Толкование на Евангелие от Матфея в неделю седьмую (Мф.9:27–35) Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! сотвори и над нами чудеса, каковые мы ныне слышали во священном Твоем Евангелии! Якоже даровал еси свет очам двух слепых, тако просвети мысленные очеса души нашей, да познаем неисповедимую Твою силу. Ты, Господи Иисусе, Иже отверзл еси ушеса глухого, отверзи слух души нашей, да услышим небесное и душеспасительное Твое учение. Ты, Господи, Иже тогда исцелил еси всякую болезнь и немощь, исцели ныне многоразличные страсти коегождо из предстоящих и слышащих Евангельскую проповедь. Понеже страсти иногда, якоже акриды (саранча) и хрущи, истребляют все новосаждения, каковые произращает в сердцах наших посев Божественного слова Твоего; иногда же алчные семеноядные птицы самое семя слова при самом посеве поядают. От сего происходит, что и самых первоначальных ростков добродетели не возникает, то есть, страха и сокрушения в душе нашей. Сыне Давидов, помилуй нас! вопием и мы, якоже два слепца. А понеже верим мы, что Ты, яко многоблагоутробный и милостивый, слышишь молитву истинно о спасении своем Тя призывающих; то приступаем к толкованию, упование полагая на Божественное Твое милосердие. Мф.9:27 .  Во время оно преходящу Иисусови, по Нем идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Иисусе Сыне Давидов! Когда Господь наш Иисус Христос преходил из дома князя Иаира в другой некий дом, тогда два слепца по Нем шли, вопиюще: «помилуй ны, Сыне Давидов»! ( Мф.9:18, 27 ; Мк.5:22 ; Лк.8:41 ) Но какого состояния были люди сии, два слепца, и како случился им недуг слепоты, и колико времени пребывали они лишенными зрения? О сем, яко о излишнем, святой повествователь Евангелист умолчал; однако понять не трудно, чем они будучи побуждены, последовали за Иисусом Христом, взывая: помилуй нас. Ибо прежде, нежели их исцелил, Господь воскресил дочь Иаирову; слух же о вышеественном сем чуде разнесся по всем местам страны тоя, как повествует той же Евангелист ( Мф.9:26 ). О сем убо чуде, как кажется, слыша, слепцы текли в след за Иисусом Христом, прося велегласно помилования от Него и чая, что получат и они свет, так как дщерь Иаирова жизнь. Благоговением же убеждаемые, называли Иисуса Христа Сыном Давидовым не потому только, что Давида все почитали и благоговели, яко к святому царю и Пророку Божию, но и потому, что все вообще верили, что Мессия, по предсказанию святых Пророков, имел родиться от семени Давидова; почему и Сыном Давидовым Его называли. Но хотя слепцы велиим гласом взывали на пути: «помилуй ны Сыне Давидов»; однако Иисус Христос, убегая, сколько можно, человеческой славы, никакого ответа не давал им, пока вшел в дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Прощение Если бы на тебе числились общественные долги и состоящим в долгу была объявлена уступка долга, а между тем кто-нибудь старался по злобе лишить тебя части в этом прощении, – конечно, ты вознегодовал бы и возвысил свой голос, как лишаемый принадлежащей тебе доли в общей милости. А когда проповеданы тебе не только прощение прошедшего, но и будущие дары, – сам себе нанося обиду, какой не сделал бы тебе ни один враг, полагаешь, что надлежащим образом обсудил свое дело и придумал для себя полезное, то есть не воспользоваться прощением, но умереть в долгах? Притом знаешь, что и должному десять тысяч талантов был бы прощен долг, если бы сам бесчеловечием к своему сослужителю не возобновил на себя иска (см. Мф. 18:23–35 ). И нам надо беречься, чтобы не потерпеть того же, если, по получении благодати, не прощаем долгов должникам нашим: надо беречься для того, чтобы дар оставался у нас неотъемлемо (1). Войди в таинницу души своей, приведи себе на память дела свои. Если много у тебя грехов, не падай духом по причине их множества. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим. 5:20 ), если только приимешь эту благодать. Ибо много задолжавшему и прощено будет много, чтобы больше возлюбил (см. Лк. 7:41–43 ) (1). Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним (4). Если обиженный кем-нибудь по терпению и незлобию никому не сообщит об этом, но решит предоставить суд Богу, то поступает ли он согласно с повелением Господа? Поскольку Господь сказал в одном месте: прощайте, если что имеете на кого ( Мк. 11:25 ), а в другом месте: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ), – то надо показать плод терпения, с истинным расположением принося Богу молитву об обидевшем и говоря: Господи, не постави ему греха ( Деян. 7:60 ), – чтобы, гневаясь на брата своего, не стать повинным суду; а также должно сделать обидевшему увещание и обличение, чтобы и он освободился от гнева, грядущего на сынов непокорных ( Еф. 5:6 ; Кол. 3:6 ). А если вознерадит и под предлогом якобы собственного своего долготерпения смолчит, согрешит он сугубым грехом, как потому, что сам преступает заповедь, которая говорит: обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха ( Лев. 19:17 ), и вследствие своего молчания делается сообщником согрешающего, так и потому, что оставляет погибать во зле человека, которого через обличение, может быть, в состоянии бы он был приобрести, как и Господь это повелел ( Мф. 18:15 ) (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! У нас в городе в этом году крещенскую воду продают по 60 руб. за литр, я была очень удивлена. Может я заблуждаюсь. Но раньше я что-то не припомню чтоб воду продавали, в храме никогда с этим не сталкивалась. А мне уже 62 года г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия). Спасибо. Похожие вопросы 7 Ответов Никогда с подобным не сталкивался, и думаю, что такого не должно происходить. Вы уверены, что воду продавали именно храмы, а не какие-нибудь чересчур “инициативные” частники? С уважением, Если вы ничего не напутали, возможно, это вынужденная мера священнослужителей, во время эпидемии, из-за нехватки средств на содержание храма: коммунальные услуги (вода, электричество, отопление…), зарплата служащим и пр. К этому стоит отнестись с пониманием, если средства позволяют – это хороший повод жертвовать гораздо больше обозначенного, а если нет – то можно ограничиться и одним литром святой воды – 60 рублей это незначительная сумма. Если вспомнить Евангельский сюжет, там бедная вдова «от скудости своей положила всё, что имела» и Христос не оставил это без внимания Мк.12:41–44 Здравствуйте. Скорее всего, это не совсем так. Существует другая практика. Воду разливают в бутылки и предлагают взять их за пожертвование (тема строго фиксированных сумм пожертвований — отдельная, не хотелось бы ее вносить в этот ответ). Понятно, что бутылка стоит денег, отдать ее бесплатно сложно, да и вода, которую заливают в нее, тоже не бесплатно достается (храмы оплачивают все коммунальные услуги). Но при этом, как правило, есть возможность набрать воду в свою бутылку или взять уже готовую. Впрочем, за всех говорить не могу, всякое бывает. Крещенская вода — Дар Божий. Она дается бесплатно. Деньги берутся за тару, в которую ее отпускают, т. к. ее покупает храм. Я служу в храме чтецом. Как раз вчера приобрёл в церковной лавке пластиковую бутыль 5 литров за 60 руб. Не хотелось из дома нести и использовать старую, поэтому очень удобно, что последние годы стали продавать бутыли для святой воды. Но это был мой выбор, наливают святую воду в любую емкость.

http://azbyka.ru/vopros/mogut-li-prodava...

Разделы портала «Азбука веры» При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека ( т.е. Твоего ученика который сам по себе ), который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами ( т.е. он не в нашей церкви ); и запретили ему, потому, что не ходит за нами ( т.е. он не в нашей церкви ). Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Марка 9:38–41 Человек, который не ходил с Апостолами, не имел разрешения ( рукоположения ) — это образ протестантов? Похожие вопросы 4 Ответа Нужно помнить, что это указание для учеников Христа относилось ко времени Его земной проповеди. Новый Завет нам говорит о многих учениках, мы знаем их личности. Но чудесным образом были ученики, о которых знал только Христос. Вспомним, что Иисус отправил двоих привести ослёнка. Они удивились, и когда пришли за ослёнком, то отвязав, их спросили зачем они это делают. Ученики ответили, что Господь попросил, и хозяева разрешили забрать. Мк. 11:1–6 Осленок это не дворовая кошка, сегодня это цена хорошего грузовичка. Другие неизвестные нам последователи были в Иерусалиме, подготовившие Христу горницу для Тайной вечери Мк. 14:13–16 То есть, были неизвестные последователи, и Христос остерегал учеников противиться им. Но после Пятидесятницы благодать Божия находится в Церкви, поскольку она есть Тело Христово Еф. 1:22–23 У учеников, которые в один день стали апостолами которых Он избрал Ин. 15:16 , не было сомнений в этом, так как только лично они были крещены Святым Духом Деян. 1:5 Не весь народ заговорил на иностранных языках, но только апостолы, о чём удивлялись свидетели. Сила Святого Духа находится на апостолах, и на тех кого они рукоположили в епископы Деян. 1:7–8 У бывших учеников, у апостолов, появилась сила свидетельствовать о Христе до края земли, появившееся “через несколько дней после сего”, и отсутствовашая до этого.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-jeto-m...

ЧУДЕСА В Евангелии Спаситель начал учить не раньше, чем совершил чудеса. Первое чудо совершил Он, претворив воду в вино, и раньше этого чуда не выступает в качестве учителя, так как нужно было, чтобы дело предшествовало, а слово последовало. Поэтому и дееписатель говорит: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Как мог научить Спаситель, что Он Творец мира? Если бы он не просветил очи слепому, то Ему не поверили бы, когда Он говорил: «Я свет миру» ( Ин. 9:5 ). Если бы Он не воздвиг Лазаря, слушатели не поверили бы, когда Он говорил: «Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин. 11:25 ). Если бы Он, плюнув на землю, не сотворил брение и не помазал слепого, то не поверили бы, что Он есть Тот, кто взял персть от земли и создал Адама. Если бы Он не ходил по морю, то не явил бы Себя Владыкою моря. Если бы Он не запретил ветру, не показал бы Себя Владыкою ветров. Вот почему, являя Себя человеком, Он чрез чудеса давал познавать и прославлять Себя как Бога. Спаситель привел в изумление учеников, и они говорили: «кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» ( Мк. 4:41 ). Он предварительно показал, что Ему повинуются стихии, а потом уже изъяснил словом, что все произошло через Него. Если бы Он не показал наперед, что Ему повинуются твари, то не заслуживал бы веры Евангелист Иоанн, когда говорит: «Все чрез Него начало быть» ( Ин. 1:3 ). Как могли бы оказаться достойными веры апостолы, говорившие простым языком, когда проповедовали о Боге Слове, Творце, Спасителе, всемудром Учителе? Но язык апостолов творил чудеса, устами апостолов воскрешался мертвый, ходил хромой. А что вера следует за чудесами, об этом свидетельствует Писание, говоря: руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса, и все изумлялись и дивились, верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин ( Деян. 5:12, 14, 2:7, 47 ). Наперед сияли чудеса, а за ними следовало учение (5). Всякий раз, когда происходит что-нибудь особенное и необыкновенное или когда вводится какой-либо новый образ жизни, Бог обыкновенно дает знамения, как бы в залог Своего могущества для тех, кто должен принять Его законы. Так, намереваясь создать человека, Он прежде сотворил весь мир и потом дал уже ему в раю известный закон. Так, когда хотел дать закон Ною, опять совершил великие чудеса, изменил всю тварь в ее основаниях, повелел страшному наводнению целый год держать землю и посреди столь великого обуревания сохранил невредимым праведника. Так и Авраама оградил многими знамениями; даровал ему победу на брани, поразил ударами фараона и избавлял праотца от опасностей. Так и перед обнародованием закона иудеям Он явил дивные и великие чудеса, а потом дал уже закон (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

41. Речь к Преосвященному Епископу Дмитровскому Кириллу, по рукоположении его (Говорена в Успенском Соборе, октября 26 дня; напечатана в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1824 Многое и великое совершилось ныне над тобою: и от тебя востребовалось многое и великое. Ты принял великий дар: и дал великие обеты. В преподанном тебе даре заключается для тебя залог многих благ: а данные тобою обеты призывают тебя ко многим подвигам. Приветствую тебя, ущедреннаго великим даром Божиим: страшусь вместе с тобою, испытуя бремя общих нам обетов. С какими же помышлениями, с какими чувствованиями отпущу тебя отсюда, после совершившагося над Тобою тайнодействия? С помышлениями страха? Но церковь , призвавшая тебя в служение мира для нея, не имела намерения взять от тебя твой собственный мир; и притом возмущение духа страхом трудностей и опасностей не уменьшает трудностей, не отвращает опасностей, если не приближает и не увеличивает оных. С чувствованиями радости? Боюсь на земли радости, которая думает, что ей нечего бояться. Умер страх верою во благодать, тебя посетившую, и надеждою на Того, Который избрал и приял тебя: умерь радость, недоверием к самому себе, и ненадеянием на собственныя силы, и между страхом и радостию, как между двумя оградами от уныния и дерзости, узким, но безопасным путем, «иди в мире!» ( Мк.5:34 ; Лк.7:50 ; Лк.8:48 ) Дабы вернее утвердиться на пути служения, на который ты ныне поставлен, обрати взоры твои туда, где путь сей начинается. Начинается он, сколько я могу видеть, от Иерусалима, и в нем от некоего дома, идеже, «сущу позде, во едину от суббот, и дверем затворенным,.. бяху собрани ученицы» ( Иоан. ХХ, 19 ) Пастыреначальника нашего. Виждь Его тамо, ставшаго посреде их, оглашающаго их миром, дающаго им осязать Его воскресшее тело, исполняющаго их страхом и радостию, дышущаго на них Духом Святым, и таким образом, убитых смертию Его воскрешающаго и возраждающаго в причастие воскресшей Его жизни, и тотчас указующаго им путь, который они в сей силе Духа протекать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» Мир вашему дому! В Новом Завете сказано, что апостолы собирали деньги. Зачем они так поступали? Разве Богу угоден был их поступок, идущий вразрез с жизнью Христа? Похожие вопросы 5 Ответов Спаси Господи! Существует заповедь о десятине Лев. 27:30–32 Может подскажете где нашли в Библии такие утверждения о запрете сбора средств на Церковь? Как раз, наоборот. Иуда, ученик Христа, который носил кружку для сбора средств, хоть и предатель, но собирал деньги с  Божьего благословения Ин. 12:6 И еще об этом. Господь наблюдал за тем, кто и как делает жертву на Храм, и Он особо похвалил вдову, которая бросила 2 лепты Мк. 12:41–44 Если Господь одобрял сбор средств на Церковь, то почему Вы запрещаете это делать Святым Апостолам? И если говорить о бесплатности дел Христа, то это верно. Но любое обращение к Нему за помощью, Господь подтверждал словами: “ступай, вера твоя спасла тебя”. Человек может получить и без этого, но как правило наличие веры тех кто просит, или тех за кого просят, — обязательна. Мир Вам! Алексей, рекомендую Вас системно изучать Священное Писание, иначе утонете в подобных вопросах. А Иуда что носил, не денежный ящик для пожертвований? Господь наш Иисус Христос, выйдя на общественное служение, оставляет свое прежнее ремесло плотника, бывшее до того источником заработка. Призванные Господом апостолы также более не имели возможностей добывать пропитание прежним для них способом, поскольку полностью посвятили себя выбранному служению. При этом все это время им надо было чем-то питаться. В Евангелии упоминается денежный ящик для сбора пожертвований, бывший у апостолов ( Ин. 12:6 ).Об этом ящике, конечно, знал Христос. На собранные средства апостолы, в частности, приобретали еду, так как любой человек нуждается в постоянном подкреплении своего организма пищей. Также и Господь наш Иисус Христос, воспринявший в полноте (кроме греха) человеческую природу, имел потребность в естественном для всех нас питании. А как Апостол Павел? Он тоже был призван Христом и зарабатывал шитьём палаток во время проповеди.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-apostoly...

Разделы портала «Азбука веры» Может ли Бог принять прощение от бесов если они Его у него попросят (но это вероятно на 1%, а может и вообще её нет)? Похожие вопросы 6 Ответов Согласен с Кириллом. Бесы не способны просить прощения и покаяться. Вспомним случай с гадаринским бесноватым, когда ни один из 2000 бесов не покаялся перед Богом, имея на то отличную возможность. Они все просто решили забраться в свиней. Мк. 5:6–15 Может, конечно. Но бесы уже не покаются Церковное учение свидетельствует о том, что бесы никогда не будут восстановлены в своем достоинстве светлых ангелов и не станут снова служить Богу. Хотя, по мнению свт.  Димитрия Ростовского , диавол, в отличие от человека, был лишен шанса на покаяние в силу своих высоких дарований и качеств, а также отсутствия внешнего искушения ко греху, свт.  Василий Великий  допускал возможность такого шанса, но только до тех пор, пока лукавый не погубил человека: Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию. И эта гордыня, как ни застарела была болезнь, могла однако восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием. Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и через него внес смерть? Говорят же, что пятно, сделанное на одежде человеческой кровью из раны, никак не может быть отмыто, но вместе с одеждой состаревается изменение цвета, произведенное кровью. Посему и диаволу невозможно изгладить с себя кровавое пятно и стать чистым. Учение о невозможности покаяния и восстановления для бесов в их нынешнем положении, является догматическим и основанным на Слове Божием: « Поскольку же они осуждены навечно, они никогда не смогут стать причастниками Божественной благодати, как сказано:   „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”  ( Мф.25:41 )» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 21). Падшие ангелы соблюдаются Богом « в вечных узах, под мраком, на суд великого дня » ( Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-bog-pr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #9274832168 Закрыть Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие Евангелие пятницы (Мк, 41 зач., 9, 33—41) Протоиерей Александр Шаргунов   08:10 26.01.2024 181 Время на чтение 5 минут Фото: sfi.ru Тогда пришел Иисус и ученики Его в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Господь говорит Своим ученикам о предстоящих Своих Крестных страданиях и Воскресении. Они верят тому, что Он говорит, но не знают, что это значит. А что может быть страшнее, чем когда единственное, о чем они спрашивают друг друга: кто из них больше? Они «дорогою рассуждали между собою, кто больше». Господь знает глубину их сердец и открывает им тайну: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Единственное решение вопроса зла, царствующего в мире, — быть последним из всех и служить всем! Подлинное величие человека — суметь победить свое честолюбие Господь зовет нас проникнуть в Свою тайну, чтобы мы узнали, что в ребенке, не обладающем силой, не имеющем голоса в решении серьезных вопросов, содержится тайна Бога. Посмотрите, что делает Христос. «И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Какую возможность открывает Господь перед нами — принять Самого Бога! И мы сами должны быть детьми.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/26/po...

Закрыть Они зашли слишком далеко в разрушении Договора о РСМД 21.01.2019 666 Время на чтение 4 минуты США нацелились на достижение стратегического преимущества над Россией Датой выхода США из российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) станет 2 февраля 2019 г., заявила на днях заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон. В Вашингтоне представляют дело так, будто ДРСМД не соблюдается Россией; Соединённые Штаты же, по словам их посла в РФ Джона Хантсмана, «зашли далеко, чтобы сохранить договор». Что американцы зашли далеко, это верно, однако не с целью сохранить договор, а с целью разрушить его. Установленные ограничения (не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней - 1-5,5 тыс. км и меньшей - 0,5-1 тыс. км дальности) давно мешают Пентагону достигнуть стратегического преимущества над Россией. На этом снова сконцентрировал внимание 18 января заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в ходе брифингов для аккредитованных в России глав дипломатических миссий и сотрудников 39 посольств, а также Постоянного представительства Евросоюза по тематике российско-американского Договора о РСМД. Общеизвестно, что в начале декабря 2018 г., выполняя указание Дональда Трампа, госсекретарь США Майкл Помпео предъявил России ультиматум: если Россия за 60 дней не откажется от нарушений договора (таковыми объявлена разработка Россией ракеты 9М729 [SSC-8], дальность которой, как считают США, нарушает положения ДРСМД), Вашингтон будет считать себя свободным от договорных обязательств. С. Рябков указал не только на необоснованность американских претензий к России, но и на неприемлемость языка ультиматумов, которым США пытаются прикрыть собственное нарушение договора и линию на его окончательный слом. Счёт, который Россия предъявляет Соединённым Штатам в связи с нарушением ими Договора о РСМД, включает три позиции: размещение в Европе пусковых установок противоракет (Мк 41), в которых ракеты-перехватчики могут быть в считаные часы заменены на крылатые ракеты «Томагавк» дальностью полёта почти до 2,5 тыс. км; использование ракет-мишеней, сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования; производство и применение ударных беспилотников.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/21/on...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010