Астрономы могут подтвердить, что как раз около 11 июня бывают самый длинный день и самая короткая ночь, а после этого числа солнце, пройдя через солнцестояние, начинает уже укорачивать путь свой не небе. Старец застал своего послушника, в восторге поющего небесную песнь и держащего в руках камень, на котором она была написана рукою архангела. Прославили оба монаха Бога за это великое чудо и возблагодарили Матерь Божию, что благоволила Она послать архангела Гавриила в убогую хижину к смиренному послушнику. И так как в Св. Писании говорится, что тайну цареву надо хранить, а величие Божие надо прославлять открыто, то известили эти два монаха всех афонских обитателей о происшедшем, и все могли убедиться воочию в чудесном явлении и прочитать написанное на камне. Слух о чуде дошел и до императора, который потребовал, чтобы камень этот привезли в Константинополь как вещественное доказательство дивного явления из невещественного мира. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой совершилось это чудо, осталась в монастыре и с тех пор имеет два именования: «Милующая» и «Достойно есть». Копия с этой иконы лежит сейчас на аналое, и мы прочитаем коленопреклоненно молитву перед нею. У нас есть в храме и более художественное изображение иконы «Достойно есть», но эта дорога нам особенно потому, что является даром покойного отца Феодора. Вы помните, наверное, этого подвижного старца, любившего руководить нашим левым клиросом. За его музыкальность мы в нашей среде с любовью звали его иногда Чайковским. Помолимся сейчас перед этой иконой, и да пошлет Матерь Божия ангела Своего утешить каждого из нас в его скорбях и научит нас славословить и здесь, и в бесконечные веки на небесах Своего Предвечного Сына. Аминь. Архимандрит Исаакий у своего домашнего иконостаса. Алма-Ата 14 октября 1955 г. Покров Божией Матери. После литургии в Покровском молитвенном доме Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляю вас, дорогие сослужители у Алтаря Господня, клирошане и все присутствующие, с престольным праздником вашего храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поблизости на полях работали колхозники. Увидев упавший самолет, они немедленно организовали помощь. Трактором вытащили самолет из грязи, с трудом открыли двери. Пассажиры стали выходить. О владыке как бы забыли, но когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали подходить и благодарить святого старца. Подошел и старший пилот. «Произошло чудо, отец, – сказал он. – Простите за наши насмешки!» «Бог простит, – ответил владыка. – Бога благодарите и Его Пречистую Матерь и возлагайте свои надежды на святителя Николая Чудотворца». «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» В октябре 1955 года владыка перенес тяжелый сердечный приступ. Свою болезнь он встретил молитвой. Особенно напряженно и громко молился владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз владыка повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!» В пятом часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки владыке зажженную свечу, и с последними словами канона на исход души святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. Похороны Владыки      Это было в 16 часов 45 минут, когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» Достоин замечания тот факт, что ровно десять лет тому назад владыка прибыл в Алма-Ату и вступил в управление Казахстанской епархией. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года митрополит Николай (Могилевский) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских как исповедник. Мощи святителя были обретены 8 сентября 2000 года. Ныне они находятся в Свято-Никольском соборе Алма-Аты. Наставления и советы священноисповедника Николая (Могилевского) Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги «Самое нужное – возгревать в людях любовь к Богу и к ближним своим».

http://pravoslavie.ru/98016.html

Полтавский и Кременчугский; с 5.06.1945 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 25.02.1959 в сане митрополита; † 6.10.1960. Тарасий (Ливанов) 19.11.1931 хирот. во еп. Уссурийского; с 1932 г. еп. Барнаульский; расстрелян в 1937 г. Тимон (Русанов) в 1926 г. хирот. во еп. Кустанайского, вик. Оренбургской епархии; † 1930. Тимофей (Шретер) в 1938 г. хирот. во еп. Люблинского, вик. Варшавской епархии ПАЦ; с 1944 г. еп. Холмский; с 1945 г. архиеп. Белостокский и Бельский; 21.06.1948 принят в общение с МП; с 22.06.1948 архиеп. Польской Автокефальной Церкви. Тихон (Василевский) с 2.09.1917 на покое (б. архиеп. Курский); с 1923 г. в обновленческом расколе; † 17.07.1926 без покаяния. Тихон (Емельянов) 19.08.1990 хирот. во еп. Новосибирского и Барнаульского; с 16.07.1995 еп. Бронницкий, вик. Московской епархии. Тихон (Лященко) 15.04.1924 хирот. во еп. Берлинского; в 1938 г. покинул Германию; † 11.02.1945 Тихон (Никаноров) с 13.05.1913 архиеп. Воронежский; убит 9.01.1919. Тихон (Оболенский) с 1918 г. архиеп. Уральский и Николаевский; с 1924 г. в сане митрополита; † май 1926 г. Тихон (Рождественский) 16.11.1925 хирот. во еп. Демянского, вик. Новгородский епархии; 16.09.1927 еп. Великолуцкий; 1930–1934 в заключении; с 8.05.1934 еп. Череповецкий (правящий); с 1937 г. в заключении. Тихон (Русинов) 24.06.1924 хирот. во еп. Усть-Медведского, вик. Донской епархии; с 1925 г. в «григорианском» расколе; в 1926 г. принес покаяние; с кон. 1926 г. в «григорианском» расколе; 17.12.1931 принес покаяние; с 29.06.1932 еп. Ижевский; с 13.02.1933 еп. Ковацкий и Витебский; с 27.06.1935 еп. Полтавский; с марта 1937 г. еп. Одесский; дальнейших сведений нет. Тихон (Степанов) 4.02.1996 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского. Тихон (Тихомиров) 23.03.1920 хирот. во еп. Череповецкого, вик. Новгородской епархии; с 1924 г. еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии; с 1927 г. на покое; † 26.03.1955. Тихон (Шарапов) 9.03.1925 хирот. во еп. Гомельского, вик. Могилевской епархии; с 10.12.1925 в заключении; с 17.07.1936 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Казахстанская епархия в свое время полностью уклонилась в обновленчество, – многие священники, кто и возвращался в Церковь, были из раскольников. Даже секретарь у владыки – протоиерей Анатолий Синицын – ранее в обновленчестве женатым архиепископом значился, потом его приняли обратно в Православие просто как мирянина, после уже рукоположили, – но до конца жизни он так и оставался чрезвычайно сложным человеком. Сколько с ним владыка Николай намучился. Терпел. Не отталкивал. Владыка вообще всегда радовался, когда ему человека примирить с Богом или людей между собою удавалось. Пока все находились под молитвенным покровом святого архипастыря, в его присутствии всё как-то сглаживалось, а после его смерти опять, по немощи человеческой, многое обострилось... Владыка Николаи с духовенством и паствои в Алма-Ате веснои 1955 года, предположительно, на праздник Пятидесятницы Отводящие угрозу, или дело не в высших образованиях и знаниях новомодных научных теорий Память о владыке Николае жива, его народ очень любит, почитает. Практически в каждом храме на земле Казахстана есть его икона, и часто с частицей мощей, хотя люди и в Алма-Ату поклониться специально его мощам выбираются. На дни памяти владыки все, как и при его жизни, в храм не вмещаются, – до 15 тысяч молящихся бывает. О владыке Николае и книги изданы, и фильм снят, и медаль, и орден его имени есть. Приведем стихотворение архимандрита Исаакия (Виноградова), литературно, может быть, оно и не выверено, но выражает ту любовь, – да простую, неискусную, но какую-то по-детски доверительную, что казахстанцы испытывают к двум своим святителям – к митрополиту Николаю (Могилевскому) и митрополиту Иосифу (Чернову), последний еще не прославлен. Именно своей любовью, такой же принимающей и не надмевающейся, и архипастыри к своей пастве относились. Дело ведь вовсе не в высокоумии и высших образованиях… Не в знании новомодных научных теорий. Что наука?.. У нас даже считается, что по их молитвенному заступничеству в нашем сейсмически опасном регионе с тех пор, как эти два святителя прибыли на эту землю, освятили ее своими молитвенными подвигами, христианскими трудами, верой в Господа Распятого, ни одного разрушительного землетрясения или селя не стряслось, хотя ранее это была реальная угроза.

http://pravoslavie.ru/133815.html

После Литургии состоялось славление священноисповеднику Николаю перед ракой с его честными мощами. Поклонившись мощам небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр поздравил епископат, духовенство и верующих с 60-летием преставления святителя Николая Алма-Атинского и обратился к собравшимся с проповедью о подвижнической жизни, исповедничестве за имя Христово и апостольских трудах этого выдающегося иерарха ХХ столетия. Митрополит Александр тепло поздравил настоятеля храма протоиерея Валерия Захарова с 40-летием служения в священном сане, сердечно поблагодарил за труды в должности благочинного приходов южной столицы, за деятельность по благоукрашению Никольского собора, окормление казачества и вклад в развитие епархиального молодежного движения. Многолетнее служение протоиерея Валерия Церкви Христовой архипастырь отметил высокой наградой Митрополичьего округа — орденом священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. На память о праздновании 40-летия предстояния престолу Божию митрополит Александр подарил отцу благочинному художественно-оформленную копию его ставленнической грамоты, свидетельствующей о состоявшейся священнической хиротонии, совершенной митрополитом Питиримом (Нечаевым). Супруга протоиерея Валерия матушка Ольга за труды по духовно-нравственному воспитанию детей, подвиг материнства и служение православным семейным ценностям была награждена орденом мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. По окончании проповеди митрополит Александр в присутствии казахстанских архипастырей, духовенства и прихожан совершил освящение мемориальной доски, укрепленной перед входом в храм. На памятном знаке запечатлен образ священноисповедника Николая и сделана надпись: «В Никольском кафедральном соборе Алма-Аты с 1945 по 1955 год совершал служение святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, исповедник Русской Православной Церкви ХХ века». Торжества завершились спектаклем в зале церковных собраний, повествующим о житии священноисповедника Николая.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Как часто мы жалеем, что мало читали книг в Семинарии и Академии, а теперь рады бы почитать, но... то некогда, то и книг таких нет. Проповедь нуждается в хорошем знании Слова Божия, в знании русских классиков..., и пока есть к этому возможность, наполняй свой багаж духовной мудростью богословия, – после не пожалеешь...» После окончания Духовной Семинарии, я, по благословению Владыки, принял сан священства от его рук в 1951 году в г. Алма-Ате. После хиротонии Владыка перед всем народом сказал мне назидательное слово: «Никогда не гонись за прибытком. Если какая-нибудь старушка придет и скажет тебе, что ей нужно покрестить, пособоровать кого-то, а денег у нее нет, сделай все для нее даром. А если кто-нибудь спросит: «Сколько вам, батюшка за труды?» – отвечай (так по-старинному выразился Владыка) – «А сколько милости вашей будет угодно». Я был назначен в храм Архистратига Михаила в г. Караганду, где прослужил один год и поступил, по его же благословению, в Московскую Духовную Академию, которую успешно окончил в 1955 году. В том же году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, я был назначен штатным священником на приход в один из храмов г. Москвы. Итак, благодаря заботам и молитвам обо мне владыки Николая, я получил духовное образование и священный сан. Вспоминая о митрополите Николае, необходимо отметить, что он имел те высочайшие духовные качества, которые должен иметь и всякий пастырь и, тем более, архипастырь для успешного прохождения своего служения на ниве Христовой. Пастырское служение – трудное и ответственное служение перед Богом и людьми. Пастырь – духовный руководитель народа. Он воспитывает людей для Царствия Небесного. Нелегко ему руководить людьми с различными характерами, привычками и склонностями. Он отвечает перед Богом за то, как он воспитывает пасомых и как служит. Святой Иоанн Златоуст , поучая о высоте, трудности и ответственности служения пастыря, учит, что он своими душевными качествами должен превосходить всех своих пасомых. Душевными качествами пастыря должны быть – глубокая вера, любовь к Богу и ближнему, молитва , кротость, целомудрие, благоразумие, мужество, благочестие, терпение, милосердие и другие добрые качества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Архимандрит Исаакий (Виноградов) Избранные стихи. Ко дню 4-й годовщины приснопамятного владыки нашего митрополита Николая. /† 12–25 октября 1955 г./ «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отвер- зающая». Посвящается б. его духовнику и усердному чтителю, и частому его могилки посетителю о. протоиерею Даниилу Ушакову. Мы над могилою твоей Воспели песнь твою любимую... О, сколько сам ты в жизни всей Пел «Купину неопалимую», «Скорбящих Радость», «Умиление», Нечаянной утехи Дарницу, Сердец недобрых Умягчение, Благую райскую «Вратарницу»! Мы Ей твое вручаем шествие В небесно-светлые обители, Где ждали твоего пришествия Давно отшедшие святители. Ты с ними вкупе славишь Чистую, Как на земле Ее прославил ты. Осиротелым же – лучистую Святую память нам оставил ты. А. И. 1959 г. г. Елец. К пятилетию со дня кончины митрополита Николая. Прошло пять лет, как с нами нет Тебя, Отец, учитель. Но из-за гроба шлешь привет, И как лампада льешь нам свет Ты – добрый просветитель. Мы сердцем слышим голос твой Проникновенный и живой, Зовущий нас ко благу. Мы как бы видим пред собой Тебя, о Лебедь наш седой, В очах таящий влагу За нас готовых литься слез С мольбой: избавить нас от гроз, От злых волнений моря Житейского; чтоб Сам Христос Нам избавление принес От бед, скорбей и горя. Мы вспоминаем: ты учил И сам тому пример явил, Как славить Приснодеву: «С поклоном,» – мерно ты твердил, И первый голову клонил Ты к каждому припеву. Ты нам желание свое, В него влагая сердце все, Поведал многократно: Чтоб стадо верное твое С тобой в иное бытие Вошло, и там приятно Воспело Господу хвалу, Земли оставив мрак и мглу, Во светлостех сияя Святых, далеких мира злу, Поправших ересей хулу, Вкусивших сладость рая. И молим мы, о наш Отец, И пастырь верных ти овец, И Божий друг: Распутья жизненных путей Исправь ты для своих детей, Ведь мы же... твои други! Халуги – изгороди (Ев. Луки, 14, 23.). А. И. 1960 г. г. Елец. К семилетию со дня кончины митрополита Николая. /25/12. Х. 1962. Семь лет – священное число –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

«С 23-го по 8-е июля был в Москве, участвовал в Сесии Синода. 29-го на Петра и Павла учавствовал в служении Божественной Литургии с Святейшим Патриархом Алексием и митрополитом Николаем Крутицким в церкви Свв. Апостолов Петра и Павла, что на Преображенской площади. 4 и 5-го посетил Свято-Троицкую Лавру, где сослужил Святейшему Патриарху Алексию и другим Святителям. Лично я служил Всенощную и Божественную Литургию в Успенском соборе. Всенощную 7-го сослужил Святейшему Патриарху в Елоховском соборе. 8-го утром отбыл в Алма-Ата». Так же в письме к протоиерею Иоанну Дубакину в г. Ригу Владыка писал: «Путешествие мое в Москву было сопряжено с опасным приключением, о чем узнаете из прилагаемой здесь информации по епархии. Милость Его была с нами! ...Скоро (19.X.) я опять должен выехать в Москву на заседания, но теперь уже поездом – пресыщен летанием». Конец сентября 1947 г. 42 Через 4 месяца после кончины митрополита Николая его духовные чада вновь подняли вопрос о перезахоронении праха митрополита Николая и перенесении его из склепа на городском кладбище в склеп в Успенском приделе Никольского собора. С ходатайством по этому вопросу они обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, а так же в Совет министров Каз.ССР и к уполномоченному по делам религии при Совете министров Каз.ССР. С. В. Вохменину. Но данное ходатайство не было удотвлетворено по той причине, что «по существующему положению похороны производятся на общих кладбищах». (ЦГА Республики Казахстан, ф. 1709, о. 1, д. 83.) 43 Архимандрит Исаакий (Иван Васильевич Виноградов) служил с владыкой Николаем в период с 1947 по 1955 гг. Родился в 1895 году в Санкт-Петербурге. В 1913 году закончил реальное училище в Санкт-Петербурге, после чего поступил учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Во время Германской войны с Россией в 1916 году, будучи на третьем курсе Академии он был призван в Царскую Армию и поступил во Владимирское военное училище в г. Санкт-Петербурге, которое окончил в октябре 1916 года и в чине прапорщика направлен на Румынский фронт, где служил в 460 пехотном полку на должностях командира полуроты, затем командира роты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

ЖУРНАЛ 17 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Шепетовского и Славутского Евсевия о назначении архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить архимандрита Варлаама (Хомича) на должность наместника (игумена) Рождества Богородицы мужского монастыря Шепетовской епархии Украинской Православной Церкви (с. Городище Шепетовского района Хмельницкой области). ЖУРНАЛ 18 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема и архиепископа Днепродзержинского и Царичанского Владимира об установлении дня празднования Собора новомучеников и исповедников Екатеринославских 31 августа/13 сентября (старый/новый стиль), в день Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+03.11.1937) 2) сщмч. Константина (Дьякова), митрополита Киевского, временного управляющего Днепропетровской епархией (+10.11.1937) 3) сщмч. Порфирия (Гулевича), епископа Криворожского (+02.12.1937) 4) сщмч. Макария (Кармазина), епископа Днепропетровского (+03.12.1937) 5) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского, первого епископа Криворожского (+01.06.1938) 6) сщмч. Антония (Панкеева), епископа Мариупольского, викария Днепропетровской епархии (+01.06.1938) 7) сщмч. Николая Искровского, протоиерея (+02.10.1919) 8) сщсп. Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского (+25.10.1955). ЖУРНАЛ 19 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия —

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Жители Михайловки стали приносить сохранившиеся у них иконы. Некоторые из икон были спасены ими при закрытии в 1928 году старой Михайловской церкви. Так, дивной красоты икону «Скоропослушницы», некогда заказанную на Афоне первыми насельниками Большой Михайловки – переселенцами из Белорусии, Батюшка решил поместить в иконостас. Мать Агния написала для иконостаса в одинаковом с Владычицей размере икону Спасителя с Евангелием. И много других икон было написано ею для Михайловской церкви. Церковную утварь, служебные и святоотеческие книги прислал из Москвы бывший узник Карлага протодиакон Иаков. И в 1955 году в день Великого праздника Вознесения Господня освятили в Большой Михаиловке церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Священников Батюшка подбирал себе сам. Сначала приглядывается, потом призовет и скажет: «А вам надо быть священником». Так было с Александром Павловичем Кривоносовым, занимавшим руководящую должность по аграрному хозяйству при Облисполкоме. Он испугался этих слов, пришел домой и не мог заснуть – плакал. Но ослушаться не посмел, пришел к Батюшке и сказал: «Благословите, я согласен». – «Ну вот и хорошо, подучитесь пока, а потом поедете в Алма-Ату принимать священный сан». Сохранилось письмо старца Севастиана к митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Николаю (Могилевскому) : «Ваше Преосвященство, Владыко святый Николай, прошу Вашего Святительского благословения. Ваш послушник, недостойный Севастиан. Владыко Святый, прошу Вас убедительно, если можно это, посвятить во священники Александра Павловича Кривоносова, ввиду того, что мое здоровье слабеет, приходится с большим трудом обслуживать приход. Вот сейчас наступает Святая Четыредесятница, бывает много исповедников и причастников, поэтому мне бывает тяжело одному выполнить это святое дело. Поэтому я, грешный, прошу не отказать моей просьбе и моих прихожан рукоположить Александра Павловича в иереи. Александр Павлович человек нравственный, трезвый, во всех отношениях достоин иерейского звания.» Об Александре Павловиче Кривоносове следует сказать подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010