Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Пантелеимон (Бащук), архиеп. Бучанский. Фотография. 10-е гг. XXI в. Пантелеимон (Бащук), архиеп. Бучанский. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Бащук Виктор Романович; род. 14.01.1961, пос. Белогорье Хмельницкой обл.), архиеп. Бучанский, викарий Киевской епархии. Из семьи рабочих. В 1980 г. окончил Хмельницкий кооперативный техникум. В 1980-1982 гг. проходил срочную военную службу в Советской Армии. В 1984 г. поступил в МДС. В 1985 г. принят в братию Троице-Сергиевой лавры . 5 янв. 1986 г. наместником лавры архим. Алексием (Кутеповым; ныне митрополит) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона . 9 марта того же года в Успенском соборе г. Владимира Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым; впосл. митрополит) рукоположен во диакона. В 1988 г. окончил МДС и поступил в МДА. В том же году направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме (РДМ). 28 июля того же года Минским и Белорусским митр. Филаретом (Вахромеевым) рукоположен во иерея. В 1990 г. освобожден от послушания в миссии на Св. земле и направлен в Троице-Сергиеву лавру, в том же году переведен в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь . 29 марта 1990 г. возведен в сан игумена. В 1991 г. окончил МДА. В марте 1996 г. вошел в число братии Киево-Печерской лавры . 13 апр. того же года возведен в сан архимандрита. 14 мая назначен исполняющим обязанности казначея лавры. 12 сент. того же года назначен наместником Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Определением Синода УПЦ от 22 нояб. 2000 г. избран и 24 дек. в Киеве хиротонисан во епископа Васильковского, викария Киевской митрополии, с оставлением в должности наместника Глинской пуст. 10 нояб. 2005 г. был освобожден от занимаемых должностей и назначен епископом Шаргородским, викарием Винницкой и Могилёв-Подольской епархии . 10 июня 2007 г. переведен в новосозданную Северодонецкую и Старобельскую епархию . 27 июля того же года возглавил новосозданную Александрийскую и Светловодскую епархию. 11 нояб. 2008 г. назначен епископом Уманским и Звенигородским. 9 июля 2011 г. возведен в сан архиепископа. Определением Синода УПЦ от 29 янв. 2016 г. назначен епископом Бучанским, викарием Киевской митрополии. Награждался орденами прп. Нестора Летописца (1998, УПЦ), «Рождество Христово - 2000» 1-й степени (2000, УПЦ), равноап. кн. Владимира 3-й (2000, УПЦ) и 2-й (2006, УПЦ) степени, прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2011), ап. Андрея Первозванного (2011, УПЦ). Лит.: Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2011 годах. М., 2012. С. 249. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии

http://pravenc.ru/text/2578852.html

в 2014 году (9 епархий): Великолукская, Великоустюжская, Кудымкарская, Ливенская, Нерчинская, Норильская, Соликамская, Череповецкая, Югорская; в 2015 году (7 епархий): Бийская, Вяземская, Переславская; Рубцовская, Северобайкальская, Славгородская, Шадринская; в 2016 году (5 епархий): Ванинская, Воркутинская, Галичская, Златоустовская, Черняховская; в 2017 году (5 епархий): Бирская, Волжская, Плесецкая, Рославльская, Сызранская; в 2018 году (4 епархии): Серовская, Алапаевская, Минусинская, Сочинская. На Украине 9 епархий: в 2010 году (1 епархия): Днепродзержинская; в 2012 году (4 епархии): Балтская, Вознесенская, Изюмская, Феодосийская; в 2013 году (4 епархии): Бориспольская, Могилёв-Подольская, Ровеньковская, Роменская. В Белоруссии 4 епархии: в 2014 году (4 епархии): Борисовская, Лидская, Молодечненская, Слуцкая. В Казахстане 6 епархий: в 2010 году (3 епархии): Карагандинская, Костанайская, Павлодарская; в 2012 году (3 епархии): Кокшетауская, Петропавловская, Усть-Каменогорская. В Кыргызстане 1 епархия: в 2011 году: Бишкекская. В Латвии 1 епархия: в 2013 году: Даугавпилсская. В Таджикистане 1 епархия: в 2011 году: Душанбинская. В Эстонии 1 епархия: в 2011 году: Нарвская. В Испании и Португалии 1 епархия: в 2018 году: Испанско-Португальская. Также в 2018 году создан Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия. XI. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2010 года были образованы следующие митрополии (всего 60 митрополий): В России 59 митрополий: в 2011 году (16 митрополий): Архангельская, Башкортостанская, Донская, Екатеринбургская, Иркутская, Красноярская, Мордовская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Приамурская, Приморская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Тульская; в 2012 году (17 митрополий): Белгородская, Волгоградская, Вятская, Ивановская, Кузбасская, Курская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Самарская, Симбирская, Ставропольская, Тамбовская, Татарстанская, Челябинская, Чувашская, Ярославская;

http://religare.ru/2_117103.html

Викарный же епископ именовался Житомирским. Архиереем в Минске был тогда Виктор (Садковский) – архиепископ Минский и Волынский, коадъютор Киевской митрополии и священно-архимандрит Слуцкого монастыря. В состав новой викариатской Житомирской епархии вошли следующие уезды, составлявшие тогда Изяславское наместничество 29 : Новоград-Волынский, Лабуньский, Заславский, Острожский, Ровенский, Домбровицкий, Овручский, Радомысльский, Житомирский, Чудновский, Луцкий, Владимирский и Ковельский. Ныне входящие в состав Волынской епархии уезды Кременский, Дубенский и Староконстантиновский тогда (в 1795 г.) отчислены были в состав Подольского наместничества и потому состояли в новообразовавшейся тогда Подольской епархии. Таким образом, спустя 83 года (1712–1795 г.) после удаления последнего Волынского (Луцкого) православного епископа Кирилла Шумлянского, вновь была учреждена на Волыни православная епископская кафедра. 1. Варлаам (в мире Григорий) Шишацкий, вышеупомянутый, из крестьян Черниговской губернии Козелецкого уезда села Красиловки, учился в Переяславской семинарии и Киевской академии, пострижен в 1776 г., был префектом и ректором Переяславской семинарии (1776–1780), игуменом Минского Мошногорского и Переяславского Михайловского монастырей (1780–1785 г.), ректором новоучреждённой Новгород-Северской семинарии и вместе настоятелем Мокошинского монастыря (1785–1787 г.); управлял Виленским Св.-Духовым монастырём и др. приписными к нему монастырями (1787–1790 г.), но по происшедшему в Польше возмущению, будучи в опасности, удалился в г. Могилёв; был архимандритом Новгородского Вяжицкого монастыря (1791 г.) и префектом Новгородской семинарии (1792 г.); в 1793 г. назначен был настоятелем Дятловицкого Преображенского монастыря и помощником Минскому архиепископу Виктору в деле присоединения униатов к Православию; хиротонисан в 1795 г. 3 июня во епископа Житомирского, викария Минской епархии, а с 16 октября 1799 года становится самостоятельным епископом Волынским и Житомирским. В 1805 г. 20 декабря перемещён в г. Могилёв (на место известного архиепископа Анастасия Братановского). В 1808 г. 23 марта он был возведён в сан архиепископа. Здесь он имел печальную участь. Во время нашествия на Россию Наполеона I, по занятии им г. Могилёва, архиепископ Варлаам позволил себе нарушить верноподданническую присягу: 14 июля 1812 г. он «со всеми консисторскими членами, секретарём, канцелярскими служителями и со всем народом» в Иосифовском кафедральном соборе принёс присягу на верноподданство императору Наполеону I, на литургии и молебне поминал не Александра I, а Наполеона Бонапарта и супругу его Марию Луизу, и рассылал из консистории указы об исполнении этого всем подчинённым местам и лицам. За это он был лишён (29 июня 1813 г. в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе) архиерейства и священства, низложен в простой монашеский чин и сослан в Новгород-Северский монастырь, где и умер в сентябре 1823 г. на 73 году своей жизни 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Киевский Онуфрий возглавил хиротонию архимандрита Павла (Валуйского) во епископа Беловодского, викария Луганской епархии 09.12.2019 9 декабря 2019 года, в день своей архиерейской хиротонии, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию в храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерской лавры , сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Павла (Валуйского) во епископа Беловодского , викария Луганской епархии . Решение об избрании нового епископа Священный Синод УПЦ принял 6 декабря. Перед началом Божественной литургии был совершен особый чин, который является частью архиерейской хиротонии. Кандидат в высшую степень священства произнес исповедание веры и дал обет беречь правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и отцов Церкви. Завершился чин многолетием Предстоятелю, архиереям, церковному народу и ставленнику. Его Блаженству сослужили наместник Киево-Печерской обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Полесский и Сарненский Анатолий,митрополит Херсонский и Таврический Иоанн, митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, митрополит Могилёв-Подольский и Шаргородский Агапит, митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий, митрополит Почаевский Владимир, митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, митрополит Изюмский и Купянский Елисей, митрополит Уманский и Звенигородский Пантелеимон, митрополит Северодонецкий и Старобельский Никодим, митрополит Нежинский и Прилукский Климент, митрополит Винницкий и Барский Варсонофий, архиепископ Шумский Иов, архиепископ Гурий (Кузьменко), архиепископ Бучанский Пантелеимон, архиепископ Яготинский Серафим, архиепископ Городницкий Александр, архиепископ Новомосковский Евлогий, архиепископ Боярский Феодосий, архиепископ Банченский Лонгин, архиепископ Фастовский Дамиан, архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп, епископ Шепетовский и Славутский Евсевий, епископ Иванковский Кассиан, епископ Хотинский Вениамин, епископ Гостомельский Тихон, епископ Барышевский Виктор, епископ Белогородский Сильвестр, епископ Ладыженский Сергий, епископ Дубенский Пимен, епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий, епископ Петропавловский Андрей, епископ Згуровский Амвросий, епископ Беловодский Павел, гости в священном сане и духовенство монастыря. News.church.ua / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.12.2019 20:09:39

http://drevo-info.ru/news/25507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАРАШОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Единецкой и Бричанской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, находится близ с. Кэлэрэшеука (Каларашовка) р-на Окница (Окницкого), Республика Молдова. Первоначально мужской. Точное время основания неизвестно. По легенде, некогда в пещере близ К. м. подвизался схимник, устроивший монашеский скит. Вероятно, в кон. XVI - нач. XVII в. здесь была построена 1-я деревянная церковь. В документах скит впервые упоминается с 1747 (1752?) г., когда Мария Кантакузина пожаловала монахам участок земли. Согласно грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 г., скит находился в вотчине Мишчень (Мичень). Первоначально Каларашовский скит вместе с вотчиной был подчинен муж. обители св. Саввы в г. Яссы, к-рый в свою очередь подчинялся мон-рю Гроба Господня в Иерусалиме. В скиту проживали насельники мон-ря св. Саввы, направленные для управления близлежащими монастырскими вотчинами. С 1776 г. скитом управлял игум. Самуил, богослужения совершались преимущественно молдаванами и русскими. В обители имелись Успенская ц., каменная трапезная, деревянные настоятельский корпус и братские кельи, крытые соломой. В 1780-1782 гг. по благословению патриарха Иерусалимского Авраамия на средства жителя г. Могилёва (ныне Могилёв-Подольский) Хаджи Марко Донича вместо деревянной были построены каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и колокольня, на к-рой поместили 5 колоколов. Впосл. патриарх пожаловал Доничу пожизненный титул администратора и благословил проживать в скиту в качестве управляющего Каларашовской вотчиной, с тем чтобы на получаемые от нее средства содержать братию. В 1809 г., после смерти Донича, из мон-ря св. Саввы в К. м. в качестве настоятеля был направлен иером. Лазарь. Он выплачивал мон-рю св. Саввы ежегодную подать в размере 100 леев. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. По некоторым данным, до 1812 г. в адм. подчинении Каларашовскому скиту находился скит в честь Рождества Пресв. Богородицы с. Косоуцы (ныне Косэуць р-на Сорока). После русско-тур. войны 1806-1812 гг. и присоединения Бессарабии к России Каларашовский скит был включен в состав Молдавского Экзархата РПЦ, в 1813 г. преобразован в мон-рь Кишинёвской епархии, но экономически нек-рое время зависел от ясского мон-ря св. Саввы. В том же году большая часть имений К. м. была сдана в аренду, для содержания мон-ря и братии было оставлено 300 дес. земли.

http://pravenc.ru/text/1319921.html

И. Введенский. 27-30 авг. 1925 г. с особой торжественностью был отмечен праздник Успения Пресв. Богородицы в Киево-Печерской лавре. По этому случаю в Киев прибыл «митрополит» Харьковский и всея Украины Пимен, а также викарий Могилёв-Подольской епархии - «епископ» Барский Гавриил. 28 июля 1925 г., в день памяти св. кн. Владимира, из Владимирского собора обновленцами был совершен торжественный ход к памятнику Крещения Руси. В нем приняло участие духовенство 18 синодальных приходов Киева во главе с «митрополитом» Иннокентием и Васильковским «епископом» Павлом; аналогичные крестные ходы прошли в 1926 и 1927 гг. 13 нояб. 1927 г. в присутствии «митрополитов» Харьковского и всея Украины Пимена, Киевского Иннокентия и Изюмского Владимира, а также «епископов» Житомирского Павла и Белоцерковского Иова состоялось освящение нового обновленческого соборного храма во имя Преображения Господня в Киеве (Украïнський православний блarobichuk. 1928. 1. С. 12-14). В 1925 г. митр. Киевский и Галицкий Иннокентий совершил ряд инспекционных поездок по епархии. Он посетил Белую Церковь (янв. 1925), Сквиру (20-24 февр. 1925), Смелу, Черкассы, Корсунь, Шполу, Уманщину, Переяславщину. 24 апр. 1925 г. административный отдел НКВД УССР уведомил Харьковское епархиальное управление о разрешении на открытие в Киеве Высшей богословской школы. Вначале предполагалось назвать ее академией, однако административный отдел НКВД воспротивился и поставил Свящ. Синоду условие: «…чтобы школа не именовалась академией и не давала ученых степеней, как ходатайствовали учредители, и находилась именно в Киеве…» (Голос православной Украины. Х., 1925. 10. С. 6). В уставе школы, просуществовавшей до марта 1929 г., отмечалось, что «преподаватели школы выбираются советом школы и утверждаются Всеукраинским Св. Синодом... Преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого и Нового Завета с исагогикой и экзегетикой, догматическое богословие с историей догматов, христианская этика, апологетика, христианская философия с философской пропедевтикой, церковная история (общая, русская и инославных исповеданий), патрология, сравнительное богословие с сектантством и расколом, литургика, каноника аскетика, пастырское богословие, гомилетика, христианская археология и искусство, церковное украиноведение и библейские языки» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После неканонических «хиротоний» в киевском соборе Св. Софии самосвятских иерархов-автокефалистов «митрополита» Василия Липковского и «епископа» Нестора Шараевского съезд УАПЦ 24 окт. 1921 г. принял решение «хиротонисать» волынского свящ. Иоанна Теодоровича во «епископа Винницкого и Подольского». «Поставление» состоялось 26 окт. того же года. В период служения Теодоровича в Виннице к УАПЦ присоединились 5 из 6 городских храмов (в ведении канонической Церкви остался кафедральный собор). Кафедрой Теодоровича стал винницкий Казанский собор (ранее губ. укр. церковный совет постановил украинизировать Казанский собор и кладбищенскую церковь и изгнал из храмов духовенство РПЦ). Теодорович совершал «миссионерские поездки» по сельским районам, проводил диспуты с правосл. клириками, в ходе к-рых убеждал слушателей в том, что советская власть поддерживает УАПЦ. После диспутов нередко происходили захваты храмов автокефалистами при поддержке местных властей. В нач. 1922 г., после визита Теодоровича в Каменец-Подольский и его встреч с представителями Подольского губисполкома, к УАПЦ примкнули профессора Каменецкого ун-та И. Оксиюк, С. Гаевский, Васильковский, а также прот. Евфимий Сецинский и др. В украинизации приходов в селах Винницкого у. Пятничаны, Павловка, Мизяковские Хутора и др. участвовали сельские исполкомы, комитеты бедноты и др. советские структуры. При Теодоровиче УАПЦ имела на территории бывш. Подольской губ. наибольшее количество общин. В 1921-1922 гг. в юрисдикцию УАПЦ перешли 25 приходов в Винницком у. (22% от общего количества приходов), 23 прихода в Брацлавском у. (20% от общего количества приходов). В 1921-1923 гг. количество приходов Подольской епархии УАПЦ возросло почти до 170 (было 18). По рекомендации Теодоровича как «главного губернского епископа Подолии» были совершены «хиротонии» клириков Винницко-Подольской епархии УАПЦ в «окружных епископов»: «Гайсинского и Балтского епископа» Николая Борецкого (февр. 1922), «Каменецкого и Ушицкого епископа» Иосифа Оксиюка (июнь 1922), «Могилёв-Подольского епископа» Николая Карабиневича (апр. 1923), «Проскуровского епископа» Максима Задворняка (июнь 1923). Эти кафедры УАПЦ вскоре стали самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

2. Даниил Натток-Михайловский (Мирдамский), из Киевской духовной академии, в 1780 г. пострижен в монашество, был игуменом Георгиево-Лебединского монастыря (1786–1797 г.), архимандритом Виленского Св.-Духова монастыря (1797–1801 г.) и Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря (1801–1806 г.), хиротонисан в 1806 г. 2 февраля во епископа Волынско-Житомирского; в 1813 г. 6 июля перемещён в г. Могилёв, где в 1816 г. 9 марта возведён был в сан архиепископа и умер в 1821 г. 31 мая. 3. Стефан Романовский, из Киевской академии, уроженец Подольской губернии, пострижен в 1801 г., был ректором Подольской семинарии (1809–1813 г.), хиротонисан в 1813 г. 14 сентября во епископа Волынско-Житомирского, перемещён в 1828 г. 24 ноября в Вологду, а оттуда – архиепископом в Астрахань в 1841 г. 1 марта, где и умер в 1841 г. 4 декабря. 4. Амвросий Морев, в 1806 г. пострижен, из кандидатов богословия главной Александро-Невской СПб. семинарии, был префектом Новгородской семинарии (1813–1816 г.), архимандритом Новгородского Антониева монастыря (1821–1822 г.) и ректором Орловской духовной семинарии (1822–1823 г.), хиротонисан в 1823 г. 17 июня во епископа Оренбургского, в 1828 г. 1 декабря перемещён на кафедру Волынскую, затем в 1832 г. 1 февраля переведён в Нижний-Новгород, а оттуда в 1835 г. 19 января – в Пензу, где и умер в 1831 г. 15 октября. В бытность его епископом Волынским в 1831 г. поступил в ведение православных Почаевский базилианский монастырь (ныне Лавра) и сюда же – в Почаев – из местечка Аннополя была перенесена епископская резиденция вместе с консисторией. 5. Иннокентий Сельно-Кринов, из ректоров Псковской семинарии, хиротонисан в 1827 г. 23 мая во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, в 1831 г. 31 марта переведён был на Курскую кафедру, а в 1832 г. 10 февраля перемещён на Волынь, а затем – в 1840 г. 28 января – в г. Орёл, но на пути туда в г. Козельске (Орловская губерния) умер в 1840 г. 25 апреля. При нём в 1833 г. 13 октября Почаевский монастырь переименован в Лавру, с присвоением ей 4-го места в порядке православных обителей. Иннокентий был первым её священно-архимандритом. При нём же в 1836 г. 6 апреля была переведена из местечка Аннополя (Острожский уезд) Волынская духовная семинария в г. Кременец, лежащий в 21 версте от Почаевской Лавры. Обычай, доселе сохраняющийся в Почаевской Лавре: в память возвращения обители православным, – читать еженедельно в Субботу после Литургии акафист перед чудотворной иконой Богоматери, – установлен им. При нём же в 1833 г. 28 августа открыты для всенародного чествования мощи преп. Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Ковеля Волынской губернии, был преподавателем Волынской (в г. Остроге) духовной семинарии (1811–1822 г.), настоятелем монастырей сначала Загаецкого (Волынская губерния), а потом Дерманского. По представлению своего двоюродного брата и друга Антония – митрополита С.-Петербургского, был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии в мае 1845 г., причём он был оставлен и настоятелем Дерманского первоклассного монастыря. Умер в с. Дермани в 1871 году 17 апреля на 84-м году жизни. Нынешний храм в Дерманском монастыре построен его старанием – на место храма сгоревшего, сооружённого Константином, князем Острожским 38 . 3. Иустин (в мире Иоанн) Охотин, уроженец Нижегородской губернии, из ректоров Ярославской семинарии хиротонисан 6 августа 1871 года во епископа Острожского. В начале 1879 года перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Харьков, а оттуда в 1879 г. в город Каменец-Подольск, откуда в 1887 году перемещён на Курскую Архиерейскую кафедру по докладу Св. Синода Высочайше утверждённому 28 марта 1887 года. † 1907. 4. Виталий (в мире Василий) Гречулевич, уроженец Подольской губернии, был законоучителем при Гатчинском сиротском институте (1847–1849 г.), при Николаевском, – что в СПб. – женском сиротском институте (1849–1860 г.), при училище благородных девиц (1860–1875 г.); был затем членом СПб. духовного цензурного комитета; в 1876 г. пострижен, как вдовый, в монашество. В 1879 г. 13 мая хиротонисан во епископа Острожского. В октябре 1882 г. перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Могилёв, где и умер 14 мая 1885 года. Он известен был в духовно-богословской литературе в 1) как основатель-редактор журнала «Странник», который он издавал в 1861–1877 г., и в 2) как плодовитый писатель, оставивший после себя множество сочинений, из коих многие имеют научное значение, а именно: «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия», «Изложение евангельской истории», «Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам», «Примеры детского благочестия», «Евангельские жены, помазавшие Христа», «О праздновании воскресных и праздничных дней», «Божественная литургия», «Евангельская история», впрочем неоконченная, и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По материалам официального сайта Могилев-Подольской епархии Построена по проекту архит. И. Фрейвальда. В стиле классицизма, кирпичная, трехконховая, трехглавая (боковые главы декоративные), одноапсидная, бесстолпная. Центральная часть перекрыта куполом, боковые ветви и апсида - конхами, западная ветвь - полуциркульными сводами. Фасады выполнены в системе полного ионического ордера. Стены основного объема и барабанов куполов расчленены спаренными пилястрами. В простенках окна с полуциркульными перемычками и прямыми сандриками. Главный вход акцентирован четырехколонным портиком дорического ордера. В интерьерах - масляная живопись конца XIX в. На запад от церкви расположена кирпичная, прямоугольная в плане, трехъярусная, надвратная колокольня в стиле классицизма. С обеих сторон арочного проезда размещены небольшие помещения. Второй ярус - четверик, третий - цилиндр, увенчанный шпилем. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Церковь св. Георгия построена в 1757 г. греческой общиной - деревянная в виде дома, звалась монастырём, подчинялась Афонской лавре св. Афанасия. В 1800 г. подчинена Подольскому епископу. Новая церковь построена в 1808–1820 г.г. – каменная, пятиглавая. Иконостас 5-ярусный, заказан в Нежине. В 1869 г. вместо ветхой деревянной колокольни отдельно от церкви построена каменная 3-ярусная колокольня. Были частицы мощей разных святых. Приход – в западной части города. «Приходы и церкви Подольской епархии». – Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета, 1901 г., т. 9. На месте сгоревшей построена другая соборная церковь – греческая Георгиевская (1808-1819) на Греческой же улице. Как Николаевская, как не существующий ныне костел, поставленный на средства Потоцких (которым долгое время принадлежал Могилев), она обращена главным фасадом к реке. И хотя во время ее строительства уже действовал жесткий синодальный указ 1803 года, запрещавший возводить новые храмы в «малороссийском стиле», то есть трёхчастные, трёхверхие, могилевская Георгиевская церковь повторяет в камне традиционные черты народного деревянного зодчества. И высокая каменная колокольня стоит отдельно, отнесенная далеко вперед, на красную линию, по оси церкви, оформленная, впрочем, уже в духе классицизма. В стиле классики решен и внешний облик Георгиевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=37465

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010