Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери ), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV - XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/158340.html

Среди св. жен, упоминаемых в ВЗ, образ Е. встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) рядом с прав. Захарией. Е. изображена в оливковом платье и темном мафории, в ее левой руке свиток, правая указывает на уста. Е. изображается в композициях житийного цикла св. Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (напр., клейма визант. и рус. икон: в светло-оливковом платье и темном мафории - на иконе «Св. Иоанн Креститель, с житием» (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на иконах «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» - Ярославль, сер. XVI в., ЯХМ; Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; Кострома, посл. треть XVII в., ц. Воскресения Христова на Дебре, и др.). Композиция «Рождество св. Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в рус. иконописи (напр., 2-сторонние таблетки (на обороте одной - образ св. Иоанна Крестителя, др.- Собор апостолов), Новгород, кон. XV в., обе в ГТГ). «Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки 3-го икоса Акафиста Пресв. Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (напр., капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде, Македония (1364-1365); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 3-я четв. XIV в., ГММК, и Москва, кон. XVI в., ГТГ, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, напр., на иконах «Рождество Христово» (из собрания И. С. Остроухова, кон. XVI в., Москва; из собрания А. В. Морозова, 2-я пол. XVI в., Холмогоры, обе в ГТГ). Сюжет «Зачатие св. Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках рус. иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви дер.

http://pravenc.ru/text/189821.html

В. на национальных языках Прп. Онуфрий Великий. Фрагмент иконы «Распятие с избранными святыми». Сер.— 3-я четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прп. Онуфрий Великий. Фрагмент иконы «Распятие с избранными святыми». Сер.— 3-я четв. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В XIII в. благодаря деятельности нищенствующих монашеских орденов возник интерес в т. ч. среди мирян к аскетической практике древних отшельников. В связи с этим агиографические тексты IV-V вв. начали активно переводиться на национальные языки. Житие О. В. появилось в переводах: немецком (XIII-XIV вв.) (Eine Legenden-Sammlung des 13. Jh./Hrsg. Fr. K. Köpke. Quedlinburg; Lpz., 1852; Williams U. Die «Alemannischen Vitaspatrum»: Untersuchungen und Edition. Tüb., 1996; о ранних нем. версиях см.: Stieglecker. 2001. S. 197-199), в раннеитальянском, дошедшем под именем Доменико Кавалька (1270-1342) (Vite de santi Padri di frate Domenico Cavalca//Ed. B. Sorio, A. Racheli. Trieste, 1858; о ранних итал. переводах см.: Fagnoni. 2000) и в старофранцузском ( Soons. 1939). В это же время Кастеллано да Кастеллани (ум. 1519/20) написал пьесу на вольгаре Rapresantatione di sancto Honofrio (Флоренция, ок. 1515). На польск. язык Житие О. В. перевел архиеп. Лазарь (Баранович) (1616-1693), в его издание (Киев, 1670) входили также стихи, посвященные святому. Перевод контаминированной версии Жития был сделан архимандритом василиан, Йозефом Петкевичем, снабдившем его подробными комментариями (ywot przedziwny w. oyca naszego Onufryusza wielkiego... W Wilnie, 1686), краткую версию на польск. языке издал Себастьян Ян Пискорский (Kraków, 1688). Почитание Почитание О. В. возникло в Египте, предположительно в мон-ре прп. Макария Великого в Ските. Вначале его культ бытовал в основном в стенах мон-рей, затем почитать О. В. стали и миряне ( Войтенко. 2011; Он же. 2017. С. 81-82). В папирусах VI-VII вв. засвидетельствовано существование в Ликополе посвященных ему церквей ( Coquin. Onophrius. 1991. P. 1842). Важное свидетельство почитания О.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

XI в.) относится уникальный случай сооружения на территории мон-ря мечети (вероятно, переделанной из бывш. гостиницы для паломников), что опять же должно было предотвратить его уничтожение. Наряду с этим известны предания, к-рые ошибочно относили постройку мечети к XIII или XVI в. ( Burckhardt. 1992. P. 543-544). Мечеть периодически использовалась для молитвы местными бедуинами и мусульм. паломниками, проходившими через Синай. В позднейшей переписке с егип. султанами синайские монахи особо подчеркивали гостеприимство, оказываемое ими мусульм. паломникам, к-рое служило одним из аргументов в отстаивании прав мон-ря. В 1020 г. Сулейман, ставший к тому времени игуменом Е. в. м., используя, видимо, свои старые связи при дворе, сумел расположить к себе халифа аль-Хакима. В ситуации, когда не осталось в живых почти никого из архиереев Александрийской Церкви, Сулейман выступил как лидер всей правосл. общины. Он добился у халифа возвращения конфискованных имений Е. в. м., неск. позже - восстановления главного мон-ря егип. мелькитов аль-Кусайра и др. разрушенных церквей и монастырей, а также разрешения христианам, насильственно обращенным в ислам, вернуться в прежнюю веру (Accedunt Annales Yahia. 1909. Р. 227-233). После смерти аль-Хакима последние ограничения, наложенные на христиан, были сняты. Экономическое положение Е. в. м. улучшилось, в т. ч. и за счет смещения торговых путей между Индийским океаном и Египтом: из-за обмеления порта Эль-Кульзум в районе нынешнего Суэца приблизительно с 1-й пол. XI в. корабли с пряностями стали разгружаться в синайском порту Эт-Тур, населенном христианами и связанном с Е. в. м. Возможно, мон-рь был непосредственно вовлечен в торговые операции или же, в любом случае, получал весомую поддержку от христиан процветающего Эт-Тура - корабельщиков, рыбаков и владельцев финиковых рощ. Синайский мон-рь. Фрагмент росписи архиепископского трона. Нач. XVIII в. Мастер Иоанн Корнарос (мон-рь вмц. Екатерины) Синайский мон-рь. Фрагмент росписи архиепископского трона.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Появление М. на Синайском п-ове было обусловлено, с одной стороны, привлекательностью региона для паломников, т. к. на горе Синай произошли мн. важные события библейской истории, такие как явление Купины Неопалимой прор. Моисею, дарование Закона евр. народу, явление Бога прор. Илии и т. п.; с другой - географическим положением Синая на пути из Египта в Палестину, а также доступностью воды вблизи оазисов, умеренным климатом ( Finkelstein, Ovadiah. 1985. P. 39-41). Здесь сформировались 3 центра монашеской жизни: Раифа (библейский Елим, 7-й стан израильтян по выходе из Египта; ныне Эт-Тур, на берегу Суэцкого зал. Красного м.), Фаран (библейский Рефидим; совр. оазис Вади-Фейран и окрестности горы Сербаль, в 60 км к северо-западу от горы Синай) и сама гора Синай с 2 отрогами: Гебель-Умм-Шомер и Гебель-Муса (гора Моисея), на склонах к-рых находились соответственно мон-рь Преображения, или Неопалимой Купины (Βτος; с XI в.- Екатерины великомученицы монастырь на Синае ), в Вади-эд-Дейр и мон-рь на горе Моисея, на месте, где были дарованы скрижали Завета. В визант. период возник крупный монастырский комплекс к югу от мон-ря вмц. Екатерины, в районе совр. Рас-эс-Сафсафы (ответвление Гебель-Муса), которая отождествлялась синайскими монахами с библейским Хоривом, прибежищем прор. Илии. Местность здесь была более пологой и, кроме того, изрезанной множеством долин и оврагов. Исторические свидетельства о синайском М. до эпохи имп. Юстиниана довольно скудны. В основном это отрывочные сведения из «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» прп. Нила Синайского (CPG, N 6044), «Сказания о мученичестве монахов Синая и Раифы» мон. Аммония (CPG, N 6088), некоторые апофтегмы. По мнению Б. Флюзена, ранние монашеские поселения на Синайском п-ове сформировались из егип. переселенцев Скита и представляли из себя такие же полуотшельнические общины, как в Н. Египте ( Flusin. 2002. P. 32-34). Существует предание о том, что равноап. Елена построила у подножия Синайской горы, возле Неопалимой Купины, ц. во имя Пресв. Богородицы и башню, в к-рой монахи могли укрываться от нападений язычников-бедуинов. Скитский мон. авва Сисой, к-рый в 356 г. переселился из Скита на гору св. Антония Великого после его смерти, рассказывает, как ок. 420 г., уже будучи в глубокой старости, он перебрался в сел. Клисма (ныне Суэц) на Красном м., где повстречал мон. Амуна из Раифской лавры на Синайском п-ове (Apophthegmata Patrum. Sisoes 26, 28//PG. 65. Col. 400-401). Этот мон-рь находился на берегу Красного м. и поддерживал тесные связи с монашеской колонией на самой горе Синай.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Уже в ранних памятниках М. часто изображали с обнаженным мечом или вынимающим меч из ножен, что станет типичной чертой его иконографии, как, напр., в росписи Диреклы-килисе (1-я четв. X в.), на миниатюре в рукописи из афонского мон-ря Дохиар (Ath. Doch. 5. Fol. 216), на мозаике кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), в росписи ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.). Вмч. Меркурий убивает имп. Юлиана Отступника. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Вмч. Меркурий убивает имп. Юлиана Отступника. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Встречаются отступления от достаточно устойчивой иконографии образа святого. На синайской иконе X в., где конный М. поражает имп. Юлиана Отступника, святой изображен безбородым; тот же безбородый тип представлен на пластине из собора Сан-Марко (ок. 1000) и на иконе «Деисус и святые» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Иногда М. с длинной бородой, как, напр., на фреске в ц. св. Георгия в Кастории (1547), а также в некоторых произведениях древнерусского искусства. Особой темой в агиографической литературе, нашедшей воплощение в иконографии, является Сказание об убийстве М. имп. Юлиана Отступника. Этот сюжет впервые встречается в рукописи Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 409v, 879-882 гг.) в качестве иллюстрации ко «2-му обличительному слову Григория против царя Юлиана». На листовой миниатюре в 3 яруса изображены (сверху вниз): Юлиан Отступник, осаждающий персид. г. Ктесифон; свт. Василий Великий, возносящий молитву о поражении Юлиана Отступника; М., повергающий Юлиана Отступника,- святой на коне стремительно несется на врага и поражает его копьем, император падает на землю со своего коня ( Brubaker L. Vision and Meaning in Ninmh-Cenmury Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Camb., 1999. P. 232-234). М., поражающий Юлиана Отступника копьем, изображен: на полях рукописи Слов Григория Назианзина (Ath. Pantel. 6. Fol. 242v); на иконе X в. (?) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - здесь же показан ангел, к-рый указывает на меч воина как на орудие возмездия, а с небес М. ниспосылается венец; на фреске в ц. св. Меркурия на о-ве Керкира (1074); на иконе XV в. из Верии. Особенно распространен в поздневизант. искусстве видоизмененный иконографический тип этого сюжета, когда М. пронзает императора не сидя на коне, а стоя, как, напр., на фреске в мон-ре Пантелеимона в Айе (Фессалия) и на иконах из собрания М. Лаци в Афинах, из музея Бенаки в Афинах, из Лавры св. Афанасия на Афоне (все - XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Н. В. Герасименко Житийные циклы и сцены в византийском, поствизантийском и русском искусстве Циклы Жития Е. в искусстве православного мира встречаются сравнительно редко и в основном принадлежат к эпохе позднего Средневековья и Нового времени; среди них преобладают рус. памятники, выделяющиеся не только количеством, но и расширенным составом сцен. Начальный этап формирования житийной иконографии Е. относится еще к средневизант. периоду, совпадая с появлением ее первых изображений. В лицевых Минологиях и Псалтирях XI в. появляются отдельные сцены, демонстрирующие мудрость и стойкость святой в исповедании христ. веры: усекновение главы и сожжение обращенных Екатериной философов на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 207, 976-1025, К-поль); спор с философами на миниатюре Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163); усекновение главы Е. и великомученика Меркурия на иконе Минология на ноябрь 2-й пол. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Первым и уникальным для визант. искусства полным циклом Жития мученицы является образ раннего XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Это произведение, к-рое, по мнению К. Вайцмана и Н. Паттерсон Шевченко, изначально находилось у гробницы мученицы в алтаре синайской базилики, входит в группу сохранившихся в мон-ре ранних житийных икон, где, как правило, изображены наиболее почитавшиеся в этой обители святые. Поэтому есть основания полагать, что житийный цикл Е. сложился именно на Синае, где было особо развито почитание мученицы, и что сохранившаяся икона является одним из первых, если не самым первым произведением такого рода. Подражание иконографии и стилю визант. произведений, характерное для искусства Италии XIII в., почитание святынь горы Синай на католич. Западе, где большую популярность имела кн. «Золотая легенда» Иакова из Варацце, содержащая Житие Е., способствовали распространению житийной иконографии мученицы в Италии. Ранним примером цикла Жития Е. служит алтарный образ 50-60-х гг. XIII в.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Рубеж XIII и XIV вв. (ГММК) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Рубеж XIII и XIV вв. (ГММК) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 50-х гг. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Ок. 50-х гг. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Д. С. и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Д. С.; назначается лития с пением стихир Д. С.; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Д. С. и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Д. С.; каноны - Октоиха, землетрясения и Д. С.; на хвалитех поются стихиры Д. С.; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады. На литургии на блаженнах песни 3-я и 6-я из канона Д. С., чтения - как в Студийско-Алексиевском Типиконе, но Евангелие - только землетрясения. В греч. изданиях Минеи вплоть до совр. сохраняется примерно тот же устав службы. Согласно приходскому греч. Типикону протопсалта Константина (К-поль, 1838), служба 26 окт. имеет примерно тот же устав соединения последований Д. С. и землетрясения, что и в старопечатных греч. изданиях, но на литургии указаны праздничные антифоны: в воспоминание о землетрясении (1-й и половина 2-го антифона) и в честь Д. С. (2-я половина 2-го антифона - стихи из Пс 82 и 78, 3-й антифон - из Пс 33, 65 и 31), но особого входного стиха нет. В последующих изданиях этого Типикона праздничные антифоны для этого дня были заменены изобразительными с пением на блаженнах тропарей в память землетрясения и Д. С. Тот же устав, без антифонов на литургии, приводится и в Типиконе Виолакиса (Афины, 1901. Σ. 89-91). Сходный с указаниями первопечатного греч. Типикона устав на 26 окт. содержится в ряде слав. Типиконов XV-XVI вв., но на вечерне обычно не указываются вход (вероятно, он предполагается по умолчанию) и лития. На утрене: прокимен из Пс 63, Евангелие Мф 10. 16-22; каноны предлагается петь согласно одному из 3 возможных вариантов: из Октоиха на 4, «трусу» (т. е. в память землетрясения) на 4, Д. С. на 6; Богородицы на 4, «трусу» на 4, Д. С. на 6; «трусу» на 6, Д. С. на 8 - каждый следующий вариант предполагает возрастание степени праздничности службы (РГБ. Троиц. 239, 1-я пол. XV в.; 240, 3-я четв. XVI в.; 241, сер. XVI в., и др.).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Очевидно, в К-поле на рубеже X и XI вв. использовался образ М. В.-инока в традиц. облачениях преподобного: рясе, мантии, аналаве. Об этом свидетельствует миниатюра из Минология имп. Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 334), где М. В. стоит справа рядом с прп. Макарием Римским (Μακαρου το Ρωμαου), также облаченным в иноческие одежды (в подписи М. В. поименован «другой» (τρου)). Одеяния преподобных составляют контраст роскоши архитектурных кулис, достойных имп. дворца. Над каждым из святых - треугольная арка с декоративным карнизом, украшенная велумом из шелковой ткани с пурпурным шитьем. На М. В. светло-коричневый хитон, темно-коричневый аналав, черная мантия; в правой руке перед собой он держит крест, левая обращена ладонью наружу. У него седые короткие волосы, зачесанные вперед, короткая борода из вьющихся прядей. Подобный облик М. В.- в мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.), где он представлен седовласым иноком с короткими, расчесанными на пробор волосами, с недлинной бородой из 3 прямых прядей. На нем черные мантия и аналав, охристый хитон. В надписи отмечено егип. происхождение святого. Он держит руки, обращенные ладонями наружу, прямо перед собой - жест принятия благодати, в дальнейшем этот жест будет встречаться в нек-рых вариантах образа М. В. как великого аскета и пустынника. Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Прп. Макарий Великий в молении Иисусу Христу. Миниатюра Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 98) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Преподобные Арсений Великий и Макарий Великий. Икона. XI–XII вв. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Как преподобный М. В. изображался на миниатюрах-маргиналиях, напр. в лондонской Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. 19352. Fol. 67v, 98), рядом с текстом Пс 54, 2-4 - в молении Христу в медальоне с золотым фоном; еще раз - рядом с текстом Пс 76, 2-11 в том же положении. В облике, близком к миниатюре Минология имп. Василия II,- на синайской минейной иконе на янв. XI-XII вв. В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 25v, 1322-1340) на листе на 18-21 янв. вместе с др. святыми полуфигура М. В. (с надписью: « πνυ Μακριος» - «досточтимейший Макарий») размещена на 2-м плане за горкой (на переднем плане - усекновение мечом мц. Евфрасии); преподобный изображен седым плешивым старцем в розовом плаще.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010