Если он алкоголик, оголтелый безбожник или наркоман, – тогда, конечно, всё по-другому. Ногу, на которой гангрена, бесполезно спасать, с ней нельзя жить дальше: если её не отрезать, ты погибнешь весь. Во всех остальных случаях надо давать общаться, иначе придётся объяснять ребёнку, какой папа плохой, а так поступать нельзя, потому что, во-первых, ребёнок никогда не вырастет нормальным, если он осуждает родителей, и у него самого никогда не будет нормальной семьи, а, во-вторых, если для него разрушится авторитет отца, для него разрушится и авторитет матери. Если трагедии развода избежать не удалось, нужно перестать при ребёнке её обсуждать, достигнуть договорённости, что ни мама, ни папа при ребёнке ни в коем случае друг друга не осуждают. А лучше – помолиться и поискать способа восстановления семьи, то есть избавления от этого греха. Нужно рыдать и кричать… - Допустим, мать говорит маленькому ребёнку, показывая на другого мужчину: «Вот твой папа». А настоящий отец пытается бороться за сына или дочь, но это ужасно сложно, ведь в жизни ребёнка появился новый человек, которого любит мама, который сам любит маму и его.Как быть отцу? - Да, к сожалению, бывают и такие случаи, и сказать, как себя тут вести, я не могу. В каждом таком случае нужно очень глубоко молиться, каяться и искать Божьего ответа. Если ты уже попал в лабиринт гордыни, себялюбия, жизни без Бога и находишься в середине лабиринта, то выйти оттуда, не настукавшись о стенки и не попадая в тупики, невозможно. Нужна огромная работа. Но ещё раз хочу сказать: если ты верующий человек – сделай сначала всё для того, чтобы избежать развода. Наступи себе на горло, смирись «до зела», потерпи, помолись. Ты готов развестись, потому что считаешь, что вселенная крутится вокруг тебя. Помни, что Христос «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк10:45). И ты смирись и служи – ребёнку, жене. Да, есть много женщин, которые моложе и красивее твоей жены, готовых создать с тобой семью. Ну и что? А тебе Бог дал эту, Он тебя спасает через неё. Значит терпи. Вспомни о дне вашего венчания. Или подготовься к венчанию. И Господь даст благодать спасти свою малую церковь. Ведь есть Храм Христа Спасителя, а есть покривившаяся деревянная церквушка на севере. Но там одинаково присутствует благодать Божья, и неизвестно ещё, где больше её человек ощутит, потому что «не мерою даёт Бог Духа» (Ин 3:34). Если ты строишь семью как святыню, как икону, как продолжающееся таинство венчания, то ты всё сможешь преодолеть.

http://pravoslavie.ru/65350.html

Лк6:12-13 Мк12:1-11 Мф19:28 Откр21:14 Числ1:44 Ис5:1-7 Лк9:54 Мк3:17 Ин21:2 Ин11:16 Мк2:14 Лк5:27 Деян1:21-26 Мк10:46-52 Пс109 Пс28 Пс88 Иов1:6 Ис43:10 Ис44:8 Ис11:6-9 Ис22:22 Мих4:1-7 Ис18 «В силе Духа» Иерусалим, 30-35 годы Община в Иерусалиме Веллей Патеркул, бывалый ветеран и приближенный Тиберия, сидя в своей библиотеке, заканчивал книгу, посвященную истории Рима. В ней он обозревал путь, который - через войны и революции - привел город на семи холмах к положению мировой державы. Веллей не скупился на похвалы Августу и его преемнику за то, что они " возродили старинные обычаи " , укрепили законность и на долгие века принесли Риму славу. Историк был уверен, что главное в жизни людей решается на полях сражений и в кабинетах политиков. Ему и в голову не могло прийти, что в тот самый момент, далеко в Иерусалиме куется нечто новое - и кем? - горсткой ремесленников и рыбаков с Тивериадского озера... Даже там, на окраине империи, в этом странном восточном городе, их не считали заслуживающими внимания. Месяц назад расправа над их Учителем, казалось, покончила с очередным мессианским движением. Первосвященник Иосиф Кайафа был на этот счет вполне спокоен, несмотря на фантастические слухи, которые одно время ходили по Иерусалиму (но чего только не говорят в суеверной толпе?). Понтий Пилат сразу же после Пасхи вернулся в Кесарию и погрузился в дела; забот и беспокойств у него хватало - инцидент с " Царем Иудейским " очень скоро стерся у него из памяти... Между тем квартал в западной части города, где среди друзей, родных и новых единоверцев поселился Петр с учениками, жил своей, особой жизнью. Это была как бы большая семья, имевшая " одно сердце и одну душу " . Согласно Деяниям, в Иерусалим прибыло около ста двадцати галилеян. Возможно, их было и больше, но, по традиции, это число считалось минимальным для создания отдельной общины 1 . Таких братств, или хавурот (товариществ), объединявшихся для молитвенных трапез, в Палестине и за ее пределами существовало много. Церковные и гражданские власти относились к ним вполне терпимо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

Меры Божии уравниваются с нашими мерами: какими здесь меряем друг другу, такими и Великий Бог воздает людям (свт. Григорий Богослов , 15, 346). Источник. Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. ...Судия с одинаковой строгостью требует от нас (попечения о) спасении и нашем и наших ближних (свт. Иоанн Златоуст , 45, 80). Источник. Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе самому, но и многим другим (свт. Иоанн Златоуст , 45, 81). И принесший талант подвергается наказанию не за то, что он пренебрег чем-нибудь собственным, но за то, что не радел о спасении ближних (свт. Иоанн Златоуст , 45, 81). Источник. Чем ты сильнее, тем справедливее было бы тебе поддержать слабейшего (свт. Иоанн Златоуст , 45, 254). Источник. Если же ты, считая себя сильным, презираешь немощь другого, то ты подвергнешься двойному наказанию, и за то, что ты не предохранил его, и за то, что для предохранения его имел великую силу... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 254). Источник. ...Если кто хочет благоугодить Ему , то пусть печется об этих овцах, пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях: нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом (свт. Иоанн Златоуст , 45, 550). ...Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении (свт. Иоанн Златоуст , 45, 551). ...Если даже сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего таланта и погибающего брата не обратишь ко спасению, то потерпишь одинаковую с рабом тем участь (свт. Иоанн Златоуст , 45, 690). Хотя бы кто раздал тысячи денег, он сделает не столько, сколько тот, кто спасает душу, отводит от заблуждения и руководит к благочестию (свт. Иоанн Златоуст , 45, 728). Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении (свт. Иоанн Златоуст , 45, 740). Должно не только предостерегать прежде греха, но и после падения подать руку (свт. Иоанн Златоуст , 45, 743). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Грех... выдает грешника, когда никто не обличает его, осуждает, когда никто не обвиняет, и делает его боязливым и робким... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 106). Источник. Не всякий грех несет одинаковое наказание, но от чего легче воздержаться, за то и наказываемся больше (свт. Иоанн Златоуст , 45, 129). Источник. Если ты согрешишь и Бог простит тебе грехи, прими прощение и поблагодари (Бога), но о грехе не забывай – не для того, чтобы тебе мучить себя мыслью (о грехе), но чтобы научить душу не предаваться легкомысленной веселости и не впадать в те же грехи (свт. Иоанн Златоуст , 45, 139–140). Источник. Кто заржавевшие сосуды станет мыть только водою, тот хоть и много потратит времени, не выведет всей этой нечистоты; но, кто бросит их в горн, тот в краткий срок времени сделает их светлее новых. Так и душа, покрытая ржавчиною греха, не получит никакой пользы, если станет очищать себя и каждый день каяться просто и кое-как; но если повергнет себя в горн страха Божия, то в короткое время смоет с себя всю нечистоту (свт. Иоанн Златоуст , 45, 237). Источник. ...Не бывает диавол виною наших грехов, если только мы захотим быть внимательными... Слабый волею, нерадивый и беспечный (человек) и без диавола падает и низвергается во многие пропасти греха (свт. Иоанн Златоуст , 45, 291). Источник. ...Не так тяжко – грешить, как – после греха обвинять Господа. Постарайся узнать виновника греха – и найдешь, что это не иной кто, как ты, сделавший грех (свт. Иоанн Златоуст , 45, 299). Источник. Худо грешить, но гораздо хуже еще гордиться грехами (свт. Иоанн Златоуст , 45, 312). Источник. ...Отпускаются и грехи, сделанные после крещения, – если мы будем внимательны... Это говорю не для того, чтобы вовлечь вас в беспечность, но чтобы отвлечь от отчаяния... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 315). Источник. Как люди с отяжелевшею от опьянения головою бродят без цели и без разбора, и случится ли пред ними яма, или стремнина, или что другое, они падают туда от неосмотрительности, – так и стремящиеся ко греху, как бы опьянев, от желания совершить грех, не знают, что делают, не видят ничего – ни настоящего, ни будущего (свт. Иоанн Златоуст , 45, 345). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

44 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби. 44 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.). 44 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5). 44 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия. 44 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10). 44 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.). 44 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9). 44 увидел... бедствие. См. 37,34.35. Глава 45 45:1–28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла. 45 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта ( Евр. 11,22 ). 45 Египтяне. Согласно греческому тексту «все египтяне». Они не имеют части в семье завета. 45 я Иосиф. См. Деян.7,13 . 45 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9 ). Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19–21; Деян. 7,9.10 ). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели ( Деян. 2,23; 4,28 ). для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку. 45 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53). 45 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32 ; Мих. 2,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Девство потому и хорошо, что оно отклоняет всякий повод к излишней заботе и доставляет полный досуг для богоугодных дел; так что, если этого нет, оно бывает гораздо хуже брака, нося в душе терние и заглушая чистое и небесное семя (свт. Иоанн Златоуст , 44, 366). Источник. Как тучная и плодоносная земля питает корень, так превосходная жизнь возвращает плоды девства, или лучше сказать, крестная жизнь есть и корень и плод девства (свт. Иоанн Златоуст , 44, 369). Источник. ...Как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни (свт. Иоанн Златоуст , 45, 327). Источник. Девство утвердилось с тех пор, как вырос цвет девства... Никто из древних не мог хранить девство, потому что великое дело – обуздать тело (свт. Иоанн Златоуст , 45, 329). Источник. ...Когда имеет у себя сестру – милостыню, тогда никакие бедствия не одолевают его, но оно становится выше всего (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...На войне, которая ведется против девства, нет отдыха, потому что воюет диавол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 330). ...Какою кто одержим бывает злою страстию, и растлевает свое девство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 338–339). Сосуд ведь священный дева, – порфира, в которую не позволительно облекаться никому другому, кроме Царя всех... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 796). Источник. ...Дева, стоя на угольях, не сгорает; находясь в пещи, не пылает, орошаемая, как три отрока; состязаясь с невидимыми силами, подражает Михаилу и соперничает с Гавриилом (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909). Добродетелей много: одни – великие, другие – большие, третьи – меньшие, но ничто не представляет большей трудности, чем девство: оно борется с природою; эта война не имеет перемирия; это – сражение, никогда не имеющее мира, разве только по милости Христовой (свт. Иоанн Златоуст , 45, 909).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

92 Многими исследователями творений свт. Григория Нисского отмечалась трудность адекватного перевода понятия πνοια с древнегреческого языка на языки современные, чему специально уделено внимание в диссертации П. Б. Михайлова (Михайлов 2005. С. 99–110). В латинских колонках «Патрологии» Ж.-П. Миня πνοια у свт. Григория «даже не транслитерируется» (Эдельштейн 1985. С. 186. Примеч. 93). Вариант перевода πνοια. как примышление, предложенный в ТСО, по мнению С. В. Троицкого , «довольно неудачный».. В своей монографии он предлагает заменить его измышлением (Троицкий 2002. С. 7). О тех же трудностях перевода комплексного значения термина свт. Григория, но уже на английский язык говорит А. Вейсвурм (Weiswurm 1952. Р. 129). Однако, беспокойство переводчиков, на наш взгляд, может устранить сам святитель, который подчеркивал безразличность именования при правильном понятии о предмете: «А власть именовать так или иначе все мыслимое лежит в природе; и захочет ли кто назвать ее примышлением или иным чем-либо (ετε τις πνοιαν ετε λλο τι), мы не будем прекословить» (Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 1044; Jaeger. 1. Р. 342:11–12. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 421)). Следовательно, нет существенной разницы, какое имя прилагать к «власти именовать все мыслимое так или иначе», главное – хранить истинным указанное святителем понятие о ней. 95 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:7–20. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 336–337). 96 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:29–32. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 97 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 969; Jaeger. 1. Р. 277:32–278:4. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 337). 99 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 279:23–280:9. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 339–340). 100 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:9–21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 340–341). 101 Contra Eunomium 12.2 (13) (PG 45, 973; Jaeger. 1. Р. 280:21. Рус. пер.: ТСО. Т. 43. 1864. Ч. 6. С. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

S. Basilius Caesariensis. Epistola XXXVIII//PG 32. 325 BC, 329 D, 332 AD, 333 A, 336 BC: κοιντης τς φσεως. Отметим, что у свт. Василия словосочетания «общение природное», «общение по природе», «общность сущности» употребляются в приложении к описанию внутри-троичной жизни чаще, чем у свт. Григория Нисского . В свою очередь, Нисский святитель чаще употребляет термин «общение» для описания человеческого плана бытия (напр., он говорит об «общении в скверне» (τν μιασμτων κοιντητα, см.: S. Gregorius Nyssenus. De Virginitate//PG 46. 381 D), в «смерти» (θαντου κοιντητος, см.: In Ecclesiasten. Homilia V//PG 44. 685 D; также: PG 45. 45 AB; PG 46. 317 А). Касательно же троичного богословия, прибегая к терминам «κοιντης» или «κοιντητα», свт. Григорий, тем не менее, почти не использует их в непосредственном сочетании с понятием «природа», но иногда – с терминами «сущность» (см., напр.: PG 45. 380 A; 904 D 905 AC) и «общение по Божеству» (κοινωνοντας θετητος, см.: Quod Νον Sint Tres Dii, ad Ablabium//PG 45. 117 D). Так же выражение Письма 38-го о лицах Троицы, что они существуют и различаются каждое «в ипостаси» своей (ντος ν ποστσει, см.: Epistola XXXVIII//PG 32. 337 D, 336 BC) встречается именно у свт. Василия (ν δ μν ποστσει, см.: Epistola CXXV//PG 32. 548 B, а также: PG 31. 597 C; PG 32. 776 C, 789 В). Свт. Григорий Нисский чаще использует выражение – существование «по ипостаси» (κατ’ πστασιν). А «ν ποστσει» употребляет, как правило, в сочетании с «θεωρουμνων» (ν ποστσει θεωρουμνων, см.: S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII//PG 45. 1001 C, также: PG 45. 852 B, 152 C) и использует как означающее – «созерцаемый в ипостаси», «в реальности». Однажды он применяет подобное выражение к Духу (ν διαζοσ ποστσει θεωρουμνην) и к Логосу в смысле живого существования (Ε δ το ζν κεχρισται, οδ ν ποστσει πντως στν, см.: Oratio catechetica//PG 45. 13 C, 17 C), Вообще же выражения «ν ποστσει», «ν ποστσει δ» даже не в тринитарном плане являются более характерными именно для свт. Василия (см., напр.: Commentarius in Isaiam Prophetam. Cap. XIV//PG 30. 625 A).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

« κοιντης τς φσεως», S. Basilius Caesariensis. Epistola XXXVIII. PG 32. 325 B, C, 329 D, 332 A, D, 333 A, 336 B, C. Отметим, что у свт. Василия словосочетания «общение природное», «общение по природе», «общность сущности» чаще употребляются в приложении к описанию внутри-троичной жизни, чем у свт. Григория Нисского . В свою очередь, Нисский святитель чаще употребляет термин «общение» для описания человеческого плана бытия (например, говорит об общении в скверне (τν μιασμτων κοιντητα, S. Gregorius Nyssenus. De Virginitate. PG 46. 381 D), в смерти (θαντου κοιντητος, In Ecclesiasten. Homilia V. PG 44. 685 D; также: PG 46. 317 А, PG 45. 45 A B). Касательно же троичного богословия, прибегая к терминам «κοιντης» или «κοιντητα», свт. Григорий, тем не менее, почти не использует их в непосредственном сочетании с термином «природа», но иногда – с терминами «сущность» (см., например: PG 45. 904 D – 905 A C, 380 A) и «общение по Божеству» (κοινωνοντας θετητος, Quod Νοn Sint Tres Dii, ad Ablabium. PG 45. 117 D). Также выражение Письма 38-го о лицах Троицы, что они существуют и различаются каждое «в ипостаси» своей (ντος ν ποστσει, Epistola XXXVIII. PG 32. 337 D, 336 B C) встречается именно у свт. Василия (ν δ μν ποστσει, Epistola CXXV. PG 32. 548 B, также: PG 32. 776 C, 789 В, PG 31. 597 C). Свт. Григорий Нисский чаще использует выражение – существование «по ипостаси» (κατ’ πστασιν). А «ν ποστσει» употребляет, как правило, в сочетании с «θεωρουμνων» (ν ποστσει θεωρουμνων, S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium. Lib. XII. PG 45. 1001 C, также: PG 45. 852 B, 152 C) и использует как означающее – «созерцаемый в ипостаси», «в реальности». Однажды он применяет подобное выражение к Духу (ν διαζοσ ποστσει θεωρουμνην) и к Логосу в смысле живого существования (Ε δ το ζν κεχρισται, οδ ν ποστσει πντως στν, Oratio catechetica. PG 45. 17 C, 13 C). Вообще же выражения «ν ποστσει», «ν ποστσει δ» даже не в тринитарном плане являются более характерными именно для свт. Василия (например: Commentarius in Isaiam Prophetam. Cap. XIV. PG 30. 625 A).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся, не потому только, что он становится лучшим, но и потому, что заглаждаются здесь многие из грехов его (свт. Иоанн Златоуст , 44, 853). Источник. ...Покой и веселие обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 59). Источник. ...Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает (свт. Иоанн Златоуст , 45, 59–60). Если у тебя есть грехи, они легко истребятся и попалятся скорбию. Если же у тебя есть добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее (свт. Иоанн Златоуст , 45, 60). Источник. ...Как от покоя произошла скорбь, так и от скорби надобно ожидать покоя (свт. Иоанн Златоуст , 45, 62). ...Не будем более скорбеть о потере имущества, но станем скорбеть тогда только, когда грешим. В этом случае великая польза от скорби. Лишился ты чего? Не скорби: этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби: это полезно. Вникни в разум и премудрость Божию. Два плода породил нам грех: скорбь и смерть (свт. Иоанн Златоуст , 45, 76). Источник. ...От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее и разумнее, и избавляется от всякой робости (свт. Иоанн Златоуст , 45, 472). (Скорбь) приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам не малое право на то, чтобы быть услышанным (в молитве) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 494). ...Скорбь рождает терпение – эту матерь всех благ, эту необуреваемую пристань, эту основу мирной жизни, более крепкую, чем скала, более твердую, чем алмаз, более могущественную, чем всякое оружие, более надежную, чем все крепостные стены (свт. Иоанн Златоуст , 46, 707). Источник. Человек твердый, бодрый и трезвенный от этого еще более укрепляется, и чем более умножаются скорби, тем более возрастает его мужество... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010