Изображения луны и солнца подчас приобретают вид аллегорических фигур, как на миниатюре мюнхенского евангелия XI века, где изображены юноши в колесницах. Другой цикл сюжетов связан с темой оплакивания и погребения тела Христа. Евангелисты весьма кратко описывают события, последовавшие за казнью, более подробен рассказ апокрифического евангелия Никодима. После казни некто Иосиф из Аримафеи – тайный ученик Христа, по словам Иоанна, – испросил у Пилата разрешения снять Иисуса и захоронить его. При этом присутствовал Никодим, принесший смирны и алоя. Они взяли тело Иисуса, обвили его пеленами и положили его в гроб ( Ин.19:38–42 ). Другие евангелисты говорят о гробе, который был высечен в скале ( Мф.27:57–61 ; Мк.15:43–47 ; Лк.23:50–56 ). По требованию первосвященников Пилат распорядился выставить у гроба стражу. 73. Распятие. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. В изобразительном искусстве средневековья сложилась детальная иконография, в которой можно выделить несколько самостоятельных композиций. Первая среди них – «Снятие с креста». Иконография сюжета складывается в настенной живописи. В росписях церкви св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 1164), выполненных константинопольскими мастерами, представлена классическая схема: спускающийся по лестнице, приставленной к кресту, Иосиф Аримафейский держит на руках обвисшее тело Христа; слева Богоматерь прижимается щекой к голове Иисуса, обнимая его за шею и поддерживая тело другой рукой, с другой стороны Иоанн Богослов склонился и целует безжизненно вытянутую руку Христа, а у подножия склоненный Никодим щипцами освобождает от гвоздей ноги Иисуса. Однако композиция может варьироваться. На миниатюре евангелия конца XIII века из афонского Иверского монастыря Иосиф, стоящий на скамейке, подхватывает тело Христа, а Мария лобзает опущенную руку Христа, рядом с ней еще две женские фигуры; внизу коленопреклоненный Никодим вытаскивает гвозди, Иоанн стоит справа, прижимая правую руку к своей щеке. В станковой живописи этот сюжет появляется значительно позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Иисус в разговоре со Своими оппонентами не упоминает о Мелхиседеке, однако процитированный им первый стих псалма должен был вызвать в их памяти все содержание псалма, в котором Мессия предстает не просто как земной царь, а как Господь. Одно это должно указывать на то, что Мессия не может быть обычным смертным человеком. Такова логика речи Иисуса. Мы не знаем, насколько эта логика оказалась убедительной для Его собеседников. Книжники, против которых была направлена речь, вряд ли изменили свое представление о Мессии. Простой народ, даже если слушал Иисуса «с услаждением», вряд ли мог благодаря толкованию одной цитаты из псалма поверить в то, что Мессия должен быть Богочеловеком. Впрочем, весьма вероятно, что синоптики приводят лишь небольшую часть значительно более продолжительной беседы, в которой Иисус мог приводить и другие аргументы и цитаты, доказывая, что Мессия – не просто царь из рода Давидова, а Сын Божий, посланный в мир Отцом. Такого рода беседы сохранило для нас Евангелие от Иоанна: в них Иисус неоднократно Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу ( Ин.5:18 ). Эти беседы вызывали негодование фарисеев, а в народе порождали острые споры. В одном из таких споров затрагивалась тема происхождения Мессии из рода Давидова: Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос.А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе ( Ин.7:40–43 ). Все собеседники Иисуса знали о том, что Он происходит из Галилеи, но не все знали, что Он потомок Давида. Сам Он, насколько можно судить по четырем Евангелиям, никогда не говорил о Себе как о потомке Давида. В то же время, когда Его называли сыном Давидовым – а это происходило регулярно ( Мф.9:27; 15:22; 20:30–31; 21:9,15 ; Мк.10:47 ; Лк.18:38 ), – Он ни разу не возразил и не сказал, что Он не сын Давидов. Можно ли предположить, что рассматриваемый нами случай – исключение из этого правила? Можно ли толковать слова Иисуса в том смысле, что под конец Своей земной миссии Он решил заявить, что не происходит из рода Давидова? Древние толкователи дают однозначно отрицательный ответ:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как явствует из книги Деяний, литургическая и молитвенная жизнь раннехристианской общины имела два центра. С одной стороны, Иерусалимский храм, который они продолжали посещать ежедневно, с другой, – евхаристические собрания по домам: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян. 2:42–43:46–47 ). Таким образом, приняв крещение, первые последователи Христа не порывали ни с Иерусалимским храмом, ни с иудейским благочестием. Однако к их религиозной жизни добавился существенный фактор: они теперь составляли единую общину, у которой были свои молитвенные собрания. Еще одним важным фактором, скреплявшим общину в единое целое, было наличие у всех христиан общего имущества. Автор Деяний считает необходимым упомянуть об этом дважды: Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ( Деян. 2:44–45 ). У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду ( Деян. 4:32–35 ). Перед нами картина полного единодушия и благополучия. Апостолы сидят в Иерусалиме, к их ногам складывают деньги, община неуклонно прирастает новыми членами. He эта ли идиллическая ситуация потребовала того, чтобы к первохристианской общине был добавлен чужеродный элемент, способный взбудоражить ее и напомнить апостолам о полученном ими от Христа повелении идти «по всему миру», проповедовать Евангелие «всей твари» ( Мк. 16:15 ), научить «все народы» ( Мф. 28:19 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Копьем. Намерение воина было вероятно доподлинно узнать, действительно ли не было признаков жизни в Господе, и если бы таковые оказались, то прекратить их, чтобы не было более никакого сомнения в действительности смерти. Но сам того не зная, он был орудием исполнения высшей цели. Кровь... По естественным законам этого не могло быть, потому что при пронзании мертвого тела, не истекает кровь и вода. „Достойно удивления что из мертвого Тела вытекает Кровь. Впрочем, иной из недоверчивых скажет, что вероятно в теле было еще сколько-нибудь жизненной силы. Но когда и вода вытекла, то чудо непререкаемо. Не спроста это случилось, но потому, что жизнь в Церкви начинается и продолжается посредством сих двух вещей: водою мы рождаемся, а Кровью и Телом питаемся” (Феофил, Златоуст). И видевший это сам Иоанн, который обыкновенно говорит о себе в евангелии в 3 лице. Он знает. Усиление свидетельства и уверения показывает, что Иоанн говорит об этом событии, как о необыкновенном, неожиданном, чудесном. Сие произошло. Оба эти события были предсказаны еще в Ветхом 3авете и исполнились теперь на Распятом Христе, чем и показывается, между прочим, что Он есть истинный Мессия, не смотря на крайнее Его уничижение „В прообразе было так наперед указано ради истины“(Златоуст). Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Знаменитый т.е. один из влиятельных и пользующихся почетом, член верховного еврейского судилища – синедриона, который ожидал открытия в это время царства Мессии и Самого Господа Иисуса считал Мессиею. Разрешение этого ожидания смертью Иисуса Христа не поколебало сильно его любви к Господу и он, несмотря на то, что мог подвергнуться гонению или неприятностям от сочленов своих, решился отдать последние погребальные почести Распятому. Распятые мучились иногда на кресте несколько суток; смерть не приходила к ним. Господь же испустил дух чрез три четыре часа после распятия, что отчасти объясняется предшествовавшими распятию Его ужасными страданиями. Вместе с удивлением Пилат вероятно и рад был сему известию; ибо все же в душе он не мог не быть расположен к Страдальцу, Которого и сам считал невинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк. 15:43–47 ). 14.Усердие Иосифа и Никодима (Еванг. 11) Посем Иосиф из Аримафеи, (ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев) просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоэ, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. ( Ин. 49:38–42 ). 15.Запечатание гроба и приставление стражи (Еванг. 12 ) На другой день, который следует за пятницею, сбрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал после трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его, и не сказали народу воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. ( Мф. 27:62–66 ). 16.Значение крестной смерти Христовой Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех , и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха; и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам. Сын Мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakon-e...

Прежде чем обратиться к иконографии Распятия, следует остановиться на чрезвычайно редком для древнерусской иконописи сюжете «Утверждение креста». Наиболее раннее из известных изображений представлено на иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 43 . Канонические евангелия умалчивают о процедуре приготовления к казни, и лишь Иоанн говорит о том, что Пилат поставил надпись на кресте, где написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). На кирилловской иконе на фоне стены изображены две фигуры, которые устанавливают крест в присутствии первосвященников. Аналогичная иконографическая схема позднее была использована в клеймах двух вологодских икон второй половины XVI века с подробным страстным циклом, что позволяет предполагать наличие разработанного иконографического канона. Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса. Композиция опирается на евангельский рассказ ( Мф.27:34–50 ; Мк.15:22–39 ; Лк.23:33–46 ; Ин.19:18–30 ) и сообщение апокрифического евангелия Никодима. Источники сообщают, что когда распяли Христа, то «от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом... И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Вместе с Иисусом казнили двух разбойников: «один на правую сторону, другой на левую». При казни присутствовали «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина». Кроме того, евангелия говорят об «ученике, которого любил», т. е. об Иоанне, и сотнике по имени Лонгин, который «видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник» ( Лк.23:47 ). Апокрифический текст Никодима содержит имена разбойников: распятого слева звали Гестас, а другого Дисмас. Последний, которого стали называть благоразумным, утешал Иисуса и сказал ему: «Иисус, сегодня ты будешь в Раю». После того как Христос испустил дух, один из воинов пронзил ему ребра копьем, и тотчас истекли кровь и вода. Воины, распявшие Христа, взяли его одежды, разделили их по жребию на четыре части. Далее говорится, что поскольку была пятница, «то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий), просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их». Однако, как говорит Иоанн, у Христа не стали перебивать голеней, так как «увидели Его уже умершим».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Уже любодействова с нею в сердцы своем ( μοιχενειν) – называется преступление против целомудрия в брачном состоянии; однако духовное нарушение целомудрия равно возможно и Христову закону противно, как в состоянии брака, так и вне брака. Но надобно заметить, что преступление супругов против целомудрия важнее преступления безбрачных. Ибо там с удовлетворением нечистому пожеланию соединяется неуважение к благословению Божию, подаваемому в браке, и расторгается самым делом союз, в который введены супруги Богом на всю жизнь. Труднее для уразумение убеждения к сохранению целомудрия, соединенное в беседе Спасителя с заповедью о целомудрии. Аще же око твое десное соблажияет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих и т.д. Спаситель предлагает в сих увещательных словах самое средство против нечистых пожеланий, подобно как выше, в заповеди о гневе ( Мф.5:23–26 ), присовокупил правило о примирении. То же наставление, только несколько точнее, Он повторяет при другом случае ( Мф. 18:8–9 ; Мк. 9:43–47 ). Как Господь, говоря о гневе, заповедует для примирения с братом оставлять самое важное дело, каково жертвоприношение, так для подавления нечистой похоти предписывает удалять соблазнительные предметы, хотя бы то был правый наш глаз или правая рука. Глаз у всех народов служит образом драгоценных предметов. Римляне говорили: глаз всего дороже. На то же указывают слова апостола Павла ( Гал. 4:15 ). И не просто о глазе говорит Христос, но о правом глазе: десное око. Таким образом, дабы все тело не подверглось вечным мучением, лучше лишиться самого дорогого, глаза и правой руки, которую не может заменить левая. Но ужели каждый раз должно отсекать телесный орган, как скоро он как-нибудь ведет к похоти! Если бы при каждом пробуждении нечистых пожеланий необходимо было истреблять телесные органы, то все люди должны были бы обречь себя на извержение глаз, и Церковь Христова сделалась бы обществом увечных. Апостол Павел заповедует хранить тело и пещись о нем ( Ефес. 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Умозрение, если его не обуздывать, может и в пропасть низвергнуть (преп. Максим Исповедник ; 63,214). Подвиглась естественная щедрость Божия, и Он зачал и породил тварь, как младенец из материнского чрева, изник из воли Его мир (25,331). Все сотворенное Богом, и по своей тварной природе далеко отстоящее от славы Создателя, находилось бы в жалком состоянии, если бы не было причастно Божеству. Но недостойно Бога такое понятие о Боге, будто бы Он попускает твари быть обнаженною и как бы лишенною Его Самого. Напротив того, и тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщить тварям Своего Святого приобщения (3,159). Творец не имел нужды ни в одной из рожденных Им тварей, но, чтобы показать свою любовь к нам, Он создал все, показывая нам, как Он ценит род человеческий (35,47). Прекрасно небо, но создано оно для того, чтобы ты, человек, воздавал поклонение Творцу. Светло солнце, но для того, чтобы ты почитал Создателя. А если ты останавливаешься только на чудесах… смотришь только на красоту созданий (забывая Создателя), то свет для тебя стал тьмою, а лучше сказать: ты свет превращаешь в тьму (35,728). Бог прежде сотворения мира предопределил быть спасению человека через возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного Домостроительства Христова, а на этом основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого создана она, чтобы она каждогодно доставляла ему тленную пищу; положив, когда обновит человека и сделает его нетленным, бессмертным и духовным, тогда вместе с ним обновит и всю тварь и сделает ее вечною и нетленною (57,380). Вся тварь по велению Божию, по всеобщем Воскресении, имеет быть такой, какою создана – вещественною и чувствительною, но будет пересоздана неким невещественным и духовным обиталищем, превыше всякого чувства (57,381). НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ Мк. Зач. 69. (15,43–16,8) ЖЕНЩИНА-ХРИСТИАНКА У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Это был ответ на Ее беспредельную скорбь, зрелище которой являлось одним из острейших терний мученического венца Спасителя. Евангелие заканчивается повествованием о пронзении пречистых ребр Спасителя воином (по преданию, впоследствии, обратившимся и претерпевшим мученичество за Христа). Стих этого Евангелия «един от воин ребра копием Его прободе и абие изыде кровь и вода» – повторяется при совершении Проскомидии на Литургии. Следующие за Евангелием четыре стихиры самогласных толкуют и воспевают подробности поношения и мучительной смерти Спасителя. Далее: Десятое Евангелие , от Марка, зачало 69: «Во время оно, прииде Иосиф». Конец: «Зрясте, где Его полагаху». ( Мк.15:43–47 ) Чтение это изображает погребальные заботы Иосифа Аримафейского. Оно также, как два последние Евангелия, уже относится к таинственному событию Великой Субботы. Вслед за просительной Ектенией и возгласом «Яко Бог милости и щедрот» читается Одиннадцатое Евангелие , от Иоанна, зачало 62: «Положиста Иисуса». Здесь, помимо Иосифа упоминается еще и о тайном ученике Спасителя Никодиме, которому Спаситель открыл тайну крещения ( Ин.3 ). Им принесены были ко гробу Спасителя благовония. Следующие за Евангелием стихиры самогласные делают как бы обзор всему страстному пути Спасителя. За ними читается последнее Двенадцатое Евангелие , от Матфея, зачало 114: «Во утрий день, иже есть по пятце». Конец: «Знаменовше камень с кустодиею» ( Мф.27:62–68 ). Это чтение заканчивает повествование о Страстях Спасителя попыткой Его врагов символизировать гибель Его дела приложенной к гробу печатью и приставлением к нему стражи. Общий смысл дела спасения объясняется в синаксарии последования Страстей, читаемом после пятой песни трипеснца: «Да будет ведомо, что Господь был распят в шестой день Седмицы, т.е. Пяток; и в начале человек был создан в шестой день. И в шестой час дня Он был повешен на кресте, ибо в тот же час, как говорят, и Адам, простря руки, коснулся запрещенного древа и умер: подобало ему в тот же час, в какой он был разрушен – опять возсоздаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разве мало страданий [было] Богочеловеку, если люди, ослепленные богоненавистничеством, выходят на Него, как на разбойника, вооруженные мечами и кольями (см. Мф.26:47, 55 ; Мк.14:43–49 ; Лк.22:47–54 ), и связывают Его (см. Ин.18:3–12 )? Сколько мук перенесло любящее сердце милостивого Господа, когда от Него троекратно и решительно отрекся верховный Апостол, упорно и настойчиво перед Ним клявшийся, что никогда от Него не отречется (см. Мф.26:69–75, 33–35 ; Мк.14:29–31, 66–72 ; Лк.22:34, 55–62 ; Ин.13:37, 18:25–27 )? Разве Божественное сердце Господа Иисуса не надрывалось от боли, когда ученики оставили Его, разбежавшись кто куда (см. Мф.26:56 ; Мк.14:50 ; Ин.16:32 )? Неимоверные страдания истощали душу Спасителя, когда первосвященники и старейшины попирали и расточали всю свою совесть, чтобы найти лжесвидетелей, которые бы Его оклеветали (см. Мф.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ). Разве мало страданий ощущал кроткий и незлобивый Богочеловек, когда Его бичевали и заушали (см. Мф.27:26 ; Мк.15:15 ; Лк.23:22 ), когда на Его главу возложили терновый венец (см. Мф.27:29 ; Мк.15:17 ; Ин.19:2 ), когда над Ним издевались и насмехались (см. Мф.27:29 ; Мк.15:18 ; Лк.22:63–65 ), когда на Него плевали и били Его по голове (см. Мф.27:30 ; Мк.15:19 ; Лк.22:64 ; Ин.19:3, 18:22 ), когда Его, изнемогшего, принуждали нести тяжелый крест (см. Мф.27:32 ; Мк.15:21 ; Лк.23:26 ), когда пригвождали Его ко кресту (см. Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18 ), когда Его распяли посреди двух разбойников (см. Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18 ), когда Ему, жаждущему, подносили уксус, смешанный с желчью (см. Мф.27:34, 48 ; Мк.15:23, 36 ; Лк.23:36 ; Ин.19:28–30 ), когда Его, распятого, поносили и хулили архиереи, книжники, старейшины народа и воины (см. Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ; Лк.23:35–39 ), когда в предсмертном крике испустил Он дух (см. Мф.27:50 ; Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 )? Вся жизнь Спасителя на земле представляет собой единый непрерывный подвиг страданий за спасение мира. Не мог непрестанно не страдать и не скорбеть Богочеловек, в каждую минуту имевший перед Своими всевидящими очами все грехи, все пороки, все преступления всех Своих современников, а также всех людей во все времена. Без сомнения, истинно печальное предание о том, что Господь Иисус Христос никогда не смеялся, но Его часто видели плачущим. «Нередко случалось, – говорит святой Златоуст о Спасителе, – что Его видели плачущим, но никто никогда не видел Его смеющимся или хотя бы усмехающимся. Поэтому ни один из евангелистов об этом не упоминает».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010