1351 Макарий Египетский, 37, 3. 1352 Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311. 1353 «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5). 1354 Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10. 1355 «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240). 1356 Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63. 1357 «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334). 1358 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея). 1359 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. 1360 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. 1361 Церковь называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). 1362 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. 1363 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. 1364 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1365 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1366 Феофилакт Болгарский на Мф.5:23—24. 1367 Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1368 Добавление древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1369 См.: Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. 1370 Феофилакт Болгарский на Мф.5:29—30. 1371 Возглас на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. 1372 Пс.50 (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

135.  Frere, op. cit., p. 84. 136.  Cabrol. «Canon» in: DACL. T. II, col. 1893. 137.  Dom. P. Caguin. «L " anaphore apostolique et ses témoins». P., 1919. 138.  А. Петровский. «Апостольские литургии Восточной Церкви». 1897, стр. 10. 139.  Renaudot. «Liturg. Orient. coll».. t. I, pp. XXXV-XXXVI. Frankf., 1847. 140.  Bunzen. «Hippolytus und seine Zeit». T. II, Ss. 497. 141.  «Собрание древних литургий». Вып. III, стр. 16-18. 142.  А. Петровский, op. cit., pp. 106-147; сравни и Χρυσοστμου Παπαδοπολον, ρχιμ. « ευαγγελιστς Μρκος» — Αλεξνδρεια, 1909, σελ. 28-29. 143.  Renaudot, op. cit., pp. 79-80; Петровский, с. 140, прим. 3. 144.  Mansi, III. 917. 145.  Brightman, LEW, pp. LXXII sqq. 146.  «Собр. древн. Литургий» приводит объяснение Бунзена этому выражению о налогах. Это те налоги, которые были налагаемы в виде наказания на христиан во время гонений, которые здесь имеются в виду; это, стало быть, военная контрибуция. «Собр. древн. литург». Вып. III, с. 32, прим. 147.  F. Cabrol. «Hérétiques» in: DACL. T. VI, col. 2256; Leclercq. «Donatisme» in: DACL. T. IV, col. 1457; W. C. van Unnik. «Nestorian Questions on the Eucharist». Haarlem. 1937, pp. 5-15. 148.  «Собрание древних литургий». Вып. IV, стр. 4; Unnik, op. cit., p. 29, п. 3. 149.  «Собр. древн. литургий». Вып. IV, стр. 3-4; А. Петровский. «Апостольские литургии», стр. 173, примеч. 150.  А. Петровский, op. cit., стр. 251. 151.  Петровский, op. cit., стр. 195-196. 152.  Brightman, LEW, pp. 271-281. 153.  По-видимому, имеются в виду гонения языческих императоров. 154.  Brightman, LEW, pp. 28-30. 155.  Brightman, LEW, pp. 28-30. 156.  А. Петровский, op. cit., стр. 75. 157.   войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

13:3), апостол Павел говорит к галатам: Ходил я в Иерусалим, и предложил там благовествование… [Col. 1688] не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался (Гал. 2:2). [Даже] тот, кто говорил, что был научен не от человеков, но через откровение от Бога (ср. Гал. 1:12), тем не менее не считал недостойным советоваться с соучениками своими. Ведь он не доверял себе, боясь, как бы не напрасно пробежать поприще, которым он спешил (ср. Гал. 2:2). Мы же, толком не знающие, где право, а где лево (ср. Иона. 4:11), тем более нуждаемся в том, чтобы все делать с ведома духовных отцов наших, боясь примера Апостола, и потому со всяким усердием будем пользоваться советом, ни в чем не полагаясь на себя и не доверяя помыслам своим, но удостоверяясь советом и суждением отцов, [живших] прежде нас, чтобы не быть нам поруганными от лукавых бесов. Ибо они как хотят извращают вид событий, в особенности же для тех, кто не постигает их хитростей или на лук свой и мышцу уповает (Пс. 43:7). Посему через смирение найдет на нас благодать Святого Духа, как и Господь учил нас, говоря:Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк. 12:11-12). Ему же слава во веки. Аминь.    Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532.    Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 4, 6.    Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. Слово 84. О снах    Поскольку некоторые верующие совратились посредством сновидений с правильного пути, то ради этого напоминаем вам, возлюбленные, что не следует легко верить звездочетам и разнообразным сновидениям. Ибо они суть образы заблуждающегося разума, мечтания и насмешки лукавых бесов, чтобы обмануть нас и увлечь за их приманками, а дальше — чтобы увлечь человека к наслаждению, как говорит апостол Иуда Иаковлев о таковых: Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят власти (Иуд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

13: 5) и со страхом Божиим : « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2: 13, 14, 17). Отсюда вытекает и требование молиться за царей: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1 Тим. 2: 1-2). При этом добавляется еще одна причина необходимости такой молитвы - чтобы цари стали христианами и обрели Спасение во Христе: « Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2: 3-4). Итак, указанные тексты Священного Писания прямо утверждают сакральность царской (имперской) власти и попытки их истолковать иначе - не что иное, как насилие над текстом и здравым смыслом Как свидетельствуют многочисленные творения раннехристианских апологетов и Святых Отцов, первенствующая Церковь именно в таком имперском духе воспринимала апостольское учение. О том, что со времен апостолов почитание в Церкви царской власти имело прямое отношение к душеспасению, указывает каноническая строгость наказания тех, кто досаждает (т.е. хулит и ругает) царю и его князьям. По 84-му Апостольскому правилу священник за таковое преступление извергается из сана, а мирянин отлучается от Церкви. Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) так комментирует это правило: « За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

13 . Этими и подобными им Божественными свидетельствами доказывается, что благодать Божия дается не по нашим заслугам: ведь мы видим, что она давалась и ежедневно дается не только без каких-либо добрых заслуг [человека], но даже и при предшествующих многочисленных злых заслугах. Но ясно, что когда она будет дана, начинают появляться также и наши добрые заслуги, в ней имеющие свое основание, ибо, если она удалится, человек падет, не воздвигнутый, а низверженный своим свободным решением. Поэтому даже когда начнет человек иметь добрые заслуги, он должен приписывать их не себе, а Богу, Которому в псалме говорится: Будь мне помощником, не оставляй меня 79 . Говоря: не оставляй меня, [человек] показывает, что если будет он оставлен, то сам по себе ни на что доброе не будет способен: поэтому и в другом месте сказано: Я сказал в изобилии моем: не подвигнусь вовек 80 . Ибо он полагал, что у него есть свое добро, причем в таком изобилии, что он не подвигнется. И вот, дабы явить ему, Чье есть то добро, которым он начал хвалиться как своим, благодать мало-помалу стала его оставлять, и он, вразумившись, говорит: Господи, по Твоей воле Ты дал силу доброте моей, а когда отвратил Ты лицо Свое от меня, я сделался смущен 81 . Потому для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верой, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего? 82 Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если не Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши как пурпур, как снег убелю 83 ? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего 84 . Вновь об апостоле Павле

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

14 . И Иуда ополчится на Иерусалим, и соберёт богатство всех окрестных народов, золото и серебро и одежду в великом множестве. 15 . И поражение коней, и мулов, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них, будет подобно тому же поражению 227 . 16 . Затем, оставшиеся из всех народов, пришедших к Иерусалиму, будут приходить каждое лето покланяться Царю Господу Вседержителю и праздновать праздник кущей 228 . 17 . И если какое из всех племён земли не придёт в Иерусалим на поклонение Царю Господу Вседержителю, ибо и они присоединятся к тем 229 , то не будет у них дождя 230 . 18 . И если племя египетское не поднимется и не придёт 231 , то их постигнет язва, какою поразит Господь все народы, которые не придут праздновать праздник кущей. 19 . Вот что будет (за) 232 грех Египта и (за) грех всех народов, которые не придут праздновать праздник кущей 233 . 20 . В тот день будет (начертано) на узде коня: «святыня Господу Вседержителю», и котлы в доме Господнем будут как чаши перед жертвенником. 21 . И будет всякий котёл в Иерусалиме и в Иудее святыней Господу Вседержителю 234 . И придут все приносящие жертву и будут брать их и варить в них, и не будет более хананея 235 в храме Господа Вседержителя в тот день. 207 Греч. ς μρα παρατξεως – слав. якоже день ополчения; следуем синод. пер. и его неизбежному перифразу согласно требованиям рус. языка. 214 Таков единственный в истории мира день крестных страданий Иисуса Христа с землетрясением (4–5 стт.) и помрачением солнца с шестого до девятого часа (Феодор.). 220 Слав. вознесётся соотв. ψωθσεται – 36, 62, 147, 228, в Вульг. exaltabitur, и в евр. т. так понимается, а обычно по-греч. Ραμ – евр. принято за имя собственное Рама. 223 Слав. и соотв. κα в 36, 49, 51, 62, 132, 147, 231, 238, 311 и в компл., в Вульг. и евр. т., а в др. греч. – нет. 224 νθεμα – слав. анафема, пользуемся синод. пер. [в синод. проклятия]; «отчуждения от Бога не будет», – говорит бл. Феодорит. 230 Слав. не будет на них дождя соотв. чт. в лук. спп. 36, 51, 62, 84, 147, 228, 231, 238, 310, в Вульг. и евр. т., а в алекс., ват. и др. греч. спп. – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

(15) Но я думаю, что необходимо привести соответствующее место из законных Писаний для напоминания слушателям, а оно таково: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню 82 . Так заметь же, что хотя первый козел закалывается, другой многократно называется живым; ведь через обоих описывался, как я сказал, один и единственный Сын и Господь Иисус Христос в страдании Своей плоти и вне страдания, в смерти и выше смерти. Ибо живым было Слово Божие, даже когда вкушала смерть святая Его плоть, и Оно пребыло бесстрастным, хотя и усваивает страдание собственной плоти, и относит его к Себе. (16) Можно увидеть, что это великое и глубокое таинство описывается в книге Левит и другим образом. Закон, данный через Моисея, объявляет прокаженного оскверненным и предписывает высылать его из стана как нечистого. Если же ему случится освободиться от болезни, он повелевает, что тогда его надлежит принимать, и при этом говорит: Вот закон о прокаженном, в тот день, когда он очистится и приведут его к священнику. И священник выйдет вон из стана, и священник увидит: и вот, он исцелился от болезни прокажения, и прикажет священник, и возьмут для очищенного двух птиц живых чистых 83 . И прикажет священник заколоть одну птицу в глиняном сосуде над живою водою, и возьмет он птицу живую 84 , и омочит в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищенного прокаженного семь раз, и он будет чист, и отпустит живую птицу в поле 85 . Итак, брались двое пернатых, притом непорочных, то есть чистых и не дающих никакого повода к обвинению, разумеется, со стороны закона. И в то время как одно из них закалывалось «над живою водою», другое, остающееся вне заклания и затем омоченное в крови погибшего над водою живою, точно таким же образом, как и козел, отсылалось в пустыню. И в этом месте образ опять-таки может указывать нам на великое и священное таинство нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

15 февраля — Сретение Господне 13 февраля 2009 г. 15:00 В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22–40). В 40-й день порождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (день памяти — 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета— праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

http://patriarchia.ru/db/text/196972.htm...

17, 6). А чтобы мы знали, что народ, бывший оставленным и впоследствии восстановленный, означает народ христианский, далее следует: и на народ, собранный из народов. Этот народ начал обладать наследием Христовым и жить на пупе земли, о которой написано: содела спасение посреде земли (Псал. 73:12). Ибо истина от земли воссия (Псал. 84:12), которая говорит в Евангелии: Аз есмь путь, и истина, и живот (Иоанн. 14,6). Когда он будет замышлять и говорить это и когда будет спешить расхитить владение Церкви, народы, обратившиеся от прежнего заблуждения ко спасению, Сава и Дедан и купцы Фарсиса, Карфагена или моря, чрез добрые дела ищущие товаров среди волн мира сего, и все селения их, или львы или же детеныши львов, как стоит в еврейском, скажут ему то, что далее следует. Что же касается того, что вместо детенышей львов, которые по- еврейски называются caphir LXX и Феодотион поставили селения, то это явная ошибка. Ибо если пишется [это слово] чрез букву хи, то оно значить: львенок, а если чрез ка (се), называющееся по-еврейски коф, то оно означает поле и селение. Отсюда и название Капернаума (Сарнагпаит), как весьма красивого поля. Итак Сава и Дедан и купцы Фарсисские и все святые, называющиеся детенышами львов, или может быть, селения и места пребывания верующих, скажут; не для того ли ты, Гог, приходишь, чтобы собрать добычу в Церкви, и не для того ли ты собрал множество, чтобы владение Христово было твоим наследием? Неужели ты думаешь, что ты будешь обладать серебром и золотом Церкви, под которым разумеется дар слова и разумения, чтобы отнять утварь и все имущество и расхитить бесчисленную добычу, собранную чрез победы Христовы? Поэтому ты, пророк Иезекииль, называющийся, в прообраз Христа, сыном человеческим, говори к Гогу и скажи ему: так говорит Господь Бог: когда, по уничтожении заблуждения во всем мире, народ Мой, Израиль, умом созерцающий Бога, будет жить в Церкви с упованием или в мире; тогда ты узнаешь или восстанешь и пойдешь с места своего. Что это за место еретического нечестия, на это указывают следующие затем слова: от пределов севера, который старается охладить всю горячность верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

17. И ставль ихъ, изыде вонъ из града въ и водворис т. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь Изыде (вышел) в Вифанию. О Вифании чит. в объясн. 1 ст. Зач. 84-е. Проклятие смоковницы Иисусом Христом Читается в понедельник 10-й недели и в великий понедельник на утрени 18. Оутр же возвращьс во градъ, взалка: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал Это было на другой день после торжественного входа в Иерусалим, когда И. Христос провел ночь в селении Вифании (водворися ту, ст. 17). Взалкал утром: «этим, по объяснению Златоуста, Он показал немощь своей плоти», а блаж. Феофилакт говорит, что Он «алкал спасения грешных»... 19. и узрвъ смоковниц при пт, къ ней, и ничтоже брте на ней, токм и гла да николиже плода бдетъ во вки. И изсше смоковница. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла 20. И видвше учнцы дивишас, глаголюще: как изсше смоковница; Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Смоковница, это дерево, на котором росли плоды смоквы, или винные ягоды. Смоковница стояла при общественной дороге, и потому всякий мог пользоваться плодами её. Господь хотел утолить голод плодами смоковницы, но на ней не оказалось плодов, а только одни листья. Тогда Господь проклял смоковницу, и глагола (говорит) ей: да николиже от тебе будет плода во веки (да не будет же впредь от тебя плода во век). И что же произошло со смоковницею вследствие проклятия её Господом? И абие (тотчас) изше (засохла) смоковница. Не означало ли чего это иссушение смоковницы? Неужели оно было выражением гнева Христова на смоковницу? Эта смоковница, пишется в Толков. евангелии Михаила, была образом Иудейского народа и проклятие её образом отвержения Иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ Иудейский, имея вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было, и плодов веры и истиннной религиозности у народа Иудейского не было; и та и другой подверглись проклятию: смоковница иссохла, народ Иудейский отвергнут Богом. Неплодная смоковница означает еще вообще нераскаянного грешника; проклятие её наказание сего грешника (Иннок. Хер.). Святитель Филарет пишет: «человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице – он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т. е. преходящий призрак мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010