Первой Онежской экспедицией ГЦХРМ. Реставраторы: Н.Н.Николадзе, В.П.Мокрый, Л.К.Ярцева (Москва, ГЦХНРМ, 1971-1972).

http://pravoslavie.ru/117471.html

- Вы не могли бы вкратце рассказать о самых замечательных экспонатах? - Я остановлюсь на наиболее уникальных вещах. Первая - это новгородская икона конца XV века «Богоматерь и пророк Илия», относится ко времени переселения русских на Север. А ведь Онега - это тот самый путь, который проходили новгородцы, затем жители Ростова и Москвы. Все эти влияния на каргопольскую культуру были значительными и поэтапными - сначала Новгород, потом московские земли и т.д., - и все это отражалось и на иконах. Удивительно, что среди них есть и подписные памятники. Вот, например, «Богоматерь Одигитрия», и на ней в нижней части, на красном поле, есть надпись о том, что икона создана в 1527-м году и поставлена на поклонение всех христиан. Деисусный чин. Конец XV - начало XVI века. Ростов, северная провинция. Из церквей с. Астафьево Каргопольского района Архангельской области. Вывезены в 1958 и 1962 г. Первой и Второй Онежскими экспедициями ГЦХРМ, при участии АОМИИ Деисусный чин из села Астафьево. Его в свое время буквально достали из-под руин А рядом - редчайший деисусный чин из села Астафьево. Его в свое время буквально достали из-под руин знаменитой церкви в селе Астафьево реставраторы под руководством Н.Н. Померанцева. Чин этот восходит к концу XV - началу XVI века, и он очень полюбился зрителям на многих выставках. Его называют «Голубым чином» за превалирование совершенно уникального голубого цвета, который рефреном проходит через все иконы данного ряда. На выставке много икон, которые являются составными: центральная икона и рама. Это говорит о том, что она долгое время жила в храме, как особо чтимая икона, возможно, храмовая. Очень часто храмовые иконы становились чудотворными. Проходило какое-то время, и местные жители украшали икону живописной рамой, на которой было изображение жития святого. Пример одной из таких икон XVI века - икона святителя Николая Чудотворца, которая происходит из церкви Святителя Николая, хотя самой церкви XVI века уже давно не существует. А поскольку иконы часто заказывали местные жители, крестьяне, то они выбирали те сцены жития, которые им более близки. Святитель Николай, конечно, прославился многими чудесами, но северяне более всего любили чудеса на море и на воде, потому что быт северян связан с реками, озерами, Белым морем.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/11/hr...

12. Этот сборник был обнаружен историком О.Н. Радеевой в Отделе рукописей РГБ. Текст «Чуда Феодоровской иконы о раскольниках» приведен в ее диссертации " Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII-XVIII вв. " . М., 2011. С. 367-369. 13. Мельников А.П. " Нижегородская старина " . Н.-Новгород, 1992. 14. Русская вера, http://ruvera.ru/feodorovskaya_ikona 15. http://www.apiural.ru/news/society/46444/ 16. В Федоровском городке действовало Общество возрождения художественной Руси (1915-1917). 17. Покровский Н.В. Ук. соч. 18. Там же 19. Бахарева Н.Н. К вопросу о происхождении иконы " Богоматери Федоровской "http://Городецкие чтения. 1994. 20. Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1976. - М., 1977. С. 155-166. 21. Феодоровская икона Божией Матери двусторонняя - на обороте изображен образ св. вмц. Параскевы Пятницы. 22. Бахарева Н.Н. Ук. соч. 23. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. С. 253-254//О древнерусском искусстве. М.: Советский художник, 1983. Сост. Вздорнов Г.И. С. 191-273. 24. Настольная книга священнослужителя//Месяцеслов I (март-август). Т. 3. М., 1979. С. 73-76. 25. Минея март. Ч. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 374-375; Минея август. Ч. 2. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 177-178. (Минеи подготовлены на основе издания, выпущенного в 1978-1989 годах.) 26. Тихомирова Е.А. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Сказание в иконе - М.: Гранд-Холдинг, 2007. С. 10, 60. 27. 25 февраля 2005 г. в Москве состоялась рабочая встреча архимандрита Закхея, представителя Православной Церкви Америки, с архиепископом Александром Костромским и Галичским по поводу посещения США Феодоровской иконы Божией Матери. См. сайт " Храм св. вмц. Екатерины на Всполье " (http://www.st-catherine.ru/meeting_with_his). 28. Реставрация 1929 г. в ЦГРМ - ОР ГТГ ф. 67, 250; Реставрация 1964 (1963?) г. в ГЦХРМ им. И.Э. Грабаря - без реставрационного паспорта.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

359 Уварова П. С. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М.,1887. С.9–10, табл.7. 360 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. С. 337–338. 361 Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура и декоративная резьба/VBыcmabka произведений изобразительного искусства, реставрированных ГЦХРМ им. академика И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1965. С. 70–71. 363 Соколова И. М. Об одной группе резных ростовских икон XVIb.//Сообщения ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 121. 364 Высота креста без ручки – 1 м 05 см; длина средней перекладины – 83 см; верхней и нижней перекладин – по 26 см. 369 Иеромонах Владимир. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. Ярославль, 1913. С. 48. 370 Опись Спасо-Ярославского монастыря 1787 года. Лист 16, 223. ЯМЗ-15277; опись 1709 г. С. 15. ЯМЗ-15446. 371 Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVIIbb. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 72–75. 375 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский Собор Московского Кремля. М., 1990. С. 86. 377 Подобный орнамент на меднолитой иконе «Никола Зарайский» XVIbeka (Русское медное литье. Вып. 1. М., 1993. С. 178, ил. 22); на иконе «Богоматерь Одигитрия» XVIbeka из частной коллекции (там же. С. 117, ил. 17); на новгородских меднолитых иконах (Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XVbb. М., 1996. С. 398. Кат. 126). 383 Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики… С. 318–330; она же. Крест 1544 года… С. 258–260. 384 Резное изображение Федора, Давида и Константина на костяной пластине запрестольного креста первой половины XVIbeka из Спасо-Прилуцкого монастыря. См.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики… С. 74, ил. 21(а). 385 Согласно канону, установившемуся с момента появления первого изображения «ярославских чудотворцев» (1501 год), князья изображались стоящими во весь рост: в центре – Федор Ростиславович Черный в образе принявшего схиму, по сторонам от него – Давид и Константин в княжеском облачении и значительно меньшего роста (см., например, икону из собрания Ярославского музея-заповедника.Инв. 40948, ИК-141).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Г. Назарова продемонстрировала также фотографии рабочих эскизов житийной иконы, где этот образ был решен совершенно по-другому: житие иконописца рассматривалось в контексте современных ему событий истории, в клеймах большое внимание уделялось сценам битв, изображениям воинов и т.д. Но автор отказался от этой идеи в пользу триптиха, который можно рассмотреть в экспозиции. На открытии выставки много говорилось о В.О. Кирикове как о человеке и выдающемся профессионале. Г. Назарова благодарила потомков мастера, которые поделились ценными материалами и воспоминаниями, а один из них – правнук художника Александр Овчинников поблагодарил ЦМИАР от лица всей семьи, среди членов которой были и есть и художники, и реставраторы. Г. Попов с восхищением рассказывал о «снайперском безукоризненном чутье» Кирикова, который мог из десятков поздних потемневших икон, привезенных из экспедиции, безошибочно вытащить две-три, которые после расчистки оказывались выдающимися ранними памятниками. «Василий Осипович прожил выразительную жизнь, он был идеальным реставратором… Он все писал с профессионализмом и любовью, для него очень важно было ощущение близости к шедевру, страсть познать суть произведения искусства», – сказал искусствовед, наблюдавший за работой Кирикова, который был одним из первых, кто пришел в 1954 г. на помощь недавно основанному Музею имени Андрея Рублева и занимался укреплением и расчисткой поступавших в музей памятников. Выставка проводится в рамках юбилейного года Музея имени Андрея Рублева, который в 2022 году отмечает 75 лет со дня своего основания, и будет открыта для посетителей бесплатно до 11 декабря. Справка (по материалам сайта «Православная энциклопедия»). Кириков Василий Осипович (1900- 1978), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе, откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской церкви в Ст. Ладоге, в 1934 г.- храма Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих известных икон XII-XV вв., в ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий и Васильевский чины и др.

http://sedmitza.ru/text/10161764.html

Лик Пресв. Богородицы. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1958 г. Фрагмент В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии к-рого свидетельствует отсутствие золотого фона на Б. и. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Б. и. могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-я треть XIII в.; ГММК), позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Б. и., зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Б. и. сплошным серебряным окладом, к-рый во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского мон-ря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В авг. 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова , В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря , к-рые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Б. и. проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец С. Л. Тарасова (МДА) Прп. Иларион Псковоезерский. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец С. Л. Тарасова (МДА) Редкие сохранившиеся изображения преподобного связаны с основным центром почитания И.- храмом Покрова Пресв. Богородицы бывш. Покровского монастыря. В 1885 г. там находилось не менее 17 икон И. (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10). Самая ранняя известная икона И. кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. (под записью, в наст. время в ц. в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове) в кон. XIX в. размещалась «за ракой с мощами преподобного на восточной стене» Покровского храма (Акафист прп. Илариону Псковоезерскому Гдовскому и ист. описание ц. Покрова Богородицы дер. Озёра/Сост.: О. К. Михайлова. СПб., 2000. С. 13). В 1962 г. она была вывезена экспедицией ГЦХРМ им. И. Э. Грабаря в ПИАМ, в 1991 г. передана в Гдов. Святой представлен слева, стоящим на берегу р. Желча, на фоне обители («белокаменной» - деревянной, обшитой тесом и побеленной церкви и 3-ярусной колокольни со шлемовидным куполом со шпилем), вполоборота вправо, в молении образу благословляющего Иисуса Христа в облаке. И. в монашеском облачении, с куколем на плечах, в правой руке - развернутый свиток с молитвой (не читается), в раскрытой ладони левой руки - четки. Лик худощавый, с близко поставленными глазами, с тонким носом, с морщинистым лбом, с бородой средней величины и волнистыми темными волосами с проседью. Подобная «портретная» иконография в др. изводах не встречается. Вверху надпись: «стыи: преподобны: оцъ: Иларионъ псково eзepckiu». Внизу помещен пространный текст из истории мон-ря и Жития преподобного (поновлен). Такая композиция получила широкое распространение в иконографии основателей мон-рей в XVIII-XIX вв., образ исполнен в иконописной стилистике с элементами «живоподобия». В Покровской ц. сохранилась рака И., на верхней доске - икона, выполненная в академической манере (ок. 1887). Святой изображен с нимбом, в рост, в мантии, с непокрытой головой, с длинными волнистыми седыми прядями волос (на плечах), с бородой средней величины, глаза закрыты, в правой руке - крест, в левой - Евангелие.

http://pravenc.ru/text/389129.html

РНБ инв. Соф. 1 Синодик   Синодик Середина XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель, темпера; переплет – дерево, кожа 216 л. 32 х 20 х 6 Поступил в 1926 году ГИМ инв. 58212, ОР Муз. 3822 Христианская топография Козьмы Индикоплова Конец XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель; переплет – дерево, кожа, металл; золотое тиснение 307 л. 35 х 20 х 5,3 Поступила в 1887 году из московского Румянцевского музея На л. 6–22 помещена запись, из которой следует, что рукопись принадлежала последнему русскому патриарху Адриану Находилась в собрании А.Д. Черткова ГИМ инв. 80497, ОР Черт. 160 Водолей в виде рыцаря с драконом Конец XII – первая половина XIII века Долина Мааса, Германия (?) Бронза; литье, чеканка, гравировка Высота – 18,5; длина – 30 Поступил в 1927 году из ГМФ Приобретен Г.Ф. Миллером около 1735 года в Сибири ГЭ инв. Ф 2802 Царские врата Первая четверть XV века Балканы (?) Дерево; темпера 158 х 51,5 (левая); 158 х 52,5 (правая) Поступили в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находились в собрании И.С. Остроухова Реставрированы до поступления в музей; повторно в 1989–1990 годах в ГТГ А.П. Бурмакиным ГТГ инв. 12024а, 12024б Пластина от Царских врат. Евангелист Марк XIV век Новгород Медь, золото, лак; золочение 31 х 26,5 Поступила в 1920-е годы из собрания Фаберже ГЭ инв. ЭРП-1058 Складень-иконостас Складень-иконостас Первая треть XVII века Строгановские мастерские Дерево, серебро, камка; темпера, чеканка, золочение, ткачество 31,5 х 13,5 х 2,4 Поступил в 1920 году Вклад 4 октября 1638 года в Троице-Сергиев монастырь по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине (во иночестве Иоиле) Реставрирован в 1948 году в ГЦХРМ Н.А. Барановым, в 1971 году И.М. Громовой, в 2000–2001 годахв СПМЗ О.Б. Куцель СПМЗ инв. 2385-ихо Епитрахиль   Епитрахиль XIV – начало XV века. Дополнения – XV–XVII век. Византия. Дополнения — Москва Атлас, камка, шелковые, серебряные и золотные волоченые нити, жемчуг, серебро, золото; ткачество, шитье лицевое и орнаментальное, низание, скань

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

Культура Каргополья многолика и разнообразна, также как и удивительная природа этого края. Вдали от крупных городов, больших строек и железных дорог Каргопольская земля смогла сохранить свой неповторимый, ностальгически привлекательный облик. Христианские памятники – наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия. Расцвет северной иконописи относится к XVI – XVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с XVI века. Они работали в разных видах искусства: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву. Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950-1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области были организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимые из них – Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 годов. В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях. В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры XVI – начала ХХ века. Она представляет наследие не только города Каргополя но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки – икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине XV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода. Среди самых ранних икон – Деисусный чин конца XV – начало XVI века, который был буквально спасен реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.

http://pravoslavie.ru/119722.html

В. О. Кириков. Фотография. 1955 г. Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.

http://pravenc.ru/text/1840249.html

   001   002     003