Я неоднократно бывал здесь и видел, в каком поругании находился этот святой храм. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла уже шесть лет функционирует наш Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. Мы, можно сказать, по копейкам собираем средства, чтобы на Подмосковной земле не осталось ни одного поруганного и разрушенного храма. Когда сюда заходишь, трудно даже представить, как можно было возродить эту святыню. Но Господь помогает, посылая, я бы сказал, святые души, которые, жертвуя своим благополучием, все отдают Богу. Благодаря таким людям мы видим сегодня дивное чудо: прекрасный храм в честь Казанской иконы Божией Матери восстал в такой славе! Многое можно было бы сегодня говорить в назидание, но мне хочется воспользоваться счастливой возможностью, чтобы сказать, как важен храм в жизни каждого христианина. У нас есть дом, квартира, где мы живем, молимся, трудимся, но превыше всего — дом Божий, Церковь Христова, которая создана для того, чтобы вести людей из земного дома в Царствие Божие. С глубоким сожалением мы вспоминаем богоборческие годы, когда осквернялись и взрывались храмы, когда убивали священнослужителей. Но в сердцах людей вера Христова неиссякаема. Не зря нашу страну называют " Святой Русью " . Сегодня мы хотим сказать: жива Святая Русь! Она в ваших сердцах, дорогие братья и сестры, в сердцах тех, кто взял на себя подвиг восстановления храмов Божиих для спасения людей. И мне хочется, чтобы этот храм не пустовал, чтобы здесь ежедневно совершалось богослужение, чтобы человек, живущий здесь или приехавший сюда, мог полюбоваться этой красотой и помолиться Господу, чтобы Он подал все просимое для временной и вечной жизни. Я благодарю каждого, кто своими молитвами и жертвами приблизил этот день. Вспомните евангельское повествование, как Христос сидел у храма и взирал на то, как клали деньги в сокровищницу (см. Мк. 12:41-44). Увидев одну женщину, вдову, Он сказал Своим ученикам: " эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое " (Мк. 12:41). Поэтому всех вас, возлюбленные братья и сестры, благодарю за вашу любовь к этой святыне. Я надеюсь, что этот храм будет прославлять Господа до скончания века через тех людей, которые будут его посещать.

http://patriarchia.ru/db/text/5691149.ht...

Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к преврат­ным толкам, скажем несколько слов в разрешение сих недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: могий вместити, да вместит, — говорил Он о девственном со­стоянии. Апостол учит: кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в ко­тором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности свя­тых Божиих. Притом, как в обыкновенной жизни совершенства достигают­ся постепенно и только мало-помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним, посредством бдения над собою и непрерывного упражнения в добро­детелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам бла­гочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор. 12.6). Великие светильники пустынь египет­ских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая рев­ность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия. На второе. Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос на чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см. Мк. 9.41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкла­дам от избытка (см, Мк. 12, 42—44). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различ­ны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная — сему соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силою веры и святой любви и пламенной ревностию ко благочестию.

http://pravoslavie.ru/5980.html

На 2-е: что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк.9:41 ), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка положенные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк.12:42–44 ). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная, этому соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силою веры и святой любви, и пламенною ревностью к благочестию. На 3-е: дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда, по-видимому, между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же, – всегда они стремились к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто ест, для Господа есть, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя ( Рим.14:3,5–7 ). Есть дела, сами по себе безразличные. Пока человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать, – и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним. На 4-е. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? – дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

На второе. Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк 9, 41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк 12,42–44). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная — сему соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силой веры и святой любви и пламенною ревностию к благочестию. На третье. Дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же — всегда стремились они к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать Божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по–видимому между собой несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим 14,3,5–7). Есть дела, сами по себе безразличные. Доколе человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать, — и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним. На четвертое. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? — дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую–нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Профессор И. Чарота говорит о том, что хотя автором было заявлено, что за основу будет взят церковнославянский язык, по факту им стал Синодальный перевод [Чарота, 2006]. Также текст содержит множество серьезных ошибок, обусловленных попыткой перевода на литературный язык, но, по сути, перевод осуществлен на разговорный [Чарота, 2000, 83]. Можно встретить множество слов, не характерных для белорусского языка: ( Ин.9:2 ), а не ( Неем.8:14–17 ; Ин.7:2 ), а не «Кушчы»; ненормативные окончания глаголов в повелительном наклонении: «будзеце», «скажэце», «прасеце», «палюбеце», «зрабецеся» и т. д. ( Быт.3:5 ; Исх.12:31 ; Мф 6:1 ; Мк.6:10 ; Лк.12:36 и т. д.); написание предлогов «церазь» ( Втор.32:47 ; Ин.14:6 ), а не «цераз», «безь» ( Быт.41:44 ; Лк.22:35 ), а не «без»; местоимения «ейны» ( Лк.8:55 ), вместо «яго» или «яе»; числительного ( Мф.16:21 ), а не и т. п. Совсем непонятным остается решение автора о переводе слова «Отец». В одних местах В. Семуха переводит «Айцец» (встречается много раз), в других «Войча» ( Мф.26:39 ; 1Ин.2:15 и др.). Оба эти слова везде соответствуют греческому слову «Πατερ». Встречаются слова, неясные по смыслу, являющиеся, скорее всего, результатом авторского словотворчества: ( Пс.23:6 ; Фил.2:1 ), ( 2Цар.7:1 ; Мф.17:5 ), ( 1Пет.3:9 ) и ряд других слов [Чарота, 2000, 94]. В период с 1970 по 2004 г. в лондонской газете «Божым шляхам» был напечатан ряд богослужебных текстов Ветхого и Нового Завета на белорусском языке. Они были переведены священником Белорусской греко-католической церкви Александром Надсоном 2016]. В 1997 г. в этой же газете вышел его перевод книги пророка Ионы. Также известен его перевод Псалтири 2014]. В 2006 г. был издан отредактированный перевод А. Надсона: «Эbahreльлi нядзельныя i святочныя: Апракос». Редакцию и гармонизацию перевода в соответствии с 27-м изданием Nestle-Aland осуществила Ирина Дубенецкая. При составлении нядзельныя i святочныя: Апракос» были использованы как первые переводы А. Надсона, так и переводы Л. Декуть-Малея, А. Луцкевича с литургической адаптацией Л. Горошко (пер. Дубянецкая), 2006, 249].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос призываются вместе. «Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа смотрели бы иначе» (Notes, 48). Это место дает поразительное доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри 2Фес 2:16 ). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12 ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа « преисполнить» Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. «Для жестоко гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна – и необходима; она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа» ( Мф 5:44 ). В 13 ст. указана конечная цель молитвы. Любовь , умножаясь и преизбыточествуя, станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в них «состояние святости» ( γιωσυνη). «Это состояние святости есть именно та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот, который то и дело встречается в нашем послании. Слова « со всеми святыми», нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и к ангелам. Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто ο γιοι. Но тоже название встречается в кн. Деян 8:13 ; влияние этой книги на наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии ( Мф 13:41 и д.; Мф 25:31 ; Мк 8:38 , Лк 9:26 и 2Фес 2:7 ) ангелы сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях – Мк.8:38 и Лк.9:26 эпитет γιος приложен к ним именно в связи с пришествием Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бич предназначался не людям, сообщает богослов Евфимий Зигабен , но животным: торговцев Иисус Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал». 27 правило Святых Апостолов  утверждает, что Иисус в Своей земной жизни не поднимал руку на человека: «Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал». Следует помнить и то, что этот эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть имеющий – более того, никто не смеет Ему ничего возразить. Указывает ли вышеприведённый евангельский эпизод на недопустимость торговли в православном храме? С современными церковными лавками этот эпизод соотнести сложно. Иерусалимский храм был единственным в то время, а иудеи платили десятину, поэтому торговля служила далеко не главным источником его доходов. Кроме того, в церковной лавке не продают скот и не совершают валютообменных операций, как во дворе Иерусалимского храма времён земной жизни Христа (Храм состоял из 3х частей: двора, святилища и святого святых; торговля шла исключительно во дворе). Спаситель выгонял торгующих, радеющих о собственной прибыли, церковные же лавки фактически собирают пожертвования на храм, ведь разница между ценами закупки и реализации, используется на нужды храма. Приобретение свечей за свечным ящиком является формой пожертвования на нужды храма. В Иерусалимском храме находились специальные сосуды для пожертвования денег на содержание храма ( Ин.8:20 ). Спаситель не только не обличал это, но и похвалил вдовицу, положившую две лепты ( Мк.12:41-44 ). Что касается Церковных Таинств и треб , то на них может быть указан лишь рекомендуемый размер пожертвования; для неимущих в любом храме их обязаны совершить и без него. Почему церковная лавка чаще всего находится непосредственно в храме? Наличие свечной лавки в храме или притворе храма обусловлено чисто практическими причинами: далеко не каждый храм имеет возможность выделить для этого отдельное помещение и оплачивать работу дополнительного служителя (свечница часто совмещает свой труд с наблюдением за порядком в храме). Возможно ли закрывать церковную лавку во время богослужения?

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame

Находясь в таком опасном положении, находясь постоянно на войне и под сверкающим кинжалом ( Еф.6:16 ) нашего злейшего врага – дьявола, который, подобно хищной птице ( Мк.4:4, 15 ), высматривает с высоты свою добычу, мы нуждаемся знать этого врага в возможной для нас подробности, чтобы противопоставить ему должное сопротивление, чтобы оградить себя во всех отношениях. Без такого познания очень легко остаться в общении с дьяволом, не замечая этого, так как дьявол может принять образ светлого Ангела ( 2Кор.11:14 ). Это случилось с весьма многими, непонявшими своего бедственного состояния, и в то время, когда, например, иудеи называли себя сынами Божиими ( Ин.8:41 ), Иисус Христос сказал им, что они – чада дьявола ( Ин.8:44 ). Узнавши врага, мы можем, исходя на брань, должным образом вооружиться, и так как у Бога все возможно ( Лк.18:27 ), то мы можем одержать полную победу. Ведь в самом деле, множая с нами, нежели с ними ( 4Цар.6:16 ). Победа наша тем более возможна, так как в нашей борьбе с духом злобы принимают фактическое участие наши старшие братьи – Ангелы добрые, которым Бог заповедует сохранять нас во всех путях ( Пс.90:12 ). В житии преподобного Нифонта рассказывается, что однажды после молитвы Бог показал ему большое поле, на котором стояло множество бесов, разделенных на полки. И вот один из чернейших эфиопов, как бы приготовляя полки к сражению, пересчитывал воинов и говорил: «Смотря на меня, не бойтесь ничего, ибо сила моя будет с вами». Некоторые же из бесов принесли множество разного оружия и раздавали полкам. Когда преподобный Нифонт смотрел на это, был к нему голос: «Обратись, Нифонт, к востоку и смотри». И он, обратившись, увидел чистое поле, на котором вдвое более, чем бесов, стояло белоризцев, готовых к сражению. Потом пришел некоторый муж, видом светлее солнца, и сказал: «Так повелевает Господь Саваоф, идите во всю землю, помогая христианам и охраняя их» (Четьи-Минеи, 23 д.). Итак, при сих помощниках брань наша с темными силами вполне благонадежна; но Ангелы – только помощники наши, а вести борьбу мы должны сами.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Помню, я только пришел в обитель, а владыка Амфилохий мне и говорит: – Ты не у меня в послушании. Ты в послушании у святого Василия Острожского. Понимаешь? – ?! Он реально сумел постепенно привить мне это правильное отношение: ты в своем служении всегда, постоянно предстоишь перед святым твоей обители – он тут главный распорядитель, он смотрит за всем, ты перед ним за всё и отвечаешь. Помню, это на меня, тогда новичка в монастыре, сильнейшее впечатление произвело. Реально возбуждало у меня благоговейный страх перед святителем – эта недосягаемая ранее для тебя высота. Но только так ведь и можно учиться ходить пред Богом! Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67:36). Не своей же святостью святые святы. Это опять инаковость монашеской жизни. А иначе, какая разница, что ты сейчас в монастыре оказался, если ты и в миру родителей, старших братьев-сестер, старшин в армии, начальников на работе слушался? То есть это в любом случае творческая задача игумена, игумении – как они будут этой инаковости добиваться. Каждый эту задачу по-своему будет решать, исходя из своего прочтения Евангелия, святых отцов, духовного опыта, который наследует. …Как учил владыку его афонский авва, старец Паисий Святогорец: надо из всего, что ты делаешь, убирать себя самого. Тем более игумену, игумении, – чтобы не загораживать Христа собственным «я». «Нам, монахам, надо быть скромными и непритязательными» Владыка нас всех, братию, наставлял быть скромными, непритязательными: «В Остроге люди бедные. Они из самых последних денег несут эту жертву в храм. Как та вдовица (см. Мк. 12:41–44)». Или так еще говорил про эти приношения: «Это слезы бедных людей. Понимаете? Это то последнее, что они из любви к Богу приносят сюда святому Василию Острожскому. Это не нам. Нам надо быть скромными». И это инаковость монашеской жизни! Образ нестяжания, который мы призваны являть мирским, исцеляя их от этой удушающей погони за материальным. Сам владыка еще и примером милостыни всегда был – всем и вся помогал, тем более, если о какой-то нужде, проблеме услышит. Так любовь Евангельская и воплощается в этом мире.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/vladyk...

Что подобные опасения не излишни, удостоверяет нас Апостольское слово. Не к иудейским книжникам, а к христианским мудрователям, следовательно, и к нам, простирает Апостол увещание: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствуйте в целомудрии, то есть скромно, с благоговейно-разумной осторожностью, не выходя из пределов смиренномудрия, по мере веры, какую коемуждо Бог разделил есть» (Рим. 12:3). Что подобные опасения не излишни, свидетельствует и современная печальная действительность. Ведь не так давно от нас жило поколение «книжников», которые не только утратили веру в Бога, во Христа и в Церковь, но и старались доказать научно, что могут «вполне обойтись без них». Они призывали проклятие на все славное прошлое России, мечтали о всеобщем разгроме ее и думали на развалинах прошлого создать новое лучшее будущее. Мечты их, к сожалению, сбылись. На смену слабовольных мечтателей явились сильные, одержимые духом беснования, разрушители. Они действительно разрушили старое, но на развалинах его создали не Царствие Божие, а царство антихриста, в котором русские люди не блаженствуют, а жестоко мучаются под тяжким гнетом насилия, голода и нужды. И хочется до примеру Спасителя нашего сказать и этим «книжникам» и их ученикам-разрушителям «с гневом скорбя о окаменении сердец их» (Мк. 3:5): «Горе вам, книжницы и фарисее лицемери!» (Мф. 23:13). Вы делали и «делаете дела отца вашего» (Ин. 8:41). «Ваш отец — диавол, и вы исполняете только волю его. Он — человекоубийца изначала. В вас, как и в нем, нет истины. Он — лжец и отец лжи, а вы только послушные чада его» (Ин. 8:44)! Страшны эти «книжники», но только для людей малодушных. Но есть иной род «книжников», не менее опасный, чем первый, для всех малоопытных и не твердых в вере христиан. Они не отрицают ни Бога, ни Христа, ни Церкви, и не задаются целью разрушить Христианство, но только, как выражаются они, «обновить», «углубить» и «очистить» его от случайных исторических наслоений и покровов. Они проповедуют новое, не церковное, а свое христианство, не христианство Христа, «Божией Силы и Божией Премудрости» (1 Кор. 1:24), а христианство какой-то «женственной премудрости», которой не знала история Православной Церкви.

http://pravmir.ru/ne-prelstites-prizrako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010