Скачать epub pdf 34. 23 неделя по Пятидесятнице. О гадаринском бесноватом. Господь – наша защита (Лк. 8:26–39) «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ( Мф. 6:13 ). Сегодня, благочестивые слушатели, мы слышали Евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого. Всегда мы испытываем некоторый страх и ужас при слушании или чтении об этом исцелении. Нас ужасает сила власти бесовской над человеком. Что сделала, во что превратила эта сила человека? Всегда, ночью и днём, в горах и гробах кричал он и бился о камни ( Мк. 5:5 ). На нём не было одежды ( Лк. 8:27 ). Его одичалый вид, его свирепость ( Мф. 8:28 ), его крики наводили ужас на окрестных жителей. Они многократно ( Мк. 5:4 ) хотели помочь ему. Но никакие цепи и узы не могли сберечь и укротить припадков ярости и злобы. Бесы лишали его человеческого разума и воли и, целиком овладевши им, сделали жертвой своей жестокости и лютой ненависти. Это был уже не человек, а воплощённый жестокий бес. И когда появился здесь Христос, то не человек, а именно бес (легион бесов) стал объясняться с Ним. Ещё издали, увидев Христа, он стал мучиться ( Мк. 5:7 ), по словам святителя Иоанна Златоуста , «от одного только присутствия Христова». Подбежав и поклонившись Ему ( Мк. 5:6 ), стал громко кричать: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего! Умоляю Тебя, не мучь меня» ( Лк. 8:28 ). Бес мучился и от сознания, что Христос удалит его из человека (28), и, главнее, что Он может отправить его прежде времени ( Мф. 8:29 ) в бездну адскую ( Лк. 8:13 ). И вот бес взмолился, чтобы Христос не удалял их из страны той ( Мк. 5:10 ) и позволил войти в стадо свиное ( Лк. 8:32 ). Природе бесовской свойственно губить всё живое и не удивительно, что, войдя в свиней, они устремили их в море и утопили. Тем самым бесовский легион достиг двух целей: и стадо погубил, и владельцев свиней восстановил против Христа. Что же Христос? Как Он мог позволить совершиться этому, как мог позволить уничтожить столько (две тысячи) свиней? Он позволил совершиться этому потому, что хотел показать народу, что душа человеческая, т. е. душа бесноватого, стоит неизмеримо дороже свиней, ибо весь мир не стоит её ( Мф. 16:26 ), и никакой выкуп, никакие сокровища и стада животных не заменят её (стоимости). Христос хотел также показать, что бесы давно уничтожили бы весь род человеческий, если бы не было о каждом человеке особого попечения Божия ( Мф. 10:30 ), как это оказалось и в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

Вопрос: В каких источниках можно узнать, где находился Иисус Христос в возрасте от 18 до 30 лет? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Все древние и позднейшие христианские экзегеты едины во мнении, что весь период от возвращения из Египта (Мф.2:23) до начало общественного служения (Лк.3:23) Иисус Христос прожил в Назарете. Указания на это имеются в святом Евангелии: «И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16). Жители Назарета хорошо помнили Его: «и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:22); «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?» (Мк.6:3). Последний приведенный стих содержит еще одно важное свидетельство – Иисус назван плотником. Этому ремеслу Он мог обучиться не в Тибете, а у отчима св. Иосифа, для которого плотницкое дело было профессией (Мф.13:55). Спаситель не родился в Назарете, но провел там большую часть Своей земной жизни, поэтому его называли: пророк из Назарета (Мф.21:11), назарянин (Мк.1:24; Лк.4:34), назорей (Мф.26:71; Деян.2:22). Это же было указано на Его кресте (Ин.19:19). Легенда о пребывании Иисуса в возрасте с 13 до 29 лет в Тибете впервые появилась в книге Н.Нотовича в Париже в 1894 году. Выдающийся ученый-востоковед Макс  Мюллер в том же году доказал, что опубликованный Нотовичем текст, подделка. Летом 1895 г. профессор Дж.Дуглас посетил тибетский монастырь в Ладакхе, о котором писал Нотович, и не нашел там ни никаких следов посещения его русским путешественником. О «манускриптах» там тоже ничего не было слышно. Дж.Дуглас, как и М.Мюллер, пришел к выводу, что публикация Нотовича – фальшивка.   Нужно иметь полное отсутствие самых элементарных представлений о библейской жизни, чтобы поверить в эту выдумку. В ней явственно проступают штампы сознания расцерковленного интеллигента конца 19-го – начала 20 века. Тринадцатилетний отрок, воспитанный на Законе и пророках, никогда ни в какой  страну, живущую идолопоклонством, не поедет. То, что для европейца, отпавшего от великой христианской традиции, представляется духовной экзотикой и особой мудростью, для библейского религиозного сознания является не более, как нечестие, о различных видах которого много написано в Пятикнижии Моисея, псалмах и пророческих книгах. Евреи иногда селились вне Палестины, однако всегда целыми семьями и только в тех городах, где были еврейские общины с синагогами. Как правило, это были страны Средиземноморья. Закон Моисея требовал полного послушания детей родителям. Невозможно, чтобы отрок тайно ушел из дома. Сами благочестивые родители Иисуса на такой уход никогда бы не согласились. Совершенно определенно написано о двенадцатилетнем отроке: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк.2:51).

http://pravoslavie.ru/6355.html

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Поучение в Неделю о Страшном Суде Сегодня память Страшного Суда. Церковь напоминает об этом событии, желая возбудить в грешнике чувство раскаяния. Есть много на свете людей, которые, злоупотребляя Словом Божиим, думают и говорят: «Ведь Бог милосерд, бесконечно милосерд, станет ли Он со всей строгостью судить о наших слабостях человеческих?» И, рассуждая таким образом, продолжают жить во грехах. Вот и мы, малое стадо Христово( Лк.12:32 ), здесь ныне собравшиеся, все мы боимся Страшного Суда!? Но боится кто или не боится, думает ли кто о Страшном Суде или позабывает, – а Страшный Суд будет! Знаете ли, чем и как он начнется? Небеса пройдут с шумом. Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба ( Мк.13:24–25 , Мф.24:28 ). И тогда узрят Господа с сонмом святых Ангелов «не в смиренном и уничижительном образе раба и посланника Божия, но во всей Своей силе и славе» (см. Мф.16:27 , Мк.8:38 , Лк.9:26 ), и предстанет пред Ним все человечество, предстанем, следовательно, и мы, братья и сестры. Воображение отказывается представить себе этот страшный переворот на земле, на небе и в целой вселенной. «Зачем это?» – говорят. Затем, что природа создана для человека и всегда, подобно рабу, следует за ним, сообразуясь с его судьбой. Переворот ужасный. Нам известно, что даже незначительные и нередко повторяющиеся уклонения природы производят на нас впечатление. Известно, например, что землетрясение, минутное затмение солнечного света, даже сильная гроза производят нервное возбуждение не только в людях, но даже в неразумных животных. Замечаем, что во время землетрясения животные дрожат, сильная гроза производит ощутительную тревогу между птицами, животные стараются сомкнуться в стайный круг; во время солнечного затмения нападает на людей нервное расслабление, упадок сил, тягостная и безотчетная скорбь. Представьте же себе состояние грешника, когда вдруг неожиданно небеса с шумом прейдут ( 2Пет.3:10 ), земля будет терпеть борьбу стихий, и затем среди измененных небес бедный грешник увидит знамение Сына Божия, т.е. Его Крест, и наконец, лицом к лицу увидит и Сына Божия, Таинства Которого и веру святую он так легкомысленно попирал! Ужасные минуты! Невыразимо тяжкое, безысходное, безутешное состояние!

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» Тайная вечеря ( Мф.26:17-29 ; Мк.14:12-25 ; Лк.22:7-30 ; Ин.13-17 ) – пасхальная трапеза (ужин) Спасителя с учениками- апостолами накануне Его крестных страданий, в Великий Четверг , во время которой Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом и друг с другом, которое совершается ныне за богослужением, именуемым Литургией . Краткий перечень событий Тайной вечери: Если Евхаристия была установлена на Тайной вечере до Крестных страданий и смерти Спасителя, то каким образом мы причащаемся тела воскресшего Христа? Как следует из произносимой на Божественной Литургии молитвы, участие в Таинстве — участие в Тайной вечере: « Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими ». Но почему, если Тайная вечеря исторически совершилась однажды, около двух тысяч лет тому назад, то и сегодня верующий молит Сына Божьего принять его участником Тайной вечери? Как когда-то в Сионской горнице, так и сегодня в каждом православном храме присутствует Господь: невидимо по Божественному естеству, и зримо — под видом хлеба и вина, в соответствии с Его словами: « Я есмь хлеб, сшедший с небес » ( Ин.6:41 ). Как апостолы причащались тогда Тела и Крови Христа, так и современный верующий причащается Истинных Тела и Крови Христовых. Как в Сионской горнице священнодействовал Господь, так Он же священнодействует и на современной Божественной Литургии, имея « священство непреходящее » ( Евр.7:24 ), как « священник вовек по чину Мелхиседека » ( Евр.7:17 ), « Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников » ( Евр.7:26 ). В этом отношении совершаемое в наше время Таинство Евхаристии есть по духу и содержанию та Тайная вечеря, что была совершена в Сионской горнице. В чём же отличие нынешней Евхаристии от той Тайной вечери? На той Тайной вечере было совершено установление Таинства Евхаристии, которое, после создания Церкви, стало совершаться во всех христианских храмах. На той Тайной вечери апостолы причащались не как члены (уже созданной) Церкви, а как ближайшие ученики и последователи Христа, в частном порядке (заметим, что на некоторых старинных христианских изображениях Вознесения Господня апостолы представлены без нимбов (тогда как Богородица с нимбом), поскольку это событие предшествовало Сошествию Святого Духа в день Пятидесятницы, который стал Днём рождения Церкви). Со времени создания Церкви возможность причаститься Святых Христовых Тайн дана каждому православному христианину. Причём, христиане причащаются уже прославленного, нетленного, бессмертного, максимально обоженного Тела (и Крови) Христа, ведь и до Воскресения Христос, как Человек, был обожен настолько, насколько это было возможно для обладателя не прославленной плоти (тела).

http://azbyka.ru/tajnaya-vecherya

Слово Миколая при в 26 вересня 2011 р. 21:00 26 сентября 2011 года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского, викария Уфимской епархии . При наречении архимандрит Николай обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, мудрые архипастыри! Промыслом Божиим и изволением Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению в сане епископа Церкви Христовой. В этот неповторимый и священный час моей жизни я с глубоким смирением повергаюсь пред Всемогущим Богом, избравшим меня, и пред величием Креста, который Он ныне вручает мне вами, святители Христовы, восклицаю со смирением: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю» . Служение епископское превосходит слабые силы человеческие, но, имея твердое убеждение, что сила Божия «в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и надеясь на обетование Божие пребывать с нами «до скончания века» (Мф. 28:20), я с дерзновением восклицаю, как некогда апостол Павел, «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4:13), и с иноческим смирением, покоряясь воле Божией, принимаю сие послушание. Я твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия. Поэтому откликаюсь на призыв Божий следовать по пути жертвенного служения Ему и Его Святой Церкви. Самыми важными качествами епископа считаю глубокую непоколебимую веру, любовь к Богу и людям, самоотверженное и жертвенное служение, сохранение единства Церкви согласно Правилам святых Апостол и Соборов Церкви, учению святых Отцов и Канонам. Сам Спаситель сказал: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:35).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1632311...

Церковь вспоминает обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме 26 сентября, 2019. Новостная служба Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» 26 сентября. ПРАВМИР. В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова. История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня. Фото: Wikipedia Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1–2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117–138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-obn...

1. Понятие о таинстве елеосвящения Елеопомазание, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12-ть апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись ( Мк. 6:13 ). Без сомнения посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волею, и таким образом елеопомазание представляется здесь, как учреждение Господа. Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясною должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Со всею ясностию и определенностию, об этом таинстве говорит ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отнустятся ему» ( Иак. 5:14, 15 ). Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеопомазании, не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11, 12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь ( Мф. 28:20 ), и что внушал им Дух Святой ( Ин. 16:13 ); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями таин, а не установителями ( 1Кор. 4:1 ). И следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно, действительно, есть таинство, видно из того, что, кроме божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвою, и соединенное с этим внешним знаком сверх-естественное действие благодати – исцеление болезней 297 и отпущение грехов. Елеопомазание, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в церкви Христовой. Об нем упоминается в «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита (Кн. 7, §8, 8): об нем упоминает Ориген (in Levim. Hom. 11, § 4); о нем говорят в 4–м веке: св. Иоанн Златоуст (О свящ. III, 6), Амвросий (de Poenim L. 1, гл. VIII, § 2), Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер Антиохийский (в Толк. на Ев. Марка). В требнике Геласия, еп. Римского (в конце 5-го века), есть чин освящения елея для больных, во отгнание всяких болезней, душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе 7-ми таинств не только в «Сакраментарии» Григория Великого , но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от церкви еще на 3-м и 4-м вселенских соборах в 5-м веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. Невидимые действия таинства крещения В то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий... во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и – 1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и св. Павел называет крещение «банею пакибытия» ( Тит. 3:5 ). 2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает ( Деян. 2:28 ; 1Пет. 3:21 ; Еф. 5:25–27 ; 1Кор. 6:11 ). 3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – церкви ( Гал. 3:26–28 ; 1Кор. 12:13 ). 4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни ( Мк. 16:16 ; Тит. 3:5–7 ; сн. 1Пет. 3:21 ). Точно также о невидимых действиях таинства крещения единогласно учили св. отцы и учители церкви. Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду» («Epist». n. XI). Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» («Dialog. сит Тгурноп.» с. 44). Св. Кирилл Иерусалимский : «Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления» («Поуч. предоглас.» п. 16, стр. 13). Св. Григорий Богослов : «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением» («Слово на св. крещ.»). «Купель дает отпущение грехов соделанных, а несодеваемых... Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг... Итак, будем креститься, чтобы победить: приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные ( Евр. 9:15 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех» (Там же, стр. 306, 299, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010