... «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и темина (вещей малоценных), и оставили важнейшее в законе: суд (правосудие), милость и веру; и это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающее!» (Это значит, что они тщательно наблюдают за мелочами, а важное оставляют без внимания).    « .... вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ...    Это было последнее увещание Господа, последняя попытка спасти их от страшного осуждения. Но на лицах их не было раскаяния, а была затаенная злоба против Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.21:33-46; Мф.22:15-46; Мф.23); от Марка (Мк.12:1-40); от Луки (Лк.20:9-47). Лепта вдовицы    При входе в храм Иерусалимский была поставлена сокровищница, то есть сборная кружка, в которую молящиеся клали свои добровольные пожертвования на храм.    Иисус Христос сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги (свои пожертвования) в сокровищницу. Многие богатые клали много.    Подошла к сокровищнице одна бедная вдова и положила в нее две лепты (не много больше половины копейки), что составляет малую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям нестоящим никакого внимания.    Но Сердцеведец Господь указал ученикам Своим именно на эту скромную жертву бедной женщины. Господь оценил ее по внутреннему достоинству ее. Подозвав учеников к себе, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от бедности своей положила все, что имела, — все пропитание свое», т. е. она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.    ПРИМЕЧАНИЕ См. в Евангелии от Марка (Мк.12:41-44); от Луки (Лк.21:1-4). Предательство Иуды    На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

БЕСЕДА 40 1. Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро (Мк. 3:4; Лк. 6:9)? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. “И спросили Иисуса, — говорит он, — чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?”. Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: “Можно ли исцелять в субботы?”, с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда опечалился, говорит евангелист (Мк. 3:5), и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: “кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро” (Мф. 12:11-12). Вразумляет их этим примером, чтоб они оставили свое бесстыдство, и не обвиняли Его опять в преступлении. Но смотри, как различно и пристойно везде Христос защищает нарушение субботы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Беседа 40 «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку». ( Мф. 12:9–10 ) Изъяснение 12:9–24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. – Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. – Зависть – худшее из зол. – Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть. 1. Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро ( Мк. 3:4 ; Лк. 6:9 )? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. «И спросили Иисуса, – говорит он,– чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?». Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: «Можно ли исцелять в субботы?», с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда опечалился, говорит евангелист ( Мк. 3:5 ), и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» ( Мф. 12:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Выражение взяли ключ разумения (ρατε τν κλεδα τς γνσεως) – единственное в своем роде во всем корпусе Евангелий, как и единственный случай употребления слова γνσις («знание», «разумение»). Использован образ закона как собрания текстов, для понимания которого требуется ключ, то есть правильная интерпретация. Объявив себя единственными легитимными толкователями закона Моисеева, законники похитили и присвоили этот ключ. Образ созвучен тому, что Иисус говорил о фарисеях у Матфея : что они запирают людям вход в Царство Небесное. Обличительная речь Иисуса в 23-й главе Евангелия от Матфея завершается прямым обращением к Иерусалиму, имеющимся также у Луки ( Мф.23:37–39 ; Лк.11:47–51 ). Это обращение было рассмотрено нами ранее. 103 У Матфея оно выполняет роль смысловой связки между обличительной речью в адрес фарисеев и следующим эпизодом, в котором ученики покажут Иисусу здания Иерусалимского храма. Однако прежде, чем перейти к его рассмотрению, мы должны отвлечься от Евангелия от Матфея и остановиться на одном эпизоде, который у него отсутствует, а приводится у Марка и Луки. 1. Две лепты вдовы У Марка этот эпизод следует сразу за обличением книжников, заканчивающимся словами: Сии, поддающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение ( Мк.12:40 ). Сцена, в которой бедная вдова противопоставляется богатым жертвователям, является смысловым продолжением этого обличения: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое ( Мк.12:41–44 ). В той же последовательности эпизоды изложены у Луки: сначала обличение книжников, затем рассказ о вдове, который Лука дает в несколько сокращенной версии ( Лк.21:1–4 ). В частности, в отличие от Марка (предположительно, писавшего для римлян), он не объясняет читателю, что две греческие монеты составляют одну римскую. Только Марк отмечает, что Иисус, сев против сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу, у Луки Он просто, взглянув... увидел богатых, клавших дары. В некоторых рукописях Евангелия от Марка «сев» заменено на «встав».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Да, пытались озлобленные враги Христовы обвинить Его в чем-либо; но попытки их оказались тщетными и окончились тем, что коварным обвинителям пришлось самим стать в положение обвиняемых и выслушать последнюю, сильную обличительную речь Иисуса. Начал Он ее обращением к народу и предупреждением, чтобы не брали примера с лицемерных книжников и фарисеев, которые присвоили себе власть не только толковать, но и дополнять законы; которые требуют от народа строжайшего исполнения всех законов, преданий и установленных ими же правил и тем возлагают на него бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не исполняют их. Окончил же Господь Свое обличение предсказанием, что вместо ожидаемого ими блаженства в Царстве Мессии, их ожидает горе: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам! ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете... Горе вам, вожди слепые!.. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Мф.23:13, 23:33 )Затем, как бы оглядываясь на прошлое и вспоминая все, сделанное Им для вразумления евреев, Господь с грустью и со слезами на глазах, воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцев своих под крылья и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст! ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!» ( Мф.23:1–39 ; Мк.12:38–40 ; Лк.20:45–47 ). Окончив Свою обличительную речь, Господь пошел по направлению к выходу из храма. Но в это время эллины, прибывшие в Иерусалим, пожелали представиться Ему и заявили об этом Апостолу Филиппу; а Филипп и Андрей передали просьбу эллинов Иисусу. Прибытие эллинов, язычников, напомнило Господу, что настало время срубить бесплодную смоковницу и выбросить ее из Божьего виноградника ( Лк.13:6–9 ); настало время отобрать виноградник от злых виноградарей и отдать его другим ( Мф.21:41 ; Мк.12:9 ; Лк.20:15–16 ); настало время отправить слуг к другим народам и звать их в Царство Божие ( Лк.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Душа Моя теперь возмутилась – сказал Он, – и что Мне сказать? Отче ! Избавь Меня от часа сего ! Но на сейчас Я и пришел . Отче ! Прослави имя Твое » ( Ин. 12:27–28 ). Тогда как бы гром прогремел в храме. Божественный глагол прозвучал с неба: « И прославил и еще прославлю ...» Народ, стоявший здесь и слышавший это, говорил: «Это гром». А другие говорили: «Ангел говорил Ему». Никто в точности не понял слышанных слов, но всем было ясно, что сейчас совершилось в храме что-то великое и неизъяснимое, что было свидетельством с неба. Тогда Иисус сказал: «Не для Меня был голос сей, но для народа... Ныне суд миру сему... Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Эти слова Христос сказал, чтобы люди поняли, какой смертью Он умрет, т. е. что Он будет распят. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни божественное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых сердцах врагов Истины. Что же помешало им поверить в Божество Иисуса Христа? Апостол и Евангелист Иоанн отвечает на это словами пророка Исаии: «Потому не могли они веровать, что народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис. 6:10 ). Однако, многие из начальников иудейских все же уверовали во Христа, но они боялись открыто признаваться в этом, чтобы не быть отлученными от синагоги. Не хотели отказаться от почетного звания начальников, не хотели портить свои служебные отношения и терять связи с влиятельными лицами и синагогой, «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» , – продолжал Господь. «...Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Сказав это, Христос отошел и скрылся от них ( Ин. 12:36,46 ). 40. Тайная Вечеря ( Мф. 26:17–35 ; Мк. 14:12–26 ; Лк. 22:7–39 ; Ин. 13:1–38 ) Приближалась Пасха, когда нужно было заколоть пасхального агнца. Это был самый великий иудейский праздник, в котором должно было принимать участие все население. Христос с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. И теперь ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть Пасху? Мы найдем и приготовим» ( Мк. 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

За это высокое притязание Иисус был осужден на смерть теми, кто считал его виновным в кощунстве ( Мк.14:61–64 ). Пожалуй, во всех учениях, приписываемых Иисусу, нет элемента, чья аутентичность не была бы столь очевидна: иначе просто невозможно объяснить ожесточенную и злобную враждебность, с которой его преследовали до смерти. Отношение ортодоксального иудейского благочестия резюмировано в издевке, которую адресовали ему, когда он был распят на кресте: «Если ты – Сын Божий, сойди с креста» ( Мф.27:40 ; ср. стихи 41–44). 4. Учение Иисуса о человеческих обязанностях и взаимоотношениях Иисус учил, что каждый человек имеет определенные обязанности перед Богом и людьми. Однажды его спросили, какая из этих обязанностей – важнейшая. В ответ Иисус поставил на первое место любовь к Богу и любовь к ближнему. Первая из всех заповедей: «Слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами своими» [ Втор.6:4–5 ]. А вот вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [ Лев 19:18 ]. Иной большей сих заповеди нет. ( Мк.12:29–31 ) (i) Об отношениях с Богом Заповедь о любви к Богу – первая из заповедей об отношениях с Богом, но не единственная. По словам Иисуса, Бога нужно бояться. «Говорю вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто по убиении может ввергнуть в геенну. Да, говорю вам, бойтесь его!» ( Лк.12:4–5 ). Речь здесь не о дьяволе, которому Иисус никогда не приписывает власть «ввергнуть в геенну», но именно о Боге. Ибо только Бог обладает суверенной властью давать и отнимать жизнь. Тот факт, что Бог кого-то помиловал и не низринул в ад, не отменяет базовой предпосылки, что наша конечная участь – в его руках. Поэтому подобает иметь страх Божий, т.е. глубокий трепет, глубокое благоговение перед ним. К тем, кто лишен такого трепета и благоговения, обращено предупреждение: «Как избежите вы осуждения в геенну?» ( Мф.23:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Заповедь о любви к ближнему Господь называет подобной заповеди о любви к Богу, потому что, пишет блаж. Феофилакт, „обе они взаимно связываются, одна другой поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди“. Прекрасно объясняет это св. Апостол, когда говорит: всякий, любящий Родившего, напр. Бога, сотворившего человека, любит и рожденного, т.е. сотворённого человека ( 1Ин.5:1 ). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? ( 1Ин.4:20 )? У еванг. Матфея прибавлено: в сию обою заповедию (на сих двух заповедях) весь закон и пророцы висят (утверждаются) ( Мф.22:40 ). Т.е. в заповедях о любви к Богу и ближнему заключается сущность всего, чему учили и чего требовали ветхозаветные учители, Моисей и все пророки. „Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синае, говорит один из святителей (Никифор, архиепископ Астраханский), то увидишь, что первые четыре заповеди относятся к любви к Богу, а прочие шесть до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертвы идолам, исполненными угроз на творящих неправду и обиду к ближнему и наставлений и побуждений к благодеяниям к ближним. Если рассудишь, что такое грех, и что такое добродетель, то ясно увидишь, что всякий грех есть ни что иное, как или оскорбление Бога или вред ближнему, а всякая добродетель есть или служение истинному Богу, или польза ближнему“. Мк.12:32 . Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; Мк.12:33 . и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Больше всех всесожжений и жертв. Иудеи, в особенности же фарисеи были очень привязаны ко внешности религии, – к обрядам, к жертвоприношению, так что из-за этой внешности нередко жертвовали высшими нравственными обязанностями любви, и потому сознательно или бессознательно считали жертвы выше дел любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И обитало с нами — буквально ™sk»nwsen ‘жило в шатре’, то есть ‘сделало местом пребывания’. С нами означает ‘среди нас’, а не ‘в нас, внутри нас’. Ср. Сир 24:8–9,11: Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище ( skhn»n ‘шатер’) и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Мы видели славу Его — эти слова не обязательно принадлежит очевидцу, так как в лице Евангелиста говорит апостольская Церковь. В словаре Иоанна dTxa ‘слава’ и ‘прославлять’ занимают важное место. В классическом и эллинистическом гре­ческом языке dTxa означает обычно ‘мнение’ или ‘репута­ция’, а — ‘думать’ или ‘воображать’. В переводе Семидесяти, в некоторых эллинистических религиозных текстах и в НЗ эти два слова значат соответственно ‘слава’ и ‘прославлять’. У Семидесяти слово dTxa часто соответствует евр. и обозначает зримую, обычно связанную со светом, составляющую Богоявления (Исх 33:22; Втор 5:24; 3 Цар 8:11). В ВЗ оно приобретает эсхатологическое значение (Ис 60:1; Авв 2:14), которое сохраняет и в НЗ (Мк 8:38; 13:26; Рим 8:18; 1 Пет 4:13), причем явление эсхатологической славы иногда относится и к настоящему времени (2 Кор 3:18; Еф 3:21), наиболее явно — в эпизоде Преображения (Мк 9:2–8 и параллели у других синоптиков). Слава Божия открывается в Иисусе Христе (Ин 1:14) и Его чудесах (2:11; 11:4,40). Слава была присуща Ему до воплощения, и по Воскресении Он возвращается в нее (17:5,24). Иисус прославляется, потому что в то время как другие ищут собственной славы (5:44; 12:43), Он ищет только славы Отца (5:41; 7:18; 8:50) в послушании Ему, поэтому прославлением называется смерть Иисуса (7:39; 12:16,23; 13:31–32). Полное благодати и истины — выражение повторяется еще раз в ст. 17. Слово ‘благодать’ только четыре раза встречается в Ин, ‘истина’ — несравненно более частое слово. Здесь надо заметить, что, когда Иоанн говорит о Воплощении Слова, его язык приобретает более библейский и менее эллинистический характер.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010