XXXVI. О таинстве Елеосвящения Православное учение об елеосвящении как святом таинстве имеет для себя твёрдые основания и в Священном Писании и в данных истории. Предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Косвенно на это таинство указывает притча о милосердном самарянине ( Лк.10:30–37 ). Установление сего таинства, сделанное, конечно, по Божию повелению, видим в словах святого апостола Иакова: «болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Слова «во имя Господне» указывают на особое повеление и власть, данную апостолам и их преемникам, к совершению таинства. Впрочем, связь этого стиха с последующими, прямой смысл и тон речи свидетельствуют, что апостол только напоминает исполнять то, что было уже всем известно, что он не устанавливает нового таинства, на что он, как служитель только и строитель тайн Христовых, и не имеет права; но напоминает христианам долг пользоваться спасительным источником благодати Христовой, который был им известен. Да апостолы и не проповедовали сами от себя ( Гал.1:11–12 ), а учили только тому, что заповедал им Христос ( Мф.28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Ин.16:13 ); значит, и елеосвящение установлено Самим Господом. В таинстве елеосвящения, при помазании тела освящённым елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Напоминая христианам об этом таинстве в вышеприведённых словах, апостол Иаков ( Иак.5:14–15 ) ясно говорит: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что посредством этого действия не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов, и 2) что совершать это таинство могут только пастыри-пресвитеры Церкви, чрез таинственное рукоположение уполномоченные на совершение таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Полнота времени Апостол на Рождество Христово. Послание к Галатам, глава 4, стихи 4-7 4 Братия, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление 6 А поскольку вы - сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!» 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник - благодаря Богу. Перевод архимандрита ИАННУАРИЯ (Ивлиева) «Полнота времени», о которой говорит Апостольское чтение Рождества Христова, ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. Равноапостольный Константин Великий, первый христианский кесарь Римской империи, созвав Первый Вселенский собор, процитировал собравшимся отцам Церкви пророчество римского поэта Вергилия, написанное за несколько десятилетий до Рождества: «Возраст последний настал… Новых великих веков чреда зарождается ныне…» И первые слова Спасителя, произнесенные Им, как нам сообщают Евангелия, после Его Крещения от Иоанна, были о том же: «Исполнилось время!» (Мк. 1, 15). Положенная Творцом мера времени была достигнута. Мир и время подошли к концу, к своей цели, настали «новые великие века». Когда пришла эта «полнота времен», когда все небесное и земное соединилось во Христе (ср. Еф. 1, 10), тогда наступило время «Нового Завета». Но, произнося привычное словосочетание «Новый Завет», ощущаем ли мы всю необычность, всю значимость этого выражения? Все народы земли во все времена хвалились древностью своих традиций, священных установлений и книг. И вдруг: «Древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор. 5, 17). В чем же новизна? Новизна в том, что наступил исторический поворот: рабы стали свободными сынами. Бог сотворил новую ситуацию через послание Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди: через рождение. Более того, как и прочие люди, Он поставил Себя в подчинение Закону. И все это ради того, чтобы все мы стали свободными и сынами Божиими.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/35...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас начал изучать библию, и заинтересовал такой момент. Бог же заключил завет с евреями, что они соблюдают его заповеди, а он их защищает и благословляет. Однако сами евреи уже сотни лет не верят в библейского Бога, но при это Бог их не наказывает, почему? 6 Ответов Иудеи сами себя наказывают, оставаясь вне корабля спасения — Церкви Христовой. Более страшного наказания не существует. Очень даже наказал Бог иудеев! Господь не прекратил Своего недовольства до сего дня. За упорное отступничество и жестоковыйность (жесткие шеи) Он пообещал иудеям уничтожить их священный город Иерусалим Мф. 23:37–39 Мк. 13:1–2 что было сделано с особым тщанием. Заметим, что тексты Евангелия были написаны до описанных событий. Итак, 1. Человечество наблюдало блокаду римскими войсками Иерусалима в 70м году I века по Р.Х. и разрушение главной религиозной святыни евреев — Второго Храма, сопровождавшееся еврейской междусобицей во время 1ой Иудейской войны (66–73 годы). В этой бойне евреи оказались без воды и еды, они съедали всё живое, и даже своих младенцев. На религиозной почве братоубийство внутри осаждённого Римской армией города достигало невиданных размеров. Офицальный Рим в переписке даже удивлялся неслыханному варварству еврейских распрей, недостойных для цивилизации. 2. В 132–136 годах забвение евреев продолжилось. Во время востания Бар-Кохбы остатки Второго Храма и Иерусалима были уничтожены полностью. Город переименовали в Элия Капитолина, в честь фамилии императора Адриана, а Иудею переименовали в Палестинскую Сирию (давнего врага). По силе воздействия на умы изменения равносильны переименованиям США в Американский Иран, а современного Киева в Путинск. Сотни тысяч евреев были физически истреблены и изгнаны из Иудеи, законом запретили обрезание по всей Римской империи. 3. Вишенкой на торте стали события 691 года. В этот год была достроена мечеть Купол Скалы, сегодня входящая в Список всемирного наследия. Это мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, и одна из главных святынь ислама. Единственное место в мире, где может стоять Храм иудеев заняла мечеть, место, с которого по преданию мусульман совершилось так называемое путешествие и вознесение (мирадж) пророка Мухамеда на небеса.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-ne-n...

Призвание апостолов, Нагорная проповедь и время Распятия: о некоторых «противоречиях» в Евангелии Иеромонах Роман (Кропотов) Евангелие, как прочная основа человеческого бытия, бесспорно, должно занимать приоритетное место в жизни каждого христианина. Евангельские истины, в силу своего небесного происхождения, принимаются безоговорочно и служат регулятором всей духовной жизни христиан. Но если так, то может возникнуть вопрос: отчего у евангелистов, излагающих, казалось бы, одну и ту же историю, повествования иногда разнятся, порой самым очевидным образом? На самом деле подобное недоумение может возникнуть лишь при поверхностном ознакомлении с текстом, но при детальном его изучении становится понятно, что эти разногласия не только не являются противоречиями, которых в принципе чуждо Евангелие, но, напротив, лишь подтверждают его истинность. Можно начать с призвания на апостольское служение Петра, Иакова и Иоанна . Первые три евангелиста говорят, что оно произошло уже после второго возвращения Спасителя в Галилею при озере Геннисаретском, в то время, когда апостолы ловили рыбу (Мф.4,18–22; Мк.1,16–20; Лк.5,1–11). Но Иоанн Богослов говорит, что оно совершилось в первое посещение Спасителем Галилеи, и при этом не было никакой ловли (Ин.1, 37–51). На самом деле это повествования о двух разных событиях. Апостол Иоанн, как писавший свое Евангелие последним, задавался целью изложить события, о которых умолчали первые три евангелиста. Поэтому в своем Евангелии он описал первую встречу апостолов с Господом, во время которой Спаситель еще не призывал их следовать за собой. Призвание же в собственном смысле совершилось во время рыбной ловли, и именно тогда Христос указал апостолам на род их будущего занятия – быть ловцами человеков. Но оба эти события нужно отличать от еще одного, особого призвания избранных учеников в число 12 апостолов, которое совершил Спаситель после всенощной молитвы и о котором повествуют только два евангелиста – Марк и Лука (ср. Мк. 3; Лк. 6) Что касается призвания апостола Матфея , то в своем Евангелии он называет себя именно этим именем (Мф. 9, 9). Но евангелисты Марк и Лука повествуют о призвании некоего мытаря именем Левия, которого евангелист Марк называет сыном Алфея (Мк.2,14; Лк.5, 27). Эта разность имен говорит не о двух отдельных личностях, но о иудейской традиции иметь по нескольку имен, так, что человека могли называть либо сразу двумя именами, либо по отдельности. Как, например, сам апостол Марк носил два имени: Иоанн-Марк (Деян.12, 12, 25; 15, 37). Именно поэтому апостол Матфей зовется также Левием. О том, что речь здесь идет об одном человеке, свидетельствует и удивительное сходство деталей этого события у всех трех евангелистов.

http://pravoslavie.ru/154438.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Пет.4:1-11 Ев.- Мк.12:28-37 за четверг: Лит.: Ап.- 1Пет.4:12-5:5 Ев.- Мк.12:38-44 Собора 70-ти апостолов: Лит.: Ап.- Рим.8:8-14 Ев.- Лк.10:1-15 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. Собору семидесяти апостол Тропарь Собору семидесяти апостол, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак Собору семидесяти апостол, глас 2 Христовых учеников лик седмьдесят/Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,//и пребывают светильницы Божественныя веры. Ин кондак Собору семидесяти апостол, глас 1 Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы,/Христос вас яви, премудрии,/озаряющия мир светом проповеди/и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии./Сего ради днесь восхваляем верою вашу память,//молите спастися душам нашим. святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому Тропарь святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 4 Избран от Бога, возлюблен от людей,/архиереов Божественная красото,/отче Евстафие, Ангелов сослужителю,/таин же Божественных проповедатель был еси,/темже моли Христа Бога со всеми святыми/избавитися от всяких зол/молитвами твоими, блаженне,/и спастися нам,//чтущим любовию святую память твою. Кондак святителю Евстафию I, архиепископу Сербскому, глас 6 Свыше благодать прием от Бога,/во святительское подобие облеклся еси/и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней./Темже память твою чтуще,//прославляем Бога, прославльшаго тя. преподобному Ахиле, диакону Печерскому, в Дальних пещерах

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-01-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2010 год ЦЕНА УЧЕНИЧЕСТВА. Евангелие в Неделю Крестопоклонную Сказал Господь: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречется от самого себя, и возьмет крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь свою, погубит ее; а кто погубит жизнь свою ради Меня, спасет ее. Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением, блудным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет Он во славе Отца Своего со святыми ангелами». И говорил Он им: «Аминь, Я говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти, прежде чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Мк. 8, 34 — 9, 1. Перевод Сергея Аверинцева Преполовение Великого поста приходится на 3-ю его неделю, Крестопоклонную. Название и богослужебные особенности придают ей характер Великопостного средоточия, а чтение из Евангелия от Марка за Литургией этого дня разъясняет, что значит быть последователем Иисуса (8, 34), и указывает на связь между Крестом и спасением (8, 35-37), Крестом и славой «Сына Человеческого» (8, 38). Вместе взятые, они преобразуют вопрос об ученичестве Иисусу в ответ о том, Кто есть Сей Иисус, призывающий следовать за Собой «народ с учениками Своими» (8, 34) не просто на определенных, а, на первый взгляд, вызывающих внутреннее потрясение и ужас условиях (8, 34). Что же значит быть учеником Иисуса? Этот вопрос относится к каждому из нас хотя бы потому, что начиная с 6-й главы книги Деяний Апостольских этот термин относится к каждому уверовавшему в Него, вне зависимости от того, знал ли он Иисуса во время Его земного служения или нет (6, 1 сл.; 9, 10-26). «Апостолы» или «ученики» Христовы? Всего лишь один раз двенадцать постоянных ближайших спутников и очевидцев служения Иисуса именуются в Евангелии от Марка «апостолами», (6, 30) или «посланниками». Это происходит после их первого миссионерского опыта проповеди «о покаянии» (6, 12), на которую они были уполномочены Самим Иисусом. Во всех остальных случаях все двенадцать именуются «учениками» — 43 (!) раза. Та же картина наблюдается и у Матфея (соответственно 1 и 72) с Лукой (7 против 28). Так наши евангелисты подчеркнули основной статус апостолов в их отношении к Иисусу: они, прежде всего, Его ученики.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской? 06.02.2019 686 Время на чтение 12 минут О самой сути подвига юродства на примере святой Ксении Петербургской , чью память ныне отмечаем, рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич). «Как себя» Блаженная Ксения Петербургская. Художник: Александр Простев Сегодня, 24 января/6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом конце 70-летнего господства богоборческого режима, блаженная Ксения была прославлена в лике святых. Блаженной Ксении, которая приняла на себя подвиг юродства Христа ради, то есть подвиг, в котором наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства, когда решительно отвергается какая бы то ни было привязанность к вещам мира сего. Подвиг, в котором человек стремится всецело сосредоточиться на заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, помышлением, всею крепостию» (Мф. 22: 37). И еще - на второй, подобной ей: «и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И блаженная Ксения именно, как себя, возлюбила своего умершего близкого. И показала как бы образец этой любви, как себя, - она как бы даже отождествилась с ним, надела его платье и велела называть себя его именем. Вглядимся же внимательнее в сущность этого своеобразного христианского подвига - юродства Христа ради, - который берет начало в седой древности, зародившись в среде египетского иночества. А в последующие времена особенно прижился на почве русского Православия. Контраст с нами Они желают знать только волю Божию и Премудрость Его, бесконечно превосходящую ум человека Неотмирность христианства особенно ярко и бескомпромиссно заявляет о себе именно в этом подвиге. Именно у юродивых мы не находим никакой причастности к интересам мира сего; завет Господа - «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) - в наиболее полной и бескомпромиссной мере исполняют именно Христа ради юродивые. Они именно отлагают всякое житейское попечение: не заботятся ни о пище, ни об одежде, ни о жилище, ни о том, как они выглядят в глазах окружающих. Для них характерно кроме целомудрия также полнейшее отсутствие человекоугодия; их странные поступки навлекают на них насмешки, обиды, оскорбления, а они пользуются этим как возможностью упражняться в незлобии и молитве за своих обидчиков.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/06/ch...

Изображения Тайной Вечери: От фресок в катакомбах до картин Сальвадора Дали Самых ранних христианских художников занимала тема Тайной Вечери. Интерес к ней не исчезал с веками. 17 апреля, 2014 Самых ранних христианских художников занимала тема Тайной Вечери. Интерес к ней не исчезал с веками. О том, как изображалась Тайная Вечеря византийскими мастерами, западными художниками Средневековья и Возрождения, русскими художниками XIX века, знаменитым сюрреалистом, африканскими художниками середины прошлого века рассказывает кандидат искусствоведения Наталья Боровская. Первые изображения Тайной Вечери принято относить еще к эпохе римских катакомб, хотя знаменитую сцену трапезы в катакомбе Святого Себастьяна (III век) многие исследователи склонны считать языческим произведением. Бесспорный образец ранней традиции – мозаика византийского храма Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век), в которой мы видим весьма нестандартный подход к событию. Крупная фигура Христа и сидящие за ним апостолы образуют плотный полукруг возле стола, на котором лежат… пять хлебов и две рыбы, т.е. «атрибуты» чуда Умножения хлебов, которое воспринимается как «пролог» Евхаристии. Такая иконографическая комбинация помогает ощутить связь между словами Иисуса на Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) и обращением к ученикам в момент умножения хлебов: «Вы дайте им есть» (Мк. 6, 37). В средневековом искусстве при изображении Тайной Вечери на первом месте, безусловно, оказывался евхаристический аспект. Согласно византийскому канону в алтарной части храма (апсиде) на самом видном месте помещалась монументальная композиция «Причащение апостолов». Она давала не историческое изображение конкретного Евангельского события, а символическую трактовку Таинства, и этим объясняется ряд сюжетных условностей. Прежде всего – отсутствие Иуды и обязательное присутствие апостола Павла, что с исторической точки зрения некорректно и почти абсурдно. Во многих храмах византийского происхождения можно встретить в композиции не одну, а две фигуры Христа, что должно было стать символом Его Богочеловечества. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве.

http://pravmir.ru/kartiny-i-freski-tajna...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2010 год ВО ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА Примерно пятая часть евангельского текста посвящена чудесам божественного врачевания, изгнанию бесов и даже воскрешению мертвых. Не меньшее место отводится образам исцеления и в православном богослужении. Каков смысл приносящих выздоровление чудес? Как они связаны с нашей жизнью в Церкви? Практически все религиозные лидеры заботились не только о душе своих адептов, но и об их телесном здравии. Одни использовали для этого доступные им средства медицины, другие прибегали к чудотворению. Казалось бы, Иисус Христос в этом отношении от них отличался мало. Однако взглянем на роль Иисуса как основателя религии в системе богословских взглядов христианской общины. Из того, какое положение занимает человек в социуме, следует не только его особая функция, но и мотивация всех его поступков. Господь не был проповедником отвлеченных идей. Он не учил тому, чего бы не знал Ветхий Завет, не изобрел каких-либо аскетических практик. Конечно, можно сказать, что Христос принес уникальное учение о Боге, но практически все новые идеи Он подкреплял ветхозаветными цитатами и аллюзиями. Главное в учении Христа — не набор богословских новаций, а Он Сам. И в этом радикальное отличие от любого другого религиозного лидера. Потому и цель социальной деятельности Иисуса Христа была совершенно иной, нежели у всех, кто был до и после него. Оттого и христианский взгляд на чудеса исцеления совершенно оригинален. Нерасчетливое милосердие Крайности в богословии — вроде поверхностной ловли в том месте, где большая рыба любит глубину. Дело не в том, что мыслитель идет неправильным путем (ловит не там), а в том, что промежуточную остановку принимает за пункт назначения. Опасно, размышляя о Христе, сводить Его жизнь к набору гуманных поступков и моралистических трюизмов о том, что человеку нужно помогать, невзирая на день недели (спор с фарисеями о субботе: Мф. 12, 9-14; Мк. 3, 1-6; Лк. 6, 6-11), а также национальность, религиозную и социальную принадлежность «пациента». Но плачевна судьба и противоположной точки зрения, что все поступки Христа имеют исключительно духовный, таинственный смысл. Если Господь был настолько чужд тому состраданию, какое испытываем мы, когда видим нищего или собаку с подбитой ногой, то Он воспринял человеческое естество не совершенным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/11/8...

Организация работы Центра реабилитации (формы и методы). 01.09.2015 10:01:27 Протоиерей Олег Стеняев Условия для успешной работы программы реабилитации лиц, пострадавших от нетрадиционных религий, – следующие. Помещение для приемной Центра лучше организовать при храме, также это может быть дом причта. Определить один день в неделе как приемный. Установить время приема, например: с 12 до 16 часов. Выбирая день и время приема, необходимо соблюдать одно очень важное правило: они не должны совпадать с богослужением. Если это правило будет соблюдаться, то не придется переносить часы и дни приема. Как показывает опыт, изменение дня и времени негативно сказывается на организации и работе Центра реабилитации. Получится так: люди пришли – вас нет, вы пришли – людей нет. Итак, вы определились с местом, днем и временем. Следующее действие – оповещение людей: через объявления в храме и СМИ или расклейка объявлений по району, ближайшему к вашему храму, о начале работы Центра, куда могут обратиться за помощью люди, пострадавшие от сект, а также их родители и родственники за консультацией. Хорошо, если такое объявление будет постоянно публиковаться в каком-либо церковном издании. Первое время приходят, в основном, родители детей, попавших в секту. Родителям нужно объяснить, что всякие споры на религиозные темы должны быть прекращены. Такие распри внутри семьи ни к чему хорошему не приводят, а наоборот, еще глубже заставляют их ребенка вникать в сектантское учение и чаще убегать из дома в секту, где его принимают более радушно, чем в собственном доме. Когда он расскажет о конфликтной ситуации, возникшей дома, то его пастор или наставник скажет, что он находится на правильном пути. Если это неопротестантская секта, то ему прочитают стихи из Библии: «И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф.10:36-37 ); или «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» ( Мк.6:4 ) и т.д.

http://radonezh.ru/analytics/organizatsi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010