В Библии мы повсюду находим слова, свидетельствующие о той роли, которую играет сердце в деле познания. Мы встречаем эти слова как в Ветхом завете: «Помышления сердца их были зло» [Быт. 6:5] «Не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» [Втор. 29:4] «Вы знаете всем сердцем вашим» [Нав. 23:14] «Даруй же рабу Твоему сердце разумное» [III Цар. 3:9] «Размыслите в сердцах ваших» [Пс. 4:5] «Изрекут... размышления сердца моего - знание» [Пс. 48:4] «Бродят помыслы в сердце» [Пс. 72:7] «Мудрость почиет в сердце разумного» [Притч. 14:33] «Мудрость войдёт в сердце твоё» [Притч. 2:10] «Безумие в сердце их» [Еккл. 9:3] «Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» [Ис. 32:4] «Не уразумели этого сердцем» [Ис. 42:25] «Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» [Дан. 2:30] так и в Новом: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» [Мф. 9:4] «Помышляли в сердцах своих» [Мк. 2:6] «Да откроются помышления многих сердец» [Лк. 2:35] «Видя помышления сердца их» [Лк. 9:47] «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» [Лк. 24:38] «Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» [Евр. 4:12] Наличие двух проводников познавательной силы свидетельствует о нарушении целостности духа. «Мы должны, - продолжает Зеньковский, признать факт раздвоения познавательной силы в человеке: рядом с разумом и его идеями стоит сердце с его озарениями - в этих озарениях нам может открыться глубочайшая истина» Может ли разум претендовать на «знание истины»? Или он имеет отношение только к им самим же созданным искусственным конструкциям? Впрочем, и здесь, как мы выяснили в первых главах нашей работы, разум не способен разрешить тех проблем и противоречий, которые перед ним встают. Откуда идёт этот предрассудок, что только знание, получаемое разумом, несёт человеку истину? Откуда это стремление превратить «веру» в «знание», истину откровенную в истину самоочевидную? Откуда, наконец, это вечное стремление всё доказать? Почему доказанная истина много ценней недоказанной? Здесь мы видим непримиримость между истиной Откровения и человеческими истинами. В Библии сказано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Св. Писание не считается с законами, оно свободно от законов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, истинный Бог, Который воплотился и стал Человеком, не перестав быть Богом. О Своем Богосыновстве Господь Сам свидетельствует в Евангелии. Когда иудейский первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил: «Я» ( Мк 14:61–62 ). В Священном Писании Иисус Христос часто именуется Сыном Божиим ( Мф 8:29; 14:33; 26:63; 27:43 , 54Мк 15:39), иногда просто Сыном ( Мф 11:27 ; 17:5Лк 10:22), Отроком Божиим ( Мф 12:18 ). В то же время Он именуется Сыном Человеческим ( Мф 8:20; 9:6; 10:23; 11:19; 12:8,40; 13:37,41 ), Сыном Давидовым ( Мф 9:27; 12:23 ; 15:22Мк 10:46–48). Иисус Христос — Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он рожден вне времени от Отца, по человечеству — в конкретный момент времени от Пречистой Девы Марии. Хотя Сын Божий и родился по плоти, Он — «сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин 3:13 ). Иисус Христос Сам свидетельствует о том, что Он есть Бог. Господь Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин 8:58 ); «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ). Тайна единства между Отцом и Сыном непостижима для человеческого разума, поэтому Сын Божий призывает людей принять ее верой: «Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Обращаясь к Богу Отцу, Сын Божий говорит: «И все Мое Твое, и Твое Мое» ( Ин 17:10 ); «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин 17:5 ). Только через Сына возможно познать Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф 11:27 ). И только Сын Божий может открыть путь к Богу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» ( Ин 14:6,7 ), ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 ). В Евангелии Господь Иисус Христос именуется Единородным Сыном Божиим ( Ин 1:18; 3:16,18 ; 1Ин 4:9 ), то есть единственным рожденным от Бога Отца. Сын Божий обладает такими же Божественными свойствами, как и Бог Отец. Сын, как и Отец, может воскрешать людей: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин 5:21 ). Сын имеет жизнь в Самом Себе: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин 5:26 ). Сыну подобает такая же честь, как и Отцу: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин 5:23 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Деян. 10:48 . И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Отсюда видно, что сектанты, хотя бы и имели веру и добрые дела, но как не имеющие истинного вероучения (или вероисповедания), не могут наследовать Царствия Божия, потому что весьма заблуждаются, а Господу угодно: Еф. 4:14 . Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения. III. Для миссионерской полемики с сектантами о вере и делах Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование 1Ин. 2:3 . А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин. 3:6 . Всякий пребывающий в Нем не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не позвал Его. 1Ин. 4:7 . Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знаетБога. Примеч . Эти тексты сектанты приводят в доказательство бесполезности добрых дел. Словом «познать», как видно из контекста речи и параллелей: 2Кор. 5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Так же здесь ни слова не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Спаситель учит: кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф. 19:17, 7:21 . Жизнь эта, кроме подвигов самоотвержения, выражается и в соблюдении всех заповедей. Деян. 16:30 . И, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? 31 . Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. Примеч . Этими ложно истолкованными словами сектанты доказывают что для спасения души необходимо только веровать, а добрые дела, по их лжеучению, не необходимы. Этими словами нисколько не утверждается, что для спасения одна вера нужна; напротив, по учению Спасителя, спасение трудами и подвигами соделывается. потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь: Мф. 7:14 . Кроме того, что нужно уверовать в Господа Иисуса Христа, необходимо еще «отвергнуться себя, и взять крест свой и следовать за Христом»: Мк. 8:34 . Апостолы учат, что подвигами добрых дел совершенствуется самая вера: Иак. 2:21–22 . Потому что «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители»: Рим. 2:13 , а закон Божий утверждается на заповедях о любви к Богу и ближним ( Мф. 22:37–40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если не уверуете, что это Я — ™gu e„m… букв. ‘Я есмь’; в отличие от 6:20, 18:6, контекст не помогает понять смысл этих слов и, как следует из ст. 25, их не поняли слушатели. Для греческого языка не свойственно употреблять такое сочетание слов без именной части (например, “Я — афинянин” и т. п.), поэтому здесь следует предполагать еврейский источник. Это выражение нередко встречается в Септуагинте, где соответствует евр. ’†n€ h букв. ‘Я — это Он’. Наиболее близкий отрывок — Ис 43:10 Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет; ср. ещё Втор 32:39; Ис 41:4; 43:13; 46:4; 48:12. У Исайи значение еврейского выражения, очевидно, ‘Я — (навеки) Тот же’, с аллюзией на значение Имени Божиего ( YHWH, Сущий), которое дано в Исх 3:14–16. Глагол e„m… ‘есмь’ здесь подчёркивает неизменность: существование Бога в вышних, то есть в невидимом, не имеет ни начала, ни конца. Тогда сказали Ему: кто же Ты? — слова Иисуса многозначительно отсылают к ВЗ, но не содержат прямого ответа, и, очевидно, слушатели восприняли это Я (‘Я есмь…’) как незаконченное высказывание. Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам — выражение от начала может относиться к придаточному: ‘Я — Тот, о Котором (букв. “что”) говорю вам от начала’) или к главному предложению (‘Я от начала Тот, о Котором говорю вам’). Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру — связь между двумя частями стиха неясна. Вероятно, лучше понимать глагол имею ( в значении ‘могу’ (ср. 8:6; Евр 6:13; Софокл “Филоктет” 1047), и в этом случае смысл целого таков: “Я мог бы от Себя многое сказать в осуждение вас, но говорю не от Себя, а только то, что слышал от Отца, и эти слова истинны, потому что истинен Он”. Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя — то же двойное значение глагола вознести, как и в 3:14. Вознесение на небеса во славе покажет истинный смысл слов Это Я; то, что враги вознесут Иисуса на крест, будет свидетельством Его полного послушания Отцу. Выражение Сын Человеческий тут, как и у синоптиков, означает одновременно и то, что Иисус есть сшедший с небес (3:13), и смирение Его земной человеческой жизни. Тогда узнаете, что это Я — Евангелист знает, что противники Иисуса в большинстве не уверовали и после Его распятия. Может быть, значение этих слов “узнаете, но поздно”; может быть, в лице иерусалимских иудеев Иисус обращается ко всему народу, включая читателей Иоанна, то есть Церковь. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного — маловероятно, что Иоанн приводит эти слова в качестве противовеса к Мк 15:34 (Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

И далее мы читаем: Мф.19:14 . «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Блаженный Феофилакт, так истолковал данный стих: « Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: «пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное». Он не сказал: «этих», но «таковых», то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их ». То есть мы не можем быть, как дети, умом, но именно чисты, как дети, душою. Сказано: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ); и еще: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк.10:15 ). Но есть и аллегорическое истолкование донного стиха. Латинский учитель Церкви, Иларий Пиктавийский , пишет: « Итак, дети были приведены, но им и препятствовали. Дети – прообраз язычников, которым спасение даровано через веру и проповедь. Но поскольку целью было сначала спасти Израиль, то поначалу ученики и препятствовали детям приближаться к Нему. Действия апостолов объясняются не их собственными намерениями, а, скорее, тем, что они прообразуют будущую проповедь язычникам. Господь говорит, что детям нельзя мешать, «ибо таковых есть Царство Небесное»; язычникам же предстояло через возложение рук обрести благодать и дар Святого Духа ». Слова « пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне » в древней Церкви приводились в обоснование крещения младенцев. И далее мы читаем: Мф.19:15 . «И, возложив на них руки, пошел оттуда». Родители имеют право благословлять детей подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка, достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять. Равно как и проклятие родителя может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всего его потомства, случай с Ноем и Ханааном, сыном Хама ( Быт.9:25 ). Благословение Израилем (Иаковом) Манассии и Ефрема, даже поменяло степень их родства (48, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И сотни маленьких пташек: все и трепещат радостно... Отрадно! Недавно читал я в газете: какой-то учёный, Ив-кий, " открыл " в табачных листьях такие бактерии, что их ни в какой огромный микроскоп невозможно разглядеть... И вдруг мне припомнился огромный слон в цирке Дурова... Я и подумал: эта инфузория и слон — из одного корня?! А кит, — ещё огромнее слона, — тоже из бактерии?... Нет, нет, нет! Не " природа " ... Не принимает ум... А вот Бог создал и то, и другое: душа принимает это. Почему? — спросят меня. Отвечу: не знаю, а только вот: принимаю! — " Бог явил! " А кто хочет думать иначе — его воля... Я же, и вообще все люди, думаем так... Но это откровение, как я сказал, самое первичное, примитивное, общеизвестное. Однако оно лишь первоначальное. Дальше будут откровения Бога — более высокие и более яркие. К ним и перехожу. В) Голос сердца В таком порядке поставил сам апостол Павел. На втором месте у него стоит духовное откровение. О нём он так пишет: " Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую " (Рим. 2, 14—15). Вот это — второе откровение. Я назову его " голосом сердца " , как и апостол сказал. Так и Сам господь говорит: " ...извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... " (Мк. 7, 21). И вообще, в Слове Божием сердце признаётся корнем, или исхождением познания, а не ум. Так часто там и говорится. Например. " Помышления сердца их (допотопных людей) были зло " (Быт. 6, 5). Псалмопевец очень часто говорит о сердце, как источнике знания: " Размышления сердца моего — знание " (Пс. 48,4). Пр. Иеремия говорит, что люди " ходили по упорству сердца своего " (Иерем. 9, 14), человек " живёт по упорству сердца своего " (Иерем. 13, 10). Исайя: люди " рождали из сердца лживые слова " (Ис. 59, 13). И в новом Завете мы видим то же. Господь говорит: " для чего же вы (фарисеи) мыслите худое в сердцах ваших? " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас 69 . Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям 70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его. Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41 ). Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32 ). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ). И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32 ). Толкование У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Имея вышесказанное ввиду, любовь можно представить как особое внутреннее состояние человека, охватывающее главные силы его души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную. Будучи охвачен любовью ко Христу, человек стремится исполнять Его заповеди (ср. с:  Ин.14:15) . В то же время, реализуя свое высшее призвание и предназначение через исполнение Божественной воли (Ср. с:  Мк.12:30–31) , человек преображается, наполняясь любовью. Цитаты о любви «Все у вас да будет с любовью». 1Кор.16:14 «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.». Мф.5:43-48 «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила». протоиерей Валентин Свенцицкий «Подлинная любовь — это есть желание родному близкому единственному человеку вечного спасения ; желание такое, что оно превосходит и побеждает все, что ради него можно забыть обо всем и претерпеть все остальное, в том числе и от этого человека». протоиерей Максим Козлов «…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви». преподобный авва Дорофей «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». преподобный Амвросий Оптинский «Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу».

http://azbyka.ru/lyubov

Миссионер. Но так говорит ев. Иоанн не о всём св. Писании, а лишь о своём Евангелии, значит, по-вашему, возможно спастись и одним Евангелием Иоанна! К чему же тогда прочие свящ. Писания? Христос Спаситель повелевает верующим принимать и исполнять не часть, а всё Его учение. «Если пребудете во Мне говорит Он, и слова Мои в вас пребудут…; если заповеди Мои соблюдете, как я соблюл заповеди Отца Моего…, то пребудете в любви Моей… отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его…, ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец… и кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин.15:7–10, 12:48–50, 8:47 ). Не ясно ли отсюда, что Христос повелевает нам хранить всё, что Он сказал, если желаем пребыть в Его любви. Посему-то Он, заботясь о нашем спасении чрез сохранение у нас всех слов Божиих, сказал апостолам: «Я умолю Отца – и даст вам Духа Истины…, Который намучить вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.., и будущее возвестит вам» ( Ин.14:17–26, 16:13 ) и пред вознесением Своим на небо повелел им: «идите (разумеется, после научения от Св. Духа, бывшего в день 50-цы), научите все народы…, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам», и только поверивший и принявший всё спасен будет ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ). Так, по заповеди Христа, апостолы и поступали: они «возвещали всю волю Божию» ( Деян.20:27 ) и убеждали верующих «исполнять всё, чему они научились, что приняли и слышали и видели в них» ( Флп.4:9 ). Вслед за апостолами и св. Церковь православная учит, что для спасения необходимо принять всё слово Божие, как записанное апостолами в св. Писании, так и переданное ими устно ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:14 ), посеянное в сердцах и памяти верующих ( Лк.8:11–12 ; 1Кор.11:2 ; 2Кор.2:17, 3:1–3 ; Деян.20:31–35 ; 1Сол.4:9 ). И только тот дойдет до истинного познания, кто «помнит всё апостольское и держит предания их так, как они передали», т. е. «или словом, или посланием» ( 1Кор.11:2 ; 2Сол.2:15 ; 1Сол.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, евангелист подводит к серии утверждений, касающихся значения боговоплощения для израильского народа и для всего человечества: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:14, 16–18 ). Эти слова указывают на сердцевинный пункт евангельской истории – воплощение Слова Божия. Логос, о Котором шла речь с самого первого стиха, имеет личный, персональный характер. То самое Слово, Которое изначально, от вечности предсуществовало у Бога, Которое пребывает в личном общении с Богом, становится «плотию» 47 . Формула «Слово стало плотию» создает резкий контраст между христианским богословием и греческой философско-богословской мыслью, которая не могла представить себе чего-либо более противоположного и несовместимого, чем Логос и плоть, особенно если с плотью ассоциируется идея страдания 48 . Именно идея воплощения Слова – то, что радикальным образом отличает богословие Нового Завета от спекуляций Филона Александрийского о Логосе. Как отмечает крупный немецкий исследователь Нового Завета М. Хенгель, в Евангелии от Иоанна под термином «плоть» (σρξ) понимается «человек в его тварной человеческой телесности, ставший жертвой греха, то есть эгоизма, и как следствие – смерти; человек, который находится в оппозиции духу Божию и который не способен сам познать Бога и, следовательно, достичь вечной жизни» 49 . В качестве примеров ученый указывает на Ин.3:6 (Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух), Ин.6:63 (Дух животворит; плоть не пользует нимало), Ин.8:15 (Вы судите по плоти; Я не сужу никого). Все эти примеры взяты из прямой речи Иисуса. К ним можно добавить слова, сказанные Иисусом в Гефсиманском саду: Дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ; Мк.14:38 ). Слово «плоть» в качестве указания на человечество в целом используется во многих ветхозаветных текстах. Один из них, хорошо известный раннехристианской общине, поскольку ассоциировался с личностью и служением Иоанна Крестителя, заслуживает того, чтобы привести его здесь:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010