Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому [ 4 ] и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: — Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: — Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: — Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь, постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же Будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:29–30). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория — Геннадий. Наконец сказал: — Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве. Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах в поварне, пекарне и прочих. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали. Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря: — Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потому-то и удержал Он, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов . Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. Ты не мёртв, говорит, а потому не заботься о мёртвых останках родителей. 23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг…» И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме – о жене и прочих? Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия . Ты начал возделывание не человеческое, но перенёс свой труд на Небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временному. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме. Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его . И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь . Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тело матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель накануне престольного праздника монастыря – дня празднования Казанской иконе Божией Матери. На отпевание и похороны игумении Евпраксии прибыли девять священнослужителей во главе с Архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость. Сороковой день со дня кончины матушки выпал на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили матушку в день ее возведения в сан игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем. Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго до смерти она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя «Казанская»), и положила в Евангелие новую красивую – белую с золотой отделкой – закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого Апостола Павла: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Ефес. 4, 1–6 ).                Сразу по кончине игумении Евпраксии небесное ее предстательство было явлено и осиротевшим сестрам обители, и людям, живущим далеко от монастыря, но глубоко почитающим матушку. Еще до похорон матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Еще одна сестра получила исцеление правой руки, которая целый год сильно болела от артрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал: – А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, на Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете. Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому 932 и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: – Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: – Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради – причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: – Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь , постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:29–30 ). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория – Геннадий. Наконец сказал: – Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Глава 1. ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО Монашеские обеты Исполнение заповедей Господних – это узкий и тернистый путь к Жизни Вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской ( 1Ин. 2, 16 ), встречают на этом пути благочестивого христианина. Тем, кто готов, взявши крест, следовать за Христом, кто стремится всеми силами спастись, Церковь предлагает особые средства к победе над своими страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые заповеданы в Евангелии. Самим Господом Иисусом Христом и Его святыми апостолами. В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство : «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19, 11–12 ). Добровольная нищета , или нестяжание , предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 16–21 ). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику ( Мф. 16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк. 9, 23 ). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» ( Мф.16, 24 ; Мк. 8, 34 ; Лк. 9, 23 ). Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» – одинокий, отшельник), или иноками. Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я хочу, чтобы Вы дали мне совет! Но «Бог любит вора, любит и хозяина дома». Было уже темно, и я еще не включил свет в исповедальне. Была зажжена только одна свеча. И увидел, что в ее сумке мигала лампочка! «А-а, – сказал я про себя, – она записывает меня на диктофон. Теперь слушай, что я тебе скажу!» – Значит, ты хочешь стать монахиней? – Да, батюшка! Я хочу стать монахиней! Хочу, узнать, что Вы об этом думаете! – Дочь моя, ради Бога, молодая девушка собирается стать монахиней? Иди-ка ты найди себе какого-нибудь парня и выйди за него замуж! Создай семью, вступи в брак, и если у тебя никого нет, давай я тебе найду хорошего молодого человека, выдадим тебя замуж! Зачем ты хочешь стать монахиней? Она смотрела на меня... Я сказал ей: – Дочь моя, сначала выключи диктофон! – Но... – Вот, там мигает, красная лампочка. Я указал рукой на ее дамскую сумочку. Оказалось, что она была журналисткой, которая пришла ко мне, чтобы услышать, как я поощряю ее стать монахиней и т. д. Кто знает, для чего она это сделала. Ну я поругал ее немного. Я сказал ей: – Не хорошо то, что ты сделала! – Но я не хотела ничего плохого сделать Вам. Просто я хотела проверить, правда ли то, что о Вас говорят. Интересно, что она надеялась услышать? Я монах, епископ, клирик. Что она хочет, чтобы я говорил людям? Когда ты идешь в кондитерскую, что надеешься там купить? Велосипеды? Купишь сладости. Если ты приходишь к монаху, к священнику, что он скажет тебе? Если ты скажешь ему: – Я хочу стать монахом. – Неужели он скажет тебе, чтобы ты не становился иноком? Поэтому все христиане должны молиться о епископах, о пресвитерах, о пастырях Церкви, они несут на себе огромное бремя. Мы, клирики, куда бы мы ни пошли, становимся объектом противоречия. Есть люди, которые нас любят, есть люди, которые ненавидят нас, потому что мы клирики, потому что, когда они смотрят нас, мы думаем о Боге. Ну хорошо, мы выбрали монашеское одеяние, и это не препятствие, чтобы нас хулили и плевали в нашу сторону. Но священники, у которых есть жена и дети? Священник со своей женой делает покупки, она хочет куда-то пойти, отвести своих детей, куда все люди ходят – в Луна-парк, на прогулку, – а люди начинают осуждать, обсуждать, иронизировать, указывать пальцем и делать гримасы.

http://pravoslavie.ru/100775.html

   В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII веках Патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы – от Патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок – два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины – рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней. ОДЕЯНИЯ ДУХОВЕНСТВА Глава 1. ПОВСЕДНЕВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ    Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью.    Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса.     Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Это одеяние бывает двух видов. Первый вид подрясников: ушитое в талии одеяние, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе. Второй вид этого одеяния: однорядка, ушитая в талии или прямая одежда, разрезная по центру, от шеи до груди, или донизу, имеющая от середины ворота до нижнего края по центру ряд пуговиц (обычно 33). Такой покрой имели древние русские однорядки духовенства и знати и католические духовные одежды. Подрясник – нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы - от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины-рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней. Повседневные облачения Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви, как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью. Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Это одеяние бывает двух видов. Первый вид подрясников: ушитое в талии одеяние, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе. Второй вид этого одеяния: однорядка, ушитая в талии или прямая одежда, разрезная по центру, от шеи до груди, или донизу, имеющая от середины ворота до нижнего края по центру ряд пуговиц (обычно 33). Такой покрой имели древние русские однорядки духовенства и знати и католические духовные одежды. Подрясник - нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Несколькими месяцами ранее или позже известный случай произошел с патриархом египетского монашества 25 : Пахомий просил авву Паламона принять его. Несмотря на отказ, он не ушел и тогда «Паламон увидел духовными глазами веру Пахомия» 26 . После тщательной проверки намерения последнего Паламон, «наконец, отворил и принял его, посвятил, дав монашеское одеяние», то есть, передав ему такое одеяние, сделал его тем, кто посвятил свою жизнь Богу 27 Немного позже, но в целом тогда же, изменение одежды и принятие монашеского одеяния стало уже частью аскетического образа жизни. Это иллюстрирует, например, свидетельство из собрания изречений ранних отцов: один богатый юноша, чувствовавший себя обремененным богатством, сбросил всю одежду и пришел в таком виде к старцу. Тот дал ему „habitus monachalis» 28 и даже представил пришедшим к нему в поисках богоугодной жизни братьям как пример того, что значит совершенное отвержение 29 30 . Постепенно отдельные ученики образовывали целые объединения аскетов, находившиеся под руководством опытного духовного наставника и жившие недалеко от его пещеры или хижины. Первые образования такого рода упоминаются на рубеже третьего века. Так, Епифаний сообщает 31 о группе, в которую наряду с аскетами-мужчинами принимались также девы и вдовы. Их основателем был Иеракас, автор литературных текстов, знавший греческий и коптский языки; он жил в родном городе Леонтополе в дельте Нила и своими речами вдохновил многих аскетов обоих полов встать на путь совершенной жизни 32 . Согласно житию Пахомия, такие аскеты были также около города Эзнех в Египте 33 . В это же время Петроний в своем поместье в Фивах 34 также вел с единомышленниками 35 подобный аскетический образ жизни 36 . К этому же времени можно отнести еще одно сообщение из «Апофтегм отцов», уже предполагающее существование некоего объединения аскетов: «Один брат отверг мир, получил одеяние монаха и тут же закрылся в келлии, сказав по себя: хочу быть отшельником!» Жившие в окрестностях отшельники посчитали, однако, что он еще не готов к этому, и принудили его начать упражняться в покаянии, что обязательно при совместной жизни с более опытными 37 . Под этой «совместной жизнью» имеется в виду не монастырская община, но, как показывает контекст, своего рода новициат, который юный отшельник должен был пройти, живя у одного или даже нескольких старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас, в Буэнос-Айресе, наблюдается практика при прощании с покойником родственников и друзей, которые, подходя к гробу или телу почившего для целования и прощания, крестят покойника своей рукой, довольно часто неумело и небрежно. Кроме этого, ещё сами себя осеняют крестным знамением, как к святой иконе или святым мощам. Эта практика является ничем иным, как продуктом измышления человеческого. По церковному уставу, обыкновенно родственники лобзают тело почившего своего родственника. Обыкновенно прикладываются к венчику на челе почившего и целуют иконку, лежащую на груди его. Но совершая это нигде не указано, что нужно крестить почившего и самим креститься. Мирянам не дано право благословлять, если крестящие покойника думают, что они его благословляют в вечную жизнь. Осеняет крестом почившего и кропит святой водой священник, которому дано право, как священнослужителю и духовному отцу. На вкоренившуюся практику осенения крестным знамением покойника мирянами должны обратить серьёзное внимание священники и разъяснять людям неуместность этой практики. Одеяние и звание усопших Почивших одевают в новые одежды, символизирующие этим своё новое одеяние нетления. Одевают сообразно званию и служению почившего. Они изображают, что по воскресении своём, человек должен будет дать отчёт Богу, как он исполнил свой долг в том звании, в которое был призван, ибо “вси оживут, кийждо в своём чину.” Итак, монаха одевают в монашеское одеяние, священника – в священническое, архиерея – в архиерейское, военного – в военную форму, мирянина – в мирскую одежду. Каждый из них восстанет на Суд в одеянии своего звания. Поэтому надо обращать серьёзное внимание на то, как и в чём погребать своих родных и друзей, потому что это не безразлично. В связи с этим одеянием и званием почившего, поминается он в молитвах Если он был в духовном сане, то говорят: раба Божия инока., или иерея, или архимандрита, или архиерея, или воина, или императора. Но по церковным законам не принято поминать с титулом мирским, например: князя, графа, боярина и т.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010