92 И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (рус.: И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими , потому что они плоть) ( Быт. 6, 3 ). 93 Содом и Гоморра – города, которые за ужасающее беззаконие своих жителей были уничтожены небесным огнем; на их месте образовалось Мертвое море. 96 Рус. пер.: Бесплодное, как пустыня, языческое собрание расцвело подобно лилии благодаря Рождеству Твоему, Господи, и составило Святую Церковь Твою, в которой утвердилось мое сердце (Ирмос воскресного канона на третьей песни. Глас 2-й). 98 Локоть (церк.-слав.) – мера длины, соответствующая длине руки от локтя до конца среднего пальца. 100 Приискренне (церк.-слав.) – равным образом, равно, точь-в-точь, подобно, также. Приискреннейший обозначает превосходную степень подобия. 107 Ср.: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче (рус.: Повелением Твоим утвердивший ни на чем землю и повесивший ее, тяжелую, в воздухе без опоры, утверди, Христе, Церковь Твою на непоколебимом камне заповедей Твоих, единый Милосердый и Человеколюбец!) (ирмос воскресного канона, песнь третья, глас 5-й). 116 Ср. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , песнь 7-я, тропарь Троичен: Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино, Светове и Свет, и Свята Три, и едино свято поется Бог Троица, но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога (рус.: Бог Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, единая естеством, как Светы и Свет и – Три Святы и едино Лицо свято; но, душа, воспой, прослави Жизнь и Жизни – Бога всех). 120 Ср.: Двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним ( Мф. 20, 30–34 ). См. также: Мк. 10, 46–52 ; Лк. 18, 35–43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог повелел Моисею назначить шесть городов, «чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив». Три города назначил сам Моисей: Бецер , в колене Рувимовом, Рамоф , в колене Гадовом, и Голан , в колене Манассиином. Остальные три города убежища были назначены по сю сторону Иордана Иисусом Навином: Кедес , в колене Неффалимовом, Хеврон , в колене Иудином, и Сихем , в колене Ефремовом ( Втор.4:42–43 ; Нав.21:13, 21, 32 ). (б) § 12. Положение, пространство и границы Палестины Палестина простирается от 31 до 33½ градуса северной широты и от 52 до 54½ градуса восточной долготы. Самое большое протяжение ее от севера к югу, «от Вирсавии до Дана» ( 2Пар.30:5 ), составляет около 200 верст, а от запада к востоку (до Иордана) около 140 верст. Границы Палестины не были всегда одни и те же, и страна Евреев никогда не заключалась только в тех границах, которые были указаны Моисеем ( Чис.34:2–12 ). Самые обширные границы ее были при Давиде и его преемнике. На востоке, за Иорданом, страна Евреев простиралась в пустыню Ефрата. (При Соломоне, границами царства его к северо-востоку были Фадмор и Типсах – 3Цар.9:18; 4:21, 24 ). На севере она доходила до Дамаска, Антиливана и Тира. Западной границей ее было Средиземное море до устья потока Египетского. (Несколько городов на этой границе были, впрочем, долгое время заняты Финикиянами на севере и Филистимлянами на юге). Южная граница ее, начиная от потока Египетского, проходила к южной оконечности Мертвого моря ( Нав.15:2 ); но на востоке этого моря владения Евреев не шли к югу дальше потока Арнона. (Владения Соломона на юге простирались до Ецион-Гавера, города на Чермном море). § 13. Горы Палестины Во Второзаконии Моисей говорит народу Израильскому: «Земля, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты посеял семя твое, поливал (ее) при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного наполняется водою» ( Втор.11:10–11 ). Во многих других местах Библии Палестина представляется также страною гористою, чем и объясняются выражения Св. Писания: «восходим во Иерусалим» ( Мк.10:33 ), «схождаше от Иерусалима во Иерихон» ( Лк.10:30 ), «сниде в Капернаум» ( Ин.2:12 ) и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На вопрос многих, – почему Христос, единым словом исцелявший множество болезней, в данном случае не сделал этого, а «вложил персты», плюнул, коснулся языка – можно ответить, что это был «язык жестов», единственно доступный к пониманию глухого и не говорящего человека. ИСЦЕЛЕНИЕ ДВУХ СЛЕПЫХ В ИЕРИХОНЕ ( Мф.20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ; Лк.18:35–43 ) Это событие описано тремя евангелистами, причем только Матфей говорит об двух слепцах, тогда как два других синоптика упоминают об одном. Есть и другая разница в повествовании: по Матфею и по Марку, чудо исцеления произошло на дороге, «когда выходили они из Иерихона», а по Луке – «когда входили они в Иерихон». Некоторые исследователи Евангелия находят здесь «противоречия» и придают им большое значение. На самом же деле, здесь может идти речь только лишь о разночтении, и о том, что Евангелисты, как авторы, будучи совершенно согласны «в главном», т.е. в описании самого чуда, различаются в деталях; каждый из них обращает внимание и отмечает то, что ему больше бросается в глаза. Евангелист Матфей пишет так: «Когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевших у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Евангелист Марк к этому добавляет, что слепец или один из слепцов, на которого Он обратил исключительное внимание, был «Вартимей, сын Тимеев», вероятно всем известный нищий, который «сидел у дороги, прося милостыни». Он-то, вероятно, и кричал громче и настойчивее другого; он первый и пошел, «сбросив с себя верхнюю одежду», ко Христу, по зову Его. Но вопрос Христа: «Чего ты хочешь от Меня?» относился к обоим слепцам. И оба они ответили: «Господи! чтобы открылись глаза наши». И оба, по милосердию Христа, получив исцеление от слепоты, пошли за Христом. В напутствие Господь сказал Вартимею: «иди, вера твоя спасла тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Пришедши на место, Иисус Христос сказал ученикам: – «посидите здесь, пока Я пойду, помолюсь там». – Он взял с Собою Петра, и Иакова, и Иоанна, сынов Зеведеевых; и начал скорбеть, ужасаться и тосковать. Тогда говорит им: – «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною». – И, отошедши от них на такое расстояние, на какое можно докинуть камень, преклонил колена, пал лицом на землю, и молился, чтобы, если можно, миновал Его этот час. Он говорил: – «Авва, Отче Мой! все возможно Тебе. (И) если Ты благоизволяешь, пронеси эту чашу (скорбей и страданий) мимо Меня! Однако, не Моя воля, но Твоя да будет». – При этом, явился Ему с небес Ангел, и укреплял Его. И, чем более усиливалось внутреннее смятение, тем прилежнее молился; так что падал с Него на землю пот, точно капли крови. Вставши от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими с печали; и говорит Петру: – «Симон! ты спишь? вот, и одного часа не мог ты бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение. (Конечно), в душе много доброй воли: но телесная природа не выдерживает (испытания)». – Потом пошел в другой раз, и молился: – «Отче «Мой! если эта чаша не может миновать Меня, чтобы Мне не пить ее… буди воля Твоя!» – Возвратившись, нашел их опять спящими, потому что глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать? И, оставивши их, пошел опять, и помолился в третий раз, сказавши те же слова. И возвращается к ученикам Своим в третий раз, и говорит им: – «вы все еще спите и почиваете; кончено; настал час; вот, предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; предатель Мой подходит». Мк. 14:43–52 ; Ин. 18:3–12 ; Мф. 26:47–56 ; Лк. 22:47–53 И вдруг, как Он еще говорил, появляется толпа народа с фонарями и светильниками, с мечами и кольями. Это был отряд воинов со множеством служителей от первосвященников, и книжников, и старейшин народа. Впереди этой толпы шел Иуда, один из двенадцати учеников. Он заранее дал им знак, сказавши: «кого я поцелую, тот и есть; возьмите Его, и ведите с предосторожностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Проходящие же, – повествуют Евангелисты, – злословили Его (Распятого Христа), кивая головами своими и говоря: если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ). «Также и воины ругались над Ним, подходя и говоря: если Ты царь иудейский, спаси Себя Самого... Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк.23:36, 37, 39 ). Потому-то говорит Св. Ириней Л., и «пророки возвещали Его подвергающимся насмешкам и злословию от смотрящих на Него.» 1349 . По мнению свв. Отцов Церкви, все это неоднократно было предвозвещено Псалмопевцем, «предсказавшим, что про­изойдет с Ним» на кресте. Так о насмешках проходив­ших мимо Распятого Иудеев и окружавших Его воинов, по мнению св. Кирилла Иер. 1350 , разделяемому и св. Афанасием В. 1351 , пророк говорит: «Видеша Мя, покиваша главами своими» ( Пс.108:25 ), а о насмешках первосвященников и книжни­ков: «вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его» ( Пс.21:8–9 ) 1352 . Имея же в виду все вообще насмешки над Распятым, Псалмопевец называет Его «поношением человеков и уничижением людей» ( Пс.21:7 ) 1353 и влагает в уста Его такие слова: «избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою: спаси Мя от уст львовых» ( Пс.21:21, 22 ) 1354 , а самые «хулы, произносимые при кресте, разумеет», когда от лица Христа, «описы­вающего, как поступили с Ним Иудеи во время страдания», говорит: «разшириша на Мя уста своя» ( Пс.34:21 ) 1355 , а так­же – когда говорит о народе Иудейском: «глаголы уст его беззаконие» ( Пс.35:4 ) 1356 . – Издевательства первосвященников над Иисусом Христом особенно ясно предрекает, по изъяс­нению св. Ипполита, Соломон, когда как бы от лица их говорит о Христе: «увидим, аще словеса Его истинна, и искусим, яже сбудутся Ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит Его, и избавит Его от руки противящихся» ( Прем. 2:17–18 ) 1357 . Эту «злобу и жестокость Иудеев на сло­вах, – говорит св. Златоуст, – предвозвестил и прор. Исаия, так в кратких словах выражая поношение сие: «обезсла­вится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов челове­ческих» ( Ис.52:14 )» 1358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Тогда тело будет избавлено от прежних недугов и обретет свою целостность. Тертуллиан пишет об этом: «Если уж плоть вырвана будет из смерти, тем более будет она исцелена от недугов... Если нас обновили для обретения славы, то тем более и для обретения целостности! Так воскрешение одного есть не что иное, как возрождение всего творения, так что не останется в нем мертвой части, которая бы не воскресла» 532 . После воскрешения плоти и возвращения ей ее целостности Господь сделает ее нетленной и бессмертной, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Тогда мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Однако это не означает, что мы облечемся в какое-то другое тело, а не в то, которое имели при жизни на земле: речь не идет о переселении душ или новом воплощении. Святые отцы особо настаивают на этом 533 . Каждый облечется в собственное тело, избавленное, впрочем, от всех его несовершенств, слабостей, тленности и смертности, свойственных ее нынешней природе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе ( 1Кор.15:42–43 ). Оно не будет более существовать по свойственным ему теперь законам материи и подчиняться всевозможным условиям, нуждам и ограничениям 534 , как и тело воскресшего Христа, которому оно теперь уподобится 535 . Однако, не переставая быть телом, оно «примет форму, сходную с формой души» 536 , превратится из «тела душевного», каким оно было раньше, в «тело духовное» (см.: 1Кор.15:44 ) 537 . Оно будет всецело связано с душой 538 и полностью открыто для Божественных сил 539 . По слову Христа, люди после воскресения будут, как Ангелы на небесах ( Мк.12:25 ; ср.: Мф.22:30 ; Лк.20:35–36 ) 540 . Тело в своем новом качестве, нося не образ перстного, но образ небесного ( 1Кор.15:49 ), не будет более подвержено никаким формам тления: ни болезням 541 , ни физическим страданиям 542 , ни каким бы то ни было повреждениям 543 . Люди познают тогда в своем теле совершенное, полное и абсолютное здоровье, чтобы принять в нем, как и в душе своей, всю полноту благодати и, таким образом, всецело стать причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ) и вечно наслаждаться Божественными благами во всей полноте и целостности, какими Господь наделил их при сотворении, «чтобы они стали богами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

306 Ин. 11:1-45 . Экзегеты давно задавались вопросом: почему синоптики не упоминают о воскрешении Лазаря? Однако теперь, когда новозаветные исследования привели к выводу, что Евангелия не были “мемуарами”, а строились на основе целого ряда источников, проблема эта потеряла остроту. Синоптики имели в своем распоряжении ограниченное число текстов и устных преданий, и рассказ о вифанском событии в их материалах мог отсутствовать. Марк, например, не включил в свое Евангелие текст молитвы Господней и другие важные разделы, имеющиеся у остальных евангелистов. 307 Ин 11,46-53 ; ср.: Мф. 26:5 ; Мк. 14:2 . 308 Ин 11,54 ; Мф. 19:1 . 309 Лк 16,19-31 . На связь притчи с воскрешением в Вифании, вероятно, указывает имя Лазаря. 310 Лк 9,59-62 . 311 Мф 20,29-34 ; Мк. 10:46-52 ; Лк. 18:35-43 ; у Мф говорится о двух слепцах. 312 Лк 19,11 . 313 Мф 20,20-28 ; Мк. 10:35-45 . 314 Мф 26,6-16 ; Мк. 14:3-9 ; Ин. 12:1-8 . Синоптики относят этот эпизод к самой Страстной неделе, но есть основания предпочесть хронологию Ин. 315 Мф 21,1-11 ; Мк. 11:1-10 ; Лк. 19:29-38 ; Ин. 12:12-18 . Осел как символ мирного пришествия впервые упомянут у пр.Захарии (9,9). 316 Ин. 12:19 . 317 Мф 21,12-13 ; Мк. 11:15-17 ; Лк. 19:45-46 ; см. гл.6, прим.6; о запрещении проносить что-либо через территорию Храма см.: Флавий И. Против Апиона, II,7; Мишна, Берахот, VII, 19; IX,8,5. 318 Мф 21,23-27,32 ; Мк. 11:27-33 ; Лк. 20:1-8 . 319 Ср.: Ис. 3:14; 5,1 сл. 320 Мф 21,33-46 ; Мк. 12:1-12 ; Лк. 20:9-19 . Аналогичной притчей, но в форме “символического действия”, принятого у пророков (ср., напр., Ис. 8:1-4 ; Иер. 19:1-15 ; Иез. 4:4-8 ), было проклятие бесплодной смоковницы — символа тех, кто не принес “плода покаяния” ( Мф. 21:18 сл.; Мк. 11:12 сл.; ср. Лк. 13:6-9 ). 321 Ин 12,20-24 . 322 Флавий И. Арх. XVIII, 3. 323 Ин 12,27 сл. 324 Мф 26,4-5 ; Мк. 14:1-2 . Позднее, как мы увидим, они изменили свое намерение. 325 Мф 22,15-22 ; Мк. 12:13-17 ; Лк. 20:20-26 . 326 “Это привычное толкование, – замечает еп. Кассиан, — успокаивает нашу ленивую мысль, да и нашу христианскую совесть, когда она встречается лицом к лицу с запросами государственной власти, по большей части равнодушной, а то и прямо враждебной Церкви. Мы склонны утешать себя тем, что и кесарь, о котором говорит Господь, был язычник и возглавлял языческое государство… Слово Христово… касается частного вопроса и отвечает на него в общей форме… Но если Господь и признает за вопрошавшими Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некой чуждой силе… Господь проводит различение между Божиим и кесаревым” (еп. Кассиан (Безобразов) . Царство кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.10 сл. См. также: Аскольдов С. Христианство и политика. Киев, 1906, с.15 сл.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

К концу галилейского служения Господь сосредоточивает на учениках особое внимание. Мало того, что Он привлекает их к благовестию Царства ( Лк. 8:1–3 ) и возлагает на них ответственное служение ( Лк. 9:1–6 ), Внимательное чтение Евангелия показывает нам, что целый ряд великих чудес Господь совершает в присутствии одних учеников. Сюда относится прежде всего укрощение бури и исцеление Гадаринского бесноватого ( Мф. 8:23–34 ; Мк. 4:35–5:20 ; Лк. 8:22–39 ). Нельзя не отметить, что укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лк. 8 и паралл). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры (там же) и продолжает воспитание. Мы видим, что при воскрешении дочери Иаировой ( Лк. 8:40–56 ; Мф. 9:18–26 ; Мк. 5:21–43 ) присутствуют родители отроковицы и ученики, – при том, даже не все, а только ближайшие ( Лк. 8:51 ; Мк. 5:37–40 ), и Господь принимает меры к тому, чтобы чудо не получило огласки ( Лк. 8:56 ; Мк. 5:43 ). Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам ( Лк. 9:10–17 : чудо насыщения; Мф. 14:13–34 ; Мк. 6:30–53 ; Ин. 6:1–21 : оба чуда). В Лк., изложение которого отличается в этих главах некоторою схематичностью, за чудом насыщения непосредственно следует исповедание Петра, знаменующее собою перелом евангельской истории (9 и слл.). В Мк. изумление, которое вызывает у учеников хождение Учителя по водам и прекращение бури, сопровождается замечанием: они «не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (6:52). Свидетелями чуда были одни ученики. Изумление выливается в вопрос, на который систематизирующее Мф, тут же и дает ответ: «истинно, Ты – Сын Божий» (14:33). Сопоставление текстов позволяет думать, что этот ответ был осознан не сразу. Но к этому ответу Господь вел учеников. Замечательно, что в Мк. 6чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Анализ глаголов, связанных в Евангелиях с Царством, подтверждает такое толкование. Мы не находим выражений типа «строить» Царство, «приближать» Царство или «продвигать» интересы Царства. Царство – это не просто новое социальное устройство; не отождествляется оно и с церковью. Вместо этого Евангелия говорят о Царстве как о чем-то совсем близком, во что люди могут войти ( Мк.1:15 ; Лк.19:52 ). Оно дается как дар ( Лк.12:32 ) и может быть унаследовано ( Мф.25:34 ). В то же время оно не есть национальная или расовая привилегия иудеев, и может быть отнято у них ( Мф.8:12; 21:43 ). Необходимое условие для вхождения в Царство – исполнение воли Божьей ( Мф.7:21–23 ). При этом человек обязательно должен покаяться и «обратиться», то есть полностью изменить и себя, и свое мировоззрение ( Мф.4:17 ; Мк.1:15 ), решительно порвать ( Лк.9:62 ) с приземленными интересами ( Мф.22:1–4 ) и, как ребенок, принять Царство ( Мф.19:14 ; Мк.10:15 ; Лк.18:16 ). Царство должно быть первым попечением человека ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ), и ради него нужно быть готовым отказаться от всего ( Мф.13:44–48 ). В то же время существуют тайны, связанные с Царством ( Мф.13:11 ); некоторые люди не способны ни понять Царство ( Мк.4:11–12 ), ни даже увидеть его ( Ин.3:3 ). В будущем Царство явится в силе ( Мк.9:1 ), когда Сын Человеческий придет со своими ангелами в славе Отца своего ( Мф.16:27 ). Это Царство, уготованное Отцом Иисусу, должно стать радостью для тех, кого Иисус считает достойным такой радости ( Лк.22:29–30 ). Двойственная природа Царства (неявная в настоящем и славная в будущем) составляет предмет «притч о Царстве», особенно притч о сеятеле, горчичном зерне и закваске (см. Мк.4:1–32 и параллельные места). Одним словом, в учении и служении Иисуса Царство Божье изображается преимущественно как суверенное владычество Божье. Оно начинается с личного взаимоотношения между Богом как царем и людьми как его подданными. Хотя в установлении этого взаимоотношения Бог берет на себя инициативу, человеческие усилия также играют свою роль: «Ищите Царства его... ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:31–32 ); «не всякий говорящий мне: «Господи», «Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного» ( Мф.7:21 ). То есть, чтобы быть в Царстве, необходимо повиноваться Богу. 3. Учение Иисуса о самом себе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

7 Талмуд, Авот, I,12; Хагига, 1; Шаббат, 10; Бава Камма, 8,7; Сота, 14; Иома, 72. См.: Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем. — В кн.: Соловьев Вл. Соч. T.VI, с.11 сл. 8 Мф 23, 3. 9 Мф 13, 52. 10 Мк 12,34. 11 Талмуд, Сота, III, 2; V, 7; Берахот, 9. 12  Грец Т. История еврейского народа. Т.4, с.197; Авот, III, 7 (8). По словам Иосифа Флавия, фарисеи «отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства» (Арх. XVIII, 1,3). 13 Мф 27, 18. 14 Мф 11, 16—19; Лк 7, 31—34. 15 В самом Талмуде, который в значительной степени есть продукт творчества «таннаев», наследников фарисейских школ, встречаются резкие выпады против ханжества фарисеев, напр., Сота, III,4. 16 Деян 5, 34 сл.; 15, 5; ср.Деян 21, 20, где, по–видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян 5, 34—39; 23, 6—9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в «Житиях святых» (Кн.5. М., 1904, с.172). 17 Берахот, 6b. 18 Ин 3,1—10. 19 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса (Ин 19, 39). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 20 Мф 27, 57; Мк 15, 43,45; Лк 23, 50; Ин 12, 42; 19, 38. 21 Мф 15, 13—14; Лк 6, 39. 22 Ин 10, 41. 23 Ин 3, 22—30. 24 Славянская версия «Иудейской войны» Флавия, II, 7,14—15. 25  Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 26 Ин 4, 1.   Глава седьмая 1 Мф 21, 21—22; Мк 11, 22—23. 2 Мф 9, 23; ср.:Ин 14, 12; Быт 1, 26; Пс 8. 3 Лк 11, 20. 4 Мк 16, 17—18 5 Лк 5, 3—11. Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 6 Мф 8, 23—27; Мк 4, 35—41; Лк 8, 22—25. 7 Лк 13, 16. 8 Мф 17, 14—17; Мк 9, 14—29; Лк 9, 37—42; Ин 14, 12. 9 Ин 5, 14. 10 В рассказах Мф 13, 54—58 и Мк 6, 1—6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4, 16—30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк — к началу. Экзегеты по–разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010