Первоначально скитское братство состояло из шести человек: о. Моисея (Путилова), ставшего начальником ски­та, его брата о. Антония (Путилова), о. Савватия, послуш­ника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона, присоединившихся к рославльским инокам уже в Оптиной пустыни. Однако первым великим оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), прибывший в скит в апреле 1829 года. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие ча­сто в далеких российских губерниях. Что же такое старчество? В чем его суть? «Рассудительность, — писал преподобный Кассиан Рим­лянин, — есть дар Божий, который однакож надлежит разви­вать и воспитывать. Как? Отдавая все свое на рассуждение опытнейших старцев. Это самая мудрая школа рассудительно­сти, в которой научаются добро рассуждать о достодолжном даже и такие, которые не имеют к тому особой способности. Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит — от­крывать отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое дей­ствие и способствует безопасно пребывать на правом пути и охранять от всех сетей дьявольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему сужде­нию, а по совету преуспевших, не возможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей! Враг не любит света; почему откровение злых помыс­лов тотчас, как они открываемы бывают, разгоняют их и истребляют. Как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, буду­чи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека. Это подтверждается многи­ми и премногими примерами и опытами». Свято-Введенская Оптина пустынь и прославилась имен­но как обитель, в скиту которой просияли духовные старцы.

http://pravoslavie.ru/5923.html

В XIX в. особое покровительство мон-рю оказывал архиеп. Калужский Феофилакт (Русанов) , любивший совершать в нем богослужения и проповедовать. Так, известно слово архиерея, произнесенное в К. м. 17 мая 1806 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия. В XIX - нач. XX в. настоятельницы и сестры К. м. пользовались советами старцев и настоятелей Оптиной пуст., в т. ч. преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) , Моисея (Путилова) , Антония (Путилова) , Исаакия (Антимонова) и Иосифа (Литовкина) , состояли с ними в переписке. Старец Лев в 1831 г. рекомендовал своим духовным дочерям А. И. и Л. Н. Черкасовым поступать в К. м. и отмечал, что игум. Ангелина (Богаридис) «жития трезвенного и воздержанная, благоразумием одаренная». Духовным сыном прп. Антония был статский советник С. И. Яновский (впосл. схим. Сергий; 1788-1876), автор «Записок» о кругосветном путешествии (Калуга, 1898). По благословению старца Антония дочери Яновского Александра, Елизавета и Елена поступили в К. м. Александра, приняв постриг с именем Ангелина, в 1896 г. стала настоятельницей. С 1895 г. духовником сестер К. м. и братии Лаврентиева калужского мон-ря был оптинский постриженик игум. Нил (Кастальский). Материальное положение По царскому указу К. м. был отведен участок земли (24×34 кв. саж.). В XVII в., при игум. Марине, «ввиду тесноты монастырского двора» монастырскому диак. Протопопову было позволено поселиться на пустыре между К. м. и Б. Московской дорогой; в 1684 г. он «потащился из Калуги», продав свой двор и огород посадскому человеку Посникову за 12 р. В одной из челобитных царю игум. Мариамна сообщала, что у монастыря «крестьян... нет, богомолиц-вкладчиков нет, питаемся трудами своими». К 1690 г. мон-рь владел «больше чем десятиной земли»; игум. Мариамна выкупила нек-рые соседние дворы и огороды у посадских людей (в частности, дворы Посникова, Д. Ермеева, Г. П. Крицына), а другие получила вкладом ( Зинченко. 1885. С. 51). В 20-х гг. XVIII в. игум. Гавдела и причт обители неоднократно жаловались в Синод на то, что положенное им из калужских таможенных сборов денежное и хлебное жалованье выдавалось лишь «в половину», а в 1715, 1718 и 1720-1722 гг. не выдавалось вовсе, тем более что «у обители... вотчин никаких, угодей также и вкладчиков - ничего нет». Причем «за теснотою земли под монастырскими постройками не имелось свободного места даже для посадки овощей», сестры «питались с самою крайнею нуждою, более мирским подаянием» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 492-493). В итоге Синод потребовал от Штатс-контор-коллегии выдавать регулярное жалованье сестрам, но отстранил от настоятельства игум. Гавделу. Указами Сената от 1 и 10 июля 1741 г. Калужская провинциальная канцелярия выплачивала мон-рю ружное жалованье: игумении и старицам общее - по 28 р. 61 к., священно- и церковнослужителям - по 10 р. 50 к.; хлебной же «дачи» не отпускалось (Там же. Т. 31. Стб. 253).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Изучив житие и подвиги Оптинских старцев, подвижников веры, и отметив их праведное житие во исполнение заповедей Христовых и во славу Святой Троицы, духовничество и наставление в вере православной чад церковных, дар прозорливости и пророчества, исповедничество и мученичество, бывшие по молитвам старцев чудотворения, продолжающиеся и поныне, непрекращающееся народное почитание, мы с благоговением и любовью определяем: 1 . Причислить к лику местночтимых святых Оптиной пустыни преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина) , схиархимандрита Моисея (Путилова), иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиигумена Антония (Путилова), иеросхимонаха Илариона (Пономарева), схиархимандрита Исаакия (Антимонова), иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) , иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) , схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова) , иеросхимонаха Анатолия (Потапова), иеросхимонаха Нектария (Тихонова) , иеромонаха Никона (Беляева) , исповедника, и архимандрита Исаакия (Бобрикова), священномученика. 2 . Честные их останки считать святыми мощами. 3 . Установить им общее Соборное празднование 11/24 октября. 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления их отправлять общую преподобным. 5 . Писать Оптинским преподобным иконы для поклонения и чествования согласно правилам Седьмого Вселенского Собора. 6 . Составить и напечатать отдельным изданием Оптинский Патерик для наставления и назидания в вере православной чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления Оптинских старцев в Соборе Оптинских святых возвестить пастве Русской Православной Церкви. Молитвами и предстательством Оптинских святых да дарует Всемилостивый Господь благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Божиею милостию смиренный АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси, Священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля Преподобные Антоний, Моисей и Макарий Оптинские. Литография. Кон. 50-х — нач. 60-х гг. XIX в. по рис. П. Ф. Бореля В 1827 г. в Площанскую пуст. перешел прп. Василий (Кишкин), у которого М. стал исповедоваться. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. Площанскую обитель посетил прп. Лев (Наголкин) , ставший духовным руководителем М. после кончины 17 окт. 1825 г. его наставника схим. Афанасия. Лето 1831 г. М. провел в Севске как член комитета по постройке Севского училищного корпуса и духовник севского Свято-Троицкого монастыря. С окт. 1831 по 21 окт. 1832 г. в С.-Петербурге М. исполнял должность казначея и эконома при еп. Орловском Никодиме (Быстрицком), вызванном в Синод на чреду священнослужения. По пути в столицу побывал в Оптиной пуст. По благословению настоятеля прп. Моисея (Путилова) составил прошение «о перемещении в число братии Оптиной пустыни», которое в марте 1833 г. настоятель подал Калужскому еп. Никанору (Клементьевскому) (РГБ ОР. Опт-360. Л. 23а). В дек. 1833 г. М. был уволен из Орловской епархии и 16 янв. 1834 г. определен в число братии Оптиной пуст. 5 февр. прибыл в Иоанно-Предтеченский скит, 14 окт. 1836 г. определен братским духовником. Насельники исповедовались у М., для откровения помыслов ходили к прп. Льву. С 1839 по 1860 г. М. «принял от пострига» 60 монахов. После перевода прп. Антония (Путилова) настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря 30 нояб. 1839 г. М. был назначен оптинским скитоначальником. Активно привлекал благотворителей к пожертвованиям на скит, добился его финансовой самостоятельности. Также помогал прп. Льву в переписке. Мн. письма были составлены М., который, подписывая их, оставлял выше место для подписи прп. Льва. В последние годы жизни прп. Лев благословлял своих учеников обращаться также к М. «Когда спрашивали о чем-либо о. Макария, он без старца о. Леонида не давал никакого решения. Также и старец без о. Макария ничего не решал и в подобных случаях говаривал: «Подождем, придет о. Макарий, вместе поговорим»». Иногда прп. Лев прилюдно смирял и обличал его, однако ближайшим ученикам признавался: «Отец Моисей и отец Антоний - великие люди, а Макарий - свят» (Там же. С. 42, 47). После кончины прп. Льва многие его ученики перешли под руководство преподобного. М. проживал в корпусе скитоначальника, слева от скитских ворот; из-за косноязычия он служил мало, раз в месяц причащался в алтаре Св. Таин и при этом, по воспоминаниям современников, буквально обливался слезами. Сохранилось описание внешности подвижника: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались мягкостью и гибкостью, как и весь его стан - стройностью. Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное» (Там же. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам оставшийся истинным подвижником и воином Христовым, преподобный Моисей умел и в душах братий возжечь ревность по Богу. В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Весть о постриге его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей — монашествующих и мирских. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки… Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила на 81-м году его земной жизни. Были явлены его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония обнаружили гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый; тело его осталось нетленным… Преподобный Оптинский старец Антоний марта 1795 – †7/20 августа 1865 Преподобный отец наш Антоний (в миру Александр Иванович Путилов) был братом преподобного Моисея. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте. В Рославльских лесах, где подвизался его старший брат, будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей, 2 февраля 1820 г. был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря — епископа Калужского Филарета, — преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину Пустынь для основания при сей обители уединенного скита. В 1825 г., после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

1016 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Старец Амвросий Оптинский указывает: «И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, «проидохом сквозе огнь и воду и извел ны еси в покой». Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как не потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 190. С. 165). 1017 «Как из Египта исшедшие имели себе путеводителем Моисея, а из Содома избегшие имели себе наставником Ангела, нужно иметь некоего Моисея, ходатая… к Богу и наставника. Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, такой вскоре заблудит от пути правого» (Письма о. Антония. С. 229). «…не бывшу просвещенну благодатию Христовою не можно разобрать себя самого и управить безбедственно» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 223). 1019 Там же. «Самочинное подвижничество и опасно и душевредно». (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 66. С. 69). 1021 Там же, л. 31 об. Оптинский старец о. Антоний писал, что без исповеди, чистосердечного откровения помыслов не может быть успеха в духовной жизни «не можем мы быть ни смиренномудрыми, ни мирными, ни в других добродетелях благоуспешными» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись//РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 56 об.). 1024 Там же, л. 87 об. Оптинские старцы также считали самым надежным средством в борьбе с помыслами открытие их духовному руководителю. Игумен Антоний наставлял: «От беспокойства помыслов более всего можно освободиться раскрытием их перед своим духовником» (Письма о. Антония. С. 233). Иеросхимонах Макарий считал, что откровение помыслов является основанием внутреннего благоустройства и порядка в обители (Жизнеописания… подвижников… Сентябрь. М., 1909. С. 119). 1025 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский старец Антоний (Путилов) писал новопостриженной монахине: «Если хочешь … избегнуть сетей вражиих, то ничего не скрывай и не утаивай от духовной матери своей» (Письма о. Антония. С. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Сохранилось имя только одного из них: Сафроний. В 30-х годах нынешнего столетия пустынники эти вместе с своим старцем переселились, – неизвестно куда. Сохранившийся о них сведения сообщены священником Брянской Троицкой церкви, о. Стефаном, со слов покойного его родителя. В 1805 г. в Рославльских лесах поселился иеромонах Афанасий (в мире Александр Степанов) московский уроженец, из канцелярских чиновников (сын дьячка г. Калуги), постриженец Оптиной Пустыни. Первоначально поступил в Песношский монастырь (московской епархии 78 ) и принадлежал к числу 12 человек, которые были отпущены Песношским настоятелем старцем Макарием, вместе с учеником его о. Авраамием, для восстановления пустынной Обители Оптиной, и в 1796 г. принял в ней пострижение: в 1797 г. рукоположен в иеродиакона, а в 1802 г. во иеромонаха и назначен духовником. Горя желанием безмолвной жизни, он собрался было сперва на Афон и уже получил увольнение, но, услыша о Рославльских пустынножителях, отправился к ним и поселился с ними. Об этом О. Афанасии мы уже говорили в жизнеописании О. Архимандрита Моисея . 3 Записки эти (из которых мы заимствовали сведения о Путиловых и их семейной жизни) напечатаны в приложении к книге: «Жизнеописание Настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря, Игумена Антония. Москва 1870 г., стран. 135–174. 6 Письма эти помещаем в приложениях. Письмо М. Досифеи, таинственное, как и она сама, замечательно, как единственное (сколько нам известно) сохранившееся письмо этой необыкновенной инокини. 9 Однажды только угрожала им другого рода опасность, которую от них отвратил Промысел Божий. Рославльский исправник, проведав, что в лесу живут «богатые Московские купцы» (так называли О. Моисея с братом) вздумал отправиться к ним освидетельствовать, исправны ли их бумаги и не раскольники ли они? И т.д. Узнали пустынники, что готовиться им попасть. Что делать? Бежать некуда: решились остаться на месте и предаться промыслу Божиею: И что же? Исправник целый день проездил около них, и не мог найти их келлии, хотя с разных сторон весьма близко подъезжал к ним; покрыл Господь своих угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большое влияние имела на юношей также и старица московского Ивановского монастыря, монахиня Досифея. Увлекаемые своим настроением, братья Путиловы в молодых годах покинули мир и ушли в монашество. Иона ушел в Саровскую Пустынь, где впоследствии был настоятелем, а Тимофей и Александр поселились в Рославльских лесах у старцев Дорофея, Досифея и Арсения. Много лет провели братья в своем безмолвном уединении, занимались молитвою, чтением Слова Божия и святоотеческих книг и различными телесными трудами. Под руководством своих старцев, вышедших из обители Паисия Величковского , они опытным путем учились «умному деланию», т. е. внутреннему вниманию, искусству разбираться в своих помыслах, бороться со своими страстями и преодолевать их непрестанной внутреннею Иисусовой молитвой. Здесь, в лесном своем уединении, братья Путиловы приняли монашеский постриг – Тимофей с именем Моисея, а Александр с именем Антония. После десятилетнего пребывания в пустыне они переселились в 1821 году в Оптину Пустынь и занялись здесь устроением скита. Глава 4. Начало оптинского старчества: Иеросхимонах Лев В 1829 году, почти одновременно с тем, как о. Моисей был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, а о. Анатоний начальником скита, произошло в жизни Оптиной Пустыни еще одно очень важное событие – прибыл в скит на жительство иеромонах о. Леонид (Наголкин), в схиме о Лев, положивший начало оптинскому старчеству. О. Леонид был родом из купцов г. Карачева Орловской губернии. В молодости он занимался торговлею и ездил по ярмаркам. Почувствовав пустоту этого занятия, он оставил мир и ушел в Оптину Пустынь. Это было его первое пребывание в Оптиной Пустыни, еще до прибытия в нее о. Авраамия. Прожив недолго в Оптиной Пустыни, о. Леонид перешел в Белые Берега, Орловской епархии, где сблизился и подружился со своим земляком, схимонахом Феодором, проживавшим некоторое время в Нямце, в Молдавии, у старца Паисия Величковского . Молодость о. Феодора прошла довольно бурно, но он, преодолев все соблазны, нашел своей душе глубокое удовлетворение в обители старца Паисия и, будучи им хорошо направлен к духовной жизни, возвратился в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Саровская Пустыня. Строитель иеромонах Исаия. Что сие свидетельство дано, и подписано рукою Саровской Пустыни Строителя иеромонаха Исаия, в том удостоверяю, находящийся в оной на пребывании Игумен Маркеллин. В том же удостоверяю Игумен Назарий Головин. У сего свидетельства Саровской Пустыни монастырская печать. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Явитель сего, Московской третей гильдии купецкой сын Тимофей Иванов Путилов, по данному ему вечному от Московского Купеческого Общества увольнению в монашество, находился в Брянском Успенском Свенском монастыре, добропорядочно и в монастырских послушаниях вел себя ревностно и честно. В уверение чего и дано сие за подписаниеем и приложениеем монастырской печати. Ноября 27-го дня 1810 года. Свенский Игумен Амвросий. 51-й. У сего свидетельства печать Брянскаго Успенского Свенского монастыря. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Дано сие, Орловской епархии из Брянской Белобережской Предтечевой Пустыни, Московскому купцу Тимофею Иванову Путилову в том, что он Путилов, с данным ему от Московского Купеческого Общества в монашество увольнением, находился по нижеписанное число в сей Пустыни честно и трезво и добропорядочно; возлагаемыя ему всякие монастырские послушания, проходил с усердием и неленостно. А как ныне, по имеющейся в нем благословной надобности своей, возжелал посвятить себя путешествием в губернский город Смоленск, для поклонения, из усердия своего, чудотворной иконе Смоленской Божией Матере. На что испросил себе благословение от Обители сей отправиться на некоторое время, с тем расположением, чтобы по исполнении своего удовольствия паки возвратиться в оную. Для того с подлинного увольнения его, оставшегося в Обители сей копия, сие свидетельство во уверение, как о добром его поведении и о нашем к нему благорасположении. Так и во всех ему, ежели, где случатся препятствующие случаи и выдается. За подписанием оной Пустыни Настоятеля и с приложением казенной монастырской печати. Ноября 30-го дня 1819 года. Вышеозначенной Пустыни Строитель иеромонах Моисей. 66-й. IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010