Сия токмо всесвятая кровь Спасителя, на кресте излиянная, очистила нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), оправдала, освятила и содеяла достойными Царствия Божия. Но поелику дела закона не могли оправдать человека, то для чего Бог не только дал закон и учредил дела закона, но и проклятие положил на преступающих оные, сказав: « проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я »? ( Втор.27:26 ) Закон дал Бог яко пестуна, дабы он путеводствовал к вере во Христа, от коей оправдываемся. « Темже закон пестун нам бысть во Христа », говорит Павел, « да от веры оправдимся » ( Гал.3:24 ). И поистине закон дивно путеводствует к вере во Христа. Ибо в нем между прочим произрекает Бог о Иисусе Христе весьма ясно, говоря: « Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему. И человек той, иже не послушает словес Его, елика возглаголет Пророк оный, во имя Его, Аз отмщу от Него » ( Втор.18:18–19 ). Почему и сам Спаситель говорил: « аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа » ( Ин.5:46 ). И необиновенно еще учил, говоря: « Аз от Себе не глаголах: но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю » ( Ин.12:49 ). Повелевал же Бог с угрожениями соблюдать дела закона, потому что оные были образы законоположений Иисус Христовых, почему чрез оные предварительно научались люди тому, чему от Иисуса Христа имели быть научены, и тому, чтобы иметь достодолжное к Нему повиновение и благоговение. Но поелику, скажешь ты, дела закона не оправдывают человека, а токмо вера во Христа, то как праведные до закона и в самом законе бывшие оправдались? Они оправдались не делами закона, но верою во Христа, предвидев Его чрез просвещение от Всесвятого Духа и познав Его в знаменованиях, гаданиях, прообразованиях и Пророческих словах. Ожидали же они пришествия Его, дабы получить совершенное наслаждение оправдания и воздаяния ( Евр.11:39–40 ). Сие убо уведев, Богодухновенный Апостол со дерзновением говорил так: поелику знаем, что не дела, законом постановленные, но вера во Христа делает человека праведным и святым, то и мы уверовали во Иисуса Христа, дабы не от законных дел, но от веры в Него оправдиться: ибо никто не оправдится от дел закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вопросишь: Чтобы такое было, чему всякой Христианин веровать должен? Отвечаю: Всему том, что нам в слове Божием открыто, потому что о Божеских вещах, не по определению человеческого ума, но от Святого Писания, которое от Бога произошло, рассуждать должно: да вера наша, к ( 1Кор.2:5 ), не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет: а особливым некоторым образом всему тому веровать одолжаемся, что нам в Евангелии обещано, потому что всего Святого Писания намерение и конец есть истинная в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа вера, ( 2Кор.1:20 ; Евр.1:1 ; Лк.24:25 ; 1Пет.1:10 ). А такая вера открывается во Евангелии: и Христос Иудеев уличает сими словами: ( Ин.5:46–47 ) «Аще бы веровали Моисеови, веровали убо и в мне: о мне бо той писа: аще ли того писаниям не веруете, како моим глаголом веру имете?» Почему мы, ежели уверуем Евангелию, то все исполним. Ибо закона исполнение Евангелие есть. Второе: Святое Писание то ж подтверждает: ( Ин.20:31 ) и гл. 17, и так вера наша на едином слове Божием, как на неподвижном основании, утверждаться должна; а никаким образом на одних человеческих определениях, потому что «всяк человек ложь глагол же Господень пребывает во век» ( Пс.115:2, 32:11 ). Вопросишь: Что ж должно разуметь о церковных преданиях? Должно ли их принимать, и человеку Христианину им повиноваться за совесть? А чрез предания разумеем некоторые определения или в церкви принятые обряды в Святом Писании прямо непоказанные, но однако от Апостолов или от других отцов без писания церкви сообщенные и преданные. Отвечаю: Должно принимать, только такие предания, которые бы на Святом Писании неотменно имели утверждение, хотя чрез правильное, как говорится, заключение, понеже много в писаниях есть, что не говорится, а разумеется; как например детей крещение, хотя о том в Святом Писании нигде прямо не объявляется, только весьма оттуда доказать можно: или по крайней мере такие принимать должно, которые б слову Божию непротивны были: понеже когда Апостолы что-нибудь предали без писания, то неотменно не противно тому, что в писании церкви сообщили.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   Ибо, для чего — Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему, отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал Апостолом благовестия, «еже Бог прежде обеща пророки Своими в Писаниих святых» (Рим. 1:2). Сам Господь сказал: «испытайте Писаний, яко... та суть свидетельствующая о Мне» (Ин. 5:39). Посему, как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нем? Ученики говорят, что обрели Того, «егоже писа Моисей и Пророцы» (Ин. 1:45). На что опять закон и саддукеям, не приемлющим Пророков? Бог, давший закон, сам обещал в законе воздвигнуть и Пророков; потому что Он — Господь и закона и Пророков; и отрицающий одно из двух несомненно отрицает и другое. На что уже и ветхое Писание иудеям, не познавшим ожидаемаго по нему Господа? Если бы верили в Писания Моисея; то уверовали бы и в слова Господа: «о Мне бо той писа», говорит Господь (Ин. 5:46). На что Писания Самосатскому, который отрицает Божие Слово и пришествие Слова во плоти, назнаменованное и указанное в Писаниях Ветхаго и Новаго Завета! На что Писания и арианам? — Для чего предлагают их люди, которые утверждают, что Слово Божие есть тварь, и, подобно язычникам, служат «твари паче Творца» Бога (Рим. 1:25)? По нечестию своего измышления, каждая из этих ересей не имеет ничего общаго с Писаниями, и защитники ересей знают, что Писания во многом, или лучше сказать — во всем, противны мудрованию каждой из них. Но для оболщения простодушных, каковы упоминаемые в Притчах: «Незлобивый веру емлет всякому словеси» (Притч. 14:15), принимают они на себя вид, подобно отцу своему диаволу, что изучают и собирают изречения Писания, чтобы этими изречениями показать правильность своего мудрования, а наконец, убедить бедных людей мудрствовать вопреки Писаниям. И конечно, в каждой ереси прикрывающийся таким образом диавол выставлял на вид изречения, исполненныя льсти. Ибо Господь сказал о них, что «возстанут... лжехристи и лжепророцы, якоже прельстити многих» (Мф. 24:24). Так приходил диавол, говоря от лица каждой ереси: «аз есмь Христос» (Мф. 24:5), у меня — истина; и все ереси клеветник этот заставлял лгать и отдельно, и в совокупности. И странно — то, что все оне, препираясь между собой за все, что каждою выдумано худаго, неразрывно соединились одна с другою в одном, именно во лжи; потому что один у них отец, который во всех всевает ложь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Звал же их посланный Сын Божий и словом, вещая им: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф.11:28 ); также: «отселе узрите небо отверсто» ( Ин.1:51 ); и еще: «грядите, яко уже готова суть вся» ( Лк.14:7 ), то есть, отпущение грехов, дар Святого Духа, усыновление и царствие небесное. Звал их и сильными убеждениями от Божественного Писания, иногда говоря им: «аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» ( Ин.5:46 ), иногда же убеждая так: «аще убо Давид Господем его нарицает, како сын ему есть?» ( Мф.22:45 ) Еще же, звал их на вечерю веры в Него чрез преславные чудеса, каковые сотворил пред ними. Лк.14:18–20 .  «И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е: молютися, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити.» Какие суть те, которые, будучи званными прежде, вкупе, то есть, единодушно отрицались, и не повиновались званию? Суть сии фарисеи, книжники, законоучители и князи Иудейские. Сих первых звал Господь, так как разумевших Божественное Писание и так как научившихся от Писания о спасительном Его в мир пришествии. Но из них иные не повинулись званию, предпочитая куплю села, то есть, мирские их предложения и суетности. Ибо село означает мир, по толкованию Спасителя Христа, сказавшего: «село же есть мир» ( Мф.13:38 ). Почему они, так как рабы мирской суетности и тщеты, отрицались и говорили: «мы Моисеовы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» ( Ин.9:28–29 ). Иные же отрицались, извиняясь покупкою пяти супруг волов, которая означает привязанность к удовольствиям пяти чувств, составляющих пятерицу супруг. Ибо два имеем глаза, два уха, две ноздри, два орудия вкуса, язык, то есть, и небо; два осязания во всякой части, внешнее и внутреннее, то есть, бываемое на поверхности тела нашего, и внутрь проницающее даже до сердца и души нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

§ 176. Свидетельство новозаветнаго откровения Странно говорить, хотя и говорят иные 75 , что свидетельства в. завета о Христе Спасителе ничего не значат для христианина. Странно это уже и потому, что сам И. Христос отсылал иудеев к писанию в. завета как ясному свидетельству о Нем . Испытайте писания Аще убо бысте веровали Моисеови, и Мне веровали бысте; о Мне бо той писа ( Иоан. 5, 39. 48 . Тоже Лук. 18, 31 – 33; 24, 25. 27 ; Мат. 26, 54). Ап. Петр, указывая на основания веры в Христа Иисуса, говорит о себе и прочих самовидцах величия Иисусова и имамы известнейшее пророческое слово. Потом обращаясь к принявшим туже веру хвалит их за то, что они обращаются к сему слову как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Петр. 1, 16–19 ). Тем не менее христианин основывает свою веру в Христа Иисуса, как Спасителя мира, не на одном свидетельстве откровения ветхозаветного. Иисус Христос, показывая иудеям, как известное им откровение учит их о Нем, говорит, что Он имеет свидетельство о Себе более важное, чем свидетельства свидетелей земных, что Сам Отец пославший Его свидетельствует о Нем ( Иоан. 5, 34 – 37 ). Отец небесный не раз голосом с неба свидетельствовал о Иисусе: сей есть Сыне мой возлюбленный (Мат. 3, 17; 17, 5. Иоан. 12, 28. 29 ), свидетельствовал о том же чудесами. При самом благовестии о рождении Иисуса ангел назвал Марии и Иосифу Иисуса Спасителем потому именно, что Он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1, 21. Лук. 1. 30–33 ). Сам Иисус Христос неоднократно исповедывал, что Он есть Мессия: исповедывал в беседе с самарянкою ( Иоан. 4, 25. 26 ), пред учениками Иоанновыми (Мат. И, 2 – 8), пред апостолами (Мат. 16,17 – 21), пред народом, требовавшим от Него исповедания о Себе ( Иоан. 10, 24. 25; 9, 37 . Мат. 22, 42), в молитве пред отцом своим ( Иоан. 17, 4. 5 ), пред первосвященником, заклинавшим Его сказать правду о Себе (Мат. 26, 63. 64). Свидетельство Иисуса о Себе Самом есть вполне несомненное для нас свидетельство о лице Его. Он знал, откуда и для чего пришел ; а слова и дела Его показывают, что Он мог говорить только одну истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Праматерь Ева родила Каина — началовождя зависти и порока: Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты — Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает «горам дымиться» (Псал. 103:32). Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино... Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека (вместе); и мы целуем честное изображение Ея, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святаго (если Бог повелел Аврааму принести трехлетнюю телицу ко очищению душ, то ужели предызбранная от сложения мира и принесенная во храм Творцу Дева, — ужели не была чистым приношением человеческой природы)? Почто же вы, иудеи, не признали Богородицей Девы, происшедшей из вашего колена, и не приняли превечного Сына, плотски рожденного от Девы, и, таким образом, не воздали должной славы не только Ей, но и Рожденному от Нея?... Вы всему миру явили доказательства злобы вашей, согласно изреченному о вас слову Спасителя: «аминь, аминь глаголю вам» (Ин.8:34) «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39). «Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из облака раздался глас Бога Отца, говорящего: сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. И егда бысть глас, обретеся Иисус един ( Лк. 9:35–36 ). Что скажет на это иудей жестоковыйный, упорный, неверующий и имющий сердце необузданное? Вот, в присутствии Моисея, Отец повелевает святым апостолам слушаться Его – Господа: ибо если бы Он захотел, чтобы они следовали заповедям Моисея, то Бог тогда сказал бы: «так как вы верите Моисею, то исполняйте закон». А теперь не то говорит Бог Отец; напротив, когда присутствовали Моисей и пророк Илия, Бог повелел этим слушаться Его – Христа. А чтобы кто-либо не исказил истины, говоря, что Отец заповедал апостолам слушаться Моисея, а не Спасителя всех нас, Христа, – для этого Евангелист по необходимости заметил, говоря, что, когда раздался тот глас обретеся Иисус един. Итак, когда Бог Отец свыше как бы из облака наставлял святых апостолов, говоря: Того послушайте, – Моисей отсутствовал, и Илии также не было, но был один Христос; следовательно, Он (Бог Отец) повелел слушаться Его, поскольку Он есть исполнение закона и пророков. Поэтому Он (Спаситель) и обличал народ иудейский, говоря: аще бысте впровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа ( Ин. 5, 46 ). А так как они упорно продолжали нарушать данный через премудрого Моисея закон и не обращать никакого внимания на то, что изречено через святых пророков, то справедливо были отвержены и лишены благ, обетованных отцам их, ибо послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня ( 1Цар. 15, 22 ), как написано. Вот каково положение иудеев! Нам же, познавшим Его пришествие, будут принадлежать все блага через Самого и в Самом Христе, через Которого и с Которым Богу Отцу слава и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь 143 . 143 См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. LXXVVII, p.p. 1009–1016; cp. А. Миролюбова. Проповеди св. Кирилла Александрийского . Киев. 1889 года, стр. 249–252; Великие Четьи Минеи, под 6–м августа, л.л.95–96. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

( Ин.5:46 ). Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте Мне, о Мне бо той писа. 1322 Сказав, что Иудеи будут обличены всемудрым Моисеем и подвергнутся обвинению за непослушание ему, благополезно присоединяет и это, научая, что не напрасно порицал их, или иначе (говоря) – отклоняя от Себя подозрение в любви к злословию, ибо оказывается говорящим не ложное дело. Итак, пусть, говорит, вы отвергаете Мои слова, Я стерплю и недоверие к Себе, – возьмите своего Моисея, дайте веру достоуважаемому вами, и без сомнения узнаете, Кого вы, не ведая, бесчестите, – расторгните образы, содержащие в себе истину, ибо Я сенописуюсь в книгах его. Поэтому и сам Моисей, говорит, будет обвинять вас, когда увидит вас неповинующимися его писаниям о Мне. Может быть нам, изъяснив смысл в предложенном изречении, надлежало бы опять обратиться к дальнейшему (изречению евангельскому), предоставив истинно любознательным исследовать про- —406— образы Христа в Моисеевом законе. Ведь писания его полны этих прообразов, и у него об этом говорится много, впрочем, представляющего великие трудности к уразумению и обилующего весьма тонкими и прикровенными умозрениями. Но чтобы мы не показались отдающимися во власть лености и без достаточного основания уклоняющимися от столь достопочтенного труда, просто только ссылаясь на трудность Моисеевых писаний, – обратимся и к этому (исследованию), зная написанное «Господь даст глагол благовествующим силою многою» ( Пс.67:12 ). А как об этом, как мы сказали, весьма много говорится у всемудрого Моисея и таинство Христово предъуказуется у него посредством многих прообразов, то мы не почтем должным нагромождать читателям какое-либо безмерное множество (прообразов), но избрав одно из всего, постараемся дать ясное доказательство тому, что истинно было слово Спасителя нашего, которое Он высказал к Иудеям: «если бы веровали вы Моисею, веровали бы вы Мне, ибо обо Мне он писал». Глава III. О том, что Моисей указывал на пришествие Спасителя. Из Второзакония о Христе «Пророка вам от братьев твоих, как меня, восставит тебе Господь Бог твой, его слушайте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И выняв два клейноты и показав Викентию «Имел ли еси в дому твоем сия клейноты?» Викентий же видев свои клейноты и позна. Потом же показа Амбросий перстень жены его драгоценный и пояс. Тогда добре позна Викентий, яко та сокровища любезныя жены его, зело усумнеся и недоумевашеся, како содеяся, и рек Амбросию тако о сем «Мя уверил еси, Амбросие, и мню, яко некую кознь сотворил еси, да тебе сия драгия моя вещи раби мои вдаша за некое дарование к ним. А сего поистине не вем, да еже бы видети тебе самому жену мою и сия вещи дати на знак любления, понеже никогда таковое бесстыдство бысть в ней». Амбросий же рече ему: «Господине Викентий, аще ли мне не имеши веры, то аз пред всеми людьми явственно и о сокровенной запазушной вещи поведаю ти, аще подлинно хощеши уверитися. Твоя бо жена под левым сосцем своим имат червленую бородавку с пятию или с шестию власы лисоватыми». Людие же, слышавшее то, довольно тому Амбросию веру яша. Викентий же с великою болезнию воздохнув и вельми прослезися о разлучении жены своея. Той же залог Амбросию, пять тысящ златых, товарами многоценными отдаде и от великого стыда от града Парижа со слугою своим до другого града пойде в велицей печали и скорбию обдержим. И оттуда писа Викентий к жене своей Φлорентии «А как мое сие писание к тебе прийдет, и тебе бы немедленно до мене ехати». А слуге своему приказал под великим запрещением скоро жену свою в путь выпровадить и на пути в темном лесу ея задавити или заклати «А аз ти за сие обещаюся добре одарити». Той же слуга обещася господину своему тако сотворити и повеление его исполнити. И тако отъеха от господина своего к жене его с епистолиею 253 . И приеха до града Еневы, до госпожи своея, и епистолию ей поднесе. Она же прочетши епистолию и вельми о том начат дивитися, и рече «Когда таково было, еже господин мой повеле ми скоро к себе приехати? Прежде бо сего отнюдь таково не бывало!» И начат слуги присланного со всяцем испытанием вопрошати. Он же отнюдь ей не поведа, но токмо рек «Мню, яко того ради ехати тебе до себе повеле, яко еще онамо 254 медлити долго будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возводит речь к тем, кои свято и законно священствовали и истинно досточудным делом объявляет священнослужение, поскольку это относится к закону и к пользе и твердости божественных откровений, ибо, как пишет премудрейший Павел, закон свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим.7:12 ). Посему, когда, кажется, что речь идет о Левии, то надлежит значение мыслей непременно относить, конечно, не к тому, который родился от Иакова и был в числе двенадцати сыновей его, ибо совсем не священствуют, 1892 – но мы должны разуметь должность священства 1893 и са- —270— мое именно священнослужение, как бы и изображаемое в лице Левия. Итак, бе, говорит, к нему завет Мой жизни и мира. К священнейшему Моисею изречен писанный закон, данный чрез служение 1894 ангелов ( Гал.3:19 , – Деян.7:38 ), и положен он чрез посредника Моисея потомкам Израиля, имеющий обетование жизни и мира желающим жить право и волю Законодателя делать правилом жизни. Впрочем, пророческое слово в настоящем случае, кажется, прикровенно указывает нам и нечто из необходимейшего в отношении духовного созерцания. Ведь закон был дан древним, потомкам Левия представляя детоводительство ( Гал.3:2425 ) о Христе и некий образ и ясное предызображение истины. Истинен же Христос, Который есть жизнь и мир ( Еф.2:14 ; Ин.11:25; 14:6 ), и Его описывают нам сени Моисеевы. Посему и сказал, обращаясь к Иудеям: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне, о Мне бо той писа ( Ин.5:46 ). Его представлял агнец, закалавшийся в месяце первом, в четырнадцатый день, и долженствовавший спасать помазывавших его кровью косяки (дверные) домов ( Исх.12:5 дал.), – Его – (предызображала) телица рыжая и беспорочная ( Числ.14:2 след.), коей пепел с водою освящал оскверненныя к плотстей чистоте, как написано ( Евр.9:13 ), – Его – (предызображали) бесквасный хлеб ( Исх.12:18 ), горлицы, птенцы голубей ( Лев.5:7 ), – и вообще весь закон был полон (таинственного) созерцания о Христе ( Евр.10:1 ). Итак, справедливо называется заве- —271— том жизни и мира, ибо, оживотворенные в Нём чрез Него же опять мы получили доступ к Богу и Отцу и мир имеем с Ним чрез послушание и веру ( Рим.5:12 ; Еф.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010