Алтарь устраивается в восточной стороне храма. Стоящие в храме лицом к алтарю, молятся на восток. На востоке был рай, на востоке соделано спасение наше. Господь, оживотворяющий все, именуется Востоком ( Зах.6:12 ; Пс.67:34 ), Востоком свыше ( Лк.1:78 ), Солнцем правды ( Мал.4:2 ); посему христиане в молитвах всегда обращались и обращаются на восток (св. Василия Великого , прав. 90). Против алтаря, в западной части храма бывает притвор, а между алтарем и притвором находится собственно церковь , или храм. Алтарь (олтарь), как показывает значение самого слова (латинскаго alta ara – возвышенный жертвенник), устраивается выше других частей храма ступенью, двумя и более (Βμα, ρατεον); таким образом, он становится видимым для предстоящих в храме и своим возвышением указует, что он знаменует собою Горний мир. Самую главную принадлежность алтаря составляет святый престол (Τρα’πεζα) 12 . Он изображает небесный престол Божий, и на нем таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также жертвенником 13 , потому что на нем приносится бескровная жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово 14 . Престол бывает четырехугольный 15 ; четыре стороны его изображают, что на нем приносится жертва для всех стран мира, что все стороны призываются к вкушению тела и крови Христовой. Соответственно двоякому значению престола, как гроба Господня и престола Божия, на нем полагаются две различные одежды, которыми престол одевается до земли (Служебн. Извест. учит.): сперва белая одежда, называемая «нижнею» И срачицею (катасаркою κατασρκιον от κατ и σρξ – приплотие); она изображает собою Плащаницу, коею было обвито тело Спасителя ( Мк.15:46 ), потом полагается светлая, блестящая одежда, называемая верхнею одеждою, так же индитиею (νδυτη’ от νδω – одеваю 16 : она изображает собою славу престола Господня 2) 17 . На престоле следует быть одной срачице и потом индитии, коими одевается престол до земли (Служебн. Извест. учит. Вещи пред служением). При освящении храма нижняя одежда престола обвязывается вервию (веревкою), знаменующею узы, которыми был связан Господь, когда Его вели к первосвященникам Анне и Каиафе ( Ин.18:24 ). Престол, при освящении его Архиереем, обвязывают веревкою таким образом, что она со всех четырех сторон изображает крест 18 , которым злоба Иудеев низвела Господа в гроб, и который послужил к победе над грехом и адом 19 . Когда престол освящается священником, тогда престол опоясывается «просто» (Больш. Требн.), т. е. наподобие пояса вверху престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В этих словах содержится высокая похвала вере Петра. Но горячность чувства иногда увлекала Петра за пределы должного, так что даже Господь порой упрекал его за это. Вот один подобный пример. Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Пламенно любящий Христа Петр и мысли не мог допустить, что Христос сколько-нибудь пострадает. От преизбытка любви к Господу он не хотел, чтобы что-нибудь подобное случилось. Отозвав Христа, он начал прекословить Ему, говоря: «Сохрани Бог ! Этого не будет с Тобою, Господи!» Со строгим упреком отвечал ему Христос: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:21–23 ). В другой раз горячность чувства соединилась в Петре с колебанием и сомнением. Это было вскоре после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Ученики плавали в тихий вечер по спокойному озеру. Сердце их еще было полно совершившимся, и они беседовали о великом чуде, свидетелями которого недавно были. Вдруг поднялся сильный противный ветер, и громадные волны окружили небольшую лодку. Из всех сил трудились ученики, чтобы скорее добраться до берега, но мало продвигались вперед. Иисус, молившийся на горе, увидел их бедственное положение и пошел к ним прямо по волнам. «Это призрак», – со страхом вскричали ученики, видя, как будто тень какая движется по воде. Но Христос поспешил ободрить их: «Ободритесь, это – Я, не бойтесь!» Смелый и горячий Петр был особенно поражен неожиданным явлением их Учителя и Его словами. «Господи, – воскликнул он, – если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!» – «Иди», – отвечал Христос. Петр вышел из лодки и по воде направился к Господу. Он шел, пока его держала вера, но когда он увидел, что еще далеко находится от Господа, что ветер не перестает, что под ногами у него зияет страшная черная бездна, то испугался, стал сомневаться, и тотчас начал тонуть. «Господи, спаси меня!» – с отчаянием вскричал он, погружаясь в глубину морскую и в ужасе поднимая руки. Простерши руку Свою и поддерживая утопающего, Христос обратился к нему, с упреком: «Маловерный, зачем ты усомнился?» ( Мф.14:29–31 ). Вообще, Петр больше других учеников нуждался в особом руководительстве Господа. Но в то же время за свою любовь к Господу, за глубокую веру в Него Петр был одним из приближенных учеников Спасителя. Только он с другими двумя учениками, Иаковом и Иоанном, сподобился видеть на горе Фаворской славное Преображение Господне и слышать голос Бога Отца, с неба нисшедший к Господу ( Мф.17:1–13 ; Лк.9:28–36 ; Мк.9:2–13 ). Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании ( 2Пет.2:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанну некуда и не к кому было идти, ничего не осталось такого, что бы он не оставил ради Учителя; у него не было “своей стороны”, он полностью на стороне Иисуса, в единстве с Ним, в единстве, о котором Он говорил: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… (Ин 17:21). 2. Двенадцать Апостолов как единая основа нового творения И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт 2:7). Человек создан единым: по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Так было в начале творения. Грехопадение разрушило нераздельно-неслиянное пребывание человека в таинстве Божественной благодати. Благодать Святого Духа отступила, а вместе с ней и единство-неслиянность; в жизнь человека вошло разделение — противоречие и смешение — хаос (вавилон): или — или: или рознь личностей, неравенство, борьба за первенство; или — безличная масса, полусвет, полутень; смешение словесного с бессловесным, “бессловесное слово” и т. д. От человека отступила вечная жизнь и приступила смерть. Новое творение — Церковь — Господь совершает уже не Один, а совместно, в соработничестве с самим человеком, “прилагающим усилие” ко спасению своей души. Новое творение — новая, таинственная Бого-человеческая жизнь; живой динамичный процесс восхождения от земного к небесному, от временного к вечному. На Тайной Вечери Церковь основана Христом, как “из праха земного”, из двенадцати избранных Им Самим учеников — Апостолов (греч. ‘вестник, посланник’): И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь (Мк 3:14). Двенадцать посланников Божьих символизируют “представительство всей полноты народа Божьего, соотносясь с двенадцатью коленами Израилевыми” 1 . Природа Церкви, основанной на трапезе Христовой, евхаристична. Камень, “который отвергли строители” — любовь — положен во главу её угла. В ту ночь, перед праздником Пасхи, Иисус явил делом, что , возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин 13:1).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Как бы поспешал Господь наш пришествием Своим на суд всех народов, так как доселе не благовествовано народам (всем). Но и первый культ еще не кончился, когда самый храм стоит, доселе приносятся жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не построена, ибо и сами Апостолы ходили в храм для молитвы ( Деян.2:46, 3:1, 5:20, 21:26, 22:17 ), хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб ( Деян.2:46, 20:7 ). Если таким образом храм с своими службами стоял в полном украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была построена), хотя и была основана; ибо когда упразднится дом тот и его жертвоприношения будут иметь конец, тогда наступит начало проповеди Евангелия. Итак, если Евангелие не пришло, поскольку ветхое служение держится доселе; то каким образом, прежде чем проповедано новое служение и ветхое еще не прекратилось, откроется Он для воздаяния тем, кои не послушались (слова евангельского), когда доселе еще Он не был им благовествован? И что тогда будут значить слова: «идите ко всем народом и учите» ( Мф.28:19–20 ), – или: «прежде... проповедано будет», то есть прежде откровения антихриста возвещено будет евангелие то »по всему миру» ( Мк.13:10 , Мф. 24:14 )? Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает, чрез уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, – дотоле не придет день Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь. Но как существовало время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе пришел Христос: так ничто не может остановить время проповеди Нового (Завета), пока апостольство не совершит данное ему призвание: " идите ко всем народам» ( Мф.28:19 ), и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: – только тогда, наконец, попускается Отступнику придти для испытания достоинства людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Л. Толстой проповедует, что человек совсем не должен жить для себя, а только для других. А это, по его учению, возможно только при полном отречении человека от блага своей личности, при совершенном уничтожении всяких обязанностей по отношению к себе самому и решительном отвержении всякого совершенствования того, что человеку прирождено. Таков, по словам графа, закон человеческой жизни, установленный мировым разумом. К выполнению этого закона людей располагает сознание того, что благо человеческой личности, недостижимое при ее служении самой себе, непременно достигается, когда она живет не для своего блага, а только для блага других... Не станем излагать всех тех умствований, которыми граф, с голоса язычески философствующих мудрецов, подкрепляет свою мнимо новую и мнимо высокую проповедь . Лучше же для предохранения душ, колеблемых ветром его учения, раскроем истинно христианское учение о том, должен ли человек, любя Бога и ближних, любить и себя самого, и, если должен, то как и насколько. Раскрытие Христова учения об этом само, красноречивее всяких человеческих слов, покажет, что граф Л. Толстой – неверный ученик Спасителя, и дерзко он обманывает людей, предлагая им свое якобы истинное разумение Божественных писаний. Священное Писание не находит нужным распространяться и доказывать необходимость любви человека к самому себе, так как чувство любви к себе лежит в самой природе человека ( Еф.5:29 ). Оно вложено в нее Самим Высочайшим Творцом вселенной, по образу Которого, как беспредельной Любви ( 1Ин.4:8 ) и прежде всего к Себе Самому ( Притч.16:4 ; Рим.11:36 ; Кол.1:16 ; Евр.2:10 ), создан человек, являющийся в видимом мире существом божественного рода ( Деян.17:29 ). Как первое и необходимое чувство человека по отношению к себе самому, эта любовь ставится христианством мерой человеческой любви к ближним ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ; Иак.2:8 ; Рим.13:9 ; Гал.5:14 ), заповедываемой христианину, как нравственная обязанность его, подобная обязанности любить Бога, и таким образом узаконивается и освящается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Лк.4:15 .  Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. (См. Мк.1:14, 28, 39 ). «В силе духа», т.е. снабженный силой Святого Духа. Эта сила сказалась, конечно, в чудесах, которые стал совершать Христос. «Молва о Нем», т.е. молва об этих чудесах. Отсюда видно, что, по представлению Луки, деятельность Господа в Галилее была довольно продолжительна. «В синагогах их», т.е. галилеян. Лк.4:16 .  И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. «Назарет» (см. комментарии к Мф.2:23 ). «Был воспитан» (см. Лк.2:51 и сл.). «По обыкновению Своему». Во время Своей открытой деятельности Христос имел обыкновение по субботам посещать синагоги. Это замечание показывает, что описываемое дальше событие происходило в сравнительно поздний период Галилейской деятельности Христа («обыкновение» могло создаться в течение известного периода времени). «Встал читать». Обыкновенно начальник синагоги предлагал кому-либо из известных ему лиц взять на себя чтение из Священного Писания для собравшихся в синагогу богомольцев, и тот, на приглашение начальника, вставал – прочие богомольцы сидели. Но Христос, встав Сам, выразил этим желание читать, и так как Он был достаточно известен начальнику синагоги как местный житель – о чудесах Его в Назарете евангелист Лука еще не сообщал, – то Ему и подали книгу или свиток. Лк.4:17 .  Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Книгу пророка Исаии». По-видимому, чтение отдела из Закона («параша») было уже закончено, когда Христос выразил желание читать. Поэтому Ему подали книгу Исайи и Он прочитал из нее, вероятно, положенный по порядку отдел (гафтара). Евангелист, говоря, что Христос, как только раскрыл книгу, так тотчас нашел нужный Ему раздел, очевидно, этим хочет отметить, что книга Исайи раскрылась не случайно на известном листе, а что здесь было дело Божественного Промысла. Книга Исайи, как и другие, конечно, представляла собой пачку листов, обвернутых вокруг скалки и завязанную шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки скалок были все наверху, и на каждой было написано название известной священной книги, так что их легко было находить при надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не остави же ю (Христос церковь ) убогу и не имущу, чем куплю деяти, но десятью мнасами обогати, благодатью Святого Духа, хиротонией епископа, пресвитера и диакона, предав их десяти рабам, трем вышесказанным чинам, имже и куплю деяти повеле, дóндеже приидет. В сих числе и действе совершение священнического чина, и ни меньше, ни больше их быти лепо (Благовестн. от Лк. зач. 95, лист 205). 13 И епископом изобильнейшую даде благодать ( Дионисий Ареопагит о священноначалии) 14 : кроме того (епископа) ниже жертва, ниже иерей, ни жертвенник, ни хиротония, ниже миро святое, ниже убо христиане: чрез того убо истинное христианство и Христовы чрез того все тайны ( Симеон Солунский , книга 1, глава 77: книга 2, глава 88). 15 Без епископа церковь Христова быть не может, и никогда не была (Палинодия, часть 2, раздел 8, артикул 1). 16 Ей же (церкви) в залог вечного спасения, ключи царства небесного Христос поручи (Евангелие от Мф. зач. 67; от Ин. зач. 65; Книга о вере, слово 8, лист 66). 17 И то вручение ключей церкви бысть первее в лице Апостолов, по них же наследуют их власти преемники, сиречь епископы, а чрез них и священники. Вечность же священства Христос с непреложностью утверди, по силе живота своего неразрушаемого (к Евр. зач. 316). 18 Якоже сам Христос не умирает, тако и преданное Им священство не престанет (Книга Кирил. глава 8, лист 77) 19 ; с нимже и вечно пребывать обещал (Кн. о вере, л. 59) 20 , и обещание Его всегда исполняется, еже врата адова не могут одолети церкви, ниже против его Апостольским престолом, то есть епископом (та же Кн. о вере, гл. 19, лист 173 на об.). 21 Златоуст святой о вечности первопрестольства церковного так утверждает: удобнее солнцу угаснути, нежели церкви без вести быти (Маргарит, лист 193) 22 ; Небеса и стихии и вся тварь изменятся, а церкви и Евангелие никогдаже (Благовестн. от Лк. зач. 117; от Мк. зач. 62). 23 Вот в каком виде чинов, силе дарований Святого Духа, действии таин, и с каковыми обетованиями вечности, непреложности, неодолимости Христос церковь свою основал, по собственному Его неложному свидетельству и святых отцов учению! Посмотрим же теперь и старообрядческими наставниками показанную церковь , носит ли она в себе существенные знамения церкви Христовой, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Объяснение. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святого Еммануила: Мф.1:2–3 , стала чужой Сыну Своему. Здесь нам даётся знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так что у кого же ещё больше было этой связи, как не у Матери Божией: Лк.1:30–49; 11:27 ? – Не оставил Своим попечением Иисус Хрис. Её, когда, был уже на Кресте: Ин.19:26–27 . Лк.1:47–48 . «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Объяснение. Эти слова служат нам основанием для прославления Богоматери, сказавшей: «Ублажат Меня все роды». Примеры к прославлению Святой Девы показали: Архангел Гавриил: Лк.1:28 ; праведная Елисавета: Лк.1:42 ; царь Давид пророчески говорил, что Пресвятая Дева, Царица Небесная, Матерь Владыки: Пс.44:10 . Лк.8:19–21 . (См. объясн. Мк.3:33–34 ). Лк.11:27 . «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Объяснение. Вот пример для прославления Богоматери во исполнение сказанного: «Отныне будут ублажать Меня все роды»: Лк.1:48 ; Пс.44:10 . Ин.8:58 . «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Объяснение. Господь Иисус Христос, как вторая Ипостась Святой Троицы, действительно существовал не только прежде Авраама, но и прежде всех веков: Ин.10:30 ; всё-таки это существование не отрицает первого пришествия на землю Господа во плоти по пророчеству Исаии: Ис.7:14–16:9:6–7 . Родившийся от Девы Младенец есть Бог: Лк.1:43:2:11 ; следовательно, родившая Христа есть Богородица: Лк.1:43 , Которую ублажат все роды: Лк.1:48 ; к какому же роду принадлежат те, кто не желает ублажать Её? Деян.19:35 . «Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?» Объяснение. Здесь говорится о служении Ефесян языческой «богине» Артемиде. К христианскому чествованию Божией Матери это место относиться не может уже и потому, что Божия Матерь никогда не именуется «богиней», а называется Царицей Небесной: Пс.44:10–11:18 ; ублажать Которую должны все роды: Лк.1:48:11:27 . Кто не только не ублажает Богоматери, но ещё дерзает приводить против Неё непристойные места Писания: Деян.19:35 или Иер.44:17 , над тем и сбываются слова апостола Петра: 2Пет.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Примечание. Многие западные толкователи, считая ап. Иакова, Иуду, Симона и Иосию сыновьями Алфея или Клеопы и отожествляя ап. Иакова, брата Господа, с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, и ап. Иуду, брата Господа, отожествляют с Иудой, апостолом из 12, который по ним в евангелии Лк. 6:16 и Деян. 1:13 называется Иудой Иаковлевым, а в евангелии Мф. 10:3  – Леввием, и в ев. Мк. 3:18  – Фаддеем (и оба раза вместе с братом своим Иаковом Алфеевым), который, наконец, в евангелии Ин. 14:22 отличается от Иуды предателя. То обстоятельство, что он, как и его отец, имел несколько имён, говорят, было обычным явлением. Православная Церковь признаёт ап. Иуду за одного из 70 апостолов и память его празднует 19 июня. 2. Читатели послания Своих читателей апостол называет „возлюбленными Богом, званными и сохранёнными для Иисуса Христа» (1 ст.), но не указывает страны, где они жили. На том основании, что изображаемые в послании лжеучители описываются апостолом частью подобно тому, как изображаются лжеучители и хулители во втором послании ап. Петра, частью, как изображаются Николаиты и Валаамиты в Апокалипсисе ( Откр. 2:14 ), некоторые толкователи думают, что ап. Иуда писал своё послание к тем же христианам, что и ранее ап. Пётр, а впоследствии ап. Иоанн, т. е. христианам из язычников в Малой Азии. Другие же думают, что послание было написано к христианам Палестины и отчасти Сирии, так как 1) лжеучители с характером антиномистическим, – считавшие для себя всё позволительным и христианской свободой прикрывавшие свою безнравственность, служение плоти, – были в то время не только в Малой Азии, но и в Македонии (см. Фил. 3:17 ), а следовательно, могли быть и в других церквах, в Палестине и Сирии, 2) так как ап. Иуда говорит о лжеучителях, уже появившихся в Церкви 420 , и, следовательно, мог речи ап. Петра применить также и к другим лицам 421 , и 3) наконец, так как вероятно, что ап. Иуда проповедовал, главным образом, в Палестине, где у него и остались дети и внуки. 3. Содержание послания, время и место написания, характер и подлинность его

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Слова Иисуса о добровольном безбрачии, должно быть, сильно удивляли Его современников и соотечественников, потому что шли вразрез с ветхозаветной нравственностью. В Ветхом Завете благословение Божие выражалось прежде всего в том, что Бог давал мужчине добрую жену и большое потомство. Рождение детей воспринималось как главный способ самореализации мужчины и основное призвание женщины. В чем заключался завет, заключенный Богом с Авраамом? В чем выразилось то особое благословение, которое Бог дал основателю еврейского народа? В том, что Бог обещает ему произвести от него великий народ ( Быт. 12:2; 17:2–7 ) и говорит, что потомство его будет столь же многочисленно, как песок земной ( Быт. 13:16 ). И вдруг Иисус призывает человека отказаться от того, в чем, согласно Священному Писанию , выражалось его наивысшее призвание и предназначение, – от продолжения рода. Но призыв этот адресован отнюдь не всем, а только тем, кто захочет подражать Иисусу во всем, включая добровольное безбрачие. По учению Церкви, Иисус был девственником. В аскетической и монашеской литературе Он представлен как абсолютный идеал девства и целомудрия. В III веке Мефодий Олимпийский говорит о Христе: «Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленной – в девстве... Вочеловечившееся Слово стало перводевственником». Блаженный Иероним в IV веке говорит: «Христос есть девственник; Матерь этого Девственника есть Приснодева, Матерь и Дева». В VIII веке Иоанн Дамаскин пишет: «Сам Христос – слава девства, не только потому, что Он родился от Отца безначально, без истечения и без сочетания, но и потому, что, сделавшись человеком, подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без [супружеского] соединения и Сам в Себе Самом показал истинное и совершенное девство». При этом отмечается, что Христос «не узаконил девство», то есть не сделал его обязательным для Своих последователей, однако «Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него». При том очевидном факте, что Иисус не был связан узами брака, Ему было глубоко чуждо какое-либо гнушение браком, семейными отношениями и тем, что с ними связано. Он не отказался от приглашения на брачный пир ( Ин. 2:1–2 ), в Своих поучениях обращался к теме семейных отношений ( Мф. 5:31–32 ), благословлял детей ( Мф. 19:13–15 : Мк. 10:13–16 ), посещал дома Своих учеников и последователей ( Мф. 8:14–15 : Лк. 2:15:19:6–17 ). В то же время Он всегда подчеркивал, что верность Ему и Его миссии – важнее любых семейных и родственных отношений ( Мф. 10:37; 19:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010