Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак М. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 41-42). День памяти М., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен день празднования Собору преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в которой М. прославляется в 3-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. было введено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которые и разрешили печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 131. Лит.: СИСПРЦ. С. 175; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Описание о российских святых. С. 21; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 6, 41; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26-27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1896. Янв. С. 143-144 [место погребения М. ошибочно указано в Ближних пещерах]; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. М. В. П. Иконография Описание облика М. в иконописных подлинниках (в т. ч. в т. н. Клинцовском - БАН. Строг. 66, кон. XVIII в.) среди описаний 130 образов Киево-Печерских святых не представлено. Икона с единоличным изображением святого над ракой со св. мощами М. в Дальних пещерах, была создана в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. Святой представлен в диаконском облачении: в стихаре, с орарем, на голове камилавка, в левой руке держит кадило, правой прижимает к груди заложенную перстом богослужебную книгу. У него темные, вьющиеся, лежащие на плечах волосы, средней длины борода. Иконографии этого образа в основном следует изображение святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры). Не совпадает положение рук: в левой руке у М. орарь, правая скрыта. В нимбе надпись: «Прп: Makapiй диаконъ».

http://pravenc.ru/text/2561296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМВА Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) П. назван в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Тем не менее он не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что затворник П., будучи на монастырском послушании, пострадал «от поган» (язычников), не отрекся от Христа, как того требовали мучители. П. проклял языческих богов и заявил, что Бог освободит его молитвами печерских святых. П. был чудесно спасен с помощью ангелов, принесших его обратно в мон-рь в его келью здоровым (подробности в сохранившемся тексте не приводятся) ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 58-59). В агиографической лит-ре XIX-XX вв. распространено указание на 1241 г. как на год кончины П., однако никакими источниками оно не подтверждается. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) предположил, что в 1240 г. «иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам»; по освобождении П. скончался в следующем году ( Филарет (Гумилевский). РСв. С. 474).

http://pravenc.ru/text/2578756.html

Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется в 5-м тропаре 8-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому составлены тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 74). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Ист.: Службы преподобным отцем Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137-138. Лит: СИСПРЦ. 1836. С. 226; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 111, 293; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 248; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 27; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 164-165; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475-476; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 351-352. М. В. П. Иконография Прп. Пафнутий Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Пафнутий Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Сведения об облике П. вошли в Строгановский толковый иконописный подлинник (кон. XVIII в.) наряду с описаниями др. 129 преподобных (все без указания дней памяти), почерпнутыми из неизвестного источника с «соборным» изображением Киево-Печерских святых ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Как и в большинстве описаний преподобных киевской обители, в характеристике П. указано его уподобление прп. Сергию Радонежскому («Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан») (БАН. Строг. 66. Л. 318, «левыя страны», 45-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 393. С. 192).

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94). Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 132. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 8; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25, 26-27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 127; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОИСЕЙ Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни М. (см., напр.: Дива. 1997. С. 67) следует признать необоснованным. Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) М. (или одноименный ему киево-печерский инок) упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе» - преподобные Мартирий Затворник и М.- лежат в одном гробе (ср.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Чудотворцем М. при этом не назван. На планах Дальних пещер XVIII - 1-й пол. XIX в. мощи М. Чудотворца показаны лежащими отдельно (см.: Дива. 1997. С. 137-138). М. не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкел и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что М. «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 47). Святому имеются тропарь и кондак (Там же. С. 47-48).

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Прп. Дионисий Затворник. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер Василь Белицкий. 1756 г. (РГБ) Щепа († после 1463), прп. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером., затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. Д. упоминается в Киево-Печерском патерике в сказании о чуде, бывшем в пещерах во время Пасхи 1463 г. В нек-рых списках патерика этот текст приписан к тексту Кассиановской редакции 1462 г. (Кассиановской 2-й редакции). Д. по прозвищу Щепа, блюститель Антониевых пещер, вошел в день Пасхи в пещеру, называемую «Трапеза», покадить во время пасхальной утрени перед мощами усопших прп. отцов Печерских. На возглас «Христос воскресе!» ему ответил громовой голос от всех св. мощей: «Воистину воскресе Христос!» Согласно преданию, Д. остальное время жизни провел затворником в пещерах. Мощи Д. почивают в затворе в Дальних пещерах. Имеются тропарь и кондак преподобному ( Модест (Стрельбицкий). С. 75-76), в тропаре подчеркивается «непорочное» священническое служение святого. Его имя упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона прп. отцов Печерских, написанного ок. 1643 г. Мелетием Сиригом по заказу митр. св. Петра (Могилы) , где Д. назван «блаженным» (Дива. С. 148); святой также упомянут в 3-м тропаре 4-й песни канона прп. отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Д. введено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Память Д. 3 окт. установлена, видимо, в связи с отмечаемой в тот же день памятью Дионисия Ареопагита . Ист.: Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Кр. сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. VII, 28-29; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. К., 1911.

http://pravenc.ru/text/178325.html

9 дек. 1878 г. еп. Маркелл был переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. Целью этого было противодействие усилившемуся в приходах Холмщины влиянию галицких священнослужителей, к-рых привлек еп. Маркелл; они вступали в конфликты с местными клириками. Кроме того, отношения еп. Маркелла с назначенным в кон. 1875 г. Холмско-Варшавским архиеп. Леонтием (Лебединским) были напряженными: Люблинский епископ стремился подчинить правящего архиерея своему влиянию и, по-видимому, желал выделения Л. в. в самостоятельную епархию. В 1877 г. по требованию гражданских властей и архиеп. Леонтия был уволен ректор Холмской ДС Ипполит Криницкий, уроженец Галиции, ректором в 1877-1889 гг. являлся прот. Михаил Добрянский, уроженец Подолии. Тем не менее влияние галицкой группы сохранялось и после удаления еп. Маркелла из Холма. На Л. в. был назначен еп. Модест (Стрельбицкий) , уроженец Подольской губ., хорошо знакомый с униатской проблематикой. При еп. Модесте полномочия викария были ограничены, Холмско-Варшавский архиерей усилил контроль над воссоединенными с Православием приходами. В крае возрождалось братское движение. В 1877 г. при Николаевском храме в Замостье начало работу Николаевское братство вместо ставропигиального братства (Замойской ставропигии), существовавшего в 1616-1698 гг. В 1879 г. было учреждено холмское Свято-Богородицкое братство при кафедральном соборе, его основателем и 1-м главой стал Люблинский епископ. По предложению еп. Модеста Холмское духовное правление собрало мнения благочинных по вопросу образования приходских братств и в 1881 г. разработало их типовой устав. В сент. 1882 г. при холмском кафедральном соборе и Свято-Богородицком братстве еп. Модест основал Холмский братский церковно-археологический музей. В 1890 г. для братства, б-ки и музея было построено новое здание. В окт. 1882 г. было восстановлено Люблинское братство при Преображенском храме в Люблине. В 1882 г. еп. Модест основал 1-й в Люблинской губ. муж. скит во имя прп. Антония Печерского (с 1891 мон-рь, с 1898 жен. община, с 1901 жен. мон-рь) в с. Радочница (ныне Радечница Замойского повята).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

От полного забвения «гардамоткмани» и «келтабанисани» спасла популярность некоторых из них, благодаря которой они и перешли в разряд стихир вечерни и утрени. Начало этого процесса зафиксировано уже в самих рукописях Иадгари: так, строфа 18, которая в Кекел. H 2123 еще является «келтабанисай», в Sinait. georg. 18 и 20 уже отнесена к псалмам «Господи, воззвах» 27 . Авторство стихир воскресного Октоиха в свете данных Древнего Тропология Особое значение свидетельство Древнего Тропология имеет для решения вопроса об авторстве стихир воскресного Октоиха и о том, как следует понимать термин «анатолиевы» (греч. νατολικ) в заглавии части из них. Широко распространено мнение, что автором воскресных стихир Октоиха является прп. Иоанн Дамаскин . Такая атрибуция встречается во многих рукописях и изданиях Октоиха; среди исследователей прошлого ее придерживались, например, архиеп. Филарет (Гумилевский) [Гумилевский, 1902, 206–207], Вильгельм фон Крист и Матфей Параникас [Christ, Paranikas, 1871, XLV], еп. Модест (Стрельбицкий) [Стрельбицкий, 1878, 24]. Однако уже М. Н. Скабалланович [Скабалланович, 1913, 117] подверг это мнение серьезной критике; в частности, он отметил, что в византийских литургических памятниках старше XII в. «воскресные» стихиры нередко описываются как «древние», в то время как прп. Иоанну Дамаскину приписываются не они, а «алфавитные» стихиры, а следовательно, «воскресные» стихиры во времена прп. Иоанна уже должны были существовать. Данные Иадгари подтверждают правоту М. Н. Скабаллановича : как минимум часть «воскресных» стихир Октоиха действительно предшествует времени жизни прп. Иоанна Дамаскина и, следовательно, не может принадлежать его перу; более того, некоторые из этих гимнов зафиксированы уже в Иерусалимском Лекционарии или засвидетельствованы в армянской традиции, что еще более подчеркивает их древность 28 . Еще более показательно наличие в Древнем Тропологии не только достаточно большого числа «воскресных» (23 из 64 входящих в состав Октоиха), но и некоторого, хотя и заметно меньшего (6 из 64), количества «анатолиевых» стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/1). (В тексте статьи – R2). 11. Renoux (2010b) – Renoux Ch. Les Hymnes de la Résurrection. III: Hymnographie liturgique géorgienne. Introduction, traduction, annotation des manuscripts Sinaï 26 et 20 et index analytique des trois volumes. Turnhout, 2010. (Patrologia Orientalis; 52/2). (В тексте статьи – R3). 12. Tarchnischvili (1959) – Tarchnischvili M. Le grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (V e –VIII e siècle). Louvain, 1959. T. 1. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188. Scriptores Iberici; 9). Литература 13. Гумилевский (1902) – Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902 (3-е изд.). 14. Желтов (2016) – Желтов М., свящ. Литургия апостола Иакова//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 244–253. 15. Крашенинникова (2006) – Крашенинникова О. А. Древнеславянский Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: по древнерусским и южнославянским спискам XIII–XV веков. М., 2006. 16. Никифорова (2013) – Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимнографические памятники VIII–XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М., 2013. 17. Скабалланович (1913) – Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. Киев, 1913. 18. Стрельбицкий (1878) – Модест (Стрельбицкий) , архиеп. О церковном Октоихе. Екатеринбург, 1878. 19. Флоринский (1881) – Флоринский Н. И., прот. История богослужебных песнопений Православной Кафолической Восточной Церкви. Киев, 1881. 20. Хевсуриани (2009) – Хевсуриани Л. Иадгари//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419–424. 21. Хевсуриани (1984) – Хевсуриани Л. Структура древнейшего Тропология: дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03. Тбилиси, 1984. (Машинопись). 22. Allatius (1645) – Leonis Allatii de Libris Ecclesiasticis Graecorum, Dissertationes Duae. P., 1645. P. 67, 81. 23. Christ, Paranikas (1871) – Christ W., Paranikas M. Anthologia Greaca Carminum Christianorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В науке прошлого термин «анатолиевы» однозначно интерпретировался как указание на имя автора стихир: Анатолий. Высказывались вполне конкретные предположения о том, какой именно Анатолий имеется в виду. Уже Лев Алляций, известный ученый и деятель XVII в., отождествил автора «анатолиевых» стихир со свт. Анатолием, патриархом Константинопольским (†458) [Allatius, 1645, 67, 81]; его мнению последовали Иоганн Альберт Фабриций [Fabricius, 1722, 76], архид. (впосл. еп. Фирский) Захария (Мафас) [Κατλογος, 1837, 29] 29 , архиеп. Филарет (Гумилевский) [Гумилевский, 1902, 163–165], прот. Николай Флоринский [Флоринский, 1881, 103–104]. Только в конце XIX века были выдвинуты обоснованные сомнения в подобном отождествлении: Варфоломей Кутлумушский 30 (или, скорее, его редактор 31 ), и, вслед за ним, В. фон Крист и М. Параникас предложили в качестве более вероятной альтернативы Константинопольскому патриарху V в. студийского монаха IX в. с тем же именем [Christ, Paranikas, 1871, XLI–XLII]. Им последовал еп. Модест (Стрельбицкий) [Стрельбицкий, 1878, 34]. Некоторые исследователи XX века предлагали в качестве возможных авторов «анатолиевых» стихир обратить внимание также на архиеп. Анатолия Фессалоникийского (IX в.) [Émerau, 1922, 265–266] или на Анатолия Младшего (Константинополь, не позднее VIII в.) [Tillyard, 1940, XIII] 32 . На наш взгляд, ни одна из предложенных атрибуций не может быть верна. Как указал еще М. Н. Скабалланович 118], в первоначальной студийской традиции «анатолиевы» стихиры не были известны, но о них знают западновизантийские памятники студийской традиции, а также Иерусалимский устав. Следовательно, эти стихиры первоначально получили известность не в Константинополе, а в Палестине и на периферии византийского мира, что исключает предположения о том или ином константинопольском авторе. В свою очередь, присутствие некоторых из «анатолиевых» стихир уже в древнем Тропологии, во-первых, однозначно свидетельствует в пользу их палестинского происхождения; во-вторых, говорит о возникновении части их корпуса в до-дамаскиновы времена 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010