Очевидно, что невозможно быть двум началам вместе: ибо или они оба имеют бытие от одного какого нибудь, или одно из них второе, а другое причина и начало второго. Поэтому, как сказал я, будет нужно найти или причину обоих начал, или то, которое из них есть начало другого. И таким образом во всяком случае должно возвести мысль к единому началу, оказывающемуся первым, из которого, по сказанному мною, и второе, или и оба, как доказано. А быть двум началам вместе невозможно. Но также невозможно, чтобы одно разнилось от другого. Ибо если разнятся они, то их два; если же оказывается их числом два, то их более, нежели одно. А когда отыскивается одно, и первое, число: то два начала должны быть подчинены одному высшему числу, как своему виновнику. Ибо после единого числа, или единого и первого начала, не может быть двух начал, служащих производительною причиною самих себя: так как всегда останется искомым единичное и самое первоначальное число. Ибо если эти два окажутся в едином согласии, дружными и согласными взаимно, так что одно пребывает при другом благожелательном к нему, и одно радуется сопряжению с другим; то что за несогласие между тем и другим? Если же оба равно восстают и вместе усиливаются одно против другого: то окажется, что Христос, пришедший для низложения одного из них, не может разрушить его власти: потому что это начало в силах противостоять, и может бороться против вышнего невидимого и не именуемого и сопротивляться ему, и никогда не может быть сокрушено. Гл. 3. Говорит еще малосмысленный, что закон и пророки от худого и противного начала, а Христос от доброго. Почему же пророки провозглашали то, что прообразовало Христа, если не одна и та же была сила, глаголавшая в законе, пророках и Евангелиях, как говорит: глаголяй в пророках се есмь ( Ис.52:6 ), и что далее следует по порядку? Почему и Господь в Евангелии провозгласил: аще Моисеови бысте веровали, и Мне убо веровали бысте: той бо о Мне писа ( Ин.5:46 )? Много остается мне говорить о свидетельствах, собрав которые, составил себе школу Кордон, на беду пустивший отпрыски в мире, и введший в заблуждение обманутых им.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Возводит речь к тем, кои свято и законно священствовали и истинно досточудным делом объявляет священнослужение, поскольку это относится к закону и к пользе и твердости божественных откровений, ибо, как пишет премудрейший Павел, закон свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим.7:12 ). Посему, когда, кажется, что речь идет о Левии, то надлежит значение мыслей непременно относить, конечно, не к тому, который родился от Иакова и был в числе двенадцати сыновей его, ибо совсем не священствуют, 1892 – но мы должны разуметь должность священства 1893 и са- —270— мое именно священнослужение, как бы и изображаемое в лице Левия. Итак, бе, говорит, к нему завет Мой жизни и мира. К священнейшему Моисею изречен писанный закон, данный чрез служение 1894 ангелов ( Гал.3:19 , – Деян.7:38 ), и положен он чрез посредника Моисея потомкам Израиля, имеющий обетование жизни и мира желающим жить право и волю Законодателя делать правилом жизни. Впрочем, пророческое слово в настоящем случае, кажется, прикровенно указывает нам и нечто из необходимейшего в отношении духовного созерцания. Ведь закон был дан древним, потомкам Левия представляя детоводительство ( Гал.3:2425 ) о Христе и некий образ и ясное предызображение истины. Истинен же Христос, Который есть жизнь и мир ( Еф.2:14 ; Ин.11:25; 14:6 ), и Его описывают нам сени Моисеевы. Посему и сказал, обращаясь к Иудеям: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне, о Мне бо той писа ( Ин.5:46 ). Его представлял агнец, закалавшийся в месяце первом, в четырнадцатый день, и долженствовавший спасать помазывавших его кровью косяки (дверные) домов ( Исх.12:5 дал.), – Его – (предызображала) телица рыжая и беспорочная ( Числ.14:2 след.), коей пепел с водою освящал оскверненныя к плотстей чистоте, как написано ( Евр.9:13 ), – Его – (предызображали) бесквасный хлеб ( Исх.12:18 ), горлицы, птенцы голубей ( Лев.5:7 ), – и вообще весь закон был полон (таинственного) созерцания о Христе ( Евр.10:1 ). Итак, справедливо называется заве- —271— том жизни и мира, ибо, оживотворенные в Нём чрез Него же опять мы получили доступ к Богу и Отцу и мир имеем с Ним чрез послушание и веру ( Рим.5:12 ; Еф.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророчество Моисея о Пророке подобном ему в Церкви и народе иудейском, по преданию, относимо было к Мессии. Без сомнения это пророчество имел в виду Филипп, когда говорил Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета ( Ин. 1:45 ). Народ после того, как Иисус Христос насытил пятью хлебами пять тысяч, говорил о Нем: сей есть воистинну Пророк грядый в мир ( Ин. 6:14 ). В другой раз народ, быв свидетелем воскрешения Иисусом Христом сына вдовы наинской, говорил о Нем: Пророк велий воста в нас ( Лк. 7:16 ). Из этого видно, что Пророка, о котором писал Моисей, ожидали в лице Мессии не только люди, занимавшиеся испытанием Писаний, но и простой народ. Жена самарянская говорила Иисусу Христу: вем, яко Мессия приидет глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся ( Ин. 4:25 ). Но известно, что Самаряне принимали только пятикнижие Моисеево. Следовательно мысль высказанная Самарянкою о Мессии: возвестит нам вся, т. е. наставит нас во всем, что касается до веры, – не могла быть заимствована ни из какого другого места, кроме рассматриваемого пророчества. В новом завете пророчество Моисеево относится именно к Иисусу Христу. Ап. Петр говорит: и послет пронареченного вам Христа Иисуса, Егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех, яже глагола Бог усты всех святых Своих Пророк от века. Моисей убо ко отцем рече: яко Пророка вам воздвигнет Господь Бог вам от братии вашей, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам: Будет же всяка душа, яже аще не послушает Пророка оного, потребится от людей. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сии ( Деян. 3:20–24 ). Святые отцы и учители Церкви на пророчество Моисея о Пророке, подобном ему, смотрели, как на пророчество о Христе. Так Св. Киприан Карфагенский , указав в пророчестве Моисеевом пророчество о Христе, присовокупляет: «Спаситель, кажется, именно указывает на слово Моисеево, когда говорит: аще веровали бысте Моисееви, веровалп бысте убо и Мне: о Мне бо той писа 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя мира. Иисус Христос , обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин. 5:45–47 )? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Моисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем ( Лк. 24:27 ). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей: яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше проповедати людем (иудейским) и языком ( Деян. 26:22–23 ). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Моисеева и пророк ( Деян. 28:23 ). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин. 1:45 ). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших сию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает» 1 . Обетования и пророчества о Христе находятся в следующих местах Пятикнижия Моисеева: Быт. 3:15; 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14; 49:10 ; Чис. 24:17 ; Втор. 18:15; 18: 19 . 1. Обетование о семени жены

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

И радуемся, аще бо хиротонисалися епископи московстии от сущих ту, колицы бо суть и толицы честнии архимандрита и чисти от новосечений, яжа имеют нецыи казаки. И сице есть мысль неких архиереев, яко аще поставятся и инии епископи, умалятся нынешних епископов приходы, глаголем, яко да сохранятся пределы, узаконения и предания Святыя Церкви Восточныя, имеем нужду, зане преступление аще и мало, но имеет велико мучение, и еже имети архиереем великия приходы, не нуждно есть. Второе, яко архиерее святых апостолов суть преемницы, яко же апостоли ничесого имеша, и архиереи да имеют мало. Третие, за Церковь пролил есть Сын Божий Кровь Свою, и не есть праведно архиереем лише-имства ради умаляти или стужати Церкви Божий, ея же ради Христос умре. Четвертое, не есть праведно взирати онсицы на прибыток, но на пользу и прибыток общий. Пятое, собор коеяждо Кафолические Церкве не зрит, что глаголет онсица и что хочет онсица и что годно онсице, но что пользует Церковь и что годно Богу. Аще же кто любопрится, глаголем тому с Павлом: мы сицеваго обычая не имамы, ниже Церковь Божия. И аще кто или нецыи противоглаголют или преслушают Церковь , убо имеет тыя яко язычники и мытари, власть же наказует, не бо суетно мечь носить, но да добрыя снабдевает, тако противоглаголющия извергает и низлагает. Тако убо братие потщитеся и порадейте быти исправению и наипаче без коснения, скоро бо, глаголет, разори, быстро промысли, попецытеся, побдите, подвизайтеся и словом, и делом о утверждении и пространении Святыя Христовы Церкве, яко да получите и венец правды самей Церкви первородных написанных на небесех, яко же получи блаженный Павел и прочий апостол и, тояжде бо есть и ныне паства апостольская, опаство и строительство в православней Церкви и тыяжде мзды готовятся. Сего ради наведе не точию мне, но и всем любящим явление Его. Писа к нам при вас сущий наш архимандрита о некоем еретике, хотящем ити во Иерусалим, и человек той обрется зде, обаче невеглас и зело не потребен, и елика рече против нашего испытания, вся безсловесно и неправедно рече, и о ереси его по сих отпишем пространно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

О том же и Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот имате... Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу; есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне; о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете?» (Ин.5:39—40, 45—47). XIX. Что будет два народа, больший и меньший, то есть: ветхий иудейский и новый, который составится из нас    В книге Бытия: «и рече ей (Ревекке) Господь: два языка во утробе твоей суть, и двои людие от утробы твоея разлучатся; и людие людий превзыдут, и болший поработает меншему» (Быт.25:23). Также у Осии: «и помилую непомилованную и реку не людем Моим: людие Мои есте вы» (Ос.2:23). И еще у того же: «и будет на месте, на немже речеся им, не людие Мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго» (Ос.1:10). XX. Что Церковь из язычников, сперва бесплодная, будет иметь гораздо больше чад, нежели имела прежде синагога    У Исаии: «возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твое и колие твоя укрепи. Еще на десно и на лево простри; и семя твое языки наследит и грады опустевшия населиши. Не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси, понеже срамоту вечную забудеши» (Ис.54:1—4). Так и у Авраама, когда родился от рабыни первый сын, Сарра оставалась еще долго бесплодною и уже поздно, в старости, родила по обетованию сына Исаака, который был прообраз Христа. Так и Иаков взял две жены, старшую Лию, болевшую глазами и служившею образом синагоги, и меньшую — красивую Рахиль, прообразовавшую Церковь. Рахиль долго оставалась бесплодною и потом родила Иосифа, который и сам был прообраз Христа. В Первой книге Царств (1Цар.1:2) читается также, что Елкана имел две жены: Феннану, имевшую детей, и Анну, сначала бесплодную, но потом родившую Самуила, не по обыкновенному порядку рождений, но по Божию милосердию и обетованию, данному ей в то время, когда она молилась в скинии, и — родившийся от нее Самуил был прообразом Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   а) Божество Отца засвидетельствовано на каждой странице Нового Завета, и причем — Отца в абсолютном, вечном, Божественном смысле. Сам Господь Иисус Христос обращается к Своему Небесному Отцу со словами: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли» (Мф.11:25; ср.: Лк.10:21). Указывая евреям, что вера в Бога Отца обусловлена верой в Сына Божия, Спаситель говорит: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене... Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:43, 45—46). Вечный Бог Отец через Своего вечного и Единородного Сына предоставляет людям возможность и средство спасения и стяжания вечной жизни верой в Святую Троицу: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16; ср.: Ин.6:40). А вечная жизнь состоит в познании и исповедании Божества Отца и Сына, по слову Спасителя: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единаго истинного Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин.17:3; ср.: Ин.6:29). Весь Свой спасительный подвиг на земле Господь Иисус Христос основывает на Божестве Отца и Своем единстве с Ним (см. Ин.1:8, 14, 3:35, 4:23—24, 5:19—27, 36—37, 6:27, 37, 40—45, 65, 8:19, 42, 10:30, 13:3, 14:6, 10, 16:27—28, 30, 17:21, 20:17; Мф.26:42; Мк.14:36, 39; Лк.11:2).    Наученные тайне Святой Троицы от Самой Святой Троицы, Христовы апостолы ясно, решительно и безбоязненно удостоверяют благую весть Евангелия о Божестве Отца. Святой апостол Павел призывает римских христиан «единодушно, едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (ср. Рим.15:6; см. также: Кол.1:12, 3:17), а коринфян учит, «что идол в мире ничто и что... у нас один Бог Отец, из Которого все» (1Кор.8:4, 6), Который есть «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2Кор.1:3; ср.: 1Пет.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Флп.1:2; Кол.1:3; 1Фес.1:1; 2Фес.1:2; 1Тим.1:2; 2Тим.1:2; Тит.1:4; Флм.3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея ( Рим. 7:14, 15, 24 )? Кто так сознает свою греховность и свое нравственное бессилие, тот с духовною жаждою прибегает ко Христу Спасителю, чтобы чрез веру в Него получить оправдание и спасение. По учению самого Господа Иисуса Христа, книги Моисеевы содержат учение о Нем, Спасителе мира. Он говорит в обличение неверующих иудеев: Не мните яко Аз на вы реку ко Отцу, есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин. 5:45–47 )? «Не думайте, что я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею: то поверили бы и Мне: потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? 2) Вера в обетованного Спасителя после него После Моисея Бог также являл особенное попечение свое о сохранении веры в обетованного Спасителя чрез послание многих пророков. Пророки являлись среди избранного народа, как чрезвычайные посланники Божии. Они водимы были Духом Божиим, как учит апостол Петр: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет. 1:21 ). Пророки, наставляемые Духом Божиим, поучали народ истинам веры и правилам жизни, обличали заблуждения и пороки, утешали в скорбях, одушевляли терпением и мужеством среди несчастий, подкрепляли в трудных подвигах, нередко от лица Божия обличали и наставляли самих царей, как Самуил Саула, Нафан Давида, Илия Ахаава и под. Но особенным преимуществом пророков был дар предсказывать будущее – сокровенное, и особенным предметом их предсказаний был обетованный Спаситель рода человеческого. Пророки, предсказывая об обетованном Спасителе за много веков до явления Его на земле, ясными чертами обозначили время Его пришествия в мир, и раскрыли обстоятельства Его рождения, жизни, страданий, смерти и воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

II. Для нас, Христиан, кроме всех указанных оснований, на которых утверждали свою веру в боговдохновенность ветхозаветных книг Иудеи, есть ещё и другие основания, важнейшие: 1) Сам Господь наш и Спаситель, явившись на земле в такое время, когда эта вера в народе Иудейском, как видно из современных свидетельств Флавия и Филона, была столь всеобща и несомненна, не только не обличал за неё сынов Израиля, не только ничем не выразил, что Он, по крайней мере, не разделяет её с ними, напротив показывал полное уважение к ветхозаветным книгам, как к книгам священным, Божественным. Он – а) ссылался на них, подобно всем Иудеям, для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мёртвых ( Матф. 22, 31 ), и даже важнейшей истины своего Божественного посольства: испытайте писаний, говорил Он Израильтянам, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о мне ( Иоан. 5, 39 ); аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа (ст. 46); и ученикам своим, шедшим в Еммаус, начен от Моисея и от всех пророк, сказание от всех писаний яже о нем ( Лук. 24, 27 ). Он – б) нередко выражался об этих писаниях так, как можно говорить только о слове Божием, а отнюдь не человеческом, например: не может разоритися писание ( Иоан. 10, 35 ); подобает скончатися всем, написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о мне ( Лук. 24, 44 ; сн. Матф. 26, 54 ); аминь бо глаголю вам: дóндеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут ( Матф. 5, 18 ). Он даже, приводя некоторый места из Ветхого Завета,– в) присовокуплял: реченное Богом ( Матф. 23, 31 ), Бог заповеда ( Матф. 15, 4 ), и обличал при этом Иудеев: вы разористе заповедь Божию за предание ваше (-6), преступающе слово Божие преданием вашим, еже предасте ( Марк. 7, 13 ), и в частности о Давиде в одном месте заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную мене ( Марк. 12, 36 ). По примеру своего Божественного Учителя, и св. Апостолы:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Таковы именно суть два жезла, которыми, как говорили мы, пасет нас Христос «на пажити блазе и на месте тучне», как написано (Иез.34:14). Но не поняв тайны, не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, то есть закон Моисеев, Иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного. И это ясно говорил им Сам Спаситель: «не мните, яко Аз реку на вы ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисею, веровали бо бысте и Мне, о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете?» (Ин.5:45—47) Итак, нет никакого сомнения в том, что они не верили ни Писаниям Моисея, ни речам Спасителя. Так как они не приняли познания истины, «сего ради, говорит мудрейший Павел, «послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи» (2Фес.2:11). Действием льсти называет антихриста, присоединившись к которому Иудеи будут осуждены, и верен будет Спаситель, говорящий им, впавшим в неверие: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» (Ин.5:43). Что Иудеи немедля примут имеющего явиться в свое время сына беззакония, «противника и превозносящагося паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть» (2Фес.2:4), не умеющего пасти хорошо и с опытностью, Бог повелевает пророку типически предсказать это, говоря так: «еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна». Ведь достойнейшие и опытные в своем деле пастыри имеют тонкие жезлы, чтобы, если и представится случай ударить, не сокрушить ударяемое. Невежественный же в этом деле и весьма неопытный в пастырском искусстве толстыми палками сокрушает их. Вот это, думаю, и означают сосуды пастырские пастыря неискусного. Так как некогда сын беззакония, облеченный царскою честью, имеет открыться живущим на земле, кажется, в образе пастыря, не дающего никакой пощады ни народам под его властью, ни народам вне его власти, то посему и говорит: «се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010