Разделы портала «Азбука веры» Сергей Желудков " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" – Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу». У нас в гостях сегодня Сергей Желудков – композитор, дирижер и художественный руководитель Первого симфонического оркестра. Из мира музыки Вы сегодня первый гость нашей передачи. Как обычно, мы задаем вопросы о предыстории Вашего пути к Богу. Родились Вы в верующей или неверующей семье, как себя осознавали в детстве, и какие были первые шаги к Богу? – Я родился в Донецке в тяжелое время перестроечное, когда наша страна преобразовывалась и менялась в своем обличье, и поэтому время тоже отложило на меня большой отпечаток. У меня семья была музыкальная, прежде всего, и, конечно, нельзя было назвать моих родителей, моих родственников совсем уж воцерковлёнными людьми. Конечно, соблюдались традиции, праздновались праздники. Но больше это я почувствовал, когда меня отправили уже к бабушке в Трубчевск – старинный город, родину баяна, где я провел свои золотые детские годы, это Брянская губерния. И вот там, среди старинных зданий разрушенных храмов протекало мое детство. Естественно, путь в школу приходился через извилистые пути, закоулки разрушенных монастырей старого города, и все это я созерцал, там живописнейший край. На меня это откладывало сильное впечатление, я еще не понимал, что это вообще за сооружения такие, строения, но я, конечно, сопереживал сочувствовал, потому что они были разрушены и утрачены. Старожилы рассказывали, что было на этом месте когда-то – что там был храм, его взорвали, как всегда предыстория такая: здесь был храм, его сравняли с землей. Я знал, что там, в Трубчевске был один из самых больших соборов, в котором был самый лучший хор в Брянской области – даже не в Брянске, а именно в Трубчевске. Но сейчас на месте того собора стоит водонапорная башня, водонапорная башня стоит посередине рынка, и асфальт – и никакого собора там не предвидится. Когда я поступил в музыкальную школу свою первую, чтобы заниматься аккордеоном, часто нас педагоги оставляли в классе, чтобы мы сами разыгрывались. И на стене висели календари с храмами, которые дарили. Я всегда их разглядывал вместо того, чтобы заниматься на аккордеоне, пока педагог пошел гулять, я рассматривал, что за строения такие – интересно же было. Со временем это все переросло в более такой глубокий интерес к познанию.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-pravoslavno...

В музее хранятся настоящие реликвии – книги из круга детского чтения Лескова. Это «Новая российская азбука» (1819), с помощью которой будущий писатель самостоятельно выучился читать и писать, постигать азы реальной жизни. В «Азбуке» маленький ученик, кроме обучения грамоте, мог найти и важные жизненные наставления типа: «От брани, от ссор и протчих непотребных дел отступай», «Кто с плутами водится, и сам таков же будет», «Ленивые никогда не наживаются». Одна из первых прочитанных Лесковым книг – «Сто двадцать четыре священные истории из Ветхого и Нового Завета, собранные А.Н. с присовокуплением к каждой истории кратких нравоучений и размышлений, в двух частях» (М., 1832). «Из всех книг, которые я прочёл в продолжение моей жизни, – вспоминал Лесков, – самое памятное и самое глубокое впечатление дали мне следующие: А) “Сто четыре священные истории” с картинками. Я выучился грамоте сам, без учителя, и прочёл эту книгу, имея пять лет отроду. Все её истории сразу врезались мне в память я очень полюбил Иисуса Христа и всегда хотел узнать: так ли Христос отвечал, как написано в книге “Сто четыре истории”» . Уже на склоне лет, в 1893 году, осмысляя итоги своей литературной работы, писатель подчеркнул, что он «с ранних летжизни имел влечение к вопросам веры» (XI, 519). Семейные устои прежде всего явились источником религиозного воспитания и духовно-нравственного формирования Лескова. Отсчёт собственного «родословия» писатель повел именно со священнических корней – и говорил об этом не без гордости – в «Автобиографической заметке» : «Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почётная линия. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села “Лески” и вышла наша родовая фамилия – Лесковы» (XI, 7). Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник – отец Илиодор. В подзаголовке дебютного своего художественного произведения «Погасшее дело» (1862) (впоследствии: «Засуха») автор указал: «Из записок моего деда».

http://bogoslov.ru/article/4200947

Помимо этой причины на союз с ордынцами Ягайло Ольгердовича и Олега Иоанновича толкала военная сила темника Мамая, с к-рой они объективно не могли не считаться. Сделав весной 1380 г. набег на Подольскую землю, темник Мамай напомнил ее правителям, что еще недавно эта территория признавала верховную власть и платила ордынский «выход» в его ставку. Это, несомненно, могло повлиять на внешнеполитические приоритеты Ягайло, нуждавшегося в период напряженных переговоров с властями Тевтонского ордена в стабилизации мирной ситуации во владениях своих братьев-союзников, к-рые граничили с южнорус. степями. Кроме того, военные союзы с Тевтонским орденом и «Мамаевой Ордой» позволяли Ягайло и его братьям решить военным путем проблему оппозиции внутри ВКЛ, к-рую в 1377-1379 гг. представляли литов. князья-язычники Кейстут, его сын Витовт, а также правосл. сыновья Литовского вел. кн. Ольгерда от 1-го брака (Андрей Полоцкий, Дмитрий Трубчевский и Федор Ратненский). Конфронтация с княжествами Сев.-Вост. Руси и победа над ними могли повысить престиж Ягайло внутри своей страны и привлечь на его сторону колеблющуюся военно-служилую знать. Рязанский вел. кн. Олег Иоаннович еще летом 1378 г. оказывал поддержку войскам Димитрия Иоанновича, однако осенью того же года изгонная ордынская рать разгромила столицу Рязанской земли - г. Переяславль Рязанский, а на обратном пути в верховьях Дона сожгла единственный город в районе Куликова поля - Дубок (городище Устье) на р. Мокрая Табола. Правитель Рязанского великого княжества, опасаясь неизбежного возмездия со стороны Москвы и Орды, старался до последнего не объявлять о своем политическом выборе. В начале лета 1380 г. войска «Мамаевой Орды» медленно двинулись из своей кочевой ставки в низовьях Дона к его верховьям вдоль течения реки. Здесь в начале осени 1380 г. ордынцы намеревались встретить войска союзников, которые должны были успеть провести мобилизацию в своих владениях. Предполагалось, что из В. Подонья союзники совместно выдвинут войска на земли Сев.-Вост. Руси. В нач. авг. 1380 г. Мамай достиг установившегося в сер. XIII в. русско-ордынского порубежья. Его войска расположились в устье р. Воронеж.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Черновики Из письменного стола у себя в келье отец Роман достает три или четыре толстые папки на пружине, открывает одну из них - и мы видим листы, испещренные почерком настолько мелким, что прочитать его почти невозможно. Отец Роман иногда пишет левой рукой, но соблюдает наклон в правую сторону, а на полях делает рисунки - как Пушкин или Лермонтов, хотя его такое сравнение вряд ли порадует. В папках хранятся рукописи стихотворений отца Романа, над которыми он, видимо, работал в то время, когда у него еще не было компьютера. Он просит меня отобрать несколько листов для литературного музея в городке Трубчевске, куда собирается заехать по дороге в Рябчёвск. И я не решаюсь сказать ему, что черновики лучше не раздавать, хранить все вместе... что когда-нибудь потом их трудно будет отыскать. В этих черновиках, написанных то черной, то синей, то зеленой ручкой, очень много исправлений. И сейчас, работая над новыми стихами, отец Роман может по много дней думать над одной строкой, снова и снова ее переписывая. Иногда он присылает черновик стихотворения по электронной почте, просит прочитать, помочь подобрать точное слово - но, пока читаешь и думаешь, от отца Романа уже приходит новый вариант. Когда я начала работать над сборником стихотворений иеромонаха Романа и впервые послала ему свои редакторские замечания, мне было очень страшно, я думала, что, может быть, я совершаю ошибку - кому собираюсь давать советы! В письме я попросила у отца Романа прощения за то, что так много беру на себя - но, к моему удивлению, он отнесся к моим замечаниям с большим уважением и ко многим из них прислушался. Не так уж велик мой редакторский опыт, и все же могу сказать, что такое смирение - это свойство настоящих писателей. А вот более мелкие авторы очень болезненно относятся к правке, могут обидеться и даже совсем отказаться работать с редактором. Я часто вспоминаю черновики отца Романа и жалею, что не смогла рассмотреть их как следует. Помню, что на полях несколько раз встречалось изображение монаха - в куколе и с посохом. Были пейзажи - дорога, старый дом и ряд похожих на тополя деревьев. Монах, плывущий по реке в длинной лодке... А на один рисунок отец Роман сам обратил мое внимание:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

551 Временник Импер. Москов. Общ. Истор. и др. Рос. XXII, 71, 111. Шуйские акты 56 (Шуя в 1643 г. Сузд. епархии). Акт. Истор. IV, 230. Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. кн. 87, л. 88. Записано: «Юрьево-Польская десятина променена Стефану, архиепис. суздальскому и юрьевскому на Калужскую десятину» 176 (1668 г.); кн. 62, лл. 597–612; кн. 65, лл. 429–463. 554 Там же, кн. 1669 г. 65, лл. 429–463. Срав. кн. 68 (1670 г.) лл. 413–444; кн. 1671 71, лл. 607–635. 556 Московск. Синод, (бывш. патриарш.) библиот. 99 (второго счета). Настольная грамота м. Питириму. Питирим посвящен 12 августа 163 г, а грамота написана много позже в декабре 164 (1656 г.). Такой промежуток можно объяснить недоразумениями, возникшими между патриархом и Питиримом, по поводу его перевода на Дон. 557 История Церкви Платона, ч. II, стр. 258, 1823. Если верить письму самого Никона к Зюзину, то Питирим вместе с чудовским архимандритом собирались отравить патриарха (Соловьев. Истор. Рос. III, XI, 223). На следствиях по делу Никона особенно много говорил в обвинение патриарха Питирим: Он один показал, будто Никон говорил: «если он помыслит впредь быть патриархом, да будет анафема». Этого свидетельства никто не подтвердил. (Субботин. Дело патр. Никона. Москва. 1862 г. стр 20, 47). 558 Проф. о. И. Ф. Николаевский «Патр. обл. и рус. епар. XVII в.» в «Христ. Чт.». 1888 г. ч. 1, 157 стр. 559 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 39 (1656 г.) лл. 892–983. Ср. кн. 37 (1655 г.) Тут этих городов еще нет. 560 Там же кн. 40 лл. 916–926. Проф. о. Николаевский «Патр. обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 156. Недригайловское городище, Городецкое, Каменское, Ахтырка, Ольшанск уступлены России Польшей в 1643 г. вместе с Трубчевском (Соловьев Ист. Рос. II, IX, 1286). 561 Проф. Николаевский. Патр. обл.... стр. 155. Собр. Гос. Гр. и Дог. III, 59, стр. 277. Подпись на имя Никона сделала 25 февраля 1657 г. 562 Арх. М. Юст. Прих. кн. нагр. каз. прик. 39. Тут назван весь состав патриаршей области 1656 г. Нет только Каменного и Недригайлова. Цифровые данные о количестве церквей приводятся по исследованию проф. П. Ф. Николаевского «Патриаршая обл. и рус. епарх. XVII в.», стр. 152–155. Они извлечены из кн. Патр. Каз. Прик. 33 (1653 г.), 35 (1654), 39 (1656), 40 (1657 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2467 Дело Херсонского окруж. суда (без участия присяж. заседателей) о Калиниченко и Негруцком, началось 20 нояб. 1900 г., кончилось 13 окт. 1901 г., 13383, л. 113. Эксперт по этому делу. свят. Маевский, усмотрел «в надувании живота» хлыстом Калиниченко проявление «юродства» (Предварительное следствие л. 257). 2468 Насадитель хлыстовства в с. Супоневе, местный крестьянин Василий Павлов Дерютин показал на следствии (10 марта 1900): «Чтением св. писания я занимаюсь с малолетства, но правильно понимать и толковать его я научился лишь недавно, всего лишь 6-й год. Я и всегда занимался, и зарабатывал себе хлеб тем, что ездил на барках, а 8-и года я каждую весну уезжаю на юг, в Николаев, где плаваю на берлинах за лоцмана, причем служил там у разных хозяев… Там я познакомился с одним человеком– мещанином Т.Е. Калиниченко, который служил лоцманом у Натанзона. Этот Калиниченко любил читать евангелие и стал читать мне и разъяснять евангелие. От него я научился правильно понимать евангелие, а сам он этому научился от кр. Фомы Петровича Негруцкого… С тех пор я изменил свою жизнь… Года 4 тому назад, возвратясь к себе домой – в село Супонево, я стал читать своей семье евангелие и толковать его» и т.д. (Предварительное следствие о Супоневских хлыстах» т. 2, л. 22). В следственном деле о Калиниченко (л. 274–275) имеется копия анонимного письма на его имя, присланного несомненно от Супоневских хлыстов, и копия письма от Василия Ксенева, кр. села Передний Городец, Трубчевского у., Орлов, г., где также привилась вера Калиниченко (см. Отношение Орлов. консистории на имя судеб. следователя Орлов. о.с., Дело о Супонев. хлыстах) т. 2, л. 110–120). 2469 Орловское дело о Супоневских хлыстах, том 2-й: Дело судеб. следователя Орловского окруж. суда 2-го участка Брянского у. о распространении хлыстовской ереси в селе Супоневе, Брянского уезда, началось 24 ф. 1900 г., кончено 14 мая/13 октября 1901 г. 7563, л, 79. 2471 Там же, т. I, л. 105 об.; т. 2. л. 75 об. («У нас по всему селу ходила молва, что малолетняя Ольга Б-ва, которой 14-лет и которая тоже принадлежит к сектантской вере, будто бы как-то надувалась и пророчествовала на ихних собраниях»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православные священники первоначально относились к этому движению довольно спокойно, пока не возникли подозрения в «совращении» в новую веру православных верующих. В 1865 году в штундизме были отмечены первые представители коренного населения, которые формально числились пока православными, однако спустя год уже не посещали храм, не чтили иконы. Первыми стали присоединяться к выявленной группе в конце 1864 и начале 1865 годов бывшие крестьяне г. Пасек деревни Основы, состоящей в 3 стане Одесского уезда, и в скором времени почти половина деревни была обращена в «штунду». Первый последователь «штундовой секты» из русских был крестьянин той же деревни Михаил Ратушный. Следует отметить, что с Ратушным до его отхода от православного вероисповедания тесно общался представитель Германского баптистского союза в России Виллер. И этот факт, в свете уже не являющимися ни для кого секретом фактами о спонсировании немецким правительством Октябрьской революции 1917 года, организованной во главе с Владимиром Ульяновым- Ленины м, заставляет задуматься об интересе финансистов Германии как основных инициаторов создания Европейского Союза на перспективу и в наши дни. В основном первые баптисты среди русских и украинцев были выходцами из деревенской бедноты. Из малороссийских губерний баптизм быстро продвигается на север Российской империи. В 1880 году первые баптисты уже появились в городе Трубчевске Орловской губернии. Местные жители занимались отхожими промыслами на украинском Приднепровье, где и обращались в новую веру. С 1880 года российский баптизм формируется как самостоятельное движение, происходит отмежевание от немцев-проповедников и переход на автономное развитие. В 1884 году организовался Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. К 1891 году последователи баптизма имелись уже в 32 губерниях Российской империи. Появились они и на столь «укомплектованном» сегодня неопятидесятниками Северном Кавказе. В то же время Петербург и прилегающие к нему губернии стали местом распространения движения так называемых «евангельских христиан». Инициаторами выступили две знатные дамы российской столицы Елизавета Черткова и Наталья Ливен. В 1874 году по приглашению генеральской вдовы Е. Чертковой в Петербург с миссионерской целью прибыл английский лорд Гренвиль Редсток. Отставной полковник Василий Александрович Пашков предоставил ему для духовного общения с великосветской публикой свой дом в Петербурге. Тот проповедовал на английском и французском языках, что весьма ограничивало круг общения. Следовательно, и возможности распространения нового для России учения. Тогда сам В.А. Пашков, взяв на себя роль старшего, начал проводить духовные собрания на русском языке, ему помогала супруга, а три их дочери пели религиозные песни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

Радуйся, Ангельских умов удивление; радуйся, праотцев и пророков Чаяние. Радуйся, Апостолов Радосте благовествования; радуйся, мучеников дерзновение и ликование. Радуйся, преподобных Богу уподобление; радуйся, грешных к Богу обращение и всыновление. Радуйся, девствующих благолепная чистото; радуйся, всех святых Славо и Похвало. Радуйся, Всемилостивая Владычице, любовь Божию нам являющая. Кондак 13 О Премилосердая Заступнице рода христианскаго, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, Дево Богородице! Приими милостивно молебное пение, с верою и благоговением Тебе возносимое пред чудотворным Твоим образом. Защити нас от врагов видимых и невидимых, сохрани от искушений и грехопадений, и грядущаго праведнаго гнева Божия, иже за лютая беззакония наша, милостию Твоею избави. Умоли Господа Славы избавити нас вечнаго мучения, да спасеннии Тобою, с лики Ангельскими воспоем Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Архангелов и Ангелов превышшую вся Силы Небесныя немолчно воспевают Тя, Всемилостивая Владычице, и мы, грешнии, дивящеся скорому заступлению Твоему, чрез образ чудотворный Твой Трубчевский избавляемся бед и зол. Темже в радости сердечней, с любовию припадающе ко пречестному образу Твоему, со умилением приносим Ти благохваления сицевая: Радуйся, Божественное обетование; радуйся, пророчеств исполнение. Радуйся, несведомая Тайно Боговоплощения; радуйся, с Богом вражды прекращение. Радуйся, мира всего от греха очищение; радуйся, нам в Матерь Богодарованная. Радуйся, райских врат отверзение; радуйся, Небесных и земных присное радование. Радуйся, Всемилостивая Владычице, любовь Божию нам являющая. Кондак 1 Взбранной Воеводе, Пречистей Владычице нашей Богородице, Заступнице христиан скорей, избавльшей землю Сканову от смертоносныя язвы ходатайством Своим ко Всемилостивому Богу, благодарственное пение приносим недостойнии раби Твои. Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких зол и скорбей спасай нас молитвами Твоими, да зовем Ти: Радуйся, Всемилостивая Владычице, любовь Божию нам являющая. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-boz...

Совсем иное значение события осени 1575 года имели в жизни царя. Был положен конец колебаниям, неясности и неуверенности предшествующих лет в отношениях царя с кругом его приближенных. Теперь наступила желанная стабильность. В стране установился порядок, отвечавший представлениям царя о характере его власти, а из состава своего окружения царь сумел выбрать тех слуг, которые, по его мнению, заслуживали его доверия. Сказанное, разумеется, лишь предположение, которое, однако, серьезно подкрепляется тем, что ни установленный в стране порядок, ни круг лиц, составивших с осени 1575 года ближайшее окружение царя, не подвергались серьезным изменениям вплоть до самой смерти Ивана IV. Разумеется, круг людей, наиболее близких к царю, составили прежде всего те из его приближенных, которых царь поставил во главе своего особого удела. О происхождении, связях, карьере многих из этих людей мы имеем едва ли не исчерпывающие сведения благодаря тщательному исследованию А. Л. Станиславского и С. П. Мордовиной. Во главе «дворовой» Думы стояли выдающиеся по своему положению представители знати: потомок Гедимина, один из последних служилых князей юго-восточной Руси Федор Михайлович Трубецкой и представитель наиболее знатного рода потомков Рюрика, суздальских князей, князь Иван Петрович Шуйский. Вместе с ними в состав особого двора Ивана IV вошел и ряд их родственников. Это были те представители знати, которые уже в годы опричнины дали царю доказательства своей преданности. Федор Михайлович Трубецкой в 1570 году был принят в опричный двор, а Шуйские в начале 70-х годов сумели породниться с опричной верхушкой: князь Дмитрий Иванович Шуйский женился на дочери самого Малюты Скуратова Екатерине. Хотя Трубецкие благополучно сохранили за собой свое родовое княжество с центром в городе Трубчевске, а Шуйские сумели получить от царя не только свои родовые вотчины, но и часть владений своего казненного сородича, князя Александра Борисовича Горбатого, они, по существу, принадлежали уже к новому типу знати — знати «служилой», которая своей карьерой была обязана царским милостям и ради их сохранения готова была оставаться послушным орудием в руках своего государя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

613 ...по мыслену древу... – Метафора в стиле песен Бояна. Образ «мирового древа», соединяющего небо и землю, знаком скандинавскому эпосу. 614 ...рища въ тропу Трояню... – Троян четырежды упомянут в «Слове» (см. также: «вчи Трояни», «на землю Трояню», «на седьмомъ вц Трояни»). Видимо, Троян – языческое божество; он упомянут в числе других языческих богов в «Хождении Богородицы по мукам» (см. наст. изд., т. 3). 615 ...Игореви, того внуку... – Β Π и Ε после слова «того» в скобках написано «Ольга». По свидетельству Η. Μ. Карамзина, этого слова не было в рукописи, и, как можно его понять, оно добавлено издателями «для большей ясности речи»; однако, может быть, это была глосса (разъясняющая помета писца) на полях рукописи, и издатели лишь внесли ее в текст. 616 ...Велесовь внуче... – По вероятной догадке И. М. Кудрявцева (высказанной им Д. С. Лихачеву) речь идет ο Бояне – внуке Велеса. Следовательно, языческое божество Велес, по представлениям автора «Слова», было также покровителем музыки или поэзии. 618 ...въ Ηοвград... въ Путивл... – Из Новгорода-Северского отправился в поход Игорь, в Путивле κ нему присоединился сын его Владимир. 619 ...мила брата Всеволода. – Всеволода Святославича, князя трубчевского и курского (ум. в 1196 г.); «Слово» называет его Буй Тур Всеволод. 620 ...Буй Туръ... – Тур – дикий бык, зубр; тур выступает здесь как олицетворение мужества и силы. 622 ...копие приломити... – всгупить в битву; здесь, как и во многих других месгах «Слова», мы встречаемся с традиционными воинскими метафорами или символами, такими, как «главу приложити» – погибнуть в бою, «испити шеломомь» из реки на вражеской земле – одолеть, победить врага. 623 ...збися Дивъ... – Β П «въ стазби дивъ»; чтение «збися» предложено Β. Η. Перетцем. Див – видимо, фантастическое существо (вещая птица?). 624 ...Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню... – Автор как бы указывает крайние пункты огромной территории, которая разбужена предостережением Дива, и откуда спешат навстречу Игорю половецкие войска. Поморие – побережье Азовского моря, Посулие – левобережье Днепра, Сурож (ныне Судак) и Корсунь (Херсонес, окраине нынешнего Севастополя) – города в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010