Св. Синод указом от 27-го Августа 1755-го года (производство дел было неспешное!) отвечал епископу Порфирию: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальстей стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизнипребыли и ныне пребывают нетленны, и чрез такое многое прошедшее время бывшими последи их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы, а оставить в таковом же, как доныне были, состоянии и почитании 293 . Местная память епископа Иоанна 15 -го Октября, епископа Феодора – 8-го Июня. Митр. Платону в его бытность в Суздале в 1792-м году говорили в Суздальском соборе, что «Иоанн быль первый епископ в Суздале», см. Путевые записки Платона в Ярославль, Кострому и Владимир, по изданию, которое указываем в дополн. к стр. 130–131, стр. 21 нач.. А что касается до поминовения Иоанна впереди Феодора, то еще свидетельство о сем встретили мы в грамоте архиепископа Суздальского Серапиона в Суздальский Покровский монастырь от Января месяца 1636-го года; грамота оканчивается: «А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих святителей Иоанна и Феодора Суждалских чюдотворцов молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с вами»..., – Акт. Ист. т. III, 189, стр. 346. Наконец, и ключарь Анания Федоров в своем Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале, давая знать, что и при нем еще оставался в силе прежний обычай, ставит Иоанна впереди Феодора, хотя и держится о последнем того баснословия, что он был первым епископом Суздальским, поставленным от св. Владимира, – во Временнике Общ. Ист. и Древн. кн. XXII, стр. 117 sqq. 73 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Местное празднование ему установлено когда-то до второй половины XVII века, ибо в Сковородском монастыре, в котором он погребен, устроен был в честь его придел в правление митрополита Питирима, последующего патриарха, занимавшего кафедру с 1664-го по 1672-й год 294 . Мощи Моисея архиепископа Новгородского «чудесным образом среди церкви обретены» в 1686-м году, и теперь открыто почивают в Сковородском монастыре, см.преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, 616 fin. (Не совсем ясно, как понимать то, что новоприбывший из Москвы в 1484-м году и заходивший по дороге в Сковородский монастырь архиепископ Сергий приказывал было «скрыта», т. е. вскрыть, открыть, гроб архиеп. Моисея, находившийся в паперти монастырской церкви, о чем рассказывает 3-я Новгородская летопись под 1488-м годом, – Собр. лет. III, 243).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так богомудрый Учитель наставлял свою паству, применяясь к существенным потребностям и простому разумению своих пасомых. Он говорит не о многом, но в этом не многом заключалось все нужнейшее и доступное для всех. Теперь обратим внимание на дела его управления. На предшественника св. Алексия, М. Феогноста, Архиеп. Новгородский Моисей приносил жалобу в Константинополь за его какие-то, будто бы незаконные, притязания 21 . Патриарх с теми же посланными прислал свое решение на дело и полиставрий (крещатые ризы) Архиепископу Новгородскому. Не знаем, в какой мере была справедлива эта жалоба, против которой не мог оправдываться святитель, уже почивший, не дошло до нас и ответное послание Патриарха. Знаем только то, что подобные жалобы на митрополию со стороны Новгорода, возникшие снова после св. Алексия 22 , при нем ни разу не возобновлялись. Епископ Тверской Феодор, во время продолжительного своего управления епархию показавший большую ревность в украшении церквей и неоднократно имевший случай быть миротворцем враждующих князей в своей области, наскучил, наконец, их непрерывными спорами и хотел оставить епархию (1357 г.). Но св. Алексий убедил его еще потерпеть и остаться на своей кафедре ради блага Церкви и народа 23 Давний спор между Епископами Рязанским и Сарайским о пределах их епархий, при М. Феогносте решенный сперва, в пользу Сарайского, потом в пользу Рязанского Епископа, возобновился и в начале управления Алексиева. Но св. Алексий, опираясь на определения прежних Митрополитов: Максима, Петра и Феогноста, и на собственное отречение от спорного участка со стороны Сарайского Епископа Софонии на Соборе, бывшем в Костроме, окончательно решил этот спор и своею грамотою подтвердил права Епископа Рязанского > » 24 . Во всех этих действиях нельзя не видеть духа миролюбия и справедливости. Среди этих занятий вдруг получено было из Орды неожиданное требование (в авг. 1357 г.). Супруга Хана Джанибека, Тайдула, сделавшись слепа, напрасно прибегала к человеческим пособиям. Прошло три года : ничто не помогало больной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Отдельную группу составляют разного рода письма, авторами или адресатами к-рых были представители духовенства и церковнослужители — иереи («попы»), игумен, дьяки (14 грамот, к-рые датируются в основном XIV–XV вв.). Содержание этих грамот разнообразное, в них есть просьбы о помощи, деловые указания, денежные расчеты 87 (1180–1200), 293 619 (1360–1380) и др.). С просьбой о помощи обращается священник к Моисею (грамота 489 (1320–1340)). Судя по датировке грамоты, предположительно адресатом был архиеп. Новгородский свт. Моисей. О характере взаимоотношений лиц церковного звания с новгородскими боярами свидетельствует грамота 610 (1360–1380), автор к-рой, дьяк Рох, просит своего господина выделить ему участок на расчищенном месте («росчисть») для избы. В грамотах 413 (1400–1410) и 414 (1340–1360) зафиксирован обычай хранить ценные вещи в церквах. Из новгородского летописания известно, что каменные церкви в Новгороде служили надежными хранилищами товаров и др. ценного имущества горожан от пожаров. Наконец, тексты нек-рых грамот содержат церковную фразеологию. К ним относятся прежде всего духовные завещания, начальная фраза которых в большинстве случаев звучит стандартно: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа се аз раб Божии (такой-то) пишю рукописание при своем животе…» (грамоты 28 (1400–1410), 42 (1380–1400), 369 (1360–1380), 692 (1400–1410), 1077–1078 (рубеж XIV и XV вв.)). Берестяные грамоты церковной тематики, несмотря на сравнительно небольшое количество, содержат немало конкретных свидетельств различных аспектов христ. жизни. Комплексный анализ берестяных грамот и христ. древностей позволяет выявить усадьбы, в к-рых проживали монахи и священнослужители. Для истории богослужения большой интерес представляют тексты, содержащие неизвестные ранее варианты церковной службы. В тексте берестяных грамот с церковными сюжетами отмечается определенная тенденция: для XI–XIII вв. преобладают памятные записки, которых нет в грамотах XIV–XV вв., для этого периода характерны тексты делового содержания.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

И. Мильчик. СПб., 20142. С. 136, 207-209, 423-427; они же. Архитектурно-археол. исследования в Вел. Новгороде и Новгородском р-не//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2014. Вып. 28. С. 124-126; они же. Исследования новгородских монастырских храмов XIV в.//Там же. 2015. Вып. 29. С. 152-155; они же. Исследования Архитектурно-археол. экспедиции СПбГУ в Вел. Новгороде и Новгородской области//Археол. открытия 2010-2013 гг. М., 2015. С. 12-14; Антипов И. В. Архитектура Новгорода и Пскова 2-й пол. XIII - сер. XIV в. (1240-1350-е гг.)//История рус. искусства: В 22 т. Т. 4. (в печати). Э. П. Р. Иконография М.- один из немногих святых Др. Руси, об историческом облике к-рого можно судить благодаря портрету, созданному спустя нек-рое время после кончины святителя. Фигура святителя находилась в ктиторской композиции, созданной в 1363 г. при украшении фресками Успенской ц. мон-ря на Волотовом поле близ Новгорода (церковь разрушена в 1941, найденные остатки фресок реконструируются). Монументальная композиция располагалась на юж. стене наоса над входом. М., протягивая на вытянутых руках модель храма, предстоял перед престолом с восседающей на нем Богородицей с Младенцем. С др. стороны престола стоял преемник М., архиеп. Алексий, по заказу к-рого храм был расписан. Изображение с парным портретом 2 Новгородских владык запечатлено на фотографии Л. А. Мацулевича (1910) и в неск. живописных копиях, сделанных до и после 1917 г. На последних воспроизведена или вся композиция, как, напр., в работе худож. Ф. М. Фомина (1894/95; ИИМК РАН), или отдельный портрет М., как на копии худож. Т. С. Щербатовой-Шевяковой (1930; ГРМ). Святитель представлен в полном архиерейском облачении с нимбом, что, по мнению А. С. Преображенского, указывает на знакомство греч. художников, авторов волотовских росписей, с визант. традицией XIV в. изображать архиереев, почитая т. о. их сан ( Преображенский. 2012. С. 208-209). М. сед, у него недлинная клиновидная седая борода. На нем светлая фелонь и омофор (украшены крупными черными крестами), поручи, епитрахиль, палица (вышиты золотом и отделаны жемчугом), голова покрыта белым клобуком, воскрилия к-рого орнаментированы равноконечными черными крестами.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

132. Воскресенский , мужской, единоверческий, заштатный, Уфимской губ., Златоустовского у., в 58 вер. к сев.– зап. от Златоуста и близ Кусинского завода, при рч. Устрюме. Основан в 1849 г. в видах противодействия расколу игуменом Иоанном, перешедшим из раскола в единоверие; при этом Министерством Финансов под монастырь была отведена земля из дач Кусинского завода. “Сенат. ведом.”, 1849 г., 24; “Спис. насел. мест Уфим. губ.”, CXXI; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 10 (основание). 133. Воскресенский – Белогорский – Александро – Невский , мужской, общежительный, Воронежской губ., Острогожского у., в 78 вер. к юго-вост. от Острогожска, в 3 вер. к вост. от слоб. Белогорья и в 5 вер. к сев. от гор. Павловска, на высокой обрывистой меловой горе, над самою р. Доном. Открыт в 1882 г. на месте, известном под названием Белогорских пещер, получивших начало в 1796 г. Пещеры эти ископаны войсковою жительницею слоб. Белогорья Мариею Конст. Шерстюковою, крестьянами Ив. Тищенко и Андр. Васильченко, которые, преемственно продолжая труд, начатый Мариею, привели пещеры в тот вид и устройство, в каком они в настоящее время существуют. Длина пещер более 2 вер.; при входе находится церковь во имя Александра Невского, а поверх горы стоят 2 церкви, из коих одна построена над гробами пещерокопателей Марии и Иоанна. В Вознесенской церкви находится особенно чтимая и прославляемая икона Божией Матери, именуемая „Мария обрете благодать”. “Памят. кн. Воронежск. губ. на 1887 г.”, 313; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1883 г., 16, ст. 205. 134. Воскресенский – Деревяницкий – Коневский , женский, 3-го класса, Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. к сев. от Новгорода, на правом берегу Волхова, при впадении в него рч. Деревяницы. Первое летописное известие о нем имеется под 6843 (1335) год.: „Владыка Моисей заложи церковь камену, Воскресение на Деревяницы монастыре»; далее под 6856 (1348) год. значится: „Василий архиеп. Новгородский подписа церковь Воскресение Хр., на Деревяницы в монастыре». В „Ист. Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Неизвестно достоверно, был ли он ставленником Ольгерда или же его брата - правосл. волынского кн. Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским Патриархом Феодосием в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве, еще не входившем в ВКЛ, и его власть был склонен признать Новгородский архиеп. Моисей, недовольный политикой митр. Феогноста и вел. кн. Симеона. В адресованном Новгородскому владыке Патриаршем послании 1354 г. предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту - А., а не Феодориту. Уже во время пребывания А. в К-поле туда прибыл тверской инок Роман , к-рому покровительствовал Ольгерд, для поставления в митрополиты для литов. владений. По свидетельству Рогожского летописца, Роман уже ранее получил поставление от Болгарского Патриарха, подобно Феодориту (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), но не был принят в Киеве. Вероятно, сменивший Патриарха Филофея (1353-1354, 1364-1376) Каллист (1350-1353, 1355-1363; смена Патриархов была вызвана междоусобной войной в Византии) поставил Романа в 1355 г. на восстановленную Литовскую митрополию (существовала ок. 1317 - ок. 1330) с кафедрой в Новогрудке, включавшую в себя Полоцкую и Туровскую епархии и епархии Малой Руси (земли бывш. Галицко-Волынского княжества). Остальная часть митрополии вместе с Киевом сохранялась за А. вместе с титулом «митрополита всея Руси». Однако Роман сразу же нарушил определенные ему пределы, направив своих послов в Тверь к еп. Феодору (одновременно послов к нему отправил и А.). Вернувшись на Русь, А. поставил епископов: Игнатия в Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в Смоленск и Иоанна в Сарай. Но уже через год после возвращения - осенью 1355 г.- он отправился вновь в К-поль (куда еще раньше прибыл его соперник Роман) решать вопрос о правомочности раздела митрополии. По словам летописца, «тамо межи ими бысть спор велик и грьцем дары от них великы». Результатом явилось подтверждение со стороны Патриарха прежних условий, и А.

http://pravenc.ru/text/81755.html

—211— вителя Никиты, епископа Новгородского, которая случайно нашлась у меня, в благословение на предстоящий подвиг твоей монашеской жизни. Епископ Феодор II–III. Иларион (Троицкий) архиеп. II III. Начало учебного года. 1600-летие со времени издания Миланского эдикта//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 211–215 (3-я пагин.) II. Начало учебного года Перед началом учебного года академическая семья, в которую вступило немало новых членов, собралась в Троицком соборе лавры испросить благословения и благодатной молитвенной помощи у преп. Сергия. В 12 ч. дня 9 сентября был совершён молебен Преосвященным ректором Академии епископом Феодором вместе с имеющими священный сан лицами учащего и учащегося персонала. Перед молебном Преосвященный Феодор обратился к собравшимся с напечатанной выше речью. III. 1600-летие со времени издания Миланского эдикта 14-го сентября, в день празднования 1600-летия со времени издания Миланского эдикта, академическим духовенством совершено было при громадном стечении богомольцев торжественное богослужение в трапезной церкви Лавры. После литургии совершён был молебен честному и животворящему Кресту и св. равноапостольному Константину. Речь перед молебном сказана была о. инспектором Академии архимандритом Иларионом. Речь в день празднования 1600-летия со времени издания Миланского эдикта Когда Моисей пас овец тестя своего Иофора, священника мадиамского, он видел однажды купину. Купина горела огнём и не сгорала. Было время, когда люди мирных занятий могли целыми годами и даже столетиями наблюдать подобное же чудесное явление. Это время – первые три века существования на земле Церкви Христовой. Тогда сама Церковь , как купина, горела огнём, горела и не сгорала. —212— Когда Церковь стала распространяться по миру, этот языческий мир и его могущественные правители грозно сказали христианам; „не должно вам существовать, – или поклонитесь нашим богам, или умрите!” Христиане могли покланяться лишь единому истинному Богу и оказывались преступниками. В распоряжении тогдашнего жестокого государства было множество ужасных орудий для борьбы с непокорными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нифонт , 1778–80. Иоанн в апр. 1780 перев. из Розважского. (†?) Герман , 7 июня 1780–88, 5 апр. † … Пахомий Карпинский 21 авг. 1788–91, уволен на покой (21 мар.). Иосиф , 1791–94. Архимандриты Иннокентий , с 25 июня 1795; архим. с сент. 1798; 6 февр. 1804 перев. в Рыльский Николаевский. Моисей 10 февр. 1804 перев. из Сковородского; до 1814. Дионисий , 1814–23. Варсонофий , 1823–27. Арсений , 1827–30. Серафим , 1830–34. Антоний перев. из Новгородского Кириллова, 1834–39. Иннокентий , 1842–52. Владимир Кобылин , 1853–55,29сент. перев. в Тихвин. Иннокентий , 1856–60. Паисий , 1861–63. Серапион , 1863–64. Иринарх , 1865–69. 15 Ферапонтов, от города Кириллова в 15 верстах; основан св. Ферапонтом в 1398. Упразднён в 1798. [VI, 849.] Игумены Св. Ферапонт Белоезерский † 27 мая 1426. Св. Мартиниан Белоезерский 1426–48, перев. в Троицкую Сергиеву Лавру. Мощи открыты в 1514. Герман , 1450–54. Иоаким (при кн. Михаиле Андреевиче Белозерском). Мартиниан (паки строительствовал с 1455; † 12 янв. 6991). Филофей упом. 1467, а 2 нояб. 1471 хирот. в еписк. Пермского. Иоасаф , кн. Оболенский , 22 июля 1481 хирот. в архиеп. Ростовского. Сильвестр , 1511–14. Акакий , 1522. Мартиниан , 1526. Ферапонт , 1530 (sic), а 9 мар. 1539 хирот. в еписк. Суздальского. Нектарий , 1540. Кассиан , 1543. Гурий , 1545–51. Корнилий , 1554–57. Сергий , 1563. Арсений , 1567. Игнатий , 1568. Евфимий 15 янв. 1580; после на покое в Кирилло-Белоезерском (Акт. Ист., I, 404). Геннадий , 1583–85. Савва , 1597–99. Макарий , бывший Корнилиево-Комельский, определён 31 мар. 1613; упом. 1614. Герасим , 1620–23. Матфей , 1624 и 25. Евфимий , 1625–34. Антоний , 1636–40, уволен 25 апр. Герасим , 1640 и 41, уволен 21 нояб. Иоаким , 1641 и 42. Арсений , 1642–44. Варлаам , 1644–51. Афанасий , 1651–55. Варлаам , 1655–58. Ферапонт , 1658–61. Афанасий , 1661–80. Два сего имени: один уволен, а другой определён в июне 1673. Дионисий , 1681–83. Иона Сямский , 1683–85. Варлаам , 1686 и 87. Иона , 1688–89. Мардарий , 1690–92. Филипп , 1692–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники, и вслед за ними высокопреосв. Макарий, оставляют в стороне вопрос о том, чьим кандидатом был Феодорит и на какую митрополию (всея Руси или только литовскую ее часть) он претендовал. Позднейшие исследователи разделились во мнении: Е. Е. Голубинский (История Русской Церкви. Т. 2. 1-я пол. С. 179–181) считал, что кандидатура Феодорита была выдвинута вел. кн. литовским Ольгердом; М. С. Грушевский оставил вопрос открытым, исходя из того, что Киев в это время еще не принадлежал Литве (Icmopiя Ykpaihu—Pycu. Т. 5. С. 386–387). Прот. Иоанн Мейендорф (Византия и Московская Русь. С. 197–199), придерживаясь той же точки зрения, что и Е. Е. Голубинский, не видит здесь противоречия, поскольку со времен Гедимина «Киев — формально подчиненный Орде — все больше подпадал под власть Литвы» (там же. С. 412, прим. 72). Прот. Иоанн Мейендорф полагает также, что по инициативе и при поддержке вел. кн. Ольгерда Феодорит создавал автокефальную общерусскую Церковь с традиционным центром в Киеве, т. к. зависимость от Тырнова должна была носить чисто формальный характер (там же. С. 198–199). Поставление Феодорита с любым титулом в Тырнове создавало предпосылки для раскола митрополии, т. к. Новгородский архиеп. Моисей выражал недовольство деятельностью митр. Феогноста и был готов к контактам с Киевом; об этом свидетельствует предостережение против Феодорита, посланное Константинопольским патр. Филофеем в Новгород в 1354 г. (там же. С. 199, 412, прим. 73). О пострижении свт. Алексия в Богоявленском монастыре говорится в житии прп. Сергия Радонежского, написанном прп. Епифанием Премудрым (1418), где сообщается, что вместе со свт. Алексием иноком монастыря был брат прп. Сергия — Стефан (ПЛДР. М., 1981. С. 298). По предположению В. А. Кучкина, изложенному в работе «Сергий Радонежский» (Вопросы истории. 1992. 10. С. 79–80), источником сведений для прп. Епифания явилось семейное предание Вельяминовых, основавших Богоявленский монастырь. Избрание Романа митрополитом было не первым опытом создания Литовской митрополии. Впервые эта митрополия, включавшая в то время, вероятно, лишь земли Черной Руси с центром в Новогрудке (приблизительно в пределах современной Гродненской обл. Белоруссии), была создана, очевидно, по инициативе вел. кн. Гедимина (упомянута в списке митрополий Константинопольского патриархата ок. 1315 г.). Подписи Литовского митрополита известны на актах патриархата 1317–1329 гг. В 1330 г., после смерти митр. Феофила митрополия была ликвидирована «ради малого числа христиан и их близости к Руси». (Грушевський. Icmopiя Ykpaihu—Pycu. Т. 3. С. 274–275; Мейендорф. Византия и Московская Русь. С. 118–119).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Архиеп. Сергий, назначенный на новгородскую кафедру в Москве и из москвичей, первый прервал собою ряд туземных излюбленных владык; но он только 9 месяцев правил паствой и вследствие болезни воротился в Троицкий Сергиев монастырь. Это послужило источником легенды о нем, в разных местах передававшейся различно. Наиболее прозаическая из этих местных ее редакций – московская, по которой новгородцы волшебством отняли ум у Сергия за то, что он не ходил по их мысли. В псковском варианте легендарные мотивы имеют каноническую основу: новгородские святители, покоившиеся в Софийском соборе, являясь Сергию во сне и наяву, поразили его недугом за то, что он вопреки правилам св. отцов при живом владыке (Феофиле) вступил на его престол. По народному новгородскому преданию, поэтическому, Сергия наказал чудтворец Иоанн, «что на бесе ездил», новгородский владыка, имя которого связано с преданием о чудесном спасении Новгорода от суздальского нашествия в XII веке 196 . Наконец, в житие Моисея занесена четвертая редакция, сложившаяся, очевидно, в стенах Сковородского монастыря, где погребен Моисей: гордого москвича покарал этот святитель за презрительный отзыв Сергия, заехавшего в монастырь по дороге в Новгород. Но, воспроизводя эту легенду, автор жития сгладил ее местные черты общим нравственным уроком, из нее выведенным: Сергий посрамлен и лишился сана епископского за то, что унизил угодника Божия и в нем не почтил епископского сана. Это не противоречит предположению, что житие Моисея составлено не новгородцем, но по рассказам сковородской братии и, может быть по ее просьбе. В разборе второй группы пахомиевских житий труднее проверить автора, ибо у него не было здесь под руками старых биографий или они не уцелели. Первым по времени в этом ряду можно признать житие игумена Никона Это житие, краткое, без предисловия и похвального слова, составлено Пахомием, вероятно, для службы и обыкновенно встречается в списках вместе с нею 197 . Здесь только в двух местах автор воспользовался своим же трудом, житием Сергия; главным источником служили ему «еще в теле обретающиеся тоя же обители иноци, свидетели известии», то есть очевидцы Никона, которых, конечно, было еще много во время составления жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010