Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст. , после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского . В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого , его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей. В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова ; впосл. митр. Киевский ). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества , приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/115872.html

Отец Моисей и здесь нашёл себе занятие, связанное с любимыми духовными книгами: он переписывал полууставом Священные Писания. Из благоговения делал это стоя. Часто подстерегали пустынников опасности: целую зиму кругом выли волки, расхищали огород медведи, однажды напали на них разбойники, иногда придиралась полиция. Но страшнее всего были бури, ломавшие столетние деревья. Одно такое дерево чуть не раздавило келью отца Моисея. Игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний (Путилов) и игумен Оптиной Пустыни Моисей (Путилов)      В 1816 году к нему приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Господь силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников, нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт ищущего спасения человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Так и случилось с преподобным Моисеем. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство. Произошло это следующим образом. В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

http://pravoslavie.ru/71848.html

В городе Мологе, Ярославской губернии, на городском кладбище, у алтаря церкви Всех Святых стоял простой мраморный памятник с обозначением имени Ивана Григорьевича Путилова. На обратной стороне было написано, что памятник воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Саров, где полагал начало монашеской жизни Тимофей, находился в то время в полном процветании. Уже тридцать семь лет жил там великий старец преп. Серафим, там же пребывал схимонах, носивший подвиг юродства, Марк, и там жил «на покое» восстановитель Валаама игумен Назарий. Строитель Саровский Исаия был тоже известен строгостью жизни. Тимофей имел тяжелое послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем о. Исаией; во время трехлетнего пребывания в Сарове Тимофей много пользовался наставлениями саровских старцев. Неизвестно почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, а его брат, оставшись там, стал впоследствии Саровским игуменом. Тимофей же поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекала близость Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К числу этих отшельников в 1811 году присоединился и Тимофей Иванович. В Рославльских лесах Тимофей Иванович провел десять лет. Он вручил себя руководству иеросхимонаха Афанасия. Этот мудрый старец, ученик преп. Паисия Величковского , пребывал постоянно в духовном трезвении и имел дар умной молитвы. Безпопечительность его о всем житейском была безгранична. Этим старцем и пострижен Тимофей Иванович в монашество с именем Моисея, в честь преп. Моисея Мурина. Это имя было дано ему по общей мысли пустынников за гостеприимство, которое с любовью оказывал преп. Моисей странникам, приходившим к пустынникам. Преподобный Моисей Мурин любил успокаивать странников. Пустынники, с которыми поселился в лесу преп. Моисей, ввосьмером жили в трех кельях. Место уединения их находилось в дачах помещика Броневского, в сорока верстах от Рославля, в пяти от сельца Якимовского, в семи от села Лугов и в тридцати от сельца Межова, на берегу лесной речки Богдачевки.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Следующим выдающимся событием в истории Оптиной было устроение при ней скита во имя Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Об этом позаботился первый архиерей новосозданной Калужской епархии епископ Филарет, впоследствии митрополит Киевский. «Любя от самой юности всей душой монашеское житие», – как он сам о себе говорил, – он считал, что нужно основать при Оптиной скит, где могли бы подвизаться иноки, желающие более уединенной, строгой и молитвенной жизни. Епископ Филарет стал искать людей, которые должны были основать такой скит. Он выбрал двух монахов: преп. Моисея и преп. Антония (Путиловых). В Рославльской пустыни жила маленькая группа отшельников-старцев, каждый отдельно в маленьких кельях. К одному из этих старцев примкнул, как послушник, будущий преп. Моисей Оптинский. Вскоре за ним последовал его младший брат Антоний. Рославльские старцы были учениками великого старца Паисия. Два брата опытным путем учились умному деланию – непрестанной Иисусовой молитве, совершаемой умом в сердце по наставлениям св. Отцов. Начиная в полночь, они келейно ежедневно совершали все церковные службы, кроме Литургии. В праздничные дни отшельники сходились и служили вместе. А в великие праздники приходил священник из ближайшего села и приобщал их запасными Дарами. В свободное от молитвенных правил время, отшельники занимались рукоделием – переписыванием святоотеческих книг и огородом, где кроме репы ничего не росло. Монахов такого закала, братьев Моисея и Антония (Путиловых), еп. Филарет счел подходящими для устройства скита. Получив старческое благословение, преп. Моисей и преп. Антоний отправились в Оптину с двумя другими рославльскими монахами. В 1821 году началась постройка скита. Расцветом и славой своей Оптина обязана настоятельству преп. Моисея, который управлял ею тридцать семь лет до своей кончины. При нем обитель была приведена в полное благоустройство: новые храмы были воздвигнуты, старые перестроены; были построены братские корпуса, каменная ограда с башнями, гостиницы и другие постройки. Разведены были огромные огороды и фруктовые сады, а земельные владения увеличены.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

     26 декабря Церковь празднует обретение мощей преподобных Моисея и Антония, старцев Оптинских. Преподобные Моисей и Антоний (в миру Тимофей и Александр Путиловы) открыли новую страницу в истории Оптиной пустыни. Вместе со старцами Львом (Наголкиным) и Макарием (Ивановым) они превратили небольшую, затерянную в калужских лесах обитель в духовный центр России середины XIX – начала XX века.      Братья были родом из благочестивой семьи. Их отец, Иван Григорьевич, воспитывал детей в христианском духе, однако не желал видеть их монахами. Стремившуюся в монастырь старшую дочь Анисью он насильно выдал замуж. Она вскоре (в 1800 году) умерла, а ее супруг ушел в Саровскую пустынь, где в ту пору подвизался преподобный Серафим Саровский. Туда же, вопреки воле отца, в 1805 году поступили старшие сыновья Тимофей и Иона (отец смирился с их решением только на смертном одре). Большое влияние на старших братьев Путиловых в начале их духовного становления оказали московские подвижники: монахиня Досифея (по преданию, княжна Тараканова) и старцы Новоспасского монастыря Александр и Филарет, с которыми Тимофей и Иона познакомились еще до поступления в монастырь в период их непродолжительной службы в Москве. Именно московские старцы благословили Тимофея перейти в Свенский монастырь Орловской епархии. Это произошло в 1808 году. Брат Иона (в монашестве Исаия) остался в Саровской обители и впоследствии стал ее настоятелем. В Свенском монастыре подвизались ученики старца Паисия (Величковского). Многие из насельников обители продолжали потом свой подвиг в находившихся рядом Рославльских лесах. В 1811 году Тимофей также ушел в лесной скит, став учеником старца Афанасия, опытного подвижника и молитвенника. Здесь он принял монашеский постриг с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина.      Пустынники ежедневно совершали службу по кельям, а на воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Время проводили в трудах и молитвах. Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал богослужебные книги и переводы святоотеческих творений, сделанные еще старцем Паисием. Изредка приходили посетители, которым подвижники давали духовные наставления.

http://pravoslavie.ru/118203.html

В 1821 г. по приглашению Филарета епископа Калужского братья Путиловы прибыли в Оптину пустынь для устроения там Иоанно-Предтеченского скита. В 1822 г. святитель Филарет рукоположил о. Моисея в иеродиакона, а затем и в иеромонаха, после чего назначил духовником Оптиной пустыни. В 1826 г. иеромонах Моисей, 43 лет от роду, был назначен настоятелем Оптиной пустыни, и 37 лет он «стоял неуклонно на божественной страже вверенной ему паствы» 228 . В 1837 г. иеромонах Моисей был возведен в сан игумена, а в 1853 г. – в сан архимандрита. Когда о. Моисей принял Оптину пустынь под свое управление, братии было 40 человек, обитель была в запустении, запасов продовольствия для братии не было, настроение братии было болезненным. О. Моисей обустроил и приукрасил обитель, обеспечил братство одеждой и трапезой. Но главное внимание о. Моисея было направлено на духовное и нравственное воспитание иноков. Он положил начало знаменитому оптинскому старчеству, все внешние и внутренние порядки Оптиной пустыни, весь духовный строй обители установились и утвердились во время настоятельства о. Моисея. В 1829 г. в Оптину пустынь поместился о. Леонид, а в 1834 г. с согласия о. Моисея – иеромонах Макарий. Обитель начинает наполняться вновь приходящими разных сословий, желающими посвятить себя монашеской жизни. И всех настоятель обители о. Моисей принимает с любовью, поручая назиданию духовных старцев. Старчество в Оптиной пустыни было насаждено о. Моисеем, но за это нововведение он потерпел много скорбей. Отличительными чертами о. Моисея были приветливость с ближними и строгость к себе. Пищу он вкушал монашескую и понемногу, одежду носил простую и скромную, после молитвы любил чтение книг духовного содержания. С помощью духовных трудов и смиренной молитвы он успешно противостоял телесным и душевным страстям, достигнув бесстрастия и духовной чистоты. В беседе всегда перебирая четки с молитвою Иисусовою и с едва заметным движением уст 229 . О. Моисей всегда и во всем полагался с верою и упованием на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

26-го октября 1821 года О. Моисей писал своему родному дяде Ивану Ивановичу Путилову: «Благодарение Богу, мы находимся живы и здоровы. По благословению Владыки, на новом месте три месяца трудились, по мере сил наших, около строения келлий и святого храма, и тем, с помощью Божию, полагая основание нашей здесь жизни, чувствуем в себе надежду к спокойствию и пользе душевной под покровом Обители святой, и благодарим Бога, что привел нас сюда. Благодарим и Вас за бывшее полезное советование к тому». Из других современных этому писем О. Моисея к Н. Самгину видно, что до 1-го ноября 1821 года построено было кроме церкви только два дома братских келлий, а в ноябре прибавился еще один домик, так что 21-го декабря того же года О. Моисей мог уже написать к иеромонаху Августину, бывшему в то время настоятелем Цивильского монастыря: «выстроены уже три кельи и храм во имя Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня». Но средства для продолжения построек и окончательного устройства церкви оскудевали со дня на день, и это оскудение вынудило О. Моисея поехать в декабре месяце 1821 года за сбором в Москву. Из этой поездки он возвратился в скит с немалым трудом, в повозке, на столько нагруженной, что и самому сидеть едва было можно, а дорога была очень тяжела, как сам он писал своим московским родным, но цель была достигнута. Труды сбора принесли желаемый плод, так что скитская церковь , через шесть месяцев после закладки была совершенно окончена и снабжена приличною утварью церковною. Торжественное освящение ее по благословению Преосвященного Филарета было совершено настоятелем Оптиной Пустыни Игуменом Даниилом 5-го февраля 1822 года. Вскоре после этого на сырной неделе, продолжавшейся в том году с 6-го до 13-го февраля, Преосвященный Филарет посетил Оптину Пустынь, и О. Моисей просил его дозволения быть постриженным в великий ангельский образ (схиму), но Владыка ответил ему на это, «не у прииде время». О. Моисей, как сам рассказывал нам впоследствии, никогда не думал и не желал принимать священного сана, а желал только уединенной жизни; но мудрый епископ провидел в нем деятеля, способного принести пользу многим, и потому не согласился на его пострижение в схиму. Владыка знал, что О. Моисей был пострижен в монашество О. Афанасием в пустыне, и сам вполне признавал это пострижение; но для соблюдения должного порядка представлял в Св. Синод, прося позволения пострич О. Моисея, и получил это дозволение, благословил О. Моисею с 3-го июня 1822 года носить монашескую мантию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание Предисловие Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782–1811 гг.) Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Молитва о пользе братии Глава 3. Пребывание в скиту при Оптиной пустыни (1821–1826 гг.) Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым II. Из писем Архимандрита Александра Арзамасского, бывшего в Москве, в Новоспасском монастыре наместником, к братиям Тимофею и Ионе Путиловым Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим Письмо 1 VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной VII. Письмо к О. Игумену Антонию VIII. Духовное завещание О. Архимандрита Моисея IX. Письмо игумена Антония к Архимандриту Геннадию X. Письмо О. Игумена Антония Бочкова XI. Надгробное Слово, произнесенное при погребении О. Архимандрита Моисея Ректором Калужской Семинарии Архимандритом Герасимом XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах     Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор, как скончался О. Архимандрит Моисей , преобразователь, и можно сказать основатель Оптиной Пустыни, в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его, был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году, 1 но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братий давно уже собирали понемногу материалы для жизнеописания О. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими, однако, дополнениями и исправлением неточностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Старчество в Оптиной пустыни никогда не могло бы так укрепиться, если бы в начале это- 1 Леонтьев Κ.Η. Отец Климент Зедергольм… С. 6.   го столетия во главе Калужской епархии не стоял архипастырь, который, всей душой любя монашество и глубоко его понимая, заботился о водворении во вверенных ему обителях строгой подвижнической жизни, — таков был преосв. Филарет, впоследствии митрополит Киевский 1 . Он-то и вызвал из рославльских лесов о. Моисея, которому суждено было водворить на долгое время старчество в Оптиной пустыни. В лице о. Моисея мы имеем замечательного человека и редкого настоятеля. Кажется, не боясь впасть в ошибку, можно утверждать, что во всем этом столетии мы не встречаем в России начальника монастырского, который так полно и гармонично соединял бы в себе духовную мудрость и строгий аскетизм с громадными организаторскими талантами. Если -проводить параллель, то его можно сравнить лишь с недавно почившим архимандритом афонского Пантелеимонова монастыря о. Макарием, о котором один из близко знавших его лиц отзывался, как о человеке почти гениальном. Внешние события " Филарет (Амфитеатров, 1779-1857) был епископом Калужским с 1819 по 1825 г. В 1821 г. его стараниями при Оптиной пустыни был устроен скит, куда переселился о. Моисей и с ним некоторые из рославльских пустынножителей (прим. ред.).   жизни о. Моисея подробно изложены в его жизнеописании, составленном преосв. Ювеналием, епископом Курским 1 , и потому мы укажем лишь на те влияния духовных лиц, которые воспитали эту замечательную личность. Первые семена веры, благочестия и доброй нравственности были заложены в душу о. Моисея (в миру Тимофея Путилова) в доме его родителей. Его отец и мать были люди глубоко религиозные. С самых ранних лет они приучали детей своих (из которых все три сына были впоследствии монахами и настоятелями монастырей) к исполнению всех правил христианской веры. Они приучали их ходить в церковь, молиться утром и вечером, поститься в установленное время, строго преследовали всякий порок, особенно ложь, в своих детях, заставляли их пересказывать содержание читанного в церкви Евангелия и Апостола, отчего с раннего детства мальчики уже знали Св. Писание. Девятнадцати лет Тимофей должен был вследствие расстройства дел своих родителей переселиться в Москву, где и пришлось ему познакомиться с духовными лицами, которые имели

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов) , схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты. Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010