Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание МОСКОВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве. М. А. м. на Остоженке Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. Алексиевский мон-рь у Пречистенских во-рот. Литография. До 1837 г. М. А. м. на Остоженке первоначально был основан как общежительная обитель митр. всея Руси свт. Алексием в районе совр. Зачатьевского пер. и подчинялся кремлевскому Чудову в честь Чуда архангела Михаила монастырю . Весной 1514 г. в М. А. м. была заложена одна из 11 каменных церквей Алевиза Фрязина (Старого): «...церковь Алексей Человек Божей в девичи монастыри за Черторьею» (ПСРЛ. Т. 8. С. 254-255). Сопоставление каменного храма с трапезной, открытого во время раскопок 2002-2008 гг. под рук. Л. А. Беляева и Н. А. Кренке, исследователями не проводилось, найденный храм датирован 1-й третью - 2 пол. XVI в. По мнению Беляева, в период между 1551 и 1571 гг. М. А. м. мог располагать 2 участками: на Остоженке, с правой стороны от Черторыя, и в Чертолье, на левом берегу того же ручья и его оврага. Вероятно, после пожара, связанного с нашествием Девлет-Гирея в 1571 г., сестры оставили обитель на Остоженке и перешли на 2-й участок, в Чертолье. В 1584-1585 гг. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина основали на старом месте Алексеевской обители Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь . В писцовых книгах Тверского у. 1539-1540 гг. упоминаются деревни и село, принадлежащие М. А. м. в Чертолье ( Калачов, ред. 1877. Ч. 1 Отд. 2. С. 273, 278). Следующее по времени упоминание мон-ря в Чертолье имеется в списке поповских старост 1551 г. ( Боголюбский. 1894. 9. С. 474). М. А. м. в Чертолье История переноса М. А. м. в Чертолье изложена в жалованной грамоте 1623 г. царя Михаила Феодоровича . В Чертолье мон-рь уже располагал земельными владениями и городской слободой поблизости от его стен. Грамота 1623 г. упоминает вотчину, пожалованную вел. кн. Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Смирнов. 1884. С. 14). Первое упоминание о монастырской слободе в Чертолье имеется в росписи опричных и земских земель 1565 г. (РИБ. Т. 2. С. 257: «...опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря и Алексеевского монастыря слободы»). Местоположение слободы определяется по описанию, сделанному после пожара 1629 г.: она занимала вытянутый поперек Москвы-реки участок к северо-востоку от монастыря (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205; Баталов, Беляев. 2010. С. 121). М. А. м. владел слободой до 1649 г., когда все слободы были отобраны в ведение казны (ЧОИДР. 1860. Ч. 3. Отд. 1. С. 128-129).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

1, т. 6, стр. 32–36). Ещё оно упоминается в акте от 8 октября 1545 года в решении комиссии, составленной, по приказанию короля, из бискупа Луцкого Юрия Фальчевского и владыки Луцкого Феодосия для рассмотрения жалобы архимандрита Жидичинского монастыря Макария на князя Ивана Масальского о присвоении монастырских земель и других его обидах монастырю; в числе этих имений упоминается и село Рудлевское (Архив, ч. 1, т. 6, стр. 45–47). 427 Село Голятин упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня князя старосты Владимирского (Сангушко) с Голятина; ниже в том же акте находится список раздачи волостей и сёл замка Владимирского и Луцкого, данный составителю описи замка Льву Потею, Сангушкою, князем Кошерским, старостою Луцким; в этом списке сказано, между прочим, что князь, староста Владимирский, Сантушко «стеснил Голятинских, скупил и теперь устроил замок, а самых Голятинских держит за невольников и сестёр их выдал замуж за простых холопов. Да и многих других землян обидел, поселивши на вотчинных своих землях людей княжеских и панских, без всякого права: таковых наберётся теперь несколько сот человек; а отсюда его милости господарю двоякий урон: одних землян он стеснил, а у других землям сбежали вотчинные люди и у него поселились; от тех и других нет никакой службы его милости, господарю» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 75, 183:184). Ещё оно упоминается в акте от 19 января 1565 года в жалобе князя Александра Сангушка-Кошерского на Голятинского урядника князя Романа Сангушка, Степана Андреевского, о нападении в дороге на крестьян жалобщика и грабеже (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 3, п. 23). Ещё оно упоминается в акте от 30 июля 1594 года в жалобе земян господарских Смыковских о личном нападении епископа Кирилла Терлецкого с толпою вооружённых людей на землю Смыковскую и о завладении этою землёю; здесь, между прочим, сказано, что епископ Луцкий Кирилл Терлецкий «заехал с войском людей и стрелбою, яко ся на то был приготовал, сам особою своею, маючи теж при собе с плугами подданых своих Жабецких, Колодезских, Губинских и з инших именей своих на то зогнаных, плугов зо сто, в року тепер идучом деветдесят четвертом, месеца июля, двадцать осмого дня, в четверг, зыменя своего Жабча, на властный кгрунт наш Смыковский, против Жабча лежачий, на волоки наши помереные моцно кгвалтом наехавши, и так, того дня в четвер, яко и назавтрее в пятницу, почавши от частки Жабецкое, против дворца слуги своего, пана Войтеха Защинского, в Жабчу мешкаючого, а от стены нашое волостное, запустом нашим Смыковским заложоное, аж до дворища Пушкаровское долины, противко гатонки Илковское, а оттоль до Озерищ, и через то врочище Озерища аж до дороги и гостинца, который з Голятина, через село Колодези, до Луцка идет, а кгрунт наш Смыковский з кгрунтом Колодезским граничит, а нашир аж до дорожку, которая з Жабча, мимо дворец тогож пана Защиньского, через кгрунт наш же Смыковский, до Голятина идет» (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По ходатайству архим. Даниила (Ростовского; 1880-1891) Б. м. в 1890 г. был отписан земельный участок в Старосельской даче, открыта церковноприходская школа. У монастырских ворот была поставлена часовня. При архим. Сергии (Богдановском) с 1891 по 1901 г. проведен капитальный ремонт храма, настоятельских и братских келий. Сменивший его архим. Алипий (Кабанов; 1900-1907) построил вторую, трапезную, ц. во имя прп. Алипия Печерского. Настоятель увеличил число монастырских певчих, для проживания к-рых в башнях храма устроили 6 келий. Заботясь о внутреннем убранстве собора, он сам выполнил мн. фресковые росписи стен, написал неск. икон для иконостаса. Архим. Мелхиседек (Паевский) в 1907 г. открыл при Б. м. отд-ние епархиального миссионерского совета, архим. Арсений (Смоленец ; 1907-1910) организовывал в мон-ре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 г. к Православию присоединилось неск. человек. Последний известный настоятель архим. Николай (Судзиловский) основал близ мон-ря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы. По ходатайству жителей Могилёва с 1904 г. ежегодно 29-30 мая проходил крестный ход из Б. м. в Могилёв, для чего была написана копия чудотворной иконы. В нач. XX в. братия Б. м. насчитывала ок. 40 чел. Ок. 1920 г. мон-рь был закрыт, в 30-е гг. с переоборудованного под клуб храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок. Во время Великой Отечественной войны утрачена чудотворная икона. 25 апр. 1991 г. архиеп. Могилёвский Максим (Кроха) освятил в Белыничах храм в честь Белыничской иконы Пресв. Богородицы, в к-ром находится ее список. Арх.: План мон-ря Белынич, с окружающею ситуациею, 1810//Российский гос. военно-исторический архив. ВУА. 21768. Лит.: Василий (Жудро), иером. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев на Днепре, 1911. Ч. 1-3; Жудро Ф. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев, 1912; Ветер Э. И. Фрески Белыничского мон-ря//Наш Родавод: Мат-лы международной конференции по региональной истории Вост. Европы. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 2. С. 383-386; Слюнькова И. Н. Мон-ри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77974.html

Во В. К. м. делали вклады Патриархи Иосиф (иконы, утварь, книги, «воздвизальный» крест с частицами мощей) и Адриан (книги), цари Алексей Михайлович , Иоанн и Петр Алексеевичи , значительный вклад в 1692-1693 гг. сделала царица Марфа Матвеевна за упокой души царя Феодора Алексеевича . В 1764 г. В. К. м. был отнесен ко 2-му классу, в 1900 г., по случаю 700-летия, причислен к 1-му классу с возвращением именования «Княгинин». В 1916 г. по штату в мон-ре полагалось 17 насельниц, жили 37 монахинь, 76 послушниц, 79 белиц. После 1764 г. мон-рь владел незначительными земельными угодьями. В XIX - нач. XX в. важной статьей дохода обители наряду со штатной суммой стали арендные платежи и проценты с ценных бумаг за 1915 г. поступило дохода штатной суммы 461 р. 70 к., по церковным и неокладным доходам, в т. ч. процентам с бумаг,- 11 523 р. 43 к. 12 окт. 1882 г. в мон-ре была установлена общая трапеза, с нач. XX в. Владимирская городская дума вносила ежегодно в мон-рь 100 р. на трапезу для бедных сестер. В авг. 1876 г. в мон-ре начала работу богадельня-больница на 10 чел., 15 марта 1883 г.- аптека. В янв. 1889 г. игум. Маргарита открыла в обители церковноприходскую школу для беднейших девочек Владимира. Летом 1901 г. при В. К. м. было основано об-во хоругвеносцев. Интерьер собора в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Интерьер собора в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Монастырский архив, несмотря на многочисленные утраты, сохранился в удовлетворительном состоянии, особенно за XVII-XX вв. После 1764 г. часть вотчинных документов была изъята и поступила на хранение в Коллегию экономии. Большая часть монастырского архива составила отдельный фонд ГА Владимирской обл., нек-рые акты хранятся в ОР РНБ (С.-Петербург), ГИМ (Москва). Из небольшого рукописного собрания, находившегося в б-ке В. К. м., следует отметить монастырский синодик 1710 г. (ГВСМЗ. Отд. ркп. и старопечатных книг 289). Постройки мон-ря Храмы Успенский собор нач. XIII в., согласно археологическим исследованиям XX в., был 4-столпным одноглавым храмом, сложенным из тонких кирпичей-плинф на цемяночном растворе и окруженным с 3 сторон галереями. Столбы имели крещатую форму, их закрестиям соответствовали лопатки на внутренних стенах храма. Найденные во время раскопок лекальные кирпичи позволяют предположить, что снаружи стены собора были разделены пучковыми лопатками по аналогии с хронологически близкими памятниками - храмами во имя вмц. Параскевы Пятницы в Чернигове и во имя арх. Михаила в Смоленске. Успенский собор имел профилированные порталы, в его декорации использовались белокаменные резные детали. Полы были выложены поливной керамической плиткой желтого, зеленого, коричневого, белого и черного тонов.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Ок. 3 лет прожил у племянницы в с. Ходынине (Рыбновский р-н). 27 марта 1934 г. погребен у приходской ц. в честь Преображения Господня в с. Ходынине. В 1992 г. архим. Авель (Македонов) с братией перенесли его останки в И. Б. м. В сент.-окт. 1962 г. В. И. Плужников и архит. Е. М. Караваева обследовали пещеру. По результатам исследований был составлен рукописный отчет со схемой пещеры. Предполагалось, что пещера, изрытая в древности, могла служить «убежищем от татар или жильем монахов-отшельников», а к кон. XVII в.- «земляной тюрьмой для раскольников». Известно, что в 1691 г. Рязанский митр. Авраамий повелел архим. Антонию заточить в земляную тюрьму мон-ря 10 раскольников. В качестве места заточения, по мнению Плужникова, могла использоваться пещера. Примечательно, что пещера стала известна лишь во 2-й четв. XX в., «в архивных материалах и печатных описаниях монастыря, относящихся к XIX веку, нет ни слова о пещерах, хотя прилегающая местность описана довольно подробно. Краевед В. А. Квашнин сообщил, что пещеры эти не были известны даже последним монахам монастыря, а случайно открылись в середине 1930-х годов после больших ливней» ( Плужников В. И. Копия рукописного отчета//Архив И. Б. м.). В 80-90-х гг. XX в. члены Рязанского клуба спелеологов неоднократно осуществляли учебно-тренировочные выезды в пещеру. В результате обследования, проведенного в мае 1999 г. группой «Стикс» (Рязанское региональное отд-ние Русского об-ва спелеологических исследований), был составлен схематичный план пещеры и определена предполагаемая длина подземных ходов - 600 м. По сообщению игум. Виталия (Уткина) (янв. 2006), при обследовании пещеры были найдены остатки переносного престола; возможно, в 30-х гг. XX в. в подземелье могла функционировать некая церковная община. Летом 2005 г. по заказу И. Б. м. сотрудники Ин-та физики Земли РАН с помощью георадара исследовали местность близ обители. Результаты с большой долей вероятности позволяют утверждать: под поверхностью монастырского холма и прилегающих к нему территорий находится система подземных сооружений. Возможно, пещера в Пощупове относится к культовым подземельям; в ней сохранились остатки 3 помещений, одно из к-рых можно интерпретировать как отшельническую келью с 2 нишами для икон. Тип данной пещеры характерен для мон-рей и скитов киновиального толка. Изыскания не завершены, вопрос о времени основания пещеры остается открытым. 1988-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/471597.html

В. скончался в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского мон-ря под 28 авг. отмечена память В., при жизни сделавшего в мон-рь значительный вклад - 730 р. В. является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в 2 редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии , расписавшем монастырский храм. Опись Волоколамского мон-ря 1545 г. называет ряд рукописей, переписанных В. или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник «старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго», 2 Ирмология, один из к-рых переписан В. В. был адресатом послания Н. Булева , католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католич. и правосл. Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ В. не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора. Соч.: Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Жития святых в древнерус. письменности. Вып. 1: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред., сост. и вступ. ст. М. С. Крутовой. М., 2002. С. 103-152. Ист.: АИ. Т. 1. С. 530; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 539-540; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 375, 393, 405; Т. 13. Ч. 1. М., 2000. С. 2, 26; Леонид (Кавелин), еп. Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. 66 (245); Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101; Архив П. М. Строева//РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368; Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/149889.html

Особое внимание Д. уделял архивной и издательской деятельности, пожертвовал большое количество книг в монастырскую б-ку. По его указанию ссыльным учителем В. Воскресенским (впосл. принявшим постриг с именем Кассиан) был заново систематизирован архив обители и составлена его опись. Были сняты копии с мн. документов. В 1833 г. вышло в свет подготовленное Д. 3-е изд. «Летописца Соловецкого», текст к-рого был исправлен и дополнен по архивным делам мон-ря; описываемые события охватывали период с 1429 и до 1833 г. В 1836 г. было издано фундаментальное описание Соловецкого мон-ря в 3 ч., созданное под рук. Д., к-рому помогал Воскресенский. В работе был опубликован целый ряд архивных документов. Указом Святейшего Синода от 8 марта 1836 г. Д. был переведен на должность настоятеля задонского Богородичного мон-ря. При нем в задонском мон-ре в 1837 г. было окончено строительство гостиницы, в 1838 г. в среднем этаже колокольни освящен главный престол ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Любивший породистых лошадей настоятель завел для них особую конюшню. Юродивый Антоний Алексеевич Монкин предсказал Д. новые испытания: сначала демонстративно скатился с амвона монастырской ц. Рождества Пресв. Богородицы, а затем заставил Д. целовать крест с панихидного стола. На недоуменный вопрос настоятеля: «Что это, Антоний Алексеевич, ты со мной делаешь?» - блаженный отвечал: «Не моя воля: так Бог велит!» Вскоре, 7 окт. 1840 г., Д. был уволен на покой по старости. Проживал в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , в к-ром и похоронен. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1831). Соч.: Топогр. и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря, с описанием подведомых сей обители мон-рей и скитов. М., 1834; Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев. М., 1836, 18532. 3 ч.; Открытие богомерзкой и богопротивной скопческой ереси//ЧОИДР. 1872. Кн. 1. Отд. 5. С. 111-174.

http://pravenc.ru/text/180337.html

В 1735 г. Новгородский и Великолуцкий архиеп. Феофан (Прокопович) представил в Синод камень в виде колоды или бруса, к-рый, по преданию, служил возглавием прп. Никандра и почитался в обители. Несмотря на то что 9 апр. 1736 г. было определено бросить камень в Неву, он был помещен в Синодальный архив. В 1744 г. Н. Б. м. владел 319 крестьянами (ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 146). По духовным штатам 26 февр. 1764 г. при игум. Феодосии (1762-1765) пустынь оставлена в ведении Псковской епархии на своем содержании, «за штатом», в ней положено проживать строителю и 6 монахам. 24 авг. 1776 г. образована Псковская губ., в состав которой включен Порховский у., ранее входивший в Новгородскую губ. Пустошь Ольховец была закреплена за мон-рем 18 окт. 1764 г., что свидетельствует о том, что секуляризация монастырских владений, вероятно, не сильно затронула обитель. При размежевании Псковской губ., начавшемся в 1781 г., Н. Б. м. удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг мон-ря на 5 верст. В 1782 г. имп. Екатерина II Алексеевна дала мон-рю жалованную грамоту. 25 дек. 1791 г., при строителе Сосипатре (1785-1794), в Н. Б. м. произошел большой пожар, после чего в 1792 г. была выстроена каменная колокольня и восстановлен Благовещенский собор. По штатам 1792 г. пустыни было положено ежегодное содержание в размере 300 р. в год (столько по штатам 1764 г. в Псковской епархии полагалось на содержание муж. мон-ря 2-го класса). При строителе (1794-1805) Геннадии, постриженике Н. Б. м., в 1795 г. по указу имп. Екатерины II на возобновление пустыни было отпущено 5255 р., затем еще 320 р. На полное восстановление Н. Б. м. денег не хватило, в следующем году архимандрит рассчитывал получить недостающие средства у московских благотворителей. В 1795 г. завершено строительство каменной ограды (кроме 6 башен), половина ее покрыта тесом; для приезжавших богомольцев построен «дом гостиный» с 3 деревянными флигелями. Благоустройству Н. Б. м. во многом способствовали внимание к обители имп.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

1903). После закрытия М. У. м. в 1919 г. на его территории была создана сельхозкоммуна им. Троцкого. При описи монастырского имущества последний настоятель иером. Иоаким был арестован по обвинению в растрате (НАРК. Ф. 108-Р. Оп. 1. Д. 22/319. Л. 142). Вероятно, последние муромские монахи были расстреляны, но место их погребения неизвестно (Арх. отд. Петрозаводского ЕУ. Колл. ист. док-тов. Д. 7. Л. 3-5). После 1945 г. в сохранившихся монастырских постройках разместили дом инвалидов. В 1959 г. ц. Воскрешения прав. Лазаря была перевезена в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник на о-ве Кижи. В 1991 г. началось возрождение обители. Часовня-«футляр» была переделана в летнюю ц. Воскрешения прав. Лазаря. Трудами малочисленной братии восстановлены Успенский храм, каменный корпус с домовой Никольской ц., реставрируется Всехсвятский храм. С 26 июля 2012 г. наместником обители является игум. Илия (Горбачёв). В г. Пудоже находится монастырское подворье. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 66. Д. 569; Ф. 834. Оп. 3. Д. 2457; Ведомости о мон-рях и монахах Новгородской епархии в 1738 г.//РГАДА. Ф. 311. Оп. 1. Д. 1. Л. 49а об.; НАРК. Ф. 4. Оп. 18. Д. 21/209; Ф. 25. Оп. 1. Д. 82/11. Л. 62 об.- 63; Оп. 4. Д. 33/12; Оп. 16. Д. 9/1; Оп. 20. Д. 9/97, 29/322; Ф. 127. Оп. 1. Д. 1/16; Науч. архив НАРК. 1631. Ист.: Ведомость: Сколько по переписным 1700 г. книгам состояло за монастырями и вообще духовным ведомством крестьянских дворов// Иванов П. И. Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 344-358; Запись о ружных церквах и мон-рях в Новгороде и в Новгородских пятинах, сост. в XVI в. при Новгородском архиеп. Александре (1577-1589 гг.)/Ред.: архим. Макарий (Миролюбов)//ВОИДР. 1856. Кн. 24. С. 25-32; Дело о переводе из Палеостровского и др. мон-рей старцев в Муромский Успенский мон-рь и о выводе стариц из сего мон-ря в Вознесенский и Никольский мон-ри//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Смесь. С. 54-76; Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. Л., 1930. С. 201; Мат-лы по истории Карелии XII-XVI вв./Ред.: В. Г. Гейман. Петрозаводск, 1941; Карелия в XVII в.: Сб. док-тов/Сост.: Р. Б. Мюллер. Петрозаводск, 1948; Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины, 1582/83 г.: Заонежские погосты//История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1993. Т. 3. С. 263.

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Восстановлен Иверский храм - кубический, лишенный архитектурных признаков церковного здания, перекрытый 4-скатной кровлей, с наличниками, близкими к неоготической стилистике. По распоряжению еп. Красноярского и Енисейского Антония мон-рю передана сохранившаяся часть городской Воскресенской ц., в к-рой в советское время находился один из цехов Механического завода. В апр. 2002 г. духовник мон-ря свящ. Александр Постанчук отслужил 1-ю литургию в Воскресенской ц. К 2008 г. регулярные монастырские богослужения совершаются в Иверском и Воскресенском храмах. Рядом с Воскресенским храмом построен келейный корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Крестителя. Среди святынь Е. м.- сохранившаяся чтимая Казанская икона Божией Матери, перенесенная крестным ходом из кафедрального Успенского собора в Иверский храм обители. В 2000 г. была найдена чугунная плита с могилы прав. Даниила Ачинского, ныне хранящаяся в Успенском соборе. Летом 2007 г. была обретена часть надгробной плиты игум. Деворы. На месте несохранившегося монастырского кладбища поставлен поклонный крест с надгробной плитой игум. Деворы, у к-рого совершаются панихиды о всех почивших сестрах. Арх.: Ведомости о состоянии Енисейского Христорождественского и Енисейского Иверского жен. мон-ря за 1873-1876, 1913 гг. Описи монастырского имущества//ГА Красноярского края. Ф. 561; Архив Красноярской краевой б-ки. 150640 (Енисейский Иверский девичий мон-рь); ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный градо-Енисейских церквей (1809-1915 гг.)); Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш. Лит.: Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности//Енисейские ЕВ. 1908. 5. С. 21-23; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1; Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965; Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983; Горбачев В. Т. О нек-рых архитектурных памятниках г. Енисейска//Памятники истории и архитектуры Сибири: Сб. ст./Сибир. отд-ние АН СССР. Новосиб., 1986. С. 67-76; Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в.//Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71; он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в.//Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227; Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в.//Там же. С. 261-270; Фаст Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; Буланков В. В., Шумов К. Ю. Енисейск: Очерки по истории развития и застройки города. Красноярск, 1999; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД/Гос. ин-т искусствознания. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/189969.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010