6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. 2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии. 18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа. 15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка. Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен. Скончался владыка 4 сентября 1975 года на восемьдесят третьем году жизни. И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями. Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

http://pravoslavie.ru/94941.html

– Владыка, останьтесь дома, ведь Вы так больны! А он отвечал: – Вот уж в церкви-то я и вылечусь! А дома-то заболею еще хуже. С ним было весело, хорошо – ведь он служил почти каждай день, славил Бога от всей души и от всего сердца, и каждый день был для нас праздником. А когда Владыка умер, было чувство, что мы потеряли дорогого отца и что вместе с ним что-то ушло из нашей жизни – ушла наша радость, мы стали недоумевать: куда праздники делись? Когда Владыку хоронили и многотысячная масса народа шествовала за его гробом, казахи говорили: «Русского бога хоронят». И после его смерти могила Владыки стала местом паломничества, тропа к которому никогда не бывает пустой. Потому что Владыка остался верен своему обещанию – не оставить нас по смерти и, предстоя у Престола Божественной благодати, все наши беды, печали и скорби до ныне облегчает своей любовью. Романова Евдокия Ивановна, г. Алма-Ата. С митрополитом Николаем я не была знакома лично, но я знала его через своего духовного отца архимандрита Исаакия, была много наслышана о нем от своих друзей, видела его в церкви на богослужениях и, конечно, очень любила Владыку. Но сам Владыка меня, как таковую, не знал. В то время (а это было при Сталине) я работала в Министерстве Финансов и занимала высокую должность. Это была строгая организация, где человека проверяли на все лады и мне приходилось скрывать, что я верующая, иначе у меня были бы большие неприятности. О. Исаакий это знал. И когда у него возникали с Минфином серьезные налоговые проблемы, он никогда меня не подключал к их разрешению. И даже когда сам приходил в Министерство, то предупреждал меня, чтобы я из своего кабинета не выходила. О. Исаакий меня на дому исповедовал и причащал, но все-таки иной раз я, рискуя своим благополучием, приходила помолиться в Никольский собор, где служил Владыка Николай. И я впитывала в себя благоухание его прекрасных богослужений и проповедей. В 1955 году я видела, как Владыку хоронили. Министерство Финансов располагалось на проспекте Коммунистическом и как раз по этому проспекту 28 октября проходила похоронная процессия. Я выбежала тогда из Министерства и присоединилась к шествию. Я провожала Владыку до улицы Ташкентской, где процессия сворачивала в сторону кладбища, а я бегом побежала обратно на работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Но одна мысль беспокоила меня: «Угодно ли это Богу?» После смерти о. Исаакия у меня уже не было другого духовного отца. Я ходила в церковь , исповедовалась у разных священников, но ни к кому не открывалась и не тянулась душа так, как прежде к о. Исаакию. И поскольку я не была близко знакома ни с одним священником, ни, тем более, с архиереем, мне было не у кого взять благословение на написание книги. Я очень этим смущалась, на душе было неспокойно. И в таком расстроенном состоянии, почти в унынии я молилась: «Господи! Что мне делать? Я же не могу поступать самочинно!» И вот, однажды вечером (а это был ноябрь 1997 года, было очень холодно и на улице, и в моей московской квартире) я, сидя в своей комнате, в своей кровати, закутавшись от холода в одеяло, записывала то, что помнила об о. Исаакии. Было уже поздно, помню, я прикрыла глаза и, видимо погрузилась в легкий сон, в полузабытье. И увидела, что я – в Алма-Ате, бегу по улице Уйгурской к Никольскому собору. Я вбегаю в собор, а он полон народа – идут похороны митрополита Николая. (А надо сказать, что в 1955 году я уже не жила в Алма-Ате и поэтому не присутствовала на погребении Владыки). Владыка лежит посередине храма в гробу – белый, благообразный, такой же изумительной красоты, какой он был при жизни. И я, увидев его в гробу, начинаю плакать: «Господи, как же так?! Он умер, а я не получила благословение! А мне-то ведь надо ... (я не говорю «писать», а только в уме думаю). Мне-то ведь надо от владыки Николая благословение!» И в ужасе я начинаю рыдать. И вижу – Владыка поднимается, встает из гроба, подходит только ко мне, крестообразно, четко меня благословляет и говорит: – Я тебя благословляю! Я замерла от радости. «Спасибо, – говорю, – спасибо! Я Вас благодарю!» Я поворачиваюсь ко всему народу и говорю: «Ну вот, видите, я получила благословение!» И открыла глаза... Я в своей комнате, сижу в своей кровати... Но продолжаю ощущать присутствие здесь митрополита Николая. А на душе такая радость, что я не могу сдержать радостных слез. Что это? Сон? Видение? Но какое-то дуновение в комнате, что он еще здесь, дух его здесь. Я подошла к его фотографии: «Владыка, неужели Вы благословили меня?» Я стала плакать, молиться, благодарить. Как камень свалился с моей души, у меня исчезли всякие сомнения, со спокойной совестью я вплотную принялась за работу и уже в марте 1997 года сдала готовый материал в издательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

17 Молитвенный дом в Челкаре в честь Вознесения Господня был зарегистрирован в 1946 году. ЦГА РК, ф. 1709, оп. 1, д. 3. 25 В ее состав вошла вся государственная территория Казахской ССР, кроме Петропавловской и Семипалатинской областей, которые оставались в составе Новосибирской епархии. В 1948 году была выделена Семипалатинская епархия, в состав которой входили Семипалатинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. В 1950 году они отошли к Алма-Атинской и Казахстанской епархии. Поэтому с 1950 года архиепископ Николай имел в своем окормлении весь Казахстан. (ЦГА РК, фонд 1709). 26 Однако в докладной записке Патриарху Алексию владыка Николай писал: «...фактически открытие Алма-Атинской и Казахстанской епархии, следует считать с 1 ноября 1945 года, т. е. с моего прибытия на Алма-Атинскую кафедру и вступления в управление епархией.» (ЦГА РК, фонд 1709, оп 1, д 7). 34 Придел в честь вмч. Пантелеимона в Никольском соборе был освящен архиепископом Николаем 3 августа 1947 г. Немногим раньше – в Вербное Воскресение 6 апреля – Владыка освятил вновь устроенный в нижнем этаже собора храм в честь Успение Божией Матери. 36 Последнее катастрофическое Верненское землетрясение, происшедшее в 1911 г. разрушило город до основания и унесло множество человеческих жизней. Ему предшествовали землетрясения разрушительной силы, происшедшие в 1887 и 1889 гг. Последний селевой поток катастрофического характера прошел по городу в 1921 г. Город Верный в прежние времена называли «город на вулкане». 37 28 ноября 1943 г. было принято постановление Совнаркома «О порядке открытия церквей». «Порядок» представлял из себя сложную бюрократическую процедуру, призванную притормаживать процесс возвращения Церкви ее разоренных храмов, но самому процессу все-таки дан был ход. 39 Хлопоты о регистрации Большемихайловской общины г. Караганды велись с ноября 1946 г.. Община зарегистрирована в 1955 г. в день празднико Вознесения Господня. ЦГА РК, ф. 1709, д. 66. 41 О подробностях этого события известно из рассказа медсестры Александры Иосифовны Эрикайне, сопровождавшей Архиепископа Николая в этом полете. Сам Владыка рассказывал об этом крайне редко. В дневниках же, в которые в течении 10-и лет служения на Алма-Атинской кафедре владыка Николай записывал краткие сведения о совершенных им богослужениях, имеется лишь такая краткая запись о посещении Москвы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

В музей Православной Церкви Казахстана переданы рукописи священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского 22 сентября 2023 г. 14:18 Церковно-исторический музей Православной Церкви Казахстана , созданный по инициативе и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2015 году, продолжает пополняться ценными экспонатами. Архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий передал митрополиту Александру дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Документы собрала и сохранила церковный историк и краевед, руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской митрополии монахиня Сергия (Королева). Заметки, написанные рукой святителя и исповедника, датируются 1952-1955 годами. Митрополит Николай вел дневниковые записи на протяжении десяти лет, периодически излагая на бумагу свои впечатления, мысли и чувства. В дневниках представлены краткие рассуждения о вопросах духовной жизни, размышления над евангельскими текстами и житиями святых; иерарх делится эмоциями от участия в богослужениях и общения с верующим народом. Перед читателем дневников открывается драгоценная летопись жизни святого архипастыря и атмосфера церковной жизни в Казахстане в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Глава Митрополичьего округа провел встречу с монахиней Сергией (Королевой), в ходе которой обсуждалось создание в Алма-Ате мемориального дома священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) и мемориального кабинета старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова). На сайте Казахстанского митрополичьего округа опубликованы несколько фрагментов из дневников священноисповедника. Митрополичий округ в Республике Казахстан / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Бобруйская Основана в 1953 г. Именование – по г. Бобруйск (Минская область). Минское викариатство. Упразднена в 1961 г. Возобновлена 11(24)12.2004 (выделена из Могилевской епархии) как самостоятельная. Именовалась: Бобруйская и Осиповичовская; с 07(20)04.2005 – Бобруйская и Быховская. 22.06(05.07)1953 15(28)11.1955 Митрофан Гутовский 28.07(10.08)1956 22.04(05.05)1961 Леонтий Бондарь 11(24)12.2004 Петр Карпусюк Бобруйская, обн. Дата основания неизвестна. Именование – по г. Бобруйск (Минская область). Минское викариатство. Упразднена в 1930 г. (?) Филарет Раменский (1927) 14(27)05.1927 29.01(11.02)1930 Иоанн Глыбовский Богодуховская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Богодухов (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. Упразднена в 1927 г. 1924 16(29)10.1926 05.1927 455 Фамилия не установлена; ставленник «митрополита» Пимена (Пегова). Упоминается как священник с. Жигайлово Сумской области в: Безвирник. 1928. 5. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 44  голоса:  4.8 из  5) Данный труд митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского) (1874 – 1955) представляет собой краткое, но весьма четкое изложение святоотеческого учения о страстях и путях борьбы с ними. Также несомненным достоинством книги является большое число ссылок на труды святых отцов и учителей Церкви, что делает ее весьма полезной для учащихся духовных учебных заведений при изучении ими нравственного богословия, патрологии и аскетики. Издательство: «Азбука веры» Год издания: 2019 Исповедник Николай (Могилевский). «Тайна души человеческой» –:– 06:28 Стоп через Рекомендуемые аудио 6 комментариев Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/tajna-dushi-chelo...

III. Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление и последуйте ему: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 2. 9. 10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь. (Составлено по «Проповедям» Евсевия, архиепископа Могилевского, т. I, изд. 1870 г.) Пятнадцатый день Поучение 1-е. Преподобный Иоанн Кущник (В чем состоит любовь к Богу?) I. Cb. преп. Иоанн, ныне прославляемый, назывался кущником, потому что подвизался в куще, или шалаше, при доме своих родителей; жил он в V веке, происходил от богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Родители дали ему прекрасное образование. С ранних лет в душе Иоанна таилась необыкновенная любовь к Богу. Он любил читать духовные книги, которые и убедили его, что все в мире тщетно, что никто и ничто не может и не должно быть исключительным предметом любви человеческого сердца, кроме Бога, Творца нашего, Промыслителя и Спасителя. Однажды встретил он инока, которого упросил взять его с собой в обитель. Выпросив у родителей в подарок себе св. Евангелие, Иоанн с иноком тайно от них уплыл на корабле в дальнюю обитель, где и пробыл шесть лет, удивляя всех братий подвигами благочестия. Затем, по устроению Божию, он в одежде нищего отправился в дом своих родителей, им не открывшись и ими не узнанный. Со временем, по просьбе Иоанна, управитель дома его родителей сделал для него при их доме кущу, или шалаш, в которой Иоанн провел три года. Господь Сам явился святому и открыл, что душа его скоро перейдет к Нему и поселится с праведными. Тогда св. Иоанн пожелал открыться своим родителям. Представ пред ними, подал им Евангелие, которое они подарили ему, и сказал: «Я ваш сын! Не сам я виновник ваших скорбей, но это Евангелие: оно научило меня любить Бога более всего». Какова же была радость, когда родители увидели своего возлюбленного сына, и как жалели они, что не узнали его в лице нищего! Иоанн вскоре после этого, на третий день, скончался, будучи не более 25 лет. По желанию его самого он был похоронен родителями на месте кущи, где впоследствии они построили церковь и странноприимницу. Св. мощи Иоанна сначала хранились в Константинополе, а потом перенесены были в Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

III. «Слава в вышних Богу!» – и мы будем повторять эту ангельскую песнь устами и сердцами, благодаря и прославляя Бога Отца, столько возлюбившего мир, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдан Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Братия! Будем молить Господа Бога, да утвердится, да возвысится, да распространится Его мир по всей земле. Не знающие истинного Бога да познают Его, да познают Его беспредельную любовь к человекам, явленную в Иисусе Христе. Не заботящиеся о своем спасении да озарятся светом благодати Его и познают единое на потребу, и возлюбят путь спасения. Аминь. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. II, изд. 1870 г.). Приложение к беседе 3. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Рождества Христова 1) Воспоминание бедного вертепа и убогих яслей, в которых положен был рождейся от Девы Младенец – Предвечный Бог, внушает смирение всякому земнородному. Всяка гора и холм смирится, всякого рода гордыня житейская пусть приникает к этой убогой обители, к этому жалкому вместилищу, – «в них же возлеже не вместимый Христос Бог», – и смирится. «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6–7 ). Так смирил Себя Искупитель наш, да посрамит нашу человеческую гордость. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Смирим себя под крепкую руку Божию. «Боже великий, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерным нищеты Твоея; вертеп бо малейший и сей чуждый внутрь вмещает Тя рождшагося» 12 . «Полный истощевается, превечный начинается, Слово одебелевает, Содетель зиждется, не вместимый вмещается, во чреве Твоем воплощаем, Богоблагодатная» 13 . Так воспевает Церковь божественное истощание в Рождестве Христовом! 2) Благоговейной радостью, сердечным умилением и благодарением да исполнится верующая душа, воспоминая божественное истощание, в Рождестве Христовом явленное для спасения нашего. Все обетования, все пророчества о нашем спасении исполнились, когда пришел на землю от Девы воплотившийся Бог, Который спас все человечество. Эту радость Св. Церковь многообразно выражает в песнопениях праздничных: «Слыши небо, внуши земле, яко Бог и Творец в плотское одеяся здание...» 14 . «Услышите горы и холмы, яко грядет Христос да спасет его же созда человека, яко человеколюбец» 15 . «Горы и холмы, древа дубравная, реки и моря, и всякое дыхание в веселии взыграйте: ныне приближается спасение...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

“ Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? ” Не надлежало ли — из одной благодарности к помиловавшему, из чувства радости о помиловании, из сострадания к бедному собрату своему, из одного даже житейского благоразумия, чтобы дать ему возможность и время уплатить свой долг? Несравненно виновнее перед Отцом небесным мы, когда не прощаем друг другу взаимных оскорблений и обид, — чем большее явлено над нами человеколюбие и милосердие Божие. Кто по жестокосердию своему не исполняет и этой не трудной заповеди, тот сам осуждает себя на ту казнь, которая постигла жестокосердого раба. “ И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга .” Т. е. за жестокость к собрату определил взыскать с него и тот долг, который был уже прощен, предать его вечному рабству и мучению. Так — заключает Господь Свою притчу, — “ и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его .” “ Так поступит ,” т. е. отвергает от лица Своего и предаст вечному мучению. Таков вечный и непреложный закон правды! Таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему! Ибо может ли человек раздражительный и мстительный быть в царстве Божьем, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святом! Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 11ю Неделю по Троице Филарета, митр. Москов. Соч., т. IV, стр. 56. Арсения, митроп. Киевского. Соч., чacmь I. Григория, арх. Казанского и Свияжского. Соч., т. I, стр. 141 Сергия, архиеписк. Владимирского. Годичный круг слов, стр. 73. Евсевия, арх. Могилевского. Пр. на воскр. и пр. дни, часть. I, стр. 276. Виссариона, епис. Поуч. гов. в Костроме, стр. 142. Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полное собрание сочиненияй т. I, стр. 437. Путятина, Р. прот. Полное собрание ч., стр. 123. Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 91. Шумова, свящ. Сборн. общ. поучений, стр. 176.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010