Глава 38 Быт.38:5 . «И ещё родила сына и назвала его именем Селом. А находилась она в Хазби, когда родила его». Здесь стоит еврейский глагол, а не название места (Хазби). Акила перевёл это так (слова «Хазби» у него нет): «И назвала его именем Селом. И случилось, что она солгала в рождении после того, как родила Селома». Это означает, что, родив Селома, она перестала рожать. Таким образом, словом Хазби называется не некоторое место, а ложь. Поэтому и написано в другом месте Писания: «Солжёт дело маслины» ( Авв. 3, 17 ), то есть маслина не будет давать плода. Быт.38:12 . «Иуда, утешившись, поднялся в Фамну к стригущим его овец, сам и Хира Одолламитянин, его пастух». Вместо «пастух» по-еврейски читаем «друг». Однако данное слово можно понять двояко, потому что оба существительных пишутся одними и теми же буквами, но «друг» читается ree ( ), а пастух – roe ( ). Быт.38:14 . «И села у ворот Енама, что на дороге в Фамну». Еврейское слово enaim ( ) переводится как «глаза». Следовательно, это не название места, но смысл таков: она села у дорожной развилки или у перекрёстка, где путник должен внимательнее смотреть, по какой дороге идти дальше. Быт.38:26 . «Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Селому, сыну моему». В еврейском тексте стоит: «_она оправдана из-за меня», потому что, конечно, она не была праведна, но по сравнению со своим свёкром совершила меньший грех . Ведь она вовсе не к ветреной распущенности стремилась, а искала способа продления рода. Быт.38:29 . «И вот, вышел брат его. И она сказала: почему расторглась ради тебя преграда? И назвала его именем Фарес». Вместо «преграды» Акила и Симмах перевели «разделение», что по-еврейски звучит как phares ( ). От того, что он разорвал оболочку последа, он получил имя «разделение». Поэтому и фарисеи, которые якобы в силу своей праведности отделяли себя от народа, назывались «отделённые». Быт.38:30 . «Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И она назвала его именем Зара». Это имя переводится как «восток», то ли потому, что он появился первым, то ли потому, что от него родились многие праведники, как сказано в Книге Паралипоменон ( 1Пар. 2 и далее). Читать далее Источник: Еврейские вопросы на книгу Бытия/Иероним Стридонский. - Москва : Московская духовная акад. : Отчий дом, 2009. - 271 с - (Библейская экзегетика/Каф. библеистики Московской духовной акад.). ISBN 5-85280-159-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Да поможет в сем деле ревнителям веры – Христос, Пастыреначальник наш и Бог! АМИНЬ.    г.Харьков,1926 г. 2815 февраля. Вечные муки и вечное блаженство    «И пойдут они в муку вечную,    а праведники в жизнь вечную». (Mф.XXV,46).    Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь?    Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к ... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Mф.VII:13—14). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Mф.XXIV,35). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дай, Господи, знаменье мне во благо И удержи от неверного шага Средь множества всяких стезей и дорог. И да посрамятся и да устыдятся Меня ненавидящие святотатцы, Когда увидят, что ты мне помог. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Приклони ко мне, Господи, ухо Твоё и услышь, ибо, беден и нищ, на Тебя одного уповаю. Сделай так, чтобы в бедах душа сохранилась живая и моленье моё наполняло рассветную тишь. Ибо, Господи, Ты многомилостив к людям и благ, ибо раб я Господень — Твоя доброта предо мною: Ты в мой радостный день никогда не пройдёшь стороною И в день скорби моей мне подашь ободряющий знак. Нет подобных Тебе меж богами народов иных, сотворённых Тобой, но пока не узнавших про это. Ты над нами един — для всего многоликого света, и Твои чудеса велики и для нас, и для них. Так наставь меня, Боже, на истинный, праведный путь, сделай так для меня, чтобы сердце не знало сомнений, и восславлю тебя каждым звуком своих песнопений, ибо в адские бездны не дал Ты душе заглянуть. Сбились грешники в стаю, моей домогаясь души; чтобы ею владеть, на злодейство готовы любое. Но не знают они и не видят Тебя пред собою. Умножающий благость, помилуй меня, сохрани! Дай мне силу, раба Твоего от несчастий храня, и на мне покажи Твоего благосердья богатство. Пусть враги это видят и злобы своей устыдятся, потому что Господь мне помог и утешил меня. ПСАЛОМ 86 Канонический русский перевод 1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь. 2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. 3 Славное возвещается о тебе, град Божий! 4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: " такой-то родился там " . 5 О Сионе же будут говорить: " такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его " . 6 Господь в переписи народов напишет: " такой-то родился там " . 7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 86 Н. Гребнев ПСАЛОМ 86 Основанный на многих возвышеньях, Сей град святой прославлен неспроста, Из всех Иаковлевых поселений Бог отличил Сионские врата, Над ними Божие благословенье. Есть много всяких мест в Господнем мире, И если спросят, где иной рожден, Ответят: тот — в Рааве, этот — в Тире, Тот — в крае, что зовется Вавилон. Но меж сынами Божьими иными Отличен тот из прочих, кто рожден В священном граде Иерусалиме, Он там рожден и тем благословлен. И тем укреплено его простое имя Средь множества имен. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский Наш Господь справедливый любит врата Сиона; к ним подходя, о путник, остановись, постой: из всех поселений Яакова Бог выделил место оно — на славной горе Сионской этот город святой. Такой-то родился в Египте, такой-то — у филистимлян, а кто-то ещё — в Вавилоне, а родина этого — Тир. Всегда отыщется место, которое пропустили: велик и разнообразен Богом созданный мир. Но ежели где-то родившийся в Божьем живёт законе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Длительность и настойчивость молитвы укрепляет связь человека со Вседержителем Отцом. Чем дольше и настойчивее молитва, тем вернее прийдет спасение. Слова: «медлит защищать» и «подаст защиту вскоре» имеют в себе как будто формальное противоречие. Но духовно они не противоречат, т. к. понятие времени в духовных процессах иное, чем в материальных. У Бога тысяча лет проходит, как один день, и наоборот. Можно проявить долгую жизнь и «не заметить времени», а иногда минуты могут показаться «вечностью». Однако, увы, настойчивость в молитве и вера человека в защиту Бога является большой редкостью. Зная это, Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? " ПРИТЧА О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ ( Лк. 10:25–37 ) Эта притча говорит о том, каковы должны быть отношения людей между собой и о том, какова главная заповедь в учении о Царствии Божием? С этими вопросами многие обращались ко Христу, совершенно искренно желая знать истину, другие же – лицемерно, с задней мыслью и с целью обвинить Христа в каком либо неправильном ответе. Так, однажды один законник, искушая Спасителя, сказал: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос же спросил его: «В Законе что написано? Как читаешь?» Он же сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя». ( Лев. 19:18 ; Втор.6:5 ). Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал: так поступай, и будешь жить». Законник был смущен. Ему стало неловко, что он «искушал», т.е. неискренно спрашивал Христа о том, что и сам должен был прекрасно знать. Тогда, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» т.е. кого, собственно говоря, надо считать настолько близким, чтобы любить «как самого себя» и через это выполнять первую заповедь? На этот вопрос Господь и ответил законнику рассказом притчи о милосердном Самарянине. «Некоторый человек, – сказал Христос, – шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым». Проходившие видели израненного, нагого человека, но не желали помочь ему и терять свое время. Возможно, что они сами опасались попасть в руки разбойников или получить какую-нибудь неожиданную неприятность. Так прошел мимо священник, также и левит «подошел, посмотрел и прошел мимо». Но вот появился на дороге и еще один путник. Это был самарянин, чужестранец и даже враг иудеев, ибо Иудеи с Самарянами находились в вечной непримиримой вражде и между собою не общались ( Ин.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

- " Дорогой мой, только болезнь изменила твоё отношение ко мне. Если бы ты с юности неизменно придерживался меня и моих советов, то ощутил бы ещё большую любовь к себе, и твоя жизнь сложилась бы совсем по-другому " . " Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. " (Иак. 4:8). Завещание аввы Исаака Когда настало время кончины аввы Исаака, собрались к нему старцы и спросили его: - Авва! Как проводить нам жительство после твоего ухода? Он отвечал им: - Вы видели, как я жил. Если хотите, то подражайте мне - храните заповеди Божии, и Бог пошлёт вам благодать свою, а место это сохранит. Если же не будете соблюдать заповедей Божиих, то не пребудете и на месте этом. И мы скорбели, когда умирали отцы наши. Но, соблюдая заповеди Божии и завещания отцов наших, прожили так, как бы в жительстве вместе с ними. И вы поступайте так, и спасётесь. Заговорил Отец Макарий Великий дошёл до такой степени смирения, что все братья разговаривали с ним как со святым, а он не удостаивал их ответом. Тогда один из братьев сказал ему в запальчивости: - Если бы ты превратился в погонщика верблюдов, ворующего соль, - и тогда святые братья не осмелились бы тебя тронуть! Услышав это, отец Макарий улыбнулся и заговорил. Заколдованная жена Однажды ученики преподобного Макария Египетского увидели идущего по пустыне мужчину, который вёл за собой лошадь. Свой путь он держал к кельи их старца. Оберегая покой святого, монахи встали около дверей и попытались уговорить путника не отвлекать преподобного от молитвы. Однако вскоре, вняв просьбам мужчины, они разрешили ему войти в келью. Путник обрадовался и пошёл внутрь, но не один, а вместе со своей лошадью. Ученики преподобного Макария возмутились и спросили, зачем он ведёт за собой лошадь. Странник ответил им, что она нуждается в молитвах праведника. Монахи подивились его любви к лошади: ведь ради неё он проделал дальний путь по знойной, безжизненной пустыне! Почему же так дорого для него это животное и что с ним стряслось?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Если народ совершенно забыл Бога, то Бог – Судья его сам возвещает ему свой суд. Я, говорит Господь, возвещу правду твою, или – тот закон, который ты усвоил вместо закона Моисеева – истинной правды Божией, твой собственный или своевольный закон; а вместе с тем и злобы твоя – твои дела злые, которые совершаются на основании твоего собственного закона. И они не успеют тебе: и этот закон, и эти твои дела не послужат в пользу тебе, т.е. к истинному твоему оправданию на предстоящем суде Божием. Этот твой закон и твои дела не избавят тебя, когда ты будешь вопиять в печалех твоих: при наступлении бедствий, имеющих быть по суду Божию, настанет и глубокая скорбь; тогда ты с воплями в молитвах обратишься к своим богам, которых так много и которым так много ты служил, и все великое сборище твоих богов не поможет тебе. Сия бо вся ветр возьмет и отнесет буря: все это множество богов, а равно и почитателей их, подымет и унесет бурный ветер, как легкий прах, попираемый ногами путника. А держащиися Мене стяжут землю: стоящие в тесном и крепком союзе с Богом, твердо следующие Его закону, наследуют обетованную землю и самую священную из её гор – Сион, по праву, определенному законом, по завету с Богом. И рекут: очистите пред лицом его пути. Так скажут и другие пророки, вестники возвращения народа Божьего в Обетованную землю и наступления царства Божия. Они скажут: отъимите претыкания от пути людей моих – снимите или примите то, на что путник может споткнуться, обыкновенно, камни. Это очищение пути, по смыслу притчи, есть исправление нравов, устранение соблазнов и пороков, ради незамедлительного вступления в царство Божье, открывающееся на Сионе. Это «исправление путей» должен был проповедовать и действительно проповедовал «Вестник в пустыне» Иорданской, Предтеча Христов Иоанн (гл.40:3–5; ср.гл.55:6–7). 15–16. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Сия глаголет Господь Вышний, иже живет в высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушенным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Живоносное воскресение Христово не тотчас познано было избранными учениками, и прежде них удостоились быть свидетелями его жены мироносицы, а после них 17 ученики учеников, из числа коих были и эти два, которые шли в Еммаус в тот самый день, когда совершилось чудное таинство воскресения. Евангелист имя одного указал, а другого умолчал, и посему многие различные догадки представляют о последнем. Одни считают его за Нафанаила. Кананита 18 , другие за Симона 19 , а иные опять за иного. Но вероятнее всего это был сам писатель Лука 20 , который посему и умолчал о себе из скромности. Впрочем, наше мнение не без достаточной причины выставляем, и ссылаемся на достойного веры свидетеля, на Метафраста; довольно и его одного, потому что в истории святого Луки он так сказал. Итак, шли эти двое прямою дорогою в Еммаус. Они сокрушались духом о том, что произошло с Господом, были исполнены тревог и опасений и как бы пьянили от скорби. В таких обстоятельствах люди обыкновенно ищут облегчения печали в разговоре и разборе случившихся происшествий. Подобно делали и эти путники, припоминая бывшее и взаимным собеседованием умеряя душевную горесть. Они, говорит Евангелие, разговаривали между собою обо всех сих событиях. Но вездесущий Господь незримо был при них и слышал их малодушную беседу, а потом открылся им в видимом образе и, приблизившись, пошел с ними, как случайный путник из другой местности; они не узнали Его ( Лук. 24:16 ). Как бы ни зная причины скорбного настроения духа их, Господь Иисус сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и от чего вы печальны? И один из них, именем Клеопа, по Епифанию близкий родственник 21 Господа по плоти, ответил: неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им Господь о чем? И они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, который был пророк. Таким они считали Иисуса, не дошедши до более высшего понимания о Нем. Сильный в деле и слове. Этими словами указывает и на безбоязненную свободу в проповеди и на силу чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Живя среди упавшего духом народа, он один не терял надежды на избавление и ждал пробуждения в народе духа раскаяния и возрождения. В это время среди народа явился пророк, который пламенною речью призвал к покаянию, упрекая израильтян в забвении ими всех благодеяний Божиих со времени выхода их из Египта. Это, естественно, пробудило дух народа, который еще пламеннее стал просить об избавлении от тяжкого ига. И тогда именно Гедеон получил высшее призвание к делу избавления страждущего народа. Осенью в седьмой год нашествий мадианитян, Гедеон украдкой и торопливо молотил пшеницу, чтобы скорее укрыться от рыскавших повсюду врагов. Тенистый дуб давал ему защиту от палящего солнца. Занятый поспешной работой, Гедеон не заметил, как под дубом появился какой-то путник. Но это был «Ангел Господень», который сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный!» Приветствие это странно поразило Гедеона и болезненно затронуло в нем чувство угнетенного положения, в котором находился как он сам, так и весь народ. Не злая ли это ирония со стороны незнакомца? – «Господин, отвечал ему Гедеон: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? и где все чудеса Его, о которых рассказывали отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь. Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян», – с грустью и отчаянием заключил Гедеон. Но ангел уверил его в предстоящем избавлении. Из чудесного знамения (чудесного появления огня в принесенной жертве) Гедеон убедился в своем высшем призвании для избавления народа, и в его душе исчезла и та малейшая тень сомнения и отчаяния, которая начала было закрадываться и в его мужественный и верующий дух. Но чтобы иметь больше успеха в возложенном на него деле, Гедеон должен был, прежде всего, возбудить дух истинной религии в народе, подавленный вторжением идолопоклонства. Идолопоклонство проникло даже в самое семейство, в котором младшим членом был Гедеон. Отец его Иоас, отчаявшись в помощи Иеговы, предался идолопоклонству, и на одной из ближайших гор воздвиг жертвенник Ваалу, солнечному богу своих ханаанских соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Зачем искать того, что сегодня или завтра следует оставить? Скажут: «Ищу, чтобы было чем питаться?» Ответ. Не возбраняется это, надобно трудиться и искать, чем питаться, но справедливо. Однако собирать и богатеть в мире этом возбраняется христианам (см. Лк. 12, 15–31 ). К тому же естество малым довольствуется: оно требует только нужного, про питанием и одеждою довольствуется ( 1Тим. 6, 8 ). Похоти много надобно, она недовольна тем, что имеет, но более и более желает, как тот, у кого жар внутри, всегда жаждет и напиться не может. Смотри, не под видом ли нужды маммоне угождаешь, и где пропитание предлагается, не кроется ли сребролюбие. Похоть лукава и прелестна, много вымышляет ради себя и всегда, под видом пищи, яд душе замышляет. Помни, что ты путник. А честь, сан, слава, похвала человеческая, которой сыны века сего не менее, чем богатства, желают, для чего нужны, к чему потребны? Какая от них польза? Тело не требует их, жизнь без них сохраняется, ибо многие без славы, чести, похвалы, сана живут. Душа без всего того в оный век пойдет. Какую здесь нужду представит человек, который желает и ищет этого? Что остается сказать и признать, как не то, что все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин. 2, 16 ). Видишь, что желание богатства, чести, славы и прочего – это бремя, которое путников обременяет и преклоняет к земле, и не допускает, как людям, смотреть на небо, для которого все созданы и святым Крещением обновлены. О, коль многих это тяжкое бремя обременило и погрузило в бездну! Ныне пишу о том, что апостол называет корнем всех зол, и о том, кого можно назвать истинно богатым. А в начале полагаю апостольское слово о желающих обогащаться, о которых апостол так говорит: желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим. 6, 9–10 ). Внимай же следующим пунктам и это увидишь. 1 . Похоть богатства не только сама по себе зла и вредна, но и всему злу виновна. Она против всех заповедей Божиих вооружает человека и научает их разорять.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Путник . Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны – всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов? Проводник . Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и извержения вулканов, мир или раздоры в семье и в государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов на человека, все потери и приобретения, все порядки и беспорядки в природе и истории, все смуты, бунты, революции и кровопролития – абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона. Путник . Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы? Проводник . К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы – самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа. Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь? Путник . Естественно, портной. Проводник . А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу? Путник . Естественно, кузнец. Проводник . А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи? Путник . Естественно, человек: я сам или мой работник. Проводник . А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома? Путник . Цветы поливает моя сестра. Проводник . А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб? Путник . Естественно, пекарь. Проводник . А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней? Путник . Естественно, врач. Проводник . А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А сохраняет твою державу?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010